ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 349.6
Д. А. Абезин, А. П. Анисимов
ТЕОРИЯ ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА
И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Существующая сегодня в России и большинстве других стран мира концепция экологической политики в целом, и обращения с отходами производства и потребления, в частности, ощутимо зашла в тупик. Одним из возможных выходов из этой ситуации является концепция циркулярной экономики.
В статье рассматриваются ее основные положения, и отмечается, что она может быть реализована только в контексте политических, образовательных, юридических и иных преобразований. Поэтому авторы уделяют основное внимание анализу правового механизма достижения целей и задач в области сокращения объемов производимых в стране отходов, создания условий для развития технологий их переработки и вторичного использования. Для этого потребуется формирование новой правовой категории «экологическое предпринимательство», с закреплением в правовых актах системы стимулов, дозволений, ограничений и запретов, направленных на коренное изменение существующей модели обращения с
отходами. Развитие данного правового института повлечет корректировку ряда гражданских договоров, в том числе дальнейшее развитие договоров экологического страхования и экологического аудита.
Отдельное внимание авторы обращают на тот факт, что сторонники концепции циркулярной экономики обычно пишут о ней как об идеале, ее параметрах и основных элементах, экономическом эффекте, борьбе с безработицей и т.д., однако мало кто обращает внимание на выделение этапов «восхождения к идеалу» - некоторого количества шагов, последовательное прохождение которых позволило бы конкретной стране мира (включая Россию) полноценно перейти на стандарты циркулярной экономики. Весьма мало в современных научных трудах по теории циркулярной экономики обращается внимание и на роль права в этом процессе, что и пытается восполнить настоящая статья.
Key word: «циркулярная экономика», отходы, экология, ресурсы, устойчивое развитие.
D. A. Abezin, A. P. Anisimov
THE THEORY OF CIRCULAR ECONOMY AND PROSPECTS OF ITS INFLUENCE ON PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTE
LEGISLATION
The current situation in Russia and the majority of other countries of the world regarding environmental policy in general, and the management of production and consumption waste in particular, has reached a significant impasse. One possible way out of this situation is the concept of circular economy.
The article discusses its main provisions and notes that it can be implemented only in the context of political, educational, legal and other reforms. Therefore, the authors focus on the analysis of the legal mechanism to achieve the goals and objectives in the field of reducing the volume of waste produced in the country, creating conditions for the development
of technologies for its processing and recycling. This will require the establishment of a new legal category "environmental entrepreneurship", with the enforcement of a system of incentives, permits, restrictions and prohibitions in legal acts aimed at a fundamental change in the existing model of waste management. The development of this legal institution will entail the adjustment of a number of civil contracts, including the further development of environmental insurance contracts and ecological audit.
The authors pay special attention to the fact that the supporters of the concept of circular economy usually write about it as an ideal, its parameters and
the main elements, economic effect, the fight against unemployment, etc., however, few people pay attention to the selection of stages of "reaching the ideal" -a number of steps, consistent passage of which would allow a particular country in the world (including Russia) to fully switch to the standards of circular
economy. In modern scientific works on the theory of circular economy very little attention is paid to the role of law in this process. The article attempts to bridge the gap.
Key words: circular economy; waste; ecology; resources; sustainable development.
Существующая сегодня в России и большинстве других стран мира концепция экологической политики в целом, и обращения с отходами производства и потребления, в частности, ощутимо зашла в тупик. На поверхности Земли к настоящему моменту сконцентрировано такое количество вредных и опасных для окружающей среды и здоровья граждан отходов, что переход количественных изменений в качественные - вопрос времени, и последствия этого будут катастрофичны. Такая ситуация обусловливает необходимость принятия ряда неотложных мер на международном и национальном уровнях.
