Научная статья на тему 'ИДЕЙНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ'

ИДЕЙНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
170
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ / МЫСЛЬ / ПОЗНАНИЕ / ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / ФОРМА / ФОРМА ПОЗНАНИЯ / ПРОЦЕСС / СЛОВАРЬ / ДИАЛЕКТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шагин Анатолий Алексеевич

Применяемые формы познания - рациональная и эмпирическая - применяются только в ограниченной части научного познания. Отсутствие общего целого представления о форме познания затрудняет научную деятельность. Все процессы познания - логика, диалектика, интуиция и прочие - по отдельности известны, сложность их применения по существующей теории познания заключается в том, что нет формы их организации.Цель работы - разработать новую форму обобщённого понятия процесса познания. Объектом исследования является процесс познания как последовательность процессов. Предметом исследования является жизнь элементарной идеи.Исследование основано на следующих методах: вживания в предмет, историзма, словарный.Последовательность процессов и состояний в идейной форме познания установлена такая:ЗНАНИЕ ЛИЧНОЕ, НЕПОЗНАННОЕ, ДИАЛЕКТИКА, МЫСЛЬ, ИНТУИЦИЯ, ИДЕЯ, ТВОРЧЕСТВО, ЛОГИКА, ЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ, ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО, ТОВАРООБОРОТ, ОТМИРАНИЕ.В статье цель достигнута: дано обобщённое представление идейного процесса познания. Владение формой познания идеи полезно для любой творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORM OF COGNITION OF THE IDEA

The applied forms of cognition - rational and empirical - are used only in a limited part of scientific knowledge. The absence of a common whole idea of the form of cognition complicates scientific activity.All the processes of cognition - logic, dialectics, intuition and others - are individually known, the complexity of their application according to the existing theory of cognition lies in the fact that there is no form of their organization.The purpose of the work is to develop a new form of the generalized concept of the cognition process.The object of research is the process of cognition as a sequence of processes. The subject of the study is the life of an elementary idea.The research is based on the following methods: getting used to the subject, historicism, vocabulary.The sequence of processes and states in the form of cognition of the idea is established as follows:PERSONAL KNOWLEDGE, THE UNKNOWN, DIALECTICS, THOUGHT, INTUITION, IDEA, CREATIVITY, LOGIC, PUBLIC KNOWLEDGE, EDUCATION, PRODUCTION, TURNOVER, WITHERING AWAY.In the article, the goal has been achieved: a generalized representation of the ideological process of cognition is given. Possession of the form of cognition of an idea is useful for any creative activity.

Текст научной работы на тему «ИДЕЙНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ»

Идейная форма познания

Шагин Анатолий Алексеевич,

свободный исследователь E-mail: shagin55@yandex.ru

Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках Рене Декарт

Применяемые формы познания - рациональная и эмпирическая - применяются только в ограниченной части научного познания. Отсутствие общего целого представления о форме познания затрудняет научную деятельность. Все процессы познания - логика, диалектика, интуиция и прочие - по отдельности известны, сложность их применения по существующей теории познания заключается в том, что нет формы их организации.

Цель работы - разработать новую форму обобщённого понятия процесса познания. Объектом исследования является процесс познания как последовательность процессов. Предметом исследования является жизнь элементарной идеи. Исследование основано на следующих методах: вживания в предмет, историзма, словарный.

Последовательность процессов и состояний в идейной форме познания установлена такая:

ЗНАНИЕ ЛИЧНОЕ, НЕПОЗНАННОЕ, ДИАЛЕКТИКА, МЫСЛЬ, ИНТУИЦИЯ, ИДЕЯ, ТВОРЧЕСТВО, ЛОГИКА, ЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ, ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО, ТОВАРООБОРОТ, ОТМИРАНИЕ.

В статье цель достигнута: дано обобщённое представление идейного процесса познания. Владение формой познания идеи полезно для любой творческой деятельности.

Ключевые слова: идея, мысль, познание, теория познания, форма, форма познания, процесс, словарь, диалектика.

Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить

Т.А. Эдисон

Введение

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира является главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.

«ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология) - раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности» [1, т. IV, с. 47].

