Научная статья на тему 'Идеосфера новый инструмент моделирования и измерения комплексных знаний'

Идеосфера новый инструмент моделирования и измерения комплексных знаний Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
596
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеосфера новый инструмент моделирования и измерения комплексных знаний»

Идеосфера - новый инструмент моделирования и измерения комплексных знаний

Б.Б. Леонтьев

заместитель председателя Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, генеральный директор ЗАО «Институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса», кандидат экономических наук

Любая оригинальная логика построения эффективных многофункциональных систем, лежащая в основе их моделирования и реализации, всегда интересна и актуальна, поскольку именно формализованная логика обеспечивает искусственным системам их воспроизводимость и эффективность. Тем более это актуально, когда речь идет о системах управления знаниями. Без моделирования самой системы знаний весьма сложно организовать эффективное управление ею. Даже принимая систему знаний в качестве «черного ящика», нужно знать, что на входе и выходе из него. Но многие «спецы», интуитивно понимая, что управление знаниями - тема одна из самых актуальных и перспективных, умудряются без моделирования самих систем знаний «наследить» своими не вполне содержательными «научными публикациями» и здесь.

В Институте сертификации и оценки объектов интеллектуальной собственности (СОИС) в значительной степени решена проблема методологии моделирования локальных систем знаний, названных идеосферами. Лучшие качественные модели знаний интересны тем, что они практически не стареют со временем. В них может, допустим один раз в пять или десять лет, слегка актуализироваться терминология, но, как правило, их суть остается неизменной, нес-

мотря на то, что, например, обычные публикации на экономические темы стареют по прошествии пяти - десяти лет. Идеосферы представляют собой модели знаний о каких-то базовых ценностях, лежащих в основе наиболее устойчивых систем. Более того, чтобы систему управления знаниями сделать устойчивой, нужно создать идеосферу и научиться управлять ею. Рассмотрению этого вопроса и посвящена наша публикация.

Предыстория

Идеосфера как новый инструмент комплексного моделирования знаний была изобретена в институте СОИС в 1996 году. Однако сам термин «идеосфера» был придуман и введен нами в употребление лишь в 1999 году, а первые публикации на эту тему появились в 2000-2002 годах1, 2 3. Логика построения идеосферы в основном была заимствована из Канона пропорций человеческого тела, изображенного Леонардо да Винчи в 1492 году, таблицы Д.И. Менделеева, созданной им 1 марта 1869 года, и модели генетического кода, идея которого была предложена Г.А. Гамовым в 1954 году. Ценность этих трех великих произведений с годами лишь возрастает. Логика построения этих эталонных систем естественнона-

1 Леонтьев Б.Б. Новая экономическая парадигма // Журнал для акционеров. 2000. № 12. С. 37-44.

2 Леонтьев Б.Б. Моделирование ценностей бизнеса // Журнал для акционеров. 2000. № 6. С. 37-42.

3 Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Акционер, 2002.

учных знаний со временем была нами перенесена на модели социально-экомических систем и модели технических и гуманитарных знаний. После 2000 года она стала применяться нами при моделировании объектов бизнеса с целью обеспечения комплексного измерения их основных параметров и для организации их стратегического управления.

С самого начала мы строили свою «Систему сертификации и оценки объектов интеллектуальной собственности», зарегистрированную в 1995 году в Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, на принципах, которые в своей основе были сформированы автором этой публикации4 еще в 80-е годы прошлого столетия. Сегодня она является уникальной развивающейся системой, аналогов которой нет ни в России, ни за рубежом.

Анализируя результаты поездок специалистов института СОИС в Китай в 1999 году и особенно поездок в Индию и Непал в 2003 году, мы со всей ясностью поняли, что наиболее сложные модели, в частности янт-ры и мандалы, используемые при медитации в ряде восточных религий, строятся на тех же принципах. По сути, эффект идеос-ферного мышления заложен в психике человека и наиболее ярко проявляется у так называемых системщиков. Поэтому со временем построение идеосферы было идентифицировано нами как особая методология моделирования всеобщих системных знаний. В истории цивилизации различные варианты этой модели существуют уже несколько тысячелетий и очень давно и конкретно используются в виде узоров и символов в прикладном творчестве, а также в религиозных обрядах для концентрации мысли и управления собственным сознанием.5

Более полувека назад на такие модели особое внимание обратил знаменитый швейцарский психолог Карл Густав Юнг6 и связал их структуру с особенностями человеческого сознания. Юнг обосновал это новое для психологической науки явление, которое мы назвали эффектом идеосферного мышления. Его психологические типы7 идеально «ложатся» в идеосферы субъектов разного уровня управления.