По имеющимся официальным данным, общая величина накопленных и учтенных в России отходов производства и потребления в целом по стране составляла на конец 2015 г. примерно 31,5 млрд т, а на конец 2016 г. -порядка 40,7 млрд т. Если говорить только об одной разновидности отходов - твердых коммунальных отходах (ТКО), то в 2015 г. на мусороперерабатывающие заводы было направлено 20,8 млн м3 (7,8 % от общего объема вывоза), на мусоросжигательные предприятия -6,9 млн м3 (2,6 %), а на полигоны и свалки -238,9 млн м3 ТКО (89,6 %). И если в 2000 г. на свалки и полигоны было направлено около 144 млн м3 отходов, то в 2016 г. уже 238,7 млн м3, т.е. за 16 лет вывоз ТКО на свалки в целом по стране вырос вдвое [3, с. 291-292]. Данная статистика говорит о том, что Россия сейчас живет в рамках так называемого линейного типа экономики, предполагающего производство, потребление и массовое размещение отходов. Другие страны также широко используют невозобновляемые природные ресурсы, разрушая природные обменные процессы, происходящие в естественных экологических системах, что не может продолжаться вечно.
Это обстоятельство обусловило появление концепции «циркулярной экономики» (circular economy), который также можно перевести как «экономика замкнутого цикла» или «циклическая экономика», введенной в научный оборот в 2010 г., и представленной несколькими научными школами [13, с. 311], предполагающей, что различные промышленные продукты и
материалы могут путем ремонта и восстановления использоваться повторно, снижая количество отходов. Так будут достигнуты цели экономического роста с одновременным сохранением качества окружающей среды. Внедрение концепции циркулярной экономики окажет воздействие не только на экологическое и налоговое, но и гражданское право, поскольку повлечет дальнейшее развитие арендных договоров (прокат, лизинг), а также договоров возмездного оказания услуг.
Представляется, что концепция циркулярной экономики не может быть рассмотрена вне контекста других современных учений о взаимодействии экологических, экономических и социальных интересов, что означает неизбежную модернизацию существующей Концепции устойчивого развития. В рамках такой новой Концепции устойчивого развития 2.0, государство, общество, бизнес и граждане должны будут осознать неотвратимость перехода на новые стандарты устойчивого развития в сфере обращения с отходами, причем задача органов власти - создать правовые рамки, в которых бизнесу будет выгодно не платить штрафы, а заниматься переработкой отходов. Общие контуры такой Концепции 2.0. уже ясны на примере некоторых развитых стран мира, например, Дании, где сейчас реализуется первая фаза перехода к циркулярной экономике. Проведенные исследования показывают, что к 2035 году можно ожидать увеличение ВВП Дании на 0,8-1,4 %, создание дополнительных 7000-13000 эквивалентов рабочих мест, снижение углеродного следа на 3-7 %, снижение потребления первичных ресурсов для отдельных материалов на 5-50 % и увеличение чистого экспорта на 3-6 %. Эти положительные эффекты для датской экономики основаны на пяти отдельных секторах, охватывающих 25 % экономики [11, с. 14].
Основная суть концепции «циркулярной экономики» состоит в управлении материалами биологического происхождения, которые могут вернуться в биосферу в качестве сырья (так называемые биологические питательные вещества, например, лесная продукция) а также техническими продуктами, которые не раз-
лагаются и поступают в биосферу (так называемые технологические питательные вещества, например, пластмассы). И те, и другие должны быть повторно использованы в дальнейшем в производственных циклах. В результате произойдет сбережение невозобновляемых природных ресурсов, которые не будут добыты и переработаны ввиду увеличения срока службы произведенных товаров и по-лучения новых продуктов из остатков старых. Переход от сегодняшней (линейной) к циркулярной экономике держится на трех китах: появление экологических преимуществ, особенно с точки зрения снижения негативного воздействия на природу и потребления ресурсов; экономия от сокращения природных ресурсов; создание новых рынков, предоставление дополнительных экономических преимуществ от реализации концепции циркулярной экономики, например, в плане создания рабочих мест или новых материальных благ [12, с. 2-5]. Одним из факторов, который будет способствовать переходу к циркулярной экономике, является развитие возобновляемых источников энергии, а также энергоэффективности, поскольку приведет к сокращению потребления ископаемых видов топлива и сокращению выбросов парниковых газов.
