УДК 94(519)
М.С. Феденева*
идея создания корейской конфедерации как фактор напряженности
в советско-северокорейских отношениях в 1958-1960 гг.**
Статья посвящена анализу позиций Советского Союза и Корейской Народно-Демократической республики по корейскому вопросу в период с конца 1958 г. по 1960 г. На основе архивных данных выявляется степень участия Советского Союза в разработке идеи Корейской конфедерации, рассматриваются интересы, цели и стремления каждой из сторон, раскрываются причины несоответствия позиций СССР и КНДР на ранней стадии формирования идеи Корейской конфедерации.
Ключевые слова: советско-северокорейские отношения, корейский вопрос, КНДР, СССР, Корейская конфедерация, объединение
The idea of the Korean Confederation as a factor of tension in Soviet-North Korean relations, 1958-1960. MARINA S. FEDENEVA (Far Eastern Federal University)
The article analyzes the position of the Soviet Union and North Korea on the Korean issue in the period from late 1958 to 1960. Based on the study of archival sources the article reveals the degree of the Soviet Union participation in the promotion of the idea of the Korean Confederation. The author considers the interests, goals and aspirations of each party involved in the discussions on the Korean issue and focuses on the differences in the positions of USSR and North Korea on the early stages of the Korean Confederation idea genesis.
Keywords: Keywords: Soviet-North Korean relations, Korean issue, North Korea, Soviet Union, Korean Confederation, union
В последние десятилетия наблюдается рост интереса исследователей к проблемам построения грамотной, взвешенной политики в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в т.ч. Корейской Народно-Демократической Республики. Изучение трудностей советско-северокорейских связей, знание исторической специфики взаимоотношений помогают достичь взаимопонимания с учетом интересов обеих сторон. Добрососедские отношения со всеми странами АТР являются, в свою очередь, зало-
гом мира, стабильности и экономического роста всего региона.
Раньше о любых столкновениях интересов КНДР и СССР в нашей стране говорить было неприятно. Советско-корейские отношения представлялись безукоризненно дружественными. Лишь после распада Советского Союза стали появляться публикации, свидетельствующие о наличии определенных разногласий у Советского Союза и КНДР. По мнению В.Д. Тихомирова, ухудшение советско-северокорейских отношений
* ФЕДЕНЕВА Марина Сергеевна, аспирант кафедры всеобщей истории, археологии и антропологии Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. E-mail: [email protected] © Феденева М.С., 2015
** Исследование выполнено при поддержке Государственного задания «Процессы межкультурной коммуникации в АТР: междисциплинарный подход».
началось в конце 1950-х гг. и окончилось фактической стагнацией после подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи в 1961 г. [8, с. 9]. Исследователь Л.В. Забровская в своей периодизации советско-северокорейских отношений отмечает их спад с 1957 г. [3, с. 3]. Нобу Симотами началом периода «парадоксального» ухудшения отношений СССР и КНДР называет 1958 г. [6, с. 19], а А.Н. Ланьков - середину 1950-х гг. [4, с. 7]. Очевидно лишь одно: кризис не возник в одночасье, а вызревал на протяжении нескольких лет по мере возникновения разногласий по различным вопросам. Причин ухудшения отношений двух дружественных государств существовало несколько. Во-первых, имели место идеологические расхождения по двум пунктами: вопросам международного развития и проблеме развенчания культа личности Сталина [10, с. 8; 5, с. 324]. Во-вторых, существовали трудности в экономических взаимоотношениях, прежде всего, потребительское отношение КНДР к СССР (Архив внешней политики Российской Федерации, далее АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 83. Д. 33. Л. 7, 8), проявлявшееся в постоянных просьбах об отсрочках платежей по кредитам (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 81. Д. 7. Л. 118. 123, 139, 156), в просрочках и невыполнении поставок товаров по договорам со стороны КНДР в 1959 г. (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 81. Д. 7. Л. 86, 154). В-третьих, проявлялись политические амбиции Ким Ир Сена, стремящегося нивелировать влияние «большого брата» на собственную политику [4, с. 7].
