Научная статья на тему 'АЛЕКСАНДР ГОЛЫШЕВ. ДЕЛО СЕКРЕТАРЯ ГОРКОМА'

АЛЕКСАНДР ГОЛЫШЕВ. ДЕЛО СЕКРЕТАРЯ ГОРКОМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Я. ГОЛЫШЕВ / НКВД / СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО / ГОРКОМ / ПЕРМЬ / A.Y. GOLYSHEV / NKVD / THE INVESTIGATIVE FILE / GORKOM / PERM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арестов Владимир Андреевич

Рассматривается история дела первого секретаря пермского горкома А.Я. Голышева. Проведен детальный разбор следственного дела, свидетельствующий о том, что оно составлено формально и без каких-либо доказательств. Объективных данных о том, что Александр Яковлевич Голышев примыкал к контрреволюционным организациям, не выявлено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXANDER GOLYSHEV. CASE OF THE SECRETARY OF GORKOM

The article deals with the history of the case of the first secretary of the Perm city committee A.Ya. Golysheva. A detailed analysis of the investigative case was carried out, indicating that it was compiled formally and without any evidence. Objective evidence that Alexander Yakovlevich Golyshev belonged to counter-revolutionary organizations was not revealed.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСАНДР ГОЛЫШЕВ. ДЕЛО СЕКРЕТАРЯ ГОРКОМА»

4. Информация Русского Собрания в газете «Земщина» // Правые партии: в 2 т. / редкол. Ю.И. Кирьянов. Т. 2. Правые партии 1911-1917 гг. М., 1998. С. 35.

5. Кирьянов Ю.И. Численность и состав крайних правых партий в России (19051917 гг.): тенденции и причины изменений // Отечественная история. 1999. № 5. С. 29-43.

6. Ленин В.И. Крестьянство и выборы в IV Думу // Полн. собр. соч.: в 55 т. Т. 21: Декабрь 1911 - июль 1912 гг. М.: Госполитиздат, 1968. С. 198-200.

7. Ленин, В.И. Нужен ли обязательный государственный язык // Полн. собр. соч.: в 55 т. Т. 24: Сентябрь 1913 - март 1914 гг. М.: Госполитиздат, 1968. С. 293-295.

8. Ленин В.И. Опыт классификации русских политических партий // Полн. собр. соч.: в 55 т. М.: Политиздат, 1972. Т. 14: Сентябрь 1906 - февраль 1907 гг. С. 21-27.

9. Ленин В.И. О черносотенстве // Полн. собр. соч.: в 55 т. М.: Политиздат, 1973. Т. 24: Сентябрь 1913 - март 1914 гг. С. 18-19

10. Ленин В.И. Политические партии в России // Полн. собр. соч.: в 55 т. Т. 21: Декабрь 1911 - июль 1912 гг. М.: Госполитиздат, 1968. С. 275-287.

11. Листовка Союза русского народа. К русскому народу! // Правые партии: документы и материалы, 1905-1917 гг.: в 2 т. Т.1 Правые партии 1905-1910 гг. М.: Росспен, 1998. С. 168-170.

12. Степанов С.А. Черная сотня. Что они сделали для величия России? М.: Яуза-пресс, 2013. 672 с.

13. Устав общества под названием «Союз русского народа» // Союз русского народа. По материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства в 1917 г. / сост. А. Черновский. М.; Л.: Гос. изд-во, 1929. С. 411-418.

УДК 93/94

Арестов Владимир Андреевич

студент IV курса историко-политологического факультета

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия,e-mail: arestovvolodya@yandex.ru

АЛЕКСАНДР ГОЛЫШЕВ. ДЕЛО СЕКРЕТАРЯ ГОРКОМА

Arestov Vladimir Andreevich

4th year student IAP

Perm State National Research University, Perm, Russia, e-mail: arestovvolodya@yandex.ru

ALEXANDER GOLYSHEV. CASE OF THE SECRETARY OF GORKOM

Аннотация. Рассматривается история дела первого секретаря пермского горкома А.Я. Голышева. Проведен детальный разбор следственного дела, свидетельствующий о том,

© Арестов В.А., 2019

что оно составлено формально и без каких-либо доказательств. Объективных данных о том, что Александр Яковлевич Голышев примыкал к контрреволюционным организациям, не выявлено.