При этом заметим, что сама возможность реализации концепции циркулярной экономики появилась благодаря революции в области технологий и материалов, которая открыла нам совершенно новые перспективы, невозможные еще 10-15 лет назад. Сторонники концепции циркулярной экономики уделяют много внимания рассмотрению взаимосвязи человеческого, социального, естественного и экономического капитала. Исследуя недостатки современной экономической модели, они проводят параллели с жизнью леса, где наблюдается эффективное взаимодействие воды, энергии, растений, животных, бактерий и грибов. Отходы одного биологического вида становятся пищей другого, а отходы другого - пищей для третьего, и потому лесная экосистема не просто выживает, но и процветает. Поэтому у линейной экономики нет будущего. Оно есть у циклической экономики, основанной на другой системе ценностей [14, с. 542].
Реализация концепции циркулярной экономики возможна только комплексно. Она затронет муниципальное, налоговое, земельное, экологическое, гражданское, административное и иное российское законодательство, а также повлечет серьезные изменения в социальной, экономической, культурной, образовательной и иной политике, на чем следует остановиться подробней.
1) Переход на стандарты циркулярной экономики в целях снижения количества отходов -это такой же вызов времени, как и преодоление последствий глобального изменения климата, борьба с экологическим терроризмом, преодоление негативных экологических последствий нанотехнологий и биотехнологий (ГМО) и т.д. Перед государством и обществом остро стоит вопрос о создании эффективной системы противодействия этим угрозам - в противном случае со временем цена этих последствий будет слишком высока. Однако сами по себе идеи сторонников циркулярной экономики не могут определять повседневную жизнь государства и общества - для этого они должны принять правовую форму, превратиться в правовые нормы, обладающие общеобязательной силой и гарантированные мерами государственного принуждения. В этой ситуации на научное юридическое сообщество возлагается задача по разработке таких правовых форм и доведение их до сведения органов представительной власти.
2) Изучение ряда научных работ сторонников концепции циркулярной экономики показывает, что они не предполагают поэтапного перехода к данной модели, и не исследуют национальную специфику отдельных стран мира, которая может, как способствовать, так и препятствовать ее реализации. Мы полагаем, что применительно к России переход к новой модели обращения с отходами целесообразно разбить на три этапа. На первом этапе будет происходить подготовительная работа; на втором в России должен быть произведен переход на технологии раздельного сбора отходов, как это уже сделано в странах ЕС; на третьем этапе будет реализована стратегия циркулярной экономики.
3) Если говорить не о стратегических, а о тактических задачах, то необходима реализация давно разрабатываемой в правовой науке и частично востребованной в законодательстве правовой концепции экологического предпринимательства [4]. В настоящий момент статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., содержащая термины и определения, не упоминает такого понятия. В ст.3 указанного закона, посвященной принципам экологического законодательства, не указано соответствующего принципа, который мог бы стать ядром правового института, регулирующего деятельность в сфере осуществления экологического предпринимательства.
Как отмечал А. Я. Рыженков, экологическое пред-принимательство - это деятельность граждан-предпринимателей и юридических
лиц, направленная на производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, позволяющих осуществить предупреждение, огра-ниче-ние или устранение негативного воздействия на окружающую среду. Для успешного осуществления данной деятельности необходимо надлежащее правовое регулирование отношений в данной сфере отношений, а также создание экономической заинтересованности предпринимателей в осуществлении данного вида деятельности [8, с. 66-70].
