Научная статья на тему 'Идея сохранения культурно-национальной идентичности России в творчестве П. В. Киреевского'

Идея сохранения культурно-национальной идентичности России в творчестве П. В. Киреевского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
364
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ноздрина А.П.

Киреевский П.В. выдающийся собиратель народных песен первой половины XIX века, разработал и осуществил в практической деятельности научные принципы собирания и записи фольклорных текстов. Он первооткрыватель народных стихов, жанра, возникшего на стыке устного народного творчества и древнерусской письменной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея сохранения культурно-национальной идентичности России в творчестве П. В. Киреевского»

ИДЕЯ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ П.В. КИРЕЕВСКОГО

© Ноздрина А.П.*

Новороссийский политехнический институт (филиал) Кубанского государственного технологического университета, г. Новороссийск

Киреевский П.В. - выдающийся собиратель народных песен первой половины XIX века, разработал и осуществил в практической деятельности научные принципы собирания и записи фольклорных текстов. Он - первооткрыватель народных стихов, жанра, возникшего на стыке устного народного творчества и древнерусской письменной культуры.

Ключевые слова: культура, фольклор, народная песня, народное творчество.

Период XVIII - начало XIX века отмечен широким развитием собирания произведений народного поэтического творчества. Народная культура в общественном сознании стала приобретать значение ещё одного источника формирования национальной культуры. В 1814 году при Московском университете было создано «Общество любителей российской словесности». «Дискуссия о литературном языке, развернувшаяся в первые годы XIX столетия, свидетельствовала о росте национального самосознании, об ощутимом движении к единой национальной культуре» [1, с. 284].

В 60-е годы выходят замечательные собрания песен П.И. Киреевского, пословиц В.К. Даля, сказок А.Н. Афанасьева, былин П.Н. Рыбникова. О состоянии народного творчества ценные свидетельства дают русские писатели: А.Н. Радищев, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, И.С. Тургенев («Певцы») и другие. Фольклор оказывает многостороннее воздействие на литературу: это проявляется в песнях В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова, в песнях и сказках Г.Р. Державина и В.А. Жуковского, в сказках А.С. Пушкина, поэмах М.Ю. Лермонтова. Важнейшей особенностью русского фольклора была оформленность общенационального песенного репертуара, при сохранении региональных различий и вариантов. «Обращение к фольклору сыграло значительную роль в формировании национальной системы стихосложения, в осознании и выработке национальных особенностей русской литературы, в освоении его приёмов изображения народного быта, в борьбе за традиции вольнолюбия и патриотизма» [7, с. 156].

«Интерес к фольклору обусловливался, прежде всего, необходимостью пристального внимания к народной жизни: в стране начались крестьянские волнения, народные массы сыграли решающую роль в Отечественной войне

* Доцент кафедры Общенаучных дисциплин, к.ф.н.

1812 года. На почве фольклора сформировался и русский романтизм, провозгласивший принцип народности искусства» [5, с. 307]. Русский песенный фольклор этого периода богат по жанрам, сюжетам, персонажам. Сочинителями песен являлись казаки, бурлаки, стрельцы, служилые люди, солдаты, матросы, ямщики. Большую роль в сохранении и передаче музыкально--поэтической традиции принадлежит русским женщинам, которые создали психологическую, волнующую семейно-бытовую и любовную лирику.

Пётр Васильевич Киреевский (1808-1856) - русский фольклорист и этнограф, сыграл важную роль в отечественной культуре. В начале XIX века многие русские писатели и поэты: А.Ф. Львов, В.А. Жуковский, М.М. Херасков, А.Х. Востоков и другие представители русской словесности, призывали современников обратиться к народному творчеству, как единственному источнику самобытности русской литературы. Но только А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь сами начали записывать народные песни. В 30-х годах П.В. Киреевский решился на создание песенного свода России. Из его письма к брату Ивану Васильевичу: «Только побывавши в Германии, вполне понимаешь великое значение Русского народа, свежесть и гибкость его способностей, его одушевлённость» [6, с. 421].

