УДК 378 14:78.071.2
Л.Э.Муртазина
ИЕРАРХИЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА
В работе рассматриваются вопросы восприятия музыкального сообщения на основе сложной структуры музыкального языка. Приведена классификация иерархических уровней обработки музыкальной информации. Для освещения данных вопросов даны определения информации, музыкальной информации, коммуникации с точки зрения теоретико-информационного подхода.
Ключевые слова: информация, музыкальное сообщение, коммуникация, уровни восприятия музыкальной информации.
L.A. Murtazina THE HIERARCHY PERCEPTION OFMUSICAL NOTESFROM THE VIEWPOINT THE INFORMATION APPROACH
This paper deals with the perception of musical communication based on the complex structure of musical language. A classification of hierarchical levels of processing musical information. To illuminate these issues are the definition of information, music information, communication from the perspective of information-theoretic approach.
Key words: information, music message, communication, levels ofperception of musical information.
В современных исследованиях все чаще выдвигается тезис, что системообразующим свойством для художественной культуры может быть принята возможность накапливать, перерабатывать, хранить и пере-давать информацию из поколения в поколение. Данное направление исследований получило название те-оретико-информационного подхода. На основе информационного подхода формируются не только коли-чественные методы в гуманитарных науках, но и создается фундамент для построения нового инфор-мационного мировоззрения.
Строгого определения информации не существует и не одно из его определений не является общепринятым. В широком смысле под информацией понимается сумма пространственно-временных характеристик материи. Однако имеется ряд и более конкретных определений. Н.Винер: «Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших органов чувств» [1]. В философском энциклопедическом словаре (1983г.) приведено - «информация (от лат. information - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) это: 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведение о чем либо, передаваемое людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с уп-равлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) пе-редача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (живой и неживой природы)» [2].
Передача информации осуществляется с помощью коммуникации. Термин «коммуникация» означает информационный обмен. «Любое знание можно передать знаковологическими средствами, сконструировав и сообщив мысль в соответствующей языковой конструкции, предполагая, что любой человек в точке пе-редаваемого знания может воссоздать предмет, к которому оно относится, и убедиться на опыте в смысле передаваемого знания» [3]. Таким образом, то, что передаётся от субъекта к субъекту, изменяя состояние и расширяя возможности воспринявшего, есть информация[4].
А.С.Дриккер указывает, что в гуманитарных науках информационный подход не нацелен на получение количественных оценок, «модель информационного канала будет использоваться как фундаментальная ме-тафора для описания художественных коммуникаций... Разумеется,, информационный метод не заменяет методы эстетики или искусствознания; он создает возможность поиска параллелей, отыскания новых точек отсчета, не исключающих, а дополняющих методы классической эстетики и теории искусств [5].
Музыкальная информация - система образов, передающаяся выразительными (изобразительными) средствами музыкального искусства при помощи сложной системы знаков, обладающая особенностями на таких этапах музыкальной деятельности, как создание, восприятие и воздействие музыкальных феноменов. На каждом этапе музыкальной деятельности информация проходит определенную стадию. На этапе соз-дания музыки композитором происходит обработка и преобразование информации в графические знаки, знаки естественного языка. Особо следует отметить важность процесса автокоммуникации в этом процессе. На этапе восприятия, при осуществлении анализа передаваемой информации, необходимо подчеркнуть факт существования различий в индивидуальных способностях воспринимающего: специфического опыта духовной деятельности субъекта, навыков слушательского опыта музыканта, богатство ассоциативного фонда. При этом формируется образ и ведется оценка предмета. На этапе воздействия информация через музыкальный символ отсылает к чувственному
содержанию предмета. Вся ранее полученная информация при определенных условиях может служить базой для создания новой информационной системы [6].
Таким образом, музыка выступает как информация, передача специфических сигналов, знаний меж-дуразличными поколениями людей.
Рассмотрим восприятие музыкального сообщения на основе анализа музыкального языка. Иерархическая система обработки предполагает некоторую последовательность уровней музыкального воспри-ятия. Так, Е.В.Назайкинский выделяет три уровня [7]: 1) фонический, фактурный, предметнозвуковой уро-вень; 2) синтаксический, интонационный - рассмотрение музыкальных звуков в их системных свой-ствах; 3) композиционный, музыкально-сюжетный уровень, уровень анализа тематического и музыкальных форм. Проследим проявление данных уровней с точки зрения информационной теории.
Первый уровень соответствует обработке информации на уровне мгновенной, сенсорной памяти с распознаванием и настройкой на оптимальное восприятие по таким физическим параметрам как частота, амплитуда, длительность и полоса частот. С точки зрения музыкантов, это музыкальные параметры, соот-ветствующие физическим: высота, громкость, длительность и тембр. По современным представлениям слу-ховой аппарат человека оснащен «параллельным анализатором спектра» - волокна покровной мембраны восприимчивы лишь к узкой полосе частот, при этом информация от каждого нейрона передается для вос-приятия. Для анализа, поступающая информация разбивается на временные порции, которые мозг способен распознать и обобщить. У А.Моля они названы элементарными структурами [8]. Время оптимальной об-работки для них, равно 100 - 150 мс.
