Научная статья на тему 'Христианский и славянский мир братьев Киреевских'

Христианский и славянский мир братьев Киреевских Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
462
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
славянофилы / философия / христианство / русский народ / фольклор. / slavophiles / philosophy / Christianity / the Russian people / folklore

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ноздрина Ангелина Петровна

Славянофильство – неотъемлемая часть русской общественной мысли и культуры XIX века. Иван Васильевич Киреевский и Пётр Васильевич Киреевский (братья) видели смысл своей жизни и творчества в возвышении России над Западной Европой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHRISTIAN AND SLAVIK WORLD OF KIREEVSKY BROTHER

Slavophilism is an essential part of the Russian social thinking and culture of the 19th century I.V. Kireevsky and P.V. Kireevsky (brothers) saw the meaning of their lives in rising of Russia over Western Europe.

Текст научной работы на тему «Христианский и славянский мир братьев Киреевских»

УДК 008.001

ХРИСТИАНСКИЙ И СЛАВЯНСКИЙ МИР БРАТЬЕВ КИРЕЕВСКИХ

Ноздрина Ангелина Петровна.

Новороссийский политехнический государственного технологического доцент,[email protected].

институт (филиал Кубанского университета), г. Новороссийск,

Аннотация. Славянофильство - неотъемлемая часть русской общественной мысли и культуры XIX века. Иван Васильевич Киреевский и Пётр Васильевич Киреевский (братья) видели смысл своей жизни и творчества в возвышении России над Западной Европой.

Ключевые слова: славянофилы, философия, христианство, русский народ, фольклор.

THE CHRISTIAN AND SLAVIK WORLD OF KIREEVSKY BROTHERS

Nozdrina Angelina.

Novorossiysk Polytechnic Institute branch of Kuban State Technological University, Novorossiysk, Associate Professor, [email protected].

Abstract. Slavophilism is an essential part of the Russian social thinking and culture of the 19th century I.V. Kireevsky and P.V. Kireevsky (brothers) saw the meaning of their lives in rising of Russia over Western Europe.

Key words: slavophiles, philosophy, Christianity, the Russian people, folklore.

«Золотойвек» русской культуры ознаменовался небывалым всплеском интереса к русской народной и западноевропейской культуре. В Москве были созданы «Общество любителей российской словесности» (1814). Народная культура в общественном сознании стала приобретать доминирующее значение. «Вера праотцов, нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные -лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности» (В. Кюхельбекер). Духовный путь и становление творчества братьев Киреевских берут свои истоки в селе Долбино Тульской губернии. Известный русский поэт В.А. Жуковский предложил своим племянникам: Ивану (11 лет) и Петру (9 лет), -записывать тексты русских народных песен. «Это национальная поэзия, которая у нас пропадает, потому что никто не обращает на неё внимание: в сказках заключаются народные мнения; суеверные предания дают понятия о нравах и степени просвещения и о старине» [8, с. 417].

Формированию новой философско-исторической парадигмы способствовало увлечение российской молодёжи немецкой классической философией и немецким романтизмом. В 1823 году было создано «Общество любомудрия». Иван Киреевский стал сближаться с любителями философии,

литературы и истории (Д.В. Веневитинов, В.Ф. Одоевский, С.П. Шевырёв), Петр - проявил любознательность в занятиях с поэтом А.Ф. Мерзляковым и специалистом в области археологии, этнографии и фольклористике -Снегирёвым. Университеты Германии помогли братьям окончательно определиться с выбором своего творческого пути: Пётр начинает записывать народные песни, а Иван - занимается издательской деятельностью. Западничество братьев заключалось, главным образом, в шеллингианстве. «Шеллинг значил для России больше, чем для Германии... Русское шеллингианство - философское направление, не повторявшее Шеллинга, а интерпретировавшее его»[10, с. 50].По Шеллингу, всем культурам «следует возвратить их цельное, самоответственное значение». Братья Киреевские оказались в центре борьбы за христианско-славянские основы русской культуры.

Философско-культурологический интерес вызывает духовный и творческий путь каждого из братьев Киреевских. Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) -«христианский философ», один из основателей славянофильства. Его «христианско-славянский мир» формировался в сложном внутреннем борении с самим с собой и с внешними жизненными обстоятельствами: от отрицания необходимости бытия Бога в юности до христианской философии в зрелости. После закрытия журнала «Европеец» (1833) «этого человека, твёрдого и чистого, как сталь, разъела ржа страшного времени. Через десять лет он возвратился в Москву из своего отшельничества - мистиком и православным» [1, с. 449].

