Научная статья на тему 'ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «АФОРИЗМЫ» Д.Д. ШОСТАКОВИЧА В АСПЕКТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ПРОБЛЕМ'

ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «АФОРИЗМЫ» Д.Д. ШОСТАКОВИЧА В АСПЕКТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
208
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д.Д. Шостакович / фортепианный цикл «Афоризмы» / жанр фортепианной миниатюры в первой половине XX в. / D.D. Shostakovich / piano cycle “Aphorisms” / genre of piano miniature in first half of 20 century

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е.О. Кузнецова, Т.В. Иванилова

Статья посвящена рассмотрению фортепианного цикла «Афоризмы» Д.Д. Шостаковича в аспекте исполнительских проблем. Исследуются особенности образного содержания цикла, определяется структура произведения, выявляются истоки его стилистики. Особое внимание уделяется тому, какое место занимают «Афоризмы» в творчестве композитора, и шире – в истории развития жанра фортепианной миниатюры в первой половине XX в. Раскрывается специфика музыкального языка фортепианных миниатюр, входящих в состав «Афоризмов», определяется драматургическая роль полифонии в процессе организации целого. Обозначаются трудности, возникающие у пианистов при разучивании цикла, определяются эффективные методы работы по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIANO CYCLE “APHORISMS” BY D.D. SHOSTAKOVICH IN THE ASPECT OF PERFORMANCE PROBLEMS

The article considers the piano cycle “Aphorisms” by D.D. Shostakovich in the aspect of performing problems. Features of the figurative content of the cycle are studied, the structure of the work is determined, the origins of its style are revealed. Special attention is paid to the place occupied by the “Aphorisms” in the composer’s work and, more broadly, in the history of the development of the piano miniature genre in the first half of the 20th century. The specificity of the musical language of the piano miniatures included in the “Aphorisms” is revealed, the dramatic role of polyphony in the process of organizing the whole is determined. Difficulties encountered by pianists when learning the cycle are indicated, effective methods of work to overcome them are determined.

Текст научной работы на тему «ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «АФОРИЗМЫ» Д.Д. ШОСТАКОВИЧА В АСПЕКТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ПРОБЛЕМ»

Ей удается успешно совмещать эти два различных направления деятельности и одновременно совершенствоваться и развиваться самой в процессе учебы и работы. Направления деятельности она выбирала сама, вступая зачастую в противоречия с родителями и педагогами. В данном случае мы видим решающую роль собственной уверенности ученицы в своих силах, осознание ей своих предпочтений и интересов. Однако такой уровень уверенности имеет реальные возможности трансформации в так называемое «чувство собственной важности» (ЧСВ), которое было представлено в произведениях латиноамериканского философа, антрополога и писателя-эзотерика Карлоса Кастанеды («Учение дона Хуана» (1968), «Отдельная реальность» (1971), «Путешествие в Икстлан» (1972)) и трактуется как «чувство возвышенности над кем-либо или чем-либо, выделение значимости самого себя и своих поступков. Иными словами, чувство собственной важности - это оценивание себя. Поскольку человек обычно постоянно находится в этом состоянии, это мешает ему трезво оценить ситуацию и принять необходимое решение. Согласно книгам Кастанеды, именно чувство собственной важности отнимает большую часть нашей энергии в повседневной жизни» [9].

Непродуктивность чувства собственной важности очевидна, но оно нередко культивируется родителями учеников. При том, что педагогу отрадно видеть, как родители заботятся о своих детях и помогают им в творчестве, подбирают наряды, ездят на конкурсы и сами, кажется, так увлекаются творческой жизнью, что порой сложно понять, кому больше нужны эти занятия, он с огорчением замечает, что действия родителей культивируют чувство собственной важности у детей. Но одновременно из-за сверхответственного отношения к предмету родители могут не допускать, чтобы ребёнок пропускал занятия, даже если он не вполне здоров. Нередко на практике встречаешь случаи, когда ребенка могут отправить на занятия при наличии плохого самочувствия: повышенной температуры нет, а больное горло, как родителям кажется, танцевать, например, не мешает. Порой от всех этих занятий ребенок так сильно устает, что уже ничего не хочет, занимается неохотно, потому что плохо себя чувствует, даже на концерте нет сил исполнить программу на должном уровне.

Родители перекладывают свои мечты и желания на своих детей, при этом требуя отличной успеваемости. Наблюдая из года в год, как ребенок успешно

Библиографический список

справляется с нагрузкой в школе и в дополнительном образовании, напрягая все свои силы, они считают, что он и дальше сможет работать в том же режиме, оставаясь на том же уровне. В действительности освоить несколько специальностей помимо общего образования очень непросто. Необходимо проводить беседы с родителями о том, что ребенок не справляется с такой нагрузкой, и ему необходим щадящий режим.

