Obowi^zek sporz^dzania sprawozdan zgodnie z MSR ma jeszcze mniejsza grupa podmiotów. Podmioty maj^ce taki obowi^zek, s^ jednak podmiotami duzymi, które nazywane s^ publicznie odpowiedzialnymi. Ze wzgl^du na ich odpowiedzialnosc, jak i dzialalnosc na globalnym rynku wzrasta waga cechy porównywalnosci ich sprawozdan finansowych. Wraz z globalizaj gospodarki rosnie istotnosc Mi^dzynarodowych Standardów Rachunkowosci, z drugiej strony porównywalnosc sprawozdan zwi^ksza pewnosc obrotu gospodarczego i ulatwia pogl^bianie procesów globalizacyjnych. Dowodem na to jest coraz wi^ksza liczba krajów wdrazaj^ca system MSR.
Literatura
1. Ambroziak M., Analiza sprawozdan finansowych, tom 1 Zrozumiec sprawozdanie polskie, MSSF, US GAAP, Wyd. C.H. Beck, Warszawa 2010, str. 32
2. Gierusz J., Gierusz M. red., Mi^dzynarodowe Standardy Sprawozdawczosci finansowej w teorii i praktyce, komentarz problemowy przyklady z praktyki gospodarczej porównanie z polskim prawem bilansowym i podatkowym, Wyd. ODDK Spólka z ograniczon^ odpowiedzialnosci^ Spólka komandytowa, Gdansk 2017, str. 19, 21
3. Holda A., MSR/MSSF w Polskiej praktyce gospodarczej, Wyd. C.H. Beck, Warszawa 2013, str. 16, 26, 27
4. Pfaff J., Rachunkowosc podstaw, Wyd. Stowarzyszenie Ksiçgowych w Polsce, Warszawa 2016, str. 7
5. Rozkrut D. red., Rocznik statystyczny Rzeczpospolitej Polskiej 2017, Wyd. Glówny Urz^d Statystyczny, Warszawa 2017
6. Strona oficjalna IFRS www.ifrs.org/issued-standards, 01.02.2018
7. Strona oficjalna Ministerstwa Finansów www.mf.gov.pl, 01.02.2018
8. Ustawa z dnia 29 wrzesnia 1994 r. o rachunkowosci, Dz. U. 1994 nr 121, poz. 591
9. Ustawa z dnia 2 lipca 2004 roku o swobodzie dzialalnosci gospodarczej, Dz. U. 2004 nr 173 poz. 1807
10. Rozporz^dzenia (WE) nr 1606/2002 Parlamentu Europejskiego i Rady z dnia 19 lipca 2002 r. w sprawie stosowania miçdzynarodowych standardów rachunkowosci, Dz. Urz. WE L 243 z 11.09.2002, str. 1; Dz. Urz. UE Polskie wydanie specjalne, rozdz. 13, t. 29, str. 609, z pózn. zm.
ИДЕОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В АПК: НАЦИОНАЛЬНОЕ И ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Андрейченко А.В.
кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры экономики и управления Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова
THE IDEOLOGY OF WASTE MANAGEMENT IN THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX: NATIONAL AND GLOBAL
DIMENSION
Andreichenko A. V.
PhD in Economics, associate professor associate professor at the department of economics and management Odessa 1.1. Mechnikov National University
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается идеология обращения с отходами в АПК на национальном и глобальном уровнях. Установлено что постоянное увеличение масштабов агропромышленного производства свидетельствует о необходимости серьезного внимания к разработке методов по сбору, переработке, удалению отходов АПК с минимальным загрязнением окружающей среды, учитывая национальный и зарубежный опыт. Подчеркивается, что для долгосрочного решения проблемы обращения с отходами АПК необходима новая идеология. Доказывается, что одной из ключевых идей идеологии обращения с отходами в АПК является внедрение безотходного агропромышленного производства, обеспечивающего комплексную высокотехнологическую переработку отходов АПК и минимизирующего негативное влияние агропромышленного производства на биосферу.
