Научная статья на тему 'Идеология и государство'

Идеология и государство Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5867
641
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Ключевые слова
идеология / национальные традиции / государство / функции идео- логии / религия / национальная идея / общерусская цивилизация / основные принци- пы идеологии

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юрий Бондарь

В статье раскрывается взаимосвязь идеологии и государства. Анализируются истори-ческий и цивилизационный аспекты идеологии белорусского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGY AND STATE

The article reveals interlinks of ideology and state. The historical and civilizational aspects of the ideology of the Belarusian state are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Идеология и государство»

ИДЕОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВО

Юрий Бондарь

Ключевые слова: идеология, национальные традиции, государство, функции идеологии, религия, национальная идея, общерусская цивилизация, основные принципы идеологии

Специфика идеологии

Идеология - это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений [1, с. 81]. В идеологии осознаются и оцениваются отношения людей к властным структурам и друг к другу, а также формулируются цели и программы социально-политической и экономической деятельности человека, направленной на закрепление избранной социально-политической и экономической модели развития.

Идеология органично связана с существующим образом жизни. Она также испытывает на себе влияние современных знаний, исторических традиций, общественных и нравственных устоев. Идеология не может быть абстрактной и оторванной от реальной жизни общества и человека. Идеологию невозможно у кого-либо позаимствовать. Она формируется в конкретных условиях и теоретически оформляется с учетом исторического времени и национальных традиций. Эффективно функционировать в обществе способна лишь та идеология, которая выражает интересы и потребности подавляющего большинства граждан.

Любое государство, любая политическая система всегда ориентируются на достижение определенных целей, которые выражаются в соответствующих идеалах, смыслах, убеждениях. От этого напрямую зависит эффективность государственной деятельности. Государство, лишенное идеологии, беззащитно.

' Кандидат политических наук, доцент, ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств.

16

«21-й ВЕК», № 3 (36) 2015г.

Ю.Бондарь

Ему могут быть навязаны любые, даже губительные для него реформы. Стремление создать деидеологизированное государство неминуемо ведет к развалу механизма государственного управления, социально-экономической катастрофе, деградации духовно-нравственных отношений. Идеология помогает людям с разными интересами прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания. Благодаря идеологии государство может правильно определить свое место на международной арене, адекватно реагировать на глобальные вызовы современности.

Идеология государства - это не совокупность заимствованных идей, взглядов, представлений под определенную политическую конъюнктуру. Об идеологии народа нельзя сказать: это было, это прошло. Идеология имеет дело с тем, что вечно - с духом народа, его историей. Поэтому совершенно некорректны попытки написать идеологию государства с чистого листа, абстрагируясь от исторического развития и уже сложившейся в народном самосознании социально-политической системы ценностей, ибо подлинным субъектом идеологии и реальным творцом истории выступает сам народ. Задача же ученых, политиков, идеологов в том и состоит, чтобы уловить идеологические скрепы народного бытия, которые инвариантны по отношению ко всей истории народа, т.е. прошлому, настоящему и будущему.

Структурными элементами идеологии являются политические теории и идеи, социально-политические идеалы, ценности, политические программы, политические символы. Для идеологии характерна неразрывная связь с политической символикой, которая выражает принадлежность человека к определенному этническому и государственному сообществу, движению, организации. Так, по мнению выдающегося социолога П.Сорокина, красный цвет знамени преследуется не потому, что он красный, а потому, что он является символом мыслей, желаний и чувств, враждебных существующему капиталистическому строю.

Специфика идеологии состоит в том, что идеология, в отличие от науки, включает в себя не только знание о социально-политической жизни, но и социально-политические ценности, ценностное отношение к историческим и политическим процессам, оценку моделей исторического развития, соотноше-

17

Ю.Бондарь

«21-й ВЕК», № 3 (36), 2015г.

ния политических сил; она выражает интересы государств, политических партий или социальных движений.

В отличие от экономических законов, складывающихся независимо от общественного сознания, закономерности идеологического развития формируются и функционируют, проходя через общественное сознание людей. В этой связи при выяснении механизма функционирования идеологии важно учитывать диалектическую взаимосвязь идеологии, общественной психологии и общественного сознания. Важно, чтобы эти уровни идеологии проникли во взгляды, мировоззрение, мироощущение граждан. Только в таком случае идеологическая система ценностей будет выполнять и воспитательную функцию. Поэтому отказ от идеологии, желание строить государство вне всякой идеологии несостоятельны именно по причине невозможности реализации такой установки. На практике идеологический вакуум заполняется деструктивными, примитивными, ирра-ционалистическими взглядами и концепциями. Задача государства в том и состоит, чтобы формирование идеологии происходило на рациональных и гуманных идеях и принципах, на собственной исторической почве.

