Научная статья на тему 'Идея бессмертия человеческой личности'

Идея бессмертия человеческой личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2045
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ / БЕССМЕРТНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕФЛЕКСОЛОГИЯ / ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ / НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / IDEA OF IMMORTALITY / IMMORTAL HUMAN PERSON / REFLEXOLOGY / EVOLUTION LAW / MORAL IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кашин Валерий Васильевич, Пономаренко Надежда Владимировна

Нами исследовалась идея бессмертия в единице человеческой личности, сформулированная разными мыслителями и учёными. Аргументировано обосновывает данный вопрос психолог В.М. Бехтерев. Вслед за философами-классиками он строго размышляет о роли личности как одного из неповтори-мых звеньев бесконечного ряда жизней, рассматривает её с различных позиций: в свете научного и человеческого мировоззрения, как экзистенциальное морализиро-ванное бытие и как универсалию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Idea of HUMAN PERSON immortality

We investigated idea of immortality in unit of the human person, formulated by different thinkers and scientists. It is reasoned proves the matter the psychologist V. M. Bekhterev. After classic philosophers he strictly reflects on a role of the personality as one of unique links of an infinite series of lives, considers it from various positions: in the light of scientific and human outlook, as the existential moralized life and as a universaliya.

Текст научной работы на тему «Идея бессмертия человеческой личности»

Кашин В.В.1, Пономаренко Н.В.2

1Оренбургский государственный университет 2Оренбургская государственная медицинская академия Е-mail: [email protected]

ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Нами исследовалась идея бессмертия в единице человеческой личности, сформулированная разными мыслителями и учёными. Аргументировано обосновывает данный вопрос психолог В.М. Бехтерев. Вслед за философами-классиками он строго размышляет о роли личности как одного из неповтори-мых звеньев бесконечного ряда жизней, рассматривает её с различных позиций: в свете научного и человеческого мировоззрения, как экзистенциальное морализиро-ванное бытие и как универсалию.

Ключевые слова: идея бессмертия, бессмертная человеческая личность, рефлексология, закон эволюции, нравственное совершенствование.

Актуальность нашего исследования обуславливается разработанным философским дискурсом, усматривающим сохранение достижений личности в коллективной памяти человечества через реальное бессмертие. Наше исследование онтогносеологического основания идеи бессмертия актуализируется попытками ряда учёных, пассионарных личностей, перенести данную тематику в реальность. Обращенность к грядущему счастью всего человечества в трудах основателя рефлексологии В.М. Бехтерева, который формулирует трудноразрешимую философскую проблему сущности бессмертия личности, вызывает некую подсознательную вражду некоторых учёных к её постановке в виде научной нормы для идеи "смертности". В.М. Бехтерев не первый обратился к данному онтологическому вопросу. Впервые человеческую личность в западно-европейской философии в контексте вечного, а значит и бессмертного, рассмотрел итальянский философ Боэций, формулируя вопрос об онтологическом статусе универсалий, в частности человеческой личности. По его мнению, сам по себе личный способ бытия уже является уникальным, так как присущ только Богу, ангелам и людям. Опираясь на мнение Аристотеля о единении бессмертной разумной части души с телом, он четко определил её как индивидуальную субстанцию рациональной природы, как признак вечной души в сочетании с телом ибо «любая полная человеческая субстанция всегда и необходимо есть личность». «В Боге, единственном и абсолютно едином (простом), все модусы бытия совпадают: ибо в нем бытие тождественно тому, что есть, и тому, что он есть, т. е. сущности, или природе; он - субсистенция и лицо. Такая всесо-вершенная полнота бытия во всех его отношениях, целокупность бытия без ущерба и частичности есть вечность» [1, с. 304]. Таким образом, он присваивает Творцу характеристику идеальной

личности, а человеку тождественные признаки бессмертия, сочетающие вместе и тело и разумную душу.

Изучая уникальную природу психики человека как личности, В.М. Бехтерев не поддерживал идею божественного антропоцентризма, но он также рассмотрел и светский и религиозный аспект его бытия. Подняв теологический пласт человеческого бытия, он обратил внимание, на что все религии мира строились вокруг вопроса о жизни и смерти. Человеческая личность рассматривается ими как существо, поставленное перед лицом конечности бытия в течение всей своей жизни, а не только в последний свой час. Каждую такую личность, ведущую двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие можно рассматривать в экзистенциальном времени, где смерть означает соприкосновение с потрясающим иррациональным опытом. Именно через экзистенцию впервые, мы начинаем задавать вопросы о смысле жизни, которые выводят нас на более глубокий слой нашего духовного существа - на само-осознание уникального себя в бытии. Осмысление "вечного" бытия - бессмертия для человеческой личности обуславливает постановку новых ценностей жизни, всё суть, по Бехтереву, творческой духовной общечеловеческой культуры.

