Научная статья на тему 'ИДЕЯ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ИДЕЯ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
разностороннее развитие детей / проблемы разностороннего развития / чувство собственной важности (ЧСВ) / дополнительное образование / непрерывное образование / контекстное образование / all-round development of children / problems of all-round development / sense of self-importance / additional education / continuous education / contextual education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.П. Кабкова, Е.Н. Николаева

В данной статье рассматриваются проблемы разностороннего развития детей с позиции руководителя, ученика и родителей. Представлены особенности современной социокультурной ситуации, сложившейся в области образования, особенно – на занятиях хоровых коллективов, вокального ансамбля, театральных кружков и уроках хореографии. Представлены возможные способы решения рассматриваемых проблем на основе собственной практики работы с хоровым коллективом. Приведены примеры траектории разностороннего развития детей, наиболее часто встречающиеся сложности и проблемы такого развития. Специальное внимание уделено понятию чувства собственной важности (ЧСВ), которое, в том числе, проявляется в действиях родителей по отношению к их детям и осложняет достижение разностороннего развития в процессе разнообразных дополнительных занятий. Показаны наиболее важные аспекты направлений всестороннего развития детей на дополнительных занятиях, такие как внимательное, сбалансированное отношение, объединение усилий самого ребенка, педагогов и родителей, выбор учебных задач, интересных ребенку, стимулирование их творческого решения, развитие у ребенка инициативности, ответственного отношение к собственным действиям, способности планировать свою деятельность, а также стремление превосходить стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.П. Кабкова, Е.Н. Николаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF VERSATILE DEVELOPMENT OF CHILDREN AS A MODERN PEDAGOGICAL PROBLEM

The article discusses problems of versatile development of children from the position of a leader, student and parents. Features of the modern socio-cultural situation in the field of education and especially in the classes of choirs, vocal ensembles, theater circles and choreography lessons are presented. Possible ways of solving the problems under consideration are presented on the basis of their own practice of working with the choir. Examples of the trajectory of the versatile development of children, the most common difficulties and problems of such development are given. Special attention is paid to the concept of a sense of self-importance (SEI), which, among other things, is manifested in the actions of parents in relation to their children and complicates the achievement of versatile development in the process of various additional activities. The most important aspects of the directions for the comprehensive development of children in additional classes are shown, such as an attentive, balanced attitude, combining the efforts of the child himself, teachers and parents, choosing educational tasks that are interesting to the child, stimulating their creative solution, developing the child’s initiative, responsible attitude to his own action, the ability to plan their activities, and the desire to exceed standards.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 374

Kabkova E.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University

(Moscow, Russia), E-mail: borisr@comtv.ru

Nikolaeva E.N., postgraduate, Department of Music Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: ekaterina-solovushka@yandex.ru

THE IDEA OF VERSATILE DEVELOPMENT OF CHILDREN AS A MODERN PEDAGOGICAL PROBLEM. The article discusses problems of versatile development of children from the position of a leader, student and parents. Features of the modern socio-cultural situation in the field of education and especially in the classes of choirs, vocal ensembles, theater circles and choreography lessons are presented. Possible ways of solving the problems under consideration are presented on the basis of their own practice of working with the choir. Examples of the trajectory of the versatile development of children, the most common difficulties and problems of such development are given. Special attention is paid to the concept of a sense of self-importance (SEI), which, among other things, is manifested in the actions of parents in relation to their children and complicates the achievement of versatile development in the process of various additional activities. The most important aspects of the directions for the comprehensive development of children in additional classes are shown, such as an attentive, balanced attitude, combining the efforts of the child himself, teachers and parents, choosing educational tasks that are interesting to the child, stimulating their creative solution, developing the child's initiative, responsible attitude to his own action, the ability to plan their activities, and the desire to exceed standards.

Key words: all-round development of children, problems of all-round development, sense of self-importance, additional education, continuous education, contextual education.

