Научная статья на тему 'ИДЕЯ ОПТИМИЗМА В РОМАНАХ Г.К. ЧЕСТЕРТОНА'

ИДЕЯ ОПТИМИЗМА В РОМАНАХ Г.К. ЧЕСТЕРТОНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.К. Честертон / роман / финал / идея / оптимизм / пессимизм / гностицизм / декаденты / G.K. Chesterton / novel / finale / idea / optimism / pessimism / gnosticism / decadents

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л.В. Писарев

В статье рассматривается сюжетно-композиционный и идейно-философский уровень основных романов Г.К. Честертона «Наполеон из Ноттинг-Хилла», «Человек, который был Четвергом», «Шар и Крест», «Перелетный кабак», «Возвращение Дон Кихота» с целью определения общих для этих произведений свойств построения художественного пространства. В результате проведенной работы было определено общее для романов Г.К. Честертона свойство построения композиции: каждое произведение неизменно имеет позитивный финал. Эта особенность тесно связана с идейно-философской установкой автора на противостояние господствовавшим в обществе, искусстве и литературе его времени идеям декадентов, генетически связанным с религиозно-философским учением гностиков, противостоящим христианскому вероучению. Идея оптимизма в романах Честертона противопоставляется идеям скепсиса, пессимизма и нигилизма декадентов, его романы несут при этом в себе мощный религиозно-философский посыл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF OPTIMISM IN THE NOVELS OF G.K. CHESTERTON

The article examines the plot-compositional and ideological-philosophical level of the main novels of G.K. Chesterton “Napoleon from Notting Hill”, “The Man who was Thursday”, “The Ball and the Cross”, “The Flying Tavern”, “The Return of Don Quixote” in order to determine the properties of the construction of artistic space common to these works. As a result of the research, the property of composition construction common to G.K. Chesterton’s novels is determined: each work invariably has a positive ending. This feature is closely related to the ideological and philosophical attitude of the author to oppose the ideas of decadents that prevailed in society, art and literature of his time, genetically related to the religious and philosophical teaching of the Gnostics, opposing the Christian creed. The idea of optimism in Chesterton’s novels is thus opposed to the ideas of skepticism, pessimism and nihilism of decadents, while his novels carry a powerful religious and philosophical message.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ ОПТИМИЗМА В РОМАНАХ Г.К. ЧЕСТЕРТОНА»

References

1. Kruglyj stol: literatura i dokument: teoreticheskoe osmyslenie problemy. Available at: https://imli.ru/seminary-i-konferentsii-2008/1827-kruglyj-stol-literatura-i-dokument?ysclid=ley q8krabh714000261

2. Palievskij P.V. Rol' dokumenta v organizacii hudozhestvennogo celogo. Problemy hudozhestvennoj formy socialisticheskogo realizma. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1971; T. I.

3. Chukueva Z.N. Zhanrovo-stilevyeosobennostiseverokavkazskojsobytijno-hronikal'nojprozyXXveka vkontekstetipologicheskihsvyazejsotechestvennojliteraturoj: monografiya. Groznyj, 2020.

4. Mestergazi E.G. Literatura non-fikshn/nonfiction. 'Eksperimental'naya 'enciklopediya. Moskva: Sovpadenie, 2007.

5. Basinskij P. Sochinyat'bez vymysla. Available at: https://rg.ru/2015/07/13/basinskii.html

Статья поступила в редакцию 17.03.23

УДК 821.111

Pisarev L.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Romano-Germanic Philology, Orthodox St. Tikhon's University f

or the Humanities (Moscow, Russia), E-mail: lev-king@mail.ru

THE IDEA OF OPTIMISM IN THE NOVELS OF G.K. CHESTERTON. The article examines the plot-compositional and ideological-philosophical level of the main novels of G.K. Chesterton "Napoleon from Notting Hill", "The Man who was Thursday", "The Ball and the Cross", "The Flying Tavern", "The Return of Don Quixote" in order to determine the properties of the construction of artistic space common to these works. As a result of the research, the property of composition construction common to G.K. Chesterton's novels is determined: each work invariably has a positive ending. This feature is closely related to the ideological and philosophical attitude of the author to oppose the ideas of decadents that prevailed in society, art and literature of his time, genetically related to the religious and philosophical teaching of the Gnostics, opposing the Christian creed. The idea of optimism in Chesterton's novels is thus opposed to the ideas of skepticism, pessimism and nihilism of decadents, while his novels carry a powerful religious and philosophical message.

