Научная статья на тему 'Орнамент как антропологическая проекция в семантике геометрического орнаментального стиля (на материале значений символов при восприятии, оценке и понимании орнамента финно-угорских народов)'

Орнамент как антропологическая проекция в семантике геометрического орнаментального стиля (на материале значений символов при восприятии, оценке и понимании орнамента финно-угорских народов) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
601
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Привалова В. М.

В статье анализируется древняя знаковая система человечества орнамент как антропологическая феноменология в культуре и социальной практике, который в форме декоративно-прикладного искусства, представляет собой методологию целостного знакового представления о существенных связях человека с природой, социумом, а социума с макрокосмом. Строится вывод об антропологически обусловленной природе развития семантики геометрического орнаментального стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORNAMENT AS AN ANTHROPOLOGICAL PROJECTION IN SEMANTICS OF GEOMETRICAL ORNAMENTAL STYLE (ON A MATERIAL OF SYMBOLS IMPLICATION AT PERCEPTION, ESTIMATION AND UNDERSTANDING OF FINNO-UGRIC ORNAMENT)

The article deals with the ancient sign system of mankind an ornament as anthropological phenomenology in culture and social practice being in the form of arts and crafts, represents methodology of complete sign representation about essential communications of a person with nature, society, and society with macrocosm. The conclusion about anthropologically determined, historically unique nature of semantics development of geometrical ornamental style (Common Slavic semantics of a geometrical ornament) is reached.

Текст научной работы на тему «Орнамент как антропологическая проекция в семантике геометрического орнаментального стиля (на материале значений символов при восприятии, оценке и понимании орнамента финно-угорских народов)»

=ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ=

УДК 930.85.008+ 159.07

ОРНАМЕНТ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ В СЕМАНТИКЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО СТИЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗНАЧЕНИЙ СИМВОЛОВ ПРИ ВОСПРИЯТИИ, ОЦЕНКЕ И ПОНИМАНИИ ОРНАМЕНТА ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ)

© 2008 В.М.Привалова

Самарский государственный педагогический университет

В статье анализируется древняя знаковая система человечества - орнамент как антропологическая феноменология в культуре и социальной практике, который в форме декоративно-прикладного искусства, представляет собой методологию целостного знакового представления о существенных связях человека с природой, социумом, а социума с макрокосмом. Строится вывод об антропологически обусловленной природе развития семантики геометрического орнаментального стиля.

Окружающий нас мир, среда нашего природного и созданного человеком пространства, состоит из разнообразных ритмов. Смена времен года, движения светил, которые образуют чередования дня и ночи, приливы и отливы, связанные с лунной и солнечной периодической активностью и т.д. Часть ритмических колебаний мы замечаем, однако многие виды ритмической обусловленности нашего существования остаются за пределами нашего внимания. Всем нам хорошо известен один суточный ритм - наш собственный цикл сна и бодрствования. На самом деле человеческому организму свойственно более 100 таких ритмов, хотя многие из них скоординированы с циклом сон - бодрствование. Кроме того, все ритмы - это генетически запрограммированные продукты эволюции, позволяющие организму адаптироваться в окружающей среде. Роль дирижера, управляющего биологическими ритмами в человеческом организме, принадлежит мозгу, «запускающему» биологические часы через физиологические механизмы, которые тесно связаны с эмоциями. Выявлено несколько основных факторов среды, которые воздействуют на генетически запрограммированные ритмы - это температура и свет, которые синхронизируют ряд ритмов и имеют решающее значение для всех живых организмов. По некоторым данным о биологических ритмах, выявлено, что десинхронизация ритмов, может играть некоторую роль в возникнове-

нии психических расстройств. Наиболее полно изучены - депрессия и бессонница1.

