ЛЕВЧЕНКО КИРИЛЛ ГЕННАДИЕВИЧ - кандидат физико-математических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации ([email protected])
БЕЛЯЕВ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ, кандидат физико-математических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
LEVCHENKO, KIRILL G. - Ph.D. in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation ([email protected])
BELYAEV, ALEXANDER A. - Ph.D. in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation
УДК 371.7
ШОХИН В.Е.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СЛОЖНО
КООРДИЦИНАОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Ключевые слова: сложно координационные упражнения, условно-рефлекторные связи, двигательные навыки, вегетативные компоненты, экстраполяция, центральная нервная система, периферический двигательный аппарат.
Автор исследует специфику и методы развития навыков сложно координационных упражнений. На основе практического рассмотрения взаимосвязей и реакций организма на различные раздражители при формировании рефлекторной системы в процессе освоения сложно координационных движений, обосновывается важность и необходимость полного и всестороннего изучения данной темы. Описывается необходимая для полного и всестороннего изучения работа рефлекторной системы, влияющая не только на специфику формирования двигательного навыка, но и методы приобретения условных-рефлексов.
SHOHN V.E.
THE DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS IN THE PROCESS OF MASTERING COMPLEX COORDINATION
EXERCISES
Keywords: complex coordination exercises, conditioned reflex connections, motor skills, autonomic components, extrapolation, central nervous system, peripheral motor apparatus.
the author emphasizes the specifics and methods of developing skills. Also, considering this issue, it practically indicates the interrelations and reactions of the organism to different irritants during the formation of the reflex system in the process of mastering complex coordination movements. The importance and necessity of a full and comprehensive study of this topic is substantiated. It describes the work of the reflex system necessary for a full and comprehensive study, affecting not only the specificity of the formation of the motor skill, but also the methods for acquiring conditioned reflexes.
Не всегда с помощью умственных возможностей, которые чаще всего преобладают над физическим развитием, человек способен функционально воздействовать на себя и окружающий мир. Для сотрудника полиции - это чрезвычайно важный аспект его профессиональной деятельности, потому что в круг его обязанностей входит защита граждан и государства от преступных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений. А для этого необходимо совершенствоваться как в умственном, так и в физическом отношении.
В настоящее время в связи с ухудшающимся экономическим положением страны, сокращением сотрудников, коррупцией в системе МВД, уровень преступности согласно данным Главного информационно-аналитического центра МВД РФ за первое полугодие 2016 года вырос на 3 % по России, а по Краснодарскому краю на 6,7 %, за аналогичный период прошлого года. Лица, совершающие общественно опасные деяния, являются наиболее подготовленными в плане физического развития, вследствие чего необходимо повышать профессиональную подготовку сотрудников, путем постоянного самосовершенствования, умелого применения физической силы для решения поставленных оперативно-служебных задач, а это невозможно без нужного количества занятий по изучению и закреплению физической подготовки сотрудников. Также развитие физических навыков способствует формированию таких качеств, как эмоциональная устойчивость, быстрота в действиях, восприятие пространственных признаков, координация и точность движений, самообладание, распределение и переключение внимания, оперативность памяти, соразмерность усилий и т.д. Профессиональная подготовленность сотрудников является критерием работы правоохранительной деятельности, поднимает престиж самой структуры МВД и формирует положительное общественное мнение.
Для полного и всестороннего изучения данной темы нужно иметь преставление о том, как формируются двигательные навыки. Для начала рассмотрим рефлекторную систему, которая делиться на условную и безусловную. Мигание при стрельбе, отдергивание руки от источника боли, это безусловные рефлексы, которые являются врожденными, генетически обусловленными реакциями организма на раздражитель. Они формируются в процессе перинатального развития, и не меняются в течение всей жизни. В свою очередь, уход от удара противника или плавное нажатие спускового крючка при выстреле будут являться условными рефлексами, которые приобретаются в процессе профессиональной деятельности, являются индивидуальными для каждого человека. Также они не стабильны, то есть нуждаются в постоянном подкреплении, формируются на базе безусловных рефлексов.
Благодаря пластичности нашей центральной нервной системы, наши двигательные навыки очень разнообразны. Возможность нашей нервной системы решать возникшие двигательные задачи на основании имеющегося опыта, называется экстраполяцией. В центральной нервной системе при выполнении какого-либо движения происходит широкое рассеивание возбудительного процесса, таким образом, в двигательную деятельность вовлекается целый комплекс мышц, которые на первоначальном этапе не только не способствуют, но даже препятствуют, выполнению движения. В дальнейшем при развитии внутреннего торможения происходит уточнение и специализация условно-рефлекторных связей, процесс, называемый концентрацией, что приводит к более координационной двигательной деятельности. В итоге, происходит одновременное раздражение многих рецепторов, при помощи чего закрепляется короткий динамический стереотип. В коре больших полушарий головного мозга между различными центрами возникают условно-рефлекторные связи, которые обеспечивают сложное восприятие целостного движения.
