© А.В. Гаськов, В.Н. Константинов, А.А. Сахиуллин
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЕ
В статье рассматривается специфика тренировочного процесса в практической стрельбе. Проблема подготовки спортсменов в прикладном виде спорта «Практическая стрельба» в настоящее время стоит наиболее остро, т.к. не хватает высококвалифицированных спортсменов, способных составить конкуренцию сильнейшим стрелкам на чемпионатах России, Европы и мира. В контексте этой проблемы нами предлагается комплексная программа и методика тренировочного процесса спортсменов ОВД специализации «Практическая стрельба» с целью подготовки их для соревновательной деятельности.
Ключевые слова: спортсмены практической стрельбы, пулевая стрельба, тренировочный процесс.
A.V. Gaskov, V.N. Konstantinov, A.A. Sakhiyllin PLANNING OF THE TRAINING PROCESS IN THE PRACTICAL SHOOTING
The specific nature of the training process in practical shooting is considered in this article. The problem of the training of sportsmen in the applied kind of sport «The practical shooting» is the most critical now because of the lack of highly qualified sportsmen, who can compete with the best shooters at the championships of Russia, Europe and world. In the context of this problem we propose the complex program and methods of training process of sportsmen according to the specialization «The practical shooting» aimed at training them for the competitive activity.
Keywords: sportsmen of practical shooting, bullet shooting, training process.
Актуальность исследования
В России бурно развивается новый вид международного спорта - практическая стрельба (ПС), имеющий прикладное значение для всех силовых и охранных структур. В 2000 году было зарегистрировано общественное спортивное объединение “Федерация практической стрельбы России” (ФПСР).
Председатель ЦС ОСОО «ФПСР» В.А. Крючин отметил, что из тысячи активных членов федерации третью часть спортсменов составляют сотрудники силовых структур (МВД, ФСО, ФСБ, Минюста) [6]. Вместе с тем почти всегда на соревнованиях по практической стрельбе побеждают гражданские спортсмены, что свидетельствует о недостаточном уровне огневой подготовленности спортсме-нов-силовиков в нестандартных условиях.
В органах внутренних дел спортсмены применяют достаточно широкий круг специальных упражнений по сложившейся методике, которые показали свою неэффективность в тренировочном и соревновательном процессе по практической стрельбе. Хотя этой проблеме и посвящено несколько работ (Каримов А.А., 2003; Крючин В.А., 2005), они носят в основном локальный характер и не учитывают специфики стрелковой подготовки в ОВД.
Теоретические и экспериментальные исследования, обобщение опыта спортсменов и тренеров показали недостаточную разработанность методики применения тренировочных средств в практической стрельбе [6]. Поэтому методика их применения требует значительного пересмотра, дополнений и изменений, что, по мнению В.А. Крючина (2006), является одним из узких мест при построении тренировочного процесса по практической стрельбе.
Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости разработки в образовательных учреждениях МВД России комплексной методики тренировочного процесса спортсменов по практической стрельбе, построения и организации тренировочного процесса по практической стрельбе вузов МВД России.
Цель исследования заключается в научном обосновании комплексной методики тренировочного процесса по практической стрельбе.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать современные подходы к организации и построению спортивной тренировки в практической стрельбе;
- разработать современную модель спортсмена по практической стрельбе;
- разработать комплексную методику подготовки спортсменов по практической стрельбе;
- экспериментально обосновать предложенную методику построения тренировочного процесса практической стрельбы в вузах МВД России.
В результате анализа научно-методических источников в области подготовки стрелков-профессионалов (Колюхова В.Г., 1998; Потапова А.А., 2000; Ларина А.М., 2000; Щипина А.А., 2001; Астафьева Н.В., 2002; Иванова-Катанская С.А., 2002; Торопова В.А., 2003; и др.); в области тренировочного процесса стрелков-практиков (А.А. Каримова, 2003; В.А. Крючина, 2005; Кондруха, 2006), а также трудов Д.И. Козлова, 1970; А.Я. Корха, 1975; Л.М. Вайнштейна, 1977; И.С. Багаева, 1986; В.Б. Федорцева, 1987; П.А. Санкова, 1998 по организации и управлению тренировочным процессом стрелков-классиков (стрелков, специализирующихся в классическом стрелковом спорте) мы изучили средства и методы, реализуемые в тренировочном процессе стрелкового спорта. Исследование показало, что, несмотря на фундаментальность научных исследований в стрелковом спорте, методы и средства при подготовке стрелков, специализирующихся в практической стрельбе, остаются недостаточно изученными.