Обозначив факт и функцию ритма, всегда лежащую в основе биологического проявления феномена человека, мы должны признать, что ритм неизбежно становится основой созданной и обустроенной человеком Среды своей жизнедеятельности. В связи с такой жизненно важной функцией, ритм является наиважнейшим фактором культурной среды и сегодня, и в историческом времени. Культурная среда, таким образом, становится проекцией человека, который ее создавал, а затем передавал последующим поколениям. Биологические и физиологические детерминанты, лежащие в основе принципов организации среды, созданной человеком, как своей второй природы, заставляют искать в ней те «пейс-мейкеры» ритмов, которые как генераторы и регуляторы культурных ритмов, сопровождали и сопровождают всю деятельность человека в культурно-исторической реальности.

Благодаря культуре и искусству, осуществляются коммуникативные связи разноязыких людей в различных странах и континентах, таким образом, человечество пользуется знаками искусства, как бы заключая конвенцию об их значении. «Конвенциональный характер художественного образа, рассматриваемого как знак, заложен в единстве антропо-

1 Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайн. Пер. с анг. -М.: 1995. - С. 101 - 122]

логическом природы человечества, в том, что люди, с присущими им человеческими свойствами, воспринимают мир и воплощают это восприятие в образах единым путем, предопределенным натурой (природой) человека»2.

Освоение культурного ритма, по мнению многих ученых, чаще всего, «шло» параллельно изучению ритмов астрономических и биологических. Трудовой и социальный ритм, танец, музыка, как вынесенный в визуально-обозримое пространство времени и культуры феномен самого человека. Способы и технологии упорядочивания жизнедеятельности чело-векосообразным путем, а также овладение своими чувственными модальностями - зрением, слухом, обонянием, осязанием, неизбежно порождают культурные перцептивные регуляторы ритмов отражающих феномен самого человека (искусство, музыка, песня, архитектура, театр, игры - это орнамент как культурный принцип).

Определение «ornamentum [orno] имеет в переводе с латинского два значения: 1) одежда, наряд, драгоценности; 2) украшение, честь, слава» «mens, mentis - ум, рассудок; mensis -месяц; mensus - мерить, измерять»3.

Наиболее ранними орнаментами считаются орнаментально-декоративные изображения эпохи неолита и бронзы, когда «живые образы прошлого уступили место условным знакам и символам. Непередаваемую живость восприятия и свободу художественного переживания заменил строго ритмический порядок, в котором сочетались одни и те же орнаментальные элементы». Одной из разработанных гипотез перехода от «физиопластическо-го» (реалистического) искусства к «идеопла-стическому» (обобщенному, символическому) является смена мировоззрения и мироощущения людей, которые связанны с переходом от присваивающего, охотничьего собирательного хозяйства к производящему (земледелию и скотоводству)4, а также возникновение керамики, как основного признака неолита, который можно назвать керамическим веком. До-

Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Архитектурный декор и художественные промыслы. М., «Наука». 1981. - С. 50.

3 Латинский язык / Под общ.ред. В.Н.Ярхо и В.И.Лободы. - М.: 1969. - С.361, 357

4 Арутюнов СА. Народы и культуры: развитие и взаимо-

действие. - М.: 1989.

бытый в природе материал путем изобретения способа обработки его (обжига) превращался в спутника человека на всем протяжении филогенеза. Керамика имела большое значение и в развитии в нем (человеке) неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим5.

Выделяя особую область первобытного искусства - орнамент, можно предполагать, что по формам своего возникновения и проявления этот феномен человеческой деятельности изначально, на наиболее ранних этапах зависел от орудий и технологии. Таким образом, можно обозначить динамику развития орнаментальных форм - от насечек к линиям, так называемая, технологическая обусловленность, а затем комбинациям линий, штрихов, геометризированных «заклинающих», замещающих реальное действие на действие со знаком в орнаменте как ритме культурного действия. Далее усложнение и семантизация знаков орнаментального свойства, со временем, когда основные формы первобытных орнаментов были уже развиты, возникает этническая характеристика орнаментальной культуры, которую мы теперь имеем в качестве большого числа образцов, форм и стилей.

