Научная статья на тему 'О классификации идеосфер'

О классификации идеосфер Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
219
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О классификации идеосфер»

О классификации идеосфер

Б.Б. Леонтьев

заместитель председателя Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, генеральный директор ЗАО «Институт сертификации и оценки объектов интеллектуальной собственности и бизнеса», кандидат экономических наук

Занимаясь практическими и научными вопросами управления знаниями на российских предприятиях, специалисты Института сертификации и оценки объектов интеллектуальной собственности и бизнеса (СОИС) постепенно пришли к выводу, что фрагментарное управление знаниями может строиться на целевом решении какой-то ранее поставленной практической задачи или обозначенной научной проблемы, а эффективное, системное, многоцелевое управление знаниями возможно лишь при наличии соответствующей комплексной модели этой сферы знаний. Сегодня, в эпоху инновационной экономики, желая выделиться из толпы огромной армии «писателей» на эту тему, отдельные специалисты называют управлением знаниями процессы стимулирования творчества и управления нематериальными активами, управление интеллектуальным капиталом. В частности, Уэнди Букович и Руфь Уилльямс в своей книге «Управление знаниями» дают этому термину свою формулировку, называя его процессом, «с помощью которого организации удается извлечь прибыль из объема знаний или интеллектуального капитала, находящегося в его распоряжении»1. Здесь, как выясняется, речь идет о фрагментарном управлении знаниями, а точнее, об управлении реализацией идей, уже имеющихся в распоряжении предприятия. Думается, что целевую реализацию имеющихся идей называть «управлением знаниями» не вполне правильно, хотя авторы книги рассматривают в том числе и процессы получе-

ния информации, оценки и использования результатов творчества.

Накоплением и использованием знаний человек занимается с момента своего появления в истории нашей планеты. По нашему мнению, управлять знаниями - это прежде всего целенаправленно, системно и качественно улучшать их, наращивать, гармонизировать и затем использовать. Только на модели можно обозначить всю систему фактически имеющихся знаний, нуждающихся в подобном управлении. Нет модели - нет полноценного комплексного управления.

До сих пор человечество развивалось без таких моделей, но Д.И. Менделеев эту стихию интеллектуального хаоса нарушил. Он первым продемонстрировал, что знания, которые мы извлекаем из природы, весьма и весьма гармоничны друг с другом, системны, взаимозависимы и потому могут быть спрогнозированы. Ему первому удалось сформировать модель вечных, никогда не стареющих, истинно научных сведений, которые, по сути, никак не зависят от человеческой цивилизации, поскольку любые иные цивилизации на определенном этапе своего развития должны открыть то же самое и, соответственно, перейти в другое интеллектуальной измерение: из хаотического - в системное, хотя важности этого качественно нового этапа научного прогресса современники не ощущают по очень многим причинам: из-за потребительской ненужности знаний, предвзятости конкурентов в научной среде, политиканства в

1 Букович У, Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 2.

науке, неспособности своевременно осознать значимость научного открытия и т. д.

Догадки самых прогрессивных ученых о том, что вся вселенская природа, вся наша Галактика и каждый ее фрагмент являются абсолютно гармоничными системами внутри и вне себя, со временем становятся все более и более убедительными. Д.И. Менделеев перевел все знания нашей цивилизации из сферы гипотез об их гармонии в сферу доказанного факта. Он доказал, что большие пласты знаний нуждаются в их графическом моделировании, в их комплексной систематизации. В этом случае понятие «управление знаниями» начинает обретать какой-то полновесный логический смысл, понятный весьма широкому кругу не только ученых, но и практиков. Несколько лет назад в Институте СОИС такой графически смоделированной системе знаний дали название «идеосфера».

Идеосфера (от лат. Ideasphaera) - это графическая модель систематизированных знаний, созданная на основе осей координат по принципу минимизации и взаимозависимости измеряемых знаний, сжатых до уровня символов.

Определение, назначение и принципы построения идеосфер мы представили в предыдущей публикации2. Настоящая публикация посвящена вопросу классификации идеосфер, поскольку их стихийное возникновение, формирование и развитие уже сегодня активно проявляются во всех областях знаний.