Однако с уверенностью заявить об открытии идеосферы как обобщающей любые знания унифицированной модели, а также о методологии самого общего системного моделирования и измерения любых количественных и качественных знаний можно лишь сегодня. Эта система полностью отвечает общим тенденциям развития цивилизации по схеме «мифология - религия - наука», широко обсуждаемой современными отечественными и зарубежными учеными. По сути, эпоха науки только сейчас начинает обретать общесистемное идеосферное выражение. Из года в год все глубже и интенсивнее идет процесс взаимопроникновения наук, при этом обнаруживается удивительный эффект их абсолютной гармонии друг с другом, приписываемый большинством божественному началу.

Определение понятия

Прежде чем говорить об идеосфере как о новом полезном изобретении или научном открытии и целевом ее использовании, дадим ей определение и опишем ее основные структурные элементы.

Идеосфера (лат. Ideasphaera) - это графическая модель систематизированных знаний, созданная на основе построения осей координат по принципу минимизации взаимовлияния и взаимозависимос-

4 Леонтьев Б.Б. Трехтехнологический подход к организации процесса «исследование - производство» в научно-производственном объединении / Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума. Свердловск, 1983, С. 205-208.

5 Иванова Л.В. Индуизм. М., 2003.

6 Юнг К.Г., Франц. М.-Л., Хендорсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ. ред. С.Н. Серенко. М.: Серебряные нити, 1998.

7 Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. С. Лорие. Минск: ООО «Харвест», 2003.

ти измеряемых знаний, сжатых до уровня символов. В идеале идеосфера - это сферическое отображение системы идей, знаний или каких-то важных устойчивых ценностей. Любой разрез этой сферы дает круг идей (лат. orbis idea), который может быть представлен в виде матрицы. Идеосфера - это пространственная модель любых системных знаний, имеющих количественные и качественные измерители. Системность может быть близкой к абсолютной, как в таблице Менделеева, а может быть весьма относительной, как в черновом наброске аспиранта, пытающегося систематизировать какие-то объекты. В любой идеосфере могут быть установлены векторы качества, показывающие свойства объектов и их изменения при переходе от одной клетки идеосферы к другой. Векторы качества, совпадающие с осями координат, называются главными стратегиями или сокращенно гластами.

Ярким примером почти абсолютной, не стареющей со временем системы знаний является таблица Д.И. Менделеева, построенная таким образом: слева направо убывают кислотные свойства элементов, а справа налево - щелочные; сверху вниз прослеживается переход от наиболее распространенных и наиболее стабильных элементов к менее стабильным и более редким в обычных условиях. С позиции срока жизни элементов нижний ряд таблицы занимают коротко живущие, а верхний - наиболее распространенные и стабильные. Подобные измерения также имеет графическая модель генетического кода человека и животного.

Назначение идеосфер

Образно говоря, все идеосферы, как и наше сознание, делятся на логические и художественные, то есть на рациональные и иррациональные. Потребность в таком делении человеческих ценностей определила сама природа, используя асимметрию в нервной системе, начиная с низших животных, поэтому мы будем рассматривать назначение идеосфер именно с этих позиций. С учетом системного подхода в дополнение

к этим двум критериям введем еще два: эн-до- и экзопараметры рационального и иррационального. Применяя эквивалентную логику построения ценностных систем, получим четыре вида назначения идеосфер:

1) научно-познавательное применение идеосфер как систем знаний, на которых базируется логика взаимодействия основных элементов той или иной научной дисциплины (эталонной иллюстрацией такого типа идеосфер могут быть таблица Д.И. Менделеева или модель генетического кода). С помощью идеосфер лица, обладающие недостаточными знаниями в области научных дисциплин, осваивают логику свойств и отношений между базовыми элементами этих дисциплин. А лица, имеющие достаточные знания, черпают информацию и идеи для дальнейшего развития и практического применения как моделей, так и науки в целом. Здесь эндофункция идеосфер проявляется в том, что она работает на формирование знания, квалификации и интуиции обучаемой личности и на развитие у профессионалов качеств, являющихся «внутренними», не вполне явными, ценность которых определяется со временем;