На этапе технологического, орудийного, вкрапления материалов при обработке мягкой поверхности глин в форме отпечатков, штампов, царапин, переплетения и др. материальных проекций, археологическая и этнологическая науки анализируют динамику культурной диффузии народов, взаимовлияния и взаимопроникновения близких и дальних способов обработки материалов в культурной истории человечества. В этом поле внимания такие орнаментальные проекции рассматриваются как своеобразный «маркер» для последующих аналитических выводов.

Усложнение орнаментальных форм и композиций, а далее, так называемая, - семан-тизация, т.е. придание значений знакам, представляет собой проекцию динамики развития сознания человека. Обобщение и интерпретация форм природы, растений, фигур животных и людей до условных изображений, которые постепенно стали знаками замещающего свойства, имитирующими действия с реальными объектами. Таким образом, символы и знаки

' Там же.

приобретают ритуальное и заклинательное назначение. Наиболее законченные, эстетически совершенные образцы знаков определились как семантически наиболее универсальные символы, например солярные знаки, и все геометрические фигуры, поскольку именно в орнаментальной проекции родилась математическая и геометрическая символика, отделившись в самостоятельные отрасли научного знания. Тогда как в древних и первобытных орнаментах, как в колыбели культурно-исторического развития даже современная математика находит еще не имеющие математического аппарата содержательные закономерности в соотношениях форм, ритма, различ-

6

ных видов симметрии и т.д.

Таким образом, геометрический орнаментальный стиль (исторически - орнамент финно-угорских народов) синергирован с семантикой самих геометрических знаков, усиливая тем самым, свое устойчивое и неизменное со времен оно, значение. Содержательная роль знаков и символов, отраженных в ритмической картине орнамента, не до конца понятого и объясненного, и в том числе - магического содержания - это актуальная импровизация при восприятии, оценке и понимании ритма в динамике орнаментальной проекции символов, как замещения вещи и действия с ней. В первобытный период отмечается некий феномен - «сплошное» использование орнамента в культурной практике, уже как «инструмента» символического мышления. «Узорами покрывали и стены глинобитных домов, каменных и деревянных погребальных сооружений, лодки, колесницы, одежду, ковры, циновки, наконец - собственное тело»7.

В этой связи мы и рассматриваем культурно-исторический контекст, где выделяется нами «метакоммуникация посредством орнамента» как знаковая информация. Однако следует отметить, что основанием отнесения тех или иных знаков к языку является наличие устойчивой системы знаков и правил сочетания единиц, образования и преобразования. Некоторые исследователи критерием отнесения знаковых систем к языку считают наличие в них иерархической структуры. Рассмотрение

знаковых систем как языка позволяет по-новому подойти к анализу искусства как семиотической системе (музыка, архитектура, живописное произведение и др.)8.

Освоение содержания орнаментов это, с одной стороны, процесс восприятия, оценки и понимания, а с другой стороны, импровизация и моделирование символами, в личностном значении этого процесса. Рождение функциональной роли орнамента - декора, украшения, сообщения происходит в заклинании, обереге и других «антропеях». Артефакты динамической ритмизации объектов культуры, позволяют еще раз отметить, что объекты искусства одновременно и культовые, и магические. Сущность орнамента придает красоту орудиям и обиходной утвари, и особым тонким образом вводит в труднообъяснимый экзистенциальный ритм функционирования сознания внутри орнаментальной перцепции и знаково-символической деятельности, усиленной ритмом и повтором, который по выражению Ю.М.Лотмана, порождает «новый смысл в знаковых системах культуры».

Послания из символов в орнаментальной динамической форме составляют микрокосм человека в макрокосме мироздания9. В наиболее ранних культурах микрокосм открывался через систему знаковых сообщений на теле, затем в одежде, орудиях, жилище, погребениях и различной утвари. Системы посланий и значений орнаментов, как архетипические знаки, адресованы мифологической форме нашего сознания, которое мы несем в себе как «почку» всего того, что происходило с человечеством в филогенезе. «Интериоризированное содержание культуры», позволяет осуществлять самоидентификацию и метакоммуника-цию внутри культурно-исторического контекста, принадлежащего всему человечеству.

