№ 1 - 2010 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 130.4
ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ: ИНВЕРСИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Д.А. Севостьянов, Н.П. Шевченко
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»
(г. Новосибирск)
В статье представлены основные принципы исследования иерархии ценностей. В частности, в ней показано, что иерархия ценностей может строиться как на атрибутивных, так и на сущностных принципах. Сочетание этих двух организационных принципов приводит к возникновению инверсивных связей в иерархии ценностей, что, в свою очередь, может послужить причиной серьезных общественных потрясений.
Ключевые слова: иерархия ценностей, инверсия, организационный принцип
Севостьянов Дмитрий Анатольевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», е-mail: [email protected]
Шевченко Наталья Петровна - преподаватель кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», е-mail: [email protected]
Ценностно-ориентационная деятельность составляет один из существенных аспектов человеческой деятельности в целом; выдающийся отечественный философ М. С. Каган выделял эту деятельность, как самостоятельный раздел, наряду с познавательной, преобразовательной и коммуникативной деятельностью [4]. Однако ценностноориентационная деятельность есть деятельность особого рода; она есть направляющий и модулирующий фактор по отношению к остальным аспектам деятельности человека. Наполнение человеческой жизни тем или иным конкретным смыслом целиком зависит от ее ценностного содержания.
Ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для субъекта в социуме с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В такой обобщенной формулировке можно представить те многочисленные определения ценностей, существующие в отечественной науке. Производные же от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры [2, а 197].
Итак, ценности, которыми руководствуется тот или иной субъект в своей деятельности, не могут считаться равнозначными; напротив, они образуют иерархию, которая обладает собственной исторической динамикой; изменения в иерархии ценностей
могут прослеживаться как при сравнении различных культурных сообществ между собой, так и в ходе исторического развития того или иного культурного сообщества [3]. Планируя свое будущее, намечая конкретные события - планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями [1]. Однако, как указывал М. С. Каган, недопустимо отождествлять ценность как социальный феномен и полезность как феномен биологический, хотя и та и другая обозначаются общим понятием «значения» или «значимости» [4, с. 67]. Для каждой отдельной личности ценности представлены в ее собственном выражении, но ценности обладают также и несомненной социальной значимостью.
Поскольку ценности образуют иерархию, то уместно предположить, что в структуре такой иерархии находят выражение общие свойства всех иерархических структур. Согласно положениям Общей теории систем, такие свойства обладают внепредметной универсальностью [7].
Среди свойств, присущих иерархическим системам, следует особо отметить способность к образованию инверсивных связей. Инверсивные отношения в иерархии возникают в том случае, когда нижестоящий иерархический элемент приобретает некоторые свойства, позволяющие ему, формально оставаясь на своей невысокой иерархической позиции, фактически приобретать в иерархии ведущее (главенствующее) значение. Хотя само по себе данное свойство может считаться универсальным, оно реально присуще не всем иерархиям. Для возникновения инверсивных связей необходимо, чтобы в иерархической системе наблюдалось строго определенное сочетание действующих иерархических принципов.
Соподчиненные элементы (в данном случае - соподчиненные ценности) образуют иерархию, разумеется, не в произвольном порядке. Основой для формирования иерархической вертикали именно в том виде, в котором мы ее можем наблюдать, становятся принципы, относящиеся к двум классам - это могут быть либо сущностные, либо атрибутивные организационные принципы. Конкретные, частные принципы организации иерархий могут насчитываться десятками, но каждый из них может рассматриваться либо как сущностный, либо как атрибутивный.
Сущностный принцип означает, что каждый элемент занимает свое место в иерархии на основании некоторых имманентных, неотчуждаемых свойств. Атрибутивный принцип, напротив, ориентирован на внешние, привходящие свойства соподчиненных элементов. Следует особо отметить, что отнесение того или иного принципа к определенному классу может носить и субъективный характер, и тогда в феноменологической картине индивидуума может сложиться иное представление о ценностях, чем это принято в обществе. Особенно важно то, что в одной и той же системе могут одновременно действовать сразу несколько разных организационных принципов.
Инверсивные отношения могут возникнуть в иерархической системе только в том случае, когда в ней одновременно представлены как сущностные, так и атрибутивные организационные принципы. Атрибутивные принципы, вследствие нестабильности атрибутов, создают возможности для проявления внутренней активности в системе, предполагают динамические изменения в ней. В то же время сущностные принципы позволяют иерархически соподчиненным элементам, изменившим свою реальную значимость, формально занимать прежнее место в иерархической структуре.
