№ 2 - 2010 г.
13.00.00 педагогические науки
УДК 378.147:112(001.895)
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ИНВЕРСИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДЕЛОВОЙ ИГРЕ
Д.А. Севостьянов
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»
(г. Новосибирск)
Деловые игры, как метод активного обучения, известны уже на протяжении многих лет. Однако, поскольку их роль в учебном процессе продолжает возрастать, деловые игры сохраняют роль педагогической инновации. В статье представлен философский анализ деловой игры, как рода деятельности, в пределах которого выявляются инверсивные отношения между целью и средствами. Показано, что осознание учебной цели обучающимся не всегда приводит к нужному эффекту; напротив, в игровой деятельности участника игры занимает только процесс, подлинная же цель игрового действия вытесняется из его актуального сознания и остается в ведении только организатора деловой игры (педагога).
Ключевые слова: деловые игры, активные методы обучения, инновационная педагогика
Севостьянов Дмитрий Анатольевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», е-шаП: [email protected]
Когда мы сегодня ставим своей целью инновационное развитие в образовательной сфере, нам следует помнить, что времена «бездетной педагогики», некогда существовавшей в отрыве от психолого-педагогической реальности, безвозвратно прошли. Инновационная педагогика не может существовать и эффективно развиваться без эффективного психологического обеспечения, с одной стороны, и адекватной философской концепции - с другой. В свою очередь, и само психологическое обеспечение учебного процесса также требует философского осмысления.
Информация, которой овладевает или пользуется обучающийся, так же как и сама активность познающего субъекта, составляет ряд иерархически соподчиненных уровней. Таким образом, при проектировании педагогической деятельности нам следует опираться на общие свойства иерархических систем.
О свойствах иерархических систем в современной науке собрано огромное количество информации, осветить которую в данной статье не представляется возможным. Тем не менее, необходимо обратить внимание на один аспект этих свойств, в
наибольшей мере затрагивающий интересы педагогики, а именно - на проблему инверсивных связей в иерархиях.
Активность познающего индивидуума (и активность человека в целом) следует рассматривать как иерархическую структуру, в которой могут быть выделены некоторые отдельные уровни. Традиционно считается, что высшие (ведущие) уровни активности работают в сфере актуального сознания, в то время как низшие несут служебную (фоновую) функцию, и их активность не осознается [2 ]. В принципе, этот подход справедлив. Такой механизм нацелен на то, чтобы освободить актуальное сознание индивидуума от излишних технических функций, поскольку количество информации, которое может единовременно осознаваться, далеко не безгранично. Таким образом, в ходе учебного процесса учебная цель, которой стремится достичь обучающийся, в принципе должна пребывать в осознаваемом статусе, в то время как ряд технических моментов, необходимых для достижения данной цели, может и не осознаваться.
Однако в данном правиле существует ряд исключений; исключения эти настолько многочисленны, что фактически составляют своего рода параллельную реальность по отношению к «правильно» структурированным иерархическим отношениям. Видимое нарушение вышеупомянутого правила заключается в том, что из актуального сознания обучающегося «выпадает» именно учебная цель; осознаются же лишь средства для достижения этой цели. Эти средства занимают все феноменологическое поле обучающегося. Процесс приобретения знаний, умений и навыков становится для обучающегося более важным, нежели предполагаемый результат, ранее сформулированный в виде учебной цели. Именно эти исключения очень часто находят выражение в активных методах обучения (АМО), и в частности, в учебных играх. Такая форма внутриструктурных отношений, при которой, в частности, средство становится важнее цели, может быть обозначена как инверсия в структуре активности.