Способность к образному мышлению как продукт переработки различных (зрительных, слуховых и др.) ощущений человеческим сознанием, а порождением образного мышления является обобщенное, символическое представление о предмете через сам предмет или знак этого предмета, его замещающий.

3 ВейльГерман. Симметрия. - М.: 1968.

Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. Практическое пособие. - СПб.: 1998.

Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М.: 1988. - С.

17.

9 Рыбаков БА. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство. - №3. - 1975. - С.31 -

33.

Таким образом, в искусствах, имитирующих природу, это обобщение носит реалистический характер, а в искусствах, интерпретирующих природу, обобщение носит символический характер. Примером подобной интерпретации является схематизация изображения и использования этого вида деятельности, как ритуала в общественно значимой практике10.

Таким образом, многосложность восприятия, оценки и понимания орнаментов, как психологическая реальность, связана как с внутренне обусловленными ритмами, так и с внешними, графическими, ритмическими порождениями этих ритмов, т.е. некой временной традицией, а также технологической обусловленностью определенного времени. Орнаменты вбирают в себя значения и уровни постижения этих значений по мере развития у человека перцептивной компетентности по восприятию, оценке и пониманию информации в орнаментах, имеющей сигнально-символическую значимость, отражающую древнюю магию, культы, а также сложившуюся, в связи с этим, декоративную роль орнамента в жизнедеятельности и культуре. По сути, орнаментальный принцип есть антропоморфный ритмический принцип. В силу этого обстоятельства в нем осуществляются и сплетаются воедино - биологическое, и социально психологическое воспроизводство природы человека, сознательное, а также бессознательное осуществление самовыражения и ментальной актуализации человека в социуме через орнаментальную традицию, возникшую вместе с деятельностью человека.

Вместе с тем следует отметить, что в исследовании символики культуры, наряду с термином «знак», употребляется ряд терминов: «символ», «эквивалент», «репрезентант», «обозначающее» - без достаточно четкой их дифференциации и указания отношений между ними11. Однако, исследователи сходятся на том, что, прежде всего, имеет значение культурно-исторический контекст, в котором анализируется то или иное составляющее этого целого.

Среди внешних стимулов составляющих орнаменты, есть предпочитаемые - те, чьи

свойства наиболее «удобны» для обработки внутренними биологически обусловленными механизмами зрительной системы человека, где и заключается «альянс воспринимающих систем - «глаз - мозг - рука». Быть может, именно такие стимулы образуют в совокупности то, что получает положительную эстетическую оценку. В связи с этой мыслью, вспоминается утверждение Канта: мы находим форму прекрасной, если она облегчает восприятие. Возможно, что таким способом зрительная система поощряет простое решение задачи. Предполагаем, что способность воспринимать красоту связана с физиологическими особенностями, где мы сталкиваемся с проблемой биологической роли этой способности. В связи с этим можно с уверенностью сказать, что «прекрасное» в культуре, искусстве и жизнедеятельности человека выполняет функцию биологического вознаграждения. В самом деле, мы всегда отдаем предпочтение вознаграждающим раздражителям. «Прекрасное» в состоянии вознаградить сразу и ум и чувства -эти два аспекта психики тесно сцеплены12.

Как идеальная конструкция вещи, символ в скрытой форме содержит в себе перспективу для ее развертывания в мысли, перехода от обобщенно-смысловой характеристики предмета к его конечным проявлениям. Символ является, таким образом, не просто знаком тех или иных предметов, но он заключает в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания свернутого в нем смыслового

13

содержания .