В статье «Бессмертие человеческой личности как научная проблема» он писал, что борющиеся за общее благо человечества личности «руководствуясь идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной общечеловеческой культуры» ...« имеют права и на вечное признание человечества.» [2, с. 242]. Провозглашая вечное результатом бесконечного ряда творческих достижений человека, психолог и философ Бехтерев отмечал, что человеческий ум не может мириться с мыслью о конечности человеческого естества. Ведь религиозная картина мира как объективированное многими личностя-

ми информополе оперирует таким понятием как вечная субстанция духа и души - праоснова нашего бытия. Ещё у древних философов возникает справедливый вопрос, почему бесконечное порождает конечное? Мировая теология обращается к феномену совершенной личности Христа, который показывает решение задачи победы над смертной материей через самосознание и воскрешение, спасительный путь для всего конечного через строительство своего мира, понятия истины и любови. Христианское учение о воскресении целостной богочеловеческой личности предлагает решить данный вопрос каждому существу через всеобщее воскрешение в конце времён по примеру Христа. Религиозный путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это область сакрального чуда, ибо человек выводится из сферы внебожественного: воздействия социума, природно-космических сил и стихий, и становится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже явился перед ним как Обо-женная Перволичность (Лик Бога Живаго). Тема обожения уходит корнями в новозаветное учение о том, что люди призваны стать причастниками Божеского естества [3].Таким образом, целью жизни человека в восточнохристианской традиции, как писал Афанасий Великий, является обо-жение, движение к своему истинному смыслу бытия, к новому уровню развития в жизни вечной.

Понимание Бехтеревым личности, привязанной к субстрату человеческой целостности, обеспечивающей регулирование своего поведения и деятельности посредством высшего уровня развития, послужило основой для создания нового научного направления - сеттлеретика. Такая современная технология ориентирована на считывание личности и попытку её переноса с биологической на компьютерную матрицу. Бурная фантазия молодых учёных нацелена, в будущем, на решение проблемы, сформулированной ещё писателем-фантастом А. Беляевым, в виде литературного образа, сохранившего способность мыслить - головы профессора Доуэля. Через возможность переноса сформированной талантливой личности на новый биологический носитель, выращенный по предыдущему генетическому образцу, учёные, вслед за философом Фёдоровым, мечтают решить проблему конечности для пассионарных личностей - будущего вечного мира. Однако не следует забывать, что вопрос о бессмертии неразрывно связан с идеей антропоцентризма, сформулированной ещё в Эпоху Возрождения, с сознанием личности, с личной судьбой каждого, как элемента большого целого - всех и новым мировоззрением. Антро-

поцентризм раскрывается как идея о мироздании, в центре которого стоит могучая фигура: вечная вселенская сущность, идеальная Личность, эстетическая красота которой сопряжена с её духовным и душевным совершенством. От неё зависит жизнь всего мироздания. Она основа всех законов бытия, одаряющая человека аналогичными возможностями творческого создания реальности по законам гармонии, которые почитали все древние цивилизации.

Бессмертие как проявление вечности связано с состоянием развития самосознания единичного человека как духовной личности, всего человечества как единого универсума, опредме-ченного бытия целостной гармоничной личности-Бога. Древние знали о том, что только целостное, нерасчленённое сознание, не разлагающееся на элементы и не слагающееся из элементов, ведет к бессмертию, к новому виду самоорганизации по законам мировых синергий. Знание о бессмертии в человеке априорно благодаря не только личной памяти (бессмертной, по Платону, души), а скорее оно хранится в коллективной архетипической части психического всего человеческого целого, как единицы психобытия - суть ноосферы. Первый шаг к бессмертию есть просветленная память, очищенная от мусора конечности, бренности, освобождённая от самого страшного в жизни - переживания безвозвратности, непоправимости, абсолютной утраты. Человеческому сознанию свойственно стремиться ко всему целостному, в том числе и в вопросе бессмертия: к бессмертию всего человека, к бессмертию уникального личного. Душа здесь выступает в роли носителя частицы объединённого образа бесконечного Создателя мира, находящегося в вечном саморазвитии для получения всеобщей бесконечной жизни. Быть бесконечно живущим, значит бесконечно быть сотворяемым, тем, кто бесконечно творит по законам гармонии и любви бесконечное бытие -вечность для всех.

