Научная статья на тему 'Идея ваучера в образовании взрослых: отечественный и зарубежный опыт'

Идея ваучера в образовании взрослых: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ВАУЧЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИСПОЛНИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / IN-SERVICE TEACHERS' TRAINING / ADULT EDUCATION / VOUCHER PROGRAMS / EDUCATION SERVICE PROVIDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Нина Петровна

Охарактеризованы новые модели финансирования образования взрослых на основе привлечения средств именного образовательного чека (ваучера)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The idea of voucher in adult education: national and international experience

The author characterizes the new models of adult education financing based on fund-raising of the nominal educational cheque (voucher)

Текст научной работы на тему «Идея ваучера в образовании взрослых: отечественный и зарубежный опыт»

Н. П. Литвинова

(Санкт-Петербург)

ИДЕЯ ВАУЧЕРА В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Охарактеризованы новые модели финансирования образования взрослых на основе привлечения средств именного образовательного чека (ваучера)

Именной образовательный чек на повышение квалификации работников образования -документ, подтверждающий право его обладателя на гарантированное один раз в пять лет финансирование повышения квалификации по выбору в одном или нескольких образовательных учреждениях высшего или дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.

Самарским институтом повышения квалификации работников образования (СИПКРО] была разработана и апробирована первая в мире модель ваучера в образовании взрослых (И. А. Носков, Е. П. Бельчикова, В. В. Дудников].

Именной образовательный чек построен по принципу чековой книжки. Каждый отрывной талон соответствует определенному учебному блоку с заданным объемом часов и стоимостью обучения. Чековая книжка выдается персонально конкретному работнику в области образования, отсюда и название -Именной образовательный чек.

Из шести отрывных талонов первые четыре предназначены для инвариантных учебных блоков (социокультурного, психологопедагогического, теоретико-методологического и технологического], а последние два -для вариативных блоков. Содержание инвариантных учебных блоков представлено следующими спецкурсами:

Социокультурный блок (СКБ] - спецкурсы по речевой, эстетической, политической, правовой, экономической, управленческой культуре.

Психолого-педагогический блок (ППБ] -спецкурсы по возрастной психологии, психологическим основам педагогического мастерства, теории обучения и воспитания, имиджу педагога, коммуникативной культуре.

Теоретико-методологический блок (ТМБ)

- спецкурсы по содержанию предметной

области, методологии, концепции, теории, законам науки, интегрированные курсы.

Технологический блок (ТБ] - спецкурсы по педагогическим технологиям, отбору предметного содержания, обобщению педагогического опыта, моделированию педагогического процесса.

Содержание дополнительных вариативных учебных блоков определяется образовательными учреждениями, предоставляющими услуги на основе Именного образовательного чека. Например, в вариативной части могут быть предложены курсы по подготовке к аттестационным испытаниям, целевые, проблемные, авторские курсы.

Образовательный чек выступает как форма контракта, в котором фиксируются обязательства человека и государства по поводу непрерывного повышения профессиональной компетентности специалиста. Учитель получает гарантированное право в течение пяти лет повышать квалификацию, выбирая учреждения, сроки, форму и содержание обучения объемом 240 учебных часов.

В целом как показывает практика применения, можно сказать, что модель Именного образовательного чека конструктивно решает проблему эффективности курсовой подготовки работников образования. Все это позволяет рассматривать стимулирование профессионального совершенствования педагогов на основе Именных образовательных чеков не только как внутрисистемный фактор, но и как одну из инновационных форм гармонизации социокультурной среды региона.

Организация работы с образовательными чеками, послужив укреплению контактов институтов повышения квалификации с районными и городскими управлениями образования, оживляет деятельность территориальных методических кабинетов и центров, способствует повышению их ответственности за

актуализацию содержания и качества обучения, оптимизирует контроль процесса повышения квалификации и условия его финансирования.

