Научная статья на тему 'Иерархия трудовых ценностей преподавателя на этапах модернизации системы высшего образования'

Иерархия трудовых ценностей преподавателя на этапах модернизации системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ / ЦЕННОСТЬ НАУЧНОГО ТРУДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ / КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРУД / VALUES OF THE WORKING POPULATION / VALUE OF SCIENTIFIC WORK / MODERNIZATION OF EDUCATION / MOTIVATION TANGIBLE AND INTANGIBLE / CRITERIA FOR ADAPTATION / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапожников В. Н.

Формирование Российское образовательное пространство в период перехода страны к новым рыночным отношениям происходило под влиянием целого ряда негативных факторов: глубокий политический, социально-экономический и нравственный кризис; отсутствие научно-обоснованной программы развития страны, в том числе, сферы отечественного образования, его высшей школы. Период с конца 1990-х по настоящее время связан с начавшейся модернизацией отечественного высшего образования, созданное в этот период законодательство в области образования во многом обеспечило его сохранение и развитие, а также, правовые условия его реформирования. Процессы реформирования также стимулировали переход от специализированного высшего образования к более гибкой модели, ориентированной на обучение специалистов широкого профиля с серьезной фундаментальной и гуманитарной подготовкой, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Системообразующим фактором для современной науки и образования в условиях модернизации является индивидуальный субъект, развитие которого, в конечном счете, определяют особенности национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIERARCHY OF WORK VALUES TEACHERS AT THE STAGES OF MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION

Formation of the Russian educational system during the transition to the new market economy took place under the influence of a number of negative factors: a deep political, social, economic and moral crisis, the lack of evidence-based program development, including the sphere of national education, his high school. Between the late 1990”s to the present bound from the beginning of the modernization of the national higher education, created in this period of education legislation largely ensured its preservation and development, as well as the legal conditions for its reform. Reform processes have also led to a transition from a specialized higher education to a more flexible model that is focused on training generalists with a serious and fundamental humanitarian training, ready for continuous professional growth, social and occupational mobility. System-forming factor for modern science and education in the context of modernization is the individual subject, whose development will ultimately determine the characteristics of national culture.

Текст научной работы на тему «Иерархия трудовых ценностей преподавателя на этапах модернизации системы высшего образования»

Итак, индекс фондового рынка в период с 2002 по 2010 гг. семь раз из девяти подвергался сезонной коррекции. В 2008 году индекс РТС понижался в летний период по причине глобального кризиса фондового рынка, поэтому некорректно относить показатели 2008 года к сезонной коррекции.

Таблица 1. Понижение индекса РТС в период сезонной коррекции с 2002 по 2010 гг.

*понижение индекса РТС по причине глобального кризиса фондового рынка.

При обзоре индекса РТС можно прийти к заключению, что сезонная коррекция на фондовом рынке наблюдается практически регулярно. Из обзора видно, что в среднем во время сезонной коррекции индекс РТС понижался на 18%.

Проведенные исследования подтверждают существование данного свойства фондового рынка, которое можно дополнительно учитывать при проведении торгов на фондовом рынке и при составлении инвестиционной стратегии.

Список Интернет источников.

1. www.rts.ru - Сайт фондовой биржи РТС.

2. www.rbc.ru - Российское информационное агентство РосБизнесКонсалтинг.

3. www.economist.com - аналитический сайт, включающий электронную версию экономического журнала The Economist.

4. www.ft.com - аналитический сайт, включающий электронную версию деловой газеты Financial Times.

5. www.multexinvestor.co.uk - информационное агентство Reuters.

6. www.bigcharts.com - подразделение сайта Market Watch, предоставляющее графики индексов и компаний фондового рынка.

ИЕРАРХИЯ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ЭТАПАХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сапожников В.Н., к.э.н.

Формирование Российское образовательное пространство в период перехода страны к новым рыночным отношениям происходило под влиянием целого ряда негативных факторов: глубокий политический, социально-экономический и нравственный кризис; отсутствие научно-обоснованной программы развития страны, в том числе, сферы отечественного образования, его высшей школы. Период с конца 1990-х по настоящее время связан с начавшейся модернизацией отечественного высшего образования, созданное в этот период законодательство в области образования во многом обеспечило его сохранение и развитие, а также, правовые условия его реформирования. Процессы реформирования также стимулировали переход от специализированного высшего образования к более гибкой модели, ориентированной на обучение специалистов широкого профиля с серьезной фундаментальной и гуманитарной подготовкой, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Системообразующим фактором для современной науки и образования в условиях модернизации является индивидуальный субъект, развитие которого, в конечном счете, определяют особенности национальной культуры.

