Научная статья на тему 'Идея бессмертия: онтологический и гносеологический аспекты'

Идея бессмертия: онтологический и гносеологический аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2381
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОЕ БЕССМЕРТИЕ / БЕССМЕРТНАЯ ДУША / МЕТЕМПСИХОЗ / ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕШЕНИЕ / ИММОРТОЛОГИЯ / ПРОЕКТ «АВАТАР» / PROJECT «AVATAR» / CORPORAL IMMORTALITY / IMMORTAL SOUL / METEMPSYCHOSES / UNIVERSAL RESURRECTION / IMMORTOILOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пономаренко Надежда Владимировна

В статье рассматривается идея бессмертия, которая как вера в нескончаемость человеческого существа образует ядро мифов и религий. Автор различает несколько типов философских дискурсов, в которых представлены трактовки бессмертия и обусловленные ими типы духовных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF IMMORTALITY: ONTOLOGICAL ASPECTS

The article deals with an idea of immortality which forms the nucleus of myths and religions as a belief in neverending of the human being. The author distinguishes several types of philosophical discourses which present interpretations of immortality and the types of spiritual practices stipulated by them.

Текст научной работы на тему «Идея бессмертия: онтологический и гносеологический аспекты»

Пономаренко Н.В.

Оренбургская государственная медицинская академия Е-mail: [email protected]

ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

В статье рассматривается идея бессмертия, которая как вера в нескончаемость человеческого существа образует ядро мифов и религий. Автор различает несколько типов философских дискурсов, в которых представлены трактовки бессмертия и обусловленные ими типы духовных практик.

Ключевые слова: телесное бессмертие, бессмертная душа, метемпсихоз, всеобщее воскрешение, иммортология, проект «Аватар».

Карл Юнг утверждает, что идея бессмертия заложена в «коллективном бессознательном» человечества, и обрела своё выражение в архаических мифах, тем самым объяснив сходство, иногда тождество между мифологическими мотивами и символами у народов, не имевших прямых контактов друг с другом [12]. С мифологических времён через религию, метафизику, философию идея бессмертия дошла до техногенной современности и начинает будоражить умы ученых.

История практического бессмертия имеет давние корни и существует в виде мифов, символов, архетипов. Вот некоторые из них. Кельтский узел - символ воскресения и вечной жизни. Квадрат в Христианстве является символом Мира проявленного и человека, достигшего бессмертия. Во многих странах, в том числе и у древних греков, символом бессмертия и счастья были розовые кораллы. Анкх - египетский крест (Т-образная фигура, увенчанная сверху кольцом), символ жизни и бессмертия в Древнем Египте. Форма этого креста трактовалась по-разному: как восходящее солнце, единство противоположностей, счастье, благоденствие, неиссякаемая и вечная сила, что движет бытием, бессмертие духа или как ключ к тайным знаниям. Ключ жизни был известен и почитался не только в Древнем Египте, но и у цивилизации майя, а также в Скандинавии, где он также стал символом бессмертия и воды - рождения жизни. Грааль - чаша, символизирующая источник жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесный кормилец».

Особенно популярными растениями у разных народов мира были те, которые сулили долголетие и бессмертие. Среди них цветы: бархат-ник - легендарный неувядающий цветок, символ бессмертия, веры, верности, постоянства в любви. Плющ, как все вечнозеленые растения,

означает бессмертие и вечную жизнь. Галлы верят, что омела, черпающая жизненные соки не из земли, и впрямь принадлежит к иному миру, символизируя сущность жизни, божественную субстанцию, панацею, бессмертие.

Недаром видимо существует образ мирового древа, гаранта жизни, символа устройства мироздания. По данным учёных деревья относятся к одним из самых древних существ, живущих на Земле. Секрет долгожительства прост. Деревья не страдают от мутаций и могут легко существовать, даже если часть их «тела» давно умерла. Разменявшие третью тысячу лет, они растут так же бойко, как и их столетние собратья. Некоторые вечнозелёные лесные гиганты - сосны, которые совсем не страдают от старости, также символизируют бессмертие, отвращают зло и предохраняют тело от гниения, отсюда присутствие их на кладбищах и изготовление из них гробов. Благодаря своей форме, шишка сосны - одновременно огненный и фаллический символ, олицетворяющий мужскую творческую силу, плодовитость и удачу. Желудь - символ жизни и бессмертия, взятый из скандинавских мифов, лавр - триумфа, успеха и бессмертия. Олива также означает бессмертие и плодородие. В свадебном обряде она обеспечивала плодовитость, мир и изобилие.

