Научная статья на тему 'ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА В ОСВОЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ'

ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА В ОСВОЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1499
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА / IDEOMOTOR TRAINING / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / ДВИГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА / MOTOR ANALYZER / ТРЕХМЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / THREE-DIMENSIONAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грищенко Андрей Сергеевич

В статье автор обосновывает важность и необходимость полного и всестороннего изучения проблемы идеомоторной тренировки. Объясняются особенности рефлекторной системы, специфика формирования двигательного навыка, методы приобретения условно-рефлекторного способа выполнения неопределенных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOMOTOR TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EXERCISES

In this article, the author justifies the importance and necessity of a full and comprehensive study of this topic, while explaining the features of the reflex system in this direction, in which there is not only the specificity of the formation of the motor skill, but also the methods for acquiring the conditioned reflex method of performing vague actions.

Текст научной работы на тему «ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА В ОСВОЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ»

двигательного навыка реализации такого подхода, позволяет лучше прочувствовать движение, выполняя его с первых попыток правильно.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять. Затем, по мере его совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Развития координационных качеств является способностью выполнять все более сложные движения и упражнения. Так же необходимо учитывать, что есть возможность того, что на смену быстрому росту двигательного опыта и повышению способности к обучению может прийти застой в развитии. То есть вместо того, чтобы постоянно подвергать себя все большим тренировочным нагрузкам, обучающиеся будут все время выполнять одни и те же элементы. Чтобы этого избежать, следует соблюдать необходимую последовательность: от простых упражнений следует переходить к более сложным; от знакомых - к выполнению новых. Нужно также учитывать, что без совершенствования функций центральной нервной системы, периферического двигательного аппарата невозможно приобрести или закрепить движение. Стабильность выполнения двигательного умения достигается повторностью и оценкой точности исполнения движения. Необходимо придерживаться этапной последовательности образования нового двигательного навыка, а также добиваться повышения уровня деятельности вегетативных функций организма, обеспечивающих возможность выполнения необходимых действий и индивидуальных особенностей человека.

Исходя из этого, сотрудник полиции обязан лично изъявлять желание, направленное на саморазвитие, приобретение новых навыков и умений, совершенствование освоенного материала [4]. Это даст необходимое преимущество в схватке с преступником, следовательно, и в спасении жизней граждан.

Литература и источники

1. Павлов И. П. Полн. собр. соч. т. 4. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951.

2. Украинский С.В. Методические, педагогические, психологические и социальные аспекты профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции. // Общество и право. 2015. №4. С.316.

3. Ратов И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы ее практической реализации в процессе подготовки спортсменов// Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов: Сборник трудов ВНИИФК. М., 1984. С. 127-145.

4. Куров А.И. Мотивационная направленность занятий специальной физической подготовки // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. №1/31. С. 182.

5. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Сов. спорт, 2003.

References and Sources

1. Pavlov I. P. Poln. sobr. soch. t. 4. M.-L., Izd-vo AN SSSR, 1951.

2. Ukrainskij S.V. Metodicheskie, pedagogicheskie, psihologicheskie i social'nye aspekty professional'nogo obucheniya (professional'noj podgotovki) sotrudnikov policii. // Obshchestvo i pravo. 2015. №4. S.316.

3. Ratov I.P. Metodologiya koncepcii «iskusstvennaya upravlyayushchaya sreda» i perspektivy ee prakticheskoj realizacii v processe podgotovki sportsmenov// Metodologicheskie problemy sovershenstvovaniya sistemy sportivnoj podgotovki kvalificirovannyh sportsmenov: Sbornik trudov VNIIFK. M., 1984. S. 127-145.

4. Kurov A.I. Motivacionnaya napravlennost' zanyatij special'noj fizicheskoj podgotovki // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2016. №1/31. S.182.

5. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury: Uchebnik/ Pod red. YU.F. Kuramshina. M.: Sov. sport, 2003.

ШОХИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ - преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (тел. +78612339007)

SHOKHIN, VLADIMIR E. - teacher of the Department of Physical Training and Sports, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (phone +78612339007)

УДК 371.7

ГРИЩЕНКО А.С.

ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА В ОСВОЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Ключевые слова: физическое развитие, физическая культура, идеомоторная тренировка, визуализация, индивид, двигательного анализатора, трехмерное восприятие.

В статье автор обосновывает важность и необходимость полного и всестороннего изучения проблемы идеомоторной тренировки. Объясняются особенности рефлекторной системы, специфика формирования двигательного навыка, методы приобретения условно-рефлекторного способа выполнения неопределенных действий.

GRISHCHENKO, A.S. IDEOMOTOR TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EXERCISES

Keywords: physical development, physical culture, ideomotor training, visualization, individual, motor analyzer, three-dimensional perception.

In this article, the author justifies the importance and necessity of a full and comprehensive study of this topic, while explaining the features of the reflex system in this direction, in which there is not only the specificity of the formation of the motor skill, but also the methods for acquiring the conditioned reflex method of performing vague actions.

Большая часть произвольных движений человека представляют собой двигательные навыки, которые формируются при многократном повторении и доводятся до автоматизма. Мысленное представление движения является первым этапом формирования двигательного навыка и выступает как элемент настройки перед выполнением упражнений.

В силу специфики деятельности, сотрудникам силовых структур необходимо владеть бросковыми и ударными приемами смешанных единоборств. Эффективность двигательного действия зависит от того, насколько полно сформировался его образ. Однако часто дефицит времени не позволяет довести изучаемые приемы до автоматизма. Это создает проблему необходимости совершенствования специальных умений, применяемых в различных, в том числе боевых ситуациях. Решить такие задачи можно при помощи идеомоторных представлений и мультимедийных проектов при обучении, что повысит уровень профессиональной подготовки сотрудников силовых структур.

Реализация любого действия, а в дальнейшем и навыка, в целом, всегда начинается с представления предстоящего движения. Любому человеку свойственно трехмерное восприятие видеоизображений, в результате чего одновременно с просмотром моделируется будущее движение. Данные представления весьма весомы в промежуточном процессе перехода от мысли к действию.

Формирование программы будущего движения происходит в головном мозге, а реализация этой программы осуществляется с помощью опорно-двигательного аппарата. Конечный результат зависит от успешности взаимосвязи и работы программирующей и исполняющей систем. Представление о движении тесно связано его выполнением (Я.Е. Бугаец, 2000). На электроэнцефалограммах (ЭЭГ) моторной зоны, полученных при идеомоторном акте, визуализируются медленные волны, типичные для двигательных актов, что доказывает связь возникающего возбуждения при движении с воображаемым действием. Теоретическое объяснение физиологическим механизмам идеомоторных реакций было дано И.П. Павловым. Он писал: «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеете кинестезические представления), вы его невольно, этого не замечая, производите». В основе лежит возбуждение двигательных нейронов коры больших полушарий, которые посылают импульсы на периферию. Такие клетки могут связываться с любыми другими клетками (слуховыми, вкусовыми и т.п.). Зрительное восприятие предметов и восприятие речи вызывают активацию временных связей в области двигательного анализатора, которые соответствуют системе ранее выполнявшихся движений. В результате по механизму центрального возбуждения в коре больших полушарий возникает представление об этих движениях, а оттуда импульсы распространяются к рабочим органам. Повторное сознательное возбуждение определенных двигательных нейронов как при выполнении реальной работы, так и при мысленном ее воспроизведении подкрепляет и усиливает межцентральные взаимосвязи, что способствует более быстрому образованию двигательного стереотипа (В.М. Кандыба, 1996). Условнорефлекторный механизм идеомоторного акта подтверждается электроэнцефалографическими (ЭЭГ) исследованиями. Его можно представить, как доминанту в коре больших полушарий, которая усиливается и подкрепляется возбуждение проприорецепторов, импульсацией мышц при их минимальном сокращении.

