Научная статья на тему 'АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ПОСЛЕВОЕННОГО СТАЛИНИЗМА (ПО МАТЕРИАЛАМ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ПОСЛЕВОЕННОГО СТАЛИНИЗМА (ПО МАТЕРИАЛАМ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ УЧИТЕЛЕЙ / МОЛОТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / МОЛОТОВСКИЙ ОБКОМ ЦК ВКП(Б) / ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСКУРСЫ ПОСЛЕВОЕННОГО СТАЛИНИЗМА / ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / STAFF OF TEACHERS / THE MOLOTOV REGION / THE MOLOTOV REGIONAL OF THE CENTRAL COMMITTEE OF THE CPSU(B) / THE IDEA-POLITICAL WORK / THE AGITATION AND PROPAGANDA ACTIVITIES / DISCOURSES OF POST-WAR STALINISM / POLITICAL AND IDEOLOGICAL CONTROL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Целищева Татьяна Сергеевна

Современные исследования взаимоотношений государства и советской школы второй половины 1940-х - начала 1950-х гг. показывают изнутри выверенную технику идейно-политического воздействия коммунистической партии на жизнь и сознание участников образовательного процесса. Целенаправленная, планомерная работа Молотовского обкома ЦК ВКП(б) и государственных педагогических организаций с кадрами учителей Молотовской области в послевоенное время сделала профессию учителя «центральной фигурой» политико-идеологического контроля в школах и общественно-политической сфере жизни общества. На основании архивных документов Пермского ГАСПИ можно прийти к выводу о том, каким образом профессия учителя стала олицетворением пропаганды официальной системы ценностей и формирования политической культуры поздней сталинской эпохи, что определило ее политическую идентичность и статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Целищева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AGITATION AND PROPAGANDA ROLE OF TEACHERS OF THE ERA OF POST-WAR STALINISM (BY MATERIALS OF THE MOLOTOV REGION)

The modern research of relationships between the state and the Soviet school of the second half of the 1940-s - early 1950-s present from inside the well-proven technique of ideological and political influence of the Communist party on the life and consciousness of participants of the educational process. Purposeful, systematic work of the Molotov regional of the Central Committee of the CPSU(b) and state pedagogical organizations with staff of teachers of the Molotov region in the post-war time, making a teacher's profession a «central figure» of political and ideological control at schools and in the socio-political sphere of society. It can be concluded how the teaching profession became the personification of propaganda of the official value system and the formation of the political culture of late Stalinism that determined her political identity and status, based on archival documents of Perm state archive of social and political history.

Текст научной работы на тему «АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ПОСЛЕВОЕННОГО СТАЛИНИЗМА (ПО МАТЕРИАЛАМ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 63.3(2)6

Целищева Татьяна Сергеевна

студентка 4-го курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: tts0798@mail.ru

АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ ЭПОХИ

ПОСЛЕВОЕННОГО СТАЛИНИЗМА (ПО МАТЕРИАЛАМ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Tatyana S. Tselishcheva

4th year Student of Historical Faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: tts0798@mail.ru

THE AGITATION AND PROPAGANDA ROLE OF TEACHERS OF THE

ERA OF POST-WAR STALINISM (BY MATERIALS OF THE MOLOTOV REGION)

Аннотация. Современные исследования взаимоотношений государства и советской школы второй половины 1940-х - начала 1950-х гг. показывают изнутри выверенную технику идейно-политического воздействия коммунистической партии на жизнь и сознание участников образовательного процесса. Целенаправленная, планомерная работа Молотовского обкома ЦК ВКП(б) и государственных педагогических организаций с кадрами учителей Молотовской области в послевоенное время сделала профессию учителя «центральной фигурой» политико-идеологического контроля в школах и общественно-политической сфере жизни общества. На основании архивных документов Пермского ГАСПИ можно прийти к выводу о том, каким образом профессия учителя стала олицетворением пропаганды официальной системы ценностей и формирования политической культуры поздней сталинской эпохи, что определило ее политическую идентичность и статус.

Ключевые слова: кадры учителей, Молотовская область, Молотовский обком ЦК ВКП(б), идейно-политическая работа, агитационно-пропагандистская деятельность, дискурсы послевоенного сталинизма, политико-идеологический контроль.