Об использовании особых фруктов для воплощения идеи бессмертия, омоложения и оздоровления знали не только современные учёные. Список таких продуктов известен с давних времён. Так «молодильное» яблоко, дающее надежду на обновление цикла жизни, встречалось не только в русских сказках. Согласно мифам о подвигах Геракла в мировой культуре существовали предания о знаменитых мифологических Гес-перидских садах, полных чудесными золотыми яблоками, которые сторожил стоглавый дракон.

Гранат - символ плодородия и бессмертия, в христианстве - вечной жизни. Персик - символ бессмертия в Китае, согласно легендам растёт в небесном саду, принадлежавшем богине Сиван-му, матери-владычице Запада. Каждые 6000 лет, когда созревали плоды, она устраивала великий праздник, на который приглашались бессмертные, чтобы вкусить персик и продлить свое бессмертие. В сопровождении журавля, китайский Бог долголетия Шоу-син, его признаки - лысая голова и посох, держит персики - символы долголетия. Созревающие плоды были настолько вкусны, что царь обезьян, поглотивший много веществ, способствующих бессмертию, стал физически неуязвим. Сорок девять дней, проведенных в раскаленной добела печи, не причинили ему вреда, вызвав лишь покраснение кожи вокруг глаз.

Сады с особыми продуктами бессмертия росли в недоступных для людей местах, на высотах, называемых обычно мировой горой, символизировавшей своеобразный мост от - верхнего мира, где обитали высшие бессмертные боги, к миру «смертных». Так, например, гора Олимп - одна из самых высоких в Европе - 2919 метров, на которую невозможно было забраться, в греческой мифологии считалась жилищем 12 главных бессмертных богов.

Обратим внимание, что поиски практического бессмертия в растительном мире продолжаются. В нашей стране они начались в 1971 году в Ленинграде с изучения флоры. Весной 1977 года был завершён 30-летний труд Б.В. Болотова «Бессмертие - это реально» (объёмом в 13 томов). В книгах описывались 3000 лекарственных растений, 6000 рецептов нетрадиционных методов лечения двухтысячелетней давности [2; с. 5-17]. Болотовская идея бессмертия базируется на его теории лидерных структур (в природе и обществе), краткая суть которой в периодическом омоложении особых системных клеток-лидеров с огромным биополем, отвечающих за воспроизводство организма, старение которых и определяет старение и смерть всей системы.

Список символов бессмертия продолжает животный ряд. Жук-скарабей - в Древнем Египте. Змея, свившаяся кольцом и кусающая себя за хвост, символизирует вечность. Сбрасывающая кожу, она также считается символом бессмертия. Мотылек, бабочка - олицетворяет бессмертие души. Так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из

мирской гусеницы, оно считается у древних греков символом воскресения души, бессмертия и возрождения. Павлин из-за множества «глаз» на хвосте считается символом мудрости во многих культурах, он напоминает звездное небо, солнце, и, соответственно, является эмблемой гордости, бесстрашия, красоты и бессмертия. Езиды почитают его в образе Малаке Таус (в переводе -«Ангел - Павлин») в святом месте курдов -в Лалеше как ответственного за сотворение мира. Он несет с собой любовь и всё, что с ней связано. Пчела в христианстве - символ возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души и бессмертия. В ведическом наследии - это ворон.

И, конечно же, легендарная, восстающая из пепла, птица феникс - тоже символ бессмертия, демонстрирует нам феномен перерождения, тесно связанный с идеей вечной жизни. Сильное влияние на распространение легенд о фениксе оказали «Метаморфозы» Овидия, который создал римскую версию мифа на основе греческого знания о птице солнца. Вечная жизнь души феникса, покидающей старое тело перерождается заново иллюстрируя название книги: «метаморфозис», что по-гречески означает «перевоплощение». По Овидию, жизнь птицы состоит из пятисотлетних циклов. В конце каждого, она строит на высокой пальме гнездо из мирры, корицы и других благовоний. Солнце воспламеняет гнездо, и прежний феникс сгорает в огне, а молодой, рождающийся из пепла, живет следующие 500 лет. Когда птенец становится достаточно сильным, он переносит прах своего предка в храм города солнца.