В настоящий момент ст. 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ряд мер государственной поддержки хозяйственной и иной деятельности, которая осуществляется в целях охраны окружающей среды, в т.ч. льготы по налогам и природоохранным платежам, а также выделение средств государственного бюджета. Между тем, механизм реализации данных мер слабо прописан в налоговом законодательстве, поэтому стимулы для экологических предпринимателей, решивших внести свой вклад в переход страны к циркулярной экономике, сегодня в России практически отсутствуют.
4) среди экологических услуг, которые могут быть оказаны в сфере обращения с отходами при реализации концепции циркулярной экономики, следует выделить экологическое страхование [1] и экологический аудит [5, 6]. Оба эти гражданско-правовых договора с экологической спецификой заключаются сегодня только в добровольном порядке, в то время как переход к циркулярной экономике может требовать и установления обязательных случаев.
5) для перехода к циркулярной экономике, в том числе новой модели обращения с отходами, необходима разработка правительством рамочного программного документа, как это сделано по другим важным сферам общественных отношений [7]. В рамках такого документа необходимо четко сформулировать планы правительства по созданию стимулов и ограничений, дозволений и запретов, способствующих решению поставленной задачи по переходу на стандарты циркулярной экономики, которые должны быть четко сформулированы, равно как и алгоритм их постепенного осуществления.
6) наряду с рамочной концепцией (программой), содержащей перечень правовых мер, направленных на содействие переходу России к стандартам циркулярной экономики, следует разработать пакет более локальных мер, например, в части обращения пластиковых бутылок или упаковочных материалов, а также по развитию альтернативной энергетики.
В любом случае, и рамочная концепция, и принимаемые на ее основе более локальные документы, должны быть согласованы с другими стратегическими планами, например, в области энергетики или социально-экономического развития, Концепцией развития гражданского законодательства (2009), а также Концепцией развития экологического законодательства, которую еще предстоит подготовить.
7) уже на втором этапе перехода России к циркулярной экономике необходимо экономическое обоснование и внедрение системы экологической маркировки. Существуют десятки ЭКО-этикеток в Европе и других странах мира. Этикетки с символом зеленой точки - это самые известные этикетки, финансируемые промышленностью, для обозначения перераба-тываемости упаковочных отходов. Кроме того, инициативы в области циркулярной маркировки должны выходить за рамки рециркуляции упаковки; повторное использование, технологичность и возможность вторичной переработки продуктов могут способствовать устойчивому производству и потреблению [12, с. 14].
8) изменение концепции налоговой политики. Сегодня в России главный источник налогов -труд. Для перехода к циркулярной экономике должна быть принята противоположная стратегия - обложить большим налогом природные ресурсы, чтобы сохранить их. В то же время нужно уменьшить налог на труд, чтобы побороть безработицу, и перейти к массовому производству экологических товаров и оказанию экологических услуг [15, с. 9]. Для экологических предпринимателей должны быть установлены льготы по налогу на прибыль, земельному налогу, изменена тарифная политика в сфере перевозок и т.д. По сути, произойдет сдвиг от использования природного капитала к использованию человеческого капитала, что ускорит переход к циркулярной экономике, являющейся низкоуглеродной и ресурсоэффек-тивной по своему характеру.
9) в отличие от плановой экономики, в условиях рыночной экономики государство не может финансировать весь сектор отходов из бюджета - это должны делать бизнес и граждане. Чтобы дать хозяйствующим субъектам дополнительный стимул для вовлечения отходов в хозяйственный оборот, нужно создать условия для развития государственно-частного партнерства, более эффективного использования существующих природоохранных механизмов и инструментов государственного управления - разрешительной системы размещения отходов, природоохранных платежей,
механизма правовой ответственности за нарушение экологического законодательства и т.д.
10) для стимулирования спроса на продукцию, изготовленную с применением «нерентабельных» отходов, следует интенсивней использовать механизм государственного заказа, по аналогии с существующим в Японии законодательством, согласно которому государство оказывает содействие предприятиям, использующим ресурсосберегающие стандарты производственной политики и продвигающим на внутренний рынок экологически чистые товары [10, с. 58].