О систематизации наук

Современное состояние наук таково, что количество подходов и методов количественных и качественных измерений и объем знаний в любой из них, особенно в традиционно базовых для подготовки инженеров, менеджеров, педагогов, врачей, учителей, юристов, настолько велики, что преобразовать каждую из дисциплин в компактную идеосферу под силу лишь подлинному ге-

нию. Более того, обычные специалисты в этих сферах знаний, как правило, работают на их расширение, то есть на изобретение новых методов, показателей, методик. Сжимать информацию огромных массивов знаний без искажения ее смысла могут только ученые, озабоченные поиском законов и закономерностей. При этом исследовательский процесс идет от частного опыта к методике. Затем - от методики к методу, далее - от метода к теории и, наконец, - от теории к системной дисциплине, а точнее, к идеосфере конкретной дисциплины.

Однако идеосферы могут концентрировать знания разного уровня, начиная с методики. Ценность идеосферы любого уровня - в ее незыблемости, в сроке ее полезного использования. Главное качество идеосферы - это обозримость всего многообразия научного инструментария (методик, методов, теорий, единиц измерения). Такое качество дает полную картину при анализе состояния какого-то частного объекта, процесса, явления, обеспечивая одновременно системный и комплексный подходы к решению конкретной проблемы.

Поэтому прежде, чем предложить классификацию идеосфер, необходимо классифицировать все научные дисциплины. Их классификацией занимались наиболее известные ученые разных эпох. У античных мыслителей, в первую очередь у Аристотеля, такая классификация знаний сводилась к трем сферам: природа (физика), общество (этика) и мышление (логика)3. Подобное деление преобладало вплоть до эпохи Возрождения. На втором этапе как самостоятельные дисциплины появились разделы математики, механики. Активно стали развиваться история, теология, поэзия, схоластика. Появилось так называемое светское знание, состоящее из «семи свободных искусств». Однако в итоге французские энциклопедисты стали придерживаться схемы Ф. Бэкона. С XVIII века деление трех основных разделов (природа, общество, мышление) стало наиболее дробным. На

2 Леонтьев Б.Б. Идеосфера - новый инструмент моделирования и измерения комплексных знаний // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. № 11. С. 103.

3 Большая Советская энциклопедия. Т. 17. М.: Советская энциклопедия, 1974. С. 328.

третьем этапе, с начала XIX века, появилось несколько направлений, которые классифицировали науки исходя из методов индукции и дедукции. В это время появилось и много новых наук, таких как социология, психология, биология, физиология и другие. На современном этапе развития научных знаний классификация наук стала еще более обширной. Сегодня этой проблемой занимается науковедение, и уже известны несколько сотен классификационных вариантов. Исходя из этого не будем в качестве базового эталона применять схемы других авторов, а воспользуемся одной из своих, уже опубликованных в 1999 году4. В конце концов на нынешнем этапе развития методологии идеосферы не требуется какая-то сложная, многоярусная классификация с подробным описанием ее применения.

Классификация идеосфер

Используя логику асимметричного построения, разделим все идеосферы как специфические системы знаний на два основных класса:

• природные, или естественнонаучные, созданные на основе постоянно накапливаемых системных знаний о природе. Природные знания первичны, а опыты по их доказательству воспроизводимы. Они могут де-

литься на системы знаний, относящиеся к живой и неживой материи. Основу живой природы изучает биология, а неживой - физика, химия и другие, смежные с ними, дисциплины. Элементами таких систем являются объекты природы, например химические элементы, частицы микромира, гены и т. д.;

• искусственные или общественные, идеосферы создаются в обществе в результате творческой деятельности наиболее инициативных его представителей. Они строятся на идеях, придуманных людьми, и тоже могут делиться на системы знаний, относящиеся к живой и неживой материи. Элементами таких искусственных систем являются какие-то общественные ценности, созданные воображением человека: философские категории, религиозные ценности, революционные теории и изобретения и т. д. Могут быть другие классификации. Так, В.Д. Могилевский по примерно похожей классификации все системы делит на природные, технические и духовные5. Недостаток этой и многих подобных классификаций в том, что многие современные авторы не используют свойства асимметрии, на которых построена вся классическая логика. Им ближе троичное деление, чем двоичное.

По мнению специалистов Института СО-ИС, в упрощенном виде такая классификация имеет вид матрицы (рис. 1).

