УДК 78+378
к вопросу о восприятии упорядоченной и неупорядоченной информации в музыкальном произведении
© 2014 Д.В.Щирин
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Статья поступила в редакцию 02.05.2014
Изучение восприятия музыкальных произведений в ракурсе теории текста - одна из наиболее значимых и одновременно наименее изученная проблема в музыковедении и музыкальной педагогике. В статье рассмотрены теоретические положения информативности музыкального текста и возможности его восприятия в зависимости от степени упорядоченности содержащейся в нем информации.
Ключевые слова: восприятие, категоризация, упорядоченность, излишняя информация, открытое музыкальное произведение.
Восприятие упорядоченной и неупорядоченной информации. Названная проблема является предметом исследования ряда наук и научных течений. Процессы восприятия информации постоянно исследуются в психологии1, однако методологическую основу теории информативности дает философия. В этой связи необходимо, прежде всего, назвать исследования Е.А.Минаева2, И.И.Юзвишина, Г.Б.Двойрина, и др. Мы обратились именно к этим исследователям в связи с тем, что в их теориях отражается аспект взаимосвязи информационности пространства и информационного единства мироздания. Теория, разработанная названными авторами, позволяет сделать вывод, что информация, получаемая через музыку, является носителем смысла, поступающего из Вселенной3 Показательно в этой связи выражение У.Уивера: «слово "информация" относится не столько к тому, что говорится,
° Щирин Дмитрий Валентинович, доктор педагогических наук, профессор каф.фортепиано. E-mail: dschirin@yandex. ru
1 Например, Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с груз. Е.Ш.Чомахидзе; отв. ред. И.В.Имедадзе. -М.; СПб.: 2004. - С.172 - 222.; Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.;Тверь: 2006. - С. 366 - 375.; Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: 2003. -225 - 257; С.; Кубарев В.С. Общая психология: Ощущение и восприятие. Современные теории восприятия: Конспект лекций. -Омск: 2005. - С.30.
2 Например, Минаев Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства.
- М.: 2000. - С.97; Юзвишин И.И. Основы информа-циологии М.: Международное общество «Информа-циология»2000. - С.279,314.; Витаология = Vitaology: Новое мировое учение о жизни на земле и во Вселенной: Единая гологр. информ. теория Вселенной. Науч. религия / Г.Б.Двойрин; Всемир. акад. наук, искусства, культуры. Всемир. ин-т витаологии. - 4-е изд., доп.
- СПб.: 2000. - С41-54.
3 Щирин Д.В. Педагогика восприятия духовной музыки. - СПб.: 2007. - С. 138.
сколько к тому, что могло бы быть сказанным» (курсив наш)4.
Такая постановка вопроса ставит необходимость параллельного анализа концепций информационности, развитых в музыкальной педагогике и теории текста: в данной отрасли знаний получили содержательное развитие категории «информативность» и «информационная насыщенность»5. К названной тематике мы уже обращались6. В данной работе поставлена задача анализа проблемы упорядоченности или неупорядоченности информации и возможностях восприятия каждой из них. Умберто Эко, определяя сущность «информации», говорит, что она «представляет собой некоторое дополнение, является чем-то таким, что добавляется к уже известному и что я воспринимаю, как новое»7. Нам представляется, что это принципиально но-
4 Цит. по Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. — СПб.: 2004. —С.123.
5 Например, Валгина Н.С. Теория текста: Учеб.пособ. для студ. вузов по спец. 021500. "Изд. дело и редактирование", 021600. "Книгораспространение" и на-правл. 520700 "Кн. дело". - М.: 2003. - С.154 -158; Ворожбитова А.А. Теория текста: Антропоцентр. направление: Учеб.пособ. для студ. вузов по направл. 520300 и спец. 021700 "Филология". - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2005. - С.13 - 69.; Земская Ю.Н., Кажесова И.Ю., Комиссарова Л.М.и др. Теория текста: Учеб. пособ. / Под ред.А.А.Чувакина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. - С.13.; Никонова М.Н. Теория текста: Учеб. пособ. - Омск: 2008. - С.16. и др.
6 Например, Щирин Д.В. К проблеме восприятия информационной насыщенности музыкальных произведений // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2014. -№3(16). - С. 59 - 63; Щирин Д.В. О восприятии информационной насыщенности музыкальных произведений в педагогическом процессе // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Том.15. - № 2(4). - С.1106 - 1112.