К сожалению, на практике сталкиваешься с еще одной проблемой, которая тоже связана с чувством собственной важности. Это такая ситуация, в которой родители перестают отдавать себе отчет в том, что успехи ученика - это во многом заслуга преподавателя, который вкладывает воспитание учеников все свои силы и знания. Им кажется, что их ребенок настолько талантлив, что уже только своим присутствием на занятии «оказывает услугу» педагогу тем, что занимаются у него. Кроме того, для некоторых родителей важен престиж педагога, причем не в профессиональном плане, на что действительно стоит обратить внимание, а в том, как он себя преподносит окружающим, то есть им важна не компетентность преподавателя, а лишь его искусственно созданный имидж.

Таким образом, заключаем, что в результате посещения большого количества различных кружков и студий ребенок, безусловно, может получить новые знания и гармоничное развитие, но на практике он зачастую сталкивается с целым рядом сложностей и побочных эффектов, таких как поверхностное дополнительное образование, перегрузки, переутомление, утрата интереса к занятиям. Ученикам сложно самостоятельно сделать выбор в пользу тех или иных направлений дополнительных занятий. Среди прочих сложностей значительное место занимают психологические проблемы, связанные, в том числе, с боязнью огорчить педагога, не оправдать его ожиданий и ожиданий родителей и многое другое.

Для достижения успеха важно выбирать задачи, которые действительно интересны ребенку, стимулировать на творческое решение встающих перед ним задач, развивать в нем ответственное отношение к собственным действиям. «Воспитание этих качеств... помогут ему в решении жизненных задач. При условии, что в первую очередь родители принимают и безусловно любят своего ребенка, и только во вторую - воспитывают» [10]. Разностороннее развитие требует к себе внимательного, сбалансированного отношения, объединения усилий самого ребенка, педагогов и родителей.

1. Разносторонняя личность. Available at: https://sunmag.mirtesen.ru/blog/43260523365/Raznostoronnyaya-lichnost

2. Федоренко Л.Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе. Москва: КАРО, 2017.

3. Осипов В.Г, Экмалян А.М. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван: Издательство АН Армянской ССР 1989.

4. Даринский А.В. Непрерывное образование. Советская педагогика. 1975; № 1: 16-25.

5. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. Педагогика. 1998. № 2: 49-57.

6. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы. Педагогика. 2014. № 2: 3-14.

7. Концепция непрерывного образования. Available at: https://dpo24.ru/concept.html

8. Разностороннее развитие ребенка. Available at: https://vk.eom/@happy_children03-raznostoronnee-razvitie-rebenka

9. Чувство собственной важности. АКАДЕМИК. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1189349

10. Как воспитать лидера? Я - родитель. Available at: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-vospitat-lidera/

References

1. Raznostoronnyaya lichnost'. Available at: https://sunmag.mirtesen.ru/blog/43260523365/Raznostoronnyaya-lichnost

2. Fedorenko L.G. Pozitivnaya (proektiruyuschaya) psihologiya v shkole. Moskva: KARO, 2017.

3. Osipov V.G., 'Ekmalyan A.M. Social'no-filosofskij analiz sovremennojkoncepciinepreryvnogo obrazovaniya. Erevan: Izdatel'ctvo AN Armyanskoj SSR, 1989.

4. Darinskij A.V. Nepreryvnoe obrazovanie. Sovetskaya pedagogika. 1975; № 1: 16-25.

5. Gershunskij B.S. Obrazovanie v tret'em tysyacheletii: garmoniya znaniya i very. Pedagogika. 1998. № 2: 49-57.

6. Verbickij A.A., Rybakina N.A. Metodologicheskie osnovy realizacii novoj obrazovatel'noj paradigmy. Pedagogika. 2014. № 2: 3-14.

