Научная статья на тему 'Идейно-эмоциональные центры литературного процесса: стихотворение «к ненашим» Языкова Н. М. '

Идейно-эмоциональные центры литературного процесса: стихотворение «к ненашим» Языкова Н. М. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
267
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ИДЕЙНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / МИРОВОСПРИЯТИЕ / СМЫСЛОВОЙ РЯД / СМЫСЛОВОЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ / ЗАПАДНИКИ / СЛАВЯНОФИЛЫ / LITERARY PROCESS / IDEOLOGICAL AND EMOTIONAL CENTERS / WORLD-VIEW / SEMANTIC ROW / SEMANTIC PARALLELISM / WESTERNIZERS / SLAVOPHILES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карпов Игорь Петрович

Постановка проблемы идейно-эмоциональных центров литературного процесса, исследование ин- тенциального содержания, эмоциональной основы авторского сознания Н. М. Языкова и отношения поэта к западникам как идейным противникам - основное содержание статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ideological and Emotional Centers of Literary Process: the Poem "To the Strangers" by N. M. Yazykov

The article deals with the problem of ideological and emotional centers of the literary process, intentional contents and emotive basis of N. M. Yazykov's poetry. It also studies the poet's attitude to westernizers as his ideological opponents.

Текст научной работы на тему «Идейно-эмоциональные центры литературного процесса: стихотворение «к ненашим» Языкова Н. М. »

лор // Страна детей: избр. тр. по этнографии детства / отв. ред. А. А. Горелов. СПб., 1999; Головин В. В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. СПб., 2000.

2. Тексты поэзии пестования цитируются по книгам: Аникин В. П. Детский фольклор / сост. и примеч. В. П. Аникина. М., 1985; Мартынова А. Н. Детский поэтический фольклор: антология / сост. А. Н. Мартынова. СПб., 1997; Традиционные необрядовые песни. М., 1998. (Сер. «Фольклорные сокровища Московской земли». Т. 2.); Живая вода: сб. русских народных песен, сказок, пословиц, загадок / сост., вступ. ст. и примеч. В. П. Аникина. М., 1977.

3. Этот вариант известной колыбельной песни записан 21 августа 2009 г. от Хорошавиной Нины Михайловны (73 года), уроженки д. Хорошавино Оршанского района Республики Марий Эл.

УДК 821.161.1-1

И. П. Карпов

ИДЕЙНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА: СТИХОТВОРЕНИЕ «К НЕНАШИМ» Н. М. ЯЗЫКОВА

Постановка проблемы идейно-эмоциональных центров литературного процесса, исследование ин-тенциального содержания, эмоциональной основы авторского сознания Н. М. Языкова и отношения поэта к западникам как идейным противникам -основное содержание статьи.

The article deals with the problem of ideological and emotional centers of the literary process, intentional contents and emotive basis of N. M. Yazy-kov's poetry. It also studies the poet's attitude to westernizers as his ideological opponents.

Ключевые слова: литературный процесс, идейно-эмоциональные центры, мировосприятие, смысловой ряд, смысловой параллелизм, западники, славянофилы.

Keywords: literary process, ideological and emotional centers, world-view, semantic row, semantic parallelism, westernizers, slavophiles.

Литературный процесс является открытой системой, неразрывно связанной с положением этноса в тот или иной период его развития, с политическими и общекультурными тенденциями времени. Одна из движущих сил литературного процесса - идейно-политические противоречия, втягивающие в себя писателей, побуждающие их занять определённую позицию, примкнуть к партии, течению, направлению, кружку. Период относительно мирного сосуществования разных тенденций часто сменяется обострением борьбы, наглядным выражением чего становятся отдельные художественные или публицистичес-

© Карпов И. П., 2012

кие произведения, вокруг которых завязываются ожесточенные споры, переходящие порой в осознание противостоящими сторонами друг друга как врагов.

Вот эти литературно выраженные взлёты политической и литературной борьбы мы и называем идейно-эмоциональными центрами литературного процесса. В них бурлят идеи и эмоции. Перевес первых определяет обращение писателей к публицистическим жанрам (здесь же литературная критика), перевес вторых - к литературно-художественным (могут быть и различные смешанные образования).

Стихотворение Николая Михайловича Языкова «К ненашим» (6 декабря 1844) - один из идейно-эмоциональных центров литературного процесса середины XIX в. Это стихотворение провело резкую грань не просто между славянофилами и западниками, но между двумя Россиями -Русью Святой и Россией революционной.

По отношению к западникам середины XIX в. такое определение звучит, может быть, слишком категорично: они - часть русской культуры, многие намерения их были благими, но вспомним В. И. Ленина, отчетливо расставившего вехи развития революционных идей в России:

«Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалила революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной воли"» («Памяти Герцена») [1].