Сохранилось множество легенд о бессмертных человеческих существах, живших на земле в мифологическое время. Эти воспоминания о древних людях, обладающих секретом бессмертия, либо продления жизни на долгое время встречается во всех культурах мира: в Междуречье, Египте, Индии, Японии, Китае, на Урале и в Иране, и др. В каждой культуре существовала своя практика выхода на бессмертие и требований к его достижению. Но всех объединяла общая идея - это выход на бессмертие через духовное развитие крепко «стоящего на правом пути», т. е. обладающего истинным знанием, как ницшеанский «сверхчеловек» стоящий по ту сторону добра и зла, творящий «правду», обладающий здоровым духом в здоровом теле.

В священных книгах древних цивилизаций сохранились слабые намёки на возможность

телесного бессмертия. Мы находим назидательные мифологические истории о трудности обретения дара такого бессмертия, которое непременно включает гуманно-этический аспект. Так в спорной по своему происхождению и достоверности «Книге Велеса», хранившейся в закрытой библиотеке купцов Строгановых, сохранилось предание о культурном герое Богумире, который обрел тайну телесного бессмертия и победил болезни, вследствие чего его империя процветала. Но и сей патриарх не избежал испытания славой, властью... и бессмертием. Достигнув телесного бессмертия он провозгласил себя Богом, то есть отверг Всевышнего, за что был низвергнут в мир Нави. В традициях зоро-астизма телесное бессмертие предполагало духовную развитость. Простые смертные чаще всего именовали их: Богами, духовными учителями, либо легендарными героями-воинами, боровшимися с силами зла, либо мудрыми правителями, заботившимися о своём народе. Они принесли на землю знания, этические нормы и свет истины, поэтому к ним применяли эпитеты: пресветлый, светлоликий, святейший, милосердный, наимудрейший, богомудрый и т. д.

Идея бессмертия тесно переплетается с учением о вечном круговороте переселения душ в культурах Востока и Запада. У древних греков этот феномен именовался метемпсихозом, верой в переселение душ. Термин «метемпсихоз» встречается у Диодора Сицилийского, у Галена и Александра Афродисийского. Учения о метемпсихозе получили определенное распространение с 6 в. до н. э., благодаря орфизму и пифагореизму. Пифагор верил, что душа попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью. Древние греки различали метемпсихоз, который происходит в «первое попавшееся» тело и метемпсихоз, как посмертное воздаяние. В последнем случае восхождение и нисхождение души определено нравственными достоинствами личности умершего. Своеобразную форму (с элиминацией зооморфизма) метемпсихоз принимает в учении Гераклита о роковом восхождении и нисхождении душ, вовлеченных в круговорот космических элементов. Сократ нисколько не сомневался в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что живые восстают из мертвых.

Платон воспринял учение о метемпсихозе из пифагорейской традиции, сохранив идею нрав-

ственного воздаяния в своём труде «Государство» в части «видение Эра». Практическим следствием учения о метемпсихозе было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере - отказ от кровавых жертвоприношений. Душа человека, - утверждает Платон, - бессмертна. Все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни. В «Федре» Платон говорит о без-начальности и бессмертии души в метафизическом духе. «Когда самодвижение есть не что иное, как душа, то душа безначальна и бессмертна». В божественном мире существует подлинный мир идей. Задача человека припомнить идеи, которые душа созерцала до своего рождения в божественном мире. Припоминание необходимо для работы человека по «вынашиванию духовных плодов». В «Федоне» Платон перечисляет те виды работ, которые человек не может совершить без припоминания: сосредоточить душу на истине, посвятить себя философии, собрать «душу» в «самой себе», верить в подлинный мир. Без обоснования бессмертия души человек не обретет блаженной жизни через работу в отношении себя. Припомнить означает для Платона не только открыть то, что есть, но и выстроить себя, создать себя и подлинный мир. В «Тимее» Демиург не только создает «космос» и человека, а трудится наподобие плотника и ткача - рассчитывая, собирая, изготавливая. Тем самым, человек и мир не просто существуют сами по себе, они универсумы и вечны. На этом основана концепция анамне-зиса. Бог действует через человека, который сам по себе ничего не может совершить истинного, если он «чего не припомнил», по Платону. Подлинная реальность представляет собой то, что конституируется в нашем опыте и мышлении, которые обусловлены социальными и культурными отношениями. [8] Аристотель в работе «О душе» употреблял термин метемпсихоз в смысле «облачения» (одевания) души в тело.