2) измерительное или метрологическое применение идеосфер как систем конкретных локальных знаний также базируется на определенной логике какого-то измерения. Человечество уже использует огромное количество таких частных логических идеосфер, например компасы, часы, электросчетчики, спидометры, термометры и любые другие измерительные приборы. В последнее время такие измерители стали создавать в гуманитарных областях, например в психологии, педагогике, социологии, экономике, культурологии, философии и других науках. Экзофункция подобных идеосфер проявляется в том, что эти измерения предназначены не для личного пользования, а для публичных доказательств, оценок и измерений;

3) самоорганизующее, или медитацион-ное, применение идеосфер как наглядных моделей развития иррационального мышления у верующего, ученика, вводимого в какое-то новое сообщество. Наиболее древние религии уже многие тысячелетия

используют эти свойства таких специфических идеосфер. Например, в буддистско-индуистских вероучениях весьма активно применяются янтры и мандалы в качестве инструментов медитации, способных ускорить переход сознания верующего в более глубокие фазы функционирования сознания и самосозерцания. Очевидно, более молодые религии также ожидает формирование и массовое использование сугубо своих специфических идеосфер. Впрочем, каждая религия уже имеет присущие только ей наглядные символы, которые в будущем будут обрастать новыми, дополнительными формами. Подобные идеосферы применяют психологи и художники для того, чтобы ввести своих пациентов и зрителей в определенное состояние. Здесь эндофункция идеосфер проявляется в реализации в сознании конкретной личности без какой-то общественной стандартизации эффекта;

4) идеологическое или символическое применение идеосфер как общеизвестных и общепризнанных символов также основано на иррациональном, то есть художественном, их восприятии. Практически все религиозные символы, равно как и товарные знаки известных корпораций, являются своеобразными иррациональными идеосферами, символизирующими то или иное сообщество верующих, политиков, сектантов или производителей определенных высококачественных товаров и услуг. Таким образом, любой интересный изобразительный символ или товарный знак можно идентифицировать как идеосферу. Логика понимания символов некоторых сообществ спрятана настолько глубоко, что их понимают лишь лидеры этих сообществ. Символ организации может иметь два-три и более толкований: одно - для масс, другое - для элиты, третье - для ее лидера, четвертое -для противников, конкурентов. Экзофункция такой идеосферы проявляется в идентификации каждого известного сообщества или организации в массовом сознании общества. В этом случае срабатывает узнаваемость символа и конкретное к нему отношение - благожелательное или наоборот.

Такие идеосферы используют в своей деятельности художники, дизайнеры, психологи, социологи и рекламные работники. Таким образом, названные функции идеосфер, по сути, определяют весь спектр их широчайшего применения. Однако нас в большей мере будет интересовать первое назначение - научно-познавательное. Ему мы уделим особое внимание.

Принципы построения идеосферы

1. Общим для всех идеосфер является принцип сжатия информации до состояния важнейших символов, обозначающих какие-то параметры, элементы системы и другие объекты классификации на каком-либо одном общем или специальном языке. Идеосфера всегда является обобщением частных выводов и знаний, приведенных к более общим, устойчивым и медленно стареющим знаниям более высокого порядка, которые мы называем знаниями законов и закономерностей. Следование этому принципу позволяет «сжать» любые сложные и сверхсложные знания до уровня символов.

2. Принцип асимметричности определяет порядок моделирования идеосферы. Его суть состоит в том, чтобы исключить или минимизировать влияние одной системы знаний на другую. Иначе говоря, согласно этому принципу обеспечивается максимальная независимость одной системы знаний, отображенной на одной из осей координат, от другой системы знаний, отображенной на другой оси координат. Графически такой принцип реализуется за счет сочетания различных ассиметричных осей по принципу изображения «снежинки» с одним центром. Весьма подробно и грамотно этот принцип описан в монографии Г.Г. Ершовой.8

3. Принцип совместимости асимметричных ценностей - это отображение каждой оси координат в виде двух, трех и более векторных систем знаний, соединяющихся в исходной точке, обозначенной «нолем». Каждый вектор, названный нами гластом (главная стратегия), имеет свою специфи-

8 Ершова Г.Г. Асимметрия зеркального мира. М.: РГУУ, 2003.

