Научная статья на тему 'Модернизация системы дополнительного профессионального образования как важный фактор инновационного развития экономики'

Модернизация системы дополнительного профессионального образования как важный фактор инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Землюков С.В.

В статье рассмотрены вопросы развития дополнительного профессионального образования и его роль в становлении личности. Изменения в системе высшего и дополнительного профессионального образования, которые происходят в настоящее время, влияют на общее положение страны. В современных условиях модернизация профессионального образования рассматривается как основа перехода экономики и общества на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Землюков С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы дополнительного профессионального образования как важный фактор инновационного развития экономики»

УДК 378.14.015.62

Сергей Валентинович Землюков

(доктор юридических наук, профессор, ректор Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОНННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, модернизация профессионального образования, инновационное развитие образования.

В современном динамично развиваюшем-ся мире особое значение приобретает ценность образования. Поэтому модернизация отечественного образования привлекает самое пристальное внимание российского общества.

Формирование системы высшего профессионального образования в России в настоящее время во многом определяется темпами реформирования экономики и уровнем развития рыночных отношений. Конкурентная среда рынка образовательных услуг с каждым годом расширяется, становится более сложной по степени взаимного влияния всех сил и интенсивности конкуренции. В современных условиях перед вузами остро встают проблемы повышения уровня конкурентоспособности образовательных услуг, достижение и поддержание которого должно быть основано на постоянной и целенаправленной оценке. Обучение на протяжении всей жизни становится главным лозунгом в становлении карьеры работника любой профессии.

Глобализация экономики и ускоренное развитие науки и производства, модернизация оборудования, информационные и коммуникационные технологии, внедрение инновационных технологий в производство, создание новых рабочих мест с применением современных знаний, как теоретических, так и прикладных, подталкивают работодателей и работников постоянно пополнять и обновлять знания, полученные ранее. При стремительном развитии инновационных процессов во всех сферах деятельности неизбежно возникают острые социальные проблемы, такие как:

- сокращение рабочих мест (неавтоматизированных, с отсталыми технологиями, с отсутствием программного обеспечения и т.д.);

- отсутствие гарантии сохранения своей должности;

- осмысление продвижения по службе и необходимости продолжения образования.

Все это усиливает развитие непрерывного образования как новой парадигмы российского образования, и это объясняется все более ускоряющимся объективным процессом устаревания знаний и необходимостью гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка к новым знаниям, умениям и отношениям.

«Динамизм современной социокультурной жизни, усиление социальной роли личности, возвышение ее потребностей, интеллектуализация труда, быстрая смена технологий и профессий обусловили процесс интеграции всех форм обучения в целостную систему непрерывного образования. Формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь» [1].

Реализовать принцип «образование через всю жизнь» способно дополнительное профессиональное образование - одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, способствующее интеграции разных уровней и форм образования, позволяющее специалистам повысить свой профессиональный уровень, получить новые знания, навыки и умения, максимально реализовать и развить себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Роль дополнительного профессионального образования «определяется ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального ресурса общества, осуществление непрерывного образования руководителей и специалистов, обеспечение кадрового потенциала, за

социальную защищенность и социальную реабилитацию граждан. Устойчивое развитие экономики достигается в условиях, когда трудоспособное население постоянно и непрерывно обучается. Создание гибкой мобильной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов обусловлено необходимостью удовлетворять постоянно возрастающие потребности общества в совершенствовании и обновлении знаний. Именно в сфере дополнительного образования особенно ярко проявляется такой принцип государственной политики в области образования, как непрерывность образования» [2].

Для современной России характерны следующие общие принципы организации и функционирования системы дополнительного профессионального образования:

- государственное регулирование, организация и контроль функционирования системы дополнительного профессионального образования; регламентирование правил, видов, форм обучения;

- стимулирование разнообразия видов учебной деятельности (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, собеседования, деловые игры, тренинги и др.);

- применение различных форм обучения: очной, очно-заочной, заочной, сетевой и дистанционной;

- учет всех результатов учебной деятельности по каждой программе;

- подтверждение результата обучения -сертификат, удостоверение, диплом о профессиональной переподготовке;

- утверждение значимости получения дополнительного профессионального образования как одного из критериев карьерного продвижения.

Качество дополнительного профессионального образования сегодня позволяет человеку стать высококлассным специалистом. «Преимущества дополнительного профессионального образования очевидны. Здесь важную роль играют такие аспекты, как мобильность, индивидуальная траектория образования, отсутствие жесткой привязки к стандартным образовательным учреждениям и их схеме работы, возможность индивидуализировать учебный план, начать обучение в любое время. Кроме того, с экономической точки зрения до-

полнительное профессиональное образование значительно дешевле и выгоднее, так как дает возможность получить вторую профессию за 1 год или даже быстрее.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [3].

Темпы развития современного общества таковы, что необходимость повышения квалификации и профессиональной переподготовки нужна всем и всегда. Если совсем недавно считалось, что знание устаревает в течение пяти лет, то сейчас этот срок уже не актуален. Они устаревают с такой скоростью, что человек не успевает сделать необходимые выводы. Поэтому повышение квалификации и профессиональная переподготовка в настоящее время - не роскошь, а необходимость.

Самообразование взрослых меняется, становясь развивающим, повышающим конкурентоспособность. Из периферийного оно уверенно переходит в разряд приоритетных направлений образовательной политики. В связи с этим возникает необходимость вводить разнообразные формы обучения по дополнительным профессиональным программам.

Высокий уровень реализуемых дополнительных образовательных программ с достойным подбором преподавателей - как теоретиков, так и практиков - позволяет слушателям обрести во взаимодействии с преподавателями новый научный и профессиональный опыт. При этом модернизация системы дополнительного профессионального образования как важнейшего инфраструктурного фактора инновационного развития социально-экономических систем должна направляться на превращение высших учебных заведений в полноценных участников рыночных отношений.

При этом основные акценты дополнительного профессионального образования должны развиваться в следующих направлениях:

- подготовка и переподготовка кадров для новых высокотехнологичных процессов;

- формирование качественной нормативно-правовой базы развития науки и техники, что давало бы возможность привлекать инвести-

Модернизация системы дополнительного профессионального образования.

ции и максимально развивать социальную инфраструктуру;

- создание передовых, соответствующих мировому развитию бизнеса профессиональных программ, максимально способствующих росту научных и управленческих кадров.

Реализация социально-экономических реформ в Российской Федерации, напрямую связанная с уровнем профессионализма кадров всех отраслей производства, модернизация высшего профессионального образования потребовали коренных изменений в подходах к организации и функционированию системы дополнительного профессионального образования. Алтайский государственный университет, являясь инновационным вузом, обеспечивает высокое качество обучения, гибкость, динамичность, вариативность программ дополнительного профессионального образования благодаря новейшим информационно-коммуникационным технологиям обучения, педагогическим новациям, в строгом соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [4], а также Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [5].

Профессиональное образование не может развиваться изолированно от тех структур, для которых оно готовит специалистов. Социальное партнерство с вузами для организаций-работодателей в настоящее время особенно актуально [6].

Алтайский государственный университет сделал важный шаг по сотрудничеству с предприятиями и организациями: заключил соглашение с администрацией Алтайского края о развитии университета как ведущего научно-образовательного центра. Это опорное базовое соглашение, после подписания которого началось активное сотрудничество с администрациями городов и районов и заключение договоров с 25-30 компаниями. После этого университет получил сразу два статуса - федеральной инновационной образовательной площадки в сфере высшего образования и в сфере дополнительного профессионального образования. Сегодня особенно важно университету кооперироваться с предприятиями, максимально сближать обра-

зование с производством, с реальной жизнью для решения проблем качества преподавания в вузе, чтобы у выпускников и слушателей программ дополнительного профессионального образования оставались нужные знания с профессиональными навыками [7].

Степень интегрированности университета с реальным сектором экономики региона, страны отражает уровень влияния новых знаний на экономический рост. В связи с этим возникает необходимость разработки методологии и методики современных направлений, профилей, программ переподготовки и повышения квалификации, взаимоувязанных с инновационным развитием реального сектора экономики, и использования при этом процессный подход.

Поскольку основной деятельностью университета является образовательная функция, то общими оценочными показателями являются:

- доля трудоустроенных выпускников; количество внедренных новых образовательных профессиональных программ [8];

- образовательные услуги и консультационные услуги широкого спектра;

- работа по дополнительным профессиональным программам на производстве в самих бизнес-структурах.

Важно отметить, что изменения в системе высшего и дополнительного профессионального образования, которые происходят в настоящее время, влияют на общее положение страны. В современных условиях модернизация профессионального образования рассматривается как основа перехода экономики и общества на инновационный путь развития. Именно образование должно стать катализатором инновационных процессов в обществе, фактором эффективного обновления экономики и государственной системы. Поэтому для оптимизации адаптации всех участников образовательного процесса, способствующих модернизации систем образования, необходимо постоянно совершенствовать инновационные процессы и умело управлять ими, так как реализация задач по модернизации образования заключается в том, что данная сфера выполняет специфическую функцию в обществе - удовлетворяет потребности других общественных сфер, в том числе освоившего инновационные механизмы развития производства, и одновременно явля-

ется фактором его развития, создавая феномен опережающего развития кадрового потенциала.

Успешными экономиками будут те, которые инвестируют в образование, в навыки и способности трудового потенциала, где образование понимается как экономические инве-

Библиографический список

стиции, а не просто как затраты на социальные нужды. Только в экономически благополучных государствах дополнительное профессиональное образование становится одной из наиболее интенсивно развивающихся структур непрерывного образования.

1. Дополнительное профессиональное образование. - URL : http://kak-bog.ru/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie#ixzz3n78q5VSl/.

2. Там же.

3. Маркетинг образовательных услуг. - URL : www.marketing.spb.ru2.

4. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. -URL : http://consultant.ru/cons/cgi/.

5. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам : приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. №499. - URL : http://consultant.ru/cons/cgi/.

6. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А. Журавлева. - М. : Изд-во Института психологии РАН, 2006. - С. 103.

7. Землюков, С.В. Необходимо такое образование, которое поможет стать состоятельным и состоявшимся человеком / С.В. Землюков // За науку : газета АлтГУ. - 2015. - №21 (1401). - С. 1.

8. Об образовании в Российской Федерации... - URL : http://consultant.ru/cons/cgi/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.