Научная статья на тему 'Идея культурной конвергенции П. А. Сорокина в коммуникативных аспектах XX-XXI веков'

Идея культурной конвергенции П. А. Сорокина в коммуникативных аспектах XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1785
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея культурной конвергенции П. А. Сорокина в коммуникативных аспектах XX-XXI веков»

Раздел III КУЛЬТУРОЛОГИЯ

М. П. Меняева

ИДЕЯ КУЛЬТУРНОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ П. А. СОРОКИНА В КОММУНИКАТИВНЫХ АСПЕКТАХ XX-XX

ВЕКОВ

В новом тысячелетии обострилась проблема мирного, бесконфликтного, толерантного взаимодействия множества национальных культур, представляющая собой один из аспектов социокультурной коммуникации. Ее звучание усиливается в связи с интенсификацией процесса мультикультурности. Одним из крайне негативных проявлений межкультурных коммуникаций становится стремление одной культуры подчинить себе другие, что создает благоприятную почву для возникновения конфликтных ситуаций, вплоть до вспышек терроризма и развязывания войн. Подтверждением тому являются события, произошедшие 11 сентября 2001 г. в США и в октябре 2002 г. в России, а также война в Ираке, начавшаяся 20 марта 2003 г. Внешнее и внутреннее состояние коммуникативного пространства современных локальных культур зачастую характеризуется дезорганизацией.

В подобном состоянии, в частности, находится современная российская культура. Для преодоления неустойчивости и достижения стабильности необходимо укрепление позитивных форм межкуль-турного взаимодействия, утверждение паритетных начал в межкультурном общении, т. е. конвергенция культур.

Идею конвергенции культур развивал русско-американский мыслитель Питирим Александрович Сорокин, живший на рубеже ХЕХ-ХХ вв. в России и вынужденно эмигрировавший в 1922 г. в

59

США. Он рассматривал идею сближения на примере российской и американской культур, прогнозируя развитие бесконфликтных, партнерских коммуникативных отношений между ними. Конвергенцию России и США П. А. Сорокин считал объективной тенденцией общественного развития, осуществление которой возможно на основе общих для обеих стран социально-психологических и культурных ценностей.

Термин «конвергенция» в переводе с латинского «convergere» означает склоняться, сближаться, сходиться в одной точке [4, с. 344]. Термин «конвергенция культур» служит для обозначения процесса сближения культур, в результате чего формируется их синтез. Подобное значение имеют понятия «ассимиляция» и «аккультурация».

«Ассимиляция» (от латинского «assimilate» - сходство, слияние, уподобление, усвоение) обозначает процесс поглощения одной культуры другой. В ходе ассимиляции происходит утрата собственной и усвоение другой культуры. Возникающая при этом монолитность, унификация, единообразие ведет культуру к гибели. Еще К. Н. Леонтьев писал, что «унификация человеческого бытия, появление и нарастание сходства во всех сферах культуры есть признак не только ослабления внутренних, жизненных сил различных народов, движения их к стадии разложения, но и приближения всего человечества к гибели» [5, с. 14].

Многообразием процессов ассимиляции является аккультурация. Она представляет собой процесс усвоения одной культурой различных элементов другой, при этом не только позитивного качества, но и негативного. Результатом такого взаимодействия становится культурное смешение, в котором соединение разнокачественных, конструктивных и деструктивных элементов не обеспечивает возникновения гармонической целостности.

Особенность процесса конвергенции культур состоит в том, что взаимодействие культур происходит на основе согласования отдельных интересов, целей и ценностей, в результате чего сохраняется самобытность культур и обеспечивается их интеграция. Конвергенция культур предполагает гармоничный полилог, полифонию культур, создается «концерт культур» (Г. Померанц), «новый мир новых миров» (Э. Тирикьян). Сущность процесса конвергенции культур можно, на наш взгляд, проиллюстрировать метафорой, предложенной американским философом Р. Рорти: «ковёр, сотканный всем человечеством». Каждый народ вписал в него свои узоры. Ковер существует, как и существует мир и обладает целостностью. Однако вклад каждой культуры в этот общий рисунок различен [11, с. 62]. Другими словами, смысл процесса конвергенции культур таится в обретении единства в многообразии. Конвергенция культур способствует сохранению и обогащению общечеловеческой и национальных культур, а также достижению устойчивости, стабильности, равновесия в их развитии.

