Научная статья на тему 'ИДЕЯ ЗАКОННОСТИ В ПРАВОВОЙ МЫСЛИ РОССИИ В 60-90-Е ГОДЫ XVIII ВЕКА'

ИДЕЯ ЗАКОННОСТИ В ПРАВОВОЙ МЫСЛИ РОССИИ В 60-90-Е ГОДЫ XVIII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ ЗАКОННОСТИ / ПРАВОПОРЯДОК / ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / САМОДЕРЖАВИЕ / КОМИССИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО УЛОЖЕНИЯ / THE IDEA OF LEGALITY / RULE OF LAW / FORMAL LEGAL EQUALITY / JUSTICE / AUTOCRACY / THE COMMISSION TO CREATE A NEW CODE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полуда О.Н.

В статье рассматривается эволюция взглядов Екатерины II на законность и правопорядок. Раскрывается мысль о том, что законность в теории главы государства должна была выступать гарантией стабильности и безопасности монархического и сословного строя. Идея формально-юридического равенства носила декларируемый характер. Сущность законов в большей степени определялась идей сословности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF LEGALITY IN THE LEGAL THOUGHT OF RUSSIA IN THE 60-90-IES. XVIII CENTURY

Ensuring law and order and legality is one of the priorities in the activities of government authority and public organizations. Security and the good of the whole Russian society largely depends on their effective actions. Understanding and rethinking ideas of legality is an urgent task for modern democratic Russia. The purpose of the article is to identify the genesis and development of the idea of legality in the reign of Catherine II, examines the evolution of the empress's views on law and order. The idea is revealed that the legitimacy in the theory of the head of state should have been a guarantee of the stability and security of the monarchical, estate system. The idea of formal legal equality was declared in nature. The essence of the laws was largely determined by the idea of estate. The purpose of the study is achieved using general scientific methods (bibliographic, analysis, synthesis, synthesis), as well as private scientific (comparative legal, formal legal, interpretation of the law).

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ ЗАКОННОСТИ В ПРАВОВОЙ МЫСЛИ РОССИИ В 60-90-Е ГОДЫ XVIII ВЕКА»

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

О.Н. Полуда, O.N. Poluda,

кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor

кафедры истории государства и of the Department of the History of State

права Саратовской государственной and Law of Saratov State Law Academy

юридической академии poluda77@gmail.com

Идея законности в правовой мысли России в 60-90-е годы XVIII века

Аннотация: в статье рассматривается эволюция взглядов Екатерины 11 на законность и правопорядок. Раскрывается мысль о том, что законность в теории главы государства должна была выступать гарантией стабильности и безопасности монархического и сословного строя. Идея формально-юридического равенства носила декларируемый характер. Сущность законов в большей степени определялась идей сословности.

Ключевые слова: идея законности, правопорядок, формально-юридическое равенство, справедливость, самодержавие, Комиссия для создания нового Уложения.

The idea of legality in the legal thought of Russia in the 60-90-ies XVIII century

Abstract: the purpose of the article is to identify the genesis and development of the idea of legality in the reign of Catherine 11, examines the evolution of the empress's views on law and order. The idea is revealed that the legitimacy in the theory of the head of state should have been a guarantee of the stability and security of the monarchical, estate system. The idea of formal legal equality was declared in nature. The essence of the laws was largely determined by the idea of estate.

Keywords: the idea of legality, the rule of law, formal legal equality, justice, autocracy, the Commission to create a new code.

В российском обществе всегда существовало и существует стремление к справедливости, к установлению порядка в общественной жизни. Эти цели не имеют временных границ, однако средства для их достижения неизменно находятся в тесной взаимосвязи с определенным уровнем развития государственно-правовой организации общества, господствующей идеологией и иными факторами. Стабильный обществен- 93 ный порядок, как известно, достигается не только с помощью правовых и других социальных норм, но и их соблюдения, то есть законности [1, с. 167—168]. Исследуя разнообразные подходы к понятию законности, теоретики права отмечают его политизированность и идеологизирован-ность, зависимость от устремлений различных правящих элит, которые придают категории законности нужное содержание [2, с. 6].