Если в стрелковом (классическом) спорте применяются упражнения циклического характера на выносливость, а также упражнения, требующие высокой координации движений, то в практической стрельбе применяются упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий [4].
Наиболее интересным в практической стрельбе представляется методика выработки баланса между точностью, мощностью оружия и скорости, которые являются равноценными элементами. Не случаен девиз МКПС: «Точность, скорость, мощность!». Правильно сбалансированный комплекс упражнений практической стрельбы выявляет огневую тренированность стрелка и дает возможность оценить все элементы подготовки в равной мере.
В результате анализа литературных источников мы предположили, что для достижения целей тренировочного процесса стрелков необходимо применять следующие группы средств: физические упражнения (в том числе и стрельбы); мысленные упражнения; технические средства; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. В качестве методов тренировки предлагаем применять как общие, так и два специфических: 1) строго регламентированные упражнения; 2) соревновательный. Основным методом каждой тренировки является работа с оружием в «холостую», который представляет собой набор тренировочных упражнений для обработки основных технических элементов [5]. Считаем, что в тренировочном процессе начинающих стрелков подготовка в « холостую» должна занимать 80 % времени, стрельба с патронами - 20 %.; высококвалифицированных стрелков - соответственно 60% и 40%. На этапе подготовки к соревнованиям основным методом тренировки, на наш взгляд, могут быть комплексные тренировочные занятия с моделированием условий «длинных» упражнений ПС, а также с преодолением полосы препятствий с учебными стрельбами.
Данные методы и средства способствуют созданию специального фундамента для последующего совершенствования в стрельбе, развитию специальных физических качеств: координации, устойчивости, статической выносливости и силы, более быстрому освоению техники и тактики стрельбы, повышают огневую тренированность стрелка [1]. Можно предположить, что понятие «огневая тренированность» спортсмена практической стрельбы включает в себя: физическую и психическую готовность к успешному выполнению стрелковых упражнений, умелое применение технических и тактических действий в быстром и точном поражении мишеней.
Проанализировав уровень огневой подготовленности выпускников ВСИ МВД РФ, умения и навыки в стрельбе которых формировались по упражнениям Курса стрельб-2000 [7], мы пришли к следующему предположению. Ныне существующая система огневой подготовки в вузах МВД России не отвечает современным требованиям практической стрельбы и формирует, в основном, базовые технические элементы стрелковой подготовленности.
Успешность соревновательной деятельности спортсменов в любом виде спорта, и в частности в практической стрельбе, во многом зависит от физической подготовленности. Несмотря на то, что эффективность ОФП и СФП для стрельбы была экспериментально доказана, они практически не применяются в тренировочном процессе стрелков ОВД [3].
Опрос ведущих спортсменов практической стрельбы показал, что двигательные действия в пулевой стрельбе и практической стрельбе существенно отличаются [4,6]. Значит, развитие специфиче-
ских физических качеств у стрелков-классиков и стрелков-практиков будет различным. Проанализировав условия выполнения стрелковых упражнений, мы выделили физические качества и способности, необходимые спортсмену ПС, по степени их значимости: координационные способности; сила и быстрота (взрывная сила); ловкость; гибкость.
Вторая составляющая огневой тренированности стрелка - техническая подготовленность. Под технической подготовкой в пулевой стрельбе понимается знание материальной части оружия и его баллистики, умение устранять задержки при стрельбе, формирование и совершенствование навыков по выполнению техники стрельбы из оружия, а также применяемые методики в овладении такими навыками [5].
В процессе исследования было установлено, что для повышения технической подготовленности стрелка необходимо тренировать четыре функциональных подсистемы: устойчивость позы изготовки (система “стрелок - оружие”); хватку оружия; правильное прицеливание (наведение оружия в цель) ; управление спуском (производство выстрела).
Третья составляющая - психологическая подготовленность [2]. В ходе исследования мы пришли к выводу, что психологическая подготовка стрелка должна рассматриваться отдельным разделом тренировочного процесса, значительный объем которого должны занимать приемы произвольной саморегуляции (самовнушение) и идеомоторной тренировки.
Четвертая составляющая - тактическая подготовленность. В результате исследования мы определили, что тактическую подготовленность спортсмена ПС можно тренировать при составлении индивидуальных программ тактики выполнения отдельного выстрела и тактики выполнения всего упражнения.
Таким образом, в структуре огневой тренированности спортсмена ПС наглядно выявлены требования по совершенствованию «скоростной» стрельбы с высоким уровнем развития физического качества «быстроты» на фоне высокой общей выносливости.