Е.П. Кабкова, д-р пед. наук, проф., Департамент музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: borisr@comtv.ru

Е.Н. Николаева, аспирант, Департамент музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: ekaterina-solovushka@yandex.ru

ИДЕЯ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В данной статье рассматриваются проблемы разностороннего развития детей с позиции руководителя, ученика и родителей. Представлены особенности современной социокультурной ситуации, сложившейся в области образования, особенно - на занятиях хоровых коллективов, вокального ансамбля, театральных кружков и уроках хореографии. Представлены возможные способы решения рассматриваемых проблем на основе собственной практики работы с хоровым коллективом. Приведены примеры траектории разностороннего развития детей, наиболее часто встречающиеся сложности и проблемы такого развития. Специальное внимание уделено понятию чувства собственной важности (ЧСВ), которое, в том числе, проявляется в действиях родителей по отношению к их детям и осложняет достижение разностороннего развития в процессе разнообразных дополнительных занятий. Показаны наиболее важные аспекты направлений всестороннего развития детей на дополнительных занятиях, такие как внимательное, сбалансированное отношение, объединение усилий самого ребенка, педагогов и родителей, выбор учебных задач, интересных ребенку, стимулирование их творческого решения, развитие у ребенка инициативности, ответственного отношение к собственным действиям, способности планировать свою деятельность, а также стремление превосходить стандарты.

Ключевые слова: разностороннее развитие детей, проблемы разностороннего развития, чувство собственной важности (ЧСВ), дополнительное образование, непрерывное образование, контекстное образование.

Большинство взрослых слышали в детстве вопрос от своих родителей: «Куда бы ты хотел пойти заниматься? Может быть, в музыкальную школу или на танцы, в спортивную секцию, театральный кружок, художественную студию или секцию боевых искусств?». Ребенку трудно выбрать что-то одно среди всего предлагаемого многообразия творческих занятий. Родители, в свою очередь, по возможности направляют своего ребенка в разные секции для того, чтобы он получил разностороннее развитие и в скором времени смог бы сам определиться с наиболее близким и интересным ему родом занятий.

Понятие «разносторонняя личность» определяет человека «со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть всесторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Ведь люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами». Сегодня цивилизованные общества и страны формируют систему образования так, чтобы процесс обучения способствовал познаванию и приобретению навыков и знаний из различных отраслей» [1].

Многие авторы (Д.Б. Богоявленская, ПВ. Бороздина, С. Биддлаф, А.Л. Вен-гер, Ю.Б. Пиппенрейтер, Ф. Дольто, А. Кон, ПК. Кислица, В.А. Лозовой, В.П Маралов, С.К. Нартова-Бочавер, Е.И. Николаева, Р Перрон, О.Б. Полякова, А.В. Потапова, В.Е. Столяренко, Л.П Федоренко, Н.В. Царенко, ПА. Цукерман и др.) отмечают необходимость и актуальность разностороннего развития, описывают его положительные качества, которые оказывают влияние на личность ребенка в процессе освоения материала, включающих в себя развитие коммуникативных навыков, предметной деятельности, освоение окружающего мира, познавательно-исследовательскую деятельность, двигательное и эстетическое развитие и т. п. Привлекает к себе внимание новое направление - позитивная (проектирующая) психология, направленная на максимальное раскрытие индивидуальности в процессе конструирования новой реальности [2].

Вместе с тем возникает вопрос: существуют ли отрицательные стороны разностороннего развития? Предлагаем в этой связи в новом ключе рассмотреть эффект разностороннего развития с позиции руководителя, ученика и родителей.

Цель исследования - всестороннее изучение процесса разностороннего развития учащихся в условиях дополнительного образования.

Актуальность исследования заключается в том, что при изучении процесса разностороннего развития учащихся основное внимание уделяется его положи-

тельным качествам, а проблемы и трудности, возникающие на этом пути, зачастую остаются за пределами внимания педагогов и родителей учеников.