Теория познания была упомянута впервые Платоном в книге «Государство» он выделил две формы познания «чувственное восприятие» (эмпиризм) и «умопостигаемое» (рационализм).

Свой опыт исследования познания обобщил Рене Декарт в 1637 году в философском трактате под названием «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках». В ней Декарт приводит виды действий для познания: все подвергать сомнению, делить искомое на части, привести мысли в порядок, находить «железные» факты. Рекомендации ценны, но существенно не полные.

В 2010 году Малюкова О.В. и Матронина Л.Ф. выпустили книгу «Технология научного познания», в которой «Технология научного познания может быть определена как система знаний». В этой книге нет главного - пошагового описания процесса познания.

В субстанциональной философии (философия состояний) всё рассматривается как объект, то есть как нечто противостоящее субъекту в статическом положении: «Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную сторону и все рассматривает сквозь призму этой структуры», - пишет В.С. Степин [2, с. 59].

Философия процесса рассматривает преходящие случаи изменения или становления как единственные фундаментальные вещи обычного повседневного реального мира. Идею изменчивости ввёл в научный оборот древнегреческий философ Гераклит, заявляя: «Всё течёт, всё меняется».

Апеллируют к процессу, а не к субстанции (не к состоянию) следующие философы: Гераклит, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Альфред Норт Уайтхед, Жиль Де-лез, Ален Бадью и другие. В физике Илья Пригожин [1] проводит различие между «физикой бытия» и «физикой становления». Процессный подход применял К. Маркс в своих исследованиях общества.

Философское обоснование процессному подходу в естествознании дал один из крупнейших математиков и философов 20-го века - англичанин Альфред Уайтхед, установив, что: «Реальность есть процесс» [4, с. 130]. Этим Уайтхед снова ввёл в научный оборот идеи древнегреческого философа Гераклита об изменчивости мира.

А если точнее - Уайтхед просто канонизировал в такой форме уже окончательно сложившийся к тому времени в естественных науках диалектико-материалистический подход, основы которого были заложены Ф. Энгельсом

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<n

I_

u

OJ CM

с доступным для того времени уровнем формализации и глубины.

В практической жизни начала 90-х годов ведущим специалистам по управлению производством стало ясно, что применявшиеся до сих пор системный, функциональный и операционный подходы к анализу и организации деятельности большой компании окончательно исчерпали свой потенциал.

Новой идеей развития стал так называемый «подход с позиций процесса». Переход к процессному управлению был вызван следующими новыми условиями:

• ориентация на потребителя;

• разнообразный спрос потребителя;

• информатизация общества;

• развитие процессов глобализации;

• сокращение жизненного цикла продукции [5]. Формализация требований к управлению привела

к появлению стандарта ISO 9001:2000, он устанавливает требования к системе менеджмента качества организации. В 1987 году соответствующую регистрацию стандарта ISO 9001:2000 прошло около 250 тысяч организаций по всему миру.

Процессный подход предполагает, что система в основном состоит из совокупности взаимосвязанных процессов развития, а не из набора структурных подразделений. Перед нами действительно протекающие процессы, а не субстанции и их свойства. Смирнов А.В. даёт такое уточнение по разработке логики процессов: «Речь идет о действительной причинности внешнего мира, а не о свойствах молока и ковша как субстанций. «Действительной» в прямом и непосредственном смысле этого слова: «действующей», проявленной в протекающем действии» [6].

В статье понятие «познание» рассматривается как процесс последовательности операций. Объектом исследования является процесс познания.

Предметом исследования является жизнь идеи. Цель работы - разработать новую форму обобщённого понятия процесса познания идеи. В статье решаются следующие задачи.

1. Представить процесс познания как длительный процесс: от незнания личного через опыт, мысль, идею до знания общественного.

2. Предметом исследования является жизнь элементарной идеи. Определить то, что идея является формой мыслей, которая приводит к новому результату. Наивысшим видом идеи является изобретение.

3. Дать определение: форма - это организация содержания.

4. Дать описание идейной формы познания. Гипотеза статьи заключается в том, что процесс познания имеет определённую форму реализации для практической деятельности.

Теоретические основы

Каждый учёный и творческий человек непроизвольно проходит процессы познания, но формализация этого процесса пока не значительна.

