Научная статья на тему 'О системе и системности в восприятия музыкального текста'

О системе и системности в восприятия музыкального текста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / СИСТЕМНОСТЬ / ОЩУЩЕНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / SYSTEM / CONSISTENCY / SENSATION / PERCEPTION / MUSICAL TEXT / MUSICAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щирин Дмитрий Валентинович

Изучение восприятия музыкальных произведений одна из наиболее значимых проблем музыкальной педагогики. В статье рассмотрены теоретические положения информативности музыкального текста и возможности его восприятия в зависимости от степени упорядоченности содержащейся в нем информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE SYSTEM AND CONSISTENCY IN THE PERCEPTION OF A MUSICAL TEXT

Practical activities in the field of musical pedagogics rely on such concept as system of training. Meanwhile, philosophical sciences most often apply the term systemacity. A question is bound to arise: are pedagogical sciences behind philosophical sciences or the term systemacity is not appropriate in the pedagogical process. This formulation of the question demands coverage of two large problems. The first is he essence of a system and systemacity, the second is how these categories are connected with the sensation which is the cornerstone of any perception. The study of the perception of musical works is one of the most important questions in musical pedagogics. In the article we analyze theoretical status of informative value of a musical text and its perception depending on the degree of ordering sequence of the information contained therein. Conclusions. 1) The pedagogical process aimed at the development and improvement of perception of a piece of music is connected with systemacity of development of classical musical genres, each of which possesses a uniqueness sign. This systemacity forms a vertical section of musical culture. 2) Within each genre its own structure, or the horizontal section having the specific level of functionality, is formed. 3) In a piece of music the epoch-making, collective and individual processes reflecting the identity of the author intertwine. The task of the teacher consists in teaching the student to see in each work the past, the present and the future: without vigorous mental activity the adequate perception of music is impossible. 4) The use of different systems of perception is defined by psychological features of the trained on the basis of which it is possible to reveal a certain systemacity in perception of a musical text.

Текст научной работы на тему «О системе и системности в восприятия музыкального текста»

УДК 378:78

О СИСТЕМЕ И СИСТЕМНОСТИ В ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА

© 2016 Д.В.Щирин

Щирин Дмитрий Валентинович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой фортепиано.

E-mail: [email protected]

Санкт-Петербургскский государственный институт культуры

Статья поступила в редакцию 04.02.2016

Изучение восприятия музыкальных произведений - одна из наиболее значимых проблем музыкальной педагогики. В статье рассмотрены теоретические положения информативности музыкального текста и возможности его восприятия в зависимости от степени упорядоченности содержащейся в нем информации.

Ключевые слова: система, системность, ощущения, восприятие, музыкальный текст, музыкальное восприятие.

Практическая деятельность в области музыкальной педагогики опирается на такое понятие как система обучения. Между тем, философские науки все более оперируют термином системность. Встает вопрос: отстают педагогические науки от философских или термин системность в педагогическом процессе не приемлем. Данная постановка вопроса требует освещения двух крупных проблем. Первая - что есть система и системность, вторая - как эти категории связаны с ощущением, лежащим в основе любого восприятия.

До настоящего времени ни в педагогике, ни в психологии не раскрыта категория «системности» ощущений [1], что определяет актуальность данного исследования. В педагогике акцентируются основные положения практической психологии о субъективности восприятия, определяемого пятью системами, присущими человеку: зрительная, тактильная, слуховая, вкусовая и обонятельная. Применительно к восприятию музыкального произведения следует говорить о визуальной, аудиальной и кинестетической сенсорно репрезентативных системах.

Люди с развитой системой первого типа мыслят образами, картинками. Визуальная система позволяет не только охватить большой объем информации, но и мгновенно переключаться с одного объекта на другой, не упуская при этом из внимания нюансы формы и фактуры. В учебном процессе таких студентов можно определить по богатой мимике и жестикуляции, быстрому темпу речи и высокому голосу

Лица с развитой аудиально-сенсорной репрезентативной системой способны воспринимать тончайшие звуковые различия, разнообразие

тонов и тембров. Информация воспринимается ими последовательно и на слух. В общении они отличаются некоторой замкнутостью и отстраненностью, нахождением во внутреннем диалоге с самим собой, что проявляется в частом «бормотании». В разговоре эти студенты вслушиваются не только в слова, но и в тональность и тембр разговора.

Значительно отличаются от первых двух типов лиц люди с развитой кинетически-сенсорной репрезентативной системой. Их процесс восприятия опирается на собственные чувства и состояния, и потому этот тип лиц отличается медлительностью, их процесс восприятия требует прикосновения к воспринимаемому объекту или, что еще важнее, разделения его на части. В учебном процессе студентов этого типа определить достаточно просто по вальяжным, плавным, размеренным движениям, замедленной, с длинными паузами речи.