Key words: G.K. Chesterton, novel, finale, idea, optimism, pessimism, gnosticism, decadents

Л.В. Писарев, канд. филол. наук, доц., зав. каф. романо-германской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

(ПСТГУ), г. Москва, E-mail: lev-king@mail.ru

ИДЕЯ ОПТИМИЗМА В РОМАНАХ Г.К. ЧЕСТЕРТОНА

В статье рассматривается сюжетно-композиционный и идейно-философский уровень основных романов ПК. Честертона «Наполеон из Ноттинг-Хилла», «Человек, который был Четвергом», «Шар и Крест», «Перелетный кабак», «Возвращение Дон Кихота» с целью определения общих для этих произведений свойств построения художественного пространства.

В результате проведенной работы было определено общее для романов ПК. Честертона свойство построения композиции: каждое произведение неизменно имеет позитивный финал. Эта особенность тесно связана с идейно-философской установкой автора на противостояние господствовавшим в обществе, искусстве и литературе его времени идеям декадентов, генетически связанным с религиозно-философским учением гностиков, противостоящим христианскому вероучению.

Идея оптимизма в романах Честертона противопоставляется идеям скепсиса, пессимизма и нигилизма декадентов, его романы несут при этом в себе мощный религиозно-философский посыл.

Ключевые слова: Г.К. Честертон, роман, финал, идея, оптимизм, пессимизм, гностицизм, декаденты

Актуальность данной статьи заключается в том, что романное творчество ПК. Честертона затрагивает широкий круг социальных и философских проблем, возникающих и перед современным обществом, его произведения не теряют актуальность и в наше время, во многом описывая явления, влияющие ныне на жизнь европейской цивилизации.

Цель статьи - рассмотреть общие тенденции романного творчества П.К. Честертона с точки зрения противопоставления христианской философии идеологии декадентов рубежа Х1Х-ХХ веков в его произведениях.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно дополняет частично рассматривавшуюся исследователями творчества ПК. Честертона проблему осмысления писателем духовного кризиса рубежа Х1Х-ХХ веков с точки зрения христианской религиозной философии.

Теоретическая значимость нашей работы заключается в выявлении устойчивой тенденции в творчестве ПК. Честертона к противостоянию гностической по своей природе идеологии пессимизма и нигилизма эпохи декаданса с помощью противопоставления ей идей жизнеутверждения и оптимизма, воплощенных в художественном мире его произведений на сюжетно-композиционном (неизменно позитивные финалы романов) и идейно-философском уровнях.

Практическая значимость нашей работы заключается в возможности применения исследовательского материала в процессе преподавания курса истории английской литературы ХХ века, спецкурса по творчеству ПК. Честертона, а также в процессе дальнейших исследований творчества писателя.

В данной статье мы затрагиваем некоторые общие тенденции в романном творчестве П.К. Честертона на сюжетно-композиционном и идейно-философском уровнях и исследуем их связь с религиозно-философской позицией писателя по отношению к господствовавшим среди творческой интеллигенции рубежа веков идеям и настроениям [1-11].

Проблема осмысления ПК. Честертоном духовного кризиса европейского общества на рубеже Х1Х-ХХ веков рассматривалась Е.В. Васильевой [3], его творческое противостояние разрушающей религиозно-философской концепции декадентов изучалось ранее нами в работах «Проблема идеи «восточного пессимизма» и кризис рубежа Х1Х-ХХ веков в романе П.К. Честертона «Человек, который был Четвергом»» [5], «Проблема дуализма отображения божественной природы в романе ПК. Честертона «Человек, который был Четвергом»» [8] и «Роман П.К. Честертона «Человек, который был Четвергом»: теодицея против антисистемы» [9].

Связь концепции декадентов с учением гностиков и ее генезис рассматривались в работах игумена Спиридона (Баландина) «Пностицизм. От Античности до наших дней» [4], Слободнюка С.Л. «Идущие путями зла (древний гностицизм и русская литература 1890-1930 гг.)» [4].