Ключевые слова: А.Я. Голышев, НКВД, следственное дело, горком, Пермь.

Abstract. The article deals with the history of the case of the first secretary of the Perm city committee A.Ya. Golysheva. A detailed analysis of the investigative case was carried out, indicating that it was compiled formally and without any evidence. Objective evidence that Alexander Yakovlevich Golyshev belonged to counter-revolutionary organizations was not revealed.

Key words: A.Y. Golyshev, NKVD, the investigative file, gorkom, Perm.

Александр Яковлевич родился в 1896 г. в Белгороде Белгородского уезда Курской губернии.

В 1914-1915 гг. учился на юридическом факультете Киевского университета (не окончил). В 1915-1919 гг. преподавал историю на вечерних курсах. В 1918 г. направлен с группой студентов, «вошедших в революцию», в Одесский горвоенком, где трудился до высадки белого десанта, а далее вел с товарищами подпольную работу. В 1919-1921 гг. — на политработе в РККА на Украине. С марта 1921 г. — на управленческой работе в системе народного образования: заведующий Донбасским губотделом народного образования, с октября 1925 г.— Сибирским крайотделом. В июле 1928 г. - январе 1930 г. работал в Москве первым заместителем председателя Главного политико-просветительского комитета РСФСР.

В феврале 1930 г. стал ректором Уральского политехнического института в Свердловске. В это же время началась реформа высших учебных заведений, закрепленная позже постановлением ЦИК СССР и СНК СССР «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» от 23 июля 1930 г. В ходе нее упразднялись многофакультетские вузы, а их факультеты становились независимыми учебными заведениями с подчинением соответствующим наркоматам. К лету 1930 г. УПИ был разделен на 10 институтов (втузов) и только через четыре года восстановлен как единое учебное заведение.

С мая 1930 г. — на партийной работе: заведующий отделом культуры и пропаганды марксизма-ленинизма Свердловского обкома ВКП(б), с сентября 1934 г. — 1-й секретарь Пермского горкома ВКП(б). Член пленума

Свердловского обкома ВКП(б) (1934-1937), делегат VIII Чрезвычайного всесоюзного съезда советов (1936) [2].

Следует заметить, что секретарь горкома ВКП(б) Голышев совсем недавно был для сотрудников Пермского горотдела НКВД большим начальником: делал доклады на объединенном партсобрании органов НКВД, критиковал, учил бдительности, ставил задачи. Выступающие после него ответственные сотрудники отзывались о секретаре горкома в высшей степени почтительно.

Роковой 37-й. Полетели кругом головы, настал и его черед.

В марте 1937 г. снят с должности «за допущение ... в работе ряда политических и организационных ошибок» и выведен из состава обкома.

3 мая 1937 г. арестован по обвинению в терроризме и антисоветской деятельности [1, л. 1].

Из постановления от 2 мая 1937 г.:

«Голышев А.Я. достаточно изобличается в контрреволюционной деятельности, направленной против мероприятий Советской власти и партии, а потому на основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175 УПК.

Постановил:

В квартире Голышева А.Я. произвести обыск на предмет изъятия имеющихся к его делу документов» [1, л.7].

В протоколе обыска тщательно записаны номера разных членских билетов, упомянута пустая кобура, есть список 395 изъятых (запрещенных тогда) книг и... ни словечка о каком-либо ценном предмете. Словно семья из пяти человек жила, обходясь одними «корочками» да «запрещенкой». Все имущество куда-то исчезло. Голышевых выселили в Куеду.

