Научная статья на тему 'ИДЕЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ТРУДАХ ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ИЛЬИНА: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (К 100-ЛЕТИЮ «ФИЛОСОФСКОГО ПАРОХОДА»)'

ИДЕЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ТРУДАХ ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ИЛЬИНА: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (К 100-ЛЕТИЮ «ФИЛОСОФСКОГО ПАРОХОДА») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА / РАСОВЫЙ СИНТЕЗ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ БРАТСТВО / РУССКИЙ НАРОД / ДУХОВНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕЦЕПЦИЯ / РУССКОЕ ПРАВО / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / ИДЕОЛОГИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / НАЦИЗМ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ПСЕВДОФЕДЕРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козырева А. Б.

Статья посвящена актуальной на данный момент в силу известных событий идее единства Российского государства, которую автор раскрыл через труды великого русского философа и юриста Ивана Александровича Ильина. Идея единства Российского государства рассматривается в настоящей статье через следующие ее составляющие: общенациональное братство, расовый синтез народов России, духовную целостность русского человека, вероисповедальную самобытность, географическое единство, единодержавие и единообразие в парламенте, унитарность Российского государства и т.д. Также в статье отражена критика И. А. Ильиным реализации в России следующих идей: федерализма, эгалитаризма, правового государства, конституционной монархии и демократии. Автор статьи анализирует и систематизирует идеи И. А. Ильина, дает им историческую и идеологическую оценку с прицелом на возможность и невозможность их дальнейшего применения. Кроме того, в статье сформулированы и обобщены взгляды И. А. Ильина и реальные предложения для строительства грядущей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF UNIFIED RUSSIAN STATE IN WORKS OF IVAN ALEXANDROVICH ILYIN: PHILOSOPHICAL AND LEGAL CONSIDERATIONS (DEDICATED TO 100 YEAR ANNIVERSARY OF RUSSIAN INTELLECTUALS’ EXILE FROM THE SOVIET RUSSIA ‘PHILOSOPHY STEAMER’)

The article is devoted to the idea of the unity of the Russian state, which is currently relevant due to well-known events, which the author revealed through the works of the great Russian philosopher and lawyer Ivan Alexandrovich Ilyin. The idea of the unity of the Russian state is considered in this article through its following components: national brotherhood, racial synthesis of the peoples of Russia, the spiritual integrity of the Russian person, religious identity, geographical unity, unity and uniformity in parliament, the unitarity of the Russian state, etc. The article also reflects criticism of I. A. Ilyina on the implementation in Russia of the following ideas: federalism, egalitarianism, the rule of law, constitutional monarchy and democracy. The author of the article analyzes and systematizes the ideas of I. A. Ilyin, gives them a historical and ideological assessment with an eye to the possibility and impossibility of their further application. In addition, the article formulates and summarizes the views of I. A. Ilyin in real proposals for the construction of the coming Russia.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ТРУДАХ ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ИЛЬИНА: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (К 100-ЛЕТИЮ «ФИЛОСОФСКОГО ПАРОХОДА»)»

в

ЕСТНИК К°зыреВв А Б. л Л Л

УНИВЕРСИТЕТА Идея единства Российского государства имени o.e. кутафина(мгюа) в трудах Ивана Александровича Ильина

Идея единства Российского государства в трудах Ивана Александровича Ильина: философско-правовой аспект

(к 100-летию «философского парохода»)1

Аннотация. Статья посвящена актуальной на данный момент в силу известных событий идее единства Российского государства, которую автор раскрыл через труды великого русского философа и юриста Ивана Александровича Ильина. Идея единства Российского государства рассматривается в настоящей статье через следующие ее составляющие: общенациональное братство, расовый синтез народов России, духовную целостность русского человека, вероиспо-ведальную самобытность, географическое единство, единодержавие и единообразие в парламенте, унитарность Российского государства и т.д. Также в статье отражена критика И. А. Ильиным реализации в России следующих идей: федерализма, эгалитаризма, правового государства, конституционной монархии и демократии. Автор статьи анализирует и систематизирует идеи И. А. Ильина, дает им историческую и идеологическую оценку с прицелом на возможность и невозможность их дальнейшего применения. Кроме того, в статье сформулированы и обобщены взгляды И. А. Ильина и реальные предложения для строительства грядущей России. Ключевые слова: единство Российского государства, расовый синтез, общенациональное братство, русский народ, духовная целостность, традиционные ценности, рецепция, русское право, русская культура, идеология, национализм, нацизм, федерализм, псевдофедерализм.