В христианской традиции данная идея резко обрывается, может быть потому, что древние евреи не верили в переселение душ. «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14:14), «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него [выходить] не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает

и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14:7-12). Подвигом Христа считается спасение всех людей от первородного греха, благодаря чему у человечества появляется учение о единственной смерти человека и мечта о всеобщем воскрешении, подхваченная всеми авраамическими религиями. Их идея ожидания страшного суда, раз и навсегда решит судьбу человека «вписанного в книгу бытия», отметая всякую возможность у грешников на новое перерождение.

Религиозно-мистический метемпсихоз в Древней Индии и Тибете был разработан в форме учения о сансаре - о никогда не прекращающемся существовании души, вечно переходящей из одной земной тленной формы в другую. Переходных ступеней между светлым древневедийским мировоззрением и мрачной верой в вечное странствование души от одной смерти к другой, с вечным же тяготением над ней кары за все содеянное, нельзя указать: учение это возникает в Индии как бы внезапно. Поэтому весьма вероятно предположение английского писателя и антиквара Джона Гауга Николса, о том, что арийцы-индусы заимствовали его от первичных обитателей при слиянии культур и о том, что всем первобытным народам свойственна вера в продолжающееся и после смерти существование человека в форме животных и деревьев. Круговорот в сансаре живых существ обусловливается поступками, поступки - желаниями, желания -незнанием истинной сущности и цены вещей. В этом незнании и заключается основная причина реинкарнации души. Вечно действующая сила заслуг и проступков определяет не только судьбу личности в каждом его новом существовании, но также и происхождение и образование всех вещей, всю жизнь природы: каждое событие или явление затрагивает какое-нибудь существо, т. е., по учению о перерождении, вызвано было прежней его жизнью.

Культуролог, А. Мень считает данные представления наиболее характерными для австрало-южноиндийского региона, от народов которого оно было заимствовано арьями, около 2000 г. до н.э. проникшими в Индию. В классических индийских учениях брахманизма, буддизма и индуизма доктрина метемпсихоза (на санскрите: самсара) имела характер непререкаемого дог-

мата. Свидетельства о данном учении характерны для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света в богатом этнографическом материале у Э. Тэйлора и Дж. Дж. Фрезера. «Учение о метемпсихозе, - считает отец Александр Мень, - явление чрезвычайно редкое в истории религий. О нём нет сведений в верованиях классического Древнего Востока, Греции, Рима, конфуцианства и даосизма, в библейской религии и исламе. Теософы в Х1Х-ХХ вв., внедряя на Западе индийские учения, пытались доказать, что в Библии содержатся намеки на метемпсихоз. В частности, они указывали на слова Христа о пророке Илии, который явился в мир в лице Иоанна Крестителя (Мф 11:14). Однако в контексте всего библейского учения, утверждающего уникальность личности человека (Евр 9:21), очевидно, что в данном случае речь не идет о метемпсихозе. Слова Христовы следует толковать в том смысле, что Иоанн выполнил в священной истории роль пророка Илии. К тому же, согласно библейской традиции, Илия не умирал, а был взят на небо живым. Теософы указывали на Оригена как на предшественника своего толкования. Между тем Ориген учил не о Метемпсихозе, а о предсуществовании» [7].