Видимым связующим звеном между СССР и КНДР, наряду с принадлежностью их к лагерю социалистических стран и плановой экономикой, являлась публичная поддержка друг друга по вопросам, затрагивающим ключевые национальные интересы каждой из сторон. Как известно, для КНДР таковым являлся вопрос целостности страны, объединения обеих Корей. Официальная позиция КНДР на тот момент заключалась в следующем: во-первых, решение корейского вопроса - это прерогатива самих корейцев; во-вторых, объединение возможно только после вывода американских войск с юга полуострова и на основе всеобщих выборов в высший законодательный орган [9, с. 167]. Из года в год КНДР в практически неизменном виде изъявляла свою позицию, а СССР выказывал свою солидарность и поддержку КНДР [7, с. 266-269]. Однако на основе документов, хранящихся в Архиве Внешней политики Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в период 1958-1960 гг. мнения СССР и КНДР по этому вопросу не совсем совпадали, что
могло послужить еще одним фактором ухудшения отношений между СССР и КНДР на тот момент. Однако факты, свидетельствующие о разногласиях по корейскому вопросу в советское время, разумеется, не подлежали огласке, следовательно, не попадали до настоящего момента в поле зрение исследователей.
Таким образом, цель данного исследования -выявить, в какой мере идея Корейской конфедерации могла послужить фактором напряженности в советско-северокорейских отношениях в 19581960 гг. Мы хотим доказать непосредственную причастность советской дипломатической службы к идее создания Корейской конфедерации; выявить причины, по которым Советский Союз мог быть заинтересован в создании такой конфедерации; проанализировать позицию КНДР по этому вопросу.
Идея Корейской конфедерации:
кто стоял у истоков?
Впервые в официальных заявлениях идея Корейской конфедерации возникла в 1960 г. в речи Ким Ир Сена, посвященной 15-й годовщине освобождения Кореи. Конфедеративное устройство предполагалось Ким Ир Сеном в качестве временной меры для достижения неотложных, с точки зрения национальных интересов, задач [2, с. 48]. Советский Союз публично поддержал данное предложение, однако оставалось не совсем ясно, имел ли он какое-либо отношение к выработке этой инициативы.
В одном из новейших исследований Б. Ша-лонтая есть сведения о том, что при личной встрече в июне 1960 г. северокорейского и советского лидеров, «Н.С. Хрущев .... спросил Ким Ир Сена, не хотел ли бы тот предложить установить Конфедерацию Севера и Юга», на что последний «немедленно согласился» [11, с. 158]. «Москва больше не давила по этому вопросу, и корейские товарищи детально прорабатывали цели предложений совершенно независимо», - говорится далее в исследовании. Как видно из книги Б. Ша-лонтая, инициатором идеи конфедерации выступила все-таки Москва, и это подтверждается архивными данными.
Поскольку конфедеративное устройство предполагает союз двух суверенных государств, то идея Корейской конфедерации выразилась, прежде всего, в попытках Советского Союза показать, что на Корейском полуострове фактически существует два государства - Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея. Именно так обозначил эту проблему со-
М.С. ФЕДЕНЕВА
ветский представитель В.А. Зорин, выступая на 13 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Разумеется, Северная Корея не могла принять подобной позиции, но открыто конфликтовать с Советским Союзом Ким Ир Сен также не хотел, поэтому такая постановка вопроса со стороны СССР в КНДР замалчивалась. В краткой справке «Об откликах прессы КНДР и Южной Кореи в связи с обсуждением корейского вопроса на 13-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН» от 23 декабря 1958 г. говорилось, что северокорейские газеты подробно излагали речь В.А. Зорина. «...Однако, как и раньше, в этом изложении не приводилась та часть выступления советского представителя, где говорится о существовании в Корее двух государств и двух правительств»3 (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 19. П. 32. Д. 15. Л. 3). Из этого документа также следует, что СССР уже неоднократно высказывал такую позицию, а КНДР неоднократно игнорировала ее в своей прессе.
