УДК 821. 352.3 09 «1917/1991»
ББК 83.3 (2=Ады) 6
П 16
Панеш У. М.
Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики, декан филологического факультета Адыгейского государственного университета, e-mаil: filfak-agu@mаil.ru
Соколова Г. В.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
Яхутль Ю. А
Аспирант кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: partner. [email protected]
О влиянии мотивов просветительства на формирование
концепции характера Аскера Евтыха («Глоток родниковой воды», «Баржа», «Бычья кровь»)
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются вопросы эволюции художественной концепции личности А. Евтыха в 60-90-е гг. и влияние на его произведения идейно-эстетических предпочтений просветительства. Выявляются художественные особенности романа «Глоток родниковой воды» и дилогии «Баржа» и «Бычья кровь». Устанавливаются такие черты творчества писателя, как усиление художественной проблемности за счет влияния философской мысли и эстетических исканий литературной эпохи ХХ века. Делается вывод о том, что позиция писателя в новейшее время определяется ревизией наивного историзма и чувством трагизма, вызванных осмыслением драматических событий ХХ века и влиянием опыта мировой литературы, что оказывает влияние на решение фундаментальных проблем: история и личность, личность и нравственный выбор.
Ключевые слова:
Художественная концепция личности, модель адыгского просветительства, художественная проблемность, эстетические искания, проблема ответственности и выбора, особенности стиля, образное мышление.
Panesh U.M.
Doctor of Philology, Professor of Literature and Journalism Department, Dean of Philological Faculty, Adyghe State University, e-mail: [email protected]
Sokolova G.V.
Candidate of Philology, Associate Professor of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: [email protected]
Yakhutl Yu.A.
Post-graduate student of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: e-mail:[email protected]
On the influence of enlightenment motives on formation of the concept of Asker Evtykh's character («Drink of Spring Water», «Barge», «Bull Blood»)
Abstract:
The paper discusses the evolution of the artistic concept of A. Evtykh's personality in the 1960-1990s and the influence of ideological and esthetic preferences of enlightenment on his works. Artistic features of the novel «Drink of Spring Water» and dilogy «Barge» and «Bull Blood» are revealed. Such lines of works of the writer as strengthening the artistic problematical character due to influence of philosophical thought and esthetic searches of a literary era of the 20th century are established. The conclusion is drawn that the writer's position in the latest time is defined by audit of naive historicism and by tragic feeling caused by judgment of the drama events of the 20th century and by the influence of the world literature experience. This has an impact on the solution of basic problems, such as history and personality, personality and moral choice.
Keywords:
Artistic concept of the personality, model of the Adyghe enlightenment, artistic problematical character, esthetic searches, problem of responsibility and choice, features of style, figurative thinking.
Концепция характера А. Евтыха была в свое время определена принципами социалистической литературы, ориентированными на героическую личность, осознавшую жизнь человека как революционное деяние. Большое место в его произведениях занимает сильный человек, способный к быстрому перерождению и склонный к активному участию в переустройстве привычного уклада. В подходе писателя, как отмечает Н. Х. Ху-ажева, «ощущается влияние теории «бес-конфлктности», которая проявилась в облегченном изображении трудных жизненных конфликтов...» [1: 13]. На формирование концепции личности оказывают в то же время влияние гуманистические традиции фольклора, адыгского просветительства и опыт русской и мировой литературы, что заметно обогащает представление о человеке.
Значительные изменения в мироощущении А. Евтыха и его художественно-эстетической системе связываются с новым историческим этапом в развитии общества - начало 60-х и, далее, с 70 - 90 -ми гг. XX века. Особенности произведений,
написанных в это время, заключаются в том, что в них «аккумулируется исторический, социальный, нравственный опыт народа» [2: 13]. Культурно-исторические перемены в обществе, критика тоталитаризма, попытки отказаться от догматизированного представления о человеке и, далее, разрушение советского строя с его политизированной и потому ограниченной системой взглядов на природу искусства приводят к усилению критического и аналитического начал в творчестве. Повышается интерес к феномену отдельного человека, определяющей становится идея о самоценном значении личности, что, в свою очередь, обостряет внимание к духовному миру героя, к его сложной и противоречивой психологической жизни. В формировании художественной концепции характера писатель все больше обращается к опыту мировой литературы, которая убеждает в мысли о двойственной сущности истины и амбивалентности человеческой природы. Автор не выпускает из поля зрения и использованные не раз традиции адыгского просветительства XIX - начала ХХ-го веков.