Согласно научным исследованиям И.П. Павлова, при формировании двигательного навыка сначала анализаторы воспринимают поданный сигнал к выполнению определенного движения, далее раздражитель от анализатора передает его к двигательному центру по средствам афферентных нервных волокон [1]. Двигательный центр воспринимает и перерабатывает возбуждение от органов чувств и посылает по двигательным нервам сигналы возбуждения или торможения к органам движения (мышцам). Мышцы получают сигналы возбуждения или торможения от двигательных нервов с последующим воспроизведением сокращения или расслабления. После выполнения движения по афферентным нервам передаются обратные сигналы в центральную нервную систему о выполненном действии, его качестве и точности.
Поэтому без совершенствования функций центральной нервной системы, периферического двигательного аппарата и внутренних органов невозможно приобрести или закрепить какое-либо двигательное движение.
Эффективность обучения в целом во многом определяется умением организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими характеристиками человека, а также с педагогическими и структурными особенностями обучения. При этом в ходе занятий необходимо задействовать и активизировать такие психофизические процессы, как внимание, восприятие, память, мышление, переключение с одного вида деятельности на другой, двигательные реакции и навыки, а также использовать в педагогическом процессе включение творческого мышления учебной группы. [2]
Двигательные навыки, при разучивании и совершенствовании со временем становятся все более устойчивыми, при этом чем они проще по своей структуре, тем прочнее, что же касается сложно координационных навыков, то они являются менее стойкими. При влиянии даже одного фактора на выполнение сложно координационных упражнения, они становятся менее полноценными, что достаточно для снижения результата правильности и четкости выполнения движения (это может быть ухудшение общего состояния нервной системы при утомлении, неуверенность в результатах при наличии сильных противников, недостаточная адаптация при значительном изменении поясного времени, и др.). Здесь необходимо
учитывать тип нервной системы, который играет важную роль в устойчивости при действии отрицательных факторов. Сложно координационные двигательные компоненты могут ухудшаться даже при перерывах в несколько дней, поэтому для достижения высокого результата необходимы постоянные тренировки. Но более грубые и простые компоненты двигательного навыка могут сохраняться месяцами, годами и десятилетиями. Например, человек, научившийся кувыркаться, сохраняет эти навыки в упрощенном виде даже после весьма больших перерывов, а вот выполнение определенного приема при задержании без необходимых тренировок быстро утрачиваются.
При образовании двигательного навыка так же происходит изменение характера протекания вегетативных навыков, в виде приспособления их не вообще к мышечной работе, а именно к данному виду двигательной деятельности. Условно-рефлекторные дыхательные, сердечно-сосудистые и другие вегетативные компоненты считаются производными от приобретенных в процессе формирования двигательных навыков. Так же они перестраиваются гораздо медленней при кратковременной смене вида деятельности, чем двигательные, и при длительных перерывах угасают полностью.
Для эффективного формирования двигательного навыка особо важное значение приобретают способы применения средств, которые помогут более успешно и продуктивно достигнуть желаемого результата. Для этого необходимо выбрать наиболее подходящий метод, развития физических качеств. Методов разучивания и выполнения упражнений очень много, наиболее часто встречаются такие как:
- метод разучивания упражнения в целом (прыжки или кувырки, это те упражнения, которые нецелесообразно делить по частям);
- метод разучивания упражнения по частям (чаще всего используется для выполнения сложно-координационных движений, когда нужно выделить определенный элемент и отдельно его проработать). Данный метод имеет временный характер, так как в конечном результате двигательное действие должно выполняться целиком, это может быть, как разучивание движения, так и выполнение упражнения;
- метод «сопряжённого воздействия», когда для совершенствования и закрепления определенного умения применяется усложнение, либо отягощение двигательного действия, требующее повышения физических усилий (выполнение кувырка перед задержанием, применение утяжелителей при беге и т.д.);
Для обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся в настоящее время все более широкое применение находят тренажерные устройства. Применение таких тренажеров, а также других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже сложных координационных движений, поэтому все чаще применяется метод «управляемого взаимодействия», как раз и основанный на применение технических средств.