Практика повышения квалификации с использованием Именного образовательного чека показала положительные стороны данной модели с точки зрения более гибкого и оперативного учета профессиональных запросов педагогов, возможностей выбора образовательных услуг, сбалансированности финансов.

Идея ваучера в образовании взрослых в разнообразных модификациях широко распространяется в европейских странах.

Начиная с 1996 г., муниципалитеты Финляндии начали вводить ваучеры для безработных с целью выбора ими одного из образовательных институтов. Образовательный ваучер является частью общей программы муниципалитетов по поддержке безработных. Используются различные системы учета ваучеров. Безработные граждане могли получить в службе занятости ваучер стоимостью 600 финских марок (200 немецких] либо направление на курсы без оплаты. Внедрение образовательного ваучера для взрослых началось с безработных в силу необходимости их дополнительной мотивации.

В Финляндии центры образования взрослых действуют в каждом муниципалитете, цены за обучение в них весьма умеренные, вступительные экзамены сдавать не надо. Тем не менее многие люди не могут забыть свой негативный опыт в школьные годы, поэтому установка на учебу у них слаба, и они предпочитают купить новую пару обуви вместо оплаты курсов. Таким взрослым тяжело согласиться с необходимостью обучения на протяжении всей жизни. Ваучер помогает им сделать правильный выбор.

Использование ваучера выявило следующую тенденцию: безработные значительно охотнее учились на курсах иностранных языков и компьютерной грамотности, чем слушали лекции по искусству, т.е. они занимались тем, что может заинтересовать потенциального работодателя.

Образовательные ваучеры привлекли в центры образования взрослых значительное количество новых студентов. Например, в г. Котка ваучерами воспользовались 25 процентов безработных. В предыдущие годы, ко-

гда ваучер еще не применялся, их было намного меньше.

Очень важно, что использование ваучера укрепляет традиции образования взрослых в Финляндии: оно основано на свободном выборе объектов и форм обучения. Кроме того, ваучер способствует и расширению доступа к образованию [2].

В 1999 г. ваучерный проект был инициирован в Великобритании. Он был очень популярен среди обучающихся: 2,6 млн. человек приняли участие в обучении (многие - впервые со времени окончания общеобразовательной школы]. Интерес к «пожизненному» образованию вырос, а его плюсы стали очевидны.

Правительственный взнос составил по 150 фунтов в пользу первого миллиона держателей ваучеров, следующим шагом были скидки 20-80% для профессиональных курсов, максимальный размер которых достиг 200 фунтов, правительственный взнос и скидки сопровождались взносом держателя ваучера (минимум 25 фунтов], фирмы также приглашались к сотрудничеству.

Наблюдался рост числа провайдеров на рынке образовательных услуг, возрастало осознание того, что обучение должно быть более гибким в соответствии с нуждами быстро меняющегося рынка.

По первым результатам работы с образовательными ваучерами Министерством образования и профессиональной подготовки Великобритании была организована рабочая сеть по управлению и оценке различных процессов в области финансирования образования.

К 2002 г. Европейская программа образовательных ваучеров (ELAP) объединяла представителей 8-ми стран. Она представляла собой сеть единомышленников из разных стран и организаций, заинтересованных в проведении работы с образовательными ваучерами в образовании взрослых и участии в финансировании этого проекта. Кроме того, Организация экономического сотрудничества и развития (ОEСD) и Cedefop являются членами сети ELAP.

В сентябре 2000 года правительство Страны басков в Испании представило пилотный проект системы ваучерного обучения для повышения квалификации рабочих. По успешным результатам пилотного проекта было решено распространить ваучерную програм-

му на безработных, женщин, возвращающихся в производство и гувернанток [3].

Регион Тренто в Италии запустил свой проект весной 2003 года. Целью этого проекта является использование системы ваучеров для поддержки людей в изучении иностранного языка и приобретении навыков работы на компьютере. Программа была направлена на специальные группы и планировалась до декабря 2005 года.

