Научная статья на тему 'ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА МОЛОТОВСКОГО ОБКОМА ЦК ВКП(Б) И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С КАДРАМИ УЧИТЕЛЕЙ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ'

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА МОЛОТОВСКОГО ОБКОМА ЦК ВКП(Б) И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С КАДРАМИ УЧИТЕЛЕЙ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ УЧИТЕЛЕЙ / МОЛОТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / МОЛОТОВСКИЙ ОБКОМ ЦК ВКП(Б) / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДИСКУРСЫ ПОСЛЕВОЕННОГО СТАЛИНИЗМА / ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / STAFF OF TEACHERS / MOLOTOV REGION / THE MOLOTOV REGIONAL OF THE CENTRAL COMMITTEE OF THE CPSU(B) / PEDAGOGICAL ORGANIZATIONS / THE IDEA-POLITICAL WORK / DISCOURSES OF POST-WAR STALINISM / POLITICAL AND IDEOLOGICAL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Целищева Татьяна Сергеевна

Учителя эпохи послевоенного сталинизма (1945-1953 гг.) - представители власти в школе, исполнители и трансляторы сталинской политико-идеологической системы. Выстраивая взаимосвязь между сталинизмом и школой, пропагандируя официальную систему ценностей и формируя политическую культуру поздней сталинской эпохи, они занимали промежуточную позицию между государством и советским обществом. На основании архивных документов Пермского ГАСПИ можно прийти к выводу о том, каким образом проходила идейно-политическая работа Молотовского обкома ЦК ВКП(б) и педагогических организаций с кадрами учителей Молотовской области в послевоенное время, сделавшая профессию учителя «центральной фигурой» политико-идеологического контроля в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Целищева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA-POLITICAL WORK OF THE MOLOTOV REGIONAL OF THE CENTRAL COMMITTEE OF THE CPSU(b) AND PEDAGOGICAL ORGANIZATIONS WITH STAFF OF TEACHERS OF THE MOLOTOV REGION IN THE POST-WAR TIME

The teachers of the era of post-war Stalinism (1945-1953 years) - the representatives of the power at school, performers and translators of the Stalinist political and ideological system. They occupied an intermediate position between state and soviet society, building interconnection between Stalinism and school, propagating the official system of values andforming the political culture of late Stalinist era. It is possible to conclude, how did the idea-political work of the Molotov regional of the Central Committee of the CPSU(b) and pedagogical organizations with staff of teachers of the Molotov region in the post-war time, making a teacher's profession a «central figure» of political and ideological control at schools, based on archival documents of Perm state archive of social and political history.

Текст научной работы на тему «ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА МОЛОТОВСКОГО ОБКОМА ЦК ВКП(Б) И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С КАДРАМИ УЧИТЕЛЕЙ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ»

Список литературы

1. Архивно-следственное дело Александра Яковлевича Голышева // Пермский государственный архив социально-политической истории. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 11275. 150 л.

2. Биография А.Я. Голышева [Электронный ресурс]. URL: https://www.permgaspi.ru/leaders/index.php?id=2231 (дата обращения: 30.01.2018).

3. Годы террора: Книга памяти жертв политических репрессий / под ред. А.М. Калих. Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2011. Ч. 6, т. 3. 412 с.

4. Красик Д.Я. - дочь врага народа [Электронный ресурс]. URL: http://kniga.pmem.ru/14-7-doch-vraga-naroda.htm (дата обращения: 20.03.2019).

УДК 63.3(2)6

Целищева Татьяна Сергеевна

студент кафедры Отечественной и всеобщей истории, археологии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: tts0798@mail.ru

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА МОЛОТОВСКОГО ОБКОМА ЦК ВКП(б) И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С КАДРАМИ УЧИТЕЛЕЙ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Tatyana S. Tselishcheva

student of the department of national and General history, archeology

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia,

e-mail: tts0798@mail.ru

THE IDEA-POLITICAL WORK OF THE MOLOTOV REGIONAL OF THE CENTRAL COMMITTEE OF THE CPSU(b) AND PEDAGOGICAL ORGANIZATIONS WITH STAFF OF TEACHERS OF THE MOLOTOV REGION IN THE POST-WAR TIME

Аннотация. Учителя эпохи послевоенного сталинизма (1945-1953 гг.) — представители власти в школе, исполнители и трансляторы сталинской политико-идеологической системы. Выстраивая взаимосвязь между сталинизмом и школой, пропагандируя официальную систему ценностей и формируя политическую культуру поздней сталинской эпохи, они занимали промежуточную позицию между государством и советским обществом. На основании архивных документов Пермского ГАСПИ можно прийти к выводу о том, каким образом проходила идейно-политическая работа Молотовского обкома ЦК ВКП(б) и педагогических организаций с кадрами учителей

© Целищева Т.С., 2019

Молотовской области в послевоенное время, сделавшая профессию учителя «центральной фигурой» политико-идеологического контроля в школах.

