№ 1 - 2010 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 001.89:112
АНАЛИЗ ИНВЕРСИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Д.А. Севостьянов
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»
(г. Новосибирск)
Анализ инверсивных отношений в иерархических структурах составляет весьма перспективное направление в методологии научных исследований. Это обусловлено как широким распространением иерархических отношений в структуре разнообразных систем, так и значительной ролью инверсивных отношений в иерархических системах. В статье представлены основные этапы анализа инверсивных отношений, показана их значимость для динамики существования той или иной системы.
Ключевые слова: иерархия, организационный принцип, инверсивные отношения
Севостьянов Дмитрий Анатольевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», е-шаП: [email protected]
Методология научного исследования вновь и вновь становится предметом обсуждения в специальной литературе. А. М. Новиков и Д. А. Новиков трактуют методологию науки как учение об организации деятельности в научном исследовании [6]. Методология составляет специальную дисциплину, которой посвящен ряд учебных пособий [1, 4]. Вместе с тем, некоторые частные методологические вопросы остаются до настоящего времени нераскрытыми. Однако само понятие «частного» и «общего» в методологических подходах обладает известной долей относительности: некоторый частный (по отношению к методологии в целом) организационный момент в деятельности исследователя может, вместе с тем, охватывать огромную массу всевозможных научных направлений и приобретать в каждом из них самодовлеющую значимость. Именно такими свойствами обладает достаточно частный, на первый взгляд, методологический прием, а именно - анализ инверсивных отношений в иерархических структурах.
Иерархические отношения представлены в самых разных системах. Можно без преувеличения сказать, что ни одно исследование, ни в естественнонаучной сфере, ни в науках об обществе не может находиться полностью вне дискурса, связанного с анализом иерархических отношений. Так, по мнению А. А. Воронина и С. П. Мишина, любая достаточно сложная система, естественная или искусственная, имеет иерархическую
структуру и без иерархии нежизнеспособна [3]. И. В. Блауберг и Э. Г. Юдин называют иерархичность специфическим признаком систем [2, с. 62]. По словам В. Ф. Турчина, «любая сложная система, возникшая в процессе эволюции по методу проб и ошибок, должна иметь иерархическую организацию... Фактически всякая сложная система, как возникшая естественно, так и созданная человеком, может считаться организованной, только если она основана на некой иерархии или переплетении нескольких иерархий» [8, с. 39]. И далее В. Ф. Турчин отмечает, что организованные системы, устроенные иначе, до настоящего времени просто неизвестны. А. И. Пригожин также называет иерархию универсальным принципомпостроения любых организационных систем - от биологических и технических до социальных [7]. Таким образом, иерархическое устройство систем есть универсальный принцип, и каждый исследователь в своей частной области неизбежно сталкивается с общими закономерностями функционирования иерархических систем.
Известно, что «иерархия» - слово греческого происхождения; его первоначальное значение (ЫегагсЫа) - «священная власть». Так называют порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему. Первоначальное употребление этого термина направлено было на характеристику взаимоотношений ангельских чинов на небе и организации христианской церкви на земле; в этом смысле данный термин употреблялся в трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита [4]. В социологии этот термин применяется для обозначения социальной структуры общества, органов власти, бюрократии. В Общей теории систем термин применяется для описания любых системных объектов.
В настоящее время этот термин оказался наиболее востребованным в экономике и организации производства. Так, «Современный экономический словарь» (Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева)описывает иерархию как способ построения, организации сложных систем, при котором части (элементы) системы распределены по уровням, и вся система становится многоуровневой, многоступенчатой, обладающей в то же время свойством целостности. В качестве примера приводится система управления организацией, возглавляемой директором (первый уровень иерархии), которому подчинены заместители (второй уровень иерархии), каждому из которых, в свою очередь, подчинены начальники отделений (третий уровень иерархии), имеющие в своем подчинении несколько начальников отделов (четвертый уровень иерархии) [8]. Таким образом, иерархическая структура - это форма организации объектов, имеющая несколько уровней; причем объекты нижнего уровня строго соотносятся с объектами верхнего уровня.
Между тем, наряду с традиционно понимаемыми иерархическими отношениями, в иерархиях встречаются отношения инверсивные. Они возникают в том случае, когда некоторый элемент иерархии, формально занимающий в ней невысокое положение, фактически занимает в данной системе главенствующую позицию. При этом векторы внутрисистемных вертикальных связей меняют свое направление на противоположное. Одним из первых данные отношения, в качестве системного свойства иерархий, описал американский математик Т. Саати [9]. Такие отношения имеют огромную самостоятельную значимость, поскольку они в значительной мере определяют и облик, и перспективы развития той или иной иерархической системы.