Abstract. The modern research of relationships between the state and the Soviet school of the second half of the 1940-s - early 1950-s present from inside the well-proven technique of ideological and political influence of the Communist party on the life and consciousness of participants of the educational process. Purposeful, systematic work of the Molotov regional of the Central Committee of the CPSU(b) and state pedagogical organizations with staff of teachers of the Molotov region in the post-war time, making a teacher's profession a «central figure» of political and ideological control at schools and in the socio-political sphere of society. It can be concluded how the teaching profession became the personification of propaganda of the official value system and the formation of the political culture of late Stalinism that determined her political identity and status, based on archival documents of Perm state archive of social and political history.

© Целищева Т.С., 2020

Key words: staff of teachers, the Molotov region, the Molotov regional of the Central Committee of the CPSU(b), the idea-political work, the agitation and propaganda activities, discourses of post-war Stalinism, political and ideological control.

Слова И.В. Сталина о том, что «образование - это оружие, эффект которого зависит от того, кто его держит в своих руках, кого этим оружием хотят ударить» [1, с. 15], стали лейтмотивом политики в сфере образования второй половины 1940-х - начала 1950 гг. Отношение к учителям позднего сталинизма как к «главной армии социалистического просвещения» предъявило к ним требования следовать политике и идеологии советского режима, быть связующим звеном между диктатурой и общественным сознанием масс. Широкая идеологическая кампания по работе с кадрами учителей являлась средством подавления любого свободомыслия интеллигенции, критики советского политического режима со стороны населения. В свою очередь, «политические кампании, - как пишет историк А.С. Кимерлинг в работе «Выполнять и лукавить», - были необходимым инструментом в восстановлении старого, поколебленного войной социального порядка» [7, с. 2], став основным механизмом управления страной. Как результат, учителя послевоенного времени «будучи представителями властей, хотя и всецело им подчиненными, трудились в самой гуще людей, которых им надлежало вести в "светлое будущее", пропагандировали официальную систему ценностей, в зародыше подавлявшую их стремления заявить о себе» [11, с. 12], - определяет политическую идентичность учителей как естественный феномен американский историк Т. Юинг.

В контексте политического дискурса и политизации представлений о данной профессии, статус представителей которой выходил за рамки образовательного процесса, историком А.В. Чащухиным образ учителя позднего сталинизма определяется следующим образом: «"Интеллигентная" одежда, владение газетным языком, требуемое обращение по имени - отчеству в символике той эпохи не могли распознаваться иначе, как символы власти... Эта власть выражалась в обладании правом трансляции решений партии

и правительства» [10, с. 392]. Точку зрения историка подтверждает стенограмма областного совещания учителей истории и Конституции от 9 января 1950 г.: «Товарищ Каптерев - преподаватель истории школы № 7 г. Молотова: "...Мы живем в эпоху постепенного перехода к коммунистическому обществу. Эту мысль мы должны непрестанно внедрять в сознание наших людей, что они получили эту счастливую жизнь именно благодаря неустанной борьбе отцов. что тут ценнейшую, величайшую роль сыграла величайшая партия большевиков и ее вожди - тов. Ленин и Сталин"» [9, с. 1-4].

Несмотря на некомпетентность педагогов по некоторым вопросам, политическая активность учителей являлась приоритетной и определяющей по отношению к их профессиональной деятельности. К идейно-политическим задачам советских учителей относились пропаганда и просвещение окрестного населения, организация явки избирателей на выборы, агитационно-массовая работа в колхозах. В частности, в информационном отчете «О ходе подготовки к выборам в Верховный Совет СССР» по Красновишерскому району от 16 января 1946 г. приводятся следующие статистические данные: «Всего занято в участковых избирательных комиссиях 207 человек, в том числе учителей - 25. В агитпунктах, на предприятиях, в колхозах и по месту жительства избирателей работает 668 агитаторов, из них учителей - 128 человек. 6 января проходила районная учительская конференция, на которой присутствовали 176 человек от учителей села и города. На конференции было сделано 2 доклада на темы: "О международном положении", "О роли и задачах учителей в предстоящих выборах в Верховный Совет СССР"» [5, с. 60-62]. Указанные статистические данные не дают конкретных оснований считать агитационную и пропагандистскую работу учителей исчерпывающей, однако те факты, что кадры учителей принимали непосредственное участие в политической жизни общества и численность учителей-агитаторов была достаточно большой, сомнению не подлежат.

