8. Медведка С. В., Элбакян Е. С. О религиозной ситуации в современной
России // Религиоведение. - 2002. - № 2. - С. 23-31.
9. Мчедлав М. П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России: Некоторые результаты социологического мониторинга // Десять лет по пути свободы совести. - М., 2002. - С. 55-59.
10. Мяло К. Г. Между Западом и Востоком: Опыт геополитического и историософского анализа. - М.: Рус. нац. фонд: Соловьев, 2003. - 220 с.
11. Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / сост. общ. ред. и вступ. ст.
А.Ф. Лосева и др. - М.: Правда, 1989. - Т. 1. - 735 с.
12. Ушакова Ю. В. Религиозная ситуация начало XX - канун XXI века. -URL: http:// www.vle.ru. - Загл. с экрана.
13. Федотов Г. П. Судьба и грехи России: в 2 т. - Т. 2. - СПб.: София, 1991-1992.
14. Цеханская К. В. Россия: тенденции религиозности в XX веке // Исторический вестник. - 2000. - № 5. - С. 13-19.
15. Чаадаев П. Я. Статьи и письма / сост., вступ. статья и коммент. Б. Н. Тарасова. - М.: Современник, 1987. - 365 с.
16. Andreeva L. Religious Practices in Russia // Woldmark Encyclopedia of Religious Practices. - Michigan, 2003.
УДК 101.1:316 (47)
ББК 60.027 (2)
А. Г. Шипилов
Идея народовластия в политической культуре современной России
В статье рассматриваются вопросы формирования концепции народовластия и её рефлексии в контексте политической антропологии. Изучение теории народовластия актуально в свете тех социально-культурных и политических изменений, которые происходят в трансформирующейся России.
Ключевые слова: политическая антропология, социально-культурные ценности, народовластие, референдум, выборы, демократия.
Модернизирующаяся Россия конца ХХ - начала XXI в. вошла в процесс системного кризиса, который породил ряд проблем как практического, так и теоретического характера. Поэтому неслучайно в политической культуре нашего Отечества вновь оказалось востребованным исследование идеи народовластия. Идея - это прежде всего форма постижения мира в мысли индивидом и социумом [7, с. 83], поэтому политическая антропология в центр своих разработок и поставила проблему анализа
политических процессов современного общества и их отражения в сознании и культуре человека как существа политического. Предметом изучения политической антропологии стали механизмы и институты власти и социального контроля в посттрадиционных обществах [5, с. 9].
Идея может существовать в обыденном сознании человека как принцип, обеспечивающий правила повседневного поведения. Тогда в этногенезе она приобретает вид социальных стереотипов, моральных максим, суждений здравого смысла и житейской мудрости, а также пословиц и поговорок, входящих в народный фольклор. Она может приобретать также форму религиозных верований, догматов, мифов, научных теорий. Идея народовластия в этом контексте по сути своей представляет «философскую формулу», которая аксиологически и гносеологически раскрывает одновременно и потребности в усилении государственной власти, и потребности в свободе личности как основополагающей социально-культурной ценности общества.
Задача философии состоит в том, чтобы подытожить опыт предшествующего развития знания и сформулировать основополагающие идеи, а также исследовать их на предмет пригодности для культивирования и распространения. Философия народовластия, таким образом, выступает существенной стороной политико-правовой культуры страны.
Понятие «народовластие» в основном тождественно «более употребительному в конституционном праве понятию народного суверенитета» [13, с. 186]. Такую трактовку дает юридический словарь, но наряду с этим в современном толковом словаре русского языка подчеркивается, что народовластие - есть «форма правления, при которой власть принадлежит народу; демократия» [3]. Народовластие и составляет главный смысл и содержание демократии в ее современном общепринятом понимании. Идея народовластия выступает как базисный концепт современной политической культуры России. Мы придерживаемся того определения содержания политической культуры, которое дают петербургские авторы М.А. Арефьев, А.Г. Давыденкова, Ю.А. Козлов и И.Д. Осипов. Они пишут: «Политическая культура - это такой общественный феномен, который заключает в себе, с одной стороны, бытие человека в среде политики и политических отношений, а с другой - это различными способами закрепленные отношения человека к власти. Политическая культура отражает уровень и характер политических знаний и действий, выступает содержанием социальных ценностей... Современные политические идеологии содержат такие основные направления, как консерватизм, либерализм» [1, с. 9]. Современный социальный философ пишет: «В России человеческая личность всегда была более связана с общественным целым, чем на Западе, и это, в частности, не раз было отмечено еще славянофи-
лами. Русский народ всегда был чужд индивидуализму, он по духу коллективист, поэтому воспринимает право как инструмент социальной справедливости и правды. Отсутствие, по крайней мере, в прошлые века, мотивов личного эгоизма, продуктивизма, вытекающего из глубин протестантской этики, сделало почти невозможным понимание нами индивидуалистического учения о естественных правах человека и гражданина, лежащего в основе западной правовой культуры» [6, с. 51]. Народовластие в нашей стране исторически было связано с идеологией либерально-демократического движения (Н.И. Кареев, П.А. Струве,
П.И. Новгородцев и др.).