Возвращаясь к нашему рассказу об истории растений способствующих бессмертию вспомним о учёных-алхимиках эпохи Возрождения. Идея бессмертия будоражила их умы, что выразилось в сохранившихся частично рецептах натуральных напитков, сулящих бессмертие или по крайней мере омоложение. В 1498 г. Французский король Людовик 11, одержимый страхом смерти пил свежую черепаховую кровь. Известные сегодня методы для приближения к идее физического бессмертия как и ранее сводились, как правило, к очищению организма (от кровопускания до современных лекарственных средств) и восстановлению здоровья тела, вплоть до омоложения; на запрет убийства (вегетарианство) во всех его проявлениях, даже от мысле-форм имеющих конечный предел, связывающих человека с идеей смертности. Так в XVI веке поиском эликсира бессмертия занимался Филипп Аврелий Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, более известный как Парацельс, который согласно легенде воспользовался для его приготовления секретами местных целителей Крыма. С эпохи Возрождения в кругу знати долго ещё применялись варварские методы омоложения. Римская

история свидетельствует о фактах переливания молодой крови Папе Иннокентию 13-му.

По нашему мнению пока нет признанного официальной наукой полного и чёткого определения бессмертия, отражающего все его аспекты онтологического и гносеологического характеров. Например, в толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой, отражена дихотомия понимания понятия бессмертия, разъединяющая его на физическую и духовно-мистическую формы. Ефремова определяет его, либо как жизнь, не подверженная смерти; непрекра-щающееся существование, бытие; либо как вечное существование, свойственное - по религиозным представлениям - богам и демонам [5]. Разрешить данное противоречие пытаются фило-софы-космисты, в частности Н.Ф. Фёдоров, понимает бессмертие по-христиански, как событие вселенского масштаба, представляя Плане-ту-Земля ареной всеобщего воскрешения всех природных тел на уровне ноосферы по божественному умыслу. Действо по обузданию «неразумной природы» Фёдоров мечтает осуществить посредством великого разума способных на это «сверхчеловеков», осознавших и принявших всё физическое бытие как свой орган, к которому необходимо относиться полюбовно, бережно. Такая любовь возможна лишь как христианский феномен стремления к добру на земле. В своих заметках «Сверхчеловечество, как порок и как добродетель, Н. Фёдоров «под добром разумел всеобщее воскрешение... Жизнь есть добро; смерть есть зло. Возвращение живущими жизни всем умершим для жизни бессмертной есть добро без зла. Воссоздание из земли всех умерших, освобождение их от власти земли и подчинение всех земель и всех миров воскрешенным поколениям - вот высшая задача человечества, его высший долг и вместе - высшее благо... Высший императив (приказ) может быть создан только высшею любовью» [11]. В данном контексте идея бессмертия ориентирует: на построение самим человеком реальности; на масштабное, глобальное и позитивное мышление, организующее не только здоровое тело самого человека, но и окружающую его природу. Только в мире разумного этического порядка, человечество может претендовать на жизнь вне временных границ, на гуманистическое мировоззрение, на духовные практики истинных религиозных традиций.

Американский философ и общественный деятель, защитник гражданских свобод, один из создателей теории так называемого натуралистического гуманизма Корлисс Ламонт считал идею бессмертия души отделенной от тела приводящей к нелепостям. В своём произведении по натуралистическому гуманизму - «Гуманизм как философия» (Humanism as a Philosophy), он фактически предлагает светский учебный курс, где раскрывает смысл нового понимания гуманизма в философии и культуре постмодерна. Его гуманистическое понимание жизни Вселенского масштаба выражается через проблемы гуманистической этики, отношение гуманизма к разуму и науке [6].

Питирим Сорокин в ХХ веке мечтал о торжестве разумного синтеза идеалистического типа общества, примиряющего два противоположных начала культур. Тогда, по выражению Сорокина, человеческими умами будет руководить истина разума. Здесь его мечта о руководстве миром на основе «истины разума» схожа с идеей Н.Ф. Фёдорова о разумном управлении людьми всей природой, как органом человечества для достижения всеобщего бессмертия. Эта же мысль прослеживается и в теориях восточного атеизма (йога, сикхизм), в немецкой классической философии, в этическом космизме, коррелируя с идеей абсолютного блага для всех, в религиозном контексте. Рискуя карьерой, в 1830 Л. Фейербах опубликовал работу «Мысли о смерти и бессмертии», в которой расценил идею бессмертия души без тела не только как ложную, но и как препятствующую земному счастью. Г.В.Ф. Гегель, рассуждая о бессмертии, писал: «...человек бессмертен благодаря познанию, ибо лишь в качестве мыслящего он есть не смертная, животная душа, а душа чистая, свободная. Познание, мышление - это корень его жизни, его бессмертия, поскольку познание есть тотальность в себе самой» [4; с. 265].