Начнем с того, что каждое из предлагаемых для освоения направлений занятий с детьми предполагает глубокое изучение предмета. Для того чтобы получить, например, начальное музыкальное образование, необходимо регулярное посещение значительного количества занятий по выбранной специальности -хор, сольфеджио, музыкальная литература, общее фортепиано, если это не основной предмет, ансамбль, оркестр, слушание музыки и т. п. Изучение этих предметов предусматривает выполнение домашних заданий, на которые необходимо выделить достаточное количество времени для усвоения материала.

Точно так же обстоят дела и в школе танца, где изначально детей обучают общим канонам, причем нередко считается необходимым дополнительно посещать занятия для растяжки, а также уроки джаза, модерна, народного танца и т. д. Занятия изобразительным искусством также предполагают ежедневную работу, необходимость погружения в художественную среду, освоение необходимых навыков и оттачивание мастерства. При этом нужно помнить, что воспитанник какого-либо кружка или студии одновременно проходит обучение в общеобразовательной школе, где он также в обязательном порядке должен выполнять домашние задания и соответствовать уровню требований к освоению необходимой информации.

В связи с этим в скором времени проявляется проблема и у учеников, и у педагогов дополнительного образования, которая состоит в том, что ребенок хочет посещать все занятия, а выбрать что-то одно не может. Очевидно, что выбрать что-то из значительного количества направлений дополнительных занятий необходимо, но что именно? Как правило, в младшем подростковом возрасте, а нередко и позднее, и ученику, и родителям, и педагогам еще невозможно знать наверняка, что ему более всего пригодится в будущем.

С одной стороны, и в официальных документах, и в научных статьях постоянно декларируется необходимость широкого общекультурного образования. Наиболее полно данное направление представлено в концепции непрерывного образования (англ. lifelong learning; форум ЮНЕСКО (1965 г). Фундаментальное исследование концепции осуществлено в книге В.П Осипова «Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования», который отмечает, в том числе, тот факт, что «характерная черта концепции непрерывного образования - её ориентированность на будущее» [3, с. 59]. К развитию идей

непрерывного образования обращались также такие отечественные учёные, как А.В. Даринский, Б.С. Гершунский, А.А. Вербицкий. Так, А.В. Даринский определял непрерывное образование как систему, способствующую совершенствованию обучающихся на основе их способностей и потребностей на протяжении всей жизни [4, с. 17]. Б.С. Гершунский рассматривал непрерывное образование как «ценность, как процесс, как целостную систему, направленную на актуализацию талантов и способностей личности [5, с. 51]. В трудах А.А. Вербицкого было, кроме того, обосновано направление контекстного обучения, которое определяется особенностями будущей профессиональной деятельности [6, с. 5].

В русле непрерывного образования рассматривается также неформальное образование, которое не преследует цель аттестации обучающихся, а кроме профессиональной направленности имеет и общекультурную.

Непрерывное образование позволяет эффективно ответить на возрастающее ускорение всех процессов, и поэтому сегодня образование в целом «не может быть статичной системой... образование следует характеризовать с позиций динамических закономерностей... оно должно ориентироваться на «оптимальную адаптацию» личности, а не на «устойчивую специализацию» [7].

Научная новизна исследования заключается в первую очередь в самом обращении к исследованию проблем, возникающих в процессе разностороннего развития учащихся на разнообразных дополнительных занятиях, а также в рассмотрении конкретных примеров осложнений, встречающихся в процессе обучения ребенка в разнообразных кружка, студиях и секциях в области дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования базируется на обращении к фундаментальным исследованиям всестороннего развития учащихся и изучении необходимости широкого общекультурного образования, что отмечено в государственных документах и трудах известных отечественных ученых.

Степень достижения цели, обозначенной в данном исследовании, представляется значительной, но не окончательной, так как необходимо продолжать экспериментальные исследования в данном направлении, уделять особое внимание практической значимости исследования, заключающейся в опоре на собственную педагогическую практику в работе с детьми в условиях дополнительного образования и изучении опыта работы известных педагогов, что способствует созданию условий наиболее рационального пути всестороннего развития детей и помогает избежать ошибок в осуществлении данного процесса.