Вопросы личного бессмертия интересовали современника Бехтерева, религиозного мыслителя графа Л.Н. Толстого, который в 1891 году осознавая себя как талантливую уникальность, ставит аналогичный вопрос о бренности бытия и о бессмысленном существовании понятия духовной жизни и личности человека без наличия в нём чего-то бесконечного и вечного, суть идеи бессмертия. Для сравнения приведём цитату Льва Николаевича, который рассуждал о бесконечном так: "Свободы не может быть в конечном, свобода только в бесконечном. Есть в человеке бесконечное - он свободен, нет - он вещь.

В процессе движения духа совершенствование есть бесконечно малое движение - оно-то и свободно, - и оно-то бесконечно велико по своим последствиям, потому что не умирает" [4, с.12]. Бехтерев приходит к тому же выводу, добавляя: «Ведь если нет бессмертия, то в жизни нет и морали, и тогда выступает роковое: "все дозволено!". Действительно, как смертный атеист может относиться к миру, в котором он временный гость без будущего? Если у него нет вечных перспектив, ценностей, то ему не важно, что останется после него и поэтому он просто потребитель, который хочет получить от этой жизни всё сполна, прежде, чем он станет достоянием забвения и небытия. Даже целевой аскетизм с точки зрения обывателя весьма сомнителен, так как путь бесконечного совершенствования для воскрешения не прост. Картинка отшельника, скитающегося по вечной жизни, по ошибке накладывается на обыденное представление обывателя, пресыщающегося сиюминутными радостями, порождая ужас утрат, родственных уз и материальных благ.

Бехтерев специально подчеркивает: «Не будем умалять значения христианского учения для цивилизованного мира. Возвышение "духа" над телом, любовь к ближнему, непротивление злу насилием и самопожертвование ради торжества истины и ради общего блага - вот те нравственные принципы, которые выдвинуло христианство». Опрокинув древний языческий мир, писал Бехтерев, они привели к обновлению мира. Однако люди науки отрешились от всего чудесного, а потому их знание лишено главной у человека опоры на веру, в том числе и веру в загробный мир. Вспомним, что древние египтяне уже выделяли личные качества, веря в процесс преображения обоженного человеческого. Душу они связывали с дуновением, которое исходит от бога, а тело достойного человека, движимое бессмертным личным началом, обречено только на частичную гибель при условии, что душа, как носитель индивидуальности не будет растерзана на справедливом суде воскресшего бога Осириса. Египтяне, таким образом, первые признали человеческую душу бессмертной и предложили миру моральные требования для обретения бессмертия. В зороастризме для светоносных праведников стало возможным уже воскресение во плоти, что не противоречило более позднему совету Христа своим ученикам «одеяйтесь светом яко ризою».

Разделяя точку зрения Л.Н. Толстого, В.М. Бехтерев опирается в своих рассуждениях о бессмертии личности на аксиологические основы,

сокрытые в религиозно-философских идеях религий, которые признают вечность духа. Императив человеческого долга, всякая моральная ответственность, в светской этике немецкой философии, есть гарант будущего для всего человечества. Она элиминирует все стремления человеческой личности к лучшему, к вечному. Устранение из мышления человека бесконечной перспективы развития, отменяет ответственность за свои поступки, мысли. Бессмертность религиозного человека базируется на идеи о его божественном начале. Но бессмертно не только оно, бессмертен весь состав человека, которым овладевает дух. Духовное начало и есть та основа, световой стержень в человеке, который сопротивляется окончательной объективации человеческого существования, ведущей к смерти, окончательному погружению в поток линейного времени.

Чтобы прояснить существо дела Бехтерев предлагает обратиться к вопросу о бессмертии человеческой личности с современной научной точки зрения, преимущество которой состоит в гносеологической динамике. Открыв принцип постоянства материи наука затем обогатилась законом постоянства энергии. Открытие рентгеновских лучей подвинуло людей науки к пониманию перехода материи в энергию, о чем уже догадывался Декарт. Рефлексология же использует результаты совместной работы в Педологическом институте В.М. Бехтерева и В.Т. Зимина. В наше время в российском институте исследующем работу мозга, во главе с профессором Н.П. Бехтеревой, внучкой учёного, смогли доказать существование уникального пси-поля личности каждого человека. Вспомним, что учёный советует все явления мира, включая внутренние процессы живых существ, рассматривать как производные одной мировой энергии. В таком случае, нет предела разложения видимого и невидимого физического мира (вспомним теорию апейрона, вечного первовещества у грека Анаксимандра). Формулируя идею эволюционного монизма, Бехтерев предлагает учение о единой основе всего сущего в виде мировой энергии, источника всего движения, напоминающего принцип инь и ян в даосизме, непрерывно переходящего из одного в другое, что служит началом всего материального и духовного во Вселенной. В таком случае мир представляет собой бесконечную систему взаимодействий, устанавливающую так называемый закон относительности. Раскрывая универсальность взаимных соотношений всех элементов мира, обоженный человек как высшее живое существо на земле, в своей деятельности связывает его в бесконечное начало