Для разработки программы тренировочного процесса необходимо определить модельные характеристики спортсмена ПС. Наибольшую сложность представляет определение критериев технической подготовленности, являющейся основой в мастерстве стрелка высокого уровня [6], т.к. в практической стрельбе условия упражнений не постоянны. В результате анализа исследования специалистов ПС [4,6] пришли к выводу о необходимости тренировки для спортсменаследующих технических действий:
- стрельба в ограниченное время с переносом направления ведения огня;
- стрельба на различных расстояниях в условиях сбивающих факторов (ограниченной видимости, на фоне физических и психических нагрузок);
- стрельба из различных положений (в том числе не удобных); стрельба из низкого порта; стрельба с перехватом из руки в руку; стрельба с разворотом;
- стрельба из-за укрытий;
- стрельба по различным мишеням сдвоенными выстрелами с различным темпом;
- стрельба со сменой магазинов (перезарядкой);
- стрельба в движении с перемещениями между стрелковыми позициями;
- стрельба «сильной» и «слабой» рукой;
- стрельба по движущимся и качающимся мишеням;
- интуитивная стрельба.
Основной целью нашего исследования является разработка комплексной программы и методики проведения тренировочного процесса для спортсменов, специализирующихся в практической стрельбе, и апробация ее в соревновательной деятельности.
На первом этапе была проведена работа по определению стрелковой пригодности кандидатов для тренировочного процесса по общим критериям спортивного отбора с целью углубленной проверки соответствия предварительно отобранного контингента курсантов модельным требованиям.
На втором этапе эксперимента в период подготовки спортсменов практической стрельбы проводилось исследование тренировочного процесса спортсменов при подготовке к соревновательной деятельности. Нами была разработана комплексная программа тренировочного процесса с годичным циклом на основе одного макроцикла (табл. 1). Подготовительный период состоял из семи микроциклов в годичном макроцикле и был направлен на создание фундамента к соревновательной деятельности. В соревновательный период ставилась задача совершенствования различных сторон подготовленности спортсменов непосредственно для участия в соревнованиях. Тренировочный процесс был рассчитан на 5 мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, соревновательный и восстановительный.
План-график подготовки спортсменов экспериментальной группы
Наименование разделов и тем Всего часов Г одичный цикл
Втяги- вающий Базовый Контрольно- подготовительный Соревнователь- ный Восстано- вительный
372 IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
Технико- тактическая подготовка 218 8 12 14 16 18 22 24 24 26 20 10 -
Общая физическая подготовка 64 14 10 8 6 4 2 2 2 2 4 10 -
Специально- физическая подготовка 90 10 10 12 12 12 10 8 6 4 4 2 -
Количество часов в месяц 32 32 34 34 34 34 34 32 32 28 22
В тактическом построении тренировок было примерно одинаковое соотношение специальнофизической и технической подготовки с постоянным психологическим воспитанием спортсменов на каждом тренировочном занятии.
Во втягивающем мезоцикле (4 недели) подготовка была направлена преимущественно на развитие силовых, скоростных способностей, гибкости, а также на совершенствование технической подготовки. Общая физическая подготовка в этом мезоцикле преобладала над специальной физической подготовкой в соотношении 60 к 40%. Теоретическая часть технической подготовки и общая физическая подготовка были основой данного мезоцикла. Тренировки на этом этапе проводились игровым, интервальным методами.
Базовый мезоцикл являлся основным в достижении определенного уровня тренированности по всем видам тренировочного процесса. В базовом (12 недель) и контрольно-подготовительном (16 недель) мезоциклах соотношение специальной физической и технической подготовки постепенно доводилось до 57 и 43 %, соответственно. В контрольно-подготовительном мезоцикле широко моделировалась соревновательная деятельность спортсменов по формированию психологической устойчивости, применялись упражнения повышенной сложности, тренировочные нагрузки имели высокую интенсивность.
В соревновательном мезоцикле (8 недель) преобладала техническая и тактическая подготовка по отношению к общей физической подготовке, а по отношению к специальной физической подготовке было примерное равенство тренировочных занятий.
В контрольно-подготовительном мезоцикле широко моделировалась соревновательная деятельность спортсменов, применялись упражнения повышенной сложности, тренировочные нагрузки имели высокую интенсивность. В мезоцикле был увеличен объем соревновательных упражнений с преобладанием технико-тактической и психологической подготовки. Основным методом проведения тренировок являлся соревновательный метод.
Для обоснования разработанной методики организации системы тренировочного процесса был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 30 стрелков-пистолетчиков, не имеющих существенных различий в общей физической и огневой подготовке. В экспериментальной группе (ЭГ) применялась разработанная нами комплексная методика тренировочного процесса, а в контрольной группе (КГ) тренировки проходили по традиционной классической методике.