Ключевые слова: кадры учителей, Молотовская область, Молотовский обком ЦК ВКП(б), педагогические организации, идейно-политическая работа, дискурсы послевоенного сталинизма, политико-идеологический контроль.

Abstract. The teachers of the era of post-war Stalinism (1945-1953 years) — the representatives of the power at school, performers and translators of the Stalinist political and ideological system. They occupied an intermediate position between state and soviet society, building interconnection between Stalinism and school, propagating the official system of values and forming the political culture of late Stalinist era. It is possible to conclude, how did the idea-political work of the Molotov regional of the Central Committee of the CPSU(b) and pedagogical organizations with staff of teachers of the Molotov region in the post-war time, making a teacher's profession a «central figure» of political and ideological control at schools, based on archival documents of Perm state archive of social and political history.

Key words: staff of teachers, the Molotov region, the Molotov regional of the Central Committee of the CPSU(b), pedagogical organizations, the idea-political work, discourses of postwar Stalinism, political and ideological control.

Учителя эпохи послевоенного сталинизма (1945-1953 гг.) — представители властей в школе, исполнители и трансляторы сталинской политико-идеологической системы. Выстраивая взаимосвязь между сталинизмом и школой, пропагандируя официальную систему ценностей и формируя политическую культуру поздней сталинской эпохи, они занимали промежуточную позицию между государством и советским обществом. На основании архивных документов Пермского ГАСПИ мы рассмотрим, каким образом проходила идейно-политическая работа Молотовского обкома ЦК ВКП(б) и государственных педагогических организаций с кадрами учителей Молотовской области в послевоенное время, сделавшая профессию учителя «центральной фигурой» политико-идеологического контроля в школах.

Актуальность темы исследования заключается в том, что исследование политико-идеологической работы с кадрами учителей эпохи сталинизма является одним из главных аспектов научного переосмысления многих проблем политического и социокультурного развития советского общества исследуемого нами периода, ставшего временем развития советской модели школьной системы, которая с незначительными изменениями просуществовала вплоть до 1980 - 1990-х гг. Изучение взаимоотношений власти и школы через

призму идейно-политического образования учителей в период позднего сталинизма дает возможность выявить тенденции и закономерности, характерные для политики Советского Союза второй половины 1940-х - начала 1950-х гг. в сфере образования, что может позволить провести аналогию с особенностями современной системы образования и дать двум образовательным системам историческую оценку.

В докладной «О состоянии учебно-воспитательной работы в школах области. Кадры преподавателей» от 1946 г. одной из причин слабой работы школ Молотовской области определяется недостаточная квалификация учителей: «Из 11 197 учителей больше половины (5800) имеют стаж до 5 лет, то есть это молодые неопытные учителя. Формальные данные об образовании указывают, что 84 % учителей начальных школ и классов имеют среднее образование (из них 71,4 % среднее педагогическое). По неполным средним школам и 5-7 классам средних школ 55,4 % не имеет соответствующего образования, и из преподавателей 8-10 не имеют необходимого образования 45,5 %» [1, с. 28]. По отдельным районам и школам положение с кадрами учителей характеризуется как «исключительно тяжелое», что, в первую очередь, относится к сельской местности. Так, «если в Соликамске из 126 начальных школ среднее образование имеют только 119 человек, из 72 преподавателей 5-7 классов с образованием за учительский институт или пединститут 53 человека (73,6 %) и из 23 учителей 8-10 классов 16 человек имеют высшее образование (70 %), то в Белоевском районе Коми-округа из 162 преподавателей только один имеет высшее образование, окончивших учительский институт насчитывается 29 человек... А между тем, заочно учатся лишь немногие учителя. Положение усугубляется тем, что некоторая часть учителей, имеющая формально необходимое образование, по своей подготовке далеко не соответствует предъявленным требованиям» [1, с. 29]. В целях предотвращения подобной ситуации при формировании кадров утверждается необходимый постоянный контроль со стороны директоров и завучей школ, отделов народного образования за их работой и оказание им всяческой помощи

169

в повышении квалификации и получения идейно-политического образования. От советских учителей требуют активной политической позиции, их педагогическая деятельность в контексте идейно-политического воспитания пронизывается дискурсами сталинизма.