ABSTRACT
The article considers the ideology of waste management in the agro-industrial complex at the national and global levels. It was found that the constant increase in the scale of agricultural production highlights the need for serious attention to the development of methods for the collection, processing and disposal of agricultural waste with minimal environmental pollution, taking into account national and international experience. It is emphasized that a new ideology is needed for a long-term solution to the problem of handling waste of the agro-industrial
complex. It is proved that one of the key ideas of the ideology of waste management in the agro-industrial complex is the introduction of non-waste agro-industrial production that provides complex high-tech processing of agricultural waste and minimizes the negative impact of agro-industrial production on the biosphere.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, отходы, безотходные технологии, национальная безопасность, циклическая экономика.
Keywords: agroindustrial complex, waste, non-waste technologies, national security, cyclical economy.
Постановка проблемы. Экспоненциальный рост объемов образования и накопления отходов, необратимое изъятие природных ресурсов, отсутствие эффективных технологий использования отходов в качестве вторичного сырья, как следствие несбалансированной антропогенной и техногенной деятельности в Украине, являются одними из важнейших факторов, которые привели к появлению угрозы для национальной безопасности и безопасного существования настоящего и будущих поколений. Ситуация, вызванная вышеуказанными обстоятельствами, достигла своей критической точки. Это требует срочного изменения парадигмы индустриального общественного развития, присущего современной Украины, к постиндустриальному общественному развитию и отказу от пренебрежительного отношения к природной среде [1]. Ре-сурсо- и энергонезависимость Украины, экономия ее энергетических и природных материальных ресурсов зависит от надлежащего решения вопроса управления отходами. Проблема отходов является одной из основных экологических проблем и более весомой в ресурсном аспекте.
Одно из лидирующих мест по объему образования отходов в Украине занимает агропромышленный комплекс, эффективное функционирование которого обеспечивает продовольственную, агро-сырьевую безопасность Украины, развитие внешнеэкономического потенциала государства. По данным Международной финансовой корпорации (№С), ежегодно в АПК Украины образуется 109 млн. т отходов, из которых 49 млн. т непродуктивно утилизируются, а 60 млн. т используются с целью дальнейшей переработки [2].
Отходы агропромышленного комплекса - привлекательное сырье для получения тепловой и электрической энергии, прямого использования в сельском хозяйстве, а также производства материалов [2]. С экономической точки зрения важно учитывать направления дальнейшего использования отходов, возможностей получения будущих экономических выгод от их использования или несения расходов для их удаления, обезвреживания и т.д. [3, с. 47]. Постоянное увеличение масштабов агропромышленного производства свидетельствует о необходимости серьезного внимания к разработке методов по сбору, переработке, удалению отходов АПК с минимальным загрязнением окружающей среды, учитывая национальный и зарубежный опыт.
Анализ последних исследований и публикаций. Значительный вклад в исследование проблематики обращения с отходами, включая и отходы агропромышленного комплекса, внесен работами таких отечественных и зарубежных ученых: К. Ба-ретта, К. Боулдинга, Н. Голиковой, С. Гуцайлюк, А.
Дериколенко, В. Зайцева, П. Эйкинса, Т. Железного, Ю. Лебединского, Р. Льора А. Мале, Ю. Мо-рева, В. Кержакова, А. Новикова, Н. Пирогова, И. Сотника, С. Соловьева, А. Трусова, К. Феруччи и др.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Анализ трудов, опубликованных по результатам научных разработок в этом направлении, свидетельствует о недостаточном внимании к подходам обращения с отходами АПК, в частности, безотходному производству.
Цель исследования заключается в рассмотрении идеологии обращения с отходами в АПК на национальном и глобальном уровнях.