Рубеж Х1Х-ХХ веков был периодом в истории европейской цивилизации, когда во всех областях ее культурной жизни - искусстве, литературе и философии - происходили грандиозные изменения, подготовленные всем течением предыдущей духовной жизни европейского общества. В полной мере все происходившие процессы касались и всех сфер культурной жизни британского общества. От кризиса религиозности, наступившего в XIX веке во многих европейских странах, через агностицизм в духе Пексли британское общество пришло к духовному кризису рубежа веков, нашедшему, в частности, свое отражение в литературе эпохи. В литературе веяния этого времени отразились в художественном направлении декаданса, характерной особенностью которого являлось настроение пессимизма, на котором была основана эстетика декадентов.

Творчество ПК. Честертона, великого христианского писателя, сильно выделяется по своему духу и идейному содержанию на фоне многих произведений эпохи модерна, пропитанных духом декаданса и кризиса рубежа веков. Для произведений большинства писателей и поэтов его времени был свойственен дух нигилистического отрицания моральных и эстетических устоев предшествующей культуры, творчество их было проникнуто эстетикой красоты последнего момента, наслаждения жизнью у «бездны мрачной на краю».

ПК. Честертон с юности принадлежал к кругу творческой интеллигенции Лондона и хорошо знал, как дух современной ему литературы, так и настроения общества своей эпохи, прекрасно умел отразить их в своих романах, многие из которых и появились именно как реакция на этот разрушительный дух богемы и ее увлечение различными идеями, в основе которых лежало отрицание не только благости созданного Богом мира, но и пессимистическое отрицание самой жизни. Пройдя лично через период сложных духовных исканий, сам ПК. Честертон пришел к выводу, что «картина мира...не так уж черна...» [2, с. 98], и утвердился в искренней вере в благость Творца, став глубоко верующим человеком.

В своих произведениях ПК. Честертон внимательно исследовал первопричины такого духовного состояния современного ему мира английской творческой интеллигенции и искал возможные пути выхода этого мира из духовного кризиса. Можно сказать, что почти все крупные произведения писателя, являясь художественными произведениями, несут в себе мощный научно-исследовательский

потенциал, рассматривая как социокультурные, так и религиозно-философские проблемы жизни общества.

Во всех крупных романах писателя есть конфликт главных героев с миром и обществом, полными несовершенства и идущими к гибели, во многих из романов Честертон помещает героев в условия онтологического выбора «быть или не быть», в которых они неизменно делают выбор в пользу «быть». Но прежде разрешения конфликта главные герои через сложные духовные искания, состояние катарсиса приходят к необходимости волевого решения и действия. Их путь неизменно ведет к утверждению разумности сущего и к ценности созданного Богом мира, каков бы он ни был.

Таковы произведения «Наполеон из Ноттинг-Хилла» (1904), первый крупный роман Честертона, «Человек, который был Четвергом» (1908), самый, пожалуй, известный и опубликованный его роман, «Шар и Крест» (1909), «Перелетный кабак» (1914) и последний крупный роман «Возвращение Дон Кихота» (1927).

Общим для всех этих произведений является неизменный оптимизм финала, будь он «открытым», как в романе «Наполеон из Ноттинг-Хилла», или финалом «со счастливым концом», как в других. Эта особенность художественного мира писателя обусловлена не только отражением его личного мироощущения (сам он был человеком насколько глубоким, настолько и жизнерадостным), но и идейной установкой на литературную проповедь, направленную против духа пессимизма и декаданса.

В романе «Наполеон из Ноттинг-Хилла» герои пытаются сохранить традиционный уклад жителей лондонского района Ноттинг-Хилл в борьбе против поглощения этого мира обезличивающей капиталистической системой и готовы отдать свои жизни за право лондонцев сохранить историческое лицо и дух своего района.

В этом романе героями движут чувства справедливости и любви к прекрасному, которые они находят как в жизни простых ремесленников, так и возвышенном искусстве, несовместимом с бездушием мира наживы. Когда из этого мира уходит чувство прекрасного, постепенно исчезает и содержание многих моральных понятий, мир начинает гибнуть. Герои в романе терпят поражение, их мир прежнего Ноттинг-Хилла гибнет - через него проведут магистраль, но они не сломлены, они уходят в будущее, как Дон Кихот и его верный оруженосец, не сложив оружие, - остается надежда на продолжение борьбы против беспощадной индустриальной трансформации привычного им сложного и красивого мира -роман имеет «открытый финал», содержит в себе идею оптимизма.