Термин «идеология» ввел французский философ Антуан Дестют де Тра-си, который в своей книге «Элементы идеологии», опубликованной в Париже в 1801-1815 годах, определял идеологию как учение об идеях, позволяющей разработать основы политики и этики, сформировать истинную способность суждения и оценки в различных областях человеческой деятельности.

В современной социальной и политической философии представлены различные концепции генезиса идеологии: социально-классовые психоаналитические, объективно-рационалистические, этатистские, экзистенциалистские, структуралистские, постструктуралистские, постмодернистские. Каждая из них выдвигает свой критерий идеологии. Гносеологический критерий - отношение к действительности. Социально-классовый критерий - выражение интересов социальных классов и групп. Психоаналитический критерий - рационализация влечений и воли к власти. Экзистенциалистский критерий - рационализация витальных влечений различных классов. Этатистский критерий - рационализация влечений господствующего класса, апология существующего строя. Постструктуралистский и постмодернистский - критерий бессозна-

18

<21-й ВЕК», № 3 (36), 2015г.

Ю.Бондарь

тельного и совокупности ^рационализируемых характеристик человеческих представлений о социальной действительности.

Идеология появляется после разделения умственного и физического труда, то есть в классовом обществе. Профессиональные философы, историки, поэты, жрецы одновременно были и идеологами в той части своей деятельности, которая касалась социальной проблематики, взаимоотношений человека, общества и государства. В этот период идеология вплетена в ткань философских, исторических, поэтических, мифологических сюжетов, находится в лоне нерасчлененного гуманитарного знания. В древнее время идеология ближе всего соприкасается с мифологическим, религиозным сознанием. Это и понятно, ибо объектом идеологической и религиозной деятельности как раз являлась человеческая жизнь во всех своих аспектах.

Несмотря на содержательное сходство идеологии и религии, между ними, тем не менее, существует принципиальное различие. В чем это различие между идеологией и религией?

Идеология представляет собой единство социально-политических знаний и социально-нравственных ценностей. Религия же - всего лишь катехизис моральных заповедей. Знание в религии - это догматика, которая никак не связана с реальной жизнью человека и которой верующий практически не интересуется.

Идеология обладает характером всеобщности, она одинаково обращается ко всем гражданам без разделения их по религиозному признаку. Религия носит ограниченный, конфессиональный характер. Она апеллирует не ко всем гражданам, а лишь к верующим, притом к верующим своей конфессии.

Идеология всегда связана с реальными пространственно-временными координатами человеческой жизни. Она стремится устроить счастье человека в посюстороннем мире. Религия же рассматривает реальную жизнь человека всего лишь как подготовку к будущей загробной, вечной жизни. Основным признаком религии выступает вера в сверхъестественное и убежденность в возможность общения с ним. Поэтому религия и церковь достаточно индифферентно относятся к социальной неустроенности человека, к существующей социальной несправедливости, к социальной поляризации общества.

19

Ю.Бондарь

21-й ВЕК», № 3 (36) 2015г.

Идеология вскрывает причины несправедливости, неравенства, неправедного обогащения с целью устранения этих опасных явлений для созидательной жизни человека, ясно и четко формулирует необходимость разработки сильной государственной социальной политики. Религия же в решении социальных вопросов не выходит за рамки филантропии. А всякая филантропия основана на социальном неравенстве, на разделении общества на богатых и бедных, на тунеядцев и трудящихся. Филантропия как раз процветает на производстве бедных, их ограблении и развращении. Истинная взаимопомощь возможна только между равными. Ограничиваясь филантропией, религия и церковь фактически оправдывают социальную несправедливость и социальное неравенство.