бытийственного процесса живой и неживой природы, где всё подчинено закону эволюции. Жизнь как неизбежное и неустранимое явление в мировом процессе антрополог Бехтерев считает результатом определенного сочетания энергий, венцом которой является человеческое существо, уникальная личность-душа, творящая особую психическую энергию.

И чтобы исключительная поглощенность человека своим личным бессмертием, как и своим собственным спасением, не превратилась в трансцендентный эгоизм, необходимо понимать, что отдельная часть от целого живого мира не жизнеспособна. Именно отсюда и возникает идея всеобщего бессмертия, сумма всех личностей, выделенных из всеобщей эсхатологической перспективы, из мировой судьбы, не противоречащей любви, как способу организации бытия для всех. Любовь есть главное духовное пространство, где самоорганизуется индивидуальное бытие и бытие для всех элементов вечного мира. Философ Н. Бердяев в своей экзистенциальной диалектике также считал, что «бессмертие есть не человеческое и не божественное только дело, а дело богочеловеческое, дело свободы и дело благодати, дело, совершающееся снизу и сверху, взаимосвязанный процесс от самой личности к миру и от любящего его мира к человеку». «Человек как личность борется со смертью во имя бессмертия» [5, с. 183]. Понимая, что разрыв богочеловеческой связи существует лишь в поляризованном мышлении конечного человека Бехтерев отмечает, что закон эволюции заставляет нас искать первоначальные корни современной человеческой жизни в первом энергетическом зачатке появившейся на земном шаре живой материи. Начало человеческой жизни, а, следовательно, и духа должно искать в той самой мировой энер-

гии, которая служит началом всего видимого и невидимого мира. Эту истину инстинктивно признавали древние народы, поклоняясь солнцу и свету, т. е. той энергии, которая является живительным началом для нашей планеты. В.М. Бехтерев сожалел, что существа самой энергии мы ещё не знаем, тем не менее мы понимаем, что мировая энергия в конце концов дает начало высоким моральным достижениям человеческой личности, так как её осмысление требует от человечества приближения к её высшему моральному и духовному идеалу, высшей Личности, именуемой Богом.

Наращивание этической ответственности каждой личности человека за будущее, восстановление утраченных земных благ, таких как экология, по нашему мнению поможет решить проблему бессмертия. В.М. Бехтерев считал, что осуществление на земле царства любви и добра непременно случится благодаря ориентирам на этические идеалы, ориентацию на ортобиоз. Законы, управляющие жизнью для человека те же, что и управляющие движением небесных светил. Руководствуясь идеалами разумного образа жизни мы, являясь носителями мировой энергии, будем стремиться к тому, чтобы всё было проникнуто божественным духом, служащим всему общечеловеческому, а значит всеобщему вечному будущему. Учёный призывает направить к созданию этого лучшего, все моральные качества более высокого человека, сущность которого заключается в непрерывном совершенствовании своей собственной личности в согласии с природой, в соответствии с интересами общечеловеческого коллектива и общественных форм человеческой жизни. Таковы общие положения статьи великого ученого о идеи бессмертия человеческой личности.

10.06.2014

Список литературы:

1. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под редакцией В. С. Стёпина. - М.: Мысль, 2001, Т. 1. - 744с.

2. Бехтерев, В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. 1916. / В.М. Бехтерев. Психика и жизнь: избранные труды по психологии личности: В 2 тт. - Изд-во «Алетейя» СПб, 1999, Т.1. - 255с.

3. 2-е послание Петра, 1:4 /Библия. Синодальный перевод. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azbyka.ru/ ЫЫй/?2Реи:4

4. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. / Л.Н. Толстой. - М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1928-1964. - Т.52.— XXIII. - 426с.

5. Бердяев, Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев.- YMCA-PRESS. Париж 1952. - 246 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/berdyaev_n_ekzistencialn/11

Сведения об авторах:

Кашин Валерий Васильевич, профессор кафедры философии Оренбургского государственного университета, доктор философских наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: (3532) 372574, e-mail: [email protected] Пономаренко Надежда Владимировна, старший преподаватель кафедры философии педиатрического факультета Оренбургской государственной медицинской академии 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 776560, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.