Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ СО СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ В УСЛОВИЯХ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ СО СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ В УСЛОВИЯХ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВКА / ТЕКСТ / СТУДЕНТЫ / ПОВТОРЕНИЕ / МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыжова И. В., Петрова С. Н., Сидорова И. В.

Рост результатов спортсменов на соревнованиях является стимулом для тренировочного процесса. В условиях ВУЗа зачастую наблюдается дефицит времени для проведения тренировочного процесса в полном объеме. Здесь на помощь тренеру и спортсмену может прийти идеомоторная тренировка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ СО СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ В УСЛОВИЯХ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА»

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. в структуре жизнедеятельности - Стратегические направления реформирования

ВУЗовской системы физической культуры. Сборник научных трудов V

Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, - 2018

5) Сущенко В.П., Намазов А.К., Евсеев В.В. Здоровье - сберегающий вектор физического воспитания // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017. №1. С. 366-372.

6) Федотченко А.А. Комплексное использование физических лечебных факторов, лекарственных средств, лечебной физкультуры и массажа. -Сибирский медицинский журнал. - 2014.

УДК 796.015.59

И.В. Пыжова, С.Н. Петрова, И.В. Сидорова

ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ СО СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ В УСЛОВИЯХ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА1

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого СПб, [email protected], [email protected],

Резюме. Рост результатов спортсменов на соревнованиях является стимулом для тренировочного процесса. В условиях ВУЗа зачастую наблюдается дефицит времени для проведения тренировочного процесса в полном объеме. Здесь на помощь тренеру и спортсмену может прийти идеомоторная тренировка. Ключевые слова: тренировка, текст, студенты, повторение, мысленное представление, динамический стереотип.

Summary. The growth of athletes' results in competitions is an incentive for the training process. Under the conditions of the university, there is often a shortage of time for the training process in full. Here, an ideomotor training can come to the aid of a trainer and athlete.

Key words: training, text, students, repetition, mental representation, dynamic stereotype.

Идеомоторная тренировка - это планомерно повторяемое, сознательное,

активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки спортсмена.

Мысленное представление идеально выполняемых движений способствует ускоренному овладению ими, закреплению техники движений, корректировке ошибок и дальнейшему совершенствованию динамического стереотипа.

Физиологический механизм воздействия идеомоторной тренировки заключается в следующем: за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемыми, представляемыми или воображаемыми движениями [2].

Сущность идеомоторной тренировки заключается в следующем: мысленно представляя движение, спортсмен как бы видит себя со стороны. Способность видеть себя со стороны является весомым фактором для подготовки спортсменов. Эту способность необходимо развивать[3].

Для достижения успеха идеомоторной тренировкой необходимы следующие условия:

1) Идеомоторная тренировка должна проходить в состоянии активной деятельности.

2) Движения мысленно должны воспроизводиться в точном соответствии с режимом реальных действий.

Процесс мысленного представления движений подчиняется следующим закономерностям:

1) Чем точнее мысленный образ, тем точнее будет выполняемое движение.

2) Идеомоторным представлением является такое представление, когда мысленный образ движения связан с нервно-мышечными ощущениями.

3) Результат воздействия мысленных представлений становится значительно лучше, когда они являются точной словесной формулировкой движения.

4) При разучивании движения необходимо представлять его в замедленном темпе, точно проговаривая последовательные движения всеми частями тела.

5) Если есть возможность, при разучивании движения принимается поза, близкая к реальному выполнению этого движения.

6) При мысленном представлении движения нервно-мышечные

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. ощущения становятся такими сильными, что спортсмен начинает непроизвольно

двигаться.

7) Перед выполнением идеомоторной тренировки не следует представлять конечный результат.

Результат идеомоторной тренировки будет выше, если спортсмен предварительно ознакомлен с изучаемым движением и имеет достаточный двигательный опыт.

Программа будущего движения формируется в головном мозгу, а остальные системы организма выполняют намеченную программу.

То, насколько успешно взаимодействуют программирующая и исполняющая системы, как хорошо они взаимосвязаны, зависит качество результата идеомоторной тренировки [7,4].

Чтобы результат идеомоторной тренировки был эффективным, необходимо выполнять следующие условия:

- мысленный образ движения должен быть максимально точным;

- мысленное представление движение должно быть обязательно связано с нервно-мышечно-суставным чувством человека;

- мысленный образ движения должен быть выражен в точной словесной интерпретации. Необходимо не просто представлять движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом;

- начинать разучивать упражнения надо с представления его в замедленном темпе, что позволяет точнее представить все нюансы изучаемого движения и заранее позволит избежать ошибок;

- в процессе выполнения тренируемого упражнения необходимо сконцентрироваться на технике, а не на конечном результате.

При проведении учебно-тренировочного процесса в условиях неспециализированного ВУЗа возникают трудности с дефицитом времени для индивидуального обучения новым движениям или исправлении грубых ошибок в технике выполнения соревновательных дистанций или упражнений [5,8].

Идеомоторная тренировка применяется только со спортсменами, имеющими высокий спортивный разряд.

Продолжительность идеомоторной тренировки по времени должна соответствовать соревновательной дистанции или времени зачетного упражнения.

