Научная статья на тему 'Методы расширения разнообразных аккордов по полифонии'

Методы расширения разнообразных аккордов по полифонии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
полифонические композиции / полифония / задача дисциплины полифонии / музыкально-теоретическая дисциплина / аккорды

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилуфар Хўжамурод Қизи Худойқулова

Полифония это тип музыкальной текстуры, состоящей из двух или более одновременных линий самостоятельной мелодии, в отличие от музыкальной текстуры только с одним голосом, монофонии или текстуры с одним доминирующим мелодическим голосом, сопровождаемым аккордами, гомофонией. Склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом и логическом отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкальнотеоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии практическое изучение полифонических композиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы расширения разнообразных аккордов по полифонии»

Методы расширения разнообразных аккордов по

полифонии

Нилуфар Хужамурод кизи Худойкулова Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Полифония это - тип музыкальной текстуры, состоящей из двух или более одновременных линий самостоятельной мелодии, в отличие от музыкальной текстуры только с одним голосом, монофонии или текстуры с одним доминирующим мелодическим голосом, сопровождаемым аккордами, гомофонией. Склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом и логическом отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии - практическое изучение полифонических композиций.

Ключевые слова: полифонические композиции, полифония, задача дисциплины полифонии, музыкально-теоретическая дисциплина, аккорды

Methods for extending various chords in polyphony

Nilufar Xo'jamurod kizi Khudoikulova Uzbekistan State Institute of Art and Culture

Abstract: Polyphony is a type of musical texture consisting of two or more simultaneous lines of independent melody, as opposed to a musical texture with only one voice, monophony or a texture with one dominant melodic voice accompanied by chords, homophony. Warehouse of polyphonic music, determined by the functional equality of individual voices of polyphonic texture. In a musical play of a polyphonic type, voices are equal in compositional, technical and logical terms. The word "polyphony" also refers to the musical-theoretical discipline, which is taught in the courses of secondary and higher musical education for composers and musicologists. The main task of the discipline of polyphony is the practical study of polyphonic compositions.

Keywords: polyphonic compositions, polyphony, task of polyphony discipline, musical-theoretical discipline, chords

Склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом и логическом отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии - практическое изучение полифонических композиций.

Каждое музыкальное произведение имеет определённое оформление музыкальной ткани, что называется фактурой - изготовление, делание. Это слышимый нами звуковой пласт музыки. Для характеристики фактуры пользуются условными определениями: «раскидистая фактура», «массивная», «прозрачная» и т.п.

При всем разнообразии фактуры можно выделить и систематизировать типичные формы изложения, основанные на том или ином определенном принципе. Такие формы и называются музыкальными складами. Музыкальный склад - это способ организации музыкальной ткани. Он определяет специфику развёртывания голосов (голоса) фактуры, логику их горизонтальной, а в многоголосии также вертикальной организации.

Следует различать четыре основных музыкальных склада:

- монодический;

- аккордовый;

- гомофонный;

- полифонический.

Тот или иной склад может выдерживаться во всем произведении или на протяжении большей его части, а может проводиться эпизодически, сменяясь другим складом. В инструментальной музыке часто происходит сочетание разных способов изложения, образующее смешанные склады. Для того чтобы разбираться в сложных случаях, необходимо, прежде всего, получить представление о складах в их наиболее простом и типичном виде.

Монодический склад представляет собой одноголосное (унисонное или с октавным удвоением) мелодическое движение без сопровождения. Характерны в этом отношении одноголосные народные песни (молоканское пение «О какой нам путь открылся»). В крупных гомофонных и полифонических формах тема иногда проводится сначала в монодическом складе (иногда в октавном удвоении), что придает ей особую рельефность и значительность. Вообще, в профессионально-композиторской музыке монодический склад занял подчиненное положение, включаясь в фактуру преимущественно эпизодически, в начальных или промежуточных фазах развития. Аккордовый (хоральный) склад представляет собой сочетание голосов, достаточно полно сливающихся в