15 мая Голышев написал заявление, в котором заявил о том, что в организацию был вовлечен в 1932 г. Семеном Кузнецовым, секретарем Свердловского горкома партии [1, л. 16].

Охранники пытались втолкнуть его в камеру, но, увидев происходящее, Голышев раскидал их, попытался вырваться на свободу. Его избили и все-таки втолкнули в камеру [3, с. 19].

Из архивных документов ясно, что Александр Яковлевич сам никого не «заложил» (говорит только о тех, чья судьба уже была решена) и заранее знал, что его ожидает...

Взять его «заключительный» партактив: 24 выступающих (!) из мединститута, «Камлесосплава, конечно же, горкома ВКП(б), горпросвета, горвнешторга, сельхозинститута, милиции, НКВД, горсвета ...» — и ни единого слова в защиту. Не будем называть имена, так как сейчас живут потомки этих «пламенных ораторов» [4].

Но нельзя удержаться от минимального цитирования. Вот он, уровень «общественного осуждения». Тут и страх, и карьерные соображения, и сведение счетов за мелкие обиды — чего только нет.

Из выступлений на «разоблачительном и обвинительном» партактиве:

«Голышев умел маскироваться, чтобы скрыть предательскую работу в Пермской парторганизации, занимался внешней классовой бдительностью»; «руководство горкома имело контрреволюционеров в лице первого и второго секретарей, завотделами и инструкторов» [4].

«Этот враг народа настолько замаскировался, что его трудно было разоблачить. Враг народа Голышев не занимался профорганизациями, и что это не случайно: потому что, действительно, чтоб было больше жалоб».

«К Голышеву невозможно было попасть. Голышев и его аппарат создали такую обстановку, чтобы создать нервозность, нервность. И в этом это родились подхалимы. В городском комитете партии подхалимы живут и сейчас — они не разоблачены...».

«А почему так получилось, что сам Голышев оказался враг народа? Какими методами руководил Голышев? Это буквально издевка... Возьмите его пресловутое слово «маразм». Он всегда его употреблял. Что это значит? Разложение, гниль и т.д.».

«Он говорит: «Я как секретарь горкома обязан провести перерегистрацию». Понятно, началась паника, многие люди начали каяться, как грешники, в своих преступлениях, которых нет».

«В 1935 г. я подвергался не раз ярлыку маразма, даже исключался из партии. Хотели исключить из членов бюро горкома в мае 35-го года, но Голышев решения не выпустил, а вынесли строгий выговор. Кругом дискредитировали членов партии — такая линия была у врага народа Голышева».

«Приезжал член бюро обкома, председатель облисполкома Головин, делал доклад о троцкистско-зиновьевском центре. В президиум на этом собрании были избраны Голышев, Дьяченко, Матвеев — враги народа. А когда Головин говорил, что враги народа покушались на убийство нашего великого вождя тов. Сталина, посреди актива были несколько десятков аплодисментов. Тогда председательствовал Дьячков. Мне хотелось в этот момент вскочить и крикнуть: «Что вы делаете?» Но когда я вижу, что президиум спокоен, получилось какое-то недоразумение... Но это было не случайно в свете сегодняшнего дня» [4]...

Первый допрос проходил 27 мая, спустя 3,5 недели после ареста. На допросе Голышев заявил о знакомстве с Кабаковым:

«Особенно близко я был связан с И.Д. Кабаковым, поскольку последний ведал руководством работой на идеологическом фронте, а на этом фронте в тот период времени орудовало большое число всяких контрреволюционных элементов.

При одном из докладов я рассказал ему о наличии большого числа троцкистов и правых, работавших в качестве преподавателей. Насколько я помню, было это в 1931-32 гг.

Кабаков мне тогда прямо сказал, что троцкистские кадры, а также кадры правых на идеологическом фронте нужно сохранить.