Вторичные Искусственные

Неживые

Первичные

Технические Г уманитарные

Физико- химические Биологические

Живые

Природные

Рис. 1. Классификация идеосфер как базовых систем знаний, развивающихся в обществе

Представленная классификация идеосфер интересна тем, что она относится ко всей системе общечеловеческих знаний и подразделяет их на четыре специфические группы, имеющие свои отличительные осо-

бенности, отсутствующие в других группах. Так, все природные знания основываются на открытиях, которые знакомят нас с новыми свойствами материи. А все искусственные - основаны на человеческих изобрете-

4 Леонтьев Б.Б. Введение в теорию обновления общества. М.: РИНФО, 1999.

5 Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. М.: Экономика, 1999.

ниях, использующих научные открытия и здравый смысл. По нашему мнению, все изобретения в качестве своей научной основы могут иметь свою «теорию идей», основанную на свойствах и особенностях идей, открываемых мудрецами и создающими на их основе свои системы ценностей и идеологии. Теория идей имеет глубокую историю, но ее главным апологетом был Платон, утверждавший, что предметы окружающего нас мира основаны на идеях.

Одним из базовых типов идей, как мы полагаем, является идеосфера, выражающая структурированное пространство систематизированных идей. Природные идеи извлекаются учеными из природных эффекторов (первоисточников эффектов). Искусственные идеи извлекаются из сознания творческих личностей.

Каждый из этих двух основных классов идеосфер имеет свою структуру подклассов, видов и типов, которые будут представлены на примерах в последующих публикациях.

Природные идеосферы - эталонные

Наивно полагать, что природа специально формирует какие-то свои специальные системы знаний, к которым можно «подключиться» и получить их по божественному проведению. Кстати, таких взглядов придерживаются суеверные и наиболее непоследовательные в своих творческих исканиях люди, ожидающие легкой удачи, везения, подарков, поддержки от сверхъестественных сил. Замечено, что суеверие - это результат слабого или несвоевременного образования, либо его отсутствия. Сегодня в среде суеверной публики весьма модны идеи подключения к космическому разуму, но их приверженцы редко относятся к известным и продуктивным интеллектуалам. Открытия и изобретения - это продукт хорошего образования, определенной наследственности и высокой культуры мышления, которая годами воспитывается через любознательность, целеустремленность,

терпение и самокритичность, но никак не является подарком свыше.

Если природа формирует свои информационные ресурсы в виде растительных и тем более животных организмов, то как результат длительной эволюции их моделирование всегда имеет характер своеобразной естественной, природной идеосферы. Такие природой созданные формы, как лист, цветок, дерево, инфузория, личинка, ящерица, птица, рыба, любое другое животное при их грамотном прочтении имеют вид своеобразной идеосферы. Однако существуют некоторые сложности такой расшифровки. В частности, нужно изначально знать, как строятся искусственные и читаются естественные идеосферы. Чтобы суметь их правильно понять и перевести с языка природы на язык человеческий, нужно быть наблюдательным и видеть, как, к примеру, количество переходит в качество или как эндосвойства системы сочетаются с экзосвойствами. Ярким примером может служить классификация К.Г. Юнгом психологических типов на интровертов и экстравертов6. Природные идеосферы - это для всех нас новый и бесконечно глубокий источник знаний о природе и ее законах. В.И. Вернадский интуитивно построил на этих принципах свои биосферу и ноосферу7. По его мнению, Земля является особой сферической системой, знания о которой для нас первостепенны.

В дальнейшем проблему природных идеосфер мы будем рассматривать неоднократно и по образу и подобию строить свои искусственные идеосферы, которые будут включать разные системы общественных знаний, измеряемых не только количественными, но и качественными параметрами, а иногда и комбинированными.

Графика природных идеосфер может быть самой разнообразной, однако у природы есть свои эталоны графического отображения сокрытых в ней специфических систем знаний. Наиболее яркий для нас пример из неживой природы - это снежинки8. Они всегда шести-

6 Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с англ. С. Лорие. Минск: Харвест, 2003.

7 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К. Баландина. М.: Айрис-песс, 2004.

8 КазанскийЛ.А. О чем молчит вода. М.: Центр «Матрица здоровья», 2004.

лучевые, а по объему - трехкоординатные. Плоскими они становятся, когда прилипают к чему-либо. Каждый луч снежинки имеет свою систему более мелких, вспомогательных лучей, свою систему векторов. Недаром в самом начале второго тысячелетия правительство США выделило сто миллионов долларов на программу изучения феномена снежинки. Эти исследования продолжаются и сегодня.