Таким образом, знаковая и символическая насыщенности процессов познания, коммуникации и замещения реального действия на действия со знаком включает орнаментальные системы в процессуальный ряд социально-перцептивного метакоммуницирования. Освоенные формы символов культуры, как интериоризированное содержание (центральное положение концепции Л.С.Выготского), позволяют увеличить, расширить и функционально индивидуализировать социально-перцептивные процессы взаимодействия внут-

10 ТардтГабриэль. Социальная логика. - СПб.: 1996.

11 Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М.: 1988. -

С. 9

Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайн. Пер. с анг. -М.: 1995.

13 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А.А.Тахо-Годи; Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И.Маханькова. - М.: 1993.

ри общего культурно-исторического достояния. Однако в философских работах подчеркивается, что в гносеологическом исследовании первостепенное значение имеет объективная референция знаков, их соотнесенность с объективной реальностью, тем самым и с отражающими их представлениями, понятиями. Только при таком рассмотрении и возможно обнаружение познавательных функций и зна-

14

ковых систем в науке .

Кроме того, образы и символы по аналогии с вербальными значениями, могут быть организованы в устойчивую систему отношений, которая фиксирует как категориальная, дублирующая или заменяющая в случае необходимости естественные языки15. Вместе с тем функция знака репрезентировать нечто отличное от него самого, и есть его значение16. Символы, в отличие от предметных значений, множественны и метафоричны, что является, по словам Ю.М.Лотмана, отличительными особенностями символа. «Символ никогда не принадлежит одному синхронному срезу культуры - он всегда пронизывает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения».

Современные представления о роли психо-био-социо-культурных ритмов отражаются следующим образом. В статье

17

Э.В.Сайко подробно анализируется и подчеркивается, что современное состояние про-

Коршунов А., Мантатов В. Теории отражения и эвристическая роль знаков. - М.: 1974.

15 Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - М.: 1997; Петренко В.Ф. Художественные конструкты произведения искусства // Материалы международного конгресса по креативности и психологии искусства / Под ред. Е.Малянова, Е.Березиной, Л.Дорфмана, Д.Леонтьева,

B.Петрова, П.Лочера. - Пермь: - М.: 2005. - С.34 - 37; Карнацкая ЛА., Петренко В.Ф. Ритуал как социально-психологический феномен, его природа и культурообра-зующий смысл. Ритуал как ускоренность бытия // Мир психологии. - №1 (33). 2002. - С.10 - 17.

16 Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление. - М.: 1930; Леви-Брюль. Коллективные представления первобытных людей и их мистический характер // Художественная культура первобытного общества. - СПб.: 1994; Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: 1983. - С.86 - 89; Манталов В. Образ, знак, условность. - М.: 1980. -

C.32;

17 Сайко Э.В. Ритмы, «образующие» человека, и человек, образующий ритмы // Мир психологии. - 2002, -№3. -С.3 - 13.

блемы «глубокого осмысления значения и силы «действия» ритма в мире и мира человека актуализирует повышение интереса к нему и стимулирует открытие новых ритмов, новых всеобщих зависимостей, новых связей ритмов Человека и Космоса. Ритм во все большей степени раскрывается в новых смысловых структурах и познавательных пространствах». В частности указывается, что исследования биологических ритмов18 открывают все новые закономерности собственно человеческих форм организации жизнедеятельности в мире. «Ритмичность социальной активности является общей характеристикой живого от одиночных клеток до целостного организма»19. Ритмы являются «основной характеристикой временной организации биологических систем» . Обустраивая свою жизнедеятельность, человек вписывается в природные ритмы, «формирует новый мир Культуры как условие своего существования и воспроизводства, функционирующий и развивающийся»21. Вместе с тем, несмотря на достаточно широкое изучение и объяснение ритмов со стороны исследователей различных наук - физиологов, лингвистов, искусствоведов, медиков, особенно - музыкантов, мало рассматриваются психологические аспекты проблемы взаимозависимости внешних и внутренних ритмов человека - «еще не сформировано общее познавательное пространство и общие задачи по координации комплексного исследования этой важнейшей, недооцененной в полной мере проблемы, связанной с кардинальными законами жизни че-22

ловека» .