7 Эко У. Открытое произведение: .... - С. 103.
Искусствоведение
вый подход в проблеме информации и информационности. Информацией может быть вполне обычное явление, с которым мы повседневно сталкиваемся, но которое только теперь восприняли как новое. Эта информация потому и воспринята нами, что бы имели определенный багаж знаний в некоторой сфере, «отклассифици-ровали» этот багаж и в строго определенную «ячейку» «положили» новую информацию. Психология говорит о том, что «воспринять объект или предмет - это значит суметь отнести его к какому-то определенному классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет»8. Следовательно, систематизированная память и позволяет воспринимать информацию. Этот закон был сформулирован в теории Нор-берта Винера: «информативное содержание того или иного сообщения зависит от степени его ор-ганизации»9
Однако, прежде чем поместить информацию в память, необходимо определить ее качество и количество, будь то числовая, вербальная или музыкальная информация. Количество выражается в цифрах, лингвистических символах или количестве и последовательности звуков. Любая фраза имеет смысл только, если она организована по правилам орфографии того или иного языка, что, в том числе, и определяет качество воспринимаемой информации. «Язык — это человеческое порождение, типичная ЬтапскзузЬвш, при его создании многочисленные факты взаимодействовали между собой для того, чтобы возникло состояние упорядоченности»10. Неорганизованный набор звуков может восприниматься как хаос. Следовательно, информация воспринимается в том случае, когда она организована на определенной системе сочетаний или кодов. В этом обнаруживается единство концепций восприятия информации, сформулированные Н.Виннером, а затем Е.А.Минаевым, И.И.Юзвишиным, Умберто Эко и их последователями.
Однако У.Эко формулирует неожиданное положение: «Конкретные элементы неупорядоченности увеличивают объем информации, содержащейся в сообщении»11 (курсив У.Эко). На бытовом уровне это вполне предсказуемо. Допустим, что музыкант, фугу И.С.Баха, которая построена по определенным правилам, нарушил эти правила и начал исполнять собственную импровизацию, не соответствующую этим правилам. Налицо явная неупорядоченность, которая, привлекая внимание, увеличивает объем воспри-
8 Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособ. для вузов. - М.: 2008. - С 156.
9 Эко У. Открытое произведение: .... - С.110.
10 Эко У. Открытое произведение: ... - С.111.
11 Эко У. Открытое произведение: ... - С. 117.
нимаемой информации. Подобная неупорядоченность не является абсолютной. Ее можно отнести к относительным составляющим. Относительная неупорядоченность не должна нести слишком много излишней информации, которая затрудняет не только ее сообщение, но и восприятие, т.е. должна быть упорядоченность внутри «новой интерпретации» названной фуги.
В гармонической диатонике присутствует строгий порядок. «Нововенская» музыка, ключевым принципом которой стала ликвидация тональной основы музыки и её замена специально разработанными атональными техниками в противоположность диатонической системе представляет собой новую целую систему, но построенную на элементах старой. В современных композициях нередко нарушаются «устоявшиеся» и упорядоченные в классической музыке средства музыкального языка. Этим, на первый взгляд, во многом и отличаются друг от друга «классические» и «современные» произведения. «Неупорядоченность» многих современных произведений для «традиционного» слушателя делает их информацию сложной для восприятия и сокращает объем воспринимаемой в этих произведениях информации. В «классических» музыкальных произведениях обнаруживаются и достаточно легко прослеживаются темы и их взаи-модействиедруг с другом, да и тональная система определяет правила, позволяющие «пред-слышать» дальнейшее развитие, слушатель может «предвосхищать» наступление следующих разделов формы, следующих этапов развития мысли.
Воспринимая любое произведение, мы не думаем о накоплении информации и разложении ее «по полочкам». Мы воспринимаем ее комплексно, в том числе эмоционально и интеллектуально. Анализ соотношений между информацией и музыкальной эстетикой произвел А. Моль в своих многочисленных исследованиях. Их результаты представлены в труде «Социодинамика культуры»12, в котором А.Моль соединил фундаментальные категории: информацию, восприятие и эстетику. В названном труде ученый совершенно определенно сформулировал постулат: «информация прямо пропорциональна непредсказуемости»13. Исходя из этого, следует вывод, что музыкальное произведение, как и литературное, насыщенное информацией плохо поддается «расшифровке», т.е. выявлению его кода,
12 Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с фр., предисл. Б.В.Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 2008. -С.117 - 123, С. 376 [Электронный ресурс] URL: http:/ / socium.ge / downloads /komunikaciisteoria / mol sociodinamika cult-l.pdf (Дата обращения 12.06.2014).