Что следует понимать под «системностью» ощущений? Мы обнаружили два подхода к этой категории. Первый сформулирован философской наукой, в которой «системность в общем смысле это взаимосвязанность элементов, подчиненных общему принципу упорядоченности, противоположность хаосу» [2]. Это определение «системности» назовем широким, т. к. оно относится ко всем без исключения видам деятельности и отраслям науки.

Более узкое толкование сформулировано Ю.В.Пряхиной в учебном пособии по курсам логики, психологии, теории познания, философии и педагогики. Названный автор определяет системные ощущения как «ощущения системы

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016

ощущающих людей» [3, с.6], т.е. ощущение многих людей, создающих единый воспринимающий информацию коллектив. Системные ощущения по закону синергетики включают не только личные ощущения, но и информацию о чужих ощущениях. Лица с визуальной системой восприятия передают информацию посредством мимики и жестикуляции; с аудиально сенсорной системой - посредством их бормотания; лица с кинетически-сенсорной репрезентативной системой через попытки прикоснуться к другому человеку и, таким образом, обратив на себя внимание, передать информацию. Такой подход крайне важен для педагогического процесса, который не может не опираться на синергетиче-ский эффект. Наличие синергетики в процессе восприятия подтверждается еще одним положением, сформулированным системной философией. «Результат взаимосвязи элементов в системах принципиально отличается от простой суммы их индивидуальных качеств; правило неизменности суммы от перемены мест слагаемых здесь не работает» [4].

«Системность» это категория, подразумевающая интенсивный путь развития, предполагающий «спонтанные качественные переходы (бифуркации) в развитии» [5, с.1]. «Системность» проявляется только при ее взаимодействии с внешней средой, под которой понимается вся окружающая социо-действительность. Последняя состоит, в том числе, из множества произведений искусства и только в сравнении с ними выявляется истинная ценность музыкального текста. Из этого следует, что «системность понятие не абсолютное, а относительное, т.е. не самодостаточное, а относящееся к предшествующей стадии развития однородных объектов» [6, с.5].

Музыку средневековья сменяет ренессанс, затем наступает время барокко, которое сменяется классицизмом. Далее романтизм уступает место модернизму и сам изменяется с наступлением XX и XXI веков. Каждый последующий академический жанр вырастает из недр предыдущего жанра и сам становится условием для последующей истории развития. Каждый новый уровень существует в неразрывной связи с предыдущими и последующими уровнями, но иногда и живет за счет ресурсов предыдущего уровня. Это чрезвычайно важный для педагогики восприятия вывод, подводящее нас к понятию «функциональность», как способности «объекта выполнять функции, обусловленные его внутренней структурой и условиями внешней среды» [7, с.7]. Принципиальное отличие «системности» от

«функциональности» состоит в том, что отличительной чертой первой выступает уникальность свойств, у второй - эта черта отсутствует.

Анализируя «системность», философы вводят понятие «социальная системность», сущность функционирования которой заключается в «формировании уникальных по отношению к обществу социальных условий, определяющих поведение социализированных членов общества» [8, С.14]. Если сопоставить это определение с «узким» определением «системности», данным Ю.В.Пряхиной [9], то станет очевидным единство подхода «системности» в философии, педагогике и искусстве.

Для музыкального произведения одинаково значимыми являются семантика, структура, закономерности образования структуры, смысловой целостности, которые формируются на основе общехудожественных закономерностей, проявляющихся в социальной жизни. По этому поводу А.В.Красюк писал «Художественная идея аккумулирует в себе сложные процессы, как личности самого субъекта творчества, так и окружающей его социальной жизни» [10, с.45]. К таким процессам относятся: 1) Эпохальные процессы, сложившиеся на фоне историко - культурного контекста и выраженные в соответствующих интонационно - временных формах. Эпохальные процессы формируют системность восприятия музыкального произведения, т.к. каждая эпоха обладает признаком уникальности, т.е. основным свойством системности. 2) Коллективные процессы, отражающие множество стилистических направлений. Нам представляется, что именно эти процессы обладают свойствами функциональности, т.к. они имеют внутреннюю структуру, обусловленную условиями внешней среды. 3) Индивидуальные процессы, формирующиеся свойствами субъекта. Сюда же относятся психические особенности воображения, представления и памяти. Думается, что именно это имел в виду Л.С.Выготский, когда выводил общую формулу восприятия: «от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетической реакции и установлению ее общих законов» [11, с. 29].