ческую систему измерений, отличную от других векторов. При этом «ноль» - это точка абсолютной совместимости двух или нескольких гластов как разных систем знаний и, соответственно, измерений. Ноль -это точка «абсолютной гармонии» как минимум двух асимметричных ценностей. Асимметрия гластов - это противостояние двух противоборствующих объектов или систем, относящихся к одному виду идей. Как измерительный процесс - это совмещение двух независимых систем, составляющее основу наиболее взвешенного комплексного измерения. В физике подобная асимметрия может выглядеть как магнитная полярность, известная нам как «север» и «юг», или как электрические потенциалы «отрицательный» и «положительный», или как термостатические величины «холод» и «тепло» и т. п. В философии - это противоборство материализма и идеализма, своего рода - конкуренция. Экономика как наука также базируется на изучении конкуренции - противопоставлении, противоборстве друг с другом отдельных идей, производств, объектов бизнеса, любых субъектов общества. В центре этих отношений - продавец и покупатель, производитель и потребитель. На принципе противоборства Добра и Зла, Бога и Дьявола построены все религиозные учения как самостоятельные системы нравственных знаний, сложившиеся на разных этапах развития цивилизации.

На принципе асимметричного противопоставления ценностей построены все без исключения философские категории и вся философская наука как предшественница и родоначальница всех наук. Например, такие категории, как количество и качество, причина и следствие, бытие и сознание, субъективное и объективное, общее и частное, необходимое и случайное, форма и содержание и другие, построены на этом принципе. Ассиметричные системы всегда более целостные, более полные и более совершенные. Если есть «+», то должен быть и «-», иначе система будет неактуальной, неинтересной, неустойчивой и, следовательно, малополезной. Именно это произошло с одной из самых древних наук - этикой, которая должна строиться на понятиях

«морального» и «аморального», но вопрос аморального как противовес моральному фактически изъят из этой науки, и она стала неинтересной, наукообразной и неактуальной. В обществе место этой науки полностью заняла религия.

4. Суть принципа векторного дискретного измерения состоит в том, что каждая система знаний, отображенная на одной половине оси координат, имеет один или несколько равноценных измерительных параметров либо доминантную и рецессивные системы измерения, то есть, второстепенные или сопутствующие (рис. 1). Доминантная система как базовая, или основная, должна отображать изменения главной единицы измерения - количественной или качественной, -принятой в конкретном случае. Рецессивные системы измерения расположены параллельно доминантной, они имеют свои единицы измерения, непосредственно связанные с доминантной. Вместе доминантная и рецессивные оси измерения образуют своеобразный жгут, на поперечном срезе напоминающий снежинку или ромашку.

На рисунке 1 срез одной из асимметрий графически показывает, как доминантная и рецессивные системы измерения расположены относительно друг друга. В центре -доминантная система измерений, а вокруг рецессивные. Вместе (в виде жгута) системы представляют собой лишь одну из точек одной из асимметрий идеосферы. При том же наборе систем измерения на других асимметриях доминантные и рецессивные системы могут меняться местами, не нарушая общего замысла идеосферы.

Не геометр да не войдет

Несмотря на то, что системы координат в точных науках, например в математике или физике, а также янтры и мандалы в буддистско-индуистских религиях и предшествующим им известны многие тысячелетия, объединить их в новую, более общую и научно обоснованную систему единых знаний стало возможным лишь сегодня. Это связано с тем, что в отличие от естественнонаучных дисциплин гуманитарные дисциплины построены не столько на количественных,

1а) сложная, полиовальная, эндопараметрическая, полидоминантная идеосфера

1б) сверхсложная, полиовальная, экзопараметрическая, монодоминантная идеосфера

Рис. 1. Примеры двух разновидностей идеосфер, применяемых в оценочной деятельности Института СОИС

сколько на качественных измерениях, потребность в которых особенно ощущается последние годы. Например, юриспруденция и продукты ее реализации практически не имеют количественного измерения, хотя потребность в количественной оценке, скажем контрафакции, то есть нарушений в сфере интеллектуальной собственности, становится все насущнее. В целом первичные и итоговые продукты этих правовых споров ориентированы на одну качественную цель - реализацию справедливости, не имеющей какого-либо обоснованного количественного измерения.