«Демократия» трактуется как «народовластие», или власть народа, избранная народом и для народа. «До настоящего времени, - пишет немецкий политолог Б. Гуггенбергер, - ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было бы сформулировать единое определение демократии» [2, с. 137]. Несмотря на многообразие теоретических концепций демократии и ее реальных форм, в философской литературе и политологии выкристаллизовались некоторые общепринятые положения, с которыми связывается наличие демократии в той или иной стране:
• признание в качестве источника власти народа или его определенной части;
• постоянное влияние общества на государственную власть;
• контроль за деятельностью тех, кто ее осуществляет через выборы последних;
• равноправие граждан в смысле участия в политической жизни;
• права и свободы человека и гражданина.
Понятие демократии как народовластия (и другие производные от него трактовки демократии) является правотворческим, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории, исходя из человеческих идеалов, социальнокультурных ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. В первую очередь, благодаря этому своему ценностному содержанию демократия имеет такую популярность в современном мире.
В вопросе соотношения понятий «демократия» и «народовластие» представляет интерес точка зрения А. И. Ковлера. Он считает, что демократия может быть определена как: народовластие; форма государства; форма и принципы организации политических партий и общественных объединений; политический режим; политическое мировоззрение и политическая ценность; политический процесс (процедура управления);
принцип международного права [4, с. 37]. Таким образом, народовластие понимается как необходимый элемент, базис гражданского общества. Если рассматривать демократию как народовластие, можно сделать вывод об универсальности такого определения, применимого к любому историческому типу демократии, выражающему ее общечеловеческие ценности. Демократия ставит своей целью обеспечить не только свободу, но и равенство. В этом стремлении к всеобщему равенству демократическая идея проявляется не меньше, чем в стремлении к всеобщему освобождению.
В последние годы в российском обществе активно пропагандируется идея суверенной демократии. Эта идея имеет позитивное значение, так как подчеркивает необходимость обеспечения независимости российской модели демократии. Но переоценивать ее значение не следует, поскольку идея суверенной демократии раскрывает лишь один из аспектов демократии, вне поля ее зрения остаются многие другие важные аспекты. Идея демократии - народ должен и может управлять государством сам. Это управление носит характер представительной власти, однако реализоваться народовластие может лишь в форме самоуправления и самоорганизации. Самодеятельность, самоуправление, самоорганизация - суть основополагающей категории политической антропологии и философии культуры.
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. На современном этапе развития российского общества народный суверенитет понимается как верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависящим носителем и выразителем верховной власти в государстве и в обществе [8, с. 27]. Из данного определения следует, во-первых, что народному суверенитету присущи такие основные признаки, как верховенство, неотчуждаемость, единство и независимость; во-вторых, признание народа единственным субъектом власти. Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Безусловным плюсом народовластия является его охранительный характер. Народовластие направлено на защиту человеческого достоинства; оно представляет собой мощный заградительный барьер, мешающий сломать устоявшийся образ жизни людей, поскольку народовластие ориентировано на исторические традиции и элементы общественности и солидарности. В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, так как власть выступает в форме самоопределения и само-
управления народа. Поэтому можно выделить еще одну черту народовластия - антибюракратическую его направленность. Система народовластия в нашей стране способна остановить неуправляемый рост российского чиновничества, перепроизводство управленческой элиты. П.А. Сорокин в свое время писал, что перепроизводство элиты губительно для общества. Оно, это перепроизводство, приводит к значительному увеличению эксплуатации масс и росту конкуренции и конфликтов внутри правящих групп, что неизбежно ведет к политической нестабильности [12, с. 416].
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя современной России. Для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. Политикоправовая культура страны, таким образом, становится ориентированной на личность. В ней не только в той или иной степени отражается это признание прав и свобод, но они вместе с основами конституционного строя России служат его защите. Вместе с тем принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов. Граждане в подавляющем большинстве случаев выражают желание и готовность непосредственно участвовать в решении политических, социально-культурных и экономических проблем, нежели передоверять и отдавать их на откуп представительным органам. Конституция Российской Федерации закрепила положение о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» [9].