Что касается иерархии ценностей, то в ней мы действительно можем наблюдать совместное действие организационных принципов и того, и другого класса.
Поскольку, как указывалось выше, ценность есть понятие социальное, то в репрезентации ценности большую роль играет ее представленность в социуме. Ценности, которые разделяет подавляющее большинство, и ценности, составляющие принадлежность лишь отдельных индивидов, - это существенно разные ценности, и в ценностной иерархии они будут играть, очевидно, разную роль. Какая ценность в иерархии будет занимать ведущую позицию, может в определенной мере решаться «большинством голосов». Но это «большинство голосов» не есть устойчивый признак. Если сегодня большинство членов социума требует одного, то завтра («завтра» в историческом масштабе) большинство может требовать чего-то совсем другого. Так, очевидно, например, что в Средневековье и в Новое время католические духовные ценности занимали в Европе отнюдь не одинаковое место в общественном сознании. То же самое можно сказать и про ценности гуманизма. А что касается таких ценностей, как ценности экологические, то они составляют, применительно к европейской цивилизации, относительно недавнее приобретение. В России православные ценности воспринимаются сейчас совершенно иначе, чем три десятка лет назад. Таким образом, «принцип большинства» есть применительно к ценностной иерархии принцип атрибутивный. «Принцип большинства» в этом отношении сродни любому количественному принципу в иерархии. Количественный принцип является атрибутивным всегда.
Та ценность в обществе, которая занимает ведущие позиции на основании мнения большинства, занимает это положение в соответствии с атрибутивным принципом. Однако в том же обществе действует и сущностный принцип иерархической организации ценностей. Сущностный принцип показывает нам, какие ценности составляют необходимое условие существования человека и общества, а какие носят факультативный характер.
Человек, как известно, - существо общественное. Состоятельность человека как носителя разума полностью детерминирована его отношением к культурной среде. Эта среда не просто присуща тому или иному сообществу - она составляет его суть, позволяя всем его членам быть разумными. Так, человек, потенциально имеющий возможность черпать культурное богатство из этой среды, но этой возможностью пренебрегающий, производит поистине жалкое впечатление (он «некультурен» в самом исходном, первоначальном смысле этого слова). Субъект, частично изолированный с детства от этой среды и растущий в условиях культурной депривации, являет нам удручающую картину педагогической запущенности. Полная изоляция от социальной среды приводит человека к гибели, или (если его, как Маугли, воспитывают животные) он вырастает диким зверем. Если же человек попадает в изоляцию от общества в зрелом возрасте, ему крайне трудно сохранить рассудок. Содержание наших мыслей; язык, на котором мы говорим; система счета и календарь, которыми мы пользуемся; картина мира, которую мы воспринимаем, -все это результат действия культурной среды. Среда эта коллективно создается многими поколениями наших предков и современников. Таким образом, главную, образующую, сущностную ценность для каждого человека, желающего остаться человеком, составляет культура. Существенную часть этой культурной среды составляет религия. И именно эта ценность часто заполняет собой высший уровень в аксиологической иерархии не только вследствие своей объективной значимости, но еще и потому, что общество выбирает данную ценность «большинством голосов», т. е. суммой частных, субъективных оценок
[5].
Конечно, для любого человека в каждый данный момент времени существует и ряд других ценностей, обусловливающих саму возможность его индивидуального существования, а также комфортность его собственного бытия и, наконец, получение удовольствий. Подобно культуре, эти ценности также получают определенное число «голосов» среди людей, которыми они воспринимаются как главные. Для тех же лиц, которые ставят превыше всего культурные ценности, все, что связано с индивидуальным благополучием, носит служебный, инструментальный характер [6].
Иерархия ценностей составляет основу для существования не только индивидуума, но и социальной группы в целом. Если в данном сообществе преобладает признание ценностей, составляющих вершину иерархии согласно сущностному принципу, т. е. действие сущностного и атрибутивного принципа в большой мере совпадает, - данное общество жизнеспособно, оно имеет будущее и обладает ресурсом для развития. Иными словами, в таком обществе инверсивные тенденции (в результате которых предпочтение отдается инструментальным ценностям индивидуального бытия) не являются ведущими. Наличие одновременно действующих атрибутивных и сущностных принципов не означает обязательного присутствия инверсивных связей, а лишь создает принципиальную возможность для их возникновения. Если же в любой системе инверсивные отношения берут верх над традиционно-иерархическими отношениями, такая система обречена на гибель. В частности, представим общество, в котором служебные ценности индивидуального бытия повсеместно вышли на первое место, и за эти ценности общество, как говорилось выше, выступает «большинством голосов». Такое общество подписало приговор само себе; его не ожидает ничего, кроме воцарения эгоизма, атомизации и распада. Поскольку абсолютного единения мира людей до настоящего времени не произошло, и иерархии ценностей действуют в значительной мере лишь в пределах отдельных социумов, такое сообщество будет быстро ликвидировано или решительно преобразовано менее инверсированными соседними сообществами (идет ли речь об этносах, или о государственных образованиях).