Изложение основного материала. Для долгосрочного решения проблемы обращения с отходами АПК необходима новая идеология. Идеология является неотъемлемой составляющей общественной жизни, лежит в основе формирования и развития общества и личности. Следует согласиться с тем, что цивилизационные сдвиги, происходящие в мире, приводят к активному поиску нового формата идеологических систем, политики «нового пути» [4, с. 35].
Выделяют пять ключевых характеристик идеологии: 1) термин идеология многозначен, - первоначально он, как известно, обозначал «ложное, иллюзорное сознание», но сейчас он употребляется в основном в его политическом значении; 2) все идеологии интерпретируют настоящее и направляю желания людей в отношении строго определенного будущего, причем это будущее представляется ими как лучшее состояние по отношению к данному настоящему; 3) каждая из идеологий предлагает проделать ряд специфических шагов по достижению этого будущего; 4) все идеологии ориентированы на внедрение в массовое, коллективное сознание; 5) идеологии тем или иным образом выражают мотивы и цели людей [5, с. 1].
В разрезе экономики под идеологией целесообразно понимать совокупность идей, взглядов, представлений, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к определенной хозяйственной практике. По высказыванию А. И. Сам-сина, «Экономическая (хозяйственная) идеология представляет собой более или менее упорядоченный взгляд на экономику, системное мировоззрение, в котором сплетаются познавательные, нормативные и символические элементы. Экономическая идеология включает в себя особые представления о ценностях, об общественно-экономическом идеале (например, об экономической свободе, материальном равенстве, трудовой солидарности). Нельзя забывать, что эти ключевые ценности понимаются и обосновываются разными хозяйственными субъек-
тами, исходя из их интересов. Экономическая идеология, как правило, выступает в форме программ, проектов деятельности в разных областях хозяйства. В них находят выражение определенные цели, направления и способы их реализации» [6, с. 216].
Идеология благодаря своей логической функции во многом определяет действия людей по реализации всех социальных проблем, включая экономические. Идеология, формирующаяся на базе конкретного способа производства, влияет на его развитие и функционирование и способна через деятельность людей, вооруженных ее идеями, менять способы производства.
Одной из ключевых идей идеологии обращения с отходами в АПК является внедрение безотходного агропромышленного производства, обеспечивающего комплексную высокотехнологическую переработку отходов АПК и минимизирующего негативное влияние агропромышленного производства на биосферу.
Эффективность агропромышленного производства и состояние окружающей среды неизбежно взаимосвязаны и нередко оказываются диаметрально противоположными. Методы переработки и удаления сельскохозяйственных отходов могут негативно влиять на чистоту воздуха, воды и качество почвы, а также вызывать неудобства населению, живущему рядом [7, с. 13].
В сфере управления отходами сельского хозяйства Украины к основным проблемам относятся: ненадлежащий уровень соблюдения требований законодательства; низкий уровень осведомленности и информированности сельскохозяйственного сектора относительно возможностей и преимуществ обработки или повторного использования отходов сельского хозяйства; низкий уровень осведомленности инвесторов о возможностях производства новых продуктов с сельскохозяйственных отходов; отсутствие действенного механизма привлечения частных инвестиций для развития объектов сельскохозяйственного сектора; низкий уровень эффективности управления стратегическими объектами в сфере обращения с отходами сельскохозяйственного сектора [1].
Отметим, что Украина на уровне законодательного закрепления делает определенные шаги в направлении решения проблемы обращения с отходами и охраны окружающей природной среды. Так, Стратегия устойчивого развития «Украина - 2020» [8] одними из первоочередных приоритетов реформ провозглашает реализацию Программы энергонезависимости, Программы сохранения окружающей природной среды.
Стратегия национальной безопасности Украины от 2015 г. [9] относит к актуальным угрозам национальной безопасности Украины значительный объем отходов производства и потребления и ненадлежащий уровень их вторичного использования, переработки и утилизации; чрезмерное антропогенное воздействие и высокий уровень техногенной нагрузки на территорию Украины. Стратегия закрепляет необходимость формирования системы
переработки и утилизации отходов производства и потребления.