Инверсивные отношения могут появляться не во всякой иерархической системе; для их возникновения необходимо сочетание определенных организационных принципов. В иерархии могут быть представлены как сущностные, так и атрибутивные организационные принципы. Если сущностные принципы иерархического устройства
основываются на неотъемлемых, имманентных характеристиках соподчиняющихся элементов, составляющих непременное условие их существования (или их самоидентификации, если речь идет о людях в социальной иерархической системе), то атрибутивные принципы подразумевают размещение в иерархии на основании некоторых внешних, привнесенных, отчуждаемых свойств. Примером проявления сущностного принципа в социальной иерархии можно назвать иерархические отношения «по старшинству», по возрасту. Старший в некоторой социальной группе никогда не станет младшим, если только группа сохраняет постоянный персональный состав. Атрибутивным же является, например, имущественный принцип формирования социальной иерархии. Если некоторый субъект занимает в иерархии верхнюю позицию потому, что он самый богатый, то это, возможно, явление временное - богатый человек может разориться, или его может обогнать в этом отношении более удачливый конкурент. В одной и той же иерархической системе одновременно действуют, как правило, несколько организационных принципов, причем они могут относиться как к одному, так и к другому классу, или и к тому, и к другому одновременно. Инверсивные отношения возможны, вообще говоря, в том случае, когда имеет место сочетание атрибутивных и сущностных принципов, или же в той ситуации, когда вместе действуют два атрибутивных принципа, но стабильность атрибутов, на которых эти принципы основаны, существенным образом различается. Если в системе представлены только сущностные принципы, предпосылки для возникновения инверсивных отношений отсутствуют. Если же в системе действует один-единственный атрибутивный принцип, то элементы внутри системы могут перемещаться вверх и вниз по иерархической лестнице; но об инверсии в данном случае говорить нельзя, так как направление векторов внутрисистемных вертикальных связей при этом не изменяется.
В момент своего возникновения иерархическая система, как правило, имеет только традиционные иерархические связи; инверсивные связи, при наличии предпосылок к этому, развиваются в дальнейшем. Когда количество и значимость инверсивных связей в системе достигает некоторого максимума, это приводит систему к разрушению и гибели. Таким образом, развитие инверсивных отношений становится реальным выражением «естественной истории» данной системы.
Достаточно наглядным представляется накопление инверсивных отношений в ходе «естественной истории» того или иного человеческого организма. Если представить его в виде примитивной, но широко известной иерархии «душа и тело», то мы увидим следующую ситуацию. Пока данный субъект молод и здоров, его «тело» составляет своего рода инструмент при «душе»; «тело» осуществляет исполнительные функции, в то время как «душа» имеет функции управляющие. Но когда субъект стар и болен, «тело», напротив, начинает приобретать командные функции, унизительные для «души»; «душа» же становится главным образом субъективным выражением соматического страдания. Возможности «души» все сокращаются. И наконец, когда «естественная история» данного организма подходит к концу, никакой «души» в нем уже не остается - в наличии одно только тело, но только это уже неодушевленное, мертвое тело.
Аналогичным образом накапливаются инверсивные отношения в социальных группах, в этносах, замкнутых коллективах. Данный механизм, конечно, может работать несколько по-разному, в зависимости от того, какие именно организационные принципы представлены в той или иной системе. Однако сам факт развития инверсивных отношений в системе формирует в ней такие изменения, которые неизбежно приводят иерархию либо к полному распаду, либо к необратимой деформации.
Таким образом, иерархические отношения с присущей им динамикой могут быть выявлены в большинстве систем, выступающих в качестве объекта исследования.
Метод анализа инверсивных отношений позволяет оценивать жизнеспособность и перспективы развития той или иной системы, а также проектировать и формировать корригирующие воздействия, если в системе накапливаются нежелательные изменения.
Анализ предусматривает следующие обязательные этапы:
1. Выявление иерархических уровней в системе.
2. Определение и анализ организационных принципов, согласно которым построена данная иерархия; выявление их принадлежности к тому или иному классу -сущностных либо атрибутивных.
3. Выявление предпосылок для развития инверсивных отношений в данной системе, которые выражаются в одновременном действии сущностных и атрибутивных организационных принципов. В случае совместного действия нескольких атрибутивных организационных принципов - сравнительная оценка стабильности атрибутов, на основе которых строятся иерархические отношения в рамках этих принципов.
