Научная статья на тему 'ИГРА КАК МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИГРА КАК МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
игра / дошкольный возраст / младшие школьники / эстрадный вокал / музыкальные способности / pollution / game / preschool age / junior high school students / pop vocals / musical abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова И.И.

В работе представлен теоретический анализ исследования игры как метода преподавания эстрадного вокала детям дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе исследования выявлены основные игровые методы работы с детьми при обучении эстрадному вокалу и описаны психолого-педагогические особенности дошкольников и младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME AS AMETHOD OF TEACHING CHILDREN OF PRESCHOOLAND JUNIOR SCHOOLAGE SINGING

The paper presents a theoretical analysis of the study of the game as a method of teaching children in pre-school and junior school age in classes on pop vocals. In the process of research the main game methods of work with children in the training of pop vocals have been identified and psycho-pedagogical features of preschoolers and junior schoolchildren have been described.

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37

Борисова И.И.

магистр кафедры эстрадно-джазового пения Музыкальный факультет Институт современного искусства (г. Москва, Россия)

ИГРА КАК МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в работе представлен теоретический анализ исследования игры как метода преподавания эстрадного вокала детям дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе исследования выявлены основные игровые методы работы с детьми при обучении эстрадному вокалу и описаны психолого-педагогические особенности дошкольников и младших школьников.

Ключевые слова: игра, дошкольный возраст, младшие школьники, эстрадный вокал, музыкальные способности.

В современной системе музыкального образования особое внимание уделяется формированию интереса учащихся к занятиям музыкальной деятельностью. Одним из важных и основополагающих методов в работе с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность, поскольку именно в дошкольном периоде, опираясь на возрастную периодизацию, у детей ведущим видом деятельности является игра. Следовательно, процесс игры при развитии музыкальных способностей детей в вокальной деятельности является важным составляющим и помогает лучше сформировать необходимые навыки, опираясь на психолого-педагогические особенности данного возрастного периода [1].

Занятия вокальной деятельностью представляют собой достаточно сложный многогранный процесс, который требует от учащихся не только интереса и высокой концентрации, но также и формирования волевые качеств личности: терпения, усидчивости, самостоятельности, умения преодолевать концертное волнение и другие необходимые качества, которые легче даются младшему школьнику через игровую деятельность.

Следует отметить, в процессе занятий эстрадного вокала необходимо учитывать психолого-педагогические особенности возраста. Так в дошкольном возрасте у детей формируется наглядно-образное мышление, склонность к подражанию, активное познание окружающей действительности, развиваются творческие способности, развито непроизвольное внимание, игровая деятельность имеет ролевой характер. В младшем школьном возрасте дети развивают интерес к учебе, постепенно усваивают произвольное внимание, у них активно развиваются творческие способности, осваивается словесно-логическое мышление [2].

Таким образом, игра как метод преподавания для детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе занятий эстрадным вокалом, будет способствовать развитию вышеуказанных познавательных процессов, а также будет помогать созданию легкой и непринужденной обстановки, при этом, помогая преодолевать трудности в процессе обучения эстрадного вокала, учитывая возрастные особенности детей.

Процесс обучения детей эстрадному вокалу, в том числе через игровую деятельность, рассмотрен в исследованиях таких ученых как А.В. Беккер, О.С. Изюрова, Т.В. Рыбкина, Т.Г. Шеверева и других. При этом вопросы исследования влияния игровой деятельности на процесс формирования эстрадных вокальных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста остается, на наш взгляд, недостаточно изученным.

Следует констатировать, что в современной действительности возможности современного эстрадного вокала для детей существенно расширились с активным развитием цифровых технологий, что, безусловно,

оказывает существенное влияние на формирование современных подходов к изучению игры, как метода преподавания для детей на занятиях по эстрадному вокалу.

Игра тесно связана с воображением, как определял Л.С. Выготский [1], критерием игровой деятельности является воображаемая ситуация, которая способствует постижению нового социального опыта ребенка. Таким образом, на занятиях эстрадного вокала, педагог способен создавать разные игровые ситуации, которые будут позволять ребенку с одной стороны с большим интересом включаться в игровое пространство, с другой стороны - развивать необходимые музыкальные навыки и музыкальные способности, увлекая игровой деятельностью на занятиях по вокалу.

В качестве примера можно предложить использование игровых приемов при распевании. Следует констатировать, что в процессе развития навыков эстрадного вокала у детей дошкольного и младшего школьного возраста, одним из важных видов деятельности является распевание голоса, где юные музыканты тренируют и разогревают голосовой аппарат, подготавливаясь к работе над вокальным произведением [3].