Ключевые слова: ценности работающего населения, ценность научного труда, модернизация сферы образования, мотивы материальные и нематериальные, критерии адаптации, научно-педагогический труд.

THE HIERARCHY OF WORK VALUES TEACHERS AT THE STAGES OF MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION

Sapozchnikov V., Ph.D.

Formation of the Russian educational system during the transition to the new market economy took place under the influence of a number of negative factors: a deep political, social, economic and moral crisis, the lack of evidence-based program development, including the sphere of national education, his high school. Between the late 1990”s to the present bound from the beginning of the modernization of the national higher education, created in this period of education legislation largely ensured its preservation and development, as well as the legal conditions for its reform. Reform processes have also led to a transition from a specialized higher education to a more flexible model that is focused on training generalists with a serious and fundamental humanitarian training, ready for continuous professional growth, social and occupational mobility. System-forming factor for modern science and education in the context of modernization is the individual subject, whose development will ultimately determine the characteristics of national culture.

Keywords: values of the working population, value of scientific work, modernization of education, motivation tangible and intangible, criteria for adaptation, scientific and pedagogical work.

Исследователи доказали, что в успешно развивающемся обществе классические стимулы в виде оплаты труда становятся вторичными1 . Положительную динамику изменений мотивационного процесса демонстрируют опросы, проведенные в начале 90-х гг. и в 1998 г.

В 1990-1991 гг. в рамках программы «Всемирное исследование ценностей»2, осуществленной в 32 странах мира, было опрошено 1400 человек работающего населения России. Анализ показал, что в системе ценностей работающего населения доминировало три группы: хороший заработок 85 %, хорошее окружение (то-

1 Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. М., 1987.С. 77-81.

2 Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. Международный симпозиум. 15-18 декабря 1994 г. Вып. И / Общ. ред. Т.И. Заславской. М., 1995. С. 139-143.

варищи, коллеги) 74 %, интересная работа 68 %. В то же время ак-тивно-достижительные ценности (возможность проявления инициативы - 30 %, возможность чего-то достичь - 28 %) оказались в России на 11-м месте, что заметно ниже, чем в других странах мира (50 % и 56 %). А ценности, связанные с возможностью не работать (большой отпуск - 46 %) и избегать неудобств (удобное время работы -49 %), имели в нашей стране более высокие ранги, нежели в совокупном массиве остальных обследованных стран.

Исследование Центра исследования и статистики науки (ЦИСН), проведенное в 1998 г., показало, что основой мотивированной научной деятельности является довольно высокая степень уверенности российских ученых в своем призвании к науке3. Интерес к своей работе, ценность научного труда настолько значимы, что являются основной причиной, по которой российские ученые продолжают оставаться в науке, несмотря на «трудности» нынешнего периода (62 % опрошенных). В иерархии трудовых ценностей, отражающих разные аспекты научного труда, в целом лидировали три: интересная работа (82 %), хороший заработок (71 %) и хорошее окружение на работе (63 %). А такие ценности, как достижение результатов, проявление инициативы, возможность продвижения, выступают в структуре ценностей научного труда для большей части ученых как второстепенные.

Стоит подчеркнуть, что российское образовательное пространство в 90-е годы ХХ века формировалось и развивалось под влиянием целого ряда негативных факторов: глубокий политический, социально-экономический и нравственный кризис; отсутствие научно-обоснованной программы развития страны, в том числе, сферы отечественного образования, его высшей школы; снижение уровня государственного регулирования всеми сферами общественной жизни. Расходы на заработную плату работникам образования были ниже прожиточного минимума по стране4. В наиболее тяжелом положении оказались молодые преподаватели и научные сотрудники. С этим связан угрожающий отток перспективных кадров из вузов, «старение» преподавательского корпуса. Работники образования стали доминировать в протестном движении. Забастовки с их участием в общем числе забастовок в России составили в 1994 году 54,3 %, в 1995 - 96,6 %5.