Создается новый образ учителя, который не только слепо выполняет поручения властей свыше, но и сам является административным элементом политико-идеологической системы. Об этом свидетельствуют архивные данные: «По постановлению обкома от 11 марта 1947 г. "Об идейно-политической работе с учителями" по Юго-Осокинскому району» от 4 июня 1947 г.: «Силами учителей района прочитано лекций и докладов - 167, охвачено людей - 15 570, бесед и читок - 1309, с охватом людей -13 308 человек... Учителя района не только сами учатся и проводят агитмассовую работу, но и руководят. Так, руководителями кружков по изучению истории ВКП(б) и политшкол работает 6 учителей, руководителями агитколлективов - 5 человек. Агитаторами работает 157 учителей» [3, с. 20].

В архивных документах нет обобщенных сведений, подтверждающих результативность агитационной и пропагандистской деятельности кадров учителей в ходе подготовки и проведения выборов. Однако в информации «Об итогах голосования по выборам в Верховный Совет СССР по Кагановичскому району г. Молотов» высокая избирательная явка определяет продуктивность политической агитации учителей-пропагандистов: «На районном предвыборном совещании утвердили 158 человек доверенных лиц, которые вели агитационную работу за кандидатов в депутаты Верховного Совета. Хорошо работали доверенные участка № 73 - товарищ Попов, участка № 78 -товарищ Ерышканова, учителя. Участок на 6 часов вечера имел 100 % проголосовавших на участке» [6, с. 26]. Конечно, нужно учитывать тот факт, что показатели избирательной явки могли быть завышены в формальных целях. В связи с этим мы не можем сделать конкретных выводов, связанных с анализом продуктивности работы учителей с общественными массами. Тем не менее мы можем утверждать, что учителя действительно активно вовлекались в планомерный идейно-политический процесс управления обществом тоталитарного государства.

Важным элементом агитационно-пропагандистской деятельности

учителей Молотовской области позднего сталинизма в процессе подготовки

110

к выборам и другим массовым мероприятиям, имеющим политический подтекст, стало проведение совещаний различных уровней по актуальным вопросам общественно-политической жизни общества. Об этом свидетельствует информация «О проведении районных предвыборных совещаний по городу Молотову» от 16 января 1946 г. Заведующий орготделом Молотовского горкома ВКП(б) А. Балыко отмечает прокоммунистические позиции учителей в общественно-политическом движении, что, на наш взгляд, с одной стороны, оправдывает формализм рабочего момента составления отчетности для вышестоящих органов власти, а с другой стороны, в очередной раз подчеркивает, что учитель не может быть аполитичен в контексте времени, от него требуется полная отдача системе государственного управления и выбор идеологически верных умонастроений. В частности, из материалов архивного документа: «От учителей района выступала товарищ Плешкова - учительница школы № 66: "Партия и правительство многое сделали для улучшения положения интеллигенции, особенно для учителей. Роль учителя поднята на должную высоту, как подлинно народного учителя, призванного воспитывать наше молодое поколение в духе беззаветной преданности своему народу, своей Родине. Многие тысячи учителей провели большую работу по составлению списков избирателей. Это участие один из ярких примеров того, что советская интеллигенция всегда и везде идет вместе с народом, служит народу, живет с ним одной жизнью. В день выборов 10 февраля 1946 г. я с радостью отдам свой голос за наших кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР товарища Шверника Николая Михайловича и Тюрина Александра Степановича и призываю всех участников совещания отдать свои голоса за них и вести широкую агитационную работу среди избирателей за кандидатов блока коммунистов и беспартийных"» [6, с. 159].

Выверенная техника воздействия учителей-пропагандистов на сознание

общественных масс посредством агитационно-пропагандистской работы

базировалась на четко регламентированных этапах подготовки агитаторов.