Наша задача - понять, по каким принципиальным для Языкова позициям разошелся он с западниками, на какие значимые и для нас явления русской жизни указал поэт.

Мировосприятие Языкова и как человека и как поэта вполне определилось уже в начале 1820-х гг.: воспевание родной природы, подвигов «воинственных славян», всего того, что родственно и мило русскому человеку, предпочтение своего, русского, «чужеземии» и постоянные послания-приветствия к родственникам и друзьям с восхищением их душевными качествами и делами, с благодарностью за внимание к себе, своему творчеству - вот основные направления авторских интенций, основное содержание авторского сознания, воплощенного в поэзии Языкова. Это сознание цельной личности, сознание русского православного человека, внутренней основой которого является положительный эмоциональный комплекс - восприятие мира как творения Божьего.

И вот перед человеком, обладающим таким мирочувствованием и мировидением, оказались люди, называющие себя русскими, однако которые такой мир и такое восприятие мира самим фактом своего нравственного и поведенческого

И. П. Карпов. Идейно-эмоциональные центры литературного процесса.

существования, своими умствованиями поставили под сомнение, которые говорили, что своего-то у русских ничего и нет, что необходимо брать пример с других народов.

П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен - Языков почувствовал в них нечто противоположное себе и всему своему -родному, близкому, милому. И восстал против них - как против мирового зла.

«Сам Бог внушил тебе прекрасные и чудные стихи "К ненашим", - писал Н. В. Гоголь Языкову в начале февраля 1845 г. - Душа твоя была орган, а бряцали по нем другие персты. Они еще лучше самого "Землетрясенья" и сильней всего, что у нас было писано доселе на Руси. Больше ничего не скажу покаместь и спешу послать к тебе только эти строки. Затем Бог да хранит тебя для разума и для вразумления многих из нас» [2].

Приведу стихотворение полностью, выделяя цифрами его композиционные части и подчасти.

1.1. О вы, которые хотите Преобразить, испортить нас И онемечить Русь!

1.2. Внемлите

Простосердечный мой возглас!

1.3. Кто б ни был ты, одноплеменник И брат мой:

1.3.1. жалкий ли старик,

Её торжественный изменник,

Её надменный клеветник;

1.3.2 Иль ты, сладкоречивый книжник,

Оракул юношей-невежд,

Ты, легкомысленный сподвижник

Беспутных мыслей и надежд;

1.3.3. И ты, невинный и любезный,

Поклонник тёмных книг и слов,

Восприниматель достослезный

Чужих суждений и грехов;

1.4. Вы, люд заносчивый и дерзкой, Вы, опрометчивый оплот

Ученья школы богомерзкой, Вы все - не русской вы народ! 2.1. Не любо вам святое дело И слава нашей старины; В вас не живёт, в вас помертвело Родное чувство. 2.2 Вы полны

Не той высокой и прекрасной Любовью к родине, не тот Огонь чистейший, пламень ясный Вас поднимает; в вас живёт Любовь не к истине, не к благу! 2.3. Народный глас - он Божий глас, -Не он рождает в вас отвагу: Он чужд, он странен, дик для вас. Вам наши лучшие преданья Смешно, бесмысленно звучат;

Могучих прадедов деянья Вам ничего не говорят; Их презирает гордость ваша. 2.4 Святыня древнего Кремля, Надежда, сила, крепость наша -Ничто вам!

2.5. Русская земля

От вас не примет просвещенья, Вы страшны ей: вы влюблены В свои предательские мненья И святотатственные сны! Хулой и лестию своею Не вам её преобразить, Вы, не умеющие с нею Ни жить, ни петь, ни говорить!

2.6. Умолкнет ваша злость пустая, Замрёт неверный ваш язык: Крепка, надёжна Русь святая,

И русский Бог ещё велик! [3] Стихотворение разделено автором на две части: первая - обращение к «ненашим» и характеристика их нравственного облика, вторая - выражение своего понимания «ненаших» в их отношении ко всему, что есть для автора Русь, родина, русский народ.

Это стихотворение - акт сопротивления уже сформировавшейся и давящей силе.

1.1. Главное в этой силе - стремление преобразить, испортить нас и онемичь Русь. Таким образом, автор выступает от имени Руси.

1.2. К этой силе автор обращает свой «простосердечный возглас».

1.3. Сила эта - не внешняя, а внутренняя, исходящая от одноплеменников, возможно, даже братьев.