Анна Борисовна КОЗЫРЕВА,

доцент кафедры теории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук abkozyreva@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.104.4.111-121

1 Собирательный образ порядка пяти рейсов пассажирских судов, которые доставили из Петрограда в Штеттин (Германия) высланных из Советской России представителей интеллигенции. По предварительным данным, их число составляет от 228 до 272 человек (см.: Ой ты, участь корабля..., или Слово о «философском пароходе» // URL: https://

scepsis.net/library/id_2690.html (дата обращения: 7 марта 2023 г.)). © К°:зырева А. Б., 2023

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Anna B. KOZYREVA, Associate Professor of the Department of theory of state and law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law) abkozyreva@msal.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Concept of Unified Russian State in Works of Ivan Alexandrovich Ilyin: Philosophical and Legal Considerations (Dedicated to 100 Year Anniversary of Russian Intellectuals' Exile from the Soviet Russia 'Philosophy Steamer') Abstra^. The article is devoted to the idea of the unity of the Russian state, which is currently relevant due to well-known events, which the author revealed through the works of the great Russian philosopher and lawyer Ivan Alexandrovich Ilyin. The idea of the unity of the Russian state is considered in this article through its following components: national brotherhood, racial synthesis of the peoples of Russia, the spiritual integrity of the Russian person, religious identity, geographical unity, unity and uniformity in parliament, the unitarity of the Russian state, etc. The article also reflects criticism of I. A. Ilyina on the implementation in Russia of the following ideas: federalism, egalitarianism, the rule of law, constitutional monarchy and democracy. The author of the article analyzes and systematizes the ideas of I. A. Ilyin, gives them a historical and ideological assessment with an eye to the possibility and impossibility of their further application. In addition, the article formulates and summarizes the views of I. A. Ilyin in real proposals for the construction of the coming Russia. Keywords: territorial integrity of the Russian Federation, racial synthesis, nations union, Russian people, religious integrity, traditional values, reception of law, Russian law, Russian culture, ideology, nationalism, Nazism, Federalism, Pseudo-Federalism.

В настоящее время, да и все последнее десятилетие все громче звучит идея единства Российского государства. Так, Президент России Владимир Владимирович Путин практически в каждой из своих речей делает акцент именно на этой идее: «...наше единство — основа достижения любых самых высоких целей»2, «...сила России в единстве и дружбе народов»3, «...мы идем только вперед благодаря преданности Родине, воле и нашему единству»4, утверждает,

2 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/67514 (дата обращения: 7 марта 2023 г).

3 Путин: Сила России — в единстве и дружбе народов // URL: https://rg.ru/2022/09/20/putin-sila-rossii-v-edinstve-i-druzhbe-narodov.html?ysclid=leyqvyaxvo401537468 (дата обращения: 7 марта 2023 г).

4 Послание Президента России Федеральному Собранию от 21 февраля 2022 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565 (дата обращения: 7 марта 2023 г).

УНИВЕРСИТЕТА Идея единства Российского государства имени o.e. кугафина(мгюа) в трудах Ивана Александровича Ильина

что стена между Россией и Украиной — «результат работы тех сил, которые всегда стремились с подрыву нашего единства»5, «...и это не фигура речи, мы все об этом хорошо знаем: когда народ России сплочен, един, нам нет равных. И это главнейшее условие всех наших достижений и всех наших побед»6 и т.д.

Возможно, когда-то словосочетание «единство Российского государства» для кого-то звучало, как отметил наш национальный лидер, «фигурой речи», но на данный момент стало уже предельно ясно: дальнейший путь нашей страны будет связан с постепенным выстраиванием новой России именно на основе идеи единства Российского государства.