На этапе распевания можно реализовывать следующие игровые приемы:

- артикуляционная гимнастика, направленная на снятие напряжения в голосовом аппарате, формирование выразительной дикции,

- развивающие игры с голосом - то есть подражанием звукам природы, животным, в результате чего дети тренируют навыки усвоения звуков разной высоты,

- речевые зарядки, куда может входить комплекс упражнений на правильную постановку дыхания, развитие и тренировку артикуляции,

- распевки-скороговорки также с большим удовольствием могут исполнять дети на занятиях по эстрадному вокалу и другие игровые приемы.

В результате, в процессе распевания для детей на занятиях эстрадного вокала можно использовать игровые приемы, которые и развивают

воображение, и формируют интерес к вокальным занятиям, а также обогащают социальный опыт ребенка.

Как определяет А.В. Беккер, важно учитывать, что голос ребенка в младшем школьном возрасте еще не окреп и достаточно хрупкий, следовательно, основной задачей педагога эстрадного вокала будет обучение детей пользоваться голосом, используя различные нюансы, помочь раскрыть красоту тембра голоса ребенка, развивать силу голосовых связок. Все эти профессиональные приемы можно реализовывать в игровой деятельности, что позволит почувствовать ребенку интерес и увлеченность к занятию эстрадного вокала.

В дошкольном и младшем школьном возрасте важно развивать творческий потенциал ребенка на занятиях эстрадным вокалом, развивая навыки вокального мастерства, актерские навыки. Здесь на помощь приходят игровые приемы, которые позволяют создать для ребенка ситуацию успеха, помочь в раскрытии его эмоциональной сферы [4].

Отметим, что в процессе эстрадной вокализации у детей развивается и моторика, и чувство ритма, и мелодический слух - все эти способности можно формировать, используя игровые приемы в работе с детьми.

Е.И. Павлов выделяет следующие принципы работы при обучении младших школьников эстрадному вокалу:

-соблюдение «индивидуальной свободы» ребенка,

-программа занятий по эстрадному вокалу должна выстраиваться и базироваться на «трех китах» - пение, артистизм, обучение исполнительским навыкам, где раскрывается образ музыкального произведения,

-работа над музыкальным произведением должна быть кропотливой, опираясь на безопасность охраны здоровья ребенка, бережного отношения к голосовому аппарату - самому хрупкому музыкальному инструменту.

-важно особое внимание уделять укреплению здоровья ребенка, что также необходимо учитывать на вокальных занятиях [5].

Таким образом, следует констатировать, что музыкальное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста при занятиях эстрадным вокалом с помощью игры, как важного метода работы с детьми данного возраста подразумевает:

-формирование интереса ребят к музыкальным занятиям, -развитие творческого воображения, наглядно-образного и словесно-логического мышления,

-формирование и развитие музыкальных способностей,

-развитие артистизма,

-развитие творческой инициативы детей.

Эстрадный вокал привлекает детей экспрессивностью, активным ритмом, яркостью движений и свободой воплощения музыкальных образов, а использование игровых приемов на музыкальных занятиях позволит создать необходимую творческую атмосферу для детей, где поддерживается баланс между игровой деятельностью, учетом возрастных особенностей и профессиональными требованиями педагога по вокалу, которые направлены на развитие вокальных навыков [6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский, Л. С. Возрастная психология. М. : Просвещение, 2003. 435 с. -ISBN 5-699-02553-7;

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. М. : Академический Проспект, 2001. 704 с. - ISBN 5-7695-0303-3;

3. Глинка, М. И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано. М. : Планета музыки. 2012. 72 с.;

4. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М. : Владос, 2000. -304 с.;

5. Изюрова, О. С. Инновационные формы занятий в студии сольного и ансамблевого эстрадного вокала: опыт инновационной деятельности // Инновационные процессы в музыкальном образовании: монография / отв. ред. К. П. Матвеева. ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. - С. 103-111;

6. Лохнев, В. В. Особенности занятий эстрадным вокалом на начальном этапе обучения // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: материалы четвертой всерос. науч.-практ. конф. аспирантов, соискателей и студентов, Екатеринбург, 21 - 22 апр. - 2011 г. , отв. ред. К. П. Матвеева / Урал. гос. пед. ун - т. Екатеринбург, 2011. - С. 106 - 111

Borisova I.I.

Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia)

GAME AS A METHOD OF TEACHING CHILDREN OF PRESCHOOL AND JUNIOR SCHOOL AGE SINGING

Abstract: the paper presents a theoretical analysis of the study of the game as a method of teaching children in pre-school and junior school age in classes on pop vocals. In the process of research the main game methods of work with children in the training of pop vocals have been identified and psycho-pedagogical features of preschoolers and junior schoolchildren have been described.

Keywords: pollution, game, preschool age, junior high school students, pop vocals, musical abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.