Научная статья на тему 'Генерирование вокально-хоровых навыков участников детского вокального ансамбля общеобразовательной школе'

Генерирование вокально-хоровых навыков участников детского вокального ансамбля общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
пение / обучения пению / методики преподавания / хореография / эстрада / актерское мастерство / детская эстрадно-музыкальная педагогика / вокальный ансамбль / вокально-хоровые навыки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилуфар Хўжамурод Қизи Худойқулова

Детская эстрадно-музыкальная педагогика насчитывает 12-13 лет. В историческом масштабе это период становления. Специалистов, имеющих профессиональную подготовку, немного, не хватает репертуарной, методической литературы. В то же время интерес детей, родителей, наконец, зрительской аудитории к этому виду художественного творчества чрезвычайно велик. Свидетельство тому множество конкурсов юных исполнителей эстрадной песни, где со всей очевидностью проявляются как несомненные успехи в развитии жанра, так и некоторые негативные тенденции в работе педагогов, которые зачастую действуют интуитивно, не зная специфики методики преподавания эстрадного вокала, хореографии, актерского мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генерирование вокально-хоровых навыков участников детского вокального ансамбля общеобразовательной школе»

Генерирование вокально-хоровых навыков участников детского вокального ансамбля общеобразовательной

школе

Нилуфар Хужамурод кизи Худойкулова Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Детская эстрадно-музыкальная педагогика насчитывает 12-13 лет. В историческом масштабе это - период становления. Специалистов, имеющих профессиональную подготовку, немного, не хватает репертуарной, методической литературы. В то же время интерес детей, родителей, наконец, зрительской аудитории к этому виду художественного творчества чрезвычайно велик. Свидетельство тому - множество конкурсов юных исполнителей эстрадной песни, где со всей очевидностью проявляются как несомненные успехи в развитии жанра, так и некоторые негативные тенденции в работе педагогов, которые зачастую действуют интуитивно, не зная специфики методики преподавания эстрадного вокала, хореографии, актерского мастерства.

Ключевые слова: пение, обучения пению, методики преподавания, хореография, эстрада, актерское мастерство, детская эстрадно-музыкальная педагогика, вокальный ансамбль, вокально-хоровые навыки

Generation of vocal and choral skills of participants in a children's vocal ensemble in a general education school

Nilufar Xo'jamurod kizi Khudoikulova Uzbekistan State Institute of Art and Culture

Abstract: Children's pop-musical pedagogy has 12-13 years. On a historical scale, this is a formative period. There are few specialists with professional training, there is not enough repertoire, methodological literature. At the same time, the interest of children, parents, and finally, the audience in this type of artistic creativity is extremely high. Evidence of this is the many competitions for young pop song performers, where both undoubted successes in the development of the genre and some negative trends in the work of teachers are clearly manifested, who often act intuitively, not knowing the specifics of the methods of teaching pop vocals, choreography, acting skills.

Keywords: singing, learning to sing, teaching methods, choreography, stage, acting, children's variety and music pedagogy, vocal ensemble, vocal and choral skills

Пение является самым доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в педагогике обучения пению всегда актуальны. В процессе обучения пению ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Пение в ансамбле развивает музыкальный слух, вокальные навыки, способствует развитию навыков коллективного пения. В настоящее время наблюдается большой интерес к вокальному искусству среди детей и молодежи. Растет количество певческих коллективов, открываются многочисленные вокальные студии, организуются вокальные классы в музыкальных и общеобразовательных школах, где имеются возможности выбора для творческого развития любых видов вокального исполнительства - академическое, народное, эстрадное, джазовое, хоровое пение. Ежегодно проводится масса вокальных конкурсов с участием детей и молодежи разных возрастных категорий, что говорит о необычайной популярности данного вида творчества.

Пение детей всегда рассматривалось как особое направление в вокальной педагогике. Руководители детских ансамблей, хоровых коллективов закономерно рассматривали начальный период обучения как основополагающий. Это требует знания многих аспектов работы - физиологии голоса, строения гортани, возрастных особенностей. Детские певческие голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А также различен в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские. следующую классификацию диапазонов детских голосов:

Сопрано детского хора от до I - до соль II октавы.

Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.

У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Им свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности. Условно детские голоса можно разделить на 3 группы:

Детская, от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы - до II октавы, или ре I - ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука р-mf. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками.

На начальном этапе вокального воспитания закладываются профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование. От 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже есть предрасположенность к грудному звучанию. Постепенно расширяется диапазон

(до I октавы - ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается формирование и развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны. Сопрано до, ре I октавы - фа, соль II октавы. Альты ля малой октавы - ре, ми Ь II октавы.

14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 - 2 октавы. Звучание смешанное. У мальчиков в 8 - 11 классах заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.