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 677 LMIü^ei

аккорды благодаря тождественному (или почти тождественному) ритму всех голосов. Этот склад не является полифонией, т. к. состоит не из самостоятельных мелодий, а из гармонических голосов, т.е. элементарных мелодических ходов, подчинённых гармоническому целому. При всей монолитности аккордового склада крайние голоса приобретают значение мелодических контуров гармонического движения. Средние же голоса играют двойственную подчиненную роль: они помогают мелодически связывать аккорды и, с другой стороны, заполнять их соответствующими тонами, прибегая для этого, в зависимости от движения верхнего голоса, к терцовым и более широким ходам.

Верхний голос бывает настолько простым в интонационном отношении, что без гармонии музыка теряет свой основной смысл. В таких случаях сам тематизм сосредоточен не в мелодии, а в полной слитности верхнего голоса с гармонией, с её не только функциональной, но и темброво-красочной (фонической) стороной.

В учебной работе по гармонии аккордовый склад имеет основополагающее значение как упрощенная форма изложения. Сперва он изучается в своем натуральном виде, а затем - с фактурным усложнением и обогащением посредством мелодической и гармонической фигурации.

Гомофонный склад (или просто гомофония) - это род многоголосия с наличием главной мелодии и сопровождения (аккомпанемента).

Сопровождающие голоса оказываются такими потому, что музыкальный материал, исполняемый ими, значительно менее самостоятелен, чем материал главной мелодии. В подавляющем большинстве случаев аккомпанемент складывается из аккордов или звуков разложенных аккордов. При этом ни один из сопровождающих голосов не становится ясно выраженной мелодией. Гармоническое сопровождение может усложняться октавными удвоениями и разного рода фигурациями. При этом открываются широкие возможности использования изложения для достижения выразительных, изобразительных эффектов. Однако при любом развитом сопровождении в гомофонно-гармоническом изложении оно всегда поддерживает единственную мелодию, единственный главный голос. В этом основное отличие гомофонии от полифонии.

Слово «полифония» греческого происхождения, и в точном переводе оно означает многоголосие (поли - много, фон - звук, голос). Однако не всякое многоголосие можно назвать полифонией. Полифонией называется лишь такое многоголосие, в котором каждый голос мелодически самостоятелен и где сплетаются несколько (не менее двух) таких голосов. Сущность такого полифонического соединения можно определить как ансамбль мелодий.

Многоголосие производит впечатление не столько сочетания разных мелодий, сколько расслоения главной мелодии на варианты разветвляющиеся и вновь сливающиеся. Суть подголосочной полифонии в том, что одновременно выявляется мелодическое вариантное многообразие.

Подголоску не дают самостоятельного значения и называют его ленточным утолщением мелодии.

В подголосочной полифонии происходит то слияние голосов в унисон (и движение параллельными унисонами), то расхождение их в иные интервалы. Чем богаче различия основного напева и его вариантов, тем больше подголосочная полифония подходит к разнотемной (контрастной) полифонии, которая стоится на сочетании различных мелодий.

Подголосок может вступать одновременно с мелодией, а также с опозданием во времени. Он может быть простым интонационно и развитым, сложным за счёт ритмических преобразований, всевозможных украшений. Вариант мелодии может звучать над основным напевом, выполняя функцию надголоска. Одновременное звучание различных мелодий образует контрастную (иногда говорят - разнотемную) полифонию.

Мелодии бывают настолько индивидуальны, что каждая из них может звучать в качестве самостоятельной темы с тем или иным гармоническим сопровождением. А бывают и заметно неравноправными - одна из них главная, вторая сопутствующая. В обоих случаях суть соединения состоит в том, что свойства мелодических линий выявляются в их одновременном сопоставлении, в их контрасте или взаимном дополнении.

Наконец, неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию (или ее близкие варианты), это - имитационная полифония.