Такое же различие между идеологией и религией можно наблюдать и в вопросе формирования нравственного поведения человека. Социологическое наблюдение: когда религиозность в обществе усиливается, а идеология ослабевает, то совершается гораздо больше преступлений, чем тогда, когда религиозность ослабевает, но идеология усиливается. В самом деле: строительство храмов, монастырей идет интенсивным темпом, количество приходов в постсоветских странах значительно увеличилось. Казалось бы, моральные заповеди религии должны все более проникать в сознание и быт человека, взаимоотношения между людьми должны становиться добрее, терпимее, гуманнее. А на практике все наоборот. Количество стяжателей, воров, убийц, растлителей нисколько не уменьшается, а все более возрастает. Все это свидетельствует о том, что религия стоит особняком от реальной жизни человека, устраняется от борьбы с социальной несправедливостью, с негативными явлениями. Поэтому нельзя основать нравственного поведения на христианской религии не по причине того, что религия неверна, а в силу того, что религиозные принципы пригодны только для ограниченного и в чем-то отрешенного от земного мира людей. К тому же, христианство, как и ислам, распадается на разные конфессии, между которыми существует не меньше противоречий, чем, к примеру, между самими мировыми религиями. Вот почему стремление строить духовность, нравственность на религиозной основе не только идеологически несостоятельно, но и политически ошибочно. Представим себе, что в своем понимании возрождения нравственности мы исходим из религиозного подхода, расходится по конфессиональным квартирам и оттуда вещаем об истинности своей рели-

20

«21-й ВЕК», № 3 (36) 2015г.

Ю.Бондарь

гии и о наступающей эпохе борьбы между различными цивилизациями. А затем от слов перейдем к делу. Разве безумие прошлого не подтверждает безумия дня сегодняшнего?

Основные функции идеологии

Среди социальных функций идеологии необходимо выделить прежде всего познавательную, ориентационную, мобилизационную, интегративную, нормативно-регулятивную функции, которые обусловлены необходимостью как идеологического воспитания молодого поколения, так и идеологического санкционирования политической практики. «Идеология, определяя цели политики, формирует ориентиры политической деятельности, осуществляет выбор средств ее реализации, мобилизует широкие слои для участия в осуществлении политики» [1, с. 83]. В конкретно-исторических условиях важно различать и использовать те или иные функции идеологии. В настоящее время на первый план как раз и выходят такие функции идеологии, как познавательная, ориентационная, интегративная, нормативно-регулятивная. Опасно, когда в общественное сознание внедряется культ денег, когда человека ориентируют на праздное, нетрудовое существование, на приобретение богатства любой ценой. Общество, как целостный социальный организм, не может обогатиться за счет самого себя, не работая, а спекулируя. Поэтому такие понятия, как добро, совесть, честность, порядочность, трудовой смысл жизни сегодня выдвигаются на первый план в формировании идеологии государства.

Политические идеологии в постсоветской Беларуси

Для постсоветской Беларуси, как и для других постсоветских республик, характерна идеологическая пестрота, обусловленная наличием многопартийности. Условно политические идеологии в постсоветской Беларуси можно разделять на три вида: 1) идеологии социалистической и левопатриотической ориентации, 2) прозападно-либеральные идеологии, 3) национал-экстремистские идеологии. Для прозападно-либеральных и национал-экстремистских идеологий характерен агрессивный антикоммунизм. Поэтому в современной Беларуси правомерно выделение двух принципиально-противоположных политических идеологий — коммунистической и антикоммунистической.

21

Ю.Бондарь

21-й ВЕК», № 3 (36) 2015г.

В период 1991-1995гг. в государственной политике, официальных средствах массовой информации доминирующее положение занимала антикоммунистическая идеология, которая в этих областях абсолютно вытеснила идеологию коммунистическую. Антикоммунистическая идеология тесно переплеталась с идеологией антироссийской. Пасквили на русский народ печатались в солидных изданиях, антиисторическое невежество выдавалось за якобы объективный взгляд на историю России и СССР. Более того, национал-экстремисты выступили с территориальными притязаниями к Росси, в частности, на ряд районов Смоленской, Брянской и Псковской областей. В январе 1994г. с программной статьей «О русском империализме и его опасности» выступил глава национал-экстремизма в Беларуси, лидер Белорусского Народного Фронта З.Позняк. В этой программной статье ненависть и клевета на русский народ и советскую действительность достигли апогея. «Россия - это имперское общество с неограниченным сервильным сознанием». Русские - это «лоскутный народ без очерченной национальной территории». «Беларусь выйдет из СНГ». «Наш путь - это путь балтийских стран, путь возвращения в европейскую цивилизацию». «Будут запрещены все коммунистические организации на Беларуси». «Наша нация (белорусская. - Ю.Б.) глубоко и тяжело больна».

Специфика идеологической ситуации в Беларуси в рассматриваемый период заключалась в том, что подобная антикоммунистическая и антироссийская идеология не пользовалась кредитом доверия у подавляющего большинства белорусского народа. Навязываемые идеологические концепции (антикоммунизм, неолиберализм) шли вразрез с самосознанием белорусского народа. Становилось очевидным, что необходимо приведение государственной политики в соответствие с идеологическими предпочтениями большинства граждан Республики Беларусь. Государственное оформление идеологических предпочтений белорусского народа было осуществлено инициативами президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на исторических референдумах 1995-1996гг.