В современном демократическом обществе законность представляет социальную ценность, выступая гарантией необходимой правовой безопасности в обществе. Борьба с беззаконием составляет сегодня

задачу не только государства, его органов и учреждений, но и всего общества в целом. По этому поводу высказывается мнение о необходимости всех и каждого активно защищать свои субъективные права, а также права других членов социума, следовательно, участвовать в укреплении правопорядка в целом, что нисколько не утратило своей ценности [3, с. 9].

Изучение эволюции идеи законности, постулируемой императрицей Екатериной П, в философии права и практике, выяснение ее содержательной стороны через призму взглядов законодателя на справедливое общественно-государственное устройство — цель настоящей статьи.

Российская императрица Екатерина Великая находилась под влиянием взглядов представителей западноевропейского Просвещения о равенстве гражданских прав и свобод, о роли закона в государстве, о народном представительстве. О выдающихся ее делах высказывался сенатор А.И. Бибиков, один из крупных деятелей второй половины XVIII в., про ^ которых А.С. Пушкин писал: «...из сей стаи славных Екатерининских ор-^ лов...». По мнению А.И. Бибикова, наиболее плодотворный период прав-

0- ления императрицы был связан с ее инициативой создания Комиссии ^ для подготовки нового Уложения, «дела... законодательницы россиян О пребудут в сердцах их в роды родов неизгладимы» [4, с. 6].

® В XVIII в. государственно-правовое развитие России определялось ^ активной реформаторской деятельностью Петра I, постулирующего доктрину регулярного государства, и идеологией просвещенного _ абсолютизма Екатерины II. Анализ истории России показывает, что * настоящей язвой общественно-государственного строя была корруп-

1- ция. Наглядной иллюстрацией масштабов взяточничества является случай, когда дворяне одного из уездов проектируют в наказе своему

^ депутату следующую меру против этого зла: «О богоненавистном по делам лихоимстве... не позволено ли будет, во всех местах присутствующих, секретарей и приказных служителей обязать присягою, чтобы § они ко взяткам не касались; виновных же во взяточничестве, как бы Щ мала взятка не была, подвергать "натуральной смертной казни" [4, Си с. 44—45]. Объективная реальность настоятельно требовала от власти создания разумной законодательной и материальной базы для организации эффективной работы государственного аппарата. Вторая 94 половина XVIII в. отмечена крестьянскими волнениями, вызванными тяжелым, безысходным положением крепостных. По свидетельству ^ И.И. Дитятина, в год восшествия императрицы на престол «в явном О возмущении крестьян считалось: пятьдесят тысяч заводских и полторы ¡^ тысячи монастырских и помещичьих», для умиротворения восставших ^ власть не единожды применяла не только ссылку на Нерчинские заводы, но также оружие и даже пушки [4, с. 46].

За время своего путешествия летом 1767 г. по Волге императрица получила более шестисот челобитных от крестьянских обществ различных губерний, но одинаково находившихся в тяжелейшем социально-

экономическом положении. Екатерина II и ее правительство хорошо знали первопричины волнений в обществе, характер этого рода явлений и осознавали острую необходимость коренных мер. Императрица была настроена предпринять меры, кроме военных экзекуций, которые носили бы более глубокий характер, чем «штыки и пушки».

Руководствуясь идеями гуманизма и политической свободы, высказанными Ш.Л. де Монтескье, осознав имеющиеся проблемы российской действительности, императрица активно взялась за «дела законодательные». Указом от 14 декабря 1766 г. Правительствующему Сенату подтверждалось намерение императрицы выстроить правовой порядок. Екатерина II этим актом инициировала создание Комиссии, которая должна была состоять из депутатов, на чьи плечи ложилась 5 работа над проектом нового Уложения. Принятый закон должен был «укрепить и защитить отечество... узаконить такие государственные и учреждения, кои вели бы к соблюдению доброго во всем порядка» [5]. § Постулат о законе как основной силе нового общественного порядка § формулировался следующим образом. Власть, принимая новое Уложение, § сама должна следовать закону, открывать «дорогу к достижению право- а судия» и справедливости. В свою очередь подданные обязаны пребывать «в благодарности и послушании», что, по мысли императрицы, обеспечит § «благоденствие, тишину и спокойствие государственное» [5]. §