Одними из первых изучать культуру крестьянства, его быт и нравы начали славянофилы. «Известно собрание народных песен П. Киреевского, часть из которых была передана ему ещё А.С. Пушкиным. Фольклорные образцы собирали Н. Мерзляков, Н. Гоголь, А. Кольцов, В. Даль и тысячи безвестных учителей, священников, офицеров. Мода на народное каждый раз приносила новый «улов» в виде сборников песен, пословиц, сказок из деревни» [2, с. 54]. Первоначально слова - «крестьяне» и «христиане» - употреблялись в значении «русские люди», «русский народ», когда шла речь об отличии их от иноплеменников» [4, с. 80].

С молодости П. Киреевский посвящает себя воссозданию духовной основы русского народа, с наибольшей полнотой, отразившейся в песнях. В статье «О древней русской истории. Письмо к М.П. Погодину» Киреевский высказывает мысль о решающем значении в отечественной истории таких качеств национального характера как сила, энергия и благородство, а не терпение и смирение. Внутренняя целостность, организованность славянского мира держались, по Киреевскому, «не единством управления, а больше взаимным сочувствием, выходящим из единства быта и рождающим единство потребностей». С этим связывалось и отсутствие личной земельной собственности, принадлежность земли целой общине (деревне или городу), что Киреевский считал особенностью всех славянских народов [8, с. 169]. Он первым из славянофилов рассмотрел становление древнерусского государства в контексте истории славянских народов.

В 1831-1832 годах Киреевский принялся записывать песни с голоса среди крестьян Московской губернии. Предприятие его встретило сочувствие и поддержку со стороны друзей, особенно Н. Языкова, и патриотически на-

строенной русской интеллигенции. Собрание пополнялось и доставлением материалов со стороны лиц, понимавших важность его предприятия. Самостоятельность мысли этнографа, глубина чувств, убеждённость, многосторонняя образованность в соединении с неотразимым обаянием и душевной теплотой оказывали большое влияние не только на единомышленников. Эти высокие духовные качества признавались и ценились даже людьми, не разделявшими его взглядов. Делом жизни фольклориста было выявление основ русской народной самобытности путем непосредственного общения с народом и изучения живших в нем памятников народной старины. Герцен А.И. и Хомяков А.С. ставили Киреевского П. высоко в ряду других славянофилов. Благодаря влиянию брата Ивана Васильевича и глубокой упорной внутренней работе Петру Васильевичу удалось выступить с цельной, продуманной системой в области собирательства. По признанию известного историка литературы М.Н. Сперанского, «такой человек и не мог стать ничем иным, как фокусом, в котором сосредоточивалась мысль известного направления» [6, с. 424].

В 1831-1832 годах П. Киреевский пишет Н. Языкову, что он совершенно углубился в народные песни и сказания, и что, тот совершит подвиг великий и издаст книгу, какой нет и не может быть ни у одного народа, «кто положит в казну русской литературы сокровище неоценимое и представит просвещённому миру чистое, верное, золотое зеркало всего русского». Языков Н. и Киреевский П. собирание народных песен считали делом богоугодным и патриотическим. Собирательская деятельность П.В. Киреевского стала фактом национальной культуры. Вокруг него объединились известные деятели русской культуры, появились помощники почти во всех губерниях России. Сама идея Собрания Русских Песен, как единого песенного свода, принадлежит А.С. Пушкину. И собирательская деятельность самого П. Киреевского начиналась с записей песен для Пушкина, который в это время уже владел значительным количеством памятников народного языка, собранных самостоятельно. В 1833 году Киреевский получил от Н. Языкова, С. Шевы-рева и А. Пушкина более тысячи исторических песен и былин, и так называемых народных стихов. Новым словом в мировой фольклористике было то, что песни записывались «прямо с голоса».