Идея оптимизма в этом романе тесно связана с глубиной затрагиваемых в произведении проблем. Можно сказать, что в своем первом романе Честертон затронул впервые проблему возможной гибели мира под воздействием внешних сил, порожденных бездуховностью капитализма и коррупции. Мир Ноттинг-Хилла в этом романе, представляющий собой «малую родину» главных героев, с его историей, культурой и традициями, является проекцией как большого Лондона, в котором происходит действие, так и своеобразной проекцией всей Британской Империи, несет в себе отражение «большого в малом» [7, с. 182-183], и его гибель предупреждает об опасности исчезновения культурных миров большего порядка. Заметим, что сюжет гибели «малой родины» и символизм этого события с возможностью его интерпретации как гибели универсума большего порядка можно встретить и в других произведениях мировой литературы, например, в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» [10]. Таким образом, возможность дальнейших действий героев романа Честертона несет в себе возможность создания оптимистического образа будущего.

Пожалуй, самый известный роман Г К. Честертона, «Человек, который был Четвергом», явился первым крупным произведением в его творчестве, главной целью которого была борьба против духа пессимизма и отчаяния, которым было объято современное Честертону британской общество, о чем он сам откровенно писал в своей «Автобиографии» [1, с. 91].

В романе «Человек, который был Четвергом» герои проходят испытание борьбой против идеологии абсолютного зла, смертоносной гностической ереси, находящей свое выражение в деятельности тайного общества террористов-анархистов. Также они проходят испытания сомнениями в разумности и справедливости Божественного устройства мира, в котором есть место такому злу, испытание пессимизмом. Автор проводит героев романа через катарсическое очищение душевными страданиями, и они становятся достойны как познать сущность и логику устройства земного мира, так и милость Бога к своему созданию.

Духовные искания героев романа, их сомнения и экзистенциальный ужас от восприятия действительности через призму представителей поколения мыслящих членов британского общества конца XIX века были отражением как духовных поисков самого Честертона, вместе с другими пережившего кризис мировоззрения, так и того состояния, в котором на момент создания произведения все еще находилась интеллигенция Британии, и шире - европейская цивилизация [1, с. 97-98].

«Я всё еще был подавлен метафизическим кошмаром отрицаний разума и материи, с ужасными видениями дьявола, с бременем моих загадочных мозга и тела; но к этому времени я восстал против них и старался создать более здравую концепцию мироздания, даже если бы она ошибалась в пользу здравомыслия. Я

даже называл себя оптимистом, потому что ужасно близко подошёл к тому, чтобы стать пессимистом. Это единственное моё оправдание. Всё это впоследствии воплотилось в очень бесформенной форме произведения «Человек, который был Четвергом» [1, с. 97-98].

Борьба против идеологии пессимизма, воплощенной как в эстетике декадентов того времени, так и в разрушительной философии анархических революционных учений, стала основной идеей романа «Человек, который был Четвергом» [8, с. 362].

Философии пессимизма Г.К. Честертон противопоставляет свою философию, центральной идеей которой становится идея оптимизма и веры в благость Творца, создавшего этот мир. И в этом романе Честертона религиозный аспект его творчества отражен наиболее ярко, заявлена его религиозно-философская позиция, которой он будет придерживаться и далее.

В романе «Шар и крест» (1909), как и в романе «Человек, который был Четвергом», острый онтологический конфликт выражен особенно ярко. Но в романе «Шар и крест» он обострен еще более: миру людей, в котором живут герои, грозит неминуемая гибель. Он находится уже не просто в опасности, но под властью самого Люцифера, установившего над людьми особый, медицинский контроль. Этот роман можно смело назвать одной из первых антиутопий и, более того, чрезвычайно современной, пророческой антиутопией, довольно страшной как для времени Честертона, так и для нашей современности. Любая из комбинаций образов будущего, которые предлагает Люцифер главным героям романа, является прямым путем к расчеловечиванию и не только к гибели образа Божия в человеке, но и к конечной гибели человеческого мира [6, с. 199].

Действие романа разворачивается в Англии, потерявшей веру, и подчеркнуто религиозно нейтральной. Именно над этой страной, оперируя доводами медицинской науки, берет власть профессор Люцифер.

