Научная статья на тему 'ИДЕЯ РОМАНА В. ПЕЛЕВИНА «ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ»'

ИДЕЯ РОМАНА В. ПЕЛЕВИНА «ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1469
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Постмодернизм / творчество / мировоззрение / искусство / роман / басня / аллегория / идея

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рисолат Шайхисламова

Данная статья посвящена раскрытию постмодернистского мышления в творчестве Виктора Пелевина на примере его романа «Жизнь насекомых»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ РОМАНА В. ПЕЛЕВИНА «ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ»»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-409-413

ИДЕЯ РОМАНА В. ПЕЛЕВИНА «ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ»

Рисолат Шайхисламова

Студентка Чирчикского государственного педагогического университета

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена раскрытию постмодернистского мышления в творчестве Виктора Пелевина на примере его романа «Жизнь насекомых»

Ключевые понятия: Постмодернизм, творчество, мировоззрение, искусство, роман, басня, аллегория, идея

THE IDEA OF THE NOVEL V. PELEVINA «INSECT LIFE»

ABSTRACT

This article is devoted to the disclosure of postmodern thinking in the work of Viktor Pelevin on the example of his novel "Insect life"

Keywords: Postmodernism, creativity, worldview, art, novel, fable, allegory,

idea

ВВЕДЕНИЕ

«Жизнь насекомых» — это второй по счету роман писателя Виктора Пелевина, впервые опубликованный в 1993 году в журнале «Знамя».

С первых страниц перед нами возникают не то люди, превращающиеся в насекомых, не то насекомые, «притворяющиеся» людьми, не то вообще насекомолюди, подражающие жизни тех и других.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

При этом создается четкая система образов: «Мотыльки летят к свету, комары — на запах крови, мухи — к своим помойкам...» Вроде бы все ясно, но лишь одна деталь приводит читателя в недоумение: данное высказывание принадлежит не ученому-энтомологу, вообще не человеку, а.... мотыльку Диме. Что же хотел показать писатель в «Жизни насекомых»? Может быть, авторский замысел заключается в создании басни «на современный лад»? Тогда роман Пелевина можно рассматривать как аллегорию человеческого общества, в котором каждая социальная среда отражается в определенном виде

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-409-413

насекомого: комары — бизнесмены, муравьи — военные, конопляные жуки — наркоманы и т. п.

Ключом к пониманию смысла романа служит эпиграф — фрагмент стихотворения И. Бродского: «...Вместо слабых мира этого и сильных лишь согласное гуденье насекомых». Действительно, писатель не изображает «слабых» и «сильных» мира сего. Он вообще никак не классифицирует его обитателей, не делит их на хороших и плохих, как это принято в классической басне. Кроме того, в басне всегда присутствует мораль, а роман Пелевина заканчивается легкомысленной песенкой стрекозы. В «Жизни насекомых» предпринимается попытка «раздвинуть границы реальности», показать нечто существующее за пределами нашего привычного представления об окружающей действительности. Мы наблюдаем постоянное изменение формы описания событий, своеобразную игру пространством и пропорциями изображаемого.Та мастерская игра отражена также в диалоге комаров Сэма и Арнольда. Так, Сэм заявляет, что больше всего любит Японию — «эти долгие, желтые пространства, почти лишенные растительности», имея при этом в виду не что иное, как тело жителя Страны восходящего солнца. Еще один пример — путешествие конопляных жуков Никиты и Максима по бетонной трубе, которая на самом деле оказывается чьей-то раскуренной сигаретой.

Таким образом, как отмечает сам автор, время - в «Жизни насекомых» «не то исчезло, не то растянулось». В связи с этим, возможно, следует отнести «Жизнь насекомых» к философской фантастике? Однако, во-первых, само внешнее содержание пелевинского произведения очень реалистично.

ОБСУЖДЕНИЕ

Поэтому можно сказать, что «Жизнь насекомых» — произведение скорее не фантастическое, а причудливым образом отражающее действительность: «Этот мир — галлюцинация наркомана Петрова». Поэтому некоторые критики называют этот роман, как и все творчество В. Пелевина, сюрреалистическим и относят его к традиции постмодернизма, в рамках которого разрушаются все привычные жанры и идеи классической литературы.

Философская основа пелевинского произведения также остается не вполне ясной и предполагает множество вариантов понимания. Так, в одном из эпизодов романа создается своеобразная и очень необычная модель устройства мира: «...несколько человек в белых халатах... вырезали из картона круги... и

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-409-413

насаживали их на сверкающий металлический штырь». Кто эти люди? Зачем они это делали? Однозначных ответов не существует. Однако можно предположить, что каждый такой «круг» представляет собой определенный уровень реальности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В «Жизни насекомых» создается бесконечное множество параллельных миров, которые парадоксальным образом пересекаются и развиваются друг в друге. Отсюда — многоуровневая композиция романа. Молодые люди Сэм и Арнольд, прыгнув с балкона приморского пансионата, приземляются уже в образе комаров. Гуляющие мальчик с отцом, перейдя мост, превращаются в навозных жуков. Муха, садясь напротив фанерного агитационного щита, становится девушкой Мариной и т. п.

Таким образом, в произведении Пелевина возникает идея сложности и неоднозначности этого мира, связи всего со всем, всеобщего проникновения предметов и явлений. Интересно, что и все герои романа имеют свое оригинальное представление о «жизни насекомых». Например, взрослому скарабею «самой реальной вещью на свете» видится навозный шар («Йа» — то есть «Я», личное начало), и «цель жизни — толкать его вперед». Одновременно Йа каждого и есть этот шар, и «когда смотришь по сторонам, просто видишь Йа изнутри». В подобном мировоззрении также отражается идея бесконечной повторяемости мира. «...Мы только думаем, что идем на пляж, а никакого пляжа на самом деле нет», — иллюстрирует эту мысль маленький навозный жучок. Перевернутость и взаимное проникновение уровней реальности отражены также в сознании комара Сэма. Действительность для него непосредственно связана с «геополитической реальностью».

Жизнь мотылька Мити-Димы — «секунда, которую он тратит, чтобы попрощаться с темнотой», в которой каждый лишь «игра света и тени». Сложность для героя заключается в том, что он не может провести границу между светом и тьмой, потому что они неотделимы друг от друга, слиты воедино. Через образ Мити-Димы в роман входит также проблема двойственности мира. Мотылек Митя пытается постичь внутреннюю суть жизни, и в этом ему помогает его отраженный двойник Дима, олицетворяющий «странное и невыразимое знание». В связи с этим в романе возникает эпизод с колодцем, в котором копошится «толпа крошечных гипсовых насекомых», у

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-409-413

которого «не было дна, никакого начала никогда не было». Это еще один интересный вариант образа « нанизанных друг на друга колец ». Изображая этот удивительный и загадочный мир, писатель одновременно показывает необычайную хрупкость, незащищенность «жизни насекомых». И одна из проблем произведения Пелевина заключается в том, что жизнь теряет свою ценность. Не случайно отдельная глава романа названа « Убийство насекомого ». Автор не просто изображает, но детально описывает различные способы умирания насекомого: его расплющивают об асфальт, пожирают собственные родственники, сжигают в папиросе, ловят на смертельную липучку. Но настоящая смерть наступает в тот момент, когда «что-то... окончательное и однозначное» делает все в этом мире пустым и бессмысленным, когда возникает понимание того, что «думать стало некому, нечего, нечем, да и особо незачем».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, окружающая действительность в романе В. Пелевина раздвигается до масштабов Вселенной и представляется как сложная и тайная, не познаваемая до конца система. Вряд ли писатель ставит задачу найти смысл жизни. Большинство героев «Жизни насекомых» ничего не ищут. Они просто живут сегодняшним днем, а если и делают попытки проникнуть за пределы сознания (как, например, мотылек Митя-Дима), то терпят поражение. Поэтому читателю так сложно выявить и точно определить скрытый смысл пелевинского произведения, дать объективную оценку изображаемым событиям. Однако именно эта особенность, наверное, и делает «Жизнь насекомых» книгой необыкновенно интригующей и захватывающей и объясняет неизменный читательский интерес к роману в течение вот уже почти десяти лет.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беляева Н.В. "Я хочу спасти свое сознание": герои Виктора Пелевина в поисках себя // Русский язык и литература. - 2003. - № 6. - С. 1-6.

2. Богданова О.В. Литературные стратегии В. Пелевина: учебное пособие. -СПб.: Фак. филологии и искусств СПбГУ, 2007. - 123 с.

3. Пелевин В. О. Жизнь насекомых. - СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. -256с.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-409-413

4. Беглов В.А. Феномен пустоты в современной русской литературе // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2009. - Т. 2. - С. 7-12.

5. Беляева Н.В. "Я хочу спасти свое сознание": герои Виктора Пелевина в поисках себя // Русский язык и литература. - 2003. - № 6. - С. 1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.