С первого взгляда кажется, что значительное количество разнообразных занятий, дополняя друг друга, будут эффективно способствовать разностороннему развитию личности ребенка. Это действительно так, но нужно разумно регулировать нагрузку, так как если в начальных классах дети успевают охватить все предлагаемые занятия, то уже ближе к 6-7 классу посещать все и сразу становится практически невозможным.

Рассмотрим некоторые примеры осложнений, с которыми сталкиваются преподаватели в области дополнительного образования различных художественных направлений.

«Талантливый человек талантлив во всем!» - этот броский афоризм как нельзя лучше описывает всю ситуацию. Представим себе, например, что ученица музыкальной студии пропускает занятие по хору в какой-то день, потому что в это же время у неё репетиция в студии балета. Педагог идет ей навстречу, так как она очень способная ученица, обладающая от природы ярким голосом, хорошо интонирует и благодаря её участию вся партия вторых сопрано звучит красиво и уверенно. Однако данная ситуация провоцирует ряд трудностей для руководителя хора. Если таких учеников отпрашивается несколько, то репетиция неполноценна, педагогу приходится держать в голове, что какая-то партия не звучит, потому что здесь нет Маши, Даши и т. д. Ситуация выглядит еще сложнее, если речь идет не о хоре, а о вокальном ансамбле. Бывают случаи, когда время концертов или конкурсов совпадает, и ребенок выбирает, где ему выступать. Такие мероприятия могут проходить в разных городах, программа может быть достаточно развернутой и включать развлекательную часть, участвовать в которой интересно и познавательно. В данном случае страдает уже не только педагог, но и другие участники коллектива. Ребята прилежно посещали все занятия, но, вероятно, окажутся в сложном положении, так как в хоре, например, не хватает основного голоса.

Как же поступить в такой ситуации преподавателю? Убрать из ансамбля ненадежного участника? Или просто выучить новый репертуар для нового состава? Но где гарантии, что подобная ситуация не повторится? И есть ли время, чтобы выучить новое? И как новый состав будет звучать? Ведь речь идет о детях, которые еще к тому же могут заболеть, или у них наступил период мутации голоса. Не допускать на занятия учеников за то, что они что-то пропустили - это не выход.

Близкие проблемы возникают и в студиях других художественных направлений. Преподаватель танцев испытывает не меньшие трудности, так как в случае отсутствия участника коллектива теряется весь рисунок танца, партнер остается один и репетирует, воображая своего партнера. В результате он теряет чувство взаимодействия, ощущение габарита в совместном действии и, в результате, на последующих занятиях могут появиться новые ошибки и даже травмы.

В случае повторяющегося отсутствия ученика на занятии педагог может принять решение не ставить его в основной состав, так как если ученик не приходит в день концерта, то преподавателю приходится менять расстановку на месте,

и ученики испытывают настоящий стресс - например, они выполняли и репетировали некоторые движения с наклоном вправо, а сейчас их просят выполнять эти движения с наклоном влево. В итоге страдают и другие участники коллектива.

Театральное творчество также является коллективным, где необходимо выстраивать взаимоотношения с другими участниками. Продуктивного занятия не будет, если кто-то отсутствует на репетиции. Конечно, преподаватель может сам прочитать текст, но участники коллектива должны учиться взаимодействовать друг с другом, чувствовать и видеть живой взгляд, реакцию - это отрепетировать можно только при непосредственном контакте. В случае отсутствия юного актера, исполняющего центральную роль, её отдают дублеру если он есть. В противном случае педагог будет вынужден объявить перенос спектакля, что, конечно, будет крайне неприятным для всех остальных участников коллектива. Если отсутствует персонаж второго плана, то смысловую нагрузку разделяют между другими персонажами, что, конечно, также является стрессом как для учеников, так и для руководителя.

Как мы видим, во всех случаях отсутствия ученика на репетиции или концерте страдает не только руководитель, но и другие участники коллектива, что может привести к ссорам, конфликтам и нежеланию дальше работать вместе. И причина этого коренится в слишком большом количестве дополнительных занятий, для осуществления которых на каком-то этапе у ребенка уже не хватает ни времени, ни сил.