Исследование основано на следующих методах:

a) Метод вживания в предмет. Я становлюсь идеей крестового наконечника отвёртки;

b) Метод историзма. Он предполагает рассматривать все предметы и явления в процессе их исторического возникновения, становления и отмирания;

c) Метод словарный.

Понятие слова в основном берётся из философского словаря «Новая философская энциклопедия» (2010), при отсутствии там определение берётся из книги «Фи-

лософский энциклопедический словарь» (1983), при отсутствии в словаре определение берётся из Википедии.

При неудовлетворительном определении даётся своё определение понятия, показанное курсивом.

В самом общем случае философы призывают «сосредоточить внимание на более общем модусе философского видения». Поэтому современная теория познания полагается в своей основе на следующие виды принципов познания: диалектичность, историчность, практичность, познаваемость, объективность, активность, конкретность, логичность и другие.

Сложность их применения заключается в том, что нет формы их организации. Так, если применять диалектику везде, то можно запутаться в поисках противоречий. Если применять только логику, то невозможно разрешить противоречия.

Мною открыты четыре новые формы движения материи, например, «информационная форма движения материи» [7]. Мои попытки описать процесс познания непосредственно по результатам открытий не увенчались успехом, так как каждый раз решения приходили другим путём. Из опыта процесса открытий было сделано обобщение в виде идейной формы познания.

Познание постоянно осуществляется в науках. Общепринято, что познание представляет собой совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях мира.

Основные принципы идейной формы познания.

1. Необходимо рассматривать познание как процессы накопления знания.

2. Процесс изменения знания длительный, он начинается от зарождения знания у отдельного исследователя до уровня общественного знания.

3. Начальным элементом знания является идея.

4. Форма развития идеи определяется видом достигнутой стадии.

5. Все процессы развития идеи можно объединить одной формой.

Рассмотрим методически составляющие понятия «идейная форма познания»: познание, идея и форма.

Познание

Объектом исследования является процесс познания.

Новая философская энциклопедия даёт такое определение:

«ПОЗНАНИЕ - философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта» [1, т. III, с. 259].

Философы разработали следующие концепции по-знанияю

1. Причинная (Гоббс, Локк и др.).

2. Деятельностная (Лекторский, Выготский, Копнин и другие).

3. Генетическая (Ж. Пиаже).

4. Эволюционная (Г. Фоллмер и другие).

Все эти концепции объясняют множество сопутствующих познанию условий: его достоверности и истинности, предпосылки познания, отношения знания к реальности, акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и прочее. Но для исследователя природы нужна теория на уровне близкой к методу.

Рассмотрим деятельное познание и процессное познание.

Вопрос о деятельностной природе познания был поставлен И. Кантом, который принцип активности субъ-

екта познания сделал одним из центральных в своей философии. Однако в полной мере этот принцип был воплощен И.Г. Фихте, в философском учении которого субъект Я создает мир не-Я в качестве продукта чистой самодеятельности. Г.В.Ф. Гегель истолковывал деятельность как свободную активность абсолютной идеи.

Процессное познание, в отличие от деятельного, рассматривается как процесс!!

В начальный момент познания важно знание отдельного человека, именно оно вступает в противоречие с необъяснимым фактом Природы. Познание заключается в развитии идеи от этого противоречия до становления идеи в общественном знании.

Процесс познания можно представить так:

Незнание личное - опыт - мысль - идея - ... - знание общественное.

Рациональная форма познания (мышление, логика) не подходит для познания неведомого так как непознанное не имеет понятия, которое является начальной стадией рациональной формы познания.

Эмпирическая форма познания так же не применима. Вот Вы получаете в результате эксперимента значение 5, 5, 5, 5. для познания этого недостаточно, должно появиться противоречие, а оно возникает если исследователь вычислил рациональной формой познания теоретический результат испытания, и этот результат имеет значение 4. Это движущее противоречие: Рациональная форма познания (теория) даёт результат- 4, а эмпирическая форма познания (опыт) даёт результат испытания - 5.

При понимании этого противоречия возникает потенциал начала познания явления.

