УДК 130.2
Зотов Виталий Владимирович
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления Курской академии государственной и муниципальной службы
Спицына Анна Олеговна
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса
Курского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета
ИДЕОЛОГИЯ И ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА
Аннотация:
В статье рассмотрено соотношение понятий «идеология» и «доминирующая культура». Авторы приходят к выводу, что идеология - это ценностные дискурсы, содержащие идеи доминирующих классов и социальных групп, распространенные на большинство населения страны. Представленные данные теоретического анализа показывают, что именно идеология в связке с доминирующей культурой задает определенную систему образцов мышления и деятельности подавляющей части населения страны.
Ключевые слова:
идеология, доминирующая культура, средний класс.
Zotov Vitaliy Vladimirovich
D.Phil. in Social Science, Professor, State and Municipal Administration Department, Kursk Academy of Public and Municipal Service
Spitsyna Anna Olegovna
Senior Lecturer, Civil Law and Process Department, Kursk Institute of Social Education, Russian State Social University
IDEOLOGY AND DOMINATING CULTURE
Summary:
The article deals with the correlation of the concepts "ideology" and "dominating culture". The authors conclude that the ideology is the value discourses containing ideas of dominating classes and social groups and distributed to the majority population of the country. The presented data of the theoretical analysis shows, that it is the ideology together with the dominating culture, which set a certain system of thinking patterns and activity for the overwhelming part of the country population.
Keywords:
ideology, dominating culture, middle class.
Любое общество имеет определенное сочетание основных элементов культуры: ценностей, норм, убеждений, символов, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми его членами. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой (или базовой, доминантной). Доминирующая культура принимается подавляющим большинством членов данного общества. Ее основа - это те нормы, ценности, правила, традиции и свойства, общие для всех видов культур данного общества.
Основой доминирующей культуры является идеология, поэтому есть необходимость ответа на вопрос: что такое идеология? Актуальность подобного научного вопроса диктуется тем, что, во-первых, хотя термин «идеология» часто употребляем, но пока не сформировано однозначно строгое его определение; во-вторых, сегодня завершается эпоха деидеологизации [1], которая связана со сциентизмом и персонализмом, утверждающими, что на смену эпохе идеологий приходит эпоха культуры.
Безусловно, на сегодняшний момент существует масса интерпретаций идеологий, хотя специалистами в области идеологии вообще ставится под сомнение сама возможность такого определения [2, с. 31]. В марксизме идеология объясняется через призму теории классовой борьбы и потому подвергается анализу как маска и оружие определенных социальных групп. Идеология, по К. Марксу и Ф. Энгельсу, это форма выражения интересов буржуазии, используемая для сокрытия действительных властных отношений, для создания видимости компромисса и единения потенциально конфликтных социальных групп [3]. Другими словами, они разоблачали идеологию как ложное мышление, отражающее материальные и общественные отношения. С точки зрения либерализма, идеология - это авторитарная форма общественного сознания, которая тотально ограничивает свободу личности в ее мировоззренческом и гражданском самоопределении и, значит, - нарушает «права человека». По мнению З. Фрейда, идеология есть реакция правящей элиты на социальную напряженность и потому трактуется как симптом и лекарство. По мысли Фрейда, идеология формируется правящим классом, то есть элитой для осуществления функций управления и манипулирования массовым сознанием. Своеобразную точку зрения на сущность идеологии имел К. Манхейм, который ввел понятие тотальной идеологии для обозначения мировоззрения эпохи
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 8)
или конкретной исторически доминирующей социальной группы (например, класса). Под идеологией им понимается своеобразие и характер всей структуры сознания этой эпохи или этих групп [4, с. 56-57]. На наш взгляд, именно последнее определение позволяет рассматривать идеологию как ядро доминирующей культуры, имеющей собственного субъекта.
В отечественной литературе выяснению сути идеологии как элемента культуры, хотя и без привязки к доминирующей, также уделяется много внимания. Авторы в своих подходах к дефиниции идеологии стремятся выйти за пределы краткого ее определения, раскрыть содержание, определив связь с интересами различных социальных групп, а также место и роль в обществе, в его культуре [5; 6; 7; 8]. На сегодня предложено большое количество определений понятия «идеология». Например, В.А. Ядов полагает, что «идеология представляет собой отражение бытия сквозь призму классовых интересов... Как целое - совокупность идеологических форм - идеология есть система идей и взглядов определенного класса или социальной группы... Что касается идеологии как особой формы духовной деятельности, то она есть теоретическое оружие классов, и именно в этом состоит ее основная социальная функция» [9]. Данная дефиниция отталкивается от понимания идеологии как феномена, основанного на различии классовых интересов. Интересы субъекта, которому она служит, становятся отправной точкой, критерием оценки любых явлений социальной действительности. Свое понимание идеологии предложил и Д.Т. Жовтун, считая, что идеология -это система идей, взглядов, представлений, содержащая концептуальное, теоретическое осмысление социального бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований [10]. Как видно, данный автор определяет идеологию в более широком смысле, в котором последняя необязательно отражает интересы классов, а может репрезентовать интересы национального общества в целом.