Выводы. Наряду с отечественными авторами - А.С.Кайсаровым, Г.А.Глинкой, Б.А.Ры-

23 24 25

баковым , Ю.М.Лотманом , А.Ф.Лосевым

Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. - М.:

1980; Моисеева Н.О., Салзмен Ф. Временная среда и био-

логические ритмы. - Л.: 1981.

19 Угрюмов М.В. Механизмы нейроэндокринной регуляции. - М.: 1999. - С. 193.

20 Сингуров А.Ю. Резонансы взаимодействия в природе // Синергетика и методы науки. - СПб.: 1998.

21Сайко Э.В. Ритмы, «образующие» человека, и человек, образующий ритмы // Мир психологии. - 2002, -№3. -С.3 - 13.

22 Там же.

23 Рыбаков БА. Космогоническая символика «чудских» шаманских бляшек и русских вышивок // Финно-угры и славяне. - Л.: 1979. - С.15; Рыбаков БА. Космогония и мифология земледельцев неолита // Советская археология. - №1, 2. 1965;

26

и другими , которые оставили классические памятники и тексты по изучению символического языка в орнаментах древних праславян, славян и финно-угорских народов, в нашем исследовании мы анализируем ряд современных данных, которые представлены в различных источниках . Анализ этих источников позволяет заключить, что в культурно-историческом контексте, антропологически обусловленном, порождается семантика геометрического орнаментального стиля, который является основой праславянских геометрических символов, а также орнамента финно-угорских народов, где само содержание геометрических форм имеет дополнительную

Лотман Ю.М. Миф - имя - культура // Труды по знаковым системам. - Тарту: 1973; Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. - Тарту: 1970; Лотман Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство // Декоративное искусство. - №4. 1973. - С.52 - 55.

25 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А.А.Тахо-Годи; Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И.Маханькова. - М.: 1993; Лосев А.Ф. Хтоническая ритмика аффективных структур в «Энеиде» Вергилия // Мир психологии. - №3. 2002. - С. 157 - 168.

26 Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. Проблемы семантики. - М.: 1975; Иванов В.В., Топоров ВА. Балтийская мифология // Мифы народов мира. т.1. - М.: 1987; Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков БА. Мифы древних славян. Велесова книга. / Сост. А.И.Баженова,

B.И.Вардугин. - Саратов: 1993; КаганМ.С. Исторический процесс формирования художественно-образного мышления // Художественная культура первобытного общества. - СПб.: 1994;МаковскийМ.М. Сравнительный словарь Мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. - М.: 1996. - С. 148 - 153; Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: 1990. - С.594; Карамзин Н.М. История государства российского. - М.: 12 тт., Т.1. - С.50-51, 201; Т.2. - С.28 - 29; Майнов В.Н. Очерк юридического быта мордвы. - Саранск: 2007. -

C.280 - 281.

27 Краткий словарь символов: / Сост.В.М.Рошаль. - М.: Изд-во Эксмо. 2005; Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. Г.Гаева. - М.:

КРОНПРЕСС, 2000. - С.37; Голан Ариэль. Миф и символ. - Иерусалим - М.: 1994; Юрченкова Н.Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса. - Саранск: 2002. - С.42 - 43; Гимбутас М. Балты: люди янтарного моря / Пер с англ. С.Федоров. - М.: 2004. [ 1Шр://я-nomalia.narod.rU/CentrBalty/1.htm ]; Капица Ф.С. Жизнь и труды Марии Гимбутас // Балты: люди янтарного моря / Пер с англ. С.Федоров. - М.: 2004. [ http://a-nomalia.narod.rU/CentrBalty/1.htm ]; Бодуэн Дешарне, Люк Нефонтен. Символ / Пер.с фр. И.Л.Нагле. - М.: 2007; Гибсон К. Символы, знаки, эмблемы в материальной и духовной культуре / Пер. с анг. А.Озерова. - М.: 2007.