Идея

Предметом статьи является жизнь одной идеи, а не глобальное познание всего. Знание развития отдельной идеи позволяет произвести анализ развития любой идеи и затем всей системы взглядов как пишут: «... сосредоточить философские размышления на меньших проблемах, которые приводят к ответам на большие вопросы». (Ханс-Иоганн Глок, Аврум Стролл).

Методически можно сказать так: познание - это жизнь идеи. Для нас интересен процесс жизни идеи: от зарождения и до отмирания.

Понятие «идея» появилось еще в античности. Демокрит называл идеи как атомы, подразумевая их неделимыми умопостигаемыми формами. Отдельные идеи просты, но совокупность идей образует такое сложное общественное понятие как «идеология».

Определимся что же такое «идея»?

Ирландский епископ Джордж Беркли (1753) отрицал существование материальной субстанции и вместо этого утверждает, что привычные объекты, такие как столы и стулья, являются идеями и не могут существовать без восприятия. Этот спиритуализм не является исходной точкой познания.

Новая философская энциклопедия даёт такое определение:

«ИДЕЯ (греч. ¡бёа) - форма постижения мира в мысли». [1, т. II, с. 83]

В книге «Новая философская энциклопедия» и «Философский энциклопедический словарь» понятие «мысль» отсутствует.

Мысль - это акт нашего разума. Мысль о том, например, что растёт дерево не является идеей. А вот, например, мысли о том, что, во - первых, завтра можно перенести утреннюю встречу и, во-вторых, в это время отдохнуть в парке - рожают идею.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятие идеи относится только к тем актам мышления, которые позволяют нам прийти к какому-то новому результату.

Кратко понятие «идея» можно определить так:

Идея - это форма мыслей, которая приводит к новому результату.

Наивысшей формой развития идеи является изобретение!!, которое кроме новизны обладает ещё и полезностью.

Изобретение - это идея, которая имеет полезность.

Наше познание продвигается от развития мысли к развитию идеи и далее к изобретению.

Переход от мысли к идее происходит за счет мышления. Основные виды операций мышления, следующие: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, классификация.

Технологию создания идей разработал Генрих Сау-лович Альтшуллер советский писатель-фантаст и изобретатель, автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности). Эта технология описана во множестве книг, например, в книге «Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач» [8].

Предметом статьи является простая идея, например, идея наконечника отвёртки (слесарный инструмент) в крестообразном виде. Крестовую отвёртку придумал в 1933 году американец Джон Томпсон, до этого этой идеи не было зарегистрировано, и она до сих пор живёт.

Бытует представление о том, что идея быстро создаётся, типа проснулся Д.И. Менделеев - и вот родилась идея. Рождение идеи - это длительный процесс. Гениальный Т.А. Эдисон вёл поиски подходящего материала для нити накаливания электрической лампы для этого он испытал около 6 тысяч образцов материалов.

Жизнь идеи продолжается и после завершения процесса познания в виде общественного знания. Для общества необходимо получить экономическую выгоду от реализации идеи. Это происходит на этапе практического применения идеи, который включает в себя обучение, производство, товарооборот и отмирание.

Формально жизнь идеи (бытие) можно представить так:

Бытие = Познание + Практика

Жизнь идеи - это длительный процесс.

Форма познания

В.В. Миронов описывает этапы познания так: «Большинство философских систем, сложившихся в Новое время, выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного философа о приоритете формы познания. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были склонны приписывать решающее значение рациональному познанию.» [9, с. 558].

В мире идёт постоянно война между учёными-эмпириками и учёными-рационалистами. Эта война длится уже две с половиной тысячи лет, начиная от рационалиста Платона и его ученика - эмпирика Аристотеля. Эта война такая же кровопролитная как война между государством блефуску и государством лилипутян, спорящих об одной идее - с какого конца надо разбивать варёные яйца.

В философии пока понятие «форма» рассматривается соотносительно к понятиям содержания и материи. В книге «Философский энциклопедический словарь» нет

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

<n

I_

u

OJ CM

отдельного понятия «форма», а только в связи с содержанием:

«СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА, филос. категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет ...» [10, с. 620].