Начиная с 1992 года, на протяжении всех 90-х годов уровень финансирования был в 2-2,5 раза меньше, чем было предусмотрено законодательством6. Только к концу 90-х годов появилась положительная тенденция роста расходов на образование с 3,45 % Федерального бюджета в 1998 году до 3,75 % в 2000 году7. Во многом, это было связано со стабилизацией социально-экономической ситуации и переходом к формированию национальной инновационной системы (НИС) - нового приоритетного направления научнотехнической и экономической политики современной России.

Период с 1990-х по 2003 г. - связан с начавшейся модернизацией отечественного высшего образования, основными направлениями которой, в том числе, стали: переориентация с подготовки узких специалистов на обучение специалистов широкого профиля; переход на многоуровневую подготовку специалистов; создание новых организационных и инновационных структур в системе высшей школы.

Созданное в этот период законодательство в области образования во многом обеспечило его сохранение и развитие, а также, правовые условия его реформирования8. Значительным событием стало принятие 10 июля 1992 года Закона РФ «Об Образовании»9. Этим документом определялось одно из главных направлений в процессе реформирования ВПО - совершенствование законодательной и нормативной базы работы образовательных учреждений.

Законодательную базу модернизации сферы образования составили также Федеральный закон №125-ФЗ от 22.08.1996 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,10 Федеральный закон от 16.05.1995 № 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию»11 и Федеральный закон от 12.04.1999 №71-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и мораторий на их приватизацию»12. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26.06.1993 № 597 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» существенно расширило права вузов, определило принципы создания организации учебного и научного процесса, дало больше простора

для хозяйствования в новых экономических условиях. В 2001, 2003, 2006 и 2008 годах в Типовое положение вносились изменения и дополнения13 .

Главной целью принятой 10 апреля 2000 года Федеральной программы развития образования14 было обозначено развитие системы образования и в интересах формирования творческой личности человека, и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе приоритета образования, провозглашённого в Российской Федерации15. Расходы на образование за счет средств федерального бюджета в 2000 году по сравнению с 1999 годом выросли более чем в полтора раза (1999 г. - 20,8 млрд. руб., 2000 г. - 32,1 млрд. руб., 2001 г. - 45,8 млрд. руб.)16. Улучшение ситуации в образовании привело к притоку профессорско-преподавательских кадров в вузы. Конечно, многие преподаватели оценивали привлекательность академической карьеры не только на основе лишь базового контракта, предлагаемого вузом, но и в совокупности с коммерческими подработками. Среди благ нематериального характера можно назвать стабильную занятость, гибкий рабочий график, социальное страхование, возможности зарубежных стажировок, доступ к информационным базам, доступ к сообществу профессиональных коллег и т.д.

Вторичный анализ социологических опросов, проведенных уже в 2000-е годы в профессорско-преподавательской среде, не выявил принципиального изменения ситуации. Так, 68,2% исследователей считают работу в науке своим главным профессиональным призванием. Возможность реализовать себя в профессии 50,5% опрошенных оценили как «хорошую», 42,3% - «удовлетворительную». Режимом работы, психологическим климатом в коллективе, взаимоотношениями с администрацией удовлетворены более 70% респондентов17 .

Между тем, старшее поколение ученых по большей части не ориентировано на активное поведение по преодолению своих статусных и материальных проблем. В значительной степени они ориентируются на мотивы нематериальные - социально значимые (интересная работа, самореализация) и «личностные» (влияние атмосферы школы или вуза). Доминирующими категориями для старшего поколения «людей науки» являются: «призвание», «творчество», «преданность науке» и «научные интересы».

Следующий этап модернизации высшей школы начался в сентябре 2003 года, когда на совещании министров образования в Европе Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, данный этап продолжается по настоящее время.

Анализ основных положений «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»18 позволил сформулировать вывод о том, что создатели этого программного документа опирались на зарубежный опыт. Направления и задачи модернизации и развития системы образования на современном этапе, также были обозначены в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г.19

Кроме того, основные задачи и направления реформирования системы образования были определены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», одобренной постановлением Правительства РФ от 04.10.200020 ; в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», подготовленной Государственным советом и утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.200121 , а также в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.199722 и в Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 годов, принятой 18 мая 1998 года Постановлением Правительства РФ № 45323 .