Но если «единство Российского государства» — это не просто «фигура речи», то что это?

Чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю обратиться к научному творчеству великого русского юриста и философа белой эмиграции, творчество которого сегодня многие искажают и даже умудряются осмеять, — Ивана Александровича Ильина.

После пережитой страшной трагедии — потери любимой Родины, он все свои творческие (да и не только творческие — жизненные) силы потратил на поиск ответов на два мучающих его вопроса:

Вопрос первый — почему пала Российская империя? Иван Александрович воспринимал это событие как страшную национальную и личную трагедию.

Вопрос второй — как строить новую постбольшевистскую Россию? Он был глубоко уверен в утопичности строительства социализма в России и распаде «Со-ветии большевиков»7. И его вера была настолько крепка, что он даже подготовил проект основного закона Российской империи8 для, как он говорил, «грядущей и новой России»9. Ильин считал, что русская интеллигенция в эмиграции должна прекратить заниматься пустословием и публичным поношением своей Родины, необходимо сосредоточиться на ее будущем и детально выстраивать идеологическую и юридическую основу для ее возрождения с учетом допущенных ранее ошибок (а они были немалые).

На все эти вопросы Иван Александрович Ильин отвечал несколько десятилетий в своих многочисленных трудах10 вплоть до своей смерти в 1954 г. как раз

И

а

Путин В. В. Об историческом единстве русских и украинцев // URL: http://www.kremlin. □

ru/events/president/news/66181 (дата обращения: 7 марта 2023 г.).

Владимир Путин назвал единство народа главнейшим условием побед России //

URL: https://rg.ru/2023/02/26/putin-nazval-edinstvo-naroda-glavnejshim-usloviem-pobed-

rossii.html?ysclid=leyti6ifba928888084 (дата обращения: 7 марта 2023 г.). m

П К

5

Так Иван Александрович Ильин называл Советский Союз в своих работах. Проект Основного Закона Российской империи (черновая схема, рукопись) // URL: https:// www.culture.ru/catalog/archiv_ilina/ru/item/book/i-a-ilin-proekt-osnovnogo-zakona-rossiyskoy-imperii (дата обращения: 7 марта 2023 г.).

Ильин И. А. О воспитании в грядущей России // О русском национализме : сборник ста- А

тей. Симферополь, 2016. С. 165—186.

Особенно отметим следующие труды И. А. Ильина (в первоначальном издании): «О сущности правосознания» (Мюнхен, 1956. 223 с.); «О монархе» (Известия высшего монархического совета. Берлин, 1955. № 13); «Наши задачи. Статьи 1948—1954 гг.» (Париж : УЧЕНИЙ

>

8

9

в Я УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

через разработанную им же идею единства Российского государства. Так что же он вкладывал в ее смысл? Раскроем некоторые ключевые составляющие данной идеи.

Общенациональное братство и расовый синтез России

Для внесения ясности следует сразу объяснить, какой смысл вкладывал Иван Александрович Ильин в слово «русский». В одном из своих сочинений11 он упоминает любопытный термин, предложенный знаменитым юристом и антропологом того времени Александром Александровичем Башмаковым, — расовый синтез12. По мнению ученого, данный синтез национальностей включает в себя все основные народности ее истории и территории, в результате чего получается «единообразие в различии»13. Такое случилось и в России.

Используя данный термин, под ««русским народом» И. А. Ильин подразумевает все народы, когда-то жившие в пределах бывшей Российской империи или связанные с ним единой исторической судьбой. Он считал, что русская природа имеет уникальную способность «обрусевать» людей другой крови, и в качестве обоснования любил вспоминать южнорусскую пословицу: «папа — турок, мама — грек, а я — русский человек».

Из этого явствует, что обвинять И. А. Ильина в нацизме и фашизме (что делалось и делается повсеместно) из-за его русского национализма совершенно безосновательно. Более того, ученый со свойственной ему бережностью и уважением отмечал, что «каждый народ имеет национальный инстинкт, данный ему от природы... и у каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие... у каждого народа свое особое чувство права и справедливости... иной характер... иная дисциплина... иное представление о нравственном идеале... иная политическая мечта, иной государственный инстинкт, особый душевный уклад и духовно-творческий акт... и это хорошо... это прекрасно... различные травы и цветы в поле»14.