Два главных героя, атеист-социалист Тернбулл и католик-монархист Мак Иэн, являются в этом мире возбудителями спокойствия: из-за своих взглядов на религию они готовы драться на дуэли. Для устоявшегося порядка и новой власти опасен не только предмет их спора - религия и образ Пречистой Девы Марии, но и сама их решимость отдать за свои идеи жизнь. В мире, которым овладел Люцифер, любое горячее религиозное чувство и неравнодушие являются отклонением от медицинской нормальности и преследуются по закону. В этом мире создана специальная медицинская полиция, все люди обязаны иметь при себе медицинский сертификат душевного здоровья и обязательно носить выданный им знак S ('^апи^' - «душевно здоров», «нормален»), без которого любой полицейский должен их арестовать и изолировать.

По приказу профессора Люцифера героев заключают в специальную больницу-тюрьму, где их помещают в комфортабельные автоматизированные палаты-камеры с кондиционером и регулярным питанием. Вместе с главными героями в эту больницу попадают все, кто с ними общался или даже слышал о них, -у медицинской полиции хорошо налажена информационная система и слежение, у них есть картотека с данными на любого человека.

Профессор Люцифер с помощью науки и медицинского контроля взял полную власть над правительством и миром, и отдельная больница, в которую заключены герои, становится прообразом всего мира, в котором, по словам Люцифера, «настоящая диктатура только начинается».

Герои по-разному переносят «изоляцию» в течение более месяца. Атеист Тернбулл мучается и страдает от отсутствия свободы, несмотря на комфортные условия пребывания. Католик Мак Иэн не только страдает, но и получает ценный опыт общения с Богом в уединении, что придает ему силы.

Но больше, чем главных героев, профессор Люцифер боится и охраняет православного монаха-старца Михаила, которого он похитил где-то на Балканах или в Греции. Он заточен в самую удаленную камеру, без окон и дверей. Несмотря на это, монах Михаил сохраняет и бодрость, и детскую радость от этого мира. Он даже доволен, что он оказался в одиночестве, наедине с Богом.

Честертон показывает нам, что даже в самом безвыходном (в буквальном, геометрическом смысле слова) положении человек может найти для себя как духовный выход - никто не может изолировать его от общения с Богом, так и выход с помощью действия: героям удается сломать высокотехнологичные запоры на дверях камер и получить необходимую свободу, чтобы бороться за этот мир.

Примечательна развязка романа. Благополучный исход событий оказывается, как суммой и результатом воли к действию различных людей, так и результатом синергии - совпадения человеческой воли и Божественного замысла.

Когда персонал больницы пытается вернуть в камеры-палаты под угрозой расстрела из пулемётов наших героев и всех обитателей больницы, Мак Иэн и Тернбулл поднимают восстание против медицинского фашизма. К ним присоединяется франкоязычный британец мсье Дюран, образец лояльного и законопослушного гражданина.

Мсье Дюран обвиняет медицинскую власть в том, что его лишают важнейших гражданских свобод: свободы перемещения (ему не дают гулять), свободы общения с его дочерью, свободы принимать ту пищу, которую он хочет и мог бы себе позволить. Он утверждает, что если закон, который ими правит, не стоит на общественном договоре, то такой договор гражданина с властью считается расторгнутым. Не испугавшись пулеметов, он тихо удаляется и поджигает боль-

ницу. Персонал во главе с Люцифером бежит, герои свободны от их тирании, но находятся в смертельной опасности из-за огня.

Только когда Мак Иэн, бросаясь на спасение старца Михаила, с молитвой обращается к Богу, происходит чудо: молитвами отца Михаила огонь утихает.

Концовка романа показывает нам, что даже в случае кажущегося безвыходным положения и смертельной опасности у человека должна оставаться надежда на то, что он не оставлен Богом, и воля к действию, которое может быть синергией Бога и человека.

Еще один роман этого периода, «Перелетный кабак» (1914), также показывает состояние мира, в котором живут герои (ирландец капитан Патрик Делрой и владелец кабака «Старый корабль» Хэмфри Пэмп), и его постепенное движение через изменение пищевой культуры и картины мира жителей Англии по принципу «окна Овертона» к установлению диктатуры и попытке изменения национальной идентичности и их культурного кода. Постепенно элита Британии принимает ислам и приглашает в страну полчища чужеземцев-мусульман и дикарей из колоний.