Было бы лучше выбрать один из предметов в качестве факультатива, то есть в том случае, если у ребенка проявляются успехи в музыке, стоит уделить больше внимания занятиям по музыке и оставить, например, танцы в качестве факультативных занятий, которые помогут держать красивую осанку и фигуру в форме. Если у ребенка талант больше проявляется в танцах, то правильнее было бы снизить нагрузку индивидуальных занятий по музыке и посещать, например, только хор для общего развития. То же самое и с театральным кружком, где для спектакля интереснее тот актер, который сам может красиво спеть или станцевать.

Важно обращать внимание на воспитание в обучающихся ключевых качеств, каждое из которых эффективно воздействуют на общее развитие ребенка. Это такие качества, как инициативность, ответственность, планирование времени и целей, а также стремление превосходить стандарты [8].

Преподаватели рассмотренных направлений, в свою очередь, беспокоятся о будущем своих учеников. В перспективе музыкального образования учащемуся, если он все-таки отдаст предпочтение продолжать свое образование и поступать, например, в музыкальный колледж, необходимо больше времени уделить игре на инструменте, сольфеджио, вокалу, вокальному ансамблю и т. д. В первую очередь это касается тех, кто проживает в Москве и Московской области, так как конкуренция здесь значительно выше, нежели в других городах нашей страны, лучшие из лучших стремятся попасть в ведущие учебные заведения.

Рассмотрим проблемы, возникающие при слишком большом количестве занятий в кружках и студиях со стороны самого ребенка.

В области дополнительного образования с детьми, как правило, работают прекрасные преподаватели - музыканты, артисты балета, театра, кино. Ребята участвуют в различных концертах, конкурсах, а члены жюри и преподаватели открыто хвалят их за успехи и талант. Постепенно появляется конкуренция, которую нужно удерживать в оптимальных продуктивных рамках. В противном случае атмосфера в коллективе становится напряженной, вспыхивают ссоры, и ученики утрачивают необходимое для успешных занятий чувство комфорта и удовольствия от занятий.

Кроме того, организационные сложности, возникающие на занятиях при слишком большой загруженности участников, провоцируют педагога на резкие замечания, выговоры в адрес опоздавших или пропустивших занятия при всей группе, что никак не способствует решению проблемы, напротив - создает новые сложности. Каждый ребенок испытывает настоящий стресс, когда слышит от преподавателя: «Сколько можно терпеть твои опоздания?»; «Почему мы должны тебя ждать? 30 минут от занятия прошли впустую». Чувство вины, накапливаясь, приводит нередко к тому, что ребенок полностью утрачивает желание заниматься в данной студии или кружке с данным преподавателем и отказывается посещать занятия. А между тем, возможно, именно это направление является наиболее для него перспективным и будет способствовать его всестороннему развитию. Необходимое сокращение количества занятий происходит в данном случае не продуманно, рационально, а спонтанно и приводит к необдуманным решениям.

На практике бывает очень непросто понять, какое именно направление деятельности будет наиболее подходить школьнику в дальнейшем. Приведем пример смены приоритетов и интересов у одной из выпускниц ГБОУ Школы № 1553 имени В.И. Вернадского - Лизы Г До седьмого класса она обучалась в московской специальной музыкальной школе имени Гнесиных, но в связи со сложными семейными обстоятельствами оставила профессиональные занятия музыкой и поступила в седьмой класс школы имени В.И. Вернадского (гуманитарный класс). Здесь она организовала небольшой школьный хор, где успешно занимается со старшими школьниками уже третий год. После окончания школы поступила в Британскую высшую школу дизайна - частное образовательное учреждение высшего и дополнительного образования в сфере искусства, дизайна, бизнеса и маркетинга (направление книжная графика). Одновременно продолжает руководить школьным хором, более того, получила предложение от администрации школы о проведении дополнительных занятий музыкой с учениками 5-7 классов.