И.П. Павлов при изучении сигнальных систем, вскрыл механизмы и особенности идеомоторного акта в процессе работы двигательного анализатора. Как оказалось, идеомоторная тренировка, путем сопровождения вербальными сигналами, то есть проговариванием вслух и «про себя», акцентируя внимание на центральных позициях,

позволяет быстрее преодолеть трудности и отчасти компенсирует нехватку времени при закреплении двигательного навыка.

Действия, полученные после представлений, схожи с результатами, полученными после реальных восприятий предметов, вещей, явлений, чувств, движений и действий. В нейрофизиологии представление трактуется как формирование и закрепление временных связей в функциональной динамической системе, которые возникают при многократном мысленном выполнении определенных действий, как если бы это происходило при их многократном практическом повторении. Обратная афферентационная связь усиливает доминанты в нервных центрах исполнения движения. Таким образом, двигательные представления влияют на изменение функционального состояния многих систем организма человека, раскрывая большие возможности использования идеомоторики в различных областях человеческой деятельности.

Общая работоспособность при спортивных тренировках, совершенствование техники выполнения упражнений, в том числе после длительного перерыва, «мышечная выносливость» - основные цели, достижение которых возможно путем идеомоторных тренировок. В процессе представления движения происходит построение, закрепление, а в дальнейшем совершенствование двигательных действий. В работах В.М. Кандыба (1996) приводятся данные о том, что идиомоторика повышает скорость движения на 34%, точность в пределах от 6,4 до 16,8% и мышечную силу кисти на 34%. В спорте известны результаты 500-разового идеомоторного воспроизведения действия, которое улучшило результат на 13,4% по сравнению с контрольной группой. В группе испытуемых, которые практиковали идеомоторную тренировку, повысился результат на 36%, а в группе выполнявших практические действия - на 37%. Сочетание одной недели идеомоторной тренировки с двумя неделями физической дает такой же результат, что и физическая тренировка в течение трех недель. С помощью идеомоторной тренировки можно обозначить ошибки или проводить коррекцию сформированного двигательного навыка.

Особенности идеомоторной тренировки при отработке тактики воздействия на противника должны включать следующие положения:

1. При использовании идеомоторного метода в рукопашном бою, в первую очередь, акцент ставится на максимально точное представление образа предстоящего движения и его прокрутку в замедленном темпе (доходя до реального, с сохранением точности движения). При этом образ должен быть «со своей стороны», а не со стороны зрителя (нужно как бы видеть противника перед собой), сохраняя реальное взаиморасположение в бою.

2. Необходимо научиться последовательно ощущать группы мышц, участвующие в движениях, при их легком напряжении. Прочувствование мышечных ощущений необходимо осуществлять лишь в исходном положении для проведения приема.

3. Идеомоторный акт предшествует реальному действию. Обычно выполняется три-четыре идеомоторных акта и тут же следует реальное упражнение, иначе идеомоторная тренировка теряет смысл.

Л.В. Кан (2015) обращает внимание на отсутствие в методиках идеомоторного обучения создания иерархии образов при формировании сложных движений, соподчиненности образов двигательных программ, связанных с боевыми взаимодействиями, проработки образов действий и противодействий противников.

Образцы выполняемых движений можно получить с помощью современных компьютерных видеотехнологий. Принятию правильных оперативных решений в экстренных ситуациях, также способствуют развитые рефлекторные реакции и умение прогнозировать. При замедленном просмотре видеоизображения двигательные представления приемов формируются быстрее и точнее. Средства мультимедиа, используемые в тренировочном процессе, способствуют повышению эффективности выполняемых упражнений, уменьшает сроки обучения. Идеомоторные тренировки усиливают мыслительные процессы, в результате чего улучшается точность выполнения движения.

А.В. Алексеев (2005) считает, что успешно тренировать двигательные действия вне условий конфликтной деятельности необходимо с учетом основных положений идеомоторной тренировки:

1. Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, «чище» оно будет выполнено.