Молотовским обкомом ВКП(б), горкомами и райкомами области создавалась

111

сеть курсов подготовки политических пропагандистов. В частности, об этом свидетельствует докладная «О проведенной работе в Юго-Осокинском районе в связи с подготовкой к выборам в Верховный Совет СССР с 15 декабря 1945 г. - 5 января 1946 г.» от 11 января 1946 г. По данным документа, пятидневные курсы агитаторов были посвящены различной тематике, в частности такой: «Сталинская Конституция - самая демократическая Конституция в мире», «Большевистская партия - руководящая сила советского государства», «Задачи агитационной работы в связи с подготовкой к выборам в Верховный Совет СССР» [5, с. 153(об.)] и т.д. С ознакомленными темами курса учителя-пропагандисты выступали в колхозах, на предприятиях, на городских собраниях, где требовалась идейно-политическая работа с избирателями. Перед каждым агитатором стояли конкретные задачи по работе с общественными массами. Так, в информации «О составлении и проверке списков избирателей по городу Соликамску на 15 января 1946 г.» от 26 января 1946 г. четко определены основные аспекты агитационно-массовой работы пропагандистов на местах работы с избирателями: завоевать доверие масс; предотвратить всякие попытки очернить кандидатов блока коммунистов и беспартийных; руководить политико-массовой работой оперативно и дифференцированно; разъяснять трудящимся, что улучшение материального положения зависит от труда и качества труда их самих; рассматривать жалобы и принимать по ним меры; обеспечить 100 % явку избирателей в день выборов, добиться того, чтобы 100 % голосов были отданы за кандидатов блока коммунистов [5, с. 169].

Основные аспекты идейно-политической работы учителей в колхозах

Молотовской области отражены в информации отдела пропаганды и агитации

Оханского РК ВКП(б) Молотовской области «О проведении массово-

политической работы во время подготовки и проведения весеннего сева

в колхозах района в 1947 г.» от 5 июля 1947 г. На примерах учительниц

Андреевской НСШ Беловой Клавдии Михайловны и Поповой Зои

Александровны в архивном документе показаны конкретные аспекты

агитационно-массовой работы учителей в колхозах: проведение бесед

112

с колхозниками в поле, читки газет и докладов; выпуск боевых листков, стенных газет; ведение учета работ колхозников в бригаде и начисление трудодней [2, с. 56].

В докладной записке «О состоянии агитационно-массовой и культурно-просветительной работы в Частинском районе» от 20 августа 1947 г. приводятся данные по агитационному коллективу Ново-Меркушинской территориальной парторганизации: «Агитатор Васильева - учительница (кандидат в члены ВКП(б)) - работает агитатором 4 года. За период подготовки и проведения сева провела 8 бесед (2-3 беседы в месяц). Товарищ Васильева - не только агитатор-беседчик, но и организатор борьбы за высокий урожай... Товарищ Васильева на колхозном складе обнаружила минеральные удобрения, которые не использовались 2 года, заставила внести на поля. С учеником - комсомольцем своей школы товарищем Сапегиным В. организовала звено из 4 учащихся по заготовке веточного корма, которые на 25 июня заготовили 1100 пар веников» [4, с. 91-93].

Докладная записка «Об агитационно-массовой работе в период подготовки и проведения весеннего сева» от 22 июня 1949 г. также свидетельствует об особой роли учителей в колхозах области: «Агитатор Паавель Т.Т. - учительница Таборской НСШ - является лучшим агитатором на Лячинской бригаде. Товарищ Паавель провела на бригаде собрание и еще раз ознакомила колхозников с правилами внутреннего распорядка, стала контролировать выход и уход колхозников с работы. Если колхозники выходили в 9-10 часов и уходили в 7-8 часов с работы, то теперь они работают с 6 часов утра и до 10-11 часов вечера. Она вместе с бригадиром стала добиваться выработок колхозниками, повышения качества работы. Если вначале сева в этой бригаде не было колхозников, выполнивших нормы выработки, в ходе сева стали 3-5 колхозников выполнять свои нормы» [8, с. 39].

Из материалов приведенных архивных документов видно, что учитель, будучи агитатором в колхозе, исполняет прежде всего своеобразную функциональную роль по организации и контролю процесса работы. С одной

113

стороны, мы видим, насколько продуктивной и разнообразной могла быть агитационно-пропагандистская работа учителей в сельской местности. С другой стороны, мы можем сделать вывод о том, что пропагандисты, направляемые в колхозы, осознавали текущее положение дел и в связи с этим старались подстроиться под необходимый ритм работы колхозов, стать их частью, стараясь при этом выполнить требования вышестоящего руководства по развертыванию социалистического соревнования, повышению качества работ и укреплению трудовой дисциплины в колхозах.