13
Эко У. Открытое произведение: .... - С. 134.
и разложению по «полочкам памяти». У.Эко, комментируя это положение, утверждает, и мы полностью согласны с этим, что «эта проблема преимущественно является проблемой той музыки, которая стремится к поглощению всех возможных звуков, к расширению используемой гаммы, к привнесению случайности в процесс сочинения музыки»14. Между представителями авангардной музыки и ее критиками происходит спор в следующих направлениях, непосредственно связанных с проблемами информационности: 1) «Звуковой набор», не свойственный привычному диатоническому и гомофонно-гармо-ническому складу; 2) Соотношение между формой произведения и его открытостью; 3) Пропорциональность между многополярностью и устойчивостью.
А.Моль в этой связи вводит понятие «порог восприятия длительности». Если небольшие фрагменты начинают повторять в ускоренном темпе, то ухо быстро устает и не воспринимает информацию, а музыку воспринимает только как гул или шум. Следовательно, не только не неупорядоченность, но и недооценка возможности слушателя приводит к потере информации. В этой связи необходимо поставить вопрос о наличии избыточной информации, потеря которой не нарушит целостность восприятия художественного образа. Воспринимаемая информация в одних случаях должна быть четкой, ясной и упорядоченной. Такая информация, как правило, необходима на бытовом уровне: дорожные знаки, расписание поездов, цены в магазинах. В искусстве человек сталкивается с информацией иного рода, но и здесь следует различать информацию разных видов искусства. Произведения классических жанров утверждают принятые структуры обыденного восприятия. Именно поэтому они более доступны слушателю или зрителю. Эти произведения «противостоят закону избыточности. Современное же искусство, напротив, считает главной задачей сознательное нарушение законов вероятности, управляющих обыденной речью, и для этого он опровергает в
кризис традиционные предпосылки в тот самый момент, когда пользуется ими, чтобы их иска-зить»15. У.Эко назвал такие произведения «открытыми», вкладывая в этот термин понятие неопределенность.
Авторы, создающие произведения открытых жанров, включают избыточную, не упорядоченную информацию, понимая заранее, что она не будет воспринята, но привлечет внимание слушателей, вызовет определенный интерес. Нарушение условностей музыкального языка и привычных приемов соединения идей, наличие намеков создает непривычную логику образов, возможность принципиально разного восприятия и понимания такого произведения. Следовательно, необходимо включить понятие художественной коммуникации, под которой понимается установление связи между создателем произведения, его исполнителем и слушателем, передача информации содержащей отношение к миру, художественные концепции, устойчивые ценностные ориентации. Стремление к информативной новизне должно быть согласовано с возможностью коммуникативной связи между автором и слушателем, которая определяется законом тональной грамматики. Восприятие, опираясь на собственные возможности, выбирает наиболее простую, упорядоченную, не изобилующую «излишествами» информацию. Это более простой путь, опирающийся на усвоенные музыкальные особенности.
Вывод. Процесс восприятия музыкальных произведений напрямую зависит от степени упорядоченности содержащейся в них информации. Чем более упорядочена информация, тем выше уровень восприятия. Восприятие неупорядоченной и излишней информации должно опираться на возможности коммуникативной связи между автором, исполнителем и слушателем.
14. Эко У. Открытое произведение: .... - С. 134.
15. Эко У. Открытое произведение: ... - С. 187.
perception of ordered and unordered information
© 2014 D.V.Shchirin Saint-Petersburg State University of Culture and Arts
The study of perception of musical works from the perspective of the theory of text is one of the most important and least studied problems in modern musicology and musical pedagogics. In the article we analyze the theoretical status of informative text and music perception depending on the degree of orderliness of the information contained. Keywords: perception, categorization, orderliness, excessive information, open piece of music.
° Dmitrii Valentinovich Shchirin, Doctor of pedagogy, Professor of Piano department. E-mail: dschirin@yandex. ru