Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454
Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-310-316
ФРАЗОСОЧЕТАНИЯ В НОВОМ РОМАНТИЧЕСКОМ СТИЛЕ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА
Р.Б. Шайхисламова
студентка Чирчикского государственного педагогического института
Ташкентской области
АННОТАЦИЯ
В данной статье мы рассмотрели романтическое направление в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, то, как повлияло на его перо новая литературная стилистика и как расширилась его идеология
Ключевые слова: Стилистика, литература, романтика, фразообразование, поэзия, антитеза, эмоция, контраст.
PHRASES IN THE NEW ROMANTIC STYLE OF A.S. PUSHKIN'S
CREATIVITY
ABSTRACT
In this article, we examined the romantic direction in the work of Alexander Sergeevich Pushkin, how the new literary style influenced his pen and how his ideology expanded
Keywords: Stylistics, literature, romance, phrasing, poetry, antithesis, emotion, contrast.
ВВЕДЕНИЕ
Организация новых художественных фразосочетаний неразрывно связана с реформой литературной стилистики. «Строй сознания» ярче всего отражается и выражается в способе сближения и сочетания слов.
С 1817-1818 годов резко обозначаются новые пути пушкинского лирического стиля, выходящего на простор глубокого самостоятельного творчества и освобождающегося от стеснительных «аристократических» пут карамзинистской поэтики.
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Идеологическое расширение пушкинской тематики, углубление образов,
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454
Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-310-316
индивидуализация стиля, разнообразие и сложность лирической экспрессии обнаруживались в появлении новых острых и семантически противоречивых фразообразований. Например: ...когда вкушаю
Быстрый обморок любви. («К молодой вдове», 1817.) Чего мне ждать? В рядах забытый воин, Среди толпы затерянный певец... («Послание к кн. А. М. Горчакову», 1817.)
С 1817-1818 годов изменяется в пушкинском стиле построение фразовых антитез. Вместо сочетаний по прямому контрасту, возникают сцепления слов на основе побочных семантических несоответствий, частичных противоречий, неполной смысловой согласованности, нередко восходящие, впрочем, тоже к нормам французской риторики. Например:
О мученик ошибок славных... («Вольность». 1817.) Смирив немирные желанья... («Орлову», 1819) Увидишь важное безделье... («Всеволожскому», 1819.)
Этот приём затем продолжает усложняться.
Внутрифразовые несоответствия, противоречия и контрасты, «звуков или слов нежданные стеченья», становятся всё более «непрямыми», неожиданными.
Тут обнаруживаются широкие колебания от острых эмоциональных контрастов до тонких смысловых внутрифразовых несовпадений. Например, в стихотворении «Дочери Карагеоргия» (1820):
Тебя младенца он ласкал На пламенной груди рукой окровавленной; Твоей игрушкой был кинжал, Братоубийством изощрённый. В стихотворении «Чаадаеву»: и правду пылкую приличий хлад объемлет
Ср.: Врагов моих предал проклятию забвенья...
Знакомых мертвецов живые разговоры... В «Отрывке» («Недвижный страж дремал на царственном пороге», 1823):
...Не обличали в нём изгнанного героя, Мучением покоя
В морях казненного по манию царей.
Ср. примеры присоединительных несоответствий и контрастов:
Мятежной Вольности наследник и убийца...
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-310-316
(«Недвижный страж дремал...», 1823.)
Ср.: Таков он был, когда с победным договором
И с миром, и с позором Пред юным он царем в Тилъзите предстоял. В «Прозерпине»: Равнодушна и ревнива.
Таким образом, к противоречивым, неожиданно сближенным, иногда каламбурным семантическим группам ведёт обострение «присоединительных» сочетаний, например:
Пускай Нинета лишь улыбкой Любовь беспечную мою Воспламенит и успокоит! А труд и холоден и пуст: Поэма никогда не стоит Улыбки сладострастных уст. («Тургенев, верный покровитель», 1817.) Отечество почти я ненавидел -Но я вчера Голицыну увидел И примирён с отечеством моим. («Краев чужих неопытный любитель», 1817.)
В пределах фразы, предложения, «присоединительные» связи создают разрыв единства смысловой ткани, образуя неожиданный смысловой скачок.
Сохраняя свою синтаксическую связность, такая фраза, где неожиданная прицепка какого-нибудь члена вызывает ощущение смыслового несоответствия или контраста, всё же представляется пониманию двойственной, противоречивой. Например:
Красавицам внимательным и сонным... («Послание к кн. А. М. Горчакову», 1819.)
В связи с этими новыми стилистическими тенденциями к резкой индивидуализации, к осложнению и противоречивому заострению образов Пушкин придаёт бытовую конкретность и реалистическое, жизненное содержание традиционным олицетворениям отвлечённых понятий, характерным для поэтики классицизма. Например:
Увидишь важное безделье, Жеманство в тонких кружевах И глупость в золотых очках,
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454
Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-310-316
И тучной знатности похмелье,
И скуку с картами в руках. («Всеволожскому», 1819.)
...Где с громким смехом сладострастье
Ведёт нас пьяных на постель...
(«К Ф. Ф. Юрьеву», 1819.)
Реформа фразовой системы, сопровождавшаяся резкими изменениями в области экспрессивного синтаксиса и лирической композиции, была связана с яркой индивидуализацией стиля, с поисками новых стилистических форм для выражения бунта сильной личности, для построения резко индивидуального образа поэта.
Намечаются контуры острого автопортрета в «диком» и романтически противоречивом образе «простого воспитанника природы», поклонника свободы и в то же время «фавна» (ср. «Кн. Голицыной», 1817):
А я, повеса вечно праздный, Потомок негров безобразный, Взрощённый в дикой простоте, Любви не ведая страданий, Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний. («Юрьеву», 1818.)