Консолидирующим началом для власти и общества выступала по- 3 литическая прагматика. Подчеркивалось общегражданское значение в законодательной деятельности, акцент делался на обоюдном интересе а государства и общества, представленного народными депутатами. о Правовая активность образованных, инициативное поведение «благо- § родных членов общества» предполагали большую результативность „ законодательной деятельности. ®

Идеи законности и правопорядка получили дальнейшее развитие £ в «Наказе, данном Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения» А императрицы [6]. Заботы о создании такого закона, который никакая | власть не могла бы преступить, делали неизбежным обращение императрицы к содержанию конструкции верховной власти. Обращаясь к § основам правового уклада в России, Екатерина II писала, что «государь ^ есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в § его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого Государства» (п. 9). «...Государь есть источник всякой государ- 95 ственной и гражданской власти (п. 19)» [6]. Сказанное предопределяло абсолютную монархию как единственно возможную форму правления ^ для России. Вопрос об ограничении власти монарха «коренным» за- ^ коном, т. е. конституцией, перед самой императрицей не стоял. ,§

О справедливом общественном устройстве и о роли закона в го- § сударстве автор «Наказа...» писала, что каждый гражданин должен находиться под защитой законов, которые «...не стесняли бы его благосостояния, но защищали его от всех...» (п. 3) [6]. Закон призван обеспечивать спокойствие и приносить пользу людям, независимо от

их состояния. Общество, писала Екатерина И, должно быть уверенно, что все граждане подвержены одним и тем же законам (п. 34) [6].

Западноевропейские доктрины о юридической свободе, выступавшей гарантией спокойной и безопасной жизни народа, легли в основу политико-правовых воззрений императрицы. В частности, идея Ч. Беккариа о формально-юридическом равенстве как основе справедливого общественного устройства, которая противопоставлялась тирании, самоволию, насилию и невежеству [7, с. 230].

Ш.Л. де Монтескье писал: «Главная сила человеческих законов состоит в том, чтобы люди их боялись» [8, с. 60]. Такого же взгляда придерживалась и императрица: «Свобода всего общества возможна тогда, когда один гражданин не боится другого, а боятся все одних законов» (п. 39) [6].

В то же время гражданское общество, по мысли законодателя, имеет свой природный порядок вещей: в нем одни правят и повелевают, а другие повинуются (п. 230) [6]. Автор «Наказа...» акцентиро-^ вал внимание депутатов Комиссии на сословной исключительности ^ дворянства, правовому положению которого отводилась значительная

0- часть трактата. Дворянству открывались все возможности роста на ^ военной и гражданской службе (п. 368) [6]. «Достоинство дворянское» О состояло в верности и служении отечеству. К городскому населению ® относились мещане, занимавшиеся торговлей и ремеслами, в силу ^ этого «приносящие немалую пользу государству» (п. 377) [6].

Относительно крепостных крестьян в «Наказе...» имелись отдельные замечания. Так, рекомендовалось «избегать случаев приво-* дить людей в неволю, разве крайняя необходимость к учинению того

1- привлечет... для пользы государственной». Вместе с тем земледельцы императрицей провозглашались кормильцами всех сословий (п. 358)

^ [6]. Объясняя пробелы «Наказа...» в части улучшения правового положения крепостного крестьянства, Екатерина II говорила, что ей пришлось переделать его текст, исключив «опасные места» [4. с. 8]. § В противном случае большой дворянский бунт мог стать реальностью. Щ Для законности, как известно, недостаточно только наличия ¡Х справедливых законов, необходимо их строгое выполнение специальными органами, в том числе и контролирующих соблюдение законов. В своем философско-политическом трактате Екатерина II 96 уделила должное внимание и этому аспекту законности. Так, Сенату она отводила роль «хранителя законов» (п. 28), блюстителя воли ^ государыни императрицы, правосудию и роли судьи в процессе О посвящалась отдельная глава [6, гл. IX]. Специальному органу, ¡^ следящему за соблюдением законодательства, — прокуратуре и, в ^ частности, генерал-прокурору императрица отводила особую роль, о чем свидетельствовал «Генерал-прокурорский Наказ при Комиссии о составлении проекта нового Уложения, по которому и Маршалу поступать» [9]. В соответствии с ним на генерал-прокурора возлагалась обязанность осуществлять надзор за законностью деятель-