В Национальной стратегии управления отходами в Украине до 2030 г. [1], разработанной в соответствии с европейскими стандартами управления отходами и основывающейся на общих ценностях соблюдения демократических принципов, верховенства права, надлежащего управления, акцентируется на углублении экологического кризиса в Украине и торможении в развитии национальной экономики вследствие значительных объемов накопленных в Украине отходов и отсутствии эффективных мер, направленных на предотвращение их образования, утилизации, обезвреживания и удаления.
Вышеупомянутая Стратегия [1] закрепляет, что система управления отходами в Украине, относящаяся и к отходам в сфере АПК, характеризуется тенденциями накопления отходов, что негативно влияет на состояние окружающей природной среды и здоровья людей; осуществлением ненадлежащим образом утилизации и удаления опасных отходов; ненадлежащим уровнем использования отходов в качестве вторичного сырья вследствие несовершенства организационно-экономических основ привлечения их в производство; неэффективностью внедренных экономических инструментов в сфере обращения с отходами.
Данная Стратегия подчеркивает необходимость создания и обеспечения надлежащего функционирования общегосударственной системы предотвращения образования отходов, сбора, переработки и утилизации, обезвреживания и безопасного удаления.
Сейчас мы можем констатировать, что в Украине отсутствуют эффективные инструменты политического, экономического, правового, социального характера, позволяющие нашему государству решить критическую ситуацию с образованием, накоплением, хранением, переработкой, утилизацией и захоронением отходов, в том числе в АПК и характеризуется дальнейшим развитием экологических угроз.
Отличие ситуации с отходами в Украине по сравнению с другими развитыми странами заключается в больших объемах образования отходов и в отсутствии инфраструктуры обращения с ними. При этом наличие такой инфраструктуры является непременным признаком всех экономик развитых стран [1]. В 70-х и 80-х гг. ХХ в. государства начали прикладывать много усилий для создания мало- и безотходных технологий переработки сырья и производства продукции. На международной конференции по проблемам безотходных технологий и производства, организованной Европейской экономической комиссией, проходившей в Париже с 29 ноября по 4 декабря 1976 г. [10], представители Австрии, Бельгии, Великобритании, Канады, Нидерландов, Польши, СССР, США, Венгрии, Федеральной Республики Германия, Финляндии, Франции, Швеции, Югославии дали рекомендации по вопросам создания и внедрения безотходных технологий
_L0
с целью распространения своего опыта и использования практики других государств и дальнейшего международного сотрудничества в этой сфере.
В конце 70-х гг. ХХ в. Р. Льор отмечал, что национальное стремление государств к улучшению состояния окружающей среды требует от сельскохозяйственных предприятий при принятии решения о характере производства, обращать особое внимание на отходы [7, с. 21]. Это стремление остается и в начале XXI века.
В 2014 г. На Всемирном экономическом форуме в Давосе [11] изменения природной среды, вызванные экономической деятельностью стали основным вопросом повестки дня. Более 30 заседаний форума были посвящены климатическим изменениям, вложениям в экологически безопасное производство и возможностям устойчивой «циклической» экономики (англ. arcular economy).
Экономика замкнутого цикла (циклическая экономика, циркулярная экономика) становится предметом широкого круга исследований не только в европейских государствах, но и во всем мире. Такой тип экономики рассматривается как потенциальная стратегия развития общества, способная повысить благосостояние, ослабляя при этом зависимость государств от сырьевых и энергетических ресурсов. Циклическая экономика как модель функционирует по примеру природной экосистемы, в которой не существует отходов.