Справедливости ради следует сказать, что инверсивные отношения в иерархии ценностей невозможно назвать и однозначно «вредными». Они приносят и несомненную пользу, если только остаются на уровне тенденции, не приобретая чрезмерную значимость. Если в обществе (представим себе такую фантастическую ситуацию) все будут поклоняться одним только терминальным ценностям (таким, как ценности культуры и религии), а ценности индивидуального бытия будут преданы забвению, - мы получим общество истязающих себя фанатиков. В истории случалось, когда теократические или просто тоталитарные режимы требовали от своих подданных непрерывного самопожертвования. Однако и такие сообщества бывали обречены, в частности, потому, что соседние сообщества, в которых инверсивные отношения были более выражены, оказывались для этих самых подданных чересчур соблазнительным примером.
Таким образом, важнейшим методом исследования ценностных ориентаций в обществе является анализ инверсивных отношений в иерархии ценностей. Определяя подлинное значение той или иной ценности в аксиологической иерархии, мы должны четко представлять себе, на основании какого принципа данная ценность может получить преобладающую значимость, является ли этот принцип атрибутивным или сущностным, и каковы в связи с этим перспективы развития инверсивных отношений в данной иерархии ценностей.
Список литературы
1. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. : Питер, 2002. - С. 258-259.
2. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. -М. : Политиздат, 1986. - 221 с.
3. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1997. - 205 с.
4. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. - М. : Изд-во политической литературы, 1974. - 328 с.
5. Мухамеджанова Н. М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре / Н. М. Мухамеджанова. - URL : http://bank.orenipk.ru/Text/t13_204.htm (дата обращения 20.04.2010)
6. M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. - New York-London : Free Press, 1973. - 438 p.
7. Skyttner L. General Systems Theory : Problems, Perspectives, Practice / L. Skyttner .
- World Scientific Publishing Company, 2006. - 524 p.
HIERARCHY OF VALUES: INVERSIVE RELATIONS
D.A. Sevostjanov, N.P. Shevchenko
SEE HPE« Novosibirsk State Medical University Roszdrava» (a Novosibirsk)
The article reveals basic hierarchy of values principle research. The hierarchy of value is formed by both attributive and essential rules. Their combination results in inversive relation rise in values hierarchy; which in turn may lead to global social crises.
Keywords: hierarchy of values, inversion, organizational principle
About authors:
Sevostjanov Dmitry Anatoljevich - medical sciences candidate, assistant professor of pedagogy and psychology department SEE HPE« Novosibirsk State Medical University Roszdrava», email: [email protected]
Shevchenko Natalja Petrovna - teacher of pedagogy and psychology department SEE HPE« Novosibirsk State Medical University Roszdrava», e- mail:[email protected]
List of the Literature:
1. Golovakha E.I. Life prospects and personal value orientation / E.I. Golovakha // Personal psychology in patriotic psychologists' works. - SPb.: Peter, 2002. - P. 258-259.
2. Zdravomyslov A.G. Needs. Interests. Values / A.G. Zdravomyslov. - M.: Politizdat, 1986. - 221 p.
3. Kagan M.S. Philosophy theory of value / M.S. Kagan. - SPb.: Petropolis, 1997. - 205 p.
4. Kagan M.S. Human activity (experience of systemic analysis) M.S. Kagan. - M.: Publishers of political literature, 1974. - 328 p.
5. Mukhamedzhanova N.M. Personal value orientation as a result of culture administration / N.M. Mukhamedzhanova. - URL : http://bank.orenipk.ru/Text/t13_204.htm .(date of visit 20.04.2010)
6. M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. - New York-London : Free Press, 1973.
- 438 p.
7. Skyttner L. General Systems Theory : Problems, Perspectives, Practice / L. Skyttner . -World Scientific Publishing Company, 2006. - 524 p.