С 2009 г. ваучерная программа используется для иммигрантов Италии на курсах по изучению итальянского языка и курсах компьютерной грамотности. Участники программы должны были оплатить только 20% стоимости курсов. Так, например, базовый курс английского - 40 часов стоил 750 евро, ваучер составил 600 евро, взнос участника - 150 евро, курсы офис-менеджера, соответственно, 975, 780 и 195 евро. Участники программы оплачивают примерно четверть стоимости обучения.

В настоящее время сеть ELAP вместе с Организацией экономического сотрудничества и развития работает над программой определения и оценки процессов совместного финансирования образования взрослых, в рамках которой образовательные ваучеры играют ключевую роль.

Ближайшие цели этой организации следующие:

- развитие участия стран (организаций] в определении, испытаниях и оценке мер, направленных на прирост количества обучающихся и возможность разделения затрат на обучение среди множества партнеров, включая частных лиц, фирмы и государство;

- сравнение эффективности различных мер, которые могут отвечать национальным интересам, обмен положительным опытом;

- обеспечение технической экспертизы и консультаций для стран (организаций], планирующих внедрение системы ваучеров при совместном финансировании образования;

- создание условий для развития учебных методик посредством информационного, делового обмена и переговоров;

- развитие сети в качестве основного средства информации и переговоров по финансированию образования взрослых.

Сравнивая ситуацию с ваучерами в школах и высшем образовании, можно утверждать, что именно в образовании взрослых этот способ финансирования окажется наиболее при-

емлемым, так как в этой сфере не наблюдается отрицательных социально-экономических последствий применения ваучерной системы.

Опыт Великобритании, например, свидетельствует о том, что, приветствуя частные инициативы и приглашая новых провайдеров в области образования, надо иметь в виду, что административно-ваучерная система еще не безупречна. Некоторые мелкие провайдеры использовали ситуацию в свою пользу, предоставляя услуги низкого качества. Иногда они злоупотребляли предоставленными возможностями ради собственной выгоды.

Институт по изучению труда в Бонне опубликовал в 2011 г. результаты изучения эффективности использования ваучеров в образовании взрослых. Итоги введения ваучеров в Швейцарии в 2007 г. оказались вполне прогнозируемы:

- Не обнаружено значительное влияние ваучера в образовании взрослых на повышение доходов, занятость и последующее образование через год после использования ваучера.

- Наибольший эффект наблюдался среди лиц с низким образованием, но наименее вероятно, что они будут использовать ваучер.

- Женщины имеют больше шансов реализовать ваучер, чем мужчины.

- Люди с более высоким уровнем образования также чаще участвуют в образовании взрослых в ответ на получение ваучера.

- Ставится под сомнение эффективность существующего нецелевого ваучера в продвижении на рынке труда через образование взрослых

- В случае нецелевой ваучерной программы ваучер будет в основном влиять на поведение высокообразованных людей.

- Это население, однако, не может быть первичной целью для вмешательства государства в рынок взрослого образования.

Таким образом, необходимо внедрение ваучеров целевого назначения, что и демонстрируют программы последних лет, отличающиеся адресным характером.

Например, одновременно с европейскими странами в Китае в порядке эксперимента вводились 4 вида ваучеров, в том числе и для взрослых. В программе 2001 года ваучер для развития навыков оказал помощь 9112 сельским рабочим в освоении новых навыков, ускорения темпов мобильности рабочей

силы в ее перемещении из сельских районов в городские.

Главным нововведением этой ваучерной системы является то, что она сделала распределение ресурсов более точным, направила ограниченные средства для обездоленных, обеспечила эффективное использование государственного финансирования, гарантирующее пропорциональное распределение средств в образование. Инициирование ваучеров системы образования решает проблему несбалансированного распределения образовательных ресурсов, содействует развитию профессионального образования на протяжении всей жизни. В 2006 г. это нововведение получило премию Гарвардского университета [4].

Ознакомление с зарубежным опытом весьма важно, поскольку ваучерная модель финансирования образования взрослых переходит в России из стадии локального эксперимента в обычную практику.