В краткой секретной справке по КНДР от 4 февраля 1959 г., подготовленной заведующим Дальневосточным отделом МИД СССР Михаилом Васильевичем Зимяниным, повторяется положение о фактическом существовании двух государств на Корейском полуострове. В этой справке отмечается целесообразность признания этого факта, а также высказывается предложение о создании Корейской конфедерации. В ней говорится о том, что позиция КНДР, согласно которой «. общекорейские выборы являются основным средством воссоединения, по-видимому, должна быть прокорректирована» (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 83. Д. 33. Л. 5). Михаил Васильевич полагал, что США и западные страны, после вывода китайских добровольцев с территории Северной Кореи, могут пойти на уступки: вывести войска ООН с территории Южной Кореи и согласиться на проведение выборов под наблюдением нейтральных стран. Вместе с тем в победе общедемократических сил Кореи на этих выборах возникали сомнения. Поэтому и была выдвинута позиция, основанная на признании факта существования двух корейских государств, и предложено «выступить в удобное время с предложением о создании Конфедерации двух корейских государств» (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 83. Д. 33. Л. 6). Выступление с подобным предложением, по мнению советских аналитиков, дало бы Северной Корее преимущество в глазах мировой общественности и показало глубокое стремление КНДР к мирному объединению родины и поиск с ее стороны решений корейского вопроса.
3 Подчеркнуто в оригинале документа.
В записке отмечалось, что подобные вопросы должны быть тщательным образом обсуждены с корейскими и китайскими товарищами, а также предполагалось сделать все возможное, чтобы признание факта существования двух корейских государств на полуострове не спровоцировало признание Южной Кореи нейтралистскими государствами (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 83. Д. 33. Л. 6). Как видно из содержания справки, к началу 1959 г. идея Корейской конфедерации уже существовала и обсуждалась в Москве, однако не доводилась до сведения руководства КНДР и КНР.
Первую известную нам попытку ознакомить корейских коллег с собственной позицией и «подтолкнуть» их к контакту с южнокорейским государством предпринял (скорее всего, по поручению центра) посол СССР в КНДР Александр Михайлович Пузанов.
В беседе, состоявшейся 27 апреля 1959 г. между министром иностранных дел КНДР Нам Иром и советским послом, произошел обмен мнениями по проекту повестки дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и предложений по корейскому вопросу. Нам Ир сказал, что по существу корейского вопроса у корейской стороны нет каких-либо новых предложений и, скорее всего, будет повторена уже сложившаяся позиция КНДР: «Немедленный вывод всех американских и других иностранных войск из Южной Кореи и проведение свободных выборов под наблюдением комиссии из представителей нейтральных стран» (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 81. Д. 7. Л. 80). Затем, по предложению Нам Ира, свою позицию высказал А.М. Пузанов. Главный акцент советский дипломат сделал на то, что идея всеобщих выборов становится несостоятельной по той причине, «. что на территории Кореи сложилось и в течение нескольких лет существует два самостоятельных государства с различными экономическими и политическими системами», каждое из которых пойдет на выборы только в случае уверенности в своей полной победе на них. Следовательно, вряд ли может наступить время, когда обе стороны были бы согласны на проведение выборов во взаимно согласованный срок. «Почему бы по примеру ГДР не выступить с предложением о создании Всеко-рейского комитета, или комиссии, или под другим названием органа, который бы постепенно подготавливал условия для объединения страны», - говорил Нам Иру А.М. Пузанов (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 81. Д. 7. Л. 81).
Благоприятным временем для продвижения этой идеи, как следует из аналитических записок, подготовленных в связи с предстоящей в октябре
1958 г. поездкой советской партийно-правительственной делегацией в КНДР, считалась осень
1959 г.4 (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 83. Д. 33. Л. 73, 93). К тому времени предложения по сближению двух корейских государств дополнились одним, весьма существенным пунктом со стороны СССР, - об одновременном вступлении двух Корей в ООН, что обсуждалось на встрече Н.С. Хрущева с Д. Эйзенхауэром в 1959 г. (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 82. Д. 14. Л. 10). Это подтверждается и аналитической запиской М.В. Зимянина от 30 июня 1959 г. В ней в качестве основных задач по корейскому вопросу помимо установления контактов между двумя государствами, которые могли бы приобрести форму конфедерации, рекомендовалось «.настаивать на позиции СССР об одновременном приеме двух корейских государств в ООН» (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 82. Д. 14. Л. 5).
