Научная статья на тему 'Идейно-художественные компоненты обновленной модели адыгского просветительства в младописьменном романе'

Идейно-художественные компоненты обновленной модели адыгского просветительства в младописьменном романе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / МОДЕЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА НОВОГО ТИПА / ЛИЧНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ / SPIRITUAL AND MORAL ASPECT / STRUCTURAL COMPONENTS / MODEL OF ENLIGHTENMENT OF THE NEW TYPE / THE PERSONALITY IN THE COURSE OF FORMATION OF NEW MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яхутль Юлия Арамбиевна

Рассматривается идея изучения послереволюционного просветительства посредством исследования структурных компонентов его модели в адыгском романе. Сформировано целостное представление о значении духовно-нравственного основания для зрелой словесности и ее нового типа героя. Показывается драматизм поисков и попыток реализации идей художественного воплощения нового просветительства. Установлено, что новый подход позволил обозначить правомерность изучения просветительской линии в младописьменном адыгейском романе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Яхутль Юлия Арамбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological and art components of the updated model of Adyghe enlightenment in the young literature novel

The paper discusses the idea of studying post-revolutionary enlightenment through structural components of its model in the Adyghe novel. The author presents a complete idea of value of the spiritual and moral basis for mature literature and its new type of the hero. A dramatic nature of searches and attempts to realize ideas of artistic embodiment of new enlightenment is shown. It is inferred that a new approach allowed the author to designate legitimacy of studying the enlightenment in the Adyghe young literature novel.

Текст научной работы на тему «Идейно-художественные компоненты обновленной модели адыгского просветительства в младописьменном романе»

УДК 82.0(470.621)

ББК 83.3(2=Ады)

Я 91

Яхутль Ю.А.

Аспирант кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail:partner.86@mail.ru

Идейно-художественные компоненты обновленной модели адыгского просветительства в младописьменном романе

(Рецензировна)

Аннотация:

Рассматривается идея изучения послереволюционного просветительства посредством исследования структурных компонентов его модели в адыгском романе. Сформировано целостное представление о значении духовно-нравственного основания для зрелой словесности и ее нового типа героя. Показывается драматизм поисков и попыток реализации идей художественного воплощения нового просветительства. Установлено, что новый подход позволил обозначить правомерность изучения просветительской линии в младописьменном адыгейском романе.

Ключевые слова:

Духовно-нравственный аспект, структурные компоненты, модель просветительства нового типа, личность в процессе становления новой модели.

Yakhutl Yu.A.

Post-graduate student of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, email: partner. 86@mail.ru

Ideological and art components of the updated model of Adyghe enlightenment in the young literature novel

Abstract:

The paper discusses the idea of studying post-revolutionary enlightenment through structural components of its model in the Adyghe novel. The author presents a complete idea of value of the spiritual and moral basis for mature literature and its new type of the hero. A dramatic nature of searches and attempts to realize ideas of artistic embodiment of new enlightenment is shown. It is inferred that a new approach allowed the author to designate legitimacy of studying the enlightenment in the Adyghe young literature novel.

Keywords:

Spiritual and moral aspect, structural components, model of enlightenment of the new type, the personality in the course of formation of new model.

Среди отечественных авторов, пишущих о Просвещении на Западе, есть сторонники чрезмерно широкой его трактовки [1: 98-100]. Как известно, Просвещение не является только

литературным явлением. Оно как философское, культурное и литературное явление возникло в странах Западной Европы [2: 123-129]. Художественное осмысление адыгского

просветительства, его традиций и признаков новизны на стыке XIX - XX столетий привело к необходимости сосредоточить внимание исследователя на драматическом послереволюционном периоде культурно-идеологической жизни Северного Кавказа. Данный период в силу его своеобразия определен нами как погранично-связующее звено в цепи северокавказского просветительского движения XX - XXI вв. Уникальность нового периода -в обращенности к гуманистическим идеям и деятельности классиков адыгского просвещения, одушевленной мужественной гражданской сосредоточенностью на целях социального преобразования жизни и самоотверженной готовности к повседневному труду и творчеству в революционном созидании новых форм национального жизнеустройства. Соответственно созидалась новая модель национального просветительства, формировался новый тип героя-просветителя (как литератора, так и персонажа - героя новой литературы), соединяющего культурно-образовательную работу с революционным строительством.