В результате республиканских референдумов 1995-1996гг. экстремистские идеологии неолиберализма, антикоммунизма, антирусизма ушли из государственной политики, стратегический курс развития Республики Беларусь

22

«21-й ВЕК», № 3 (36) 2015г.

Ю.Бондарь

получил адекватную государственную символику, общенародную внутреннюю политику, грамотно выстроенные международные приоритеты, а исторический выбор Беларуси национальные идеологические принципы и ориентиры.

Национальная идея белорусского народа

Какова национальная идея белорусского народа? Поверхностно мыслящие исследователи хватаются за понятие «белорускость» и выдвигают его в качестве национальной идеи белорусского народа. На первый взгляд, это кажется вполне обоснованным. Кто же из белорусов может выступать против «белорус-кости»? Это выглядело бы антипатриотично. Но как это ни покажется парадоксальным, именно понятие «белорускость» не является национальной идеей белорусского народа. Почему? Потому, что оно оторвано от конкретно-исторических условий своего возникновения и носит сугубо абстрактный характер. Если специфицировать это понятие, то есть выявить его исторический генезис и идеологический смысл, то нетрудно будет установить, что под понятием «белорускости» прозападные организации протаскивали не национальную, а антинациональную идею противопоставления белорусов и русских, сознательно обрубали белорусские корни от общерусского древа. Объективно под понятием «белорускости» скрывается идея освобождения территории Беларуси от белорусского народа. Отсюда и лозунг прозападных деятелей идти «в Европу» и быстрее заимствовать западные ценности. А это означает не что иное, как денационализацию белорусского народа, его исчезновение. Поэтому президент А.Г.Лукашенко подчеркнул, что «для нас единственно верное решение - оставаться на родной, сложившейся веками белорусской почве», поскольку «собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа» [2, с. 20].

Таким образом, понятие «белорускости» не имеет никакого отношения к белорусской идеологии и не может быть национальной идеей. Говорят, что национальная идея белоруса сводится к толерантности, отзывчивости, доброжелательности. Это верно, но этого мало для выяснения специфики нашей национальной идеи. Ибо любая национальная идея, выполняющая консолидирующую функцию в рамках данной нации, характеризуется таким набором человеческих качеств, которые образуют меру данного национального характера,

23

ЮБондарь

21-й ВЕК», № 3 (36) 2015г.

его золотую середину. Подлинно национальная идея специфицируется в историческом развитии данного народа и закрепляется в его национальном генетическом коде. В этом смысле национальной идеей нашего народа является идея союза с Россией, единства белорусов и русских. Именно эта идея четко прослеживается в самосознании белоруса на всем протяжении его исторического развития, начиная от народных движений эпохи средневековья за воссоединение с братским русским народом и кончая народными референдумами 19951996гг. Именно вокруг идеи союза с Россией сегодня происходит главное идеологическое противостояние между сторонниками подлинной независимости и агентами «европеизации» нашей республики.

Основные принципы идеологии белорусского государства

Выдающийся русский и украинский языковед XIX века Александр Потебня справедливо отмечал, что «никто не имеет права влагать в язык народа того, чего сам этот народ в своем языке не находит» [3, с. 146]. Эту мысль Александра Потебни с полным основанием следует отнести и к идеологии.

Фундаментальное влияние общерусской цивилизации на формирование белорусского национального характера не вызывает сомнений. В связи с этим важное значение имеет выяснение характерных признаков общерусской цивилизации, которые одновременно являются сущностными понятиями белорусского государства. Перечислим их.

Социальная справедливость. Это понятие выстрадано нашим народом в ходе его многовековой истории. Социально-политический идеал белорусов -общество социальной справедливости и равенства, а не конкурирующих между собой людей. Вот почему принципы рыночной экономики нельзя экстраполировать социально-политические и человеческие отношения. В противном случае будет создано не демократическое государство, а олигархическое, не правовое, а беззаконное.

Народовластие. Это понятие в истории нашего народа сформировалось в противовес западно-латинскому принципу общественного и государственного устройства. Понятие народовластия получило свою окончательную прописку на рубеже XVI-XVII веков, когда на территории Беларуси учредилась широкая сеть православных братств. Деятельность братств отражалась на всех институ-

24

«21-й ВЕК», № 3 (36) 2015г.