По утверждению Г. Паули, экосистемы является примером эффективных эксплуатационных моделей производства и потребления. Наибольшее восхищение вызывает огромное разнообразие экосистем во всем мире, ведь они демонстрируют эффективность в обеспечении всех потребностей, используя то, что находится рядом. Переход питательных веществ и энергии от одного вида к другому в непрерывном цикле по законам физики, очевидно, должен использоваться в промышленном контексте [12, с. 12]
Базовыми принципами концепции циклической экономики являются [13]:
- полное исключение отходов;
- нахождение способов повторного использования материалов;
- ликвидация токсичных химических веществ, чтобы использовать остальные компоненты без риска загрязнения;
- использование топливных систем с возобновляемыми источниками энергии;
- построение устойчивости через разнообразие;
- корректировка ценовой политики (стоимость товара должна полностью отражать усилия, необходимые для его производства);
- создание конструкций, учитывающих возможность последующих разборки и повторного использования, а также требующих минимальных изменений для повторного использования некоторых деталей продукта;
- системное принятие решений с учетом того, как одно действие окажет влияние на другое.
В декабре 2015 г. Европейская комиссия приняла план действий по переходу к экономике замкнутого цикла до 2019 года [14], устанавливающий, что такая модель становится основой стратегии устойчивого развития ЕС и предусматривает развитие соответствующего госрегулирования.
Центр европейских политических исследований (CEPS) в 2016 г. представил исследование «Циклическая экономика в Европе, от ресурсоэф-фективностидо платформ для обмена знаниями: точка зрения CEPS» (Understanding the Circular Economy in Europe, from Resource Efficiency to Sharing Platforms: The CEPS Framework) [15]. В нем были определены следующие основные преимущества перехода к циклической экономике:
1) экологические выгоды;
2) экономия средств за счет сокращения потребностей;
3) дополнительные экономические выгоды, получаемые от создания новых рынков.
Во многих странах мира (Германии, Швеции, Швейцарии, Южной Кореи, США, Дании, Нидерландах, Китае) разработаны, приняты и осуществляются государственные планы создания и развития экономики замкнутого цикла на основе рецик-линга ресурсов.
Одним из путей циклического использования ресурсов является безотходное производство. Задача внедрения безотходных производств заключается в создании замкнутых циклов производства с рециркуляцией сырьевых материалов, когда каждое конечное звено одного производства служит начальным звеном следующего, в результате чего во внешнюю среду не поступают отходов и минимизируются негативные последствия для природной среды.
Безотходная модель производства может показаться идеальной конструкцией, но отдельные производства уже успешно функционируют и уверенно чувствуют себя на рынке. Конечно, обеспечение безотходности требует решения большого комплекса весьма сложных технологических, конструкторских и организационных задач, основанных на использовании новейших научно-технических достижений. На сегодняшний день, современные многофункциональные агропромышленные предприятия располагают значительной базой для того, чтобы обеспечить производство, благодаря которому совершенствуется использования сырьевых вторичных ресурсов. Человечество стремится к минимизации объемов отходов, обеспечению их комплексной переработки и безопасных для окружающей среды систем обезвреживания или хранения.
Если мы говорим об АПК, то безотходное агропромышленное производство предполагает организацию производства, обеспечивающего полное использование всех полезных компонентов, содержащихся в исходном сырье, и минимально допустимое загрязнение окружающей среды с целью достижения максимально высокого уровня эколого-социо-экономической эффективности агропроиз-водства.
Безотходное агропромышленное производство имеет свои особенности и должно создаваться и функционировать на определенных принципах, прикладное использование которых минимизирует затраты сырьевых и энергетических ресурсов, ограничивает негативное влияние производства на окружающую среду, обеспечивает цикличность материальных и финансовых потоков, рационализирует производственно-хозяйственную деятельность агропромышленного комплекса, балансирует функционирования социальной, экономической и окружающей сфер жизнедеятельности человека.
Поэтому к числу основных принципов создания и функционирования безотходного производства в АПК следует отнести: системность; комплексность использования сырьевых и энергетических ресурсов; цикличность материальных потоков; ограниченность влияния производства на окружающую среду; рациональность и эффективность организации безотходного производства.