Ей удается успешно совмещать эти два различных направления деятельности и одновременно совершенствоваться и развиваться самой в процессе учебы и работы. Направления деятельности она выбирала сама, вступая зачастую в противоречия с родителями и педагогами. В данном случае мы видим решающую роль собственной уверенности ученицы в своих силах, осознание ей своих предпочтений и интересов. Однако такой уровень уверенности имеет реальные возможности трансформации в так называемое «чувство собственной важности» (ЧСВ), которое было представлено в произведениях латиноамериканского философа, антрополога и писателя-эзотерика Карлоса Кастанеды («Учение дона Хуана» (1968), «Отдельная реальность» (1971), «Путешествие в Икстлан» (1972)) и трактуется как «чувство возвышенности над кем-либо или чем-либо, выделение значимости самого себя и своих поступков. Иными словами, чувство собственной важности - это оценивание себя. Поскольку человек обычно постоянно находится в этом состоянии, это мешает ему трезво оценить ситуацию и принять необходимое решение. Согласно книгам Кастанеды, именно чувство собственной важности отнимает большую часть нашей энергии в повседневной жизни» [9].

Непродуктивность чувства собственной важности очевидна, но оно нередко культивируется родителями учеников. При том, что педагогу отрадно видеть, как родители заботятся о своих детях и помогают им в творчестве, подбирают наряды, ездят на конкурсы и сами, кажется, так увлекаются творческой жизнью, что порой сложно понять, кому больше нужны эти занятия, он с огорчением замечает, что действия родителей культивируют чувство собственной важности у детей. Но одновременно из-за сверхответственного отношения к предмету родители могут не допускать, чтобы ребёнок пропускал занятия, даже если он не вполне здоров. Нередко на практике встречаешь случаи, когда ребенка могут отправить на занятия при наличии плохого самочувствия: повышенной температуры нет, а больное горло, как родителям кажется, танцевать, например, не мешает. Порой от всех этих занятий ребенок так сильно устает, что уже ничего не хочет, занимается неохотно, потому что плохо себя чувствует, даже на концерте нет сил исполнить программу на должном уровне.

Родители перекладывают свои мечты и желания на своих детей, при этом требуя отличной успеваемости. Наблюдая из года в год, как ребенок успешно

Библиографический список

справляется с нагрузкой в школе и в дополнительном образовании, напрягая все свои силы, они считают, что он и дальше сможет работать в том же режиме, оставаясь на том же уровне. В действительности освоить несколько специальностей помимо общего образования очень непросто. Необходимо проводить беседы с родителями о том, что ребенок не справляется с такой нагрузкой, и ему необходим щадящий режим.

К сожалению, на практике сталкиваешься с еще одной проблемой, которая тоже связана с чувством собственной важности. Это такая ситуация, в которой родители перестают отдавать себе отчет в том, что успехи ученика - это во многом заслуга преподавателя, который вкладывает воспитание учеников все свои силы и знания. Им кажется, что их ребенок настолько талантлив, что уже только своим присутствием на занятии «оказывает услугу» педагогу тем, что занимаются у него. Кроме того, для некоторых родителей важен престиж педагога, причем не в профессиональном плане, на что действительно стоит обратить внимание, а в том, как он себя преподносит окружающим, то есть им важна не компетентность преподавателя, а лишь его искусственно созданный имидж.

Таким образом, заключаем, что в результате посещения большого количества различных кружков и студий ребенок, безусловно, может получить новые знания и гармоничное развитие, но на практике он зачастую сталкивается с целым рядом сложностей и побочных эффектов, таких как поверхностное дополнительное образование, перегрузки, переутомление, утрата интереса к занятиям. Ученикам сложно самостоятельно сделать выбор в пользу тех или иных направлений дополнительных занятий. Среди прочих сложностей значительное место занимают психологические проблемы, связанные, в том числе, с боязнью огорчить педагога, не оправдать его ожиданий и ожиданий родителей и многое другое.