У девочек заканчивается формироваться голос. Мальчики подвержены мутации и редко поют в этом возрасте.

Следует отметить, что полный диапазон каждой партии в детском вокальном ансамбле может расшириться, например, сопрано до «ля», «сиЬ» II октавы; альты до «соль» малой октавы.

Правильное представление о примарных тонах, или зоне примарного звучания, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит руководителю определить удобный участок звуковой шкалы для пения. А также выбрать соответствующий репертуар, способствующий наилучшим образом на развитие детского голоса.

Примарными вокалисты называют певческие звуки, звучащие наиболее естественно в сравнении с другими. Следовательно, при пении в примарной зоне все звенья голосового аппарата работают с естественной природной координацией.

У большинства детей домутационного периода зона примарного звучания фа1 - ля1. Следует начинать распевание с этих тонов. Некоторые специалисты и педагоги считают, что она расположена довольно ниже, и связано с функционированием аппарата в процессе речи. Выяснено, что эта зона в разные годы - до наступления мутационного возраста - меняется. И среднее значение высоты ре1 - ля1. Выяснено, что понижение голоса от 3-4 лет связано со становлением речевой функции и отсутствие полноценного вокального воспитания.

Переходные звуки. По природе голоса детям, как и необученным взрослым певцам, свойственно использовать натуральные регистры с переходом грудного звучания на фальцетный.

При пении восходящего звукоряда на звук «А» или «О» можно узнать предел грудного регистра. Для этого необходимо настроить свой голос на грудное звучание, начать петь вверх до тех звуков, которые вызовут затруднение.

Такие звуки расположены в диапазоне ре2 - ре Ь - #2 для альтов и фа2 - фа ь- фа #2 для сопрано.

Если ребёнок на гласный звук «А» будет петь в возрасте 4-5 лет, то окончание грудного регистра и переход к фальцетному будет слышен на звуках ля 1, си 1, до 2.

И в заключении необходимо отметить, что различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о детском пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о различных приёмах в обучении пению.

Так как пение является самым доступным видом музыкального искусства. И вопросы в педагогике всегда актуальны. В процессе обучения пению ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Пение в ансамбле развивает музыкальный слух, вокальные навыки, способствует развитию навыков коллективного пения.

Использованная литература

1. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Взгляды Гвидо д'Ареццо и роль умения читать с листа. Science and Education, 4 (2), 1392-1398.

2. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Теория движения голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (2), 1399-1405.

3. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). К теории волновых колебаний музыки, шумовые и музыкальные звуки. Science and Education, 4 (2), 1406-1411.

4. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Мелизмы элементы музыкальной теории. Science and Education, 4 (2), 1412-1417.

5. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Применение метода вторичного резонанса для многоголосной музыки. Science and Education, 4 (2), 1418-1424.

6. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Теория роста динамики музыки в хоре. Некоторые вопросы о динамики. Science and Education, 4 (2), 1425-1431.

7. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Ядерное тяготения тоники. Роль побочных или вспомогательных звуков в музыке. Science and Education, 4 (2), 1432-1437.

8. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Проблема моментов построения музыкальных форм решения, её задачи. Science and Education, 4 (2), 1438-1443.

9. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Натуральная философия по построения формы музыки. Science and Education, 4 (2), 1444-1449.

10. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Теория линейного строения мелодии, гармоническое соединение голосов. Science and Education, 4 (2), 1450-1456.

11. 1 .Kunduzkhon Nishonboeva & Shoyira Nusratova & Zukhra Arzibaeva & Nilufar Khudoykulova. Literary work and music as a tool for understanding intercultural differences.Vol. 29 No. 05 (2020): Vol. 29 No. 05 (2020), International Journal of Advanced Science and Technology.

12. Н Худойкулова. Возможности использования педагогических технологий в музыкальном образовании. Многопрофильный рецензируемый журнал 6 (11), 547-550.

13. Н.Х.Худойкулова. возможности использования педагогических технологий в музыкальном образовании. Журнал NX — многопрофильный рецензируемый журнал 6 (2581-4230)

14. Н.Х.Худойкулова. «Роль музыкально-исполнительской подготовки в формировании творческого мышления школьника». «Повышение качества современного непрерывного образования: инновации и перспективы...

15. Н.Х.Худойкулова. Литературное произведение и музыка как средства понимания межкультурных различий. Международный журнал передовых наук и технологий 29 (5), 1691-1694.

16. Н.Х.Худойкулова. Прослушивание образцов мировой и национальной музыки как фактор творческого мышления в начальных классах. Перспективы повышения эффективности физической культуры и начального образования...

17. Худоев, Г. М. (2020). Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), (2 (24)), 50-57.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.