В некоторых чертах имитационная полифония сходна с подголосочной: она выявляет свойства мелодической темы через её многочисленные варианты (регистровые, ладовые, тональные). Но главная особенность имитационной полифонии состоит в том, что проведение тем происходит не параллельно, а последовательно. При этом в момент вступления имитирующего голоса первый голос продолжает своё развитие, сопровождая новый голос противосложением.

Полифония позволяет показать одновременно несколько мелодических линий. Это либо различные варианты одной мелодии (подголосочность), либо различные мелодии (контраст), либо различные стадии развития одной мысли (имитационность). Такое совмещение в одновременности разных мелодий наиболее ярко проявляется именно в полифонической музыке и составляет одну из ее характерных особенностей.

Возможно взаимодействие нескольких видов полифонии. Например, подголосочное расслоение на фоне контрастного голоса. В имитационной полифонии противосложением может быть подголосок к мелодии и т.п.

Использованная литература

1. Нилуфар Хужамурод Кцзи Худойкулова (2023). Взгляды Гвидо д'Ареццо и роль умения читать с листа. Science and Education, 4 (2), 1392-1398.

2. Нилуфар Хужамурод К,изи Худойкулова (2023). Теория движения голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (2), 1399-1405.

3. Нилуфар Хужамурод Кцзи Худойкулова (2023). К теории волновых колебаний музыки, шумовые и музыкальные звуки. Science and Education, 4 (2), 1406-1411.

4. Нилуфар Хужамурод К,изи Худойкулова (2023). Мелизмы элементы музыкальной теории. Science and Education, 4 (2), 1412-1417.

5. Нилуфар Хужамурод К,изи Худойкулова (2023). Применение метода вторичного резонанса для многоголосной музыки. Science and Education, 4 (2), 1418-1424.

6. Нилуфар Хужамурод Кцзи Худойкулова (2023). Теория роста динамики музыки в хоре. Некоторые вопросы о динамики. Science and Education, 4 (2), 1425-1431.

7. Нилуфар Хужамурод К,изи Худойкулова (2023). Ядерное тяготения тоники. Роль побочных или вспомогательных звуков в музыке. Science and Education, 4 (2), 1432-1437.

8. Нилуфар Хужамурод К,изи Худойкулова (2023). Проблема моментов построения музыкальных форм решения, её задачи. Science and Education, 4 (2), 1438-1443.

9. Нилуфар Хужамурод Кцзи Худойкулова (2023). Натуральная философия по построения формы музыки. Science and Education, 4 (2), 1444-1449.

10. Нилуфар Хужамурод Кцзи Худойкулова (2023). Теория линейного строения мелодии, гармоническое соединение голосов. Science and Education, 4 (2), 1450-1456.

11. 1 .Kunduzkhon Nishonboeva & Shoyira Nusratova & Zukhra Arzibaeva & Nilufar Khudoykulova. Literary work and music as a tool for understanding intercultural differences.Vol. 29 No. 05 (2020): Vol. 29 No. 05 (2020), International Journal of Advanced Science and Technology.

12. Н Худойкулова. Возможности использования педагогических технологий в музыкальном образовании. Многопрофильный рецензируемый журнал 6 (11), 547-550.

13. Н.Х.Худойкулова. возможности использования педагогических технологий в музыкальном образовании. Журнал NX - многопрофильный рецензируемый журнал 6 (2581-4230)

14. Н.Х.Худойкулова. «Роль музыкально-исполнительской подготовки в формировании творческого мышления школьника». «Повышение качества современного непрерывного образования: инновации и перспективы...

15. Н.Х.Худойкулова. Литературное произведение и музыка как средства понимания межкультурных различий. Международный журнал передовых наук и технологий 29 (5), 1691-1694.

16. Н.Х.Худойкулова. Прослушивание образцов мировой и национальной музыки как фактор творческого мышления в начальных классах. Перспективы повышения эффективности физической культуры и начального образования...

17. Худоев, Г. М. (2020). Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), (2 (24)), 50-57.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 681 LMIü^ei

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.