Перестройка системы образования, введения новой структуры подготовки специалистов обусловили введение новой типологиза-ции высших учебных заведений, которая была зафиксирована на федеральном уровне Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 12 августа 1996 года, - институт, академия, университет.

Новой тенденцией явилось преобразование ведущих профильных вузов крупных городов России в университеты. В современном мире университет является одним из главных центров социальной культуры общества, центров науки, без которых невозможно инициирование высококачественного экономического роста в сфере высоких технологий.

Процессы реформирования также стимулировали переход от специализированного высшего образования к более гибкой модели, ориентированной на обучение специалистов широкого профи-

ля с серьезной фундаментальной и гуманитарной подготовкой, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Сформировались новые организационные и инновационные структуры, получили развитие разнообразные формы интеграции образования, науки и производства. Реформы в системе образования, внедрение новых программ и типов обучения, касающиеся вузов, остро ставят проблему адаптации преподавателя к изменениям профессиональной среды. Критериями социально-психологической адаптации преподавателей могут служить отношения к школе (в целом и в частности), к руководителю, к коллегам по работе, к ученикам; удовлетворенность условиями труда, своим положением в коллективе, содержанием работы и т.д. Психофизиологическими критериями дезадаптации можно считать ухудшение самочувствия, негативные эмоциональные проявления, ощущение усталости, соматовегетативные нарушения, нарушения сна, снижение мотивации к деятельности и т.д. Завершение процесса адаптации преподавателя обеспечивает качественную профессиональную деятельность, оптимальную работоспособность и является базой, фундаментом, непременным условием для развития творческих способностей педагога, совершенствования профессионального мастерства, формирования индивидуального стиля деятельности.

От продуктивности работы преподавателя, легко и быстро усвоившего свою профессиональную роль в новых для него вузовских условиях, в высшей степени зависит эффективность адаптационного процесса и, как логический итог, результативность образования в целом.

На современном этапе модернизации системы образования в структуре профессиональной идентичности преподавателей, особенно молодых, стала более значима индивидуальная составляющая. Конструирование профессиональной идентичности молодого поколения исследователей происходит не столько по основаниям «творчество», «призвание», «труд», «талант», сколько с помощью таких понятий как «инициативность», «целеустремленность», «коммуникабельность», «чувство нового» и т.п. Ими болезненно переживается собственный низкий социальный и материальный статус. Идентификация с научным сообществом, чувство принадлежнос-

ти к отечественной науке практически не сформированы, заметно смещение ценностной инстанции в сторону западной науки, есть нацеленность на интеграцию в среду зарубежного профессионального научного сообщества24 .

Так, среди молодых ученых, опрошенных в октябре 2006 г., больше половины (60%) считали свой научный потенциал не востребованным (среди старших ученых - 40%), почти 25% полагали, что работают совсем не в той области, к которой имеют наибольшую склонность (среди старших ученых - 10%). Треть опрошенных молодых ученых заявили о своей готовности уйти с научной работы по причине низкой оплаты труда - «в бизнес» или «на любую высокооплачиваемую работу» (старшее поколение - 9%), три четверти молодых в случае выгодного предложения согласились бы на «длительную работу за рубежом» (старшее поколение - 28%)25 .

Молодые ученые настроены более критично и амбициозно, чем представители старшего поколения, демонстрируют более высокие требования к условиям труда, финансированию, эффективности организации. Образ ученого в сознании молодых исследователей и старшего поколения принципиальным образом отличается. Так, для представителей старшего поколения «людей науки» определяющими «компонентами» ученого являются фундаментальная подготовка (40%), трудолюбие (19%) и талант (17%); молодыми исследователями названы: инициативность-целеустремленность коммуника-бильность (35%), фундаментальная подготовка (21%) и стремление к получению результатов мирового уровня (17%). При этом, общим является критический взгляд на ситуацию, осознание проблем отечественной науки, понимание ограниченности возможностей реализации своих профессиональных способностей и амбиций в этих условиях26 .

Результаты вышеприведенных опросов позволили определить совокупность этих представлений, из которых складывается зеркальный имидж научной интеллигенции. Творческий характер труда социологи причисляют к одним из важных компонентов, определяющих в целом интеллигенцию27 . Социологические исследования подтверждают также вывод о том, что системообразующим фактором для науки остается индивидуальный субъект, развитие которого, в конечном счете, определяют особенности национальной куль-

3 Зубова Л.Г. Ценности и мотивация научного труда. М., 1998. С. 76-80.