ности самих депутатов Комиссии, чтобы действия последних «не были обращены во вред отечеству» [9]. Неслучайно, в правление Екатерины II одной из ключевых государственных должностей становится должность генерал-прокурора, который фактически находился над всеми должностными лицами и государственными учреждениями. Доверительные отношения князя А.А. Вяземского — «блюстителя политического интереса императрицы», занимавшего высший прокурорский пост без малого 29 лет, с Екатериной Великой были самостоятельным предметом исследований ученых [10; 11].

Таковы теоретические воззрения императрицы Екатерины Великой на проблему справедливого общественного устройства и законности в контексте рационалистической философии и российской действитель- 5 ности. Идеи составляют один из важнейших элементов прогресса, вместе с тем, как показала практика, наиболее условный в своем проявлении и и влиянии на понятия и действия людей. В связи с этим В. Герье спра- § ведливо отмечено, что чем значительнее обуславливающие прогресс § идеи сами по себе, чем выше блага, которые они сулят, чем обширнее § интересы, ими захваченные, и сильнее возбуждаемые ими страсти, тем а легче они в жизни подвергаются искажению и тем чаще достигнутый на практике результат не соответствует сущности идеи [12, с. 2]. §

Российское общество оставалось разделенным обязанностями, § привилегиями и противоположными интересами, в котором «благо- 3 родные» не собирались отказываться от своих «природных» прав, а ° власть, по понятным причинам, на данном этапе их в этом не разо- а чаровывала. Императрица последовательно в своих законодательных о инициативах реализовывала идею сословной исключительности § дворянства [13; 14]. „

Более поздние законодательные акты, принятые Екатериной II £ («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского £ дворянства» 1785 г.), также имели целью поощрить честолюбивое дво- А рянство к пользе и службе Ее Величества и Отечества. Историк права | Н.Н. Пчелин, анализируя дворянские наказы, отмечал разницу в целях а власти и самого дворянства как сословной корпорации, стремящейся § все к большей политической автономии. По его мнению, правитель- ^ ство намеренно наделяло отдельные сословия особыми гражданскими § правами, а правами государственными лишь такими, которые давали бы почет и значимость сословия без основного и необходимого права, 97 т.е. права участия в управлении государством [15, с. 3].

Есть все основания согласиться с выводом о том, что абсолютная ^ монархия в правление Екатерины II укрепила свое положение. В це- ^ лях сохранения политической стабильности самодержавие в иерархии ,§ государственных приоритетов и ценностных ориентиров являлось § первичным перед интересами сословных корпораций. В результате правовое регулирование осуществлялось верховной властью избирательно, коррелируя с интересом и задачами государства на данном историческом этапе.

Итак, прогрессивные идеи европейской философии права о равенстве гражданских прав и свобод, главенствующей роли закона в государстве, идея народного представительства составили теоретическую основу политико-правовой идеологии Екатерины II. Содержание «Наказа» не следует рассматривать как легкомысленное увлечение новомодными принципами в духе французского либерализма. Скорее, это была своего рода попытка применить прогрессивные правовые взгляды, в частности, о верховенстве закона, о безусловном исполнении его требований всеми участниками правоотношений, о наличии соответствующих органов власти, призванных гарантировать безопасность подданных, с учетом потребностей Российского государства. Руководствуясь идеями гуманизма, юридического равенства, законности и справедливости, воспринятых в сочинениях прежде всего Ч. Беккариа и Ш.Л. де Монтескье, императрица пыталась соотнести их с монархической формой правления и идей сословной исключительности. ^ Екатерина II предложила свой взгляд на правовой порядок, в ^ котором законность находилась в органической взаимосвязи с пу-0- бличным интересом, принося пользу государству. В процессе реали-^ зации законности публичный интерес доминировал над социальной О ценностью. Власть гарантировала привилегии отдельным сословиям; Э гражданские права и свободы, их наличие и осуществление было свя-

сс

С

зано с несением службы во благо государства. Реализация законности, по мнению Екатерины II, должна была зависеть как от специальных органов государственной власти, так и от подданных с абсолютным * пониманием своих гражданских обязанностей и развитым чувством

I- долга по отношению к государству. §

ф Список литературы:

С 1. Малько, А.В. Учебник по теории государства и права / А.В. Малько.