Также примерами природных идеосфер могут быть формы различных животных, например быка, бабочки, орла, крокодила, рыбы, черепахи, ящерицы, или растений, например клена, березы, дуба или дерева вообще, или их фрагменты - листья, корни, ветви9. Кстати, в иероглифах Юго-Восточной Азии используются именно эти свойства живой природы.

Примерами природных идеосфер могут быть и объекты Вселенной - формы звезд и звездных систем, модели форм планет, комет и т. д. Именно такие примеры использовали в свое время Н. Коперник (1473-1513), Дж. Ф. Бруно (1548-1600), Г. Галилей (1564-1642) и другие ученые. Когда-то ученый мир поражали модели Дж. Дж. Томпсона (1856-1940), Э. Резерфорда (1871-1937), Н. Бора (1885-1962), изображавших графику форм микромира, например формы строения атома или молекулы. Но из всех графических моделей природы для нас самой важной и интересной, пожалуй, всегда будет человек. Собственные системы знаний о человеке строили Гиппократ (460-337 до н. э.), К. Гален (ок. 130-ок. 200), Авиценна (980-1037), А. Ве-залий (1514-1564), У. Гардвей (1578-1657) и другие. По мере развития науки эти модели уточнялись и обновлялись. Сегодня стало известно, что Солнечная система состоит из 10 планет, поэтому символичность цифры 9 уже отпадает. Теперь символично ориентироваться на цифру 10. Магия цифр становится служанкой науки, а наука все время, как ей и положено, развивается.

В истории насчитывается огромное количество символов, построенных на основе человеческого тела: символ звезды Агрип-па Неттесгеймского «человек как микрокосм», или «человек как вселенная» по «книге перемен», или Вативангара в древнеиндийской символике и другие симво-лы10. Однако «Канон пропорций человеческого тела», написанный Леонардо да Винчи (1452-1519), среди прочих графических произведений на эту тему является, пожалуй, эталонным11. Иногда это произведение называют «Человек Витрувия» в честь римского архитектора, впервые подробно описавшего пропорции человеческого тела в своем трактате «Десять книг об архитектуре». Любая автономная система общественных знаний, используемая человечеством в течение какого-то периода его истории, почти всегда сводится к одному: сначала находится символ как особый новый и актуальный для данного времени смысл, имеющий свой шифр сокровенного знания, и затем на его основе строится система знаний. А в заключение создаются вытекающая из нее система власти и соответствующая система благ и привилегий. В некотором роде гербы и флаги являются примитивными формами идеосфер их владельцев, пытающихся найти свой магический шифр в системе своего сообщества.

По этой символике мы, как по товарным знакам, сегодня идентифицируем известных в истории вождей, построенные ими кланы, общества и государства, а также сформированные ими конституции и системы управления, например символы инь -ян, знаки алхимиков, дерево Сефирот, древнеегипетская символика и другие12. Некоторые символы повторяются в истории. Например, свастика и звезда Давида не принадлежат только лишь фашистам и иудеям13, у этих символов история намного более древняя и интересная. Зачастую при

9 Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева и др. М.: Локид; Миф, 1999.

10 Там же. С. 523-526.

11 Геташвили Н.В. Леонардо. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.

12 Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева и др. М.: Локид; Миф, 1999. С. 153.

13 Там же. С. 439, 183.

выборе символов вкусовые и художественные предпочтения на фоне сложившихся традиций и языковой культуры играют большую роль, чем идеологические и смысловые. Значительная часть населения всех стран мира склонна к мистике и суеверию и потому за определенными явлениями склонна видеть знаки свыше, рок, судьбу и т. д. Сегодня генетикам стало известно, что верующие в бога люди обладают особым геном. Согласно результатам экспериментов, проведенных американским генетиком Дином Хамером, который выделил этот ген, люди, склонные к мистике, генетически отличаются от атеистов14. Таким образом, можно предполагать, что мистицизм и суеверие - качества, заложенные в гены значительной части населения. Недостатком образования оно лишь усиливается. И это изменить невозможно, поскольку это объективно.

В нашем случае свои построения идеосфер мы будем рассматривать исключительно с научных позиций, исходить из логики и смысла научного знания и целесообразности построения тех или иных графических форм, ему соответствующих. Естественные идеосферы не следует делить на простые и сложные, поскольку любые естественнонаучные знания все время уточняются и расширяются.