Суть противоречий
Безусловно, корейский вопрос являлся острой международной проблемой. СССР был заинтересован в ее решении, однако необходимо отметить, что этот вопрос являлся далеко не приоритетным для СССР. Считалось, что решение проблем Дальнего Востока является прерогативой Китайской Народной Республики, тогда как зоной своих жизненно-важных интересов СССР считал Восточную Европу [10, с. 12]. Именно поэтому отвлекать свои силы на Восток в тот момент СССР не считал целесообразным. Более того, чтобы полноценно заниматься Восточной Европой, советскому руководству нужен был мирный и стабильный Дальний Восток. Корейский полуостров должен был стать плацдармом реализации политики мирного сосуществования, которая нашла свое отражение в материалах ХХ съезда КПСС и Московского совещания представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 г. Советский Союз был заинтересован в сближении корейских государств и даже одновременном принятии их в ООН в целях стабилизации ситуации на полуострове. Это подтверждается не только логикой событий того времени и общим внешнеполитическим курсом СССР в регионе, но и некоторыми отдельно взятыми документами.
Советский Союз пытался продемонстрировать мировой общественности исключительно миро-
4 Поездка советской партийно-правительственной делегации во главе с первым секретарем ЦК КПСС и председателем Совета Министров СССР в КНДР планировалась на начало октября 1959 г., однако она не состоялась.
любивый настрой КНДР, а Республику Корею представить как агрессора. «Все миролюбивые предложения правительства и общественных организаций КНДР встречаются южнокорейскими властями враждебно. Так, в июле 1957 г. президент Ли Сын Ман вновь заявил: «Для объединения Кореи мирного пути нет». Война против коммунистов, по его словам, является единственным средством добиться объединения (сообщение агентства «Франс пресс» из Сеула от 16 октября 1957 г.)» (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. Д. 33. П. 83. Л. 3).
Советский Союз был обеспокоен продолжением ввоза американского оружия на территорию Республики Кореи и совместными учениями РК и США. СССР опасался «превращения территории Южной Кореи в ракетную базу США», что, по его мнению, «.обостряет опасность возникновения нового конфликта» (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. Д. 33. П. 83. Л. 4). Именно эти опасения и толкали Советский Союз на установление любой ценой связей между КНДР и Республикой Корея. Вот что об этом говорится в справке по КНДР, подготовленной к совещанию послов СССР в социалистических странах: «Необходимость установления каких-то связей с Южной Кореей диктуется тем, что нам не известно в достаточной мере истинное положение в этой стране. Между тем строительство в Южной Корее площадок для запуска ракет требует пристального внимания с нашей стороны за положением в Южной Корее, в особенности за мероприятиями военного характера» (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 83. Д. 33. Л. 6). Рекомендовалось сконцентрироваться «.на борьбе против превращения Южной Кореи в ракетно-атомную базу США, за постепенное сближение двух корейских государств, превращение примирения в Корее в прочный мир (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 83. Д. 33. Л. 7).
Также известно, что по поводу урегулирования корейского вопроса Н.С. Хрущев должен был попытаться договориться непосредственно с США. Так, в предложениях по корейскому вопросу к беседе Н.С. Хрущева с Д. Эйзенхауэром говорится: «Мы думаем, что настало, наконец, время найти разумное решение, обеспечивающее мирное урегулирование в Корее. Возможности для этого имеются. Нормализации обстановки и сближению двух государств в Корее содействовал бы, в частности, одновременный их прием в ООН. Следовало бы также найти формулу превращения состояния перемирия в Корее в прочный мир, а также добиться расширения контактов между двумя государствами в Корее, имея в
М.С. ФЕдЕнЕВА
виду их сближение» (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П.
82. Д. 14. Л. 10).
О несогласии КНДР с политикой Советского Союза непосредственно на Корейском полуострове писал сам М.В. Зимянин. В одной из своих аналитических записок он указывал на тот факт, что «корейские друзья» признать факта существования двух корейских государств на полуострове не желают (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П.
83. Д. 33. Л. 92). Подтверждением этому служит уже приводившееся выше свидетельство о том, что в печати КНДР замалчивались все высказывания представителей СССР о существовании двух государств на Корейском полуострове. Корейская сторона отказалась вносить какие-либо новые предложения по корейскому вопросу на 14-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН, несмотря на рекомендации СССР. Об этом в июне 1959 г. Зимянин писал Андрею Андреевичу Громыко в связи с предстоящей встречей советского министра иностранных дел с Нам Иром (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 82. Д. 14. Л. 6).