Референдум, таким образом, расценивается как практическая сторона бытования политической культуры. Первичной целью референдумов является принятие государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии применяются ограниченно или не дают должного результата. Референдум - это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования. Референдум (от лат. - должное быть сообщенным) - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государ-
ственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст.32 Конституции РФ как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства. При проведении референдума Российской Федерации действуют общие принципы избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Практически общими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме - неслучайно они закреплены в одном федеральном законе. Референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума голосует лично и обладает одним голосом. Контроль за волеизъявлением гражданина не допускается; в ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. В качестве примера подобного референдума можно привести референдум 1993 г. по принятию Конституции РФ. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых (32 937 630 58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции [10].
Критерий уровня состояния и развития политической культуры общества выявляют выборы органов власти и самоуправления. Выборы есть акт вручения народом власти (в лице избирательного корпуса) своим представителям: Президенту, депутатам, другим выборным должностным лицам властных полномочий. Выборы - единственный способ формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления. Выборы выступают как часть представительного властвования жителей и его исходное начало. По своей сути выборы есть связь представительных институтов и непосредственной демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Примером представления народовластия в выборах могут служить выборы президента РФ Медведева Дмитрия Анатольевича. Согласно протоколу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 марта 2008 г. о результатах выборов Президента Российской Федерации Богданов А.В. получил
1,30 %; Жириновский В.В. - 9,35 %; Зюганов Г.А. - 17,72 %; Медведев Д. А. - 70,28 % [11].
В гражданском обществе формирование государственной политики на всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях. Это обусловлено возросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических, социальных, политических и других проблем. Главным является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан отходит на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролёром власти демократизация невозможна уже по своему определению (народовластие). Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется и представительным органам власти, которые обладают определенной независимостью в жизни в пределах закона. В философском плане смыслом жизни является сама жизнь, стремление человека к счастью и социальному совершенствованию. Это то, что в философии культуры называется качеством жизни. В отличие от уровня жизни, который характеризует материальное благосостояние, качество жизни отражает социальное и культурное самочувствие человека и общества. Поэтому народовластие отражает такой феномен, как «множество интересов».
Современная идея народовластия призвана не просто возродить, переосмыслив на новый лад, социально-культурные ценности российского политического опыта, но и стать новой «русской идеей», консолидирующей расколотое реформами общество. Освобожденная от деформаций и искажений идея народовластия на практике способна привести к глубоким качественным изменениям как в судьбе всего народа, так и в сущности, формах и средствах осуществления его власти. На наш взгляд, на современном этапе принципами народовластия являются народный суверенитет, реальное осуществление гражданами политических прав и свобод, свободный и равноправный доступ к управлению делами государства и общества, сочетание непосредственной и представительной форм осуществления власти. Указанные принципы являются специальными принципами народовластия, хотя, безусловно, само народовластие осуществляется и на основе общественных ценностей. Технический прогресс и, в первую очередь, появление общедоступных информационных сетей, а значит, и свобода информации создали материальные предпосылки для реализации подлинного народовластия. Общество, построенное на принципах народовластия и самоорганизации, будет не только способно динамично развиваться при сохранении внутренней стабильности, но и позволит каждому человеку реализовать максимум возможностей для личностной самореализации и самосовершенствования.
Список литературы
1. Арефьев М. А., Давыденкова А.Г., Козлов Ю.А. и др. История политических и правовых учений в России: учеб. 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2005.
2. Гуггенбергер Б. Теория демократии // Политические исследования. -1991. - № 4.
3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. Т. 2. - М., 2006.
4. Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века / отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М.: ИГП РАН, 1997.
5. Крадин Н.Н. Политическая антропология. - М.: Ладомир, 2001.
6. Малышев В. Правовая культура современной России // Вопр. культурологи. - 2007. - № 10.
7. Огурцов А.П. Идея // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.2. -М.: Мысль, 2001.
8. Пылин В. В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: учеб.-практ. пособие. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
9. Конституция РФ. Ст. 3 // Рос. газета. 1993. - № 237. - 25 дек.
10. Результаты референдума 12 дек. 1993 г. по проекту Конституции Российской Федерации. - Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии РФ.
11. «Российская газета». Федеральный выпуск. - 2008. - № 4608. -8 марта.
12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Мысль, 1992.
13. Энциклопедический юридический словарь / под общ. ред.
В.Е. Крутских. - 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 1998.
УДК 101.1:316 ББК 60.02
А. В. Зябрина
Роль науки в процессе формирования социальной целостности
В статье анализируются основные подходы к пониманию категории целостности. Поднимается вопрос о новом понимании смысла и назначения науки в современном обществе, ее роли в формировании социальной целостности.
Ключевые слова: социальная целостность, наука, социокультурные факторы, система, системный подход, социум, культура.
Среди многих особенностей современного общества одно из самых существенных - противоречие между усилением роли современной науки, выступающей важным источником формирования рационализированных структур социального порядка, с одной стороны, и иррацио-