В книге «Новая философская энциклопедия» понятия «форма» не дано, определение есть только совместное понятие «форма и материя»:

«ФОРМА И МАТЕРИЯ [греч. siöo^ (1беа, |орфП) ка'Г иЛг|, лат. пер. forma et matena] - в философии Аристотеля две из четырех «причин», или «принципов» («начал» -стл-Архе), бытия.» [1, т. IV, с. 262].

В этом определении трудно что- либо понять.

В книге «Большая советская энциклопедия» понятию «форма» придаётся большое значение внешним признакам, а не содержанию:

«ФОРМА (лат. forma - форма, вид, образ),

1) очертания, внеш. вид, контуры предмета;

2) внеш. выражение к.-л. содержания (см. Содержание и форма);

3) приспособление для придания ч.-л. определённых очертаний (напр., литейная Ф.);

4) единая по цвету, покрою и др. признакам одежда ...» [11, с. 539].

Определение понятия «форма» в книге «Новая философская энциклопедия» пока не дано.

Там же дано другое определение совместного понятия:

«ФОРМА ЛОГИЧЕСКАЯ - способ связи составных частей содержания мысли в отличие от самого этого содержания, результат отвлечения от «материи» мысли ...» [1, т. IV, с. 263].

С учётом «связи составных частей содержания» я даю такое определение:

Форма - это организация содержания

Это определение подходит для различных применений понятия «форма» и его производных: форма предмета, форма печати, форма одежды, формат чертежа, информация, трансформатор, форма движения материи, формация, трансформация.

На рисунке 1 показаны основные известные формы познания: Чувственная, рациональная (мыслительная) и этапная.

Формы познания

Чувственная

Рациональная

Ощущение

Восприятие

Представление

Этапная

Понятие

- 1. Факт

- 2. Проблема

Суждение

Умозаключение

— 3. Гипотеза

4. Научное открытие

—| 5. Теори

— 6. Знание

Рис. 1. Формы познания

Этапная форма познания показывает уровень решения проблемы и логичную последовательность их осуществления: факт, проблема, гипотеза, научное открытие, теория, знание общественное (мировоззрение). Она не относится к процессным формам, а показана как пример.

В отличие от формы виды не связаны между собой и представляют просто перечень. Так в философии выделяют шесть видов познания: философское, научное, творческое, религиозное, мифологическое познание, самопознание.

Более точным чем форма процессом познания является метод, а ещё более точным - технология.

Эдгар Морен (1921) - французский философ и социолог отстаивает необходимость реформы мышления и радикального изменения метода познания. В своей книге «Метод. Природа Природы» он раскрывает свой метод «сложного мышления» через семь принципов. В результате исследования он приходит к тому, что принципы только устанавливают границы познания, но это ещё далеко до метода: «Первая положительная основа для метода заключается в первом универсальном утверждении сложности. Проблема отныне заключается в том, чтобы превратить открытие сложности в метод познания сложности.» [12, с. 461]. Пожелания о методе познания так и остались не реализованными.

Понятие «технология» более полно отражает действие процессов в нашем мире. Относительно технологии познания примечательна книга «Технология научного познания», которую написали Малюкова О.В. и Ма-тронина Л.Ф., в этой книге даётся такое представление о технологии:

«Технология научного познания может быть определена как система знаний, приемов и принципов, состоящая, как минимум, из трех элементов...технология -сложная развивающаяся система артефактов, производственных операций и процессов.» [13, с. 87].

В этом представлении «технология» является некоторыми видами субстанции (состояний), но не является процессами. Если будет найдена технология познания, то человек - учёный не нужен будет!!! Его заменит робот, как робот заменил человека в покраске и в сварке.

Идейная форма познания

Предлагается рассмотреть новую форму познания, которая называется идейная. Она называется идейной в связи с тем, что форма познания представляет собой развитие идеи. Понятие «познание» рассмотрим, как совокупность известных процессов над идеей: диалектика, логика, творчество, интуиция, обучение и другие.

Установим последовательность процессов и некоторые комментарии к ним. Последовательность процессов в процессной форме познания устанавливается такая: А. Знание личное.

Непознанное - диалектика - мысль - интуиция -идея - творчество - логика Б. Знание общественное.

Обучение - производство - товарооборот - отмирание.

Последовательность процессов показана на рисунке 2.