Русский общевоинский союз, 1956. Т. 1—2); «О монархии и республике» (Нью-Йорк : Содружество, 1979. 329 с.); цикл лекций «Мировые причины русской революции», читанных проф. И. А. Ильиным в Берлине зимой и весной 1928 г., опубликованных Н. П. Полторацким в журнале «Вече» (Мюнхен) в 1985 г., № 17—20 («Кризис религиозный», «Кризис правосознания», «Большевистское правосознание», «Кризис идеи собственности»); «О грядущей России : избранные статьи» (под ред. Н. П. Полторацкого. Джорданвилль (штат Нью-Йорк) : Св.-Троицкий монастырь, 1991); «О русском национализме» (Новосибирск : Русский архив, 1991).

11 Ильин И. А. Россия есть живой организм // О русском национализме : сборник статей. С. 33—34.

12 Cinquante siècles d'évolution ethnique autor de la Mer Noire [Пятьдесят веков этнической эволюции вокруг Черного моря] / Alexandre Baschmakoff. Paris : Geuthner, 1937. X. 177 p. (Études d'ethnographie, de sociologie et d'éthnologie. ^l. 1).

13 Ильин И. А. Россия есть живой организм. С. 33—34.

14 Ильин И. А. Россия есть живой организм. С. 38.

в

ЕСТНИК К°зыреВв А. Б.

УНИВЕРСИТЕТА Идея единства Российского государства II^J

имени o.e. кугафина(мгюа) в трудах Ивана Александровича Ильина

Так отзывался классик русской эмиграции о всех народах, сложившихся естественным путем (не искусственно созданных), и считал невозможным и «уродливой химерой» упразднение национального многообразия, созданного Богом. Данная химера, по его мнению, нехристианского происхождения и свойственна германскому национал-социализму («воинственно подмять народы под один народ» — идеология нацизма), советскому коммунизму («растворить все национальные культуры в бесцветности и безвидности всесмешения») и всему эгалитаризму.

И. А. Ильин различал «нацизм» и «национализм», под последним понимал любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии15, инстинкт национального самосохранения16, защитную реакцию нации на извращение начал национального духа и бытия. Данная трактовка порой отличается от современной, более узкой, определяющей национализм исключительно как идеологию национальной обособленности народа. Нацизм же он считал больной и извращенной формой национального чувства и национальной политики17, от которой русский народ был надежно огражден и причинами этому, по его мнению, являлись:

1) историческое отсутствие в русском национальном самосознании тяги к экономизму, этатизму и империализму18, для русского человека никогда не будет центральной и исключительной идеей его существования экономический и военный успех, для него при любом раскладе будут первичны вопросы вероисповедальной самобытности и свободы — в этом его особенный национальный характер (отметим, что не зря именно духовная составляющая жизни русского народа и находится под прицелом уже более 100 лет);

2) отсутствие отвращения и презрения ко всему иноземному из-за многонацио-нальности России (она всегда состояла из разных племен, рас, национальностей), простодушная скромность и самобичевание русского народа и привитая Петром Первым привычка постоянно учиться у других, порой даже с изрядными перекосами национальной неполноценности в слепое западничество19 и распространение стереотипа ««иностранное лучше отечественного»20;

3) русский народ прошел суровую школу уважения к врагам и смирения к побе- О де21, всегда размышлял над преимуществами других народов и считал их во

многом учителями школы жизни;

4) Российская империя никогда не денационализировала свои малые народы и насильственная денационализация и коммунистическая уравниловка появи-

Т И Ч гп

п

К

15 Ильин И. А. О русском национализме // О русском национализме : сборник статей. С. 42.

16 Ильин И. А. Россия есть живой организм. С. 41.

17 Ильин И. А. Опасности и задания русского национализма // О русском национализме :

сборник статей. С. 47. А

18 Ильин И. А. Опасности и задания русского национализма. С. 45.