11) необходимо поэтапно охватить к 2025 году 100 % населения раздельным сбором твердых коммунальных отходов, а к 2022 г. системой сбора, использования и (или) обезвреживания от населения сложнобытовой техники и иных товаров, утративших свои потребительские свойства, в том числе отходов, содержащих в своем составе опасные вещества. В настоящий момент в ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в качестве основных направлений государственной политики в области обращения с отходами указаны следующие: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов. Как правильно отмечала Ю.В. Васильчук, «раздельный сбор отходов не предусмотрен в качестве приоритетных задач и, следовательно, не лежит в основе действующего законодательства об отходах производства и потребления» [2, с. 204].
Непосредственно по тексту Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ возможность раздельного сбора отходов все же упоминается, однако эти упоминания не носят императивного характера. Согласно п. 2 ст. 13.4 Закона, накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам и группам отходов. Для перехода на стандарты циклической экономики в законе должны быть сформулированы обязанности по такому переходу, с включением в него отдельных статей (глав), определяющих стратегию и тактику перехода к циклической экономике, в рамках которой объем отходов будет сокращен.
12) появление отходов означает плохое управление, которое недопустимо в мире с ограниченными ресурсами, ибо это угрожает будущему человеческой цивилизации. В связи
с этим, в масштабах всей страны необходимо создание специального координационного органа управления отходами федерального уровня, как это сделано в ряде стран, например, Германии [9].
13) в период с 1991-2001 г. в России существовала система экологических внебюджетных (а затем бюджетных) фондов, в которые аккумулировались экологические платежи, штрафы и т.д. Из средств этих фондов осуществлялось финансирование различных экологических мероприятий. Представляется необходимым вернуться к этой системе, поскольку нынешнее «растворение» экологических поступлений в бюджет среди других доходов, а также существующая в России система бюджетного финансирования расходов на экологию по «остаточному принципу» препятствует переходу на новые стандарты.
14) существует необходимость в сотрудничестве между различными органами публичной власти, представителями бизнеса, общественными экологическими объединениями и гражданами, что требует развития в России системы электронной демократии. Это сотрудничество может осуществляться в форме экологического информирования общественности, организации совместных патрулей для поиска несанкционированных свалок, а также посредством осуществления экспертно-ана-литической работы. В рамках такого сотрудничества необходимо дальнейшее налаживание системы прозрачного предоставления грантов общественным экологическим объединениям и обществам защиты прав потребителей на правозащитную и просветительскую работу.
15) без реформы местного самоуправления, в том числе перераспределением доходов в пользу местных бюджетов, эффективное обращение с отходами и переход на стандарты циркулярной экономики невозможны.
16) переход на стандарты циркулярной экономики, равно как и решение остальных глобальных экологических проблем (климат, ГМО и т.д.) неизбежно повлечет увеличение числа споров, а также повысит уровень сложности рассматриваемых судами дел. Для этого в России необходима реализация давно обсуждаемой концепции экологического суда, который мог бы профессионально рассматривать эту сложную категорию экологически дел.
17) необходимое кадровое обеспечение перехода к циркулярной экономике потребует профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов самых различных отраслей знаний, начиная с технических и биологических
специальностей, и заканчивая экономическими и юридическими. Решение этой проблемы невозможно без модернизации системы образования. Для этого потребуется пересмотр ряда существующих образовательных программ с внесением изменений в закон об образовании, разработка новых стандартов оценки качества знаний, развитие системы академической мобильности и т.д.