Кабаков убедился, что я являюсь человеком, который не совсем согласен с тем, что происходит в стране и в партии.

Кабаков не согласен с руководством ВКП(б), которое «привело страну в тупик» [1, л. 19-20].

Иван Дмитриевич заявил Голышеву о существовании организации, главой которой является он сам. Голышеву было предложено принять участие в работе организации.

Вопрос: Что вы ответили на это предложение Кабакова?

Ответ: Я ответил Кабакову согласием. Но при этом спросил его о моих функциях, как участника к-р орг. Далее, продолжал Кабаков, привлечением меня в состав организации он имеет ввиду при моей помощи сохранить кадры организации, действующей на идеологическом фронте» [1, л. 21-22].

Александр Яковлевич рассказал о работе организации в партаппарате:

«Кабаков обосновывал необходимость ведения подрывной работы в партаппарате и сохранения в партийном аппарате кадров — троцкистов и правых, а также привлечение в состав организации новых людей» [1, л. 31].

На втором допросе 25 июня Голышев был допрошен по поводу роли Полянского в организации.

По обвинительному заключению от 31 июля 1937 г. «Голышев подлежал суду Военной Коллегии Верховного Суда Союза СССР, с применением закона от 1.XII. 1934 г.» [1, л. 133].

3 августа 1937 г. на подготовительном заседании Голышев был предан суду и оставлен под стражу.

4 августа Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и расстрелян. Осенью арестовали его жену, Лидию Михайловну, которая «знала о контрреволюционной деятельности мужа», но не донесла. Дали восемь лет лагерей. А детей — пятнадцатилетнюю Анну, четырнадцатилетнюю Ленину и восьмилетнего Льва — в «детучреждения».

15 сентября 1956 г. определением Верховного Суда Союза ССР дело Голышева было отменено за отсутствием состава преступления [1, л. 145].

Список литературы

1. Архивно-следственное дело Александра Яковлевича Голышева // Пермский государственный архив социально-политической истории. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 11275. 150 л.

2. Биография А.Я. Голышева [Электронный ресурс]. URL: https://www.permgaspi.ru/leaders/index.php?id=2231 (дата обращения: 30.01.2018).

3. Годы террора: Книга памяти жертв политических репрессий / под ред. А.М. Калих. Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2011. Ч. 6, т. 3. 412 с.

4. Красик Д.Я. - дочь врага народа [Электронный ресурс]. URL: http://kniga.pmem.ru/14-7-doch-vraga-naroda.htm (дата обращения: 20.03.2019).

УДК 63.3(2)6

Целищева Татьяна Сергеевна

студент кафедры Отечественной и всеобщей истории, археологии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: tts0798@mail.ru

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА МОЛОТОВСКОГО ОБКОМА ЦК ВКП(б) И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С КАДРАМИ УЧИТЕЛЕЙ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Tatyana S. Tselishcheva

student of the department of national and General history, archeology

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia,

e-mail: tts0798@mail.ru

THE IDEA-POLITICAL WORK OF THE MOLOTOV REGIONAL OF THE CENTRAL COMMITTEE OF THE CPSU(b) AND PEDAGOGICAL ORGANIZATIONS WITH STAFF OF TEACHERS OF THE MOLOTOV REGION IN THE POST-WAR TIME

Аннотация. Учителя эпохи послевоенного сталинизма (1945-1953 гг.) — представители власти в школе, исполнители и трансляторы сталинской политико-идеологической системы. Выстраивая взаимосвязь между сталинизмом и школой, пропагандируя официальную систему ценностей и формируя политическую культуру поздней сталинской эпохи, они занимали промежуточную позицию между государством и советским обществом. На основании архивных документов Пермского ГАСПИ можно прийти к выводу о том, каким образом проходила идейно-политическая работа Молотовского обкома ЦК ВКП(б) и педагогических организаций с кадрами учителей

© Целищева Т.С., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.