Характерной чертой времени был обмен записями. В предисловии к изданию Киреевский назвал имена 34 создателей национальной библиотеки фольклора, писателей и учёных пушкинского времени. Подобного коллективного труда не знала ни отечественная, ни западная фольклористика. «Песни, которые поются в народе, должны быть записываемы слово в слово, все без изъятия и разбора», - эти принципы, впервые изложенные в «Песенной прокламации» Киреевского, воплощены как в точности передачи звучания народной речи, диалектизмов, так и в широте охвата песенной культуры народа. В его Собрании есть песни всех традиционных видов песенной поэзии, а также редчайшие образцы песен бытовых, сатирических, разбойничьих, тюремных, солдатских и даже фабрично-заводских. Такой охват всех ви-

дов и жанров народной поэзии смог передать всё богатство и разнообразие песенной культуры народа, о которой Киреевский писал: «Едва ли есть в мире нард певучее русского. Во всех почти минутах жизни русского крестьянина, и одиноких и общественных, участвует песня...» [6, с. 433].

«Русские народные стихи» (духовные) (1847), имели предисловие, в котором Киреевский писал о любви русского народа к песне, о многочисленности народных песен, красоте их, вымирании живого народного творчества, образовании своего собрания и о значении печатаемых народных духовных стихов. Относительно духовных стихов Киреевский замечал, что на них следует смотреть, как на «полевые цветы», которыми народ в простоте своей любит украшать священные предметы... Немногочисленность исторических песен объяснял тем, что участники исторических движений, истинные хранители устного народного предания, вынуждены были отказаться от сохранения родных им воспоминаний по причине личной безопасности, а народ смог сохранить в памяти только некоторые отпечатки главных исторический событий. Киреевскому П.В. не пришлось увидеть в печати в полном виде свое собрание народных песен.

В Советском Союзе Песни, собранные П.В. Киреевским, издавались несколько раз: Москве (1929), Ленинграде (1983), Туле (1986). Собрание народных песен П.В. Киреевского (1986) включает в себя песни, записанные самим автором в Тульской, Орловской, Калужской, Рязанской губерниях, в Звенигородском и Верейском уездах Московской губернии и в Москве. Статус поэтического текста как одного из центральных философских концептов последовательно и развёрнуто утверждается в «Собрании народных песен» П.В. Киреевского. В Сборнике народных песен понятие «текст песен» дано не как метафорическая отдельная историческая реальность, а как определённое историческое данное субъект-объектное отношение. Тексты песен порождают живой народный язык, поддерживают его и передают из поколения в поколение. Учитывая всю метафорическую насыщенность и размытость, понятие «народный поэтический текст» характеризуется как множественность смысла, принципиальная открытость, незавершённость значений, не поддающаяся определению и иерархизации со стороны официальной культуры. Классический народный поэтический текст фундирован своего рода принципом необратимости, согласно которому линейное построение повествования, задаёт его фундаментальную и неизбежную необратимость.

В издание 1986 года включены народные песни, собранные К.Д. Кавелиным, М.П. Погодиным, П.И. Якушкиным. Все песни делятся на эпические и лирические. Содержание эпических песен даёт различные интерпретации одних и тех же исторических событий, повествует об одних и тех же исторических и былинных героях: «Борис и Глеб», «Голубиная книга», «Егорий Храбрый», «Смерть Ивана Грозного», «Василий Шуйский», «Ермак», «Степан Разин», «Алёша Попович», «Илья Муромец» и т.д. Благодаря народным песням образ русского мужика (народа) приобрёл сакрализованные черты не только

среди интеллигенции, но среди дворянства, высших чинов и даже в императорской семье. В народе видели носителя особой нравственности и непостижимой, с точки зрения рационализма, житейской мудрости [2, с. 54].