Таким образом, хотя переход к циркулярной экономике в настоящее время находится в центре политической повестки дня во многих странах мира, линейная модель экономики продолжает преобладать. Одной из причин этого является сложность концепции циркулярной экономики, которая в конечном итоге затрагивает не только все сектора экономики, но также имеет правовые, культурологические, политические и многие другие аспекты. Сторонники данной доктрины пишут о ней как об идеале, ее параметрах и основных элементах, экономическом эффекте, борьбе с безработицей и т.д., однако мало кто обращает внимание на выделение этапов «восхождения к идеалу» -некоторого количества шагов, последователь-
ное прохождение которых позволило бы отдельно взятой стране (например, России) полноценно перейти на стандарты циркулярной экономики. Весьма мало в современных научных трудах по теории циркулярной экономики обращается внимание и на роль права в этом процессе.
И хотя быстрый переход России к модели циркулярной экономике в ближайшее время маловероятен, однако уже сейчас пора обсуждать механизм реализации этой доктрины, чтобы не остаться за бортом передовых идей и технологий, разрабатываемых ведущими странами мира. Рассмотренные здесь амбициозные планы перехода России к циркулярной экономике потребуют комплекса экономических, правовых, политических, образовательных и иных реформ, из которых для нас представляет интерес реформа экологического законодательства. Это означает, что нужны изменения и дополнения ряда законов и подзаконных актов для создания в стране такой экономико-правовой модели, в рамках которой будет происходить ощутимое уменьшение объема отходов.
Литература
1. Бажайкин А. Л. Экологическое страхование: теория, практика правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МГУ, 2002. 24 с.
2. Васильчук Ю. В. К вопросу о реализации в Российской Федерации отдельных направлений государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления // Вестник Тверского государственного университета. Серия Право. 2015. №.2. С.194-207.
3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2017. 761 с.
4. Злобин С. В. Правовое регулирование экологического предпринимательства в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград: ВГУ, 2011. 199 с.
5. Иутин И. Г. Правовые основы экологического аудита: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Институт государства и права РАН, 2008. 21 с.
6. Марьин Е. В. Организационно-правовой механизм экологического аудита: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина, 2009. 26 с.
7. Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 730-р (ред. от 31.01.2017) «Об утверждении комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «Консультант плюс» (Дата обращения 08.06.2018).
8. Рыженков А. Я. Правовые проблемы развития экологического предпринимательства в Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. №1. С. 66-70.
9. Стенограмма парламентских слушаний «Обращение с отходами: проблемы законодательного обеспечения и государственное регулирование» от 30.11.2006 URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-71229.html?page=2 (Дата обращения 06.06.2018).
10. Филимонов Я. И. Япония: опыт управления коммунальными отходами // Твердые бытовые отходы. 2011. №7. С. 54-60.
11. Potential for Denmark as a Circular Economy a Case Study from: Delivering the Circular Economy - a Toolkit for Policy Makers. Ellen MacArthur Foundation, 2015. 134 с.
12. Taranic I., Behrens A., Topi C. Understanding the Circular Economy in Europe, from Resource Efficiency to Sharing Platforms: The CEPS Framework // CEPS Special Report. 2016. No. 143 (July). P. 1-21.
13. Webster K. Missing the wood for the trees: systemic defects and the future of education for sustainable development // The Curriculum Journal. 2013. Vol. 24. No. 2. P. 295-315.
14. Webster K. What might we say about a circular economy? Some temptations to avoid if possible // World Futures. 2013. Vol. 69. P. 542-554.
15. Wijkman A., Skánberg K. The Circular Economy and Benefits for Society. Jobs and Climate Clear Winners in an Economy Based on Renewable Energy and Resource Efficiency. A study pertaining to Finland, France, the Netherlands, Spain and Sweden. The Club of Rome, 2015. 59 p.
References
1. Bazhaikin A. L. EHkologicheskoe strahovanie teoriya praktika pravovogo regulirovaniya (Environmental insurance: theory, practice of legal regulation: thesis abstract of the candidate of legal sciences). Moscow, 2002. 24 p. (In Russian).