Таким образом, выступая с докладами на актуальные социально-политические темы, выполняя контролирующую функцию в колхозах области, участвуя в предвыборной агитации и различных мероприятиях политико-идеологического характера, кадры учителей стали важным элементом по формированию политико-идеологической культуры общества поздней сталинской эпохи. Агитационно-пропагандистская роль учителей стала отражением исполнения и трансляции советской интеллигенцией сталинских догм и пропаганды официальной системы ценностей, определив политическую идентичность и статус профессии как связующего звена советского общества и тоталитарного государства.

Список литературы

1. Беседа с английским писателем Г.Д. Уэллсом 23 июля 1934 г. // Сталин И.В. Сочинения: Т. 14. М.: Писатель, 1997. 795 с.

2. Докладные записки, информации райкомов, горкомов партии обкому ВКП(б) о проведении политических докладов, о партийно-политической учебе, о работе среди учителей и другим вопросам (25 января г. - 16 июля 1947 г.) // ПермГАСПИ. Ф. 105. О. 13. Д. 499. 145 с.

3. Докладные, справки, информации райкомов, горкомов партии обкому ВКП(б) по выполнению постановления бюро обкома партии об идейно-политической работе с учителями (22 марта 1947 г. - 14 июля 1947 г.) // ПермГАСПИ. Ф. 105. О. 13. Д. 524. 50 с.

4. Докладные, справки работников отдела о состоянии марксистско-ленинской учебы руководящих кадров, об агитационно-массовой работе в колхозах области и другим вопросам (17 июля - 23 августа 1947 г.) // ПермГАСПИ. Ф. 105. О. 13. Д. 488. 119 с.

5. Информации и отчеты работников обкома, горкомов, райкомов ВКП(б) о ходе подготовки к выборам в Верховный Совет СССР (2 ноября 1945 г. - 31 января 1946 г.) // ПермГАСПИ. Ф. 105. О. 12. Д. 208. 306 с.

6. Информации Пермского горкома ВКП(б) о проведении выборов в Верховный Совет СССР по районам г. Перми (4 января 1946 г. - 31 декабря 1946 г.) // ПермГАСПИ. Ф. 105. О. 12. Д. 211. 240 с.

7. Кимерлинг А.С. Выполнять и лукавить. Политические кампании поздней сталинской эпохи. М.: ГУ ВШЭ, 2017. 211 с.

8. Отчеты, информации райкомов, горкомов партии обкому ВКП(б) по выполнению постановлений бюро обкома партии о массово-политической работе на селе в период проведения весеннего сева, о состоянии антирелигиозной, естественно-научной пропаганды и другим вопросам (16 июня 1949 г. - 29 июня 1949 г.) // ПермГАСПИ. Ф. 105. О. 15. Д. 484. 152 с.

9. Стенограмма областного совещания учителей истории и Конституции СССР (9 января 1950 г. - 10 января 1950 г.) // ПермГАСПИ. Ф. 105. О. 16. Д. 376. 137 с.

10. Чащухин А.В. Школьный учитель в эпоху позднего сталинизма как агент репрессивной политики // История сталинизма: репрессированная российская провинция: материалы междунар. науч. конф. (г. Смоленск, 9-11 октября 2011 г.). М.: РОССПЭН, 2011. С. 390-399.

11. Юинг Е. Томас. Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг. / пер. с англ. Д.А. Благова. М.: РОССПЭН: Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011. 358 с.

УДК 930

Брагин Лев Вадимович

студент 4-го курса социально-гуманитарного факультета

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь, Россия, е-mail: leva.bragin@yandex.ru

НАСТОЯЩИЙ ПЕДАГОГ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭТАЛОННОГО ОБРАЗА

СОВЕТСКОГО ПЕДАГОГА

Lev V. Bragin

4th year Students of Faculty of Social Sciences and Humanities

National Research University «Higher School of Economics», Perm, Russia, e-mail: leva.bragin@yandex.ru

REAL TEACHER. THE RECONSTRUCTION OF THE IDEAL IMAGE OF

THE SOVIET TEACHER.

Аннотация. В статье речь идет об эталонном образе советского педагога. Реконструкция образа представлена на основе ведомственных отчетов. Нормативный образ советского педагога конструировался с помощью государственной идеологии и использовался в качестве ориентира для оценивания деятельности педагога.

© Брагин Л.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.