Идея гуманизации в науке, опирающаяся на позитивное мышление, впрочем, как и идея бессмертия не новы и идут как бы «рука об руку». Согласно истории человечества, каждая новая научная революция по Томасу Куну провозглашает новые гуманистические идеи, которые приобретают специфическую временем и задачам форму и окраску. Гуманизм и бессмертие удачно слились в российском менталитете и проявлялись в работах философов и крупных учёных: ве-

ликого моралиста Л. Н. Толстого, В. Соловьёва, Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, В.М. Бехтерева, И. В. Вишева, Л. Балашова, Б. В. Болотова и др.

В 1985 г. благодаря идеям доктора философских наук И.В. Вишева родилась научная иммор-тология, которая уже создала методы получения бессмертных организмов, простейших, пока, но с уже оформленным клеточным ядром. Учёные предлагают подавлять процесс старения клеток искусственным путём, создав для них максимально хорошие условия обитания. Концепция практического бессмертия была озвучена в 2009 году на международном конгрессе, и стала точкой отсчёта для создания целого движения трансгуманистов. С помощью новых научных технологий и гениальных разработок они хотят осуществить идею техногенного бессмертия, дав людям надежду на решение проблем старения, замены изношенных органов и частей тела в ближайшее время. Так появилось научные направления ювен-тологии (омоложения) и криодинамики - глубокой заморозки тела обречённого на смерть человека до лучших времён.

15 октября 2011 года состоялся научный «Саммит Сингулярности» в Нью-Йорке. Инициатор движения трансгуманистов Дмитрий Ицков в открытом обращении к главам ведущих мировых государств и к главе ООН Пан Ги Муну предложил рассмотреть данные идеи и признать их социальную значимость. Поднимая проблемы болезней и смерти человека, связанные с ограниченностью физического тела, он сформулировал антропологическую сверхзадачу, которая укажет новый вектор развития для учёных и будет способствовать научно-технической революции. Первый проект под названием «Аватар» направлен на создание робота - копии человека, управляемого через интерфейс «мозг - компьютер», который заменит хрупкое человеческое тело в опасных профессиях, связанных с риском человеческой жизни, в том числе в космической отрасли. Задавая высшую планку для достижений реализации технологии бессмертия, Д. Ицков называет фантастические цифры продолжительности человеческой жизни: на срок от пяти тысяч до миллиона лет оставляя выбор самому человеку.

Главной проблемой в реализации данного проекта молодые учёные видят консерватизм человеческого сознания: боязнь перемен, инер-

цию, непринятие нового - того, что мешает человеку признаться себе в желании жить вечно. Существование такого права на свободу и бессмертие не навязывается тем, кому не нравится новый мир. Получив сверхвозможности, человек перестанет быть таким зависимым от своего тела и многое откроет в духовном плане. Новаторы понимают, что каждый технологический прорыв непременно должен сопровождаться ростом гуманизма и осознанности, в противном случае цивилизацию ждет крах. Гуманизм провозглашается законом для развития цивилизации, в которой люди непременно будут вынуждены интеллектуально и духовно развиваться вместе с проектом «Бессмертие 2045». Сторонники трансгуманизма выдвигают новые идеи технологической сингулярности, означая этим термином набор критической массы ключевых технологических достижений: массовое применение нанотехнологий, разработки в области биологического и кибернетического расширения возможностей естественного, человеческого организма.