Рассмотрим каждый элемент подробнее. А. Знание личное.

Знание является состоянием, а не процессом, в связи с этим оно выделено в отдельную группу. 1. Непознанное

Непознанным является отклонение от личного знания в результате процесса опыта или процесса размышлений. Личное знание по конкретному вопросу в познании имеет большое значение. Так, если бы братья Райт основывались на общественном мнении - «Летательные аппараты тяжелее воздуха невозможны» (лорд Кельвин 1895 год), тогда они и не изобрели бы самолёт в 1903 году.

Необходимо иметь глубокие знания по изучаемому предмету для того, чтобы находить различия между теоретическими расчетами и практическим опытом, то есть находить противоречие знания.

2. Диалектика.

Владение диалектикой допускает противоречие между опытом и теорией.

Диалектика необходима для ощущения естественности противоречия познания. Если нет диалектики, то личность относит противоречие к всевозможным ошибкам: измерительных приборов, ассистентов, погоды и прочее. Кто - то утверждает «и всё-таки она вертится», а большинство убеждено было в том, что у пауков шесть ног до начала 19 века, потому что Аристотель в своё время указал, что у насекомых шесть ног.

3. Мысль.

Мысль как акт нашего разума.

4. Интуиция.

Интуиция наступает после многочисленных проведённых опытов по оправданию теории. После этого происходит эмоциональный скачок и рождается образ идеи для решения противоречия.

5. Идея.

Идея как форма мыслей, которая приводит к новому результату.

Идея в процессе познания существует одна. Идея, объединяющая несколько идей, образует научную теорию.

6. Творчество.

Творчество проявляется в изобретении. Творчество создаёт понятие явления. Например, в изобретательстве это заключается в создании формулы изобретения.

7. Логика.

Рис. 2. Идейная форма познания

Логика заключается в установлении полученного понятия в общественное знание. Здесь самая полная проверка идеи. Если идея не проходит проверку, то она вы-

брасывается и процесс познания возвращается на процесс диалектики. Доказывается совместность явления с другими известными (рис. 2). В. Знание общественное

Знание общественное завершает процесс познания идеи.

8. Обучение.

Обучение включает в себя освоение навыков пользования предметами, содержащими эту идею.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Производство.

Идеи реализуются на производстве.

10. Товарооборот.

Это главная цель познания, идеи, не реализуемые в товаре, не принимаются обществом.

11. Отмирание.

Отмирание заключается в том, что идеи теряют спрос в обществе, например, плоская отвёртка или гужевой транспорт.

Каждый вид идейной формы познания представляет собой и соответствующую стадию развития идеи. На каждой стадии осуществляется эмпирическая и рациональная форма познания.

Заключение

Познание - это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования.

В ряду форм познания добавилась новая - идейная как показано на рисунке 3.

Формы познания

Чувственная

I

I

Рациональная

I

Этапная

Идейная

Рис. 3. Идейная форма познания в составе форм познания

Форма познания предлагает наиболее короткий путь познания. Это аналогично правилам дорожного движения, которые не определяют куда ехать, но задают наиболее короткий путь к цели.

Возможно новые решения форм познания связано с изменением предмета познания, в статье это идея, а ранее было мышление.

«МЫШЛЕНИЕ - процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата.» [1, т. II, с. 626].

Мышление отличается от идеи следующим: во-первых, оно субъективно, а идея объективна так как её можно зафиксировать, во -вторых, оно неизменно в процессе роста познания явления, а идея проходит несколько стадий: от зарождения, рождение, признание, господство и отмирание.

В статье решена главная задача в том, что дано обобщённое понятие идейного процесса познания.

Для будущих исследований необходимо разработать основные определения познания: форма, идея, процесс. Исследовать соотношение следующих понятий: вид, форма, метод и технология.

Для каждого учёного понятие форма процесса познания служит в деятельности разработки идей.

Литература

1. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Под общ. ред. В.С. Степина. - М.: Мысль, 2010. - 605 с.

2. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.

о о

>

О" ш о

Г

У Э А

> "О

со ш А

3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. -432 с.

4. Уайтхед А.Н. «Наука и современный мир» в сб. «Избранные работы по философии». - М.: Прогресс, 1990.