Но мы считаем, что не вполне корректно увязать идеологию только с интересом определенного социального субъекта - она шире и должна рассматриваться как элемент культуры. Идеология представляет собой взаимосвязанную систему идей и представлений об общественном идеале, о путях развития социальной системы, о групповых (классовых) интересах, о природе, обществе и человеке и существует на уровне теоретического и обыденного сознания субъекта исторического действия, занимающего определенное место в системе разделения труда и обладающего определенной долей богатства [11].
При этом, если отталкиваться от структурирования уровней идеологий А.Г. Эфендиева, выделяющей 1) идеологию всего человечества, 2) идеологию конкретного общества и 3) идеология класса, сословия или социальной группы [12, с. 385], то можно признать, что именно второй уровень идеологии является ядром доминирующей культуры. Общенациональные ценности, являя собой ядро доминирующей культуры, становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. В доминантной культуре рационализируются условия жизни индивида в конкретном обществе путем определения базисных социально значимых ценностей, норм и образцов поведения, которые требуется поддерживать, чтобы гарантировать воспроизводство общности в исторических поколениях. А общенациональная идеология является системой аргументации, обоснования этих фундаментальных ценностей, норм и образцов поведения для всех граждан общества независимо от их социального положения, возраста, места проживания.
Под идеологией часто понимается базовая национальная идея, принимаемая большинством, выражающаяся во всех сферах общества (экономике, политике, социуме) в открытой или скрытой форме. «Базовая идея, как идеологический институт, отражает и постоянно воспроизводит осознание членами общества его внутренней природы и определяет поведение людей в экономической и политической сферах. В экономической сфере базовая идея и основанная на ней идеология служат естественным критерием принятия решений о направлениях использования общественного продукта, создаваемого населением страны. В политической сфере доминирующая общественная идея является критерием справедливости того или иного государственного порядка и складывающейся системы властных отношений. Базовая социальная идея выражает укоренившиеся в конкретном обществе представления о том, какие формы и цели действий должны быть доминирующими для обеспечения выживания и развития общества» [13].
Идеология - это то, что сохраняет общество в качестве целостного самостоятельного субъекта истории, то есть как независимое государство. В данном плане идеология есть форма самосознания общества на стадии государственности [14]. Неслучайно, по мысли О. Арина, идеология возникает в момент превращения народа в нацию, т. е. в момент возникновения потребности в идентификации себя среди других, осознания себя как некой целостности, выделяющейся среди других народов [15].
По мнению В.В. Зотова, Е.И. Боева, «употребление определенных языковых конструкций, акцентуация в них излагаемой информации «конструирует» определенную реальность, где проявляется высокая сцепленность словесных формул с повседневностью. Именно определенные знаковые конструкции становятся стержневым смысловым элементом современной культуры, которая задает коммуникативную и деятельностную составляющую образа жизни личности» [1б].
Поэтому мы согласимся с мнением В.П. Макаренко, что идеологию адекватно изучать как систему взаимодействующих символов и структуру взаимовлияющих смыслов [17].
При таком подходе все понятия, которыми оперирует идеология, становятся культурными схемами и шаблонами социальной реальности. Человек строит идеологии как схематические образы социального порядка.
Характерным признаком идеологии является апеллирование к наиболее активному слою населения, путем распространения культурных продуктов. Абсолютное большинство артефактов культуры, которые создаются не только выдающимися, но и обычными представителями интеллигенции, - это средства, при помощи которых идет внедрение в общественное сознание некоторой заданной совокупности идей. В частности, известная статуя Микеланджело «Давид» воспринималась и воспринимается как материализованное воплощение идеалов гуманизма эпохи Возрождения, характерных для становящейся в этот период новой интеллигенции, выражающей интересы рождающейся буржуазии.
Идеология есть устойчивый коммуникационный фон социальных взаимодействий [18]. И именно идеология, связанная с доминирующей культурой является определяющей в регулировании социальных отношений; в задании определенной системы образцов мышления и деятельности; в создании знаковых структур. Особенности идеологии как элемента доминирующей культуры выражаются в «святости» ее исходных принципов, в открытой апелляции к интересам, потребностям человека, в претензии на всеобщность и одновременно - в конкретности, «зримости» выводов, нечувствительности к отдельным противоречиям, выражения своей сущности в догматических высказываниях. Указанные особенности идеологии связаны с ее социально-организующей и культуро-интегрирующей функциями.
Идеология призвана решать прежде всего такие задачи, как: «1) внедрение в массовое сознание определенных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; 2) формирование в массовом сознании позитивного образа предлагаемых идей, целей, задач, в частности, политического развития и соответственно формирование общественного мнения по этому поводу; 3) формирование смыслообразующих мотивов, детерминирующих дальнейшую политическую активность граждан» [19, с. 12]. Формируя информационную картину мира, идеология включается в индивидуальный процесс познания и интерпретации социальной реальности, способствуя объединению и концептуализации личной и общественной сферы жизни людей.
По мнению Г.Г. Кириленко и Е.В. Шевцова, в чистом виде идеология - это маска культуры, псевдокультура. Однако сложность распознавания «неподлинности» идеологии как культурного образования связана с тем, что идеология в переломные, экстраординарные периоды развития общества, как правило, вступает в союз с утопическим сознанием; в «нормальные», спокойные периоды идеология сотрудничает с философией, искусством, религией, стремясь поглотить их [20].
Идеология - это ценностные дискурсы, содержащие идеи доминирующих классов и социальных