Ю.Бондарь

тах общерусской цивилизации, начиная от устройства церковных организаций и кончая гражданскими сообществами. Историческое значение православных братств состоит в том, что они в труднейших условиях сумели убедить белорусское общество в необходимости возложения защиты национального развития от посягательств иезуитов и правительства Речи Посполитой на плечи самого народа. По глубокому замечанию Михаила Кояловича, «история западной России получает с тех пор по преимуществу народное направление» [4, с. 207]. Эта исключительная роль православных братств в истории Беларуси дает право говорить о феномене народного правления в противоположность западнолатинскому деспотизму, который являлся главным орудием духовного, национального и социального угнетения белорусского народа. Православные братства за исключением денационализированных магнатов и высшей православной иерархии - митрополита и епископов, которые отреклись от своей цивилизации, объединили вокруг себя весь белорусский народ. Православные братства, являясь выразителями интересов трудового люда Беларуси, по мысли Михаила Кояловича, «составляли исключение не только в западнорусской церкви, но и во всем мире христианском» [5, с. 73].

Труд и солидарность. Государству, обществу, гражданам нужны не реформы ради «рыночной экономики», не конкуренция в ущерб человеческой солидарности, не лицемерная благотворительность богатых в пользу бедных, не отстранение государства от решения экономических и социальных проблем ради якобы свободы частного предпринимательства, а трудовая и эффективная экономика, работающая в интересах народа. Человек труда, труженик - вот кто образует стержень идеологии белорусского народа.

Дружба народов. Прежде всего, братских народов - белорусов, русских, украинцев. Общество не может продвигаться по пути прогресса без идеологии доверия и взаимного уважения между людьми различных национальностей, без объединения их усилий, без использования их гуманистического и созидательного потенциала.

Союзность. Особенность исторического развития Беларуси состоит в том, что белорусская государственность изначально формировалась как союзная государственность. Именно не уния, а союз. Общеизвестно, что попытки польской шляхты привлечь белорусское крестьянство к своей борьбе против Рос-

25

Ю.Бондарь

21-й ВЕК», № 3 (36) 2015г.

сии всегда терпели крах. Ибо белорусы прекрасно понимали, что их враг - не Россия, а польский пан и латинский иезуит. Прогрессивное значение вхождения Беларуси в состав Российской империи заключается в том, что, находясь в лоне своей родной общерусской цивилизации, белорусский народ избежал грозящей денационализации и тем самым сохранил предпосылки для последующего национального и государственного возрождения.

Поэтому принцип союзности является атрибутивным признаком всей структуры идеологических ценностей нашего народа. Вот почему образование белорусско-российского Союзного государства отвечает духу идеологии белорусского государства.

Нынешние попытки так называемых евроинтеграторов навязать нашему Отечеству западные ценности, уже дискредитировавших себя на Белой Руси в XVI-XVIII веках, кроме недоумения и тревоги ничего вызвать не могут. Подобные ценности ведут к смене пространственно-временных и духовно-нравственных ориентиров нашего народа, к отрыву Беларуси от своей общерусской цивилизационной природы. Только идя исторически апробированной общерусской цивилизационной дорогой, дорогой союзной государственности, может плодотворно развиваться белорусская национальность и белорусская государственность.

Май, 2015г.

Источники и литература

1. Семигин, Г.Ю. Идеология / Г.Ю. Семигин // Новая философская энциклопедия. - М., 2001. - Т. 2. - 794c.

2. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. – Минск, 2003. – 191c.

3. Потебня, А. Мысль и язык / А. Потебня. – Харьков, 1892. – 267c.

4. Коялович, М. Чтения по истории Западной России / М. Коялович. – СПб., 1884. – 324c.

5. Коялович, М. Литовская церковная уния / М. Коялович. – СПб., 1859. – Т. 1. – 379c.

26

«21-й ВЕК», № 3 (36) 2015г.

Ю.Бондарь

ԳԱՂԱՓԱՐԱԽՈՍՈՒԹՅՈՒՆԸ ԵՎ ՊԵՏՈՒԹՅՈՒՆԸ Յուրի Բոնդար

Ամփոփագիր

Հոդվածում վեր է հանվում գաղափարախոսության և պետության փոխկապվածու-թյունը։ Վերլուծվում են բելառուսական պետության գաղափարախոսության պատմական և քաղաքակրթական ասպեկտները։

ИДЕОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВО Юрий Бондарь

Резюме

В статье раскрывается взаимосвязь идеологии и государства. Анализируются исторический и цивилизационный аспекты идеологии белорусского государства.

IDEOLOGY AND STATE Yuriy Bondar

Resume

The article reveals interlinks of ideology and state. The historical and civilizational aspects of the ideology of the Belarusian state are also analyzed.

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.