0; — Пенза, 2002.

^ 2. Рыбаков, В.А. Законность: к вопросу о понятии // Вестник Омского

О университета. Серия «Право». — 2013. — № 2 (35). — С. 6—11. Щ 3. Демидов, П.В. Частное правовое принуждение: историческая ретро-

5 спектива // История государства и права. — 2006. — № 2. — С. 9—11. ^ 4. Дитятин, И.И. Екатерининская комиссия 1767 г. о сочинении проекта

нового уложения / И.И. Дитятин. — Ростов н/Д, 1905. 98 5. Об учреждении в Москве Комиссии для сочинения проекта нового

_ Уложения и о выборе в оную Депутатов: Указ от 14 декабря 1766 г. // Полное

ф собрание законов Российской империи. 1-собр. Т. XVII. 1830. № 12.801. г» 6. Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения от

Р 30 июля 1767 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1-собр. Т. XVШ. 1830. № 12.949.

7. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях: биографический очерк и перевод М.М. Исаева / Ч. Беккариа. — М., 1939.

8. Монтескье, Ш.Л. Дух законов: в 3 ч. / Ш. Л. Монтескье; пер. Е. Карнеева. — СПб., 1839. — Ч. 3.

«V

9. Генерал-прокурорский Наказ при Комиссии о составлении проекта нового Уложения, по которому и Маршалу поступать от 30 июля 1767 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1-собр. Т. XVIII. 1830. 12.950.

10. Веретенников, В. К истории екатерининской генерал-прокуратуры / В. Веретенников. — Харьков, 1914.

11. Градовский, А.Д. Высшая администрация в России XVIII века и генерал-прокуроры / А.Д. Градовский. — СПб., 1866.

12. Герье, В. Понятия о власти и о народе в наказах 1789 года / В. Герье. — М., 1884.

13. Сенатский указ «О неподавании прошений Ее Императорскому Величеству, минуя надлежащие Присутственные места, и о штрафах и наказаниях, определенных за преступление сего указа» от 19 января 1765 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1-собр. Т. XVII. 1830. № 12.316.

14. Сенатский указ «О бытии помещичьим людям и крестьянам в повиновении и послушании у своих помещиков, и о неподавании челобитен в собственные Ее Величества руки» от 22 августа 1767 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1-собр. Т. XVIII. 1830. № 12.966.

15. Пчелин, Н.Н. Екатерининская комиссия «О сочинении проекта Нового Уложения» и современное ей русское законодательство / Н.Н. Пчелин. — М., 1915.

И.С. Судоргина, I.S. Sudorgina,

кандидат юридических наук, Candidate of Law, Associate Professor доцент кафедры истории of the Department of the History of

государства и права Саратовской State and Law of the Saratov State государственной юридической law Academy академии

Социально-правовые идеи Н.Г. Чернышевского в романе «Что делать?»

Аннотация: политическая деятельность Н.Г. Чернышевского, его влияние на умы современников, а также идеи преобразований Российского государства продолжают оставаться актуальными и сегодня. Многое из его реформаторского наследия получило реальное воплощение. Концепция Н. Г. Чернышевского предполагала начать переустройство России с семейно-брачных отношений, а не слома всей государственной системы, так как на тот момент в стране объективно отсутствовали силы, способные совершить демократическую революцию.

Ключевые слова: социально-правовая доктрина, революционный демократ, эпоха Просвещения, социально-революционная идеологическая концепция.

Social and legal ideas of N.G. Chernyshevsky in the novel ''What to do?"

Abstract: the political activity of N.G. Chernyshevsky, his influence on minds of contemporaries, as well as the ideas of transformation of the Russian state continue to be relevant today. Much of his reform legacy has been translated into real life. The concept of N. G. Chernyshevsky suggested that reorganization of Russia should begin with family and marriage relations, not with the breaking of the entire state system, since at that time there were objectively no forces in the country capable of making a democratic revolution.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.