Вселяют уверенность в молодых учёных-трансгуманистов последние открытия в биологии, в частности цитологи утверждают, что наши клетки бессмертны. Ранее считалось, что они гибнут от старости, либо болезней, по случайным причинам. Эксперимент биолога Сиднея Бреннера и его учеников Роберта Хорвица и Джона Салстона, за который они получили Нобелевскую премию, доказал существование специального механизма - апаптоза, как организованного сознанием процесса чистки и удаления из организма больных клеток в живом организме. Термин «апоптоз» применяется сейчас, когда имеют в виду программу старения живых клеток, из-за которых ткани истончаются, кости становятся хрупкими, кожа теряет упругость, рвутся сосуды. Так учёные выяснили, что все одноклеточные не умирают, а погибают либо насильственно, либо через активацию механизма суицида (некроз (повреждение) и апоп-тоз (голодание)) [4]. Обнадёживают и некоторые океанические обитатели, такие как бессмертная средиземноморская медуза Тит1;ор$1$ ШЫеик, которая способна к постоянному омолаживанию, то есть живёт по сути нескончаемое время. Невзрачная с виду, очень маленького размера - всего 4-5 мм, она наделена природой уникальным даром самоомоложения бес-

численное количество раз возвращаясь из взрослого состояния в состояние полипа.

Современные российские и зарубежные учёные-генетики ведут экспериментальную работу по продлению жизни мушкам - дрозофилам. Над этой проблемой работают и наши соотечественники в Сыктывкаре, в частности группа учёных под руководством Алексея Москалёва. Ведущий автор научного проекта Дэвид Уокер (David Walker) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе подтверждает факт исследований в области увеличения активности гена PGC-1 в кишечнике который по его мнению может замедлить старение как на клеточном уровне, так и на уровне целого животного [9].

Наука располагает фактами по продлению жизни рыбам-лососям за счёт паразитической деятельности расселяющихся на стадии личи-нок-глохидий, двустворчатых моллюсков-жем-чужниц (Margaritifera margaritifera). В процессе быстрого старения в течение года у лосося искривляется челюсть и вырастает горб. Прицепляясь к нему жемчужницы обращают старение лосося вспять. Его челюсть выпрямляется, а горб сглаживается, за счёт выделяющихся в них пептидов и других веществ. Ферменты, выпускаемые жемчужницей в кровь лосося, воздействуют на гипоталамус животного, отчего он переключается из «режима старения» обратно в «режим жизни». У учёных есть версия, что моллюск имеет некий «ген долголетия» анти-оксидантной регуляторной системы, контролирующей устойчивость к голоданию или недостатку кислорода. Даже у столетних моллюсков до недавнего потепления климата не отмечали признаки старости, болезней, паразитов и опухолей, а погибают особи-сторожилы из-за непрерывного роста их раковины. Препараты, выделенные из личинок этих моллюсков сейчас пробуют вводить людям, для оздоровления и продления потенциала работы изношенных человеческих органов тела, активизируя эффект омоложения реципиентов.

Американский писатель Джеймс Гальперин верит, что вХХ1 веке наконец-то будет достигнута принципиальная возможность сделать бессмертие доступным фактически для каждого приобщенного к «благам» современной цивилизации, а в перспективе - для всех. На основе новых открытий учёных биологов в стенах закрытых лабораторий НИИ уже много деся-

тилетий бьются над секретами омоложения для нашей политической элиты, всё ближе подбираясь к цели - молодое, здоровое тело. Среди методов решения вопроса - от приёма идеально чистой талой воды, благотворно влияющей на организм человека, до генно-инженерной активации фермента, который защищает концы хромосом. Уже есть несколько «счастливчиков», которым благодаря гению отдельных талантливых биологов, в том числе российских, удалось избавиться от страшных недугов, в результате приёма экспериментальных препаратов - сыворотки молодости. Существующие научные направления, такие как геронтология (наука о старении, возникшая во второй половине ХХ столетия) включает в число своих интересов поиск средств преодоления этой неизбежности, которую пытается избежать биохимик и геронтолог, идеолог «отмены старения» в научном мире - Владимир Скулачев, академик Российской академии наук. Еще 18 столетий на базе знаний о «запрограммированности» на смерть листьев (апаптоз - буквальный перевод с греческого - «листопад») была открыта «программа старения» римским врачом, философом и естествоиспытателем Галеном. Ради призрачной надежды сохранить молодость и здоровье, обрести вечную жизнь древние греки принимали ванны из молока, их соседи римляне пили кровь молодых и сильных гладиаторов. Однако бессмертие всегда оставалось уделом богов.