В частности, это подтверждается отчетом «О работе школ Молотовской области за 1946-1947 учебный год». В разделе «Учебно-воспитательная работа» дается ее характеристика как работы, прошедшей «под знаком повышения идейности преподавания, повышения качества всей работы и особенно усиления воспитательной стороны дела» [2, с. 59]. Постановления ЦК ВКП(б) об идеологической работе обязывали отделы народного образования и кадры учителей Молотовской области осуществлять воспитание и обучение детей в школах в соответствии с указаниями ЦК партии. В связи с чем в отчете говорится о том, что «многие учителя, понимая, что воспитывать идейно невозможно без повышения общей грамотности учащихся и культуры вообще, без твердого освоения ими основ наук, усилили внимание к своей и политической, и общеобразовательной, и методической подготовке» [2, с. 59]. На мой взгляд, данный аспект источника диктовался необходимостью составить отчет (заведующей отделом школ Молотовского обкома ВКП(б) Кондюриной) о результативной идейно-политической работе обкома партии с учителями и постепенной ликвидации имеющихся, с точки зрения навязываемой модели образования, негативных тенденций. Однако этот момент не подтверждается в источнике объективными статистическими данными, а только базируется на отдельных примерах учителей и школ. Так, мы не можем сделать определенных выводов по поводу реального соответствия квалификации учителей с предъявляемыми к их педагогической подготовке требованиями и оценить масштаб включенности учителей в процесс их политико-идеологического образования и работы с обкомом партии.

На основании архивного документа одной из самых распространенных

форм политического образования учителей области в послевоенное время

являлись кружки по изучению истории ВКП(б), по окончанию работы которых

170

проходила проверка усвоенного материала. Кроме того, некоторые учителя изучали краткий курс истории партии самостоятельно. Часть преподавателей, особенно отдаленных от областного центра местностей, не проходила обучения ни в кружках, ни самостоятельно. Райкомами и горкомами партии были организованы также консультации и собеседования для учителей, изучающих историю ВКП(б), проводились лекции по отдельным темам курса и по отдельным работам Ленина и Сталина. В городах Молотове, Березниках, Краснокамске и Лысьве были организованы лектории, где читались лекции по наиболее актуальным вопросам внутренней и внешней политики СССР, о международном положении страны и ее статусе, о наиболее значительных явлениях науки, литературы и искусства. Читались лекции и на педагогические темы. Доклады на политические тематики, лекторами которых иногда являлись сами учителя, некоторые из которых были внештатными лекторами РК и ГК ВКП(б) при партийных школах, заслушивались и на КМО, и на районных совещаниях учителей, и на совещаниях директоров. Ко всему прочему в городе Молотове работал университет марксизма-ленинизма при Областном доме учителя.

Учителя города и области проводили также большую агитационную

и пропагандистскую работу среди населения. В числе их внештатные лектора

райкомов и горкомов партии, сельские агитаторы и руководители различных

политических кружков. Учителя области работали агитаторами на выборах

в Верховный Совет РСФСР, принимали участие в подготовке и проведении

выборов в местные Советы депутатов трудящихся, а также в других политико-

идеологических мероприятиях, организованных Молотовским обкомом партии.

Данный аспект источника является противоречивым. С одной стороны, идейно-

политическая работа с учителями действительно имела большой размах.

С другой стороны, мы также не имеем возможности проанализировать

статистические данные и сделать объективный вывод относительно занятости

учителей области в различных формах работы с обкомом партии. На мой

взгляд, сосредоточение внимания в Отчете на данных проблемных вопросах

171

являлось своеобразной ширмой, которая скрывала реальное положение дел в сфере образования и отношение учителей к повышению их идейно-политического воспитания.