Идеосфера - это не только изображение, позволяющее до минимума сжимать огромные массивы знаний, но и форма взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных знаний о природе и обществе. Информация о любых самых сложных современных проблемах и явлениях может быть сжата до минимума и измерена с помощью методологии построения идеосфер. В результате многолетних научных исследований, проводимых специалистами Института СОИС, были сформулированы основные принципы и правила построения и использования идеосфер. С помощью идеосферы

можно моделировать любые многомерные информационные пространства и массивы системных знаний. Именно с помощью идеосфер можно наглядно показать, что все знания о природе и обществе находятся в абсолютной гармонии друг с другом. Без идеосферы об этом можно говорить лишь гипотетически. Многое, о чем две с половиной тысячи лет назад догадывался и говорил Платон, сегодня стало возможным наглядно показать и доказать. В частности, его теория идей, как показывает наш опыт, имеет глубочайший смысл в качестве всеобщего учения для систематизации процессов и продуктов творческой деятельности. Пространственному моделированию знаний Платон предавал особый смысл, быть может, наиважнейший. Недаром на вратах, созданной им Академии, было начертано: «Не геометр да не войдет»9. Пространственное воображение и способность графического моделирования своих знаний, по мнению Платона, один из атрибутов мудрости. Его теория идей до сих пор волнует умы большинства современных философов и обществоведов.

Идеосфера - это лишь одна из форм представления пространственных идей. В

9 Платон. Государство. Законы. Политик / Предисловие Е.И. Темнова. М.: Мысль, 1998. С. 10.

будущем знание об идеосфере, надеюсь, станет базовым, исходным для всех творческих деятелей, поскольку сегодня альтернативы ему нет. Статус первого в мировой цивилизации идеалиста Платон получил из-за того, что по сравнению с другими философами он интуитивно, но весьма глубоко и основательно разобрался в сути нематериальных ценностей. Его идеи и предсказания оказались намного весомее и жизнеспособнее, чем идеи всех его последователей и критиков, пытавшихся возвыситься над ним и сыграть в истории ту же роль. А идеосфера как один из фрагментов теории идей уже интуитивно востребована многими творческими людьми как инструмент современной комплексной аналитики. Однако методологически она описывается здесь впервые, хотя термин «идеосфера» мы используем уже несколько лет (см. ссылки 1, 2, 3).

Заключение

Каждый этап исторического развития общества имеет свои важные вехи, отличаю-

щие его от всех предшествующих и последующих. Введение в научный оборот термина «идеосфера», по мнению автора, представляется знаменательным, так как идеосфера, пожалуй, является первым универсальным формализованным инструментом моделирования любых человеческих знаний, без которого разговор об управлении знаниями носит весьма абстрактный, неконкретный, ненаучный и, скорее всего, эмоциональный, излишне амбициозный характер. Идеосфера вносит конкретное доказательное научное содержание прежде всего в сферу управления знаниями. Это универсальный инструмент управления знаниями, и в то же время это новая, весьма перспективная методология, которая интуитивно осваивалась лишь неординарномыслящими учеными в разных странах мира и в разные эпохи, Существуют системы, модели и методы, полностью адекватные нашему сознанию. Идеосфера как раз является таким инструментом организации мышления и проектирования графических систем человеческих ценностей.

* * *

О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Нижегородской области

Окончание

Критерии отбора проектов разделяются на основные и дополнительные. Основные критерии - это соответствие проекта социально-экономическому развитию Нижегородской области, а также экономическая, бюджетная и социальная эффективность. Дополнительными критериями являются: абсолютная величина вложенных или привлеченных инвестиций; быстрая окупаемость проекта; поддержка проекта органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется реализация проекта.

При положительном результате рассмотрения Комиссия рекомендует Правительству Нижегородской области признать проект приоритетным. Правительство Нижегородской области заключает договоры с претендентами, представившими приоритетные проекты, о предоставлении государственной поддержки.

В Положении определен порядок проведения контроля за ходом реализации приоритетных инновационных проектов. Субъекты государственной поддержки инновационной деятельности ежеквартально представляют в Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области отчет о ходе реализации инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.