Позиция, согласно которой Трудовая Партия Кореи (ТПК) является единственным легитимным представителем народа, в т.ч. и южан, страдающих под бременем оккупационных американских войск и марионеточной клики Ли Сын Мана, уже давно укоренилась в северокорейской пропаганде. Отказаться от этого убеждения и признать правительство Ли Сын Мана со стороны ТПК означало бы не только закрепление фактического положения дел, т.е. раскола страны, но и признание собственной несостоятельности в решении одной из самых важных государственных проблем - объединении корейской нации.
Не разделяла КНДР и политику мирного сосуществования в целом, и вопрос о всеобщем разоружении в частности. Хотя номинально солидарность в этом вопросе выражалась. Секретная телефонограмма по «ВЧ» от 8 июня 1960 г. № 382 от А.М. Пузанова заведующему Дальневосточным отделом МИД СССР И.И. Тугаринову передавала полный текст «Заявления правительства КНДР по вопросу о новых предложениях Советского правительства о всеобщем и полном разоружении». В нем было сказано, что народы всего мира должны постоянно повышать бдительность в отношении империалистов, непрестанно бороться против империалистических происков (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 20. П. 36. Д. 11. Л. 3).
Разоружаться, по мнению Северной Кореи, должен был Юг, поскольку он представлял угрозу миру и стабильности. Сама же Северная Корея в это время повышала боеготовность армии, соз-
давала Рабоче-крестьянскую Красную гвардию (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 81. Д. 7. Л. 16, 21). Расходы на содержание армии увеличивались, КНДР просила СССР и КНР о финансовой помощи на поддержание боеготовности своих вооруженных сил. Также КНДР стремилась как можно быстрее заключить договоры с Советским Союзом и Китаем, гарантирующие ей безопасность (АВПРФ. Ф. 0102. Оп. 15. П. 81. Д. 7. Л. 140, 142).
Ситуация вокруг корейского вопроса изменилась лишь в 1960 г. Поскольку на смену правительству Ли Сын Мана революционным путем пришло демократическое правительство, то отношение к последнему КНДР было благосклонным. Признать такую власть уже не значило предать социалистические идеалы и пойти на поводу у капиталистического мира. Именно демократическому правительству, в надежде на скорейшее решение вопроса объединения, и было предложено создать конфедерацию. Однако и здесь КНДР сохранила свою принципиальность по поводу единства страны. Корейский вариант проекта конфедерации предполагал сохранение существования разных режимов и даже экономических систем, а также фактическую самостоятельность в деятельности обоих правительств. Формула конфедерации звучала следующим образом: одно государство и два правительства, что, в сущности, являло федеральную форму государственного устройства [1, с. 110]. Однако этой идее не дано было осуществиться - демократы Юга отказались идти на контакт и поддерживать любые формы сотрудничества с КНДР [11, с. 160].
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, неофициально идея Корейской конфедерации была выдвинута в 1960 г. Ким Ир Сеном, достоверно известно, что зародилась она, как минимум, в 1958 г., и не в КНДР, а в коридорах советского дипломатического корпуса.
Во-вторых, целью советской стороны была стабилизация обстановки на Корейском полуострове, а также установление разнородных контактов между Севером и Югом для максимально возможного наблюдения и контроля за тревожной обстановкой в Южной Корее. Здесь же необходимо отметить, что подобный план действий вполне вписывался в концепцию политики мирного сосуществования и отвечал интересам внешней политики СССР на Дальнем Востоке того периода.
В-третьих, идея конфедерации как союза двух независимых государств была фактически связанна с вопросом признания де-факто Республики Корея. Такой подход противоречил логике и позиции КНДР в отношении своего соседа и процесса
объединения Корейского полуострова. Таким образом, в период 1958-1960 гг. мы можем констатировать наличие серьезных противоречий между СССР и КНДР по корейскому вопросу и стремление обоих государств удовлетворять лишь свои интересы, поступаясь принципиальными интересами другой стороны.