Для достижения успеха важно выбирать задачи, которые действительно интересны ребенку, стимулировать на творческое решение встающих перед ним задач, развивать в нем ответственное отношение к собственным действиям. «Воспитание этих качеств... помогут ему в решении жизненных задач. При условии, что в первую очередь родители принимают и безусловно любят своего ребенка, и только во вторую - воспитывают» [10]. Разностороннее развитие требует к себе внимательного, сбалансированного отношения, объединения усилий самого ребенка, педагогов и родителей.

1. Разносторонняя личность. Available at: https://sunmag.mirtesen.ru/blog/43260523365/Raznostoronnyaya-lichnost

2. Федоренко Л.П. Позитивная (проектирующая) психология в школе. Москва: КАРО, 2017.

3. Осипов В.П, Экмалян А.М. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван: Издательство АН Армянской ССР 1989.

4. Даринский А.В. Непрерывное образование. Советская педагогика. 1975; № 1: 16-25.

5. Першунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. Педагогика. 1998. № 2: 49-57.

6. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы. Педагогика. 2014. № 2: 3-14.

7. Концепция непрерывного образования. Available at: https://dpo24.ru/concept.html

8. Разностороннее развитие ребенка. Available at: https://vk.eom/@happy_children03-raznostoronnee-razvitie-rebenka

9. Чувство собственной важности. АКАДЕМИК. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1189349

10. Как воспитать лидера? Я - родитель. Available at: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-vospitat-lidera/

References

1. Raznostoronnyaya lichnost'. Available at: https://sunmag.mirtesen.ru/blog/43260523365/Raznostoronnyaya-lichnost

2. Fedorenko L.G. Pozitivnaya (proektiruyuschaya) psihologiya v shkole. Moskva: KARO, 2017.

3. Osipov V.G., 'Ekmalyan A.M. Social'no-filosofskij analiz sovremennojkoncepciinepreryvnogo obrazovaniya. Erevan: Izdatel'ctvo AN Armyanskoj SSR, 1989.

4. Darinskij A.V. Nepreryvnoe obrazovanie. Sovetskaya pedagogika. 1975; № 1: 16-25.

5. Gershunskij B.S. Obrazovanie v tret'em tysyacheletii: garmoniya znaniya i very. Pedagogika. 1998. № 2: 49-57.

6. Verbickij A.A., Rybakina N.A. Metodologicheskie osnovy realizacii novoj obrazovatel'noj paradigmy. Pedagogika. 2014. № 2: 3-14.

7. Koncepciya nepreryvnogo obrazovaniya. Available at: https://dpo24.ru/concept.html

8. Raznostoronnee razvitie rebenka. Available at: https://vk.com/@happy_children03-raznostoronnee-razvitie-rebenka

9. Chuvstvo sobstvennoj vazhnosti. AKADEMIK. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1189349

10. Kak vospitat lidera? Ya - roditel'. Available at: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-vospitat-lidera/

Статья поступила в редакцию 02.10.22

УДК 372.878

Kuznezova E.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: kyznetsova65@mail.ru

Ivanilova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: kyznetsova65@mail.ru

PIANO CYCLE "APHORISMS" BY D.D. SHOSTAKOVICH IN THE ASPECT OF PERFORMANCE PROBLEMS. The article considers the piano cycle "Aphorisms" by D.D. Shostakovich in the aspect of performing problems. Features of the figurative content of the cycle are studied, the structure of the work is determined, the origins of its style are revealed. Special attention is paid to the place occupied by the "Aphorisms" in the composer's work and, more broadly, in the history of the development of the piano miniature genre in the first half of the 20th century. The specificity of the musical language of the piano miniatures included in the "Aphorisms" is revealed, the dramatic role of polyphony in the process of organizing the whole is determined. Difficulties encountered by pianists when learning the cycle are indicated, effective methods of work to overcome them are determined.

Key words: D.D. Shostakovich, piano cycle "Aphorisms", genre of piano miniature in first half of 20 century.

Е.О. Кузнецова, канд. пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kyznetsova65@mail.ru

Т.В. Иванилова, канд. искусствоведения, доц., Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: kyznetsova65@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.