1.3.1.-1.3.3. Конкретно эта сила представлена в трех персонажах, их состояниях и свойствах (с точки зрения автора):

- жалкий старик, который торжествует в своей измене, его отношение к Руси - надменность, его орудие - клевета;

- сладкоречивый книжник, чья речь популярна среди юношей-невежд, он сподвижник беспутных мыслей и надежд;

- поклонник темных книг и слов, он невинный и любезный, но восприниматель достослез-ный (со слезами воспринимающий) чужих суждений и грехов.

Состояния и свойства всех трех персонажей взаимосвязаны: 1) все они - просветители, словесная деятельность их обращена на Русь, на юношей-невежд; 2) они сподвижники или воспри-ниматели чужого, 3) т. е. беспутных мыслей и надежд и чужих суждений и грехов, 4) их отношение к Руси - надменность, 5) их орудие -клевета.

1.4. В обобщенную характеристику выносится главное, что свойственно всем трем персонажам:

1) люд заносчивый (высокомерный, чванливый) и дерзкий (в усилении значения слова с рифмой богомерзкий), т. е. подчеркивается агрессивная форма отношения к миру, что является и характеристикой эмоционального комплекса «нена-ших», 2) опрометчивый (необдуманный, поспешный) оплот (было: книжник, поклонник, вновь подчеркивается преклонение перед чужим) ученья школы богомерзкой (т. е. мерзкой Богу, отрицающей веру, оплот чужой школы).

Заканчивается эта часть стихотворения категорическим утверждением, относящимся ко всем «ненашим», к «вы»: «Вы все - не русский вы народ!»

Вторая часть стихотворения - развернутая критика «ненаших» по основным программным для Языкова положениям, по тем проблемам и внутренним человеческим состояниям, которые характеризуют «наших» и «ненаших».

2.1. Прежде всего разграничительная линия проходит по тому, как человек относится к истории своего народа. Для одних «святое дело / И слава нашей старины» - любы, для других -не любы. Отношение это называется родным чувством, чувством родины. У ненаших оно - помертвело. Человек должен быть полон любовью к родине, эта любовь - огонь чистейший, пламень ясный. Он поднимает человека. И он есть любовь к истине, к благу.

2.2. Любовь к своей родине есть любовь к своему народу. Народный глас (т. е. всё, что и есть народ, его история, предания, обычаи, вера) -это Божий глас. Именно он рождает в человеке отвагу. Для «ненаших» этот глас народа как глас Бога - чужд, странен, дик.

2.3. Потому что глас народа проявляется в его преданьях, в могучих деяниях предков, что является для «ненаших» - бессмысленным, что презирает их гордость.

2.4. Олицетворением России является Москва, святыни древнего Кремля - «Надежда, сила, крепость наша», что для «ненаших» - ничто.

Всё это - характеристика «ненаших» от противного: гордое и презрительное отрицание истории родины, народа, преданий, святынь.

2.5. Вы не любите и презираете то, что мы любим и чтим, - такая логика рассуждений далее усиливается прямым авторским словом от имени народа.

Русская земля такого просвещения не примет, «ненаши» ей страшны, потому что они влюблены в предательские мненья и святотатственные сны.

Ни хулой на народ, ни лестью по отношению к юношам-невеждам «ненашим» русскую землю не преобразить, потому что - главное - «Вы, не умеющие с нею / Ни жить, ни петь, ни говорить».

Мысль поэта разворачивается в ёмком и точном смысловом ряду, суммирующем в себе всё сказанное о противоборстве двух сил: с русской землей (русским народом) надо уметь жить одной жизнь, петь одни песни, говорить на одном языке.

2.6. Заканчивается стихотворение не менее точными смысловыми параллелями: у вас злость пустая - у нас Русь святая, у вас - неверный язык, у нас - русский Бог еще велик.

Русская семантика взаимодействует в стихотворении и подчеркивает единство мыслей, намерений, эмоций «ненаших»: предательские - это тот же изменник (предательство - измена), предательские мненья - это те же беспутные мысли и надежды, те же чужие суждения и грехи; святотатственные сны (т. е. богомерзкие, отрицающие Бога, возводящие на Него хулу, клевету) - это опять же дерзкий-богомерзкий.

Тем самым и стихотворение становится цельным смысловым монолитом: цельности отрицаемого противостоит цельность утверждаемого - как смысловой ряд возвышенного, любимого, дорогого: святое дело - слава старины - высокая и прекрасная любовь к родине - огонь чистейший -пламень ясный - отвага - прадедов деянья -святыни древнего Кремля - Русь святая.

Смысловая параллельность запечатлена и в рифмующихся словах. По отношению к «ненашим» (с отрицательными эпитетами): одноплеменник -изменник, книжник - сподвижник, невежд - надежд, слов - грехов, оплот - не русский вы народ... В характеристике положительной силы: благу -отвагу, преданья - деянья, Кремля - земля...