4 Образование в документах. М., 1998. С. 18-24.

5 Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М., 2002. С. 83.

6 Архив ГД ФС РФ. Ф. 10100. Оп. 15 п-Ш. Д. 39. Л. 152.

7 Реформирование образования в документах и комментариях. М., 2001.

8Архив ГД ФС РФ. Ф.10100. Оп. 15 п-Ш. д.39. Л.151.

9Закон РФ «Об Образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 (в ред. от 24.04.2008 г.) // Сборник законов РФ: с изменениями и дополнениями на 15 октября 2008 г. М., 2008. С. 727-735.

10 Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. №125- ФЗ (в ред. от 24.04.2008.) // Сборник законов РФ: с изменениями и дополнениями на 15 октября 2008 г. М., 2008. С. 750-764.

11 Архив ГД ФС РФ. Ф.10100. Оп. 1. Д. 178. Л. 114-116. СЗРФ. 1995. № 21. Ст. 1922; 1999. № 16; Российская газета. 1995. № 132. 11 июля.

12 Архив ГД ФС РФ. Ф.10100. Оп. 14. Д. 2113. Л. 3-6. Оп. 13. Д. 2801. Л. 83-85.

13 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 28. Ст. 2594; Постановление Правительства РФ от 05.04.2001 № 264 «Об утверждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. №16. Ст.1595; Постановление Правительства РФ от 17.01.2006 №13 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 2006. №4. Ст.386; Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 №71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» // Вестник образования. 2008. №9. С.4-5.

14 Федеральная программа развития образования. М., 2002.

15 Там же

16 Архив Государственной Думы ФС РФ. Ф. 10100. Оп. 15 п.-Ш. Д. 87. Л. 97

17 Шереги Ф.Э., Стриханов М.Н. Наука в России: социологический анализ. М., 2008. С.106-107.

18 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2004. URL: http://pkipkro.clan.su/index/0-25 (дата

обращения 28.03.2010 г.).

19 Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. М., 2006.

20 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. // Официальные документы в образовании. 2000. №21. С. 3-11.

21 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2004.

22СЗРФ. 1997. № 10. Ст.1173., 1997. № 18. Ст.2154; № 19. Ст.2230; Российская газета. 1997. 26 декабря.

23 Поиск. 1997. 4-10 октября.

24См.: Гришина Е.А. Научная интеллигенция: противоречия социальной идентификации. // Социс. №3.2008.С.60-70; Молодежь идет в науку не только ради денег. [Электронный ресурс]. // РИА Новости. Образование. иИЪ: http://www.rian.ru/edu_analysis/20091109/ 192636796.html

25Гришина Е.А. Научная интеллигенция: противоречия социальной идентификации. // Социс. №3.2008.С.60-70.

26 Гришина Е.А. Научная интеллигенция... С.68.

27Руткевич М.Н. О социальной структуре Советского общества // Социс. 1999. №4. С.23.

туры, а творческая деятельность как основной критерий причисления к рассматриваемой социальной группе ограничивается не только сферой труда, но и направленностью на создание нового и к тому же ценного продукта науки.

Научно-педагогический труд не может быть измерен общественно необходимым временем, так же как труд ученого, деятельность преподавателя вуза не поддается регламентации времени; делится по определенным функциям, что непосредственно связано с организацией коллективного творческого труда; подразделяется на продуктивный и репродуктивный т.е. труд, приводящий к открытию новых законов, и труд, связанный с популяризацией этих

открытий, передачей знаний.

Вместе с тем, в ценностных ориентациях, свойственных поколению современных российских ученых, явно прослеживается приоритет экономического над культурным, интеллектуального над творческим, прагматизма над идеализмом. Двойственность профессиональной и социальной идентичности российских ученых, научной интеллигенции состоит в том, что совмещаются несовместимые на первый взгляд, но реально существующие вещи - высокие идеалы и цинизм, бескорыстие и алчность, профессионализм, научная добросовестность и теневые практики, имитация деятельности и амбивалентность ценностных позиций.

ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПОРТФЕЛЯ СИСТЕМЫ РОССИИСКИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОПЕРЕВОЗЧИКОВ ГРУЗОВ В ПРОГНОЗНЫЙ ПЕРИОД 2010-2014 ГГ

Иевлева А.А., аспирант кафедры Экономики автомобильного транспорта, Московский Автомобильно-Дорожный Государственный

Технический Университет (МАДИ)

Ляско В.И., д.э.н., профессор кафедры Экономики автомобильного транспорта, Московский Автомобильно-Дорожный

Государственный Технический Университет (МАДИ)

В статье проведен сравнительный анализ основных направлений перевозок грузов российскими перевозчиками, определены наиболее привлекательные направления. Построен прогноз основных показателей развития международных автомобильных перевозок грузов. Предложена методика построения стратегии развития российских перевозчиков на перспективу с целью повышения эффективности деятельности.

Ключевые слова: международные перевозки; сравнительный анализ; прогнозирование; стратегия развития; эффективность.

DEVELOPMENT OF RUSSIAN INTERNATIONAL CARRIERS BUSINESS PORTFOLIO FOR THE PERIOD OF 2010-2014

Ievleva A., post-graduate student of the Department of Economics of road transport, Moscow State Automobile & Road Technical University. Lyasko V., Doctor of Economics, professor of the Department of Economics of road transport, Moscow State Automobile & Road Technical

University.

The article analyzes main directions of cargo transportation executed by Russian carriers and provides data on the most attractive cargo transportation directions. There was built a forecast of the main factors of international freight development. The method of modelling of the longterm Russian carrier development strategy for the purpose of effectiveness increase was suggested in the article.

Keywords: international freight; comparative analysis; forecasting; strategy of the development; efficiency.

Развитие рыночных отношений ставит перед российскими перевозчиками проблему обеспечения их конкурентоспособности, устойчивости и, как следствие, повышения эффективности их деятельности, решение которых требует тщательного анализа рыночной ситуации и грамотного планирования своей деятельности.

Неопределенность работы перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок грузов (МАПГ) и их зависимость от колебаний рыночной ситуации сделали невозможным применение только тех подходов и методов планирования, которые использовались при административно-командной системе. Современный рынок устанавливает новые требования к разработке подходов и методов планирования деятельности российских перевозчиков. Главным требованием является учет такого важного фактора, как конкуренция, причем как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных перевозчиков. Планирование предполагает разработку такой стратегии развития российских перевозчиков, которая позволит учитывать возможные изменения на рынке МАПГ и обеспечит их возможностью гибко реагировать на эти изменения. Результатом разработанной стратегии должен стать такой бизнес-портфель, который обеспечит российским перевозчикам в условиях риска и неопределенности получение максимальной выгоды от их деятельности.

Разработка стратегии развития российских перевозчиков должна осуществляться в определенной последовательности. На первом этапе анализируются рынки, на которых перевозчики осуществляют свою деятельность, а также анализируются их позиции в конкурентной борьбе, сложившейся на каждом из анализируемых рынков. Проведенные исследования рынка МАПГ России показали, что основными направлениями перевозок грузов являются: Финляндия, Украина, Германия, Польша, Литва, Китай, Казахстан, Латвия и Италия (рис. 1).

Рис. 1. Распределение рынка МАПГ России по направлениям перевозок

Анализ работы российских перевозчиков позволил определить долю их присутствия на каждом направлении перевозок. Наиболее сильные позиции отечественные перевозчики занимают на направлениях: Китай (80%), Финляндия (70%), Италия (68%), Германия (57%). Меньшая активность отмечается в направлениях: Польша (30%), Литва (27%), Латвия (18%), Казахстан (11%) и Украина (9%).

Каждое из вышеперечисленных направлений характеризуются различной степенью привлекательности для российских перевозчиков. В качестве показателя привлекательности направления предлагается использовать отношение доходов к расходам в расчете на один кругорейс. Анализ привлекательности направлений можно представить в виде следующей матрицы бизнес-анализа.

В данной матрице все направления перевозок в зависимости от доли российских перевозчиков в общем объеме перевозок и отношения доходов к расходам можно сгруппировать в 4 блока. Таким образом, наиболее привлекательными направлениями для российских перевозчиков являются направления, относящиеся к 3 и 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.