Доказательство жизнеспособности этого явления - анализ ранней литературнопублицистической деятельности Тембота Керашева, Ибрагима Цея, Сафербия Сиюхова, обзор научно-методических материалов А. Барона, Б. Кобле, Ш. Кубова, Х. Хамхокова, Д. Ашхамафа и других с точки зрения особенностей выражения в их творчестве просветительски-революционных идей.

Раскрытие этой диалектической связи, наряду с анализом значительных литературных фактов в жизни новописьменной адыгейской литературы, помогло сформировать целостное представление о значении духовно-нравственного основания для зрелой словесности и ее нового типа героя.

В то же время необходимо подчеркнуть особый драматизм поисков и попыток реализации идей художественного воплощения нового просветительства, так как его модель строилась и развивалась на гуманистических идеях интереса к духовно-философскому формированию личности и познаванию психологии нового общества. Необходимость вторжения в эту сложную и художественно неизведанную сферу бытия человека расходилась с идеологическими установками официальных лидеров пролетарского (в России) и новописьменного периода литературного движения в северокавказских регионах. Следствием зачастую становилось обвинение в безыдейности, идейной реакционности творчества поборников гуманистического крыла просветителей-классиков и их молодых продолжателей. Факты творческой жизни И. Цея, С. Сиюхова, Б. Кобле, Ш. Кубова, И. Барона, Х. Хамхокова, Д. Ашхамафа и других свидетельствуют о трагических перипетиях судьбы многих адыгейских просветителей 20-30-х гг XX века.

Тем не менее, процесс становления реализма в его социалистических формах в адыгейской литературе шел и совпал с периодом формирования творческих индивидуальностей создателей новописьменной литературы - Т. Керашева, М. Паранука, А.Хаткова, А. Евтыха, Ю. Тлюстена и др. В сообществе с пришедшими в литературу до революции писателями они составили ее национальный фундамент, определили пути дальнейшего духовно-эстетического возмужания художественного слова [3:24-25].

Вместе с необходимостью для молодого поколения писателей «изображать жизнь в ее революционном развитии» и с победным исходом борьбы за новую жизнь в формировавшемся новом типе положительного героя, с одной стороны, по-прежнему явно просматривался

революционер по социальным симпатиям, с другой стороны, - гуманист, озабоченный решением проблем внимания к человеческой личности в структуре нового общества.

Исследователи «формулы» нового человека зачастую по-разному строили составляющие ее компоненты, включая социально-нравственные «смыслы и ожидания, разную ментальность и художественные решения» [4:8-10]. В ряде северокавказских национальных литератур (адыгейской, черкесской, осетинской) содержание понятия «новый человек» раскрывалось по двум моделям:

1) ориентация на типовое подчинение индивидуальных запросов личности коллективному творчеству;

2) созидание в себе личности соответственно внутренней динамике природы человека и цивилизационным процессам.

Первая модель (период 20-50-х гг.) воплощалась в концепции детерминированности личности, вторая модель была ориентирована на гуманизацию личности (60-х - 80-х гг.).

Новая концепция характера определила и новый стиль, отражающий особенности реализма ХХ века. Проявляется это в соединении традиционного, достоверного изображения жизни с условно-аллегорическими формами показа. Характерно, что не само событие оказывается в центре внимания писателя, а его восприятие отдельным персонажем. Потому мыслительный процесс, сложный, неоднозначный и пересеченный, становится объектом прямого художественного анализа. Стиль обусловливается также тяготением к иносказательности и глубокому подтексту. В этом непростом для восприятия дискурсе следы просветительских мотивов определяются не так явно, как у Т. Керашева. Тем не менее, и здесь можно говорить о варианте модели просветительства нового типа со своими проблемно-тематическими чертами и структурно-стилевыми особенностями. Основные черты модели просветительства нового типа:

• просветительство как планомерное целенаправленное коллективное движение к высокой общественной цели - и индивидуальное, личностное состояние, рожденное душевной и духовной потребностью «интеллигентов духа» (Т.Керашев, А. Евтых);

• просветитель-герой послереволюционного периода, соединяющий революционный строй личности с героизмом повседневного мужества [5: 27-36]. Речь идет о нравственно-идеологическом комплексе этических и психологических свойств личности, серьезно изменяющем модель современного просветительства (Т.Керашев);

• видоизменение принципов действий у просветителей в сторону деятельного гуманизма и толерантности, связанных с революционно-сознательной деятельностью и с общечеловеческими заботами;

• изменение социального состава просветителей (классовая принадлежность, возраст, политико-идеологическое созревание, философский интерес к миру за пределами аула (села, деревни, города), выражающиеся в попытке осмысления и оценки мировидческих проблем времени: его прошлого, настоящего, будущего (Т. Керашев, А. Евтых);

• расширение поля деятельности, увеличение духовно-философских проблем для осмысления, конфликтное обострение взаимоотношений в обществе в процессе решения проблем, все более смелое обращение к «запретным» темам общественного и семейного быта, межнациональных отношений, религии (А. Евтых);

• выход за рамки чисто феминизационных социальных проблем в сторону общенародных и общечеловеческих вопросов (романы Т. Керашева 20-40-х годов);

• отражение в героях духовного звания критических и даже протестных сторон относительно справедливости мироустройства и господствующей социальной системы (А. Евтых);

• сохранение и развитие традиционных словесных, обрядовых методов воздействия на личность и поиски новых приемов в арсенале средств из других видов деятельности (Т. Керашев, А. Евтых);

• влияние художественного народного сознания стало традицией не только ранней адыгейской литературы, герои которой живут по законам гуманистической морали «адыгэ хабзэ» и духовных стремлений за пределы низменных бытовых интересов, но и зрелых новописьменных произведений Т. Керашева, А. Евтыха, Х. Ашинова, Н. Куека, И. Машбаша, Ю. Чуяко.

Приобщение народа к прогрессу, цивилизации через просвещение и образование становится основной задачей, определившей содержание самобытной литературы адыгского просветительства Х1Х - начала ХХ века. Именно приверженность фундаментальным общечеловеческим ценностям сделала Просвещение востребованным литературой с ее разительными переменами и активными духовно-интеллектуальными поисками.

Примечания:

1. Studien zur Philosophie des Aufklrung. В. 1-2. Berlin, 1985. С. 98-100.

2. Авидзба В.Ш. Особенности кавказского просветительства XIX-XX вв. // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. Вып. 10 (38). С. 123-129.

3. История адыгейской литературы: в 2 т. Т. I. Майкоп, 1999. С. 24-25.

4. Никонова, Т.А. Новый человек в русской литературе 1900-1930-х годов: проективная модель и художественная практика. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. С. 8-10.

5. Мамий Л.Г. Завещано Темботом Керашевым (о новом герое в творчестве писателя) // Актуальные проблемы общей и адыгейской филологии: материалы VI Междунар. науч. конф. Майкоп, 2008. C. 27-36.

References:

1. Studien zur Philosophie des Aufklrung. CENTURY 1-2. Berlin, 1985. P. 98-100.

2. Avidzba V.Sh. Features of the Caucasian education of the XIX-XX centuries // The Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2008. Iss. 10 (38). P. 123-129.

3. History of the Adyghe literature: in 2 vol. V. I. Maikop, 1999. P. 24-25.

4. Nikonova, T.A. A new person in the Russian literature of the 1900-1930th: a projective model and art practice. Voronezh: Publishing house of Voronezh State Un-ty, 2003. P. 8-10.

5. Mamiy L.G. It is bequeathed by Tembot Kerashev (on a new hero in writer’s works) // Actual problems of the general and Adyghe philology: materials of the VI International scient. conf. Maikop, 2008. P. 27-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.