Герои романа последовательно отстаивают свое право сохранять свои традиции и свободы, хотя бы на уровне пищевой культуры (пить алкоголь, угощать других, веселиться и петь песни). Они путешествуют по стране с вывеской кабака «Старый корабль» (поэтому роман и называется «Перелетный кабак»), ведь если есть вывеска, то и употреблять напитки можно - таков закон. В итоге они поднимают на восстание против диктатуры английской элиты и чужеземного вторжения простых англичан и идут в бой под знаком креста и под христианские песнопения, защищая традиционные национальные и христианские культурные ценности.

В романе «Перелетный кабак» ГК. Честертон не только продолжил работу в жанре антиутопии, обозначив возможные негативные, пессимистические варианты будущего развития британского общества (как мы видим из современной действительности, его прогноз оказался вполне вероятно реализуемым), но и продолжил исследование серьезных социально-философских вопросов современности, тесно связанных с рядом идей, владевших декадентской по духу элитой британского общества. В частности, в этом романе он исследовал возможный исход деятельности личности, имеющей власть над страной и придерживающейся взглядов, родственных учению Ф. Ницше о сверхчеловеке. Такой личностью в романе изображен лорд Айвивуд [3, с. 132]. Лорд Айвивуд с его комплексом сверхчеловека берется за изменение страны, ее культуры, традиций и религии, опираясь на восточное учение исламского проповедника Мисисры, с тем, чтобы, в конце концов, встать во главе чужеземной и иноверной армии завоевателей.

Честертон противопоставляет ницшеанскому революционному радикализму, в основе которого также лежат идеи неверия, отчаяния и пессимизма, близкородственному многим идеям Декаданса, надежду главных героев на торжество народного здравого смысла, веру в незыблемость ценностей христианской веры. Жизнелюбие героев, их любовь к свободе, празднику, спутником которого часто

Библиографический список

является добрый ром, поэзии народных песен противопоставляются мрачной комбинации пуританского минимализма, бюрократической диктатуре несправедливых законов и отказа от национальных культурных традиций под влиянием чуждой Англии религии.

Здесь мы также видим благополучный исход действия романа благодаря сумме поступков людей, здравому смыслу простых англичан, являющихся основой общества и носителями традиционной культуры, на которых всегда надеялся Честертон, и преданности христианской вере главных героев. Финал романа, безусловно, оптимистичен, писатель указывает выход из, казалось бы, безнадежной ситуации, смоделированной им в очередной антиутопии.

В финальном большом романе Честертона «Возвращение Дон Кихота» речь идет об угрозе миру, из которого уходит красота, цвета, краски. Вместе с красотой и чувством прекрасного исчезают понятия о чести, справедливости, дружбе и настоящей любви. Герои романа видят, что общество и мир, которым все более правит холодная капиталистическая выгода, постепенно идут к своей гибели. Их целью становится вернуть в мир красоту и прежнее содержание многих человеческих понятий. Они находят истинную красоту и идеалы в эстетике и культуре христианского искусства готического Средневековья. Именно с возрождения Си-вудского аббатства, под сводами которого начинается действие произведения, и возникает постепенное возрождение их мира.

Этот последний крупный роман Честертона, как и его первый роман, «Наполеон из Ноттинг-Хилла», связаны между собой многочисленными образами, мотивами и темами. Можно сказать, что и в этом романе, как и в первом, имеется «открытый финал», хотя и вполне являющийся финалом «со счастливым концом», но и показывающий перспективу дальнейшего развития действия и движения судеб героев, то есть оставляющий надежду на что-то еще более позитивное.

Таким образом, мы пришли к выводу, что во всех перечисленных нами произведениях финалы неизменно несут в себе идею оптимизма и жизнеутвержде-ния. Писатель проводит героев через трудные, порою смертельно опасные испытания, через душевные терзания и сомнения, но неизменно они находят выход из критических ситуаций не только с помощью своей воли к действию, но в основном - с помощью веры и глубокого религиозного чувства, которое является для них самым верным ориентиром. В финале каждого его произведения всегда присутствует либо свершившееся торжество Божественной справедливости или надежда на обязательный его триумф в будущем.