Простые идеосферы Простые идеосферы построены на всем известных линейных координатах, например циферблат часов, компас или циклический календарь. Здесь моделирование и измерение осуществляются через оценку количеством. Другой пример - известная классификация типов темперамента по Гиппократу (рис. 2). В этом случае через

Искусственные идеосферы

По своим формам и содержанию искусственные идеосферы весьма разнообразны. Обратимся хотя бы к перечню уже известных наук в системе гуманитарных знаний. Здесь каждый автор волен строить свою систему знаний: либо вечную и огромную, как пирамида Хеопса, либо маленькую, уютную и автономную, как «домик в деревне». Однако так же, как природа разделила наше сознание, все искусственные идеосферы изначально следует разделить на рациональные и иррациональные, то есть с одной стороны - на логические, подвластные количественному измерению, и, с другой - на чувственные, то есть оцениваемые по качественным, вкусовым критериям. Но, помимо всего, есть значительная доля комбинированных идеосфер. В следующих публикациях эти три типа мы рассмотрим отдельно.

В отличие от естественных идеосфер все искусственные идеосферы как системы скоординированных и измеряемых знаний делятся на простые, сложные и сверхсложные. В сочетании с типами искусственных идеосфер они образуют свою классификацию (табл. 1). Далее мы будем рассматривать идеосферы в основном по критерию сложности как менее понятному и более условному, чем рациональные и иррациональные.

асимметричную систему координат определяются четыре: оси координат - это асимметричные пары характеристик темперамента «сильный - слабый» по вертикали и «динамичный - статичный» по горизонтали. Однако справедливости ради следует отметить, что большинство современных психологов не признает такое разделение на типы.

Таблица 1

Критерий сложности Типы искусственных идеосфер

Логические Комбинированные Чувственные

Простые ИПЛ ИПК ИПЧ

Сложные ИСЛ ИСК ИСЧ

Сверхсложные ИССЛ ИССК ИССЧ

14 Галкин Ю. Обнаружен ген веры // Российская газета от 1 декабря 2004 года. С. 13.

^ Сильный

Сангвиник Флегматик

_ Динамич- Статич- _

ный ный

Холерик Меланхолик

' Слабый

Рис. 2. Идеосфера типов темперамента по Гиппократу (характеризуется как простая матричная)

Следующий пример. Психологический «компас» - метод Юнга, позволяющий анализировать типы людей (рис. 3). У каждой точки компаса есть противоположный полюс. Например, у человека «думающего» чувственная сфера будет развита меньше. У каждой личности эти сферы могут наклады-

ваться друг на друга, например, у человека «действующего», исходя из его ощущений, могут быть одинаково развиты мыслительная и чувствующая стороны. При этом интуиция, как противоположный полюс, будет ослаблена. Многие современные психологи используют этот инструмент в своей практике.

Чувства

Ощущения

Чувства

Мышление Интуиция

Ощущения

Интуиция

Мышление

Рис. 3. Психологический компас Юнга как простая, овальная идеосфера

Также к простым идеосферам можно отнести отдельные архитектурные сооружения древности, использовавшиеся в качестве измерительных приборов. Классическими примерами памятников истории и культуры, выполненных по типу мандалы, являются египетские пирамиды и особенно Стоунхендж в английском графстве Уильтшир. Имея диаметр в 90 метров, он состоит из 125 каменных глыб весом до 25 тонн. Интересно, что горы, откуда были добыты эти камни, находятся в 280 километрах от Стоунхенджа. Сооружение датируется началом второго тысячелетия до нашей эры15. По версии специа-

листов, все эти сооружения, включая пирамиды, предназначены для выявления третьего цикла Солнца, следующего после суточного и годичного. Одновременно они играли огромную ритуальную, идеологическую роль для живущего рядом населения. Но все же главная их функция состояла в корректировке имевшихся в то время знаний о временных циклах небесных тел. Упомянутые идеосферы выполнены из огромных глыб с целью обеспечения высокой точности измерений в течение многих столетий.

Сегодня широкомыслящие ученые и изобретатели интуитивно понимают и приз-

15 Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство / Авт. и сост. В.Б. Мириманов. М.: Искусство, 1973. С. 196.

