1. Организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
5. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Важной задачей учителя является формирование у школьников интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учёбе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.
Список литературы:
1. Возрастная и педагогическая психология. - Оренбург: Изд. ОГПУ 2004.
2. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М., 2008.
3. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М., 2008.
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2008.
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
© Сабанцева Н.Г.*
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В статье рассматриваются игровые методы в формировании навыков межкультурного общения на иностранном языке, подчеркивается роль игры в обучении. Ролевая игра выделяется наиболее эффективным методом в раскрытии межкультурной тематики на иностранном языке.
* Кафедра Теории и методики технологии и профессионального образования. Научный руководитель: Комелина В.А., заведующий кафедрой Теории и методики технологии и профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор.
Процесс глобализации, охватывающий практически всю человеческую деятельность в области экономики, образования и культуры в современном мире приводит к расширению взаимосвязей между различными народами и их культурами. Взаимодействие и межкультурное общение осуществляется посредством культурных обменов и прямых контактов как между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями так и отдельными индивидами разных стран и культур.
Межкультурная коммуникация - это непосредственный или опосредованный обмен информацией между представителями разных культур [2, с. 34], который находит свое отражение в системе обучения иностранным языкам. Главной целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование навыков межкультурного общения, наличие которой необходимо для успешной коммуникации между носителями разных языков и культур.
В процессе обучения иностранному языку учащиеся усваивают материал, который демонстрирует функционирование языка в естественной среде, речевое и неречевое поведение носителей языка в разных ситуациях общения и раскрывает особенности поведения, связанные с народными обычаями, традициями, социальной структурой общества, этнической принадлежностью [3, с. 152].
Формирование навыков межкультурного общения на иностранном языке возможно только при наличии специальной методики, включающей в себя эффективные приемы, средства, способы и формы организации учебного процесса, интегрирующего иностранный язык с другими предметами школьной программы.
Также для успешного осуществления коммуникации с носителями языка требуется определенный багаж фоновых знаний, чтобы понимать образ мышления тех людей, с которыми предстоит взаимодействовать, иметь представление об истории страны изучаемого языка, ее государственном, общественном и экономическом устройстве, обычаях и традициях. Для обеспечения необходимыми фоновыми знаниями изучение и преподавание языков должно вестись параллельно с ознакомлением с культурой страны изучаемого языка.
На сегодняшний день существуют разные методики преподавания иностранного языка, среди которых использование игры в обучении является наиболее эффективным методом в формировании навыков межкультурного общения, так как игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая ценность ролевой игры состоит в раскрытии себя, развитии коммуникативных способностей, навыков межкультурного общения и приобретении и укреплении своих знаний.
Игровая методика всегда активно использовалась на всех уровнях образования, для всех возрастных категорий и с различными образовательными
целями. Каждый новый этап в развитии образования вносил свои принципиальные изменения в подходах к организации учебной игры и реализации ее игрового потенциала. На современном этапе образование развивается в условиях информационного общества, поэтому игра принимает формы игрового моделирования, включая цифровое обучение, электронное обучение, обучение с помощью компьютера.
Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр в процессе которых развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку.
Игра дает также дает возможность неуверенным в себе учащимся говорить и, тем самым, преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
Метод ролевых игр наиболее полно помогает раскрыть межкультурную тематику на иностранном языке. Он характеризуется исполнением участниками ролей, которые воссоздают часто повторяющиеся ситуации межкультурного общения. Эти роли узнаются, смешиваются и изменяются при их воспроизведении и анализе.
Основой метода ролевых игр является игровое переживание в ситуациях «как будто». В таких случаях происходит восприятие скрытых правил и стандартов, которые лежат в основе норм и ценностей чужой культуры и которые отпечатываются в сознании участников обучения. В изучении межкультурных коммуникаций данный метод порождает игровое переживание, благодаря чему глубже познаются интересы взаимодействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к восприятию норм и ценностей чужой культуры.
Интересной формой ролевых игр является «воображаемое путешествие», когда учащимся дается задание написать небольшое сочинение о якобы совершенном путешествии в страну изучаемого языка, с целью описать ее, используя знания по различным интегрируемым предметам. Такие сочинения могут служить и сценариями для проведения ролевых игр на уроке.
Среди ролевых игр в развитии навыков межкультурной коммуникации можно отметить и игру «Интервью» («Interview»), когда один участник выступает в роли корреспондента и задает вопросы «иностранцу», связанные с его культурой, жизнью и бытом. Для проведения этой игры требуется знание в области межкультурного общения и культуры самого народа.
Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку. Осознание возможных проблем, возникающих в межкультурной коммуникации представителей разных культур, понимание ценностей и общепринятых норм поведения являются довольно значимыми факторами в изучении иностранного языка. И когда обучающиеся подготовлены к их решению соответствующим образом, они могут избежать непонимания, неадекватного восприятия поведения и потенциальных конфликтов, которые могут возникнуть из-за неправильного использования языка, ошибочной интерпретации реакции собеседника и оценки сложившейся ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование игр в обучении иностранного языка развивает культуру общения, поведения, связанные с обычаями и традициями изучаемого народа и выступает как средство формирования навыков межкультурного общения.
Список литературы:
1. Кириченко Е. А. Семиотические основы формирования умений иноязычного общения в обучении иностранному языку в языковом вузе / Н.М. Ан-дронкина, Е.А. Кириченко // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2009. -№ 4 (16). - С. 144-147.
2. Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. - М.: Гнозис, 2007. - 386 с.
3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. - М.: Астрель, 2010. - 272 с.