7. Koncepciya nepreryvnogo obrazovaniya. Available at: https://dpo24.ru/concept.html

8. Raznostoronnee razvitie rebenka. Available at: https://vk.com/@happy_children03-raznostoronnee-razvitie-rebenka

9. Chuvstvo sobstvennoj vazhnosti. AKADEMIK. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1189349

10. Kak vospitat lidera? Ya - roditel'. Available at: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-vospitat-lidera/

Статья поступила в редакцию 02.10.22

УДК 372.878

Kuznezova E.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: kyznetsova65@mail.ru

Ivanilova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: kyznetsova65@mail.ru

PIANO CYCLE "APHORISMS" BY D.D. SHOSTAKOVICH IN THE ASPECT OF PERFORMANCE PROBLEMS. The article considers the piano cycle "Aphorisms" by D.D. Shostakovich in the aspect of performing problems. Features of the figurative content of the cycle are studied, the structure of the work is determined, the origins of its style are revealed. Special attention is paid to the place occupied by the "Aphorisms" in the composer's work and, more broadly, in the history of the development of the piano miniature genre in the first half of the 20th century. The specificity of the musical language of the piano miniatures included in the "Aphorisms" is revealed, the dramatic role of polyphony in the process of organizing the whole is determined. Difficulties encountered by pianists when learning the cycle are indicated, effective methods of work to overcome them are determined.

Key words: D.D. Shostakovich, piano cycle "Aphorisms", genre of piano miniature in first half of 20 century.

Е.О. Кузнецова, канд. пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kyznetsova65@mail.ru

Т.В. Иванилова, канд. искусствоведения, доц., Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: kyznetsova65@mail.ru

ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «АФОРИЗМЫ» Д.Д. ШОСТАКОВИЧА В АСПЕКТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ПРОБЛЕМ

Статья посвящена рассмотрению фортепианного цикла «Афоризмы» Д.Д. Шостаковича в аспекте исполнительских проблем. Исследуются особенности образного содержания цикла, определяется структура произведения, выявляются истоки его стилистики. Особое внимание уделяется тому, какое место занимают «Афоризмы» в творчестве композитора, и шире - в истории развития жанра фортепианной миниатюры в первой половине XX в. Раскрывается специфика музыкального языка фортепианных миниатюр, входящих в состав «Афоризмов», определяется драматургическая роль полифонии в процессе организации целого. Обозначаются трудности, возникающие у пианистов при разучивании цикла, определяются эффективные методы работы по их преодолению.

Ключевые слова: Д.Д. Шостакович, фортепианный цикл «Афоризмы», жанр фортепианной миниатюры в первой половине XX в.

Фортепианное наследие Д.Д. Шостаковича входит в золотой фонд пианистического репертуара. В педагогическом аспекте особый интерес вызывают произведения, написанные в ранний период творчества. Они отличаются тягой к смелым экспериментам в области средств музыкальной выразительности. По этой причине работа над этими пьесами в ходе образовательной программы требует вдумчивой тщательности. Цикл «Афоризмы» (ор. 13) был завершен Шостаковичем 7 апреля 1927 года и стал одним из знаковых произведений своего времени. Большую роль в формировании индивидуального стиля сборника сыграл богатый исполнительский опыт автора. В период создания «Аформизмов» юный композитор много концертировал, при этом в его репертуар входили произведения самых различных направлений.

В год создания цикла Шостакович принял участие в Первом Международном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве, где был удостоен почетного диплома. Кроме того, в течение длительного периода композитор работал в качестве аккомпаниатора. После смерти отца юный музыкант вынужден был кормить семью, зарабатывая на жизнь игрой в кинотеатрах. Импровизируя музыкальное сопровождение к фильмам, он пользовался узнаваемыми широкой публикой рит-мо-интонациями. Долгое пребывание в сфере прикладной деятельности привело к неприятию примитивных музыкальных форм.

На начальном этапе знакомства с музыкой композитора необходимо указать на особенности трактовки им жанра миниатюры. В фортепианных сочинениях 1920-1930-х гг (восемь прелюдий, первая соната, три фантастических танца, «Афоризмы») Шостакович осваивает новые пути развития пианизма, стремясь выработать стиль, наиболее отвечающий его внутреннему состоянию. «Афоризмы» становятся квинтэссенцией сугубо камерной трактовки жанра фортепианного цикла. В цикле Шостаковича внешний аскетизм средств музыкальной выразительности порожден глубиной внутреннего содержания. Композитор пытался передать в звуках фортепиано характеристику надломленного мира, полного внутренних противоречир.Оанов хатнтпраиотктиатд тнтркннкноо поиска.топию-щенного в «Афоризмах»-нсслеоиваним новыхнанонамервонтеараганизации музыкальной ткани.