В современной теории восприятия изложенной В.С.Кубаревым [12] не присутствуют в явном виде термины «система» или «системность», но предлагается термин «схема», введенная Ф.Барлетом в работе «Теория организации прошлого опыта»: «Схема представляет собой активную организацию прошлых реакций или

прошлого опыта <...>, когда в поведении налицо последовательность или системность, отдельная реакция возможна только потому, что она связана с другими подобными реакциями<...>, которые действуют не просто как индивидуальные элементы, идущие один за другим, а как единое целое» [13, С. 20]. Схема влияет на процесс восприятия и переработки информации, когнитивную структуру, которая используется для ее обработки, и главное, структуру данных, хранящихся в памяти человека. Схемы могут быть организованы иерархично (проведем параллель с системностью восприятия) и горизонтальному (или фасетному) методам

При иерархическом расположении схемы присутствуют три времени: прошлое, настоящее и будущее. Мы, опираясь на учение Курта Левина, относим такие схемы к системным. К.Левин, разрабатывая теорию «поля», ввел понятие «глубина поля», которое «включает и прошлое, и настоящее и будущее, как единое измерение жизненного пространства [14, с. 48,] <...>Прошлое, настоящее и будущее являются частями психологического поля в данное время [15, с.73]».

Схемы, организованные по горизонтальному уровню мы относим к функциональным. Когнитивную схему Барлетт называет «стереотипизи-рованной формой хранения предыдущего опыта относительно четко определенной предметной области (знакомого объекта, известной ситуации, привычной последовательности событий)» [16]. Когнитивная схема может быть использована в различных ситуациях, имеет многофункциональное назначение: понять, выполнить, сделать вывод, сформулировать заключение, быть инструментом нового восприятия и познания.

Мы убеждены, что в музыкальном образовании одинаково важны все три схемы. Иерархически расположенные или системные схемы вызывают необходимость извлечения информации при активной направленности самого индивида с целью восприятия возможностей отдельных составляющих системы. Сам процесс восприятия таких объектов возможен только при накоплении определенного опыта. Именно с этим мы сталкивается в процессе преподавания, когда переходим от произведений, например, эпохи ренессанса к произведениям эпохи классицизма.

При восприятии горизонтально расположенных объектов человек находит в своей памяти определенную отправную точку, относительно которой происходит новый виток восприятия. Эта «работа» требует совмещения внешних условий, при которых воспринималась отправная точка и внутреннего совмещения отправного и вновь воспринимаемых объектов. Именно такая

«работа» требуется от исполнителя, если мы, например, переходим от прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» к «Искусству фуги» или «Гольдберг - вариациям» И.С.Баха. Когнитивная схема позволяет слушателю классифицировать сходные ситуации и способы реагирования на них.

Наша практика подтвердила правомерность стадий развития восприятия, названных В.С.Кубаревым: внешние предметные, перцептивные, зрительные действия. Наивысшим этапом восприятия В.С.Кубарев называет «идеальные» действия и относит к ним скорее не восприятие, а мышление. Кроме того, к одному из принципов деятельного подхода названный автор относит «образ мира», понимая под этим то, что получается в процессе восприятия. Следовательно, уровень восприятия связан с типом мышления. Психология выделяет четыре типа мышления: логический, эмоциональный, сенсорный и интуитивный. «Первые два относятся к рациональному типу сознания, вторые два к иррациональному» [17, С. 173]. Логический тип имеет установку на восприятие идеальных объектов; эмоциональный тип - настроен на энергетический план отношений, проявляемый через эмоции, в чувстве привлекательности или отталкивания, любви или ненависти, и т.д. «Сенсорный тип установлен на восприятие пространственного плана ситуации, интуитивный - временного» [18, с.175].

Мы не можем полностью согласиться с таким подходом. Сенсорный тип восприятия - это интуитивный тип человека [19], которому дано предвосхищение и который опирается на визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие.

Осознанное восприятие музыкального произведения в качестве обязательного элемента включает в себя интерпретацию. Существуют разные подходы к интерпретации текста. Первый - «исходит из того, что интерпретация представляет собой получение одного исходного объекта <> предполагаемого интерпретатором в качестве равносильного исходному» [20]. Второй - проявляется в различных типах структурирования основной мысли и содержания произведения, т.е. подход называемый «интерпретацией своего/чужого поведения». В процессе интерпретации музыкального текста едва ли не ведущую роль играет «предслышание». Оно возникает под действием неосознанных установок, которые предопределяют слуховое предчувствие. Ему свойственно бессознательное, неопределенное, неструктурированное отражение объекта в субъекте. На этом этапе действует установка соответствующая жизненному опыту и отсутствует

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016

осознание авторской установки. Историческая и этническая тождественность автора произведения и слушателя образуют специфически организованную установку предслышания. По словам одного из основоположников теории восприятия музыки В.В.Максимова, «высокая степень предслышания и эмоционального предвосхищения наблюдается при восприятии народной музыки, канонических форм (культового пения), стиля венских классиков» [21, с.122].