Этим природа творчества Честертона сильно отличается от творчества его современников-декадентов. Каждый его роман является оптимистической христианской проповедью надежды, не только утверждающей ценности жизни как таковой, в противовес пессимистическому духу, нигилизму и анархии декаданса, но и высокие моральные идеалы релятивистской морали и духу капиталистического прагматизма и наживы, порожденных неверием и отчаянием кризиса рубежа Х1Х-ХХ веков.

1. Chesterton G.K. The Autobiography of G.K. Chesterton. New York. Sheed &Ward, 1936.

2. Chesterton G.K. The Man Who Was Thursday, Penguin Books 1937, Reprinted with the introduction by Kingsley Amis, 1986.

3. Васильева Е.В. Духовный кризис рубежа XIX-XX веков в осмыслении ГК. Честертона. Известия ВГПУ. Гуманитарные науки. 2015; № 3 (208): 130-134.

4. Игумен Спиридон (Баландин). Гностицизм. От Античности до наших дней. Научный труды Самарской духовной семинарии: сборник статей. Самара, 2014: 304-318.

5. Писарев Л.В. Проблема идеи «восточного пессимизма» и кризис рубежа XIX-XX веков в романе ГК. Честертона «Человек, который был Четвергом». Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 314-318.

6. Писарев Л.В. Образ будущего в романе Г.К. Честертона «Шар и крест». XXVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2018; № 28:188-190.

7. Писарев Л.В. Проблема защиты традиции в романе ГК. Честертона «Наполеон из Ноттинг-Хилла». XXIXЕжегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2019; № 29: 181-184.

8. Писарев Л.В. Проблема дуализма отображения божественной природы в романе Г.К. Честертона «Человек, который был Четвергом». Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 360-362.

9. Писарев Л.В. Роман Г.К. Честертона «Человек, который был Четвергом»: теодицея против антисистемы. XXXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2021; № 31: 161-163.

10. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой. Москва: Азбука, 2022.

11. Слободнюк С.Л. Идущие путями зла (древний гностицизм и русская литература 1890-1930 гг.). Санкт-Петербург: Алетейя, 1998.

References

1. Chesterton G.K. The Autobiography of G.K. Chesterton. New York. Sheed &Ward, 1936.

2. Chesterton G.K. The Man Who Was Thursday, Penguin Books 1937, Reprinted with the introduction by Kingsley Amis, 1986.

3. Vasil'eva E.V. Duhovnyj krizis rubezha XIX-XX vekov v osmyslenii G.K. Chestertona. Izvestiya VGPU. Gumanitarnye nauki. 2015; № 3 (208): 130-134.

4. Igumen Spiridon (Balandin). Gnosticizm. Ot Antichnosti do nashih dnej. Nauchnyj trudy Samarskoj duhovnoj seminarii: sbornik statej. Samara, 2014: 304-318.

5. Pisarev L.V. Problema idei «vostochnogo pessimizma» i krizis rubezha XIX-XX vekov v romane G.K. Chestertona «Chelovek, kotoryj byl Chetvergom». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 314-318.

6. Pisarev L.V. Obraz buduschego v romane G.K. Chestertona «Shar i krest». XXVIIIEzhegodnayabogoslovskayakonferenciyaPravoslavnogoSvyato-Tihonovskogogumanitarnogo universiteta. 2018; № 28:188-190.

7. Pisarev L.V. Problema zaschity tradicii v romane G.K. Chestertona «Napoleon iz Notting-Hilla». XXIX Ezhegodnaya bogoslovskaya konferenciya Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. 2019; № 29: 181-184.

8. Pisarev L.V. Problema dualizma otobrazheniya bozhestvennoj prirody v romane G.K. Chestertona «Chelovek, kotoryj byl Chetvergom». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 360-362.

9. Pisarev L.V. Roman G.K. Chestertona «Chelovek, kotoryj byl Chetvergom»: teodiceya protiv antisistemy. XXXI Ezhegodnaya bogoslovskaya konferenciya Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. 2021; № 31: 161-163.

10. Rasputin V.G. Proschanie s Materoj. Moskva: Azbuka, 2022.

11. Slobodnyuk S.L. Iduschie putyami zla (drevnij gnosticizm irusskaya literatura 1890-1930 gg.). Sankt-Peterburg: Aletejya, 1998.

Статья поступила в редакцию 20.02.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.