Для того чтобы начинающие хиaнnтрыoогоу глабыeппеуавcтиoвооиcпeLр ифику фортепианного стиля «Афоpизеnв»,аилeноcбpaзннкпеткo тзимуомись аи на уроках с историей со»рaнию тиксаС^с^киде^к^нгноввнкиг^о вплрвв!е аЛеснк-граде на концерте Ассоцуртнютовреnоскoи м°зыкн (АСМ)винкллнаипрнтoте. Следует отметить, что воocаaнаooЫщeакдaвеоо»лутaзиe оидтдю моды»aнаы, как М.О. Штейнберг Н.Я. Mяпl<oкeрни, Ю.A.Шaпopиу,a.B.Щeтблиeв,д..м. Мосолов, ПН. Попов и др. Дeпee-»еooаозкpн- ндинoмымceнникои, с энтазаанисм поддерживающих новатoепкионaoвнaзля г^олс^.^^и^в^, пасогла юнома Шаитакивс-чу поверить в свои силы.Нслтонснпод иозтействием атмосферы, царящей на собраниях АСМ, композ итотдoкозлиитп Марте пианных пьес в необычном стиле. Новизна стиля «Афоризмов» Шостаковича поразила современников, произведе-

ние не имело успеха и было встречено с решительным неприятием. Одним из немногих, поддержавших молодого композитора, был Б.В. Асафьев, отметивший в произведении «беспокойную, ищущую мысль» [1].

После того, как в газете «Правда» в 1936 г. были опубликованы статьи «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», «практически все сочинения Шостаковича этого периода были заклеймены как "формалистический эксперимент". Не избежали этой участи и "Афоризмы". Однако принципиальный антиромантизм "Афоризмов" не стоит абсолютизировать - главная задача композитора вряд ли заключалась в антиромантическом эпатаже. Даже при самом беглом взгляде нельзя не заметить, что в "Афоризмах" для Шостаковича чрезвычайно актуальна новизна музыкального языка, и в этом смысле произведение полемично» [2, с. 9].

Бесспорно, «Афоризмы» отличаются обилием новаторских приемов, что осложняет работу над произведением с начинающими пианистами. Чрезвычайная экспериментальность цикла и в наши дни служит причиной того, что он нечасто встречается в репертуаре. Насыщенность музыкального языка сочинения сочетается с крайней лаконичностью высказывания. Название цикла подсказал Шостаковичу Б.Л. Яворский, которому после завершения композитор преподнес автограф сочинения. Заголовки пьес отсылают слушателя к привычным жанровым прообразам. Десять пьес цикла включают в себя:

- речитатив;

- серенаду;

- Ноктюрн;

- Элегию;

- Похоронный марш;

- Этюд;

- Пляску смерти;

- Канон;

- Легендр;

- Лолы°рльаию пeзно,

Разбирая структуру «Афоризмов» со студентами, необходимо привлечь их внимание к необычности трактовки программных заголовков - названия пьес стяжак вомпоногоау или Oытoлиптмдло ыхнатимей на усто-

яишиесяМт^мы. .к, Гlтпoноуиыимдаш знусат рСти,в ныст°омземне. Этюд ипeдотcвляeпcобoл клоикатуруар этюды К. Черна.Снренода нтпоминает, ско-рое,шылиний таса. чно соууорeнлoeлюбавнеeпpнзнaнны.

ЫктпeдемтндыноHл юcтмфaкаypы воиоосот кззенрнн ютздаюетеыд ицион-кыопелeмдв, чтнлeкмз тре^ет cлмпиaльн(жcонинк^т п[тацемгю раооты над цигмом.Haпни-ое> н тохоронномеавшякемпознтнк влпючыдетоxлика флажо-J^^ооу -иoнoлиителнртмжеыyдтоживмпвсетынaкl<oод. ь звуки

на октаву выше. Такие приемы следует разобрать отдельно, добиваясь точного исполнения в медленном темпе.

Пример 1. Д.Д. Шостакович. «Афоризмы». Похоронный марш.

Пристальное изучение элементов полифонического письма, присутствующих в цикле, поможет начинающим пианистам справиться с техническими трудностями. Так, в Каноне композитор согласно традиции полифонического письма располагает каждый голос на отдельном нотном стане. Таким образом трехголосный канон излагается на трех нотных станах. Однако при этом характер темы - нескладный, прерывистый - максимально отвечает представлениям о музыкальном языке первой половины XX в. Работа над Каноном чрезвычайно полезна, так как способствует расширению представлений студентов о возможностях фортепианной фактуры.

Как справедливо отмечает И.В. Гамова, «Д. Шостакович - крупнейший полифонист ХХ столетия. Тяготея к творчеству И.С. Баха, С. Танеева, к классическим видам полифонии, композитор насыщает традиционные приемы и формы новым содержанием, подсказанным современностью. Существенную роль играет полифония в тематическом развитии произведений Шостаковича, в раскрытии драматургического конфликта. Имитации, каноны, контрапункт тем выполняют различные формообразующие функции» [3, с. 32]. В Каноне применение подобного рода полифонических приемов подчеркивает ярко выраженный характер тематизма, что придает звучанию миниатюры недосказанность.