Модель циклической экономики ставит под сомнение мнение, противопоставляющее экономику окружающей среде и предусматривает, что экономический рост может осуществляться в интересах окружающей среды, а не за его счет.
Выводы и предложения. Пропасть между объемами накопления агропромышленных отходов и мерами, направленными на предотвращение их вторичного использования, переработки, обезвреживания и т.д. углубляет экологический кризис и является тормозящим фактором развития экономики государства. Украина нуждается в неотложном реформировании правовой и экономической системы, регулирующей использование отходов, в том числе в сфере АПК как одной из ключевых отраслей экономики страны, с учетом мирового и европейского опыта.
Проблема отходов АПК в Украине требует выработки на нее нового видения (идеологии):
- отходы АПК следует рассматривать как источник вторичных материальных и энергетических ресурсов;
- нужно минимизировать образование отходов АПК в процессе производства и потребления эффективными методами;
- необходимо обеспечить максимальную переработку и утилизацию отходов АПК, внедряя максимально эффективные технологии обращения с отходами (безотходные и малоотходные);
- на каждом этапе возникновения отходов АПК необходимо определять методы многократного использования природных ресурсов (рециклизации);
- управление отходами АПК необходимо начинать с планирования добычи природных ресурсов, как сырья для получения материалов и продолжать при проектировании всего жизненного цикла полученной полезной продукции.
Взаимосвязь эффективности агропромышленного производства с потенциальным ухудшением качества окружающей среды стала все более ярко выраженной по мере повышения интенсивности методов агропромышленного производства. Все негативные виды воздействия на окружающую
среду могут быть значительно уменьшены или полностью устранены путем изменения технологий производства в АПК, в частности, при применении безотходного агропромышленного производства. Это позволит сохранить баланс между агропромышленным производством и состоянием окружающей среды, позволяя получить достаточное количество агропродовольственной продукции, приемлемый доход для производителей такой продукции и оптимальное для населения состояние окружающей среды.
Литература
1. Нацюнальна стратепя управлшня выходами в Укра!ш до 2030 року. Схвалена розпо-рядженням Кабшету Мiнiстрiв Укра!ни ввд 8 листопада 2017 р. № 820-р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.kmu.gov.ua/control/ru/cardnpd?docid=25 0431699.
2. Обращение с отходами агропромышленного комплекса : возможности для Украины / IFC. World Bank Group. - Киев, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/43216148 0319766.
3. Тимчак В. С. Ефективнють шновацш комплексного використання вiдходiв харчово! проми-словосп : дис. ... канд. екон. наук : 08.00.03 / Тимчак Вiра Степашвна. - Житомир, 2017. - 227 с.
4. Козловець М. А. 1деолопя як фактор кон-сотдаци сусшльства / М. А. Козловець // Вюник Житомирського держ. ушверситету iм 1.Франка. -2004. - №18. - С. 35-39.
5. Baradat L. P. Political Ideologies : Their Origins and Impact, 6th ed. / L. P. Baradat. Upper Saddle River, NJ : Prentice-Hall, 1997. - 338 p.
6. Самсин А. И. Основы философии экономики : учебное пособие / А. И. Самсин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 271 с.
7. Лёр Р. Переработка и использование сель-скохозяиственных отходов / Р. Лёр; под ред. А. Н. Шимко; пер. с англ. В. В. Новикова. - Москва : Колос, 1979. - 415 с.
8. Стратепя сталого розвитку «Укра!на -2020». Схвалена Указом Президента Укра!ни ввд 12 ачня 2015 року № 5/2015 [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/5/2015.
9. Стратепя нацюнально! безпеки Укра!ни. Затверджена Указом Президента Укра!ни вщ 26 травня 2015 року № 287/2015 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/287/2015/.