28

символическую нагрузку .

28 Привалова В.М. Метакоммуникация в культурно-историческом контексте на материале финно-угорского орнамента // Материалы международного конгресса по креативности и психологии искусства / Под ред. Е.Малянова, Е.Березиной, Л.Дорфмана, Д.Леонтьева,

B.Петрова, П.Лочера. - Пермь: - М.: 2005. - С.201 - 203; Она же. Символы визуальной христианской культуры // Христианство и мир. Сб. материалов научно-практической конференции. - Самара: 2000. - С. 506 -508; Она же. Социо-психо-культурные факторы орнаментирования как вида деятельности // Психология и ее приложения. Ежегодник российского психологического общества. - Т. 9, вып. 1. - М.: 2002. - С.29 - 30; Она же. Этническое и ментальное в искусстве // Психология искусства. Материалы научно-практической конференции 3 - 5 сентября 2002 г. - Т.1, часть 2. - Самара: 2002. - С.94 -96; Она же. Арттерапевтический комплекс на основе геометрических (финно-угорских) орнаментов // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». 2003. - С.183 - 194; Привалова И.В. Знак языка - знак культуры // Известия Самарского научного центра РАН. Февраль 2004. Специальный выпуск «Гуманитарные исследования». - С.21 - 27; Привалова В.М. Метакоммуникация в культурно-историческом контексте. Материалы финно-угорского орнамента // Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 11 -12 ноября 2004 года. - Саранск: 2005; Она же. Орнамент. Штрихи психологического портрета. Методическое пособие. - Самара: 2005; Она же. Орнамент как психосемантический принцип в культурно-историческом контексте // Международная конференция «История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое -понимать настоящее, предвидеть будущее. (IV Московские встречи по истории психологии, 28 - 29 июня 2006 г.)». - М.: 2006; Она же. Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся. Автореф. канд.психол.наук. - Самара: 2006; Она же. Ме-такоммуникация в культуре. Орнамент в культурно-историческом контексте как система невербальной коммуникации // Международная конференция «Психология общения - 2006: на пути к энциклопедическому знанию». Москва, ПИ РАО, 19 - 21 октября 2006 г.; Она же. Орнамент как направление прикладной психологии // Научная конференция «Психология перед вызовом будущего». Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет психологии 23 - 24 ноября 2006 г. - М.: 2006; Она же. Сознание. Знаково-символический ритм инициации // Сознание. Сборник статей / Редкол.: Н.Б.Шкопоров [и др.]. - Самара: 2007; Она же. Орнамент как знаково-символическая деятельность // VII Конгресс этнографов и антропологов России: докл.и выступления. Саранск, 9 - 14 июля 2007 г. / Редкол.: В.А.Тишков [и др.]; НИИ гуманитар.наук при Правительстве Республики Мордовия. - Саранск: 2007.

C.163; Она же. Орнамент. Восприятие, оценка и понимание. Знаковый текст и контекст. Монография. - Самара: 2007; Она же. Восприятие, оценка и понимание орнамен-

По результатам диссертационного исследования в области социальной психологии нами выявлены некоторые психологические закономерности, которые присущи как методологии искусства в целом, так и орнаментальной культуре в частности.

Подробный и детальный анализ искусства как системы межличностной коммуникации осуществил В.Е.Семенов, указывая, что при социально-психологическом подходе, к произведениям искусства следует учитывать полифункционалъностъ искусства. Обычно исследователи, прежде всего, выделяют познавательную, воспитательную и художественно-эстетическую функции29. В монографическом исследовании В.В.Знакова «Психология по-

30

нимания» , выделяется мысль о целостном подходе к человеку при понимании субъектом произведений искусства - «в единстве его способностей» и введением «внутрь себя самого». В настоящее время существуют у разных исследователей разнообразные более или менее широкие перечни функций искусства. В частности называют информационно-коммуникативную, гедонистическую, компенсаторную, эвристическую, внушающую (суггестивную), катарсическую и др., что справедливо и для декоративно-прикладного искусства, и в целом, орнаментальной культуры, в которой происходит оперирование различными знаками и символами, которые замещают реальные