Легенда о бессмертии богов и их переродившихся потомков сподвигнула учёных на поиск «элитных» генов у человека. Стратегически понятно, что для того, чтобы наши тела вечно развивались и не старели, они должны быть здоровыми. Актуальность идеи подтверждают усилия международной команды генетиков которые секвенировали геном 115-летней старейшей в мире женщины, не имеющей типичных для её лет признаков диагнозов: болезни Альцгеймера, атеросклероза артерий и т. д. В выступлении на научной конференции по генетике человека ICHG 2011 в Монреале учёные подтвердили, что её наследственный код, есть специфическая версия генов являющихся, одним из ключей к необычному долголетию [10].

Среди новых достижений науки - создание осознающего себя искусственного интеллекта - технологии, позволяющей скопировать сознание человека на электронные носители

(uploading). В данной концепции присутствуют спорные гуманистические моменты. Противники техницизма считают, что в результате осуществления такой идеи сингулярности возникает опасность «технокалипса» - сценария, провоцирующего вымирание большой массы человечества. Но об этом, считают молодые учёные, думать рано. Вернор Виндж считает, что для реализации этого проекта всему человечеству сначала необходимо подняться на следую-

щую ступень развития эволюции и стать обладателем сверхчеловеческого интеллекта [3]. В реальном научном проекте стратегического общественного движения «Россия 2045» идеи бессмертия уже запущены в сценарии достижения человечеством кибернетического бессмертия. Необходимо лишь объединить древние знания, хранящие свои тайны, дошедшие до нас в виде мифов и религиозных откровений и новые научные технологии.

18.03.2013

Список литературы:

1. Edinger, A. L. and Thompson, C. B. 2004. Death by design: Death by design: Apoptosis, necrosis and autophagy. Curr. Opin. Cell Biol. 16 (6): 663 - 669. D01:10.1016/j.ceb.2004.09.011. 14 ноября 2011г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.membrana.ru/particle/17116. - Дата обращения: 25.04.13.

2. Болотов, Б. В. Бессмертие - это реально / Б. В. Болотов. - 2-е изд., расш. и доп. - Санкт-Петербург: Контур-М, 1994. - 60 с.

3. Виндж, В. Технологическая сингулярность [Электронный ресурс] / В. Виндж. - Режим доступа: www.computerra.ru/ think/35636/

4. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т. / Г. В. Ф. Гегель. - Москва: Мысль, 1977. - Т. 2. - С. 265.

5. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. - Москва: Русский язык, 2000. - 1233 с.

6. Ламонт, К. Иллюзия бессмертия / К. Ламонт; Пер. с англ. - 2-е изд. - Москва: Политиздат, 1984. - 286 с.

7. Посмертное бытие по учению Библии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/Библио-логический%20словарь/Посмертное%20бытие%20по%20учению%20Библии/ - Дата обращения: 25.04.13.

8. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. / А. Ф. Лосев. - Москва: Мысль, 1994.

9. Попов, Л. Генетики существенно продлили жизнь плодовых мушек [Электронный ресурс] / Л. Попов // Membrana. Люди. Идеи. Технологии. 14 ноября 2011г. - Режим доступа: http://www.membrana.ru/particle/17116 (дата обращения 25.04.13);

10. Попов, Л. Расшифрован геном 115-летней женщины [Электронный ресурс] / Л. Попов // Membrana. Люди. Идеи. Технологии. 17 октября 2011. - Режим доступа: http://www.membrana.ru/particle/16955 - Дата обращения: 25.04.13.

11. Фёдоров, Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. /Н. Ф. Фёдоров. - Москва: Издательская группа «Прогресс», 1995. - Т. 1. - 518 с.

12. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг; Пер. с англ. - Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.

Сведения об авторе:

Пономаренко Надежда Владимировна, старший преподаватель кафедры философии Оренбургской государственной медицинской академии 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 776560, e-mail: verjen@ mail.ru

UDC 129

Ponomarenko N.V.

Orenburg state medical academy, e-mail: [email protected] THE IDEA OF IMMORTALITY: ONTOLOGICAL ASPECTS

The article deals with an idea of immortality which forms the nucleus of myths and religions as a belief in never-ending of the human being. The author distinguishes several types of philosophical discourses which present interpretations of immortality and the types of spiritual practices stipulated by them.

Key words: corporal immortality, immortal soul, metempsychoses, universal resurrection, immortoilogy, project «Avatar».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.