В устном народном творчестве нет автора. Присвоить таким текстам автора - значит наделить текст окончательным значением. Если же произведение включено в процесс преемственного развития, сохранения с первоисточником при расчленении (филиации), то текст не предполагает наличие внешней по отношению к нему причины, ибо он есть преходящее состояние процессуального творчества, что и находит своё выражение в предположении отсутствия конкретного автора.

Лирические песни издания 1986 года, как и эпические, в содержательном плане имеют свои поэтические нюансы, зависящие от территории их бытования. Благодаря усилиям П.В. Киреевского, до наших дней дошли такие замечательные образцы народных песен как: «Улица, улица, широкая моя», «Матушка, что во поле пыльно», «Ты река ль, моя реченька», «На море утушка купалась», «Ты взойди, взойди красно солнышко», «Не шуми, мати, зелёная дубравушка», «Отдавали молоду», «Из-за лесу, лесу тёмного» и другие. Особый интерес представляют поэтические фрагменты свадебного обряда. Понятие «обрядовый фольклор» не исчерпывается песнями. Сюда относятся многочисленные приговоры, заклинания, пастушьи заговоры, различные виды гаданий. Употребление термина «песня» по отношению к некоторым типам колядок, веснянок, и масленичному фольклору до известной степени условно, т.к. их не пели, а выкрикивали, что было связано с магией заклинаний. В содержательном плане поэтическое мышление народа предполагает выразительные (интуитивные, образные и т.д.) мыслительные процедуры. В формальном плане поэтическое мышление может представлять собой наличие смысловой (семантической) пустоты текста, своего рода свободного пространства движения мышления.

В результате небольшого исследования можно сделать следующие выводы. Именно содержательная, ценностная, информационная сторона фольклора позволяет объединить понятие «знание» и «информация» в новое фундаментальное понятие «информационный ресурс русского фольклора». Благодаря деятельности П.В. Киреевского, народное творчество стало превращаться в важнейший стратегический ресурс культуры общества. С расширением использования этого ресурса совпадает начало «Золотого века» русской культуры, появление принципиально новых форм творческой активности художников и целых творческих союзов в рамках данного социокультурного поля. Собрание народных песен П.В. Киреевского стало практическим воплощением идеи сохранения культурно-национальной идентичности России.

Народная песня - это произведение не только словесного, но и музыкального искусства. «Музыкальное исполнение сообщало даже элементарным по поэтике песням особую силу эмоционального воздействия. Чары музыкального ритма и интонации пусть бессознательно, но придавали че-

ловеку ощущение власти над таинственной и могучей природой, помогали ему подчинять себе мир» [3, с. 50]. Эмоциональный заряд, образность мелодий обрядового фольклора издавна привлекали внимание многих композиторов Х1Х-ХХ веков: М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.А. Балакирева, А.К. Лядова, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, В.А. Гаврилина и других.

Как специфическая форма взаимодействия и единения людей в рамках философско-культурологического бытия народной песни, творческое общение является основой экзистенциального отношения между людьми и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своей сущности и её оснований.

Список литературы:

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: в 2 ч. Ч. 1. -М.: Владос, 2002.

2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: в 2 ч. Ч. 2. -М.: Владос, 2002.

3. Земцовский И.И. Песенная поэзия русских земледельческих праздников. Поэзия крестьянских праздников. - Л., 1970.

4. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. - М., 1985.

5. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. -М.: Высшая школа, 1983.

6. Собрание народных песен П.В. Киреевского. - Тула: Приокское книжное издательство, 1986.

7. Тавадов Г. Т. Этнология. - М.: Проект, 2002.

8. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. - М.: Книга и бизнес, 1995.

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РУСЛЕ ИДЕЙ ПОСТМОДЕРНА

© Скрынников А.Ю.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье анализируется понятие информационного общества. Рассматривается взаимосвязь понятия информационного общества и концепции постиндустриального общественного развития.

Ключевые слова: информация, информационное общество, постиндустриальное общество, информационная глобализация.

* Соискатель кафедры Философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.