5. Ляндау В.Л. История развития процессного подхода к управлению // Экономика, Статистика и Информатика. № 6. 2013. С. 65-68.

6. Смирнов А.В. Процессуальная логика и ее обоснование // Вопросы философии. 2019. № 2. С. 5-17.

7. Шагин А.А. Информационная форма движения материи // Мир современной науки. № 3(25). 2014. С. 89-105, ISSN 2218-6832.

8. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишер, 2008. - 409 с. - ISBN 9785961421897.

9. Миронов В.В. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 673 с.

10. Философский энциклопедический словарь / Сост. Л.Ф. Ильичев, [и др.]. - М.: Советская энциклопедия, 1983-840 с.

11. Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Мысль. Т. 27, 1977. - 624 с.

12. Морен Э. Метод. Природа Природы. - М.: Канон+, 2013. - 488 с.

13. Малюкова О.В. Технология научного познания: Монография / Малюкова О.В., Матронина Л.Ф. - М.: Проспект, 2021. - 448 с., ISBN 978-5-392-35734-5.

THE FORM OF COGNITION OF THE IDEA

Shagin A.A.

The applied forms of cognition - rational and empirical - are used only in a limited part of scientific knowledge. The absence of a common whole idea of the form of cognition complicates scientific activity.

All the processes of cognition - logic, dialectics, intuition and others - are individually known, the complexity of their application according to the existing theory of cognition lies in the fact that there is no form of their organization.

The purpose of the work is to develop a new form of the generalized concept of the cognition process.

The object of research is the process of cognition as a sequence of processes. The subject of the study is the life of an elementary idea. The research is based on the following methods: getting used to the subject, historicism, vocabulary.

The sequence of processes and states in the form of cognition of the idea is established as follows:

PERSONAL KNOWLEDGE, THE UNKNOWN, DIALECTICS, THOUGHT, INTUITION, IDEA, CREATIVITY, LOGIC, PUBLIC KNOWLEDGE, EDUCATION, PRODUCTION, TURNOVER, WITHERING AWAY.

In the article, the goal has been achieved: a generalized representation of the ideological process of cognition is given. Possession of the form of cognition of an idea is useful for any creative activity.

Keywords: idea, thought, cognition, theory of cognition, form, form of cognition, process, dictionary, dialectics.

References

1. A new philosophical encyclopedia. V 4 t. / Pod obshch. red. V.S. Stepina, - M.: Mysl', 2010. - 605 p.

2. Stepin V.S. Filosofskaya antropologiya i filosofiya nauki. - M., 1992.

3. Prigozhin I., Stengers I. Order from chaos: New dialogue of man with nature. - M.: Progress, 1986. - 432 p.

4. Whitehead A.N. "Science and the Modern World" in "Selected Works on Philosophy". - M.: "Progress", 1990.

5. Landau V.L. History of the development of the process approach to management // Economics, Statistics and Informatics. No6. 2013. P. 65-68.

6. Smirnov A.V. Procedural logic and its justification // Voprosy fi-losofii. 2019. № 2. pp. 5-17.

7. Shagin A.A. Information form of motion of matter // The world of modern science. No 3(25). 2014. P. 89-105. ISSN 2218-6832.

8. Altshuller G.S. Finding an idea: An Introduction to TRIZ - the theory of solving inventive problems. - M.: Alpina Publisher, 2008. - 409 p. - ISBN 9785961421897.

9. Mironov V.V. Filosofiya: Uchebnik dlya vuzov / Pod obshch. red. V.V. Mironova. - M.: Norma, 2005. - 673 p.

10. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' / Sost. L.F. Ilyichev, [i dr.]. - M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1983. -840 p.

11. Bolshaya sovetskaya entsiklopediya / Pod red. A.M. Prokhoro-va. - M.: Mysl. T. 27, 1977. - 624 p.

12. Morin E. Method. Nature of Nature. - M.: Kanon+, 2013. -488 p.

13. Malyukova O.V. Technology of scientific cognition: Monograph / Malyukova O.V., Matronina L.F. - M.: Prospekt, 2021. - 448 p., ISBN 978-5-392-35734-5.

<n ■_

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.