Огромный вклад в развитие данного метода внес профессор И. П. Ратов, который разработал концепцию «искусственной управляющей среды» [3]. Сущность данной концепции заключается в том, что при разучивании нового сложного двигательного умения используются такие устройства, которые ограничивают количество степеней свободы движущихся частей тела. Тем самым уменьшается или полностью исключается возможность неправильного выполнения, то есть в процесс разучивания нового двигательного умения не вовлекаются на начальном этапе группы мышц, которые не требуются для выполнения данного движения. В результате чего такие тренажеры дают возможность без риска получения отрицательного эффекта применять целостный метод при разучивании не только простым, но и сложно-координированным действиям с начальных этапов освоения движений. Благодаря их использованию процесс обучения правильности выполнения движения проходит быстрее, отпадает необходимость в долгих объяснениях, имитациях, появляется возможность сосредоточения внимания на самом главном и учета индивидуальных особенностей занимающихся. На начальной стадии разучивания
двигательного навыка реализации такого подхода, позволяет лучше прочувствовать движение, выполняя его с первых попыток правильно.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять. Затем, по мере его совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Развития координационных качеств является способностью выполнять все более сложные движения и упражнения. Так же необходимо учитывать, что есть возможность того, что на смену быстрому росту двигательного опыта и повышению способности к обучению может прийти застой в развитии. То есть вместо того, чтобы постоянно подвергать себя все большим тренировочным нагрузкам, обучающиеся будут все время выполнять одни и те же элементы. Чтобы этого избежать, следует соблюдать необходимую последовательность: от простых упражнений следует переходить к более сложным; от знакомых - к выполнению новых. Нужно также учитывать, что без совершенствования функций центральной нервной системы, периферического двигательного аппарата невозможно приобрести или закрепить движение. Стабильность выполнения двигательного умения достигается повторностью и оценкой точности исполнения движения. Необходимо придерживаться этапной последовательности образования нового двигательного навыка, а также добиваться повышения уровня деятельности вегетативных функций организма, обеспечивающих возможность выполнения необходимых действий и индивидуальных особенностей человека.
Исходя из этого, сотрудник полиции обязан лично изъявлять желание, направленное на саморазвитие, приобретение новых навыков и умений, совершенствование освоенного материала [4]. Это даст необходимое преимущество в схватке с преступником, следовательно, и в спасении жизней граждан.
Литература и источники
1. Павлов И. П. Полн. собр. соч. т. 4. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951.
2. Украинский С.В. Методические, педагогические, психологические и социальные аспекты профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции. // Общество и право. 2015. №4. С.316.
3. Ратов И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы ее практической реализации в процессе подготовки спортсменов// Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов: Сборник трудов ВНИИФК. М., 1984. С. 127-145.
4. Куров А.И. Мотивационная направленность занятий специальной физической подготовки // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. №1/31. С. 182.
5. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Сов. спорт, 2003.
References and Sources
1. Pavlov I. P. Poln. sobr. soch. t. 4. M.-L., Izd-vo AN SSSR, 1951.
2. Ukrainskij S.V. Metodicheskie, pedagogicheskie, psihologicheskie i social'nye aspekty professional'nogo obucheniya (professional'noj podgotovki) sotrudnikov policii. // Obshchestvo i pravo. 2015. №4. S.316.
3. Ratov I.P. Metodologiya koncepcii «iskusstvennaya upravlyayushchaya sreda» i perspektivy ee prakticheskoj realizacii v processe podgotovki sportsmenov// Metodologicheskie problemy sovershenstvovaniya sistemy sportivnoj podgotovki kvalificirovannyh sportsmenov: Sbornik trudov VNIIFK. M., 1984. S. 127-145.
4. Kurov A.I. Motivacionnaya napravlennost' zanyatij special'noj fizicheskoj podgotovki // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2016. №1/31. S.182.
5. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury: Uchebnik/ Pod red. YU.F. Kuramshina. M.: Sov. sport, 2003.
ШОХИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ - преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (тел. +78612339007)
SHOKHIN, VLADIMIR E. - teacher of the Department of Physical Training and Sports, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (phone +78612339007)
УДК 371.7
ГРИЩЕНКО А.С.
ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА В ОСВОЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Ключевые слова: физическое развитие, физическая культура, идеомоторная тренировка, визуализация, индивид, двигательного анализатора, трехмерное восприятие.
В статье автор обосновывает важность и необходимость полного и всестороннего изучения проблемы идеомоторной тренировки. Объясняются особенности рефлекторной системы, специфика формирования двигательного навыка, методы приобретения условно-рефлекторного способа выполнения неопределенных действий.
GRISHCHENKO, A.S. IDEOMOTOR TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EXERCISES