19 Ильин И. А. Что нам делать? // О русском национализме : сборник статей. С. 6.

20 Ильин И. А. Опасности и задания русского национализма. С. 48.

21 Ильин И. А. Опасности и задания русского национализма. С. 49. УЧЕНИЙ

лись только при большевиках (ученый имеет в виду здесь политику депортации народов в СССР искусственное и принудительное создание национальных

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

республик и др.). И. А. Ильин приводит в пример общие переписи населения, в которых имеются данные о примерно 160 языках и 300 вероисповеданий на территории царской России22 (чем не может похвастаться, по мнению ученого, например, Германия)23.

Для Ивана Александровича Россия не представляет собой объединение людей одной крови, он смотрит на это намного шире. Для него Россия есть общенациональное братство и единый живой организм: географический, стратегический, религиозный, языковой, культурный, правовой и государственный, хозяйственный и антропологический, и данному организму «предстоит выработать новую государственную организацию» и ««водворить братское единение между народами России»24.

Резюмировав данный пункт идеи единства Российского государства, можно сказать, что грядущая (новая) Россия, по мнению И. А. Ильина, будет национальной Россией вместе с ее историческим национальным многообразием (как бы это противоречиво ни звучало), так как русский народ — синтез всех исторических народов ее территории. Россия — есть единообразие в различии!

Духовная целостность русского человека

Главной причиной распада Российской империи, по мнению И. А. Ильина, является духовный кризис русского народа25. Проблемы могут быть у каждого государства и различного характера — экономические, политические, военные и многие другие, но для их преодоления народу всегда даются духовные силы, которых как раз не оказалось у русского народа в период Первой мировой войны. Почему такое произошло?

И. А. Ильин включает в духовный кризис русского народа деформацию следующих его ключевых составляющих: русскую религиозность, русское правосознание, русскую военную верность и стойкость, русскую честь и достоинство, русский национальный характер, русскую семью, русскую культуру, которые стали тем самым «камнем, который отвергли строители» (большевики-коммунисты) и который потом и ««соделался главою угла» (Мф. 21:42) — при распаде Российской империи, а потом и Советского Союза. В этих ключевых составляющих умерло единообразие, а вместе с этим исчезла духовная целостность русского человека. Вера заменилась рассудком, который интеллигенция тех времен приняла за Разум26.

Необходимо отметить, что ученый не винит в этих проблемах большевиков, наоборот, подчеркивает — данный духовный кризис сформировался в обществе

22 По всей видимости, И. А. Ильин имеет в виду первую всеобщую перепись населения Российской империи 1897 г.

23 Ильин И. А. Что сулит миру расчленение России // О русском национализме : сборник статей. С. 197.

24 Ильин И. А. Россия есть живой организм. С. 33—34.

25 Ильин И. А. Что нам делать? С. 6.

26 Ильин И. А. Что нам делать? С. 7.

УНИВЕРСИТЕТА Идея единства Российского государства 117

имени o.e. кугафина(мгюа) в трудах Ивана Александровича Ильина

бывшей Российской империи еще задолго до русской революции и послужил благодатной почвой для ее взращивания в умах русских людей. Особенно Иван Александрович акцентирует внимание на религиозном аспекте, считая религиозность русского народа дореволюционного времени лицемерной и формальной: ««Мы во Христа крестились, но во Христа не облекались»27. Большевики только этим воспользовались.

Что необходимо сделать русским людям для преодоления духовного кризиса? По мнению И. А. Ильина, не нужно упрощать нашу национальную проблему духовного кризиса и занижать ее актуальность. Наоборот, необходимо тщательно исследовать национальные слабости русского народа, готовить оздоровляющие идеи28, признавать29 и анализировать ошибки прошлого, строить самих себя с нуля, а для этого необходимо приступить к внутреннему очищению и исцелению30.

Русский народ должен перейти от приоритетного приумножения материальных благ (что изначально не было свойственно духовной природе русского человека) к уже редко встречающимся созерцанию и созиданию, так как именно созерцающая любовь послужит основой для очищения русского общества от ненависти и лжи.