Инверсивные отношения в иерархических структурах, хотя и получили достаточно широкое реальное распространение в самых разнообразных системах, до настоящего времени почти не рассматривались в качестве универсального феномена. Однако в литературе встречаются упоминания о сходных явлениях; нечто подобное имел в виду Thomas Saaty, когда писал о реверсивных (reversive) отношениях в иерархических системах [7 ]; употребляют данный термин E. H. Forman и S.I. Gass [6 ]. Однако их наблюдения касаются не сферы активности познающего субъекта, а организации социальных и производственных систем. В производственных коллективах похожее явление отмечали также Д.А. Новиков, И.М. Смирнов, Т.Е. Шохина; в их трактовке оно получило название «эффект обмена ролями» (ЭОР) [4 ]. Заключается данный феномен в том, что некий сотрудник организации, формально оставаясь на прежнем (невысоком) положении в служебной иерархии, начинает управлять поведением собственного начальника, фактически поменявшись с ним ролями. И хотя ситуация ЭОР имеет совершенно иное содержательное наполнение, формально она в точности воспроизводит игровую ситуацию в обучении: происходит инверсия высшего и низшего уровня в данной иерархической структуре.
Как указывает в одной из своих работ основатель кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета профессор Л.Б. Наумов, применение АМО подразумевает, что обучающийся проявляет активность, сопоставимую с активностью обучающего (т.е. преподавателя) [3 , с. 22]. Но одного только проявления активности недостаточно; требуется также, чтобы АМО обеспечивали существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности: навыкам, действиям, принятию решений.
Известно также, что АМО подразделяются на имитационные и неимитационные; если первые (в частности, деловые игры) имитируют профессиональную деятельность будущего специалиста, то вторые (например, подготовка и защита дипломной работы) таким качеством не обладают. Остановимся на деловых играх, ибо именно в них форма инверсивных отношений, при которых цель деятельности временно перестает осознаваться, находит наиболее наглядное и доступное выражение.
Суть игровой деятельности (в которую включаются не только игры структуре АМО, но и всякие другие игры) заключается именно в том, что удовлетворение приносит процесс деятельности, а не ее результат [5 ]. М. А. Белова и Н. И. Смирнова, специалисты по проведению деловых игр в бизнесе, характеризуют игру как «азартную реальность». «Что именно меняется? - пишут они. - Появляется та самая "горячая увлеченность", которая может продлиться несколько (!) дней! А если прибавить к этому всем известную формулу: "10-30-90"? То есть участник запоминает 10 % из услышанного, 30 % из увиденного и 90 % из того, что сделает сам! А если то, что менеджер делает, еще и увлекательно и дает чувство драйва? Представляете, сколько гарантированно будет усвоено материала при таком энтузиазме участников?» Однако азарт, по мнению этих авторов, - это не самоцель; это лишь определенное «состояние» для более эффективного действия [1 ]. Но такое инструментальное значение игровой азарт приобретает лишь в глазах специалиста, организующего игру, - своего рода «демиурга» в том временном мире, который создается при проведении игры. Именно он, «демиург», является в данном случае носителем учебной цели в своем актуальном сознании. У играющего же субъекта учебная цель, ради которой, собственно, и затевалась игра, исчезает, растворяется без остатка в возбуждении и азарте. Это не значит, однако, что эта «вытесненная» учебная цель не будет в этом случае достигнута. По завершении игрового акта, при подведении итогов занятия, обучающийся сам сможет оценить эффект от игрового обучения. Но пока длится игра, он и не ощущает себя пребывающим в учебном процессе. Он в это время -азартный игрок, а не прилежный ученик.
Игра в целом и игровое обучение в частности обладает многими свойствами, которые могут расцениваться как полезные, желательные, привлекательные для игрока. Игра дает возможность поддерживать чувство личности, добиваясь виртуального успеха; она может служить тренировкой, развлечением, удобным случаем прервать монотонную деятельность и пообщаться. Но в любом случае играющий ориентирован на процесс, а не на результат. И если в инновационной педагогике игра позволяет добиться результатов, которые оказываются недоступными другим технологиям обучения, то это является следствием инверсивной сущности игрового взаимодействия.