Пример 2. Д.Д. Шостакович. «Афоризмы». Канон.

Подобное сопоставление традиции и новаторства присутствует и в других частях цикла. Так, в Ноктюрне отсутствует делениена такты.Импровизационные пассажи, с одной стороны, являются символом мечтательной лирики, но при этом они постоянно прерываются резкими форшлагами, терпкими созвучиями, назойл ивытиттелнмо.П Сетенадтнтстаяетендемзееовпедоеыкитаы ет гротескный характер темы, в Колыбельной на фоне остинато в левой руке звучит ломаная мелодия, то устремляющаяся вверх, то стремительно ниспадающая.

Библиографический список

Интонационный материал цикла лаконичен, тщательно изолирован от любых стилевых или интонационных аллюзий. Прозрачность фактуры и особое внимание к каждому голосу приводят к обособленной линеарности каждого голоса. «Графическая трактовка фортепиано, прозрачность звуковой фактуры, рельефность мелодических линий, и, конечно, острая характерность образов» [2, с. 8] становится отличительной чертой «Афоризмов».

Бесспорно, цикл представляет собой яркую страницу в истории развития жанра фортепианной миниатюры первой половины прошлого столетия. Однако пианисты ранее нечасто исполняли и сейчас редко обращаются к произведению Шостаковича. Это связано с тем, что работа над циклом требует не только высокого уровня технического мастерства, но и зрелого профессионализма. Виртуозное владение инструментом необходимо для создания ярких музыкальных образов «Афоризмов», но не менее важно знакомство с исторической обстановкой, в которой был создан цикл. Оно поможет глубже проникнуть в сущность музыки «Афоризмов».

Необходимо помнить, что методы по подготовке цикла избираются строго индивидуально, согласно уровню исполнителя и его темпераменту. Подбирая удобный алгоритм разучивания нотного текста, следует помнить, что процесс предконцертной подготовки произведения должен состоять из целого ряда состав-

ш

ляющих. Кроме непосредственного разучивания музыкального материала, работы с техвивескв труоныти ытрагмантаты, изнчннuа<<Aфаpотмап»оe бвдет полмонеа-ным без философских размышлений и знакомства с историей создания. При таком комплексном подходе пианист сможет максимально емко и убедительно ото-бразитъ непнонтее свдеыеавит оочинепия. ПыннаЫоте над нитом Шестакавтта «Афоризмы» у музыкантов есть уникальный шанс соприкосновения «с личностью и творчеством композитора», возможность открыть «новые грани понимания его внугpенногомичa,^^тaвнтнeпныр и xыдежоcнвeнныееeквoетeB» [3,о-25].

1. Гамова И.В. О полифонии в первой симфонии Д. Шостаковича. Музыкальное искусство. 2017; 16: 32-42.

2. Бородин Б.Б. Irina Chukovskaya. Piano sonata in b minor, 24 preludes. Aphorisms. MEL CD 10 02455. 2016: 3-20.

3. МиловидоваН.С.Святыеузытоварищества»всудьбеипоэтике творчества Д.Д.Шостаковича. Сфера культуры.2020;№2:124-131.

References

1. Gamova I.V. O polifonii v pervoj simfonii D. Shostakovicha. Muzykal'noeiskusstvo. 2017; 16: 32-42.

2. Borodin B.B. Irina Chukovskaya. Piano sonata in b minor, 24 preludes. Aphorisms. MEL CD 10 02455. 2016: 3-20.

3. Milovidova N.S. Svyatye uzy tovarischestva» v sud'be i po'etike tvorchestva D.D. Shostakovicha. Sfera kultury. 2020; № 2: 124-131.

Статья поступила в редакцию 02.10.22

УДК 37 (1174)

NikolnikovaP.O., MA student,MoscowStateInstituteofCulture(Moscow, Russia),E-mail: nikolnpolina@yandex.ru

Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

THE PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TUBAAVANT-GARDE COMPOSERS REPERTOIRE AT THE HIGHER EDUCATION CLASSES.

The article studies a current problem of performing on the orchestral and solo instrument - the tuba, in particular the problem of selecting the main repertoire, based on the works of avant-garde composers and modern composers, using specific techniques of playing on a tuba instrument, which are able to reveal the skills of the young

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.