В-четвертых, идея Корейской конфедерации все же была взята на вооружение Корейской Народно-Демократической Республикой, но только после существенного политического изменения на полуострове - падения режима Ли Сын Мана. Кроме того, идея конфедерации как союза двух независимых государств была нивелирована корейской стороной. Таким образом, в силу обстоятельств и использования корейской стороной советской идеи противоречия были на время сняты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонин М.В. Корейские политические партии в объединении Кореи. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2002.
2. Горелый И.О. Корея: концепции объединения. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997.
3. Забровская Л.В. Россия и КНДР: опыт прошлого и перспективы будущего (1990-е годы). Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 1998.
4. Ланьков А.Н. Август, 1956 год: кризис в Северной Корее. М.: РОСПЭН, 2009.
5. Ланьков А.Н. КНДР вчера и сегодня: неформальная история Северной Кореи. М.: Издательство ACT, 2004.
6. Нобу Симотомаи. Ким Ир Сен и Кремль: Северная Корея эпохи холодной войны (1945-1961 гг.) М.: МГИМО-Университет, 2009.
7. СССР и Корея / АН СССР. М.: Наука, 1988.
8. Тихомиров В.Д. Корейская проблема и международные факторы (1945- начало 80-х годов) / Московский ун-т. М.: Восточная литература, 1998.
9. Торкунов. А.В, Денисов. В.И. Ли В.Л. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
10. Ткаченко В.П. Корейский полуостров и интересы России. М., 2000.
11. Szalontai, В., 2005. Kim II Sung in the Khrushchev era: Soviet-DPRK relations and the roots
of North Korean despotism, 1953-1964.Washington: Woodrow Wilson Center Press.
REFERENCE
1. Afonin, M.V., 2002. Koreyskiye politicheskiye partii v ob'yedineii Korei [Korean political parties in the unification of Korea]. Vladivostok: Izdatel'stvo dal'nevostochnogo universiteta. (in Russ.)
2. Gorelyy, I.O., 1997. Koreya: kontseptsii ob'yedineniya [Korea: the concepts of union]. Moskva: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN. (in Russ.)
3. Zabrovskaya, L.V., 1998. Rossiya i KNDR: opyt proshlogo i perspektivy budushchego (1990-e gody) [Russia and North Korea: experience of the past and future prospects, 1990s]. Vladivostok: Izdatel'stvo dal'nevostochnogo universiteta. (in Russ.)
4. Lan'kov, A.N., 2009. Avgust, 1956 god: krizis v Severnoy Koreye [August, 1956: North Korea crisis]. Moskva: ROSPEN. (in Russ.)
5. Lan'kov, A.N., 2009. KNDR vchera i segodnya: neformal'naya istoriya Severnoy Korei [DPRK yesterday and today: an unofficial history of North Korea]. Moskva: Izdatel'stvo ACT. (in Russ.)
6. Simotomai, N., 2009. Kim Ir Sen i Kreml': Severnaya Koreya epokhi kholodnoy voyny (19451961 gg.) [Kim Il Sung and the Kremlin: North Korea in Cold War years, 1945-1961]. Moskva: MGIMO -Universitet. (in Russ.)
7. Vanin, Yu.V. ed., 1988. SSSR i Koreya [The Soviet Union and Korea]. Moskva: Nauka. (in Russ.)
8. Tikhomirov, V.D., 1998. Koreyskaya problema i mezhdunarodnyye faktory (1945 - nachalo 1980-kh godov) [Korean problem and international factors (1945 - early 1980s]. Moskva: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN. (in Russ.)
9. Torkunov, A.V., Denisov, V.I. and Li, V.L., 2008. Koreyskiy poluostrov: metamorfozy poslevoyennoy istorii [Korean Peninsula: the metamorphosis of post-war history]. Moskva: OLMA Media Grupp. (in Russ.)
10. Tkachenko, V.P., 2000. Koreyskiy poluostrov i interesy Rossii [Korean Peninsula and Russia's interests]. Moskva: Vostochnaya literatura. (in Russ.)
11. Szalontai, B., 2005. Kim II Sung in the Khrushchev era: Soviet-DPRK relations and the roots of North Korean despotism, 1953-1964.Washington: Woodrow Wilson Center Press.