Кроме того, Иван Александрович, отмечает, что нация как единение людей с единым национальным актом и культурой не определяется принадлежностью к единой церкви и включает в себя людей разной веры. Однако православная вера все равно остается основой для духовной целостности русского человека: русский национальный акт и дух был взращен в лоне православия, и все народы России, сами того не понимая, приобщились к дарам русского православия. Даже если другие нации России не переняли православную веру, они все равно ее впитали и приобщились к русской культуре31.

Также И. А. Ильин обращает внимание на синтез православного христианства и светской цивилизации. По его мнению, православная вера не должна пропагандировать отсталость, сепарацию от внешнего мира и светской культуры. Должен быть союз религиозного и светского32.

Позволим себе только в одном не согласиться с И. А. Ильиным в вопросе духовной целостности русского человека. Он считал, что для преодоления духов-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33

п

ного кризиса русскому народу не хватает свободного дыхания воли и разума33. Однако, как показал опыт 90-х гг. XX в., одной свободы недостаточно. Именно тогда русскому народу была предоставлена, казалось бы, возможность для того самого свободного дыхания воли и разума, но он выбрал иной путь — путь сле-

пого западничества и эгалитаризма. Русский человек тогда был уже не тот, чтобы воспринять этот дар свободы. Воспитать в нашем народе новый русский духовный характер, о котором говорит И. А. Ильин, в те времена не получилось,

И

X

27 Ильин И. А. Что нам делать? С. 6.

28 Ильин И. А. Что нам делать? С. 6.

29 Признание собственных ошибок — наш национальный бич любых времен. А

30 Ильин И. А. Что нам делать? С. 6.

31 Ильин И. А. Опасности и задания русского национализма . С. 55.

32 Ильин И. А. Опасности и задания русского национализма. С. 52.

Ильин И. А. Что нам делать? С. 5. УЧЕНИЙ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

хотя свобода в полном либеральном смысле слова и была предоставлена. Не хватало духовной целостности русского человека, что вполне логично спустя долгие десятилетия богозабвения.

Резюмируя данный пункт идеи единства русского народа, можно сказать следующее: по мнению И. А. Ильина, чтобы вернуть духовную целостность русского человека, должно пройти несколько поколений. Они проделают самостоятельный путь к обновлению и пересмотру основ русской культуры, так как новую Россию невозможно построить на «партийных трафаретах», «слепом западничестве» и «славянофильском самодовольстве». России нужны свободные умы, зоркие люди и новые, религиозно укорененные творческие идеи. В народе необходимо воспитать новый русский духовный характер34. Все былое осталось в прошлом, и его уже нецелесообразно восстанавливать в первоначальном виде, так как «никто не вливает молодого вина в мехи ветхие» (Мф. 9:16).

Россия — не федерация. Общественный договор против единого народа. Единодержавие и единообразие в парламенте. Географическое единство

И. А. Ильин был ярым противником установления федерации в России, считая, что юридическая природа федерации не соответствует ее природе исторической. Ведь что такое федерация?

Федерация означает союз государств, основанный на договоре и учреждающий их законное, упорядоченное единение. Это значит, что федерация возможна там, где имеется несколько уже сложившихся самостоятельных государств, стремящихся к объединению. Федерация — это путь от множества к единению, а не от единения к расчленению. Федерация не дробит, а сочленяет. Федеративный процесс обязательно должен сложиться исторически, сам с собой: например, несколько малых государств после неудачных попыток жить самостоятельно убеждались, что им это не под силу, и внешние опасности и внутренние трудности требуют от них единения с другими такими же государствами. Удач -ными примерами могут послужить, по мнению И. А. Ильина, такие государства, как: Швейцария, США, Германия и Канада. От малого — к большому, от множества — к единству. Федерация всегда должна быть в прошлом конфедерацией35.