В справке «О выполнении постановления бюро Молотовского обкома ВКП(б) от 11 марта 1947 г. «Об идейно-политической работе с учителями» (21 июня 1947 г.) говорится о работе с учителями области директоров Института усовершенствования учителей и научных работников пединститута, которыми организовывались педагогические чтения с обсуждением актуальных тем политико-идеологического характера. К примеру, «для преподавателей истории и Конституции СССР был организован семинар, которым руководил декан исторического факультета Педагогического института доцент А.В. Соколов. На семинаре обсуждались вопросы идейно-политического воспитания на уроках истории. Заслушан ряд лекций: «Итоги философской дискуссии по книге профессора Александрова «История Западно-Европейской философии», «Ленинизм — передовое достижение русской и мировой науки», «Революция 1905-1907 гг. в городе Перми и городе Свердловске и другие» [4, с. 38-39]. В повышении идейно-политического уровня и самообразовательной работе учителей г. Молотова и области большую роль сыграли научные работники вузов города. Так, для учителей городов Краснокамска, Губахи, Кизела, Нытвенского, Ворошиловского, Верещагинского и других районов области научные работники госуниверситета прочли ряд лекций на темы: «Манифест коммунистической партии в России», «Ленин и Сталин об идеологических основах марксисткой партии», «Советский патриотизм — источник силы и могущества Советского государства» и т.д. Варьирующиеся статистические данные позволяют сделать вывод о том, что в течение учебного года состав слушателей цикла лекций не был большим. Однако мы не имеем возможность проследить, как часто организовывались подобные мероприятия, каким образом проходил контроль за повышением уровня политической грамотности учителей, а также сделать вывод, насколько

результативным было данное взаимодействие педагогических организаций и научных работников с кадрами учителей области.

Одним из основных аспектов политико-идеологической работы с учителями стал и диктат формализации их учебно-воспитательной работы в школах, выраженный в методологической базе обучения, порой доходящий до абсурда. Об этом свидетельствует докладная «Об идеологической работе с учителями» от 8 июня 1947 г.: «Преподаватель литературы в старших классах Нердвинской школы Краева Е.И. глубоко разбирает с учащимися все изучаемые ими произведения. Она ярко показывает художественную и идейную ценность того или иного писателя, произведения. Учит учащихся видеть в художественном произведении не только красоту произведения, но и его политическую ценность, увязывает деятельность героев с общественно-политической жизнью описываемой эпохи. Прививает учащимся любовь к современным писателям. Учащиеся в результате такого изучения материала любят и понимают нашего лучшего поэта Маяковского, хотя раньше они его не понимали и не любили. Косовских К.Б. — преподаватель географии, с начала учебного года мало уделяла внимание на воспитательное значение своего предмета, на те изменения, которые произошли в географии. За последнее время она резко улучшила свою работу, внимательно следит за журналами и газетами. При преподавании материала она освещает перед учащимися те достижения, которые имеются в нашей стране, воспитывая гордость за нашу Родину и любовь к ней» [3, с. 8]. Учителя находились под постоянным контролем со стороны школьной администрации, включая директоров и завучей школ, районных отделов народного образования, райкомов, горкомов и Молотовского обкома ЦК ВКП(б). Выстраивая взаимосвязь с учителями, местные власти и обком партии сосредотачивали все усилия для формирования учителя как «центральной фигуры», связывающей государство и массы, учителя, который являлся главным механизмом в образовательном процессе политически зависимого от государства и идеологически обработанного подрастающего поколения. Учителей

173

позиционировали как главных идеологов в школах, планирующих и проводящих уроки, которые обязательно отражали все формальные догмы сталинского режима.

Таким образом, центральное направление школьной политики советского государства по организации учебно-воспитательного процесса в школе в полном соответствии с его идеологическими и политическими постулатами поставило профессионально-педагогическую подготовку учителей послевоенного времени в рамки жесткого курса правящего режима, ориентирующегося на идеологизацию всей образовательной системы и ее отдельных элементов. Основу идейно-политической работы органов государственной власти среди учительства составляла формирующая система их политического образования, которая включала в себя разные формы. В отчетах, докладных, справках, содержащих основные аспекты идейно-политической работы Молотовского обкома ЦК ВКП(б), прослеживается тенденция к подготовке политически активного и преданного сталинскому режиму молодого поколения и одновременно с этим - к диктату государства, вмешивающегося в педагогические процессы и определяющего содержание и направленность педагогической деятельности.

Список источников

1. ПермГАСПИ. Ф.105. О.12. Д. 435. 87 с.

2. ПермГАСПИ. Ф.105. О.13. Д. 517. 104 с.

3. ПермГАСПИ. Ф.105. О.13. Д. 524. 53 с.

4. ПермГАСПИ. Ф.105. О.14. Д. 501. 82 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.