та. Знаково-символический синтаксис сознания // Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы 1 Всероссийской конференции. 29 июня - 1 июля 2007 года, Самара. - Самара: «Научно-технический центр», 2007. - С.252 - 256; Она же. Теоретический анализ восприятия, оценки и понимания символических знаков культуры. Орнамент в системе социальной перцепции // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева. 2007. - С.55 - 59; Она же. Методология культуры в профилактике маргинальности (знаково-символическая деятельность на материале орнамента) // Проблемы формирования этнотолерантного поведения молодежи, профилактики экстремизма, стабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Материалы областной научно-практической конференции. 18 декабря 2007 г. - Самара: 2007. - С.82 - 90; Она же. Текст, контекст и семантика в истории орнаментальной культуры финно-угорских народов // Регионология. научно-публицистический журнал. - 2008. - №3. - С.324 - 331; Она же. Символ в динамике понимания знака. Результаты изучения некоторых источников // Центр и периферия. - 2008. - №2. НИИ гуманитарных наук при правительстве РМ. - Саранск: 2008. - С.68 - 77.

действия и осуществляются различные функции по восприятию оценке и пониманию орнаментов. Указанные функции орнаментов -магическая (сакральная), культовая и декоративно-прикладная, а также проективная, коммуникативная дополняются результатами нашего исследования.

Широта функциональности орнамента, в динамике поставленного эксперимента, выявленная в ходе нашего социально-психологического исследования такова: эстетическая функция (1-я); коммуникативная (2-я); артте-рапевтическая (3-я); самовыражения (4-я); познавательная (5-я); исследовательская (6-я); воспитательная (7-я); научения (8-я); передачи опыта и знаний (9-я); подражания природе (10-я); интерпретации природы (11-я); моделирования жизненной реальности (12-я); этнической самопрезентации (13-я); проектирования картины мира (14-я); оздоровительной практики (15-я); магическая, ритуальная (16-я); культурная (17-я); этническая (18-я); Что-то еще (19-я) - дополняют и, отчасти, объясняют орнаментальный принцип самопроекции человечества в плане изученного, осознанного, и еще не осознанного и не имеющего языка объяснения феномена жизнедеятельности, который заключен в орнаменте.

Таким образом - культурно-историческое наследие по истории символов древних культур, а также психосемантика символического наследия, которая является предметом нашего исследования, на базе анализа современных подходов и результатов изучения этого вопроса у других авторов, показывают, что наиболее древние геометрические символы, являются, антропологически обусловленными, в рассматриваемой нами символике орнаментов, тогда как стилистические, а также этнические характеристики орнаментальной культуры являются самыми поверхностными характеристиками орнаментов. Орнамент, прежде всего, антропейный маркер в культурно-историческом тексте и контексте, в котором живет человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. - СПб.: 1995. - Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2004.

30

Знаков В.В. Психология понимания. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - С. 156.

ORNAMENT AS AN ANTHROPOLOGICAL PROJECTION IN SEMANTICS OF GEOMETRICAL ORNAMENTAL STYLE (ON A MATERIAL OF SYMBOLS IMPLICATION AT PERCEPTION, ESTIMATION AND UNDERSTANDING

OF FINNO-UGRIC ORNAMENT)

© 2008 V.M.Privalova

Samara state pedagogical university

The article deals with the ancient sign system of mankind - an ornament as anthropological phenomenology in culture and social practice being in the form of arts and crafts, represents methodology of complete sign representation about essential communications of a person with nature, society, and society with macrocosm. The conclusion about anthropologically determined, historically unique nature of semantics development of geometrical ornamental style (Common Slavic semantics of a geometrical ornament) is reached.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.