10. Non-Waste Technology and Production: Proceedings of an International Seminar Organized by the Senior Advisers to ECE Governments on Environmental Problems on the Principles and Creation of Non-Waste Technology and Production, Paris, 29 November - 4 December 1976. - Pergamon, 1978. - 712 р.
11. World Economic Forum Annual Meeting [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.weforum.org/events/world-economic-fo-rum-annual-meeting-2014/programme.
12. Паулi Г. Синя економжа: 10 poKiB. 100 ш-нoвацiй. 100 мiльйoнiв робочих мюць : доп. Рим. Клубу / Г. Паулi / ред. Л. Ярошенко; пер. А. Побе-режна; Фонд «Богдана Гаврилишина», Фонд «Ско-роченя ризишв». - К., 2012. - 353 с.
13. Environmental Services Association. Going for growth, a practical route to circular economy, 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.esauk.org/esa_reports/Circular_Economy_ Report_FINAL_High_Re s_Fo r_Release. pdf
14. Communication From The Commission To The European Parliament, The Council, The European Economic And Social Committee And The Committee Of The Regions Closing The Loop - An Eu Action Plan
For The Circular Economy. Brussels, 2.12.2015 COM(2015) 614 final. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:8a8ef5e8-99a0-11e5-b3b7-
01aa75ed71a1.0012.02/DOC_1&format=PDF.
15. Understanding the Circular Economy in Europe, from Resource Efficiency to Sharing Platforms: The CEPS Framework. Igor Taranic, Arno Behrens and Corrado Topi. CEPS Special Report No. 143 / July 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ceps.eu/sys-
tem/files/SR%20No143%20Circular%20Economy_0. pdf.
ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РА
Арутюнян В.Л.
Член-корреспондент НАН РА, доктор экономических наук, профессор Институт Экономики Им. М. Котаняна, НАН РА Республика Армения, г. Ереван
ASSESSMENT OF TAX POTENTIAL AND WAYS TO INCREASE EFFICIENCY OF TAX ADMINISTRATION IN THE RA
Harutyunyan V.L.
Corresponding member of NAS RA, Doctor of Economics, Professor Institute of Economics after M. Kotanyan of NAS RA Republic of Armenia, Yerevan
АННОТАЦИЯ
Миссия налоговых и таможенных органов заключается в обеспечении экономической безопасности, контроле соблюдения требований налогового законодательства и обеспечении развития обслуживания налогоплательщиков и функций налогового контроля. Эти цели могут быть достигнуты постоянным совершенствованием налогового администрирования и внедрением оптимальной организационной структуры. Из четырех общепринятых типов организационной структуры наиболее часто используется функциональная организационная структура. Однако во многих случаях, в организационной структуре управления параллельно с подразделениями, регулирующими установленные нормативные и оперативные функции, включаются отдельные подразделения, осуществляющие учет и контроль косвенных налогов, а также контролирующие деятельность крупных налогоплательщиков. Оптимальная организационная структура налоговой системы обеспечивает надежные основания для осуществления и контроля налогового законодательства.
ABSTRACT
The mission of tax and customs authorities is to ensure economic security, control the compliance with tax legislation requirements, and assure equal development of taxpayers service and tax control functions. These objectives can be achieved by continuous improvement of tax administration and introduction of an optimal organizational structure. Of four generally accepted types of organizational structure the functional organizational structure is the most commonly used one. However, in many cases, in the organizational structure in parallel to the subdivisions regulating established regulatory and operational functions, the subdivisions maintaining accounting of and control over indirect taxes are included, and tax authorities controlling the activities of large taxpayers are separated. The optimal organizational structure of tax system ensures strong grounds for enforcement and control of tax system legislation.
Ключевые слова: налоговое администрирование, организационная структура, эффективность, нормативные и операционные функции, сегмент налогоплательщиков, крупные налогоплательщики, виды налогов.
Keywords: Tax administration, organizational structure, efficiency, regulatory and operational functions, taxpayers segment, large taxpayers, types of taxes.