Философские идеи мыслителя основывались на антирационалистической, религиозно-интуитивистской теории познания. Жизнь отдельного человека, наций и их групп (славян, западных европейцев) основана на религии, тип которой определяет характер образованности и всей жизни нации. Религиозная вера как форма познания в истинном и чистом виде свойственна только православно-славянскому миру, главным образом русскому. Западная цивилизация должна воспринять ценности православно-славянской цивилизации. В статье И.В. Киреевского «Девятнадцатый век» (1832), прослеживается «навязчивое противопоставление» Древней Руси западной цивилизации: «... просвещение каждого народа измеряется не суммою его познаний,.. но единственно участием его в просвещении всего человечества» [3, с. 86].

К середине XIX века И. Киреевский поставил перед собой задачу развития христианского мировоззрения, считая, что «христианство - высшая ступень религии, когда-либо достигнутая человеком в процессе исторического развития»[6, с. 28]. Киреевский определял своё мировоззрение как «Православно-Словенское», или «Славянско-Христианское». Зеньковский уточнил название «право-славно-русское», т.к. на вопрос сочетания Православия и России, который В.В. Зеньковский называл «узловой точкой», сходились все славянофилы. Внутреннюю основу миропонимания Киреевского определяет «богопознание», которое становится «делом не одного лишь ума, но всей жизни» [2, с. 223]. Киреевский не считает, что суть развития заключается единственно в систематизации того, что «любознательность человечества могла собрать. в течение своих двухтысячелетних исканий» [4, с. 247]. Идея «собирательства»

близка братьям Киреевским, но Иван Васильевич понимает её в смысле искания духовного пути развития человечества, к обретению утраченной целостности («внутреннему средоточию») в «собирании» сил души, требующих духовной работа над собой.

Преодоление рационализма в культурно-историческом плане означало для Киреевского изменение самого характера мышления и познания, достижение единства «ума и сердца», «живого и цельного зрения ума». По И. Киреевскому, философия зависит от общего характера умственной жизни в данном обществе, и в первую очередь от «характера господствующей веры». В основе архитектуры «христианского мира» лежит соотношение веры и разума. Присутствие сомнения в вере заставляет человека искать утешения в разуме, который «получив одинаковые права с Божественным Откровением, сначала служит основанием религии, а потом заменяет её собою». Своеобразие причастности «разума к вере определяет особый характер того мышления, которое из него рождается.» [5, с. 220]. Если у Хомякова центральным понятием философии и богословия является понятие Церковь, то для Киреевского таким центральным понятием является понятие духовная жизнь. Его главное построение базировалось на понятии духовного опыта. «Идея синтеза церковного сознания с высшими и ценнейшими итогами современного просвещения, завещанная романизмом, осталась дорогой Киреевскому до конца жизни» [2, с. 210].

Пётр Васильевич Киреевский (1808-1856) - основоположник русской фольклористики, в своём «православном славянизме» шёл дальше брата. По возвращении из Германии (где он вместе с братом Иваном слушал в Мюнхенском университете лекции Л. Окена, Й. Герреса, Ф. Шеллинга), приступает к созданию песенного свода России. Немецкий романтизм, определил отношение Петра Киреевского к народности, народной среде и народному быту. Знания, полученные в Европе, помогли Киреевскому создать оригинальную научную методику и выступить с цельной продуманной системой. «Он не старался. мирить религию с наукой, западную цивилизацию - с московской народностью; совсем напротив, он отвергал все перемирия» [1, с. 912].Из письма к брату: «Только побывавши в Германии, вполне понимаешь великое значение Русского народа, свежесть и гибкость его способностей, его одушевлённость» [8, с. 421]. Для сбора народных песен он привлекает многих деятелей русской культуры (Н. Гоголя, Н. Языкова, А. Кольцова, В. Даля, М. Погодина и других), общим числом 34 единомышленника.

Борьба за национальные основы христианско-славянской культуры имела самое непосредственное отношение к собирательству Петра Васильевича. Он уверенно занимает центральное место среди собирателей и исследователей России, Пётр Васильевич придавал особое значение нравственным элементам патриархального быта древних славян, настаивая на том, что его органические связи укрепились не только «единством управления, а больше взаимным сочувствием, выходящим из единства быта и рождающим единство потребностей». Считал, что Петр I, во имя Запада, принёс в Россию зло европейского рационализма. Как и другие славянофилы, видел своеобразие жизни

славянских народов в отсутствии личной собственности на землю и общинном землевладении [7, с. 384].