Однако большой бедой, по мнению И. А. Ильина, для унитарного государства будет, если из него сделают федерацию искусственно — псевдофедерацию. Федерация не является единственным способом срастания малых государств, история показывает, что нередко (даже чаще всего) малые государства сливались в единое большое не на основе федерации, а на основе поглощения и полного сращивания в унитарную державу с помощью политического включения, экономического и культурного срастания36. Например, такой путь прошли Франция, Италия, Испания, Великобритания и другие страны.

34 Ильин И. А. Что нам делать? С. 6.

35 Ильин И. А. Что такое федерация? // О русском национализме : сборник статей. С. 65—67.

36 Ильин И. А. Что такое федерация? С. 68.

УНИВЕРСИТЕТА Идея единства Российского государства имени o.e. кугафина(мгюа) в трудах Ивана Александровича Ильина

Однако слепые подражатели склонны подчиняться моде и общим тенденциям, думая, что если где-то механизм успешно работает, то необходимо непременно слепо этому следовать. А слепое подражание приводит к беде. Такая беда случилась с исторически сложившимися унитарными государствами — Аргентиной, Боливией, Бразилией, Колумбией, Мексикой, Чили и Доминиканской Республикой. Такая беда случилась и с унитарной Россией после Революции 1917 г., когда единое Российское государство превратили в искусственно созданный союз искусственно созданных национальных республик (в каких-то случаях даже искусственно образованных национальностей)37.

Безусловно, такое расчленение России уничтожило ее единый организм и общенациональное братство. Русскому народу навязали идеи федерализма и общественного договора, которые нарушили его многовековое и межнациональное единство. По мнению И. А. Ильина, федерация возможна там, где народ предрасположен к искусству соглашения и дару политического компромисса38. Это воспитывается веками. Русский же народ не имеет данной предрасположенности и обладает больше анархической мыслью39, и принятие Россией несвойственной ей идеи общественного договора обрекает ее на многочисленные гражданские войны, что приведет к окончательному ее расчленению. И. А. Ильин считал, что данное расчленение выгодно западным и юго-восточным государствам, которые мечтают превратить Россию во множество политически ничтожных и стратегически ««бессильных карликов40.

Следует отметить, что И. А. Ильин был ярым противником многопартийности и выступал за единообразие в парламенте. Также он осуждает сторонников английской конституционной монархии, считая ее свойственной исключительно Британским островам с их морским климатом, тысячелетним прошлым Великобритании, английским характером и темпераментом, правосознанием, укладом чувства и воли, уровнем образования. Но ни в медицине, ни в политике нет всеисцеляющих лекарств, у людей нет всеподходящих одежд. В мире нет ничего универсального. Всеустрояющей государственной формы тоже нет41.

Резюмируя данный пункт идеи единства русского народа, можно сказать следующее: по мнению Ильина, унитарная форма государства не уходит в прошлое и

37

п

□ Р

утверждать, что все империи распадаются, — нелепо, так как одни распадаются, другие возникают. Россия имеет свой исторический путь — путь унитарного государства с политическим, экономическим и культурным срастанием малых госу- □ дарств. Выбранный большевиками и либералами путь федерализма для России неэффективен и разрушителен (он провоцирует вечные беспорядки, нелепую провинциальную вражду, гражданские войны, государственную слабость, обострение Е национальных вопросов и культурную отсталость народа). России необходимо

И

X

Ильин И. А. О псевдофедерациях // О русском национализме : сборник статей. С. 70—76.

38 Ильин И. А. Жизненные основы федерации // О русском национализме : сборник статей.

С. 81. А

39 Ильин И. А. Жизненные основы федерации. С. 81.

40 Ильин И. А. О псевдофедерациях. С. 70—76.

41 Ильин И. А. Федерация в истории России // О русском национализме : сборник статей.

С. 95. УЧЕНИЙ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

заново объединиться вокруг ее исторического центра, превратиться из псевдофедерации в привычное русской исторической природе унитарное государство, т.е. авторитетное единодержавие. Иначе России грозит расчленение, чего ждут многие на мировой политической арене. Русскому народу нужна единодержавная и унитарная Россия42.