В стихотворении «К ненашим» Языкова впервые в русской литературе так открыто и полемически остро было провозглашено: среди русского народа появился люд = не русский народ.

Этот люд позднее в истории отечественной мысли будет назван по-разному: «орденом русской интеллигенции» (Борис Башилов) [4], «малым народом» (И. Р. Шафаревич).

Возник он после революции Петра I, которая привела к разрыву с Россией, ещё недавно называющей себя Третьим Римом, осознавшей себя единственной в мире державой - хранительницей православной веры.

В современной литературе, - писал И. Р. Шафаревич в 1980-е гг., - «представлен весь стандартный комплекс представлений "Малого Народа": вера в то, что будущее народа можно как механизм свободно конструировать и перестраивать; в связи с этим - презрительное отношении к истории "Большого Народа", вплоть до утверждения, что ее вообще не было; требование заимствовать в будущем основные формы жизни со стороны, а со своей исторической традицией порвать; разделение народа на "элиту" и

Д. Н. Черниговский. Об опыте изучения личности.

"инертную массу" и твердая вера в право первой использовать вторую как материал для исторического творчества; наконец, прямое отвращение к представителям "Большого Народа", их психологическому складу» [5].

Как видим, века проходят, а «малый народ» -«ненаши» - остаются прежними в своей гордыне и своем грехе.

Борьбой «малого народа» (элиты) и большого народа пронизана вся история России последних трех столетий. В середине этого времени -стихотворение «К ненашим» Николая Михайловича Языкова.

Один из пиков этой борьбы мы созерцаем в наше время, только теперь этот «малый народ» называет себя креативным классом.

Примечания

1. В. И. Ленин о литературе и искусстве. 2-е изд., доп. М.: Худож. лит., 1960. С. 246-247.

2. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 9 т. / сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М.: Рус. кн., 1994. Т. 9. С. 303.

3. Языков Н. М. Стихотворения и поэмы / вступ. ст. К. К. Бухмейер; сост., подгот. текста и примеч. К. К. Бух-мейер, Б. М. Голочинской. 3-е изд. Л.: Сов. писатель, 1988. С. 350-351.

4. См.: Башилов Б. История русского масонства. М.: Православное изд-во «Энциклопедия русской цивилизации», 2003. С. 231-250. (Гл. 27. Враг масонов № 1. - Масонско-интеллигентские мифы о Николае I. - Ложь и клевета масонских писателей).

5. Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее? М.: Сов. писатель, 1991. С. 429.

УДК 812

Д. Н. Черниговский

ОБ ОПЫТЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

A. С. ПУШКИНА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются работы дореволюционных специалистов в области психологии и этнопсихологии, посвященные изучению личности А. С. Пушкина.

The works of pre-revolutionary psychologists and ethnopsychologists, devoted to studying A. S. Pushkin's personality, are considered in the article.

Ключевые слова: А. С. Пушкин, психология личности, патография, Ч. Ломброзо, Д. Н. Онучин,

B. Ф. Чиж, И. А. Сикорский.

Keywords: A. S. Pushkin, personality psychology, patography, C. Lombroso, D. N. Onuchin, V. F. Chizh, I. A. Sikorsky.

Проблема своеобразия личности Пушкина, изначально интересовавшая исключительно биографов поэта - литературоведов, уже в дореволюционный период стала предметом специальных психологических исследований. И это закономерно, ибо, как указывал Г. О. Винокур, «при правильном понимании задач конкретной психологии последняя может смотреть на биографию как на свою проблему ровно в той мере, в какой вообще конкретно психологические исследования необходимы в области наук о духе» [1]. При этом, однако, ученый уточнил, что биография как таковая интересна психологии лишь в виде «источника, в котором она надеется найти для себя матерьял» [2]. Из сказанного следует, что биография писателя одновременно является объектом изучения литературоведения и психологии, той областью, где эти науки сотрудничают, вза-имодополняя друг друга. Для психологии литературоведение - это источник сведений о жизни и деятельности писателя, а для литературоведения психология является одним из инструментов постижения личности художника и специфики его творческого процесса. Однако необходимость усилий психологов для изучения писательской биографии была сравнительно поздно осознана. В результате литературоведы в течение долгого времени по-дилетантски пытались постичь своеобразие личности писателя, абсолютно игнорируя специальные методы психологической науки. Так, например, в биографических работах наиболее видных пушкинистов XIX в. П. В. Анненкова, П. И. Бартенева, Л. Н. Майкова, В. Я. Сто-юнина содержится немало наблюдений над осо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Черниговский Д. Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.