2. Идеомоторным называется представление, мысленный образ движения которого связан с мышечно-суставным чувством.

3. Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки, которые со временем заменяются мысленными образами.

4. Разучивают новое движение с представления его исполнения в замедленном темпе (как на кинопленке).

5. Мысленное представление проводят в положении, близко к реальному.

6. Непроизвольные движения во время идеомоторного акта свидетельствуют о возникновении связи между программирующей и исполняющей системами.

7. Используют мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.

На основе проведенного анализа, можно сделать вывод, что идеомоторная тренировка имеет особое значение для получения наибольшего эффекта при двигательном обучении как вне условий конфликтной деятельности, так и при решении тактических задач, в том числе и боевых. Мысленное представление позволяет овладевать новыми движениями без предварительной их реализации. Однако влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда человек уже имеет определенный набор двигательных навыков. Это позволяет выявить ошибки при выполнении двигательного акта и при необходимости его переделать.

Правильная организация идеомоторной тренировки качественно улучшает проявление физических качеств, работоспособность, позволяет технически сохранить упражнение. Для достижения высокой точности реализации двигательного акта при идеомоторной тренировке необходимо создать точный образ будущего движения, мысленно выполнить его с высокой точностью, подкрепляя идеомоторный акт программирующими словами, отработать мысленно выполняемое движение до устойчивого состояния, после чего допускается реализация намеченного движения. Соблюдение принципов построения движений с учетом мысленного представления и визуализации ускоряет обучение и дает более качественный результат.

Литература и источники

1. Алексеев А.В. Преодолей себя. Психическая подготовка в спорте. Изд. 5-е перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 235 с.

2. Ашкинази С.М., Климов К.В. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств: учеб.-метод. пособие. СПб: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. 80 с.

3. Бугаец Я.Е. Динамика биопотенциалов головного мозга при моторном обучении у лиц с функциональной асимметрией верхних конечностей. Автореф. дис. ... канд. биол. паук. Краснодар: КГАФК, 2000. 22с.

4. Кадочников, А.А. Мой взгляд па рукопашный бой. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 128 с.

5. Кан Л.В. Сопряженное применение идеомоторного и имитационного методов при совершенствовании умений выполнения задержания в боевых ситуациях. Дис. ... канд. пед. паук. М., 2015. 146 с.

6. Кандыба В.М. Сверх возможности человека. СПб.: Издательство «Макет», 1996. 352 с.

References and Sources

1. Alekseev A.V. Preodolej sebya. Psihicheskaya podgotovka v sporte. Izd. 5-e pererab. i dop. Rostov n/D: Feniks, 2005. 235 s.

2. Ashkinazi S.M., Klimov K.V. Bazovaya tekhnika rukopashnogo boya kak sintez tekhniki sportivnyh edinoborstv: ucheb.-metod. posobie. SPb: SPbGUFK im. P.F. Lesgafta, 2006. 80 s.

3. Bugaec YA.E. Dinamika biopotencialov golovnogo mozga pri motornom obuchenii u lic s funkcional'noj asimmetriej verhnih konechnostej. Avtoref. dis. ... kand. biol. nauk. Krasnodar: KGAFK, 2000. 22s.

4. Kadochnikov, A.A. Moj vzglyad na rukopashnyj boj. Rostov n/D: «Feniks», 2005. 128 s.

5. Kan L.V. Sopryazhennoe primenenie ideomotornogo i imitacionnogo metodov pri sovershenstvovanii umenij vypolneniya zaderzhaniya v boevyh situaciyah. Dis. ... kand. ped. nauk. M., 2015. 146 s.

6. Kandyba V.M. Sverh vozmozhnosti cheloveka. SPb.: Izdatel'stvo «Maket», 1996. 352 s.

ГРИЩЕНКО АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ - старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России.

GRISHCHENKO, ANDREY S. - Senior Lecturer, Department of Physical Training and Sports, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia (Fen.x@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.