нают всеобщую взаимосвязь всех естественнонаучных знаний. Ученый из Ленинградской области Белостоцкий Юрий Григорьевич в работе «Единая основа мироздания» по-своему разрешил проблему «триединства сущностей». Выдающийся ученый, профессор Рево Валерий Валерьевич все типовые сочетания основных хронических болезней человека изложил в виде матрицы наподобие таблицы Д.И. Менделеева. К тому же он по пяти этапам весьма убедительно классифицировал качественно различные уровни развития жизни, выстроив единую систему для всего живого16. Подобные проблемы рассматривает, в частности, возникшая в конце XX века новая наука «универсалогия»17, пытающаяся стать универсальным методом для объяснения любых общественных феноменов и ценностей.

Измерения могут быть самыми разнообразными. Время, к примеру, измеряется периодами прошлого, настоящего и будуще-

го, однако идеосфера только времени бессмысленна. В зависимости от интересующих нас объектов измерения единица измерения времени может быть любой, например секунда, минута, час, день, месяц, год и т. д. Измерения статистики или динамики определяются наличием или отсутствием оси времени. Измерение веса, расстояния и скорости можно сравнивать с оценкой материи, пространства и времени.

Простыми количественными идеосферами люди научились пользоваться тысячи лет назад. На них основаны физика и математика. Более того, все естественнонаучные знания могут быть построены на этих моделях. Процесс стихийного выстраивания специфических идеосфер непрерывно происходит во всех областях общественных знаний.

Однако простые идеосферы могут быть и качественными. Например, в экономике используется Бостонская матрица, созданная Бостонской консультативной группой (рис. 4).

Параметры Доля рынка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокая низкая

Темпы роста на рынке высокие Звезда 9 9

низкие Дойная корова Собака

Рис. 4. Матрица Бостонской консультативной группы

С помощью этой матрицы можно выявить лидеров рынка и установить степень сбалансированности отношений между предприятиями по четырем индикативным квадрантам, имеющим условные названия «звезда», «дойная корова», «собака» и «вопросительные знаки» или «телята». Матрица используется для классификации и выбора стратегий поведения фирмы на рынке. Другим примером качественной идеосферы

является маркетинговая стратегическая матрица или, как ее называют специалисты, стратегическая решетка, созданная известным американским экономистом Игорем Ансоффом18 и впоследствии усовершенствованная рядом других исследователей. В управлении также используются иные инструменты качественного измерения, например функциональные матрицы. Матрицы могут быть двухмерными и многомер-

16 Рево В.В. Человек: от кристалла к сознанию / В.В. Рево. М.: Экономика, 2002.

17 Поляков В.А. Универсалогия. М.: Амрита - Русь, 2004.

18 Ансофф И. Стратегическое управление / Сокр. Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1989.

ными, однако многомерные матрицы относятся уже к категории сложных идеосфер.

Сложные идеосферы

Как правило, сложные идеосферы построены на нелинейных системах координат, имеющих не только количественные, но и качественные измерения. В отличие от сверхсложных идеосфер в сложных идеосферах логика построения, измерения и воспроизведения их смысла и знания, содержащегося в них, ясна и конкретна. Такие идеосферы строятся на принципах комплексного подхода, когда рассматриваемый нами субъект или объект измеряется с разных дисциплинарных точек зрения, например с позиции его организации, экономики, социологии, психологии. Здесь каждая ось координат представляет собой

вектор как особую, специализированную и самостоятельную систему измерений.

Примером сложной идеосферы является графическое изображение генетического кода (рис. 5). Кстати, его графическая модель может быть и в виде обычной матрицы. В узком смысле генетический код - это словарь коданов, кодирующих те или иные аминокислоты и знаки пунктуации процесса белкового синтеза. Постановка проблемы генетического кода и теоретическое рассмотрение некоторых возможных его вариантов принадлежат А. Даунсу (1952) и Г. Гамову (1954). Основные его свойства выявлены в 1961 году в экспериментах Ф. Крика и С. Бренера19. Сегодня действие генетического кода изучают не только в медицинских учебных заведениях, но и во многих российских школах.

Рис. 5. Идеосфера генетического кода, характеризующаяся как сложная, овальная, концентрическая, эндопараметрическая, полидоминантная

В гуманитарных дисциплинах сложные вестна только их авторам. В последние го-идеосферы как авторские изобретения ды вкус к созданию таких идеосфер обна-всегда требуют специальных объяснений. руживают зарубежные ученые, в частности Логика их построения и использования из- американские, шведские и французские

19 Биология. Большой энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. 3-е изд. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. С. 125.