Привычные коллизии историко-революционного романа определяются и в это время известным конфликтом столкновения новых отношений и старого уклада. Но они наполняются таким идейно-нравственным содержанием и преподносятся так необычно в художественном отношении, что поставленная тема звучит по-новому и с большой силой. Проблемно-тематическая направленность произведения оказывается реализованной в образе центрального персонажа, личности сложной, стремящейся в условиях революционного времени наладить связи с настоящими народными ценностями и решить таким образом проблему нравственного выбора. Культурно-национальные ценности осмысливаются в то же время в контексте гуманистического наследия классической литературы (в данном случае просветительства) и настоящих идеалов религиозной веры.
Роман «Глоток родниковой воды» -о конкретной жизни крестьянина Гаруна Айтекова. Но жизнеописание простых вещей оказывается насыщенным глубоким философско-нравственным содержанием. Поступки персонажа постоянно оцениваются самим рефлексирующим героем, семейным окружением и другими близкими людьми. Произведение наполняется простыми, на первый взгляд, но емкими, с глубоким подтекстом диалогами и привычными ассоциациями, которые перерастают в содержательные лейтмотивы. Рассказ таким образом превращается в насыщенное и напряженное действие, в котором обнаруживается трудный поиск настоящей истины.
Главный персонаж - человек незаурядный по своим духовно-нравственным качествам. Для него характерны такие черты, как культ семьи, доброжелательность к окружающим, щедрость души, спокойное мужество при защите интересов окружающих и стремление идти через веру к самоочищению. Не случайно, что все это дополняется тягой к широкой про-
светительской деятельности. Автор намерено показывает участие Айтекова в строительстве школы, оросительной системы, разворачивает картину борьбы с безграмотностью и устаревшими обычаями. В романе последовательно прослеживается достоверное повествование о шагах крестьянского «энциклопедиста» к настоящему знанию: стремление выучиться читать «русские книги», сделать себе специальный кабинет для интеллектуальных занятий, поддерживать дружеские отношения с казаками соседних станиц и, вместе с тем, знать Коран и осмысленно выполнять разумные религиозные обряды. Представлены также истоки подвижнической работы, связи героя с революционными просветителями типа Ш.-Г. Хакурате.
Осмысливая концепцию характера и в связи с ней проблему культурно-национальных ценностей, А. Евтых обращается, как видно, к традициям адыгского просветительства. Речь идет не только о вере в прогресс и возможности разума. Писатель привлекает мотивы гражданского равенства и терпимости. Его идейно-эстетические предпочтения оказываются связанными с человеком независимо от его социальной и национальной принадлежности. Важно подчеркнуть, что автор в этом случае преодолевает такую особенность просветительского подхода, как декларативность и откровенное нравоучение, что отражается не только на концепции характера, но и на стиле произведения. Философия просветительства помогает герою в то же время критически оценить то, что происходит в смутное время, и сделать правильный выбор. Главными критериями поведения персонажа, как показывает анализ, становятся связи с национальными духовными корнями, ценностями мировой культуры, верой в разумные заповеди бога.
Религиозно-философская линия, использованная автором для усиления характера нравственного героя, склонного к созиданию и самоусовершенствова-
нию, еще больше обострила проблему выбора, что стало следствием глубокого осмысления судьбы личности в условиях смены исторических ориентиров. Поиск смысла жизни приводит героя к отрицанию как религиозного фанатизма («Пустое лицо»), так и воинствующего безбожия большевиков (Эшин). Критическое осмысление мусульманских постулатов определяет парадоксальный вывод о разумности настоящей веры всех людей в единого бога. Мечта Айтекова - собрать всех детей и «отнять их от Корана», дать им знания о мире, расширить представление о природе, ремеслах, искусстве. Характер центрального персонажа определяется, как видно, «не по схеме», а в «действительных его связях» с противоречивой реальностью [3: 203].
