Научная статья на тему 'ИДЕЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ И ТВОРЧЕСТВЕ РАБИНДРАНАТА ТАГОРА'

ИДЕЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ И ТВОРЧЕСТВЕ РАБИНДРАНАТА ТАГОРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / национальная культура / творчество / гуманизм / религия / суфизм.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нуриддинов Жавохир Изомович

в статье проанализирован вопрос межрелигиозной толерантности в творчестве известного индийского писателя, поэта, композитора, художника, общественного деятеля Р. Тагора. Показано воздействие трёх культур – традиционной индуистской, мусульманской и английской на формирование взглядов Р. Тагора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ И ТВОРЧЕСТВЕ РАБИНДРАНАТА ТАГОРА»

ИДЕЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ И ТВОРЧЕСТВЕ

РАБИНДРАНАТА ТАГОРА Нуриддинов Ж.И.

Нуриддинов Жавохир Изомович - магистрант, кафедра восточной философии и культуры, Ташкентский университет востоковедения, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье проанализирован вопрос межрелигиозной толерантности в творчестве известного индийского писателя, поэта, композитора, художника, общественного деятеля Р. Тагора. Показано воздействие трёх культур - традиционной индуистской, мусульманской и английской - на формирование взглядов Р. Тагора.

Ключевые слова: толерантность, национальная культура, творчество, гуманизм, религия, суфизм.

Во многих современных странах особое значение имеет идея толерантности как особого социального отношения между людьми, придерживающимися разных вероисповеданий. Вопрос межрелигиозной толерантности всегда был в центре внимания и в творчестве известного индийский писателя, поэта, композитора, художника, общественного деятеля Р. Тагора. Он испытал воздействие трёх культур -традиционной индуистской, мусульманской и английской [1, с. 266]. Последующее поколение семьи Р. Тагора представляет собой прекрасное переплетение трех направлений культуры, как индусская, мусульманская и европейская, которые создали современную Индию [2, с. 13-14].

В его творчестве суть религии в духе человеколюбия, который учит «не убивать собственную душу, причиняя не нужные страдания ближним», «искупать злые дела и помыслы ... раскаянием и добрыми делами», «развивать разум, общаясь с широким миром», «уважать всех достойных людей, независимо от их касты». Пример такого различения Тагор видел в деятельности Р. Рая, который призывал индусов, мусульман и христиан объединиться, обращаясь ко всему лучшему, что заложено в них от природы, и доказывая, что Высшее Существо едино и неделимо.

Наследуя идеи неортодоксальных народных движений Х1У-ХУ веков - бхакти, суфизма, идеи бродячих бенгальских певцов - баулов, обращающихся к богу Тагор следуя идеи знаменитого поэта-бхакта Кабира, проповедовавшего единство индусов и мусульман проводит мысль о том, что Бог не находится в пышных храмах, и обрести его можно лишь среди простых людей, занятых трудом.

Р. Тагор вырос в семейной атмосфере, в которой глубокое знание санскрита и древних индуистских текстов сочеталось с пониманием исламских традиций, равно как и произведений сторонников суфизма. В юности пример уважения к иной вере Рабиндранату подал его отец, религиозный реформатор и общественный деятель Дебендронатх Тагор (1818-1905). Богатая история Индии представляет собой историю культурного синтеза, поэтому на её примере можно объединять представителей различных конфессий в единую нацию. Однако на пути понимания религиозной толерантности существуют препятствия, преодоление которых Тагор считает насущной необходимостью для индийского общества: во-первых - предрассудки, которые видят в представителе другой религии чужого или врага. Писатель не жалеет красок, чтобы отразить этот предрассудок, в частности, в таких романах как «Гора», «Дом и мир». Другим препятствием на пути формирования толерантности стоит изолированность общин индусов и мусульман друг от друга, проистекающая их общепринятых установлений религии и предрассудков. А познать истинный дух религии способен лишь просвещенный человек, а народ Индии невежествен и неграмотен. В этом Тагор видит главную причину раздоров и вражды между разными религиозными общинами. Третьим препятствием оказываются устойчивые представления элит о действительных или мнимых отношениях между общинами. Многие современники Тагора, искавшие пути возрождения Индии, нередко отождествляли понятия «индийское» и «индусское»; особенно это было характерно для представителей неоиндуизма [3]. В романе «Гора» писатель предостерегал от подобного отождествления. В своих известных стихотворениях «Безумные надежды», «Подъем страны», «Герой Бенгалии», «К поэту», «Борцы за религию» Тагор отмечает, что вместо шума и речей о защите индуизма, возрождении «арийского величия», необходимо трудиться и бороться за улучшение жизни простого народа, не разделяя людей по религиозной принадлежности. Лейтмотивом патриотических песен сборника «Дары» становится предостережение о том, что нельзя превращать Бога в орудие борьбы.

Итак, в мировоззрении и творчестве Р. Тагора понимание толерантности на основе признания как общечеловеческой ценности предстаёт как насущный императив и как цель личностного и социального развития, позволяющего обогащать духовный мир и культуру.

Понимание религиозной толерантности предстает, как идеал для поли конфессионального общества, в котором взаимодействуют разные культуры и условием реализации этого идеала у Р. Тагора выступает

надконфессиональное единство. Творчество Тагора оказало большое влияние на духовную жизнь Индии, создало предпосылки по формированию таких важных составляющих национальной культуры, как гуманизм, толерантность, критическая направленность.

Список литературы

1. Тагор Р. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 9. М., 1961.

2. Kripalani K. Dwarkanath Tagore. A Forgotten Pioneer. New Delhi, 1981.

3. Sen A.P. Hindu Revivalism in Bengal: 1872-1905. Delhi, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.