экономисты и обществоведы. Подобные изобретения обеспечивают авторам известность и монополию на их применение. Например, Девид Хасси20 демонстрирует целый комплекс оригинальных моделей оценки бизнеса, подобных нашим типичным идеосферам.

Английский специалист по менеджменту Лес Гелловей в своей монографии «Операционный менеджмент» приводит комплекс разработанных им моделей, которые могут быть идентифицированы как идеосферы локальных систем знаний, по мнению автора, позволяющих выстроить менеджмент более системно и убедительно, чем по дру-

Позиционирование разделов учебника в ту или иную ячейку определялось особой ролью строки или столбца, вытекающей из общего методологического основания, которое обусловливает особое содержание каждого элемента матрицы. Если сложные идеосферы систематизируют реальные системы знаний, то высококвалифицированным специалистам они позволяют выявить пробелы, ошибки, противоречия и прочие недостатки их системности, что способствует существенному ускорению развития этих дисциплин. Наглядность идеосфер упрощает процесс обучения, делает его более эффективным и быстрым.

Сложные идеосферы всегда предполагают какой-то определенный комплекс измерений, состоящий из нескольких групп самостоятельных параметров, объединенных общим результатирующим показателем. Например, в оценочной деятельности Инс-

гим методикам и технологиям.21 Стремление к оригинальности, признанию и монополии своих услуг вынуждает ученых строить собственные идеосферы и рекламировать их эффективность и актуальность.

Российский специалист по маркетингу, профессор Данько Тамара Петровна в своем учебнике по управлению маркетингом22, пожалуй, впервые в отечественной и зарубежной практике выстроила, по сути, всю систему знаний о маркетинге по матричному типу наподобие периодической таблицы Д.И. Менделеева. Методологические основания матричного позиционирования она выстроила в виде сетевой модели (табл. 2).

титута СОИС, в частности, используется идеосфера, учитывающая основные оценочные параметры в одной модели, построенной на двух осях координат: временной и стоимостной. В точке пересечения временная ось учитывает «нулевое», то есть текущее время, на оси до этой точки - прошлое, а после этой точки - будущее время. Вторая ось - стоимостная. Она состоит из двух частей: затратной и прибыльной. Как известно, если относительно единичного изделия затраты суммировать с прибылью, то получится цена этого изделия, поэтому наша идеосфера может учитывать все текущие сделки на рынке, включая прошлые цены, приводимые к текущим за счет использования индексов потребительских цен, и будущие в ожидаемых сделках за счет использования ставок дисконтирования.

В современном высокотехнологичном бизнесе проблема получения сверхприбы-

Таблица 2

Ситуация Проект Проблема Концепция Ценность

Ситуация 1.1 2.1 3.1 4.1 5.1

Проект 1.2 2.2 3.2 4.2 5.2

Проблема 1.3 2.3 3.3 4.3 5.3

Концепция 1.4 2.4 3.4 4.4 5.4

Ценность 1.5 2.5 3.5 4.5 5.5

20 Хасси Д. Стратегия и планирование / Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001.

21 Гелловей Л. Операционный менеджмент. С-Пб.: Питер, 2002.

22 Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.

Индексы

потребительских

цен

Прошедший

период

Дополнительные инвестиции или сверхзатраты в высокотехнологическом бизнесе

Сверхприбыль в

высокотехнологичном

бизнесе

Будущие

дисконтированные денежные потоки

Будущий

период

Текущие цены на потребительском рынке товаров и услуг

Рис. 6. Сложная, полиовальная, экзопараметрическая, монодоминантная идеосфера

лей в основном решается за счет управления интеллектуальной собственностью как инструмента монополизации бизнеса. Это специфическая, самостоятельная и весьма сложная сфера знаний все же связана со «сверхзатратами» как большими целевыми инвестициями в высокотехнологичный бизнес. Таким образом, изображенные на рисунке 6 пять мини-сфер стоимостных критериев вместе составляют единую идеосферу знаний по оценке интеллектуальной собственности и высокотехнологичного бизнеса. По вертикали представлены методы затратного, сравнительного и доходного подходов, по горизонтали - методы оценки прошлых, текущих и будущих доходов. Взаимосвязь пяти представленных на рисунке 6 мини-идеосфер очевидна и наглядна. Это удобно и обучающимся в этой области профессиональных знаний, и аналитикам, применяющим свои методы на практике, и ученым, развивающим эту область знаний.