Нами были проведены поисковые эксперименты применения

909

идеомоторной тренировки со студентами политехнического университета в таких видах спорта как стрельба, плавание и водное поло. Для каждого из этих видов спорта идеомоторная тренировка имеет свою специфику. Например, особенность идеомоторной тренировки по стрельбе заключается в том, что зачетное стрелковое упражнение должно укладываться в определенное время. Тренировка представляет собой зачитывание текста с технически грамотным описанием всех действий стрелка на огневом рубеже, в это же самое время вселяет спокойную уверенность в правильности действий стрелка. По окончании идеомотроной тренировки проводились контроль времени и корректировка темпа стрельбы.

Для студентов-пловцов идеомотроная тренировка применялась при разучивании и совершенствовании выхода пловца на поверхность воды после толчка от поворотного щита после поворота с выполнением одновременных колебательных движений туловищем и ногами в вертикальной плоскости. В этом случае сперва проговаривался текст тренировки, в котором выделялись основные положения и детали , на которые квалифицированные пловцы иногда не обращают внимание[6,10]. По мере запоминания последовательности движений различных звеньев туловища и ног скорость проговаривания текста увеличивалась. После многократных повторений таких упражнений появилась возможность только мысленного представления образа динамического стереотипа.

В водном поло идеомоторная тренировка применялась при разучивании и совершенствовании обманного финта-броска, являющимся , при достаточном мастерстве, незаметным для вратаря противника. Для технически грамотного выполнения этого броска принципиально важны исходные положения частей рук, туловища, ног и последовательность их взаимодействия. Начало проговаривания текста идеомоторной тренировки возможно с момента приема мяча и принятия необходимого исходного положения. Внутреннее проговаривание становится от раза к разу все быстрее и переходит к представлению динамического стереотипа броска.

Тексты идеомоторных тренировок первоначально составляются тренерами. Важным фактором является квалификация тренера, знание и понимание биомеханических и психологических закономерностей, последовательности поэтапного подключения различных групп мышц и регулировки интенсивности прикладываемых физических усилий[1,2,9].

Спортсмен сперва визуально изучает движение, затем слушает текст, далее

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. читает самостоятельно вслух, затем про себя. После этого становится

возможным внутреннее проговаривание текста с закрытыми глазами. В

конечном итоге начинается ускорение проговаривания и, как результат,

внутреннее представление динамического стереотипа. Важно все внимание

сосредоточить на технике выполнения, убрать мысли о конечном результате.

Идеомоторные тренировки применялись в дни, когда не было практических

учебно-тренировочных занятий.

Результаты выступлений наших спортсменов на межвузовских соревнованиях в течение 2018/2019 учебного года (III, II и I места соответственно) были более, чем успешны. Это позволяет сделать вывод о целесообразности применения идеомоторной тренировки в учебно -тренировочном процессе со студентами в условиях неспециализированного ВУЗа. Положительные результаты поисковых экспериментов позволяют рекомендовать применять идеомоторные тренировки в других видах спорта.

ЛИТЕРАТУРА:

1) Ашмарин Б.А. «Теория и методика педагогических исследований в педагогическом воспитании» (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). М; физкультура и спорт. 1978., 224стр.

2) Забельский С.Ю. «Система биоэкономического психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту». Ставрополь, сервисшкола, 2005г., 24стр.

3) Лобзин В.С., Решетников М.М. «Аутогенная тренировка» Л.: Медицина, 1986.152стр.

4) Устинова О.Н., Волков В.Н. Комплексный подход к индивидуализации физического развития студентов технического вуза» в сборнике: стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 133-138.

5) Сереброва Т.М., Силуянова K.A., Устинова О.Н. «Принципы спортивно-педагогической интеграции в образовательных программах технического вуза» В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

911

2017. С. 446-451.

6) Болотин А.Э., Пыжова И.В. «Структура факторов, определяющих высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом» В сборнике: Новые информационные технологии в науке нового времени, сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 228-230.

7) Высоцкий Ю.М., Пыжова И.В. «Саморегуляция психических состояний как фактор повышения эффективности плавательной подготовки студентов вуза» В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 59-63.

8) Люйк Л.В., Бондарчук И.Л., Венгерова Н.Н., Заячук Т.В. Педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода у студентов на занятиях по физической культуре в условиях неспециализированного вуза. В сборнике: Физическая культура студентов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 160-163.

9) М.Норбеков, Ю.Хван. Тренировка тела и духа. Питер. СПб1999, С.33-35.

10) Пыжова И.В., Петрова С.Н., Сидорова И.В.Техника выполнения стартов и поворотов при полном погружении до начала циклических движений в плавании. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. Т. 13. № 2. С. 676-681.

З.В. Юркина

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

им. акад. И.П. Павлова, кафедра физического воспитания и здоровья

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой психологической подготовки волейболистов к соревнованиям и непосредственно, во время их проведения. Обосновывается специфика выбора средств и приемов по стабилизации эмоционального состояния игроков. Показаны особенности деятельности тренера, как педагога-психолога, которые проявляются в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.