После проведения годичного цикла спортивных тренировок с ЭГ и КГ было проведено тестирование по упражнениям: ПМ-1(«медленная» стрельба на точность); ПМ-2 (скоростная стрельба) в обеих группах. Результаты упражнения ПМ-1: показатели относительной устойчивости попаданий в «десятку» вокруг СТП (средней точки попадания) у стрелков ЭГ и КГ оказались примерно равными, результаты длины траектории в ЭГ по вертикали уменьшились на 55,5%, результаты длины траектории по горизонтали на 47,3%.
Результаты стрельбы в упражнении ПМ-2: временные показатели выполнения упражнения в ЭГ лучше, чем в КГ, на 2,64 с, показатели количества попаданий в мишень в ЭГ больше, чем в КГ, на 5 единиц.
В целях выявления существенности различий между исследуемыми группами мы проверили их в динамичном стрелковом упражнении № 5, так как оно по условиям выполнения приближено к спортивному упражнению по практической стрельбе. Результаты по количеству попаданий при выполнении упражнения № 5 в ЭГ выше на 7 единиц. Время, затраченное на выполнение скорострельного, динамичного упражнения № 5, в ЭГ меньше, чем в КГ, на 6,46с.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что применение разработанной нами программы в тренировочном процессе стрелков ОВД повышает техническую подготовленность и соответствует задачам подготовки спортсменов по практической стрельбе.
В своей работе мы также исследовали влияние развития скоростных способностей у спортсменов по практической стрельбе, так как результат стрелка прямо пропорционально зависит от времени, затраченного на каждый выстрел.
В ходе проведения педагогического эксперимента нами применялись упражнения, развивающие скоростные способности, взрывную силу, координационные способности. В процессе произведенного сравнения результатов по скоростным способностям наблюдается положительная динамика изменений в обеих группах, но в ЭГ показатели динамики значительно превосходят показатели в КГ. Среднее время выполнения упражнения в ЭГ улучшилось на 55с, по сравнению с КГ, по результатам точности попаданий в ЭГ показатели выше, чем в КГ, на 11 очков.
Среднее время выполнения упражнения по тестированию двигательно-координационных способностей в ЭГ улучшилось на 1,19 с, в КГ на 0,52 с, по результатам точности попаданий в ЭГ все участники произвели попадание в мишень, а в КГ - только 8 участников эксперимента.
Из исследования результативности выполнения упражнений по практической стрельбе следует вывод, что результативность выполнения упражнений у стрелков-практиков имеет прямо пропорциональную зависимость от развития их скоростно-силовых, скоростных, двигательно-координационных способностей.
На основании полученных результатов эксперимента разработаны практические рекомендации по организации и комплексной методике тренировочного процесса в практической стрельбе.
Таким образом, научно обоснованная организация тренировочного процесса позволила разработать комплексную методику подготовки спортсменов по практической стрельбе и экспериментально апробировать ее.
Литература
1. Астафьев Н.В. Изготовка, стрельба и обращение с пистолетом при решении оперативно-служебных задач сотрудниками правоохранительных органов: учеб. пос. - Красноярск: Сибирский юрид. ин-т МВД России, 2002 - 72 с.
2. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер. - М.: ДОСААФ СССР, 1987- 92 с.
3. Глубокий В.А. Факультативное обучение в вузах МВД России внештатных инструкторов физической подготовки: дис. ...канд. пед. наук. - Красноярск, 2006. - 163 с.
4. Каримов А.А. Особенности техники стрельбы из пистолета с элементами тактико-специальной подготовки: учеб. пос. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2005. - 68 с.
5. Корх А.Я. Совершенствование в пулевой стрельбе. - М.: ДОСААФ, 1985. - 70с.
6. Крючин В.А. Основы практической стрельбы. - Калашников: Оружие, боеприпасы, снаряжение, охота, спорт. 2002/3.
7. Приказ МВД РФ № 955 от 11.09.2000 г. “ Об утверждении наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел”.
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории физической культуры Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the departmrnt of the theory of physical culture, Buryat State University.
Константинов Владимир Николаевич, старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Восточно-Сибирского института МВД России. P. т.(3952) 35-65-47.
Konstantinov Vladimir Nikolaevich, senior teacher, department of tactical, special and fire training, East-Siberian Institute, MVD of Russia.
Сахиуллин Альфрит Амирович, доктор педагогических наук, доцент, директор Иркутского техникума физической культуры.
Sakhiullin Alfrit Amirovich, doctor of pedagogical sciences, assoiate professor, director of the Irkutsk Technical College of Physical Culture.