Из всего вышеизложенного может быть сделан вывод, что осознание цели учебной деятельности не всегда составляет залог успеха. Напротив, часто возникают ситуации, когда не цель, а средство в деятельности обучающегося выходит на первый план. Сама успешность игрового обучения становится результатом того, что в ней находят выражение некоторые общие закономерности функционирования иерархических структур в активности познающего субъекта. Вместе с тем, данный подход повышает роль педагога, как организатора учебного процесса, который осознанно добивается данной учебной цели.
Список литературы
1. Белова М. А. Игра - дело серьезное! / М. А. Белова, Н. И. Смирнова. -http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/801453/ (дата обращения 10.09.2009)
2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / Н. А.Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 496 с.
3. Наумов Л. Б. Учебные игры в медицине / Л. Б. Наумов. - Ташкент : Медицина, 1986. - 320 с.
4. Новиков Д. А. Механизмы управления динамическими активными системами / Д. А. Новиков, И. М. Смирнов, Т. Е. Шохина. - М. : ИПУ РАН, 2002. - 124 с.
5. Хейзинга Й. Homo ludens / Й. Хейзинга // Homo ludens. В тени завтрашнего дня.
- М. : Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - С. 5-240.
6. Forman E. H. The analytical hierarchy process - an exposition. / E. H. Forman, S. I. Gass // Operations Research. - 2001. - Vol .49 (4). - P. 469-487.
7. Saaty Th. L. Theory and Applications of the Analytic Network Process: Decision Making with Benefits, Opportunities, Costs, and Risks / Th. L. Saaty. -Pittsburgh, Pennsylvania : RWS Publications, 2005. - 352 p.
INVERSIVE RELATIONS ANALYSES AS PERSPECTIVE ORGANISATIONAL METHOD OF SCIENTIFIC RESEARCH
D.A. Sevostjanov
SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Roszdrava» (с. Novosibirsk)
Inversive relations analysis in hierarchy structures is a perspective trend in scientific research methodology. It is due to both hierarchy relations wide spectrum in different systems and an important role of inversive relations in hierarchy systems. The article shows the basic stages of inversive relations analysis and their significance for different systems dynamics.
Keywords: hierarchy, organizational principle, inversive relations
About authors:
Sevostjanov Dmitry Anatoljevich - medical sciences candidate, assistant professor of pedagogy and psychology department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Roszdrava», e-mail:[email protected]
List of the Literature:
1. Baskakov A.J. Scientific research methodology: textbook / A.J. Baskakov, N.V. Tulenkov. - Kiev, 2004. - 216 p.
2. Blauberg I.V. System approach formation and essence / I.V. Blauberg, E.G. Judin. - M.: Science, 1973. - 271 p.
3. Voronin A.A. Optimal hierarchy structures / A.A. Voronin, S.P. Mishyn. - M.: RPU RAS, 2003. - 214 p.
4. Dionisiy Areopagit. Chirch hierarchy. Letters (publ. with parallel texts) / Dionisiy Areopagit. - SPb.: Aleteja, 2001. - 281 p.
5. Novikov A.M. Scientific research methodology / A.M. Novikov, D.A. Novikov. - M.: Librocom, 2010. - 280 p.
6. Novikov A.M Subject and structure of methodology / A.M. Novikov, D.A. Novikov. -Methodology.
7. Prigozhyn A.I. Methhods of organizations' development / A.I. Prigozhyn. - M.: MCPER, 2005. - 863 p.
8. Raizberg B.A. Economical current dictionary / B.A. Raizberg, L.Sh. Lozovskiy, E.B. Starodubtseva. - M.: Infra -M, 2002. - 480 p.
9. Saati T. Making decisions. Hierarchy analyses method / T. Saati; tr. from Engl. R.G. Vanchadze. - M.: Radio and contact, 1993. - 316 p.
10. Turchin V.F. Phenomenon of science: Cybernetic approach for evolution / V.F. Turchin.
- 2-nd publ. - M.: ETS, 2000. - 368 p.