2. Vasilchuk Yu. V. K voprosu o realizacii v Rossiyskoy Federacii otdelnyh napravleniy gosudarstvennoy politiki v oblasti obrashcheniya s othodami proizvodstva i potrebleniya (On realization of certain directions of the state policy in the field of production and consumption waste in the Russian Federation) // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo un-ta. Seriya. Pravo. 2015. No. 2. P. 194-207. (In Russian).
3. Gosudarstvennyy doklad "O sostoyanii i ob ohrane okruzhayushchey sredy Rossiyskoy Federacii v 2016 godu" (State report"On the state and environmental protection of the Russian Federation in 2016"). Moscow: Ministry of natural resources of Russia; NIA-Nature, 2017. 761 p. (In Russian).
4. Zlobin S. V. Pravovoe regulirovanie ehkologicheskogo predprinimatelstva v Rossiyskoy Federacii (Legal regulation of environmental entrepreneurship in the Russian Federation: thesis abstract of the candidate of legal sciences). Volgograd, 2011. 199 p. (In Russian).
5. Eutin I. G. Pravovye osnovy ehkologicheskogo audita (The Legal framework of the environmental audit: thesis abstract of the candidate of legal sciences). Moscow, 2008. 21 p. (In Russian).
6. Marin E. V. Organizacionno-pravovoy mekhanizm ehkologicheskogo audita (Organizational and legal mechanism of environmental audit: thesis abstract of candidate of legal sciences). Moscow, 2009. 26 p. (In Russian).
7. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 25 04 2011 730-r red ot 31 01 2017 Ob utverzhdenii kompleksnogo plana realizacii Klimaticheskoy doktriny Rossiyskoy Federacii na period do 2020 (The order of the Government of the Russian Federation of 25.04.2011 № 730-p (edited on 31.01.2017) "On approval of a comprehensive plan of the implementation of the Climate doctrine of the Russian Federation for the period till 2020") // ATP «Consultant plus» (Accessed: 08.06.2018). (In Russian).
8. Ryzhenkov A. J. Pravovye problemy razvitiya ehkologicheskogo predprinimatelstva v Rossiyskoy Federacii (Legal problems of environmental entrepreneurship development in the Russian Federation) // Zakony Rossii opyt analiz praktika. 2018. No. 1. P. 66-70. (In Russian).
9. Tenogramma parlamentskih slushaniy Obrashchenie s othodami problemy zakonodatelnogo obespecheniya i gosudarstvennoe regulirovanie ot 30.11.2006 (Transcript of parliamentary hearings "Waste Management: problems of legislative support and state regulation" dated 30.11.2006). URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-71229.html?page=2 (Accessed: 06.06.2018). (In Russian).
10. Filimonov Y. I. YAponiya opyt upravleniya kommunalnymi othodami (Japan: the experience of municipal waste management) // Tverdye bytovye othody. 2011. No. 7. P. 54-60. (In Russian).
11. Potential for Denmark as a Circular Economy a Case Study from: Delivering the Circular Economy - a Toolkit for Policy Makers. Ellen MacArthur Foundation, 2015. 134 c.
12. Taranic I., Behrens A., Topi C. Understanding the Circular Economy in Europe, from Resource Efficiency to Sharing Platforms: The CEPS Framework // CEPS Special Report. 2016. No. 143 (July). P.1-21.
13. Webster K. Missing the wood for the trees: systemic defects and the future of education for sustainable development // The Curriculum Journal. 2013. Vol. 24. No. 2. P. 295-315.
14. Webster K. What might we say about a circular economy? Some temptations to avoid if possible // World Futures. 2013. Vol. 69. P. 542-554.
15. Wijkman A., Skánberg K. The Circular Economy and Benefits for Society. Jobs and Climate Clear Winners in an Economy Based on Renewable Energy and Resource Efficiency. A study pertaining to Finland, France, the Netherlands, Spain and Sweden. The Club of Rome, 2015. 59 p.