Второй уровень - восприятие системных свойств звуков при участии оперативной и долговременной па-мяти. Так при восприятии поэтического произведения «стихотворный размер задает мозгу ритмическую систему временной организации его работы, а также четко ограничивает набор допустимых смысловых и синтак-сических конструкций» [9]. При восприятии музыкального произведения поступающая информация разделяется на ритмические порции; что позволяет объединять «разнородную» информацию - ритмическую, мелодическую, гармоническую, ладовую в общие смысловые единицы. Временной интервал в музыке определяется ритмом и темпом, недаром Д.Эпстайн, подчеркивая их важность, говорит: «музыка подчинена метру «пульсу», который захватывает эту систему и усваивается ею, включаясь в биологические часы и сохраняясь там, в виде некоторой константы. Единицы музыкального метра, их группы или доли мы объединяем в последовательности, которым и соответствуют темпы различных частей исполняемой вещи» [10].
Поэтому на втором этапе воспринимается музыкальный такт, который определяет равномерность приходящей информации. При проигрывании музыкального произведения устанавливается, а далее поддерживается постоянной продолжительность одного такта - одной пульсации (эта продолжительность и есть то, что мы называем темпом). Сохранение постоянным временного информационного интервала при восприятии на втором уровне является особенно важным и имеет биологическую основу. Недаром при анализе изменений темпов в течение исполнения музыкального произведения у разных народов мира полу-чено, что они подчинены единым закономерностям: темпы соотносятся друг с другом как небольшие целые числа (как 1:2, 2:3, 3:4 или, наоборот, как 2:1: 3:2: 4:3). Восприятие музыкального такта можно соотнести с восприятием микроструктуры, формирующей звуковой объект.
На данном уровне имеется своя иерархическая система восприятия музыкального произведения: музыкальные такты объединяются в музыкальные фразы (два - четыре такта) с последующим соединением в музыкальные предложения, относительно самостоятельные смысловые объединения. Данные структуры на-званы у А.Моля промежуточными. За счет метра информационные блоки получают «синхронизирующие» метки. Поэтому метр прозы и поэзии, ритм музыки с точки зрения межполушарной асимметрии нами от-несены к функциональным предпочтениям левого полушария, хотя в действительности восприятие ритма, в силу его биологической природы, следует в большей степени отнести к функции правого полушария.
Третий уровень - композиционный, музыкально-сюжетный уровень, уровень анализа тематического и музыкальных форм, уровень макроструктуры у А.Моля. Данный уровень иерархической обработки осно-ван на тех же механизмах как и предыдущие, но имеет, на наш взгляд, существенное отличие - это не система реального времени, смысловое обобщение не ограничено текущим информационным потоком и может продолжаться достаточно долго по времени.
Возможность понимания смысла сообщения возникает только тогда, когда мозг сравнивает воспри-нятый сигнал с прошлым опытом, унаследованным или приобретенным в процессе обучения. Восприятие текущих раздражителей базируется на следах прошлых восприятий, уже воплощенных в первых моделях сигнала, и является основой прогнозирования будущих восприятий и действий. С точки зрения межполу-шарной асимметрии и восприятия как сравнения с эталоном в левом полушарии
содержаться размытые эталоны объектов, а в правом - размытые эталоны образов, которые определяют «историю взаимодей-ствия» системы с каждым объектом, описанным в левом полушарии [11]. Правое полушарие быстрее, чем левое, обрабатывает поступающую информацию, выполняет ее зрительнопространственный анализ и пере-дает его в моторный «центр речи», где происходит окончательный высший, семантический анализ и осоз-нание информационного раздражения - сигнала.
Без иерархической системы обработки информации не может происходить интегрированная обработка разнородной информации, увеличения коммуникационных возможностей сложнейшей информационной сис-темы - под названием человеческий мозг. Это происходит на основе принципа укрупнения сигналов, увеличение пропускной способности каналов и увеличения скорости обработки информации, то есть происходит информационное ускорение саморазвивающейся системы головного мозга. По В.В.Медушевскому, «одномоментный образ вспыхивает с первых же тактов и в душе слушателя, руководит его восприятием: из несметных запасов памяти заблаговременно извлекаются музыкальноязыковые и стилистические знания (эту готовность к действию - перцептивному в данном случае -психологи называют установкой; звучащее воссоединяется с отзвучавшим. Действие механизма свертывания распространяется и за пределы произведения: благодаря ему музыканты и слушатели хранят в себе образы целых стилей, жанров, музыкальных эпох!» [12].
Таким образом, информационный подход на основе иерархичности обработки сложных сообщений достаточно адекватно в упрощенном виде отражает модель восприятия структурной информации музыка-льных сообщений.
Литература
1. Винер Н. Кибернетика и общество. -М. :Изд-во иностранной литературы, 1958. -200 с. - С.31.
2. Философский энциклопедический словарь / под. ред. Л.Ф.Ильичева, Л.Н.Федосеева, С.М.Ковалева и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840с.
3. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. -СПб.: Изд-во Русского Христ. гуманит. ин-та, журн. Нева, 1997. -568 с. - С.170.
4.Бойко В. Йога: искусство коммуникации.- Ниж. Новг.: Деком, 2008. - 496 с. - С.77.
5. Дрикер А.С. Эволюция культуры: информационный подход. -СПб.: Академический проект, 2000. -184 с. - С.88.
6. Лазутина Т.В. Процесс символизации в музыке. Автореферат дисс. на соиск. степ. канд. фил. наук. Тюмень, 2003. - 20с.
7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Моно-тон, 1993. -190с.
8. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. -352 с.
9.Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ./ под. ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна. -М.: Мир, 1995. -335с. - С. 90
10. Эпстайн, Д. Соотношения темпов в музыке: везде и всюду одни и те же? В книге: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ./ под. ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995. -335с. - С.98.
11. Косяков, Ю.Б. Мой мозг. Строение, принципы работы, моделирование.- М.: Синтег, 2001. -164с.
С.83
Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки.-М., 1980. -С.185.