Анализ романов «Баржа» и «Бычья кровь» также позволяет сделать вывод, что идейным центром произведений остаются человеческие отношения в эпоху исторического перелома. Людские страсти, симпатии и антипатии персонажей, отображаемые писателем в их сложности и противоречиях, не просто детерминированы - они отслежены в контексте трудных размышлений о неоднозначном характере исторического процесса и непростой сущности самой человеческой природы. Утрата настоящих духовных ценностей в условиях революционных катаклизмов приводит А. Евтыха к новым по содержанию поискам смысла жизни. Акцент поэтому переносится на героя, не просто думающего, а сомневающегося, переосмысливающегося такие масштабные проблемы, как назначение человека и его связи с настоящими народными ценностями, ответственность личности за то, что происходит в мире, и цена нравственного выбора.
В центре внимания автора оказывается образ Исмеля Малаха - народного просветителя по своим склонностям и характеру деятельности. Автор прослеживает трудный и драматический путь духов-
ных поисков, осложненный особым положением героя, облаченного саном религиозного лидера. В начале романа герой изображен в связи с его подвижнической деятельностью - каждодневными заботами о судьбах бедняков независимо от их национальной и сословной принадлежности. Жизненный путь Исмеля далее осложняется поисками, которые приводят к идеологическому противостоянию с княжеско-ханским лагерем, с одной стороны, и отчасти хуторскими большевиками, с другой. Вначале персонаж «становится членом РВС» и решительно защищает идеи справедливости, связанные с революционными идеями. Но Малах, как оказывается, против насилия и крови, он стремится добиться согласия и понимания между хуторянами и аульчанами мирным путем. Вот почему на «съезде» единомышленников князя Аладжа Малах решительно выступает против идеи вооруженного сопротивления адыгов красным и с горечью думает: «Тысячелетняя адыгская история прошла для них даром, все жертвы, все потери, какие выпадают народу, ничему не научили!» («Бычья кровь». С.136). Именно во имя сохранения свого народа Исмель Ма-лах выступает против кровопролития.
В драматической истории борьбы главного героя с правящей княжеско-дворянской верхушкой (хан Гирей, эфенди, князь Аладж) прослеживается несколько ступеней идеологического противостояния. Были попытки подкупить, запугать, наконец, убедить Исмеля, лишь бы бунтарь хаджи отрекся от своеобразного «комиссарства», в основе которого не только протест против устаревшего образа жизни, уходящего мира, но и ревизия новых ценностей революционной философии. Убежденность в своей правоте и железная логика трудных размышлений, подкрепленная обширными знаниями истории, философии, канонов исламской и христианской веры, помогают Малаху выстоять и идти дальше по пути нравственного самоочищения.
Конфликт не разрешается легко. Напряженность драмы, заложенной в основу темы духовного просветления центрального персонажа, также не ослабевает, что говорит о невозможности быстрого и безболезненного разрешения поставленных временем революционного перелома проблем. Трагедия нарастает из-за того, что многие из тех, кому служит главный герой, не в состоянии понять его правды. Они не могут объяснить, почему Исмель, зная о своей близкой гибели, остается верным своим идеалам. Символично, что предал Малаха именно бедняк Рухо, получив за это в качестве вознаграждения коня, а оправдал свой поступок заповедью Корана: «убей семь гяуров, и распахнутся тебе двери рая» («Бычья кровь», С. 251).
Представленная в романе жизненная драма обостряется характером изображения социальных катаклизмов и обусловленных ими человеческих отношений. Позиция писателя в новейшее время определяется восприятием реальности как хаоса, ревизией наивного историзма и чувством трагизма, вызванных трудным осмыслением драматических событий ХХ века. Таков результат эволюции авторского взгляда на мир, который в полной мере отражает особенности мышления современного человека и оказывает влияние на решение фундаментальных проблем: история и личность, личность и нравственный выбор. Изменения касаются и художественной концепции личности. Показательно, что автор целенаправленно обращается к мотиву бренности всего земного. И это связывается не только с тем, что события не предлагают читателю спокойного мира. Мир «без Бога», каким оказалось общество во время революционного переворота, спровоцировало в человеке, как оказалось, пробуждение агрессивного начала. Об этом слова автора «брат брата покинет, брат на брата пойдет», которые прерываются сообщением о смерти старого солдата Капказа, «отвоевавшего в Кавказскую войну, покину-
того его родиной и властью и пригретого черкесами». Точка зрения писателя сконцентрирована также в эпиграфе к роману «Бычья кровь»: «С обеих сторон были люди, которые любили кровь, и эта жажда крови оказалась очень сильной» - и точно выражена в финале через образ багрового вина, которое наподобие густой бычьей крови натекло на грудь старого белого генерала, «помечая его роковым знаком...».