По Герцену, Пётр Васильевич, со своим «горестным состраданием к современной Руси» и «беспощадной крайностью», «самобытно и твёрдо стоял на своей почве», христианско-славянской. Изучать культуру крестьянства, его быт и нравы начали славянофилы. Основные принципы собственного понимания раннего этапа русской истории он сформулировал в статье «О древней русской истории» // Москвитянин. 1845. 4.II. № 3. Киреевский высказывает мысль о решающем значении в отечественной истории таких важных качеств национального характера и бытия как сила, энергия и благородство, а не терпение и смирение. Внутренняя целостность, организованность славянского мира держались, по Киреевскому, «не единством управления, а больше взаимным сочувствием, выходящим из единства быта и рождающим единство потребностей». С этим связывалось и отсутствие личной земельной собственности, принадлежность земли целой общине (деревне или городу), что Киреевский считал особенностью всех славянских народов [9, с. 169]. Он первым из славянофилов рассмотрел становление древнерусского государства в контексте истории славянских народов. А.И. Герцен ставил П.В. Киреевского особенно высоко в ряду других славянофилов. А.С. Хомяков, хорошо знавший обоих братьев, приписывал Петру большие миссионерские способности.

Делом жизни Петра Киреевского было выяснение основ славянской народной самобытности путем непосредственного общения с народом и изучения живых в нем памятников народной старины. «У Петра Васильевича не было, как у его брата, рядом с православием и славянизмом стремления к какой-то гуманно-религиозный философии, в которую разрешилось его неверие к настоящему. Нет, в его угрюмом национализме было полное окончательное отчуждение всего западного» [1, с.450].

Его собрание народных песен насчитывает несколько тысяч текстов, записанных в разных уголках России, научно выверенных, приближенных по возможности, к самому первому варианту. Киреевский не только сам собирал памятники народной поэзии, но и привлекал к этому делу «богоугодному и патриотическому» (Н. Языков) многих отечественных литераторов, писателей и общественных деятелей. Рождение Собрания народных песен П.В. Киреевского относится к 1831 году. А.С. Пушкину принадлежит сама идея Собрания Русских Песен, как единого песенного свода. «Песни, которые поются в народе, должны быть записываемы слово в слово, все без изъятия и разбора». Благодаря усилиям П.В. Киреевского, до наших дней дошли такие замечательные образцы народных песен как: «Улица, улица, широкая моя», «Матушка, что во поле пыльно», «Ты река ль, моя реченька», «На море утушка купалась», «Ты взойди, взойди красно солнышко», «Не шуми, мати, зелёная дубравушка», «Отдавали молоду», «Из-за лесу, лесу тёмного» и другие, - славянский мир не утратил своей идентичности. В соответствии со своей методикой, П.В. Киреевский обращается к коммуникативной составляющей русского народного творчества как повседневной практике индивидуальных жизненных миров в рамках

коллективного бессознательного и полагает процессы коммуникативной рационализации этих миров в качестве структурирующих элементов единого славянского мира.

Иван Васильевич - теоретик и публицист, пропагандист основ русского православного христианского просвещения, Пётр Васильевич - учёный-практик, собиратель народных песен - живых памятников духовной жизни славянского народа. Братья Киреевские не создали философской или социально-политической системы, но явили миру высокий образец самоотверженного служения России и её народу.

Библиографический список:

1. Герцен А.И. Былое и думы / Сост., предисл. и коммент. И.Г. Птушкиной; худ. В.В. Медведев. - М.: СЛОВО/ЗЬОУО, 2001. - 912с.

2. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001 - 880с.

3. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. Изд. 2-е доп. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 349с.

4. Киреевский И.В. Избранные статьи. - М., 1984.

5. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Русская философия: Имена. Учения. Тексты: СПб. / Сост. Солнцев Н.В. - М.: ИНФРА-М, Весь Мир 2001. - 496с.

6. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Сварог и К, 2000. - 406с.

7. Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций: Уч. пособие по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилософским специальностям и направлениям. - М.: РГГУ; Омега - Л, 2005. - 464с.

8. Собрание народных песен П.В. Киреевского. - Тула. Приокское книжное издательство, 1986. - 417 с.

9. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. - М.: Книга и бизнес, 1995. - 169 с.

10. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т.1. С. 354 // Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций: Уч. пособие по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилософским специальностям и направлениям. - М.: РГГУ; Омега - Л, 2005. - 464с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.