Итак, мы рассмотрели некоторые ключевые составляющие идеи единства Российского государства Ивана Александровича Ильина и попытались сформулировать его взгляды на строительство новой России. Кому-то они покажутся абсурдными, кто-то, наоборот, в них увидит надежду. Однако перемены будут, даже если этого не хотеть. И нам просто необходимо быть к ним готовыми: идеологически, юридически, экономически и, конечно, духовно. Именно от нас зависит, какой будет та самая новая Россия, о которой так много писал великий русский философ и юрист.

Сегодня, когда Россия стоит на пороге грядущих перемен, его слова звучат по-особенному актуально. Нас ждет национальный выбор: интегрироваться в европейскую массу, позабыв и оставив свою национальную, духовную и историческую идентичность, либо вернуться к самим себе, оттолкнуться от всех внешних сомнений, попрощаться с малодушием и найти моральные силы для строительства нового Российского государства — не восстановления тех государств, которые мы уже давно потеряли (таких мощнейших держав, как Российская империя и СССР), а именно строительства новой единой России с учетом прошлых горьких ошибок.

Однако есть опасение. Дело в том, что Иван Александрович писал сценарий строительства новой России для тех русских людей, которые жили в его время. Он воспевал русский народ за его национальный характер, стойкость, крепкую веру, великодушие, преданность, природную наивность, бескорыстность, жертвенность, взаимовыручку и смекалку. Такие ли мы сейчас? Прошло много десятилетий. Социализм сменился капитализмом. Вездесущая идеология марксизма-ленинизма перешла в поглощающий любые попытки внутренней национальной политики идеологический плюрализм.

Созидание в потребление... «Широкий русский человек» Ф. М. Достоевского уже стал совсем не тот. Мы все по рекомендации Мити Карамазова за последнее столетие изрядно «сузились». Подойдут ли его идеи к современному русскому человеку? И более того — сможет ли он их воспринять и вместить в себя? И затем еще защитить, отстоять и передать будущему поколению? Чтобы ему уже не нужно было доказывать, что единство страны — это не «фигура речи», а великая ценность для русского человека. В этом большой вопрос.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Владимир Путин назвал единство народа главнейшим условием побед России // URL: https://rg.ru/2023/02/26/putin-nazval-edinstvo-naroda-glavnejshim-usloviem-pobed-rossii.html?ysclid=leyti6ifba928888084 (дата обращения: 7 марта 2023 г.).

2. Ильин И. А. О русском национализме : сборник статей. — Симферополь, 2016.

42 Ильин И. А. О псевдофедерациях. С. 70—76.

УНИВЕРСИТЕТА Идея единства Российского государства |2|

имени o.e. кугафина(мгюа) в трудах Ивана Александровича Ильина

3. Новогоднее обращение к гражданам России // URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/67514 (дата обращения: 7 марта 2023 г.).

4. Ой ты, участь корабля...», или Слово о «Философском пароходе» // URL: https://scepsis.net/library/id_2690.html (дата обращения: — 7 марта 2023 г.).

5. Послание Президента России Федеральному Собранию от 21 февраля 2022 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565.

6. Проект Основного Закона Российской империи (черновая схема, рукопись) // URL: https://www.culture.ru/catalog/archiv_ilina/ru/item/book/i-a-ilin-proekt-osnovnogo-zakona-rossiyskoy-imperii (дата обращения: 7 марта 2023 г.).

7. Путин В. В. Об историческом единстве русских и украинцев // URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/66181 (дата обращения: 7 марта 2023 г.).

8. Путин: Сила России — в единстве и дружбе народов // URL: https:// rg. ru/2022/09/20/putin-sila-rossii-v-edinstve-i-druzhbe-narodov. html?ysclid=leyqvyaxvo401537468 (дата обращения: 7 марта 2023 г.).

9. Святое Евангелие от Матфея // URL: https://azbyka.ru/biblia/?Mt.1&r.

10. Cinquante siècles d'évolution ethnique autor de la Mer Noire [Пятьдесят веков этнической эволюции вокруг Черного моря] / Alexandre Baschmakoff. — Paris : Geuthner, 1937. — X. — 177 p. — (Études d'ethnographie, de sociologie et d'éthnologie. — T. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.