Главное в интерпретации поставленных проблем то, что восприятие мира как «шума и ярости» не приводит писателя и его главного героя к смирению и равнодушному отношению к происходящему. Человек, по замыслу автора, должен выстоять в это сложное время, идти дальше и продолжать искать основополагающие ценности. Такова сложная диалектика художественной мысли, определяющая концепцию личности и жизненное поведение героя. Исмель Малах остается верным идеям человеческого единения на почве добра и гуманности.
Анализ романа позволяет утверждать, что объединяющие людей мысли направлены в нем против суеверий и фанатизма и связываются с настоящей религией - исламом и православием. Вера героя опирается также на вековой опыт адыгской духовной культуры, на накопленную человеческим сообществом гуманистическую мысль. В этом плане символично введение в произведение основополагающего мотива, связанного с влиянием просветительских идей на формирование личности главного персонажа. Об этом говорит подчинение всей жизни Малаха созданию адыгейского алфавита, стремление запечатлеть историю, культуру родного народа и тем самым сохранить самое драгоценное - его духовное наследие. Этому служит главное богатство героя - тетрадь в коленкоровом переплете, где хранится проект алфавита. Сожжение тетради князем - завершение только первого этапа борьбы «белой кости» с Исмелем Малахом - бывшим ко-
нюхом, бывшим хаджи, ставшим подлинным преобразователем-просветителем. Тетрадь сожжена, ее хозяин - подвижник добра и праведной жизни - убит. Но это не финал, не конечная мысль произведения. На подоконнике бедной аульской хаты, оказывается, остается лежать стопка тетрадей главного персонажа, духовного центра дилогии. Эта характерная деталь - свидетельство необратимости жизни, в основе которой вера в добро, справедливость и, главное, в Бога. Закономерно, что А. Евтых вводит в повествование
библейские образы и мотивы. Отношение к исламу и православию становится нравственной категорией и превращается в мерило трудного выбора. Анализ показывает, что Бог и религия, как и просветительство, используются писателем как содержательный контекст, превращаются в образ для художественной реализации авторской мысли. Значение А. Евтыха, таким образом, в том, что он воплотил в своем творчестве «новую концепцию личности, найдя ей адекватное художественное решение» [4: 56].
Примечания:
1. Хуажева Н.Х. Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 1999. 23 с.
2. Гамзатов Г.Г. Двадцатый век как эпоха национальных литератур и региональных литературных общностей // Международные ломидзевсксие чтения. Изучение литератур и фольклора народов России и СНГ: теория. История. Проблемы современного развития: материалы Междунар. науч. конф., 28-30 ноября 2005 г., г. Москва. М., 2005.
3. История адыгейской литературы. Т. II. Майкоп, 2002. 550 с.
4. Хуажева Н.Х. Художественная концепция личности в романах об историческом прошлом А. Евтыха // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2011. Вып. 4 (90). С. 52-56.
References:
1. Khuazheva N.Kh. The literary concept of a person in Asker Evtykh's prose: Diss. abstract for the Cand. of Philology degree. Maikop, 1999. 23 pp.
2. Gamzatov G.G. The twentieth century as the era of national literatures and regional literary communities // International readings of Lomidze. The study of literatures and folklore of the peoples of Russia and CIS: theory. History. Problems of modern development: materials of the International scient. conf., November 28-30, 2005, Moscow. M., 2005.
3. History of the Adyghe literature. V. II. Maikop, 2002. 550 pp.
4. Khuazheva N.Kh. The art concept of the person in novels on historical past by A. Evtykh // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2011. Iss. 4 (90). P. 52-56.