Программа социально-экономического развития нашей страны предусматривает применение ваучера в области повышения квалификации работников бюджетной сферы, в том числе педагогов.

Проект Модели Федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования рассматривает вопрос о возможности оказания услуги через потребителя по технологии образовательного ваучера.

Заказ услуг через их потребителя (по технологии образовательного ваучера, чека] осуществляется следующим образом:

- заказчик (органы управления образованием регионального и федерального уровней] разрабатывают задание на оказание услуг по технологии образовательного ваучера;

- заказчик определяет круг поставщиков услуг и заключает договоры на возмещение расходов по их оказанию;

- потребитель выбирает услугу из круга поставщиков, отобранных заказчиком (например, наиболее близко от места проживания или в более удобной для него форме];

- потребитель получает услугу за ваучер у выбранного им поставщика;

- поставщик услуги предъявляет ваучер заказчику и получает возмещение.

Технология использования ваучеров используется в ситуации, когда:

- образовательная услуга уже оказывается;

- имеется не менее двух ее исполнителей;

- потребитель готов осуществлять свой выбор образовательных услуг самостоятельно и грамотно.

В случае же, если эта услуга отсутствует, или при ее наличии отсутствует конкуренция ее исполнителей, или у потребителя недостаточная компетентность по самостоятельному выбору исполнителя образовательной услуги, используются другие модели оказания образовательных услуг на основе прямого финансирования исполнителя услуги.

Таким образом, основные средства учреждений ДППО на разработку новых и реализацию уже имеющихся образовательных услуг будут предоставляться в следующих формах:

- в форме текущего финансирования исполнителя (учреждения) по смете при условии выполнения им бюджетного задания для разработки не актуальных в настоящее время, но перспективных с точки зрения долгосрочных стратегических целей развития образовательных услуг и обеспечивающих их научных исследований;

- в форме предоставления грантов, государственного или муниципального заказа -на разработку и оказание новых актуальных образовательных услуг;

- в форме государственного или муниципального заказа - на тиражирование востребованных, но недостаточных на рынке образовательных услуг ;

- по технологии образовательного ваучера - на оплату уже имеющихся на рынке конкурентных образовательных услуг, доступных потребителю для выбора [5].

Оплата услуг, предоставляемых по ваучеру, будет складываться из суммы, выделяемой на повышение квалификации кадров субъектом Российской Федерации (72 часа 1 раз в 5 лет на одного учителя школы], и из суммы, выделяемой руководителями учреждений образования.

Предлагаемая схема функционирования ваучера представляется нам важным шагом в государственной поддержке педагогических работников.

Таким образом, введение ваучера в образовании взрослых, как показывает мировая и отечественная практика, при целевом его применении будет способствовать расширению доступности образования и, как следствие, повышению качества жизни населения.

Литература

1. Вклад России в организационно-экономический механизм развития образования взрослых - применение именного образовательного чека // Интеграционный потенциал именного образовательного чека / под ред. Н. П. Литвиновой, Р. Н. Авербуха. - Гатчина, 2004. - С. 108-122.

2. Sirelius E.-I. Study Voucher in Use in Finland // Lifelong Learning in Europe. - 1997. - №2. - Р. 120

3. Jrbeloki@economia.gipuzkoa.net.

4. http://www.innovations.harvard.edu/awards.html?id=30981006

5. Проект Модели Федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования [Электронный ресурс]. -URL: http: //ippk.ru/index.phpoption=com_content&view=article&id= 735:kavp-2010-4&catid=125&Itemid=53.

6. Развитие обучающегося сообщества на основе укрепления местного самоуправления: Сборник материалов акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых-2005», г. Оренбург) / под ред. Р. Н. Авербуха, Н. К. Зотовой, Н. П. Литвиновой, Э. Р. Саитбаевой. -Гатчина: Изд-во ЛОИЭиФ, 2005. - С. 150-153.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.