Научная статья на тему 'Идея фронезиса в этике воспитания'

Идея фронезиса в этике воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея фронезиса в этике воспитания»

Из истории инновационной парадигмы

163

Идея фронезиса в этике воспитания

В рубрике «Из истории инновационной парадигмы прикладной этики» 63-го выпуска журнала «Ведомости прикладной этики» ре-публикуются два текста, в которых представлена концептуальная разработка понятия «фронезис» в контексте исследования этики воспитания. Не претендуя на полноту концептуального представления данного понятия, авторы раскрывают одну из фундаментальных его характеристик. «Фронезис» определяется ими не только как личностное знание, но и знание-умение в сфере морали и воспитания, «сильно ориентированное на индивидуальность приложения, складывающееся в "мягкую" теорию». В прикладной этике фронестика - это и мягкое теоретизирование (этика воспитания, например), и мудрость индивидуального морального выбора, и этическая технология связи первого со вторым*.

В первом тексте раскрывается понятие «фронезис» как особый способ сочетания гуманистического знания и умения, перевода знания в действие в контексте этики воспитания. Обсуждаются некоторые методологические аспекты формирования воспитательной фро-нестики. Так, один из таких аспектов - воспитательная фронестика не существует в чистом виде, подобно тому, как отход от «традиционной парадигмы регуляции» воспитательной деятельности осуществляется «через множество промежуточных стадий», или подобно тому как новая парадигма воспитания обязательно актуализируется «через множество этапов и форм». Другой аспект - воспитательная фронестика не является «только естественно-культурным процессом», она «определенным образом рационализируется и "внедряется" методами праксиологии». Один из них рассматривается гуманитарной экспертизой и консультированием (ГЭК), направленный на «развитие культуры этического мышления в качестве основания нравственных решений». Игра в рамках этого метода - в силу ее способности «воспроизводить все другие виды человеческой деятельности (благодаря двуплановости: "условное" и "серьезное" одновременно) выступает средством решения нетривиальных проблем теории и практики, способом формирования структур этического сообщества, каналом «встречного движения» исследователей и практиков.

* Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику / Монография. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006 С. 135-162.

Во втором тексте основное внимание уделяется Слову, которое с точки зрения авторов, в его фронестическом значении является «основной силой воспитательного воздействия». Между «вербальным воспитанием» и «воспитанием личным примером» авторы определяют первичность воспитания Словом. Словом - не только как средством передачи информации, а в его фронестическом значении, то есть обладающем умением выстраивать санкции в определенную последовательность; способностью ставить «воодушевляющие цели», «"зажигать", но не понукать»; избегать «вязкого моралистического слова». В контексте воспитательной этики рассматриваются этические аспекты диалогического общения, как непосредственного, так и с книгой, а при переходе к экранной культуре - полилога. Анализируется воспитательный потенциал риторической формы метасооб-щений - иронии, в том числе динамики смысловых ее слоев в различных контекстах. Характеризуется воспитательный потенциал притчи, ее способности в широком поле речевой коммуникации соучаствовать в формировании воспитательного этоса, задавая личностные образцы мышления и действия воспитателя относительно разного рода стереотипизаций.

В настоящее время понятие «фронезис» активно применяется в гуманитарных науках, например, в связи с актуализировавшейся задачей распознавания достоверной информации в современных информационных потоках, требующего практической мудрости в понимании конкретного практического контекста. А также в условиях, когда интенсивное развитие противоречивых и взаимно исключающих теорий ставит под сомнение значение универсальных нравственных и культурных ценностей. Иногда его значение определяется как синонимичное понятию «компетенция», или «технология».

Наблюдаемая смысловая разнонаправленность употребления понятия «фронезис» делает запрос на раскрытие и развитие его целостного объяснительного потенциала. Републикуемые тексты демонстрируют одно из направлений концептуализации и разработки объяснительного потенциала данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.