Уточнение содержания понятия «конверегнция культур» расширяет и углубляет возможности для понимания современных межкультурных коммуникативных процессов. В новом тысячелетии

мир представляет собой систему различных видов межнационального общения. В нем происходят разнообразные процессы: ассимиляция, аккультурация, конвергенция. Такая интенсификация коммуникативных связей между людьми обусловлена рядом факторов. Рычагом международного общения становятся информационная революция, развитие информационных технологий, появление Интернета, а также возникновение глобальных проблем, грозящих гибелью человечеству и требующих незамедлительного решения. Усиливающееся межнациональное взаимодействие может принимать разный характер. Оно способствует появлению не только универсальной, но и унифицированной культуры. Повсюду распространяются одни и те же потребительские товары. Средством глобального общения становится общий язык, особенно возрастает влияние английского языка. Для разных стран и регионов мира становятся типичными фигуры программиста, деятеля Интернета, шоумена, организующего транснациональные культурные коммуникации. Негативной стороной взаимодействия культур выступает экспансивность американо-европейской культуры по отношению к незападным культурам. Создается угроза национальной самобытности незападного мира, ослабляются основы его национальной идентичности, наносится ущерб национальнокультурным традициям. Распространение на весь мир западных ценностей, навязывание стиля жизни, индустриальнопотребительской модели развития вызывает у других культур ответную реакцию, принимающую порой форму конфликта, национального и религиозного экстремизма, сепаратизма, ксенофобии и терроризма. Примером тому являются движения антиглобалистов, а также трагические события, произошедшие 11 сентября

60

2001 г. в Америке, когда исламскими фундаменталистами были разрушены два здания-близнеца всемирного Торгового центра в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне. Выходом из бифуркационного состояния может стать лишь свободный союз равноправных культур, основанный на единстве духовных ценностей, другими словами - конвергенция культур. В современном мире необходимо селективное взаимодействие, избирательное освоение одной культурой элементов других, а также обязательное сохранение и развитие традиционных, самобытных начал.

Подобными действиями следует руководствоваться российской культуре, коммуникативные связи которой обширны. Их развитию благоприятствует особое географическое положение страны между Западом и Востоком, а также снятие в конце прошлого тысячелетия «железного занавеса». В связи с этим в России активизируются процессы ассимиляции, аккультурации и конвергенции, прежде всего, в отношениях с США. На протяжении большей части XX в. Россия и США находились в состоянии острейшего противоборства. В основе их конфронтации была идеологическая несовместимость, взаимное отрицание экономических и политических систем. Однако заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений, в предотвращении и урегулировании региональных конфликтов способствовала в период 1980 - 90-х гг. прекращению «холодной войны», а также явилась основой партнерства между Россией и США, которое прогнозировал П. А. Сорокин. Российская и американская культуры стали открытыми друг для друга. В Россию хлынул огромный поток американской продукции разного качества, в результате чего стал разви-

61

ваться процесс американизации. Этот процесс нам представляется скорее внешним, нежели внутренним, сопровождающимся полной деформацией, разрушением ядра, национального своеобразия отечественной культуры. На наш взгляд, влияние американо-европейской культуры послужит стимулом для активизации защитного механизма, творческого подъема отечественной культуры. Думается, что явления американоевропейской культуры станут исходным «плавильным материалом», «рудой культурно-исторического творчества» (И. В. Кондаков).

Несмотря на воздействие американской культуры, в современной России сохранены те особенности менталитета, которые составляют содержание ее самобытности (стремление к сильному государству, патерналистской власти, недоверие к закону, боязнь личной ответственности, своеволие и др.). Тем самым затрудняется переход к устойчивому состоянию, отвечающему запросам времени, как внутренним, локальным, так и объективным, общемировым потребностям. Результаты исследований ФОМ показывают, что большинство населения стремится и считает необходимым ориентироваться на традиционно русские ценности, образ жизни, нежели на западные и советские [9, с. 66].

Рост масштабов взаимодействия между Россией и США на рубеже XX - XI вв. не опровергает прогноз П. А. Сорокина о конвергенции двух стран. От узко военной сферы контроля над вооружениями в последний период «холодной войны» взаимоотношения между двумя странами переросли в многофункциональное общение практически во всех областях общественной жизни. Подтверждением тому являются следующие факты. Представители развивающегося

российского бизнеса имеют возможность пройти стажировку в правительственных структурах Америки. Бизнесмены США, управляющие фирмами в России, пытаются изыскивать возможности инвестирования своих средств в нашу экономику. Увеличивается число породненных городов и областей России и США. Обычным явлением в России стали американские музыканты и артисты, точно так же, как российские гимнасты, теннисисты, хоккейные звезды в североамериканской массовой культуре. Возрос поток школьников, студентов вузов и профессоров обеих стран, курсирующих по студенческим городкам России и Америки. Уничтожаются барьеры, мешавшие получению информации и обмену опытом. Достаточно активно развивается российско-американское сотрудничество в технологической области, особенно в космической сфере. Наши страны являются ведущими участниками проекта строительства Международной космической станции, реализуют совместно с Норвегией и Украиной коммерческую программу «Морской старт». Активно действует российско-американская компания по осуществлению коммерческих космических запусков российскими носителями. Так, в начале мая 2001 г. был осуществлен запуск космического корабля Союз ТМ-31, на борту которого вместе с российским экипажем находился первый «космический турист», американец Деннис Тито. Об усилении взаимодействия между двумя странами свидетельствует и тот факт, что известный в Америке меценат Альберто Вилар выделил 50 млн. долларов (впервые в истории США) на 10летнюю программу сотрудничества Центра Кеннеди с Мариинским театром. Одной из развивающихся областей тесного практического взаимодействия между Россией и США является Интернет.

На современном этапе отношения между Россией и США развиваются в русле неконфликтного взаимодействия. В качестве основных концептуальных элементов этих отношений выделяются:

- настрой на укрепление двусторонних связей;

- установка на выстраивание постоянно работающего переговорного механизма для регулирования вопросов сотрудничества в различных областях деятельности;

- разработка в переговорной практике амортизирующего режима «согласия

с несогласным» (agree to disagree), способного быть «предохранительным клапаном» для сбрасывания перенапряжений в российско-

американских отношениях;

- выработка взаимопонимания в вопросах о необходимости соизмерения форм, темпов и условий российско-американского сотрудничества со степенью разногласий сторон по ост рым вопросам;

- обеспечение возможности «бескризисного», плавного и не угрожающего понижения уровня отношений между двумя странами и замедления темпов их развития в случае разрастания российско-американских противоречий [3, с. 1423].

Наметившийся рост позитивных тенденций в российско-американских отношениях констатирует факт сближения двух стран на базе приверженности общим гуманистическим ценностям. Исследования показывают, что в США идет процесс социализации экономики. Возрастает роль государства в функционировании рынка, в развитии науки и техники, ориентированных на экономический рост, в использовании средств на нужды экономики, в распределении государст-

62

венных заказов и инвестиций на условиях частной конкуренции, в защите американского бизнеса на мировых рынках, в развитии топливно-энергетического комплекса, в регулировании экологических проблем и т. д. На уровне государственной политики эффективно действует разветвленная система социальных гарантий для тех категорий населения, которые нуждаются в социальной защите. В США создана одна из самых передовых в мире систем социального обеспечения. На социальные нужды расходуется большая часть федерального бюджета. Государство также играет заметную роль в развитии системы образования и здравоохранения и, кроме того, обеспечивает регулирующие механизмы в таких высоко конфликтных сферах, как отношения между профсоюзами и предпринимателями, а также расовые взаимоотношения. Следует отметить, что некоторые подобные общие принципы государственного регулирования экономических и социальных процессов, интегрируемые ныне общественным строем в США, были одними из направлений государственной политики СССР.

Произошедший в конце 1980-х гг. крах тоталитарного социализма в СССР обозначил новый вектор развития нашей страны. Современная Россия характеризуется маргинальным состоянием. Она находится между культурными обозначениями старого и нового типов общества и не может четко идентифицировать себя ни с тем, ни с другим. Основы нового типа общества только начинают формироваться. Происходит внедрение рыночных отношений в различные сферы общественной жизни, принятие и усвоение ценностей либерального, демократического, гражданского общества. Однако процесс этот сопровождается трудностями, обусловленными особенностями традиций,

63

архетипов, менталитета и другими объективными обстоятельствами.

Следует отметить, что освещение вопроса о сближении России и США в духовной сфере, точнее о заимствованиях американской культуры у российской является сложным. Затруднения в его раскрытии возникают по причине некоторых особенностей национального характера американцев (например, вера в собственное величие, исключительность, переходящая в чувство превосходства над другими). Небезызвестен тот факт, что США активно используют интеллектуальнодуховный потенциал России.

Формирующийся принципиально иной контекст отношений между Россией и США в новом тысячелетии создает диверсифицированную структуру сотрудничества. Расширяется практика поиска взаимоприемлемых решений общих проблем, ответов на новые глобальные вызовы человечеству. Складывается разветвленная система диалога по широкому кругу вопросов. Делается ставка на выстраивание конструктивного, предсказуемого и прагматичного партнерства.

Нынешний этап российско-

американского партнерства понимается в ключе универсальной «панинтеграционной» стратегии («стратегии смиряющих объятий») [2, с. 32]. Сближение двух стран обнаруживается в различных сферах жизнедеятельности. Оно происходит на основе признания либеральных, демократических ценностей, в сферах совпадения жизненно важных интересов, в целях укрепления стабильности и наиболее весомо проявляется в формах совместной борьбы с терроризмом, организованной международной преступностью, в сфере контроля над применением оружия массового уничтожения и др.

1. Баталов Э. Я. Новая эпоха - новый мир // Свободная мысль. - 2001. - № 1. - С. 4-13.

2. Богатуров А. Иракский кризис и стратегия «навязанного консенсуса» // Международная жизнь. - 2003. - № 3. - С. 30-39.

3. Богатуров А. Формула «квазисоюза» в отношениях США с Россией // Международная жизнь. - 2000. -№8-9. - С. 134-143.

4. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Русский язык, 1998. - 848 с.

5. Лебедева Л. Ф. США: государство и социальное обеспечение. - М.: Наука, 2000. - 141с.

6. Леонтьев К. Н. Собр. соч.: В 5 т. - М.: Тип. В. М. Саблина, 1912. - Т. 5. - 215 с.

7. Рецензируем книгу: США на рубеже веков / Отв. ред. С. М. Рогов (Р. Ф. Иванов) // США

- Канада. - Экономика. Политика. Культура. - 2001. - № 3. - С. 75-87.

8. Рубл Б., Титер М., Макинерни П. Новый облик российско-американских отношений // США. Экономика. Политика. Искусство. - 1994. - № 11. - С. 107-110.

9. Рывкина Р. В. Образ жизни населения России: социальные реформ 90-х годов // Социс-2001.-№ 4.-С-32-39.

10. Софийский Н. Россия - США. Путь к прагматичному партнерству // Международная жизнь. - 2001. - № 7. - С. 3-7.

11. Федотова Н. Н. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. - 2000. - №4. -С. 58-68.

12. Чхиквишвили В. Московские переговоры президентов США и России // Международная жизнь. - 2000. - № 7. - С. 4-10.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.