Сверхсложные идеосферы

Сверхсложные идеосферы построены на нелинейных осях координат, имеющих асимметричные ценности и исключительно качественное измерение. Такие идеосферы можно назвать системами логико-вкусово-

го измерения. Их эффективное использование доступно далеко не всем, даже тем, кто освоил логику их понимания. Именно поэтому такие идеосферы являются сверхсложными. С их помощью можно измерять состояния, предпочтения и способности отдельных субъектов по привычкам, традициям, нравственным установкам и религиозным особенностям. На подобных сверхсложных идеосферах, в частности, построены процедуры медитации в буддистско-индуистских религиях. Так, янтра и мандала23 являются моделями идеосферы, позволяющими с помощью многолетней медитации последовательно переходить из одного состояния в другое, погружаясь все глубже и глубже в собственное сознание, и все более эффективно управлять своим телом, разумом и чувствами. Сверхсложные идеосферы изначально были построены на интуиции и ориентированы на ее развитие. Сегодня они пока не имеют достаточного научного доказательства и потому относятся к разряду гипотетических моделей. Со временем справедливость и обоснованность сверхсложных идеосфер обязательно будет доказана. Их применение возможно как в медицинских целях, так и рекламных. Впрочем, многие товарные знаки построены на

23 Всемирная энциклопедия: Религия / Под ред. М.В. Адамчика. Минск: Современный литератор, 2003.

принципах сложных и сверхсложных идеосфер, что делает их необъяснимо привлекательными и оригинальными.

Известно, что простое и сложное как философские категории отличаются друг от друга следующим: простое имеет общеизвестное объяснение и формулировку, которые не вызывают споров у тех, кто этим пользуется. Сложное воспринимается разными лицами по-разному. Его обсуждение и формулировки вызывают споры тем оживленнее, чем объект обсуждения актуальнее. То же относится и к идеосферам. Простыми являются те, которые известны практически всем специалистам в своих кругах, сложные - те, которые известны, но зачастую трактуются по-разному. Сверхсложные - те, которые многомерны и многофункциональны. Они почти не известны, малопонятны и обсуждаются лишь в узком кругу лиц.

Отсюда возникает целый ряд естественных вопросов: «Как, к примеру, оценивать таблицу Д.И. Менделеева? Как простую, поскольку она известна всем школьникам мира? Как сложную, поскольку она развивающаяся, до сих пор не завершена и там есть, о чем поспорить? Как сверхсложную, поскольку эта таблица является лишь фрагментом более сложной идеосферы, о которой не догадываются даже современные физики и химики?». На эти вопросы нет однозначного ответа.

Отнесение всех природных или естественных идеосфер к категории сложности зависит исключительно от задач, для которых они используются. Для школьника, который должен пользоваться идеосферой

для составления химической формулы, она является простой, а для ученого, который ищет новые области знаний вокруг нее, -сверхсложной. Поэтому категории простых, сложных и сверхсложных идеосфер применимы только для искусственных идеосфер, имеющих конкретное авторство и трактовку в сфере технических или гуманитарных знаний: механике, материаловедении, приборостроении, экономике, юриспруденции, социологии, психологии, педагогике, этике и других областях.

В заключение следует отметить, что прообразы различных видов идеосфер - явление, распространенное в истории цивилизации. Они представляют собой универсальный инструмент сжатия наиболее ценной систематизированной информации и ее комплексного измерения с помощью самых разнообразных параметров в жизнедеятельности отдельных творчески активных субъектов. Тем актуальнее потребность в создании методологии и теории идеосфер, учитывая, что в обществе происходит бурный рост информации. Речь идет обо всех без исключения количественных и качественных измерениях, в которых заинтересовано или нуждается общество и его наиболее активные представители. С помощью идеосферы можно измерять не только любые объекты, процессы и явления как конкретные материальные ценности, но и достаточно точно оценить интеллектуальную самостоятельность любых субъектов общества, а также любых интеллектуальных систем и других продуктов их деятельности, в том числе нематериальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.