4. Оценка, в какой мере векторы отношений, соответствующие атрибутивным и сущностным принципам, совпадают в системе в данный момент времени.
5. Выявление наличных противоречий между сущностными и атрибутивными принципами либо между атрибутивными принципами с различной стабильностью атрибутов, и на основе этого - оценка действующих в системе инверсивных связей.
6. Прогнозирование перспектив данной системы, исходя из распространенности в ней инверсивных отношений.
7. Проектирование и исполнение мероприятий, необходимых в том случае, если сохранение и развитие данной системы составляет цель формирующего эксперимента в научном исследовании, в то время как преобладание инверсивных отношений грозит системе непоправимой деформацией и разрушением.
Данная последовательность действий составляет набор методологических приемов, позволяющих сформировать адекватную модель той или иной системы. Конечно, в зависимости от характера рассматриваемой системы в эту схему могут вноситься определенные изменения. Однако сам анализ инверсивных отношений вне зависимости от того, в каком конкретно порядке он будет осуществляться, несомненно, составляет одно из многообещающих и плодотворных направлений в методологии научного исследования.
Список литературы
1. Баскаков А. Я. Методология научного исследования : учебное пособие / А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков. - Киев, 2004. - 216 с.
2. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М. : Наука, 1973. - 271 с.
3. Воронин А. А. Оптимальные иерархические структуры / А. А. Воронин, С. П. Мишин. - М. : ИПУ РАН, 2003. - 214 с.
4. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания (изд. с параллельными текстами) / Дионисий Ареопагит. - СПб. : Алетейя, 2001. - 281 с.
5. Новиков А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : Либроком, 2010. - 280 с.
6. Новиков А. М. Предмет и структура методологии / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Методология (http://www.methodolog.ru/method.htm)
7. Пригожин А. И. Методы развития организаций / А. И. Пригожин. - М. : МЦФЭР, 2005. - 863 с.
8. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : Инфра-М, 2002. - 480 с.
9. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати ; пер. с англ. Р. Г. Ванчадзе. - М. : Радио и связь, 1993. - 316 с.
10. Турчин В. Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции / В. Ф. Турчин. - 2-е изд. - М. : ЭТС, 2000. - 368 с.
INVERSIVE RELATIONS ANALYSES AS PERSPECTIVE ORGANISATIONAL METHOD OF SCIENTIFIC RESEARCH
D.A. Sevostjanov
SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Roszdrava» (a Novosibirsk)
Inversive relations analysis in hierarchy structures is a perspective trend in scientific research methodology. It is due to both hierarchy relations wide spectrum in different systems and an important role of inversive relations in hierarchy systems. The article shows the basic stages of inversive relations analysis and their significance for different systems dynamics.
Keywords: hierarchy, organizational principle, inversive relations
About authors:
Sevostjanov Dmitry Anatoljevich - medical sciences candidate, assistant professor of pedagogy and psychology department SEE HPE« Novosibirsk State Medical University Roszdrava», e-mail:[email protected]
List of the Literature:
1. Baskakov A.J. Scientific research methodology: textbook / A.J. Baskakov, N.V. Tulenkov. - Kiev, 2004. - 216 p.
2. Blauberg I.V. System approach formation and essence / I.V. Blauberg, E.G. Judin. - M.: Science, 1973. - 271 p.
3. Voronin A.A. Optimal hierarchy structures / A.A. Voronin, S.P. Mishyn. - M.: RPU RAS, 2003. - 214 p.
4. Dionisiy Areopagit. Chirch hierarchy. Letters (publ. with parallel texts) / Dionisiy Areopagit. - SPb.: Aleteja, 2001. - 281 p.
5. Novikov A.M. Scientific research methodology / A.M. Novikov, D.A. Novikov. - M.: Librocom, 2010. - 280 p.
6. Novikov A.M Subject and structure of methodology / A.M. Novikov, D.A. Novikov. -Methodology . ..(http://www.methodolog.ru/method.htm)
7. Prigozhyn A.I. Methhods of organizations' development / A.I. Prigozhyn. - M.: MCPER, 2005. - 863 p.
8. Raizberg B.A. Economical current dictionary / B.A. Raizberg, L.Sh. Lozovskiy, E.B. Starodubtseva. - M.: Infra -M, 2002. - 480 p.
9. Saati T. Making decisions. Hierarchy analyses method / T. Saati; tr. from Engl. R.G. Vanchadze. - M.: Radio and contact, 1993. - 316 p.
10. Turchin V.F. Phenomenon of science: Cybernetic approach for evolution / V.F. Turchin. - 2-nd publ. - M.: ETS, 2000. - 368 p.