Уровень восприятия музыкального произведения зависят от так называемого «эмфатического напряжения», под которым понимается эмоциональная насыщенность текста и «глубинна напряжения», под которым понимается композиционная структура произведения.

Выводы. 1) Педагогический процесс, направленный на развитие и совершенствование восприятия музыкального произведения связан с системностью развития классических музыкаль-

ных жанров, каждый из которых обладает признаком уникальности. Эта системность формирует вертикальный разрез музыкальной культуры. 2) В пределах каждого жанра формируется собственная структура, или горизонтальный разрез, обладающий специфическим уровнем функциональности. 3) В музыкальном произведении соединяются эпохальные, коллективные и индивидуальные процессы, отражающие личность автора. Задача педагога состоит в том, чтобы научить студента видеть в каждом произведении прошлое, настоящее и будущее: без активной мыслительной деятельности невозможно адекватное восприятие музыки. 4) Использование разных систем восприятия определяется психологическими особенностями обучающихся на основании которых можно выявить определенную системность в восприятии музыкального текста.

1. Пряхина, Ю.В. Что такое ощущение: (двадцать семь ответов): учеб. пособие по курсам логики, психологии, теории познания, философии и педагогики. Рос. гос. ун-т им. А.И.Герцена. СПб.: Возрожд. Россия, 2001. 16 с.

2. Что такое системность. http://www.di-mat.ru/faq/2012-541

3. Пряхина, Ю.В. Что такое ощущение:.....С. 6.

4. «Системность» - новая трактовка понятия. Опубл.: Калужский М.Л. Генезис социальных потребностей // Сибирский торгово-экономический журнал. 2005. № 1. С. 55-63. http:// www.aup.ru/artides/teorsvs/1.htm/

5. «Системность» - новая трактовка понятия.......С.1.

6. «Системность» - новая трактовка понятия.......С.5.

7. «Системность» - новая трактовка понятия.......С.7.

8. «Системность» - новая трактовка понятия.......С.14.

9. См.: Что такое системность .... http:// www.di-mat.ru/faq/2012-541

10. Красюк, А.В. Восприятие музыки в исполнительском процессе. Владимир: Владимирский государственный педагогич. ун-т, 2008. С.45.

11. Выготский, Л.С. Психология искусства. М.: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2001. С 29.

12. Кубарев, В.С. Общая психология: ощущения и восприятие. Современные теории восприятия: конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 36 с.

13. Цит по Кубарев, В.С. Общая психология: ..С. 20.

14. Левин, К. Теория поля в социальных науках / пер. с англ. СПб.: «Сенсор», 2000. С. 48.

15. Левин, К. Теория поля в социальных науках....С. 73.

16. Вовк, Е.И. Когнитивная схема как способ представления и выведения языковых знаний. http://www.rusnauka.com/NTSB 2006/Philologia/1 vovk%20e.i.doc.htm

17. Теория текста: учебное пособие / Ю.Н.Земская, И.Ю.Качесова, Л.М.Комиссарова и др.; под ред. А.А.Чувакина. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. С. 173.

18. Теория текста: .... С 175.

19. Публичное выступление. http ://www.piter-press.ru/attachment.php? barcode=978546900047&at=exc&n=0

20. Теория текста: учебное пособие. http:// lib.rus.ec/b/260261/read

21. Восприятие музыки / ред.-сост. В.В.Максимов. М., Музыка, 1980. С.122.

ABOUT THE SYSTEM AND CONSISTENCY IN THE PERCEPTION OF A MUSICAL TEXT

© 2016 D.V.Shchirin

Dmitry Valentinovich Shchirin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Head of Department of piano.

E-mail: dschirin@yandex. ru

St. Petersburg State University of Culture

Practical activities in the field of musical pedagogics rely on such concept as system of training. Meanwhile, philosophical sciences most often apply the term systemacity. A question is bound to arise: are pedagogical sciences behind philosophical sciences or the term systemacity is not appropriate in the pedagogical process. This formulation of the question demands coverage of two large problems. The first is he essence of a system and systemacity, the second is how these categories are connected with the sensation which is the cornerstone of any perception. The study of the perception of musical works is one of the most important questions in musical pedagogics. In the article we analyze theoretical status of informative value of a musical text and its perception depending on the degree of ordering sequence of the information contained therein.

Conclusions.1) The pedagogical process aimed at the development and improvement of perception of a piece of music is connected with systemacity of development of classical musical genres, each of which possesses a uniqueness sign. This systemacity forms a vertical section of musical culture. 2) Within each genre its own structure, or the horizontal section having the specific level of functionality, is formed. 3) In a piece of music the epoch-making, collective and individual processes reflecting the identity of the author intertwine. The task of the teacher consists in teaching the student to see in each work the past, the present and the future: without vigorous mental activity the adequate perception of music is impossible. 4) The use of different systems of perception is defined by psychological features of the trained on the basis of which it is possible to reveal a certain systemacity in perception of a musical text.

Keywords: system, consistency, sensation, perception, musical text, musical perception.

1. Priakhina, Iu.V. Chto takoe oshchushchenie (What is the feeling): (dvadtsat' sem' otvetov): ucheb. posobie po kursam logiki, psikhologii, teorii poznaniia, filosofii i pedagogiki. Ros. gos. un-t im. A.I.Gertsena. SPb., Vozrozhd. Rossiia, 2001, 16 p. ., (in Russ.).

2. Chto takoe sistemnost' (What is systemacity):http://www.di-mat.ru/faq/2012-541

3. Priakhina, Iu.V. Chto takoe oshchushchenie (What is the feeling). p. 6.

4. «Sistemnost'» - novaia traktovka poniatiia ("Systemacity" - new interpretation of concept.). Opubl.: Kaluzhskii M.L. Genezis sotsial'nykh potreb-nostei (Genesis of social requirements) Sibirskii torgovo-ekonomicheskii zhurnal. 2005, no. 1, pp. 55-63:http:// www.aup.ru/articles/teorsys/1.htm/

5. «Sistemnost'» - novaia traktovka poniatiia ("Systemacity" - new interpretation of concept.) p.1.

6. «Sistemnost'» - novaia traktovka poniatiia ("Systemacity" - new interpretation of concept.) p.5.

7. «Sistemnost'» - novaia traktovka poniatiia ("Systemacity" - new interpretation of concept.) p.7.

8. «Sistemnost'» - novaia traktovka poniatiia ("Systemacity" - new interpretation of concept.) p.14.

9. Sm.: Chto takoe sistemnost'(What is systemacity):http:// www.di-mat.ru/faq/2012-541

10. Krasiuk, A.V. Vospriiatie muzyki v ispolnitel'skom protsesse (Perception of music in performing process). Vladimir, Vladimirskii go-sudarstvennyi pedagogich. un-t, 2008, p.45., (in Russ.).

11. Vygotskii, L.S. Psikhologiia iskusstva (Art psychology). M.: Izd-vo Sovrem. gumanitar. un-ta, 2001, p 29., (in Russ.).

12. Kubarev, V.S. Obshchaia psikhologiia: oshchushcheniia i vospriiatie. Sovremennye teorii vospriiatiia (General psychology: feelings and perception. Modern theories of perception): konspekt lektsii. Omsk, Izd-vo OmGTU, 2005, 36 p., (in Russ.).

13. Tsit po Kubarev, V.S. Obshchaia psikhologiia: (General psychology: feelings and perception. Modern theories of perception): p. 20.

14. Levin, K. Teoriia polia v sotsial'nykh naukakh (The theory of the field in social sciences)/ per. s angl. SPb., «Sensor», 2000, p. 48., (in Russ.).

15. Levin, K. Teoriia polia v sotsial'nykh naukakh (The theory of the field in social sciences) p. 73.

16. Vovk, E.I. Kognitivnaia skhema kak sposob predstavleniia i vyvedeniia iazykovykh znanii (Cognitive scheme as way of representation and removal of language knowledge).

http://www.rusnauka.com/NTSB 2006/Philologia/1 vovk%20e.i.doc.htm

17. Teoriia teksta (Theory of the text): uchebnoe posobie / Iu.N.Zemskaia, I.Iu.Kachesova, L.M.Komissarova i dr.; pod red. A.A.Chuvakina. 3-e izd., ster. M., FLINTA, Nauka, 2012, p. 173., (in Russ.).

18. Teoriia teksta (Theory of the text): p 175.

19. Publichnoe vystuplenie (Public statement): http ://www.piter-press.ru/attachment.php? bar-code=978546900047&at=exc&n=0

20. Teoriia teksta (Theory of the text): uchebnoe posobie http://lib.rus.ec/b/260261/read

21. Vospriiatie muzyki (Perception of music) / red.-sost. V.V.Maksimov. M., Muzyka, 1980, p.122., (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.