Известно, что именно этим стихотворением, его яркими индивидуальными красками был поражен Батюшков, который, судорожно сжав листок с текстом стихотворения, проговорил: «О, как стал писать этот злодей». Ю.Н. Тынянов прав, считая, что в этом стихотворении Пушкин окончательно сбрасывает с себя лицейский грим и обнажает новый «романтический» образ лирического героя.
Ср. отрывок «Не тем горжусь я, мой певец» (1821): Не тем, что дерзким вдохновеньем И бурной юностью моей, И страстью воли, и гоненьем Я стал известен меж людей...
В стиле Пушкина постепенно преодолевается инерция фразовой традиции, возводившая преграду из метафорических клише между интимным, искренним душевным переживанием и его лирическим выражением. Пушкинское слово пробивает застывшую толщу условно-лирических образов и обнимает чувство в его противоречивом развитии, в его колебаниях, со всеми
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-310-316
его обертонами.
МЕТОДОЛОГИЯ
Вот почему, даже оставаясь в рамках западноевропейской поэтической системы, Пушкин производит громадную работу чистки лирического стиля, его демократизации, сближения его с общепонятными приёмами выражения чувства.
Быстрая эволюция лирического стиля Пушкина, его противоречивое развитие, столкновение в нём разнородных тенденций были связаны с резкими трансформациями и метаморфозами «образа поэта», романтически насыщенного отражениями личной биографии Пушкина, который выступает на борьбу, как с политическим рабством, так и с религиозными предрассудками.
В сфере поэтических фразосочетаний романтическое творчество не отрекалось целиком от литературной традиции. Оно развивалось иногда в связи со старой системой поэтических перифраз, фразовых метонимий и метафор. Но романтический стиль пользовался прежними фразовыми клише лишь как фоном, на котором и из которого выступали фразовые неологизмы новой экспрессивной окраски.
Современная Пушкину критика отметила это явление в пушкинском стиле на рубеже десятых и двадцатых годов. Например, в «Кавказском пленнике»:
Наскуча жертвой быть привычной Давно презренной суеты, И неприязни двуязычной, И простодушной клеветы... 1820-1823 годы в творчестве Пушкина - это годы расцвета нового романтического стиля, в котором, однако, уже с 1821-1822 годов начинаются глубокие прорывы и порывы к народнопоэтическим и историческим корням и основам русского национально-реалистического стиля.
REFERENCES
1. Пушкин А.С. в воспоминаниях современников: В 2 т. - М., 1974.
2. Батюшков К.Н. Сочинения. - М., 1955.
3. Карамзин Н. Дмитриев И. Избранные стихотворения. - Л., 1953.
4. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. - М., 1988.
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-310-316
5. Поэты пушкинской поры. - М., 1965.
6. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. - Л., 1977-1979.
7. Пушкин А.С. Собр. соч. - М., 1993.
8. Пушкин А.С. Сочинения: В 3 т. - М., 1985-1987.
9.Пушкин А.С. Стихотворения: В 3 т. - Л., 1955.
10. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного произведения. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000.
11. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Издание 2-е, исправленное. Учебник для университетов. М., «Высшая школа», 1976.
12.Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое слово.) М., 1972. Абдуллаева, Ш. Х. (2020). Мулокот-таълимда етакчи куч. Психология, 2.
13. Norkobilovna, Jurayeva Sohibjamol, et al. "Cultural and Historical Prerequisites for the Development of the Innovative Potential of the Subject of Creativity." Annals of the Romanian Society for Cell Biology (2021): 2982-2986.
14. Жураева, Сохибжамол Норкобиловна. "У^ИШ ФАОЛИЯТИ ТАЛАБА ПСИХИК ЖАРАЁНЛАРИНИНГ РИВОЖЛАНИШИГА ТАЪСИРИ." Academic research in educational sciences 2.10 (2021): 1219-1230.
15. Жураева, С. Н., and Салим Кудратович Жумаев. "ХДРБИЙ ХИЗМАТЧИЛАРИНИНГ ПСИХОЛОГИК ТАЙЁРГАРЛИГИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ МЕЗОНЛАРИ." Academic research in educational sciences 2.11 (2021): 1416-1426.
16. Жураева, С. Н. "КОГНИТИВ КОБИЛИЯТНИНГ ЁШЛАР ТАЪЛИМИДАГИ РОЛИ." Academic research in educational sciences 2.11 (2021): 1404-1409.
17. Djuraeva, S. N. "Specifity and Features of Application Modern Innovative Technologies Training to Higher Education." Eastern European Scientific Journal 4 (2018): 136-139.
18. Abdullaeva, S. H. "SHAPING TO EMOTIONAL STAbILITY FUTURE TEACHERS OF THE PROFESSIONAL EDUCATION." Medical sciences (2014): 23.
19. Абдуллаева, Шоира Хамидовна. "КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА." NovaInfo. Ru 3.54 (2016): 304-306.
19. Abdullayeva, S. X. (2018). The Study of the Emotional Stability of Secondary School Teachers - as a. Component of Professional Competence. Intellectual
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-310-316
Archive, 75-83.
20. Abdullayeva, S. X. (2020). The Importance of Assessment in Teacing Process and its Peculiarites. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(1), 726731.
21. Abdullayeva, S. X. (2020). Formation of communicative competence skills for future teachers. European journal of Research and Reflection in Education Sciences, 8.
22. Shayusupova, A., Jabborov, X., Kamolova, S., Botirova, D., & Abdullayeva, S. X. (n.d.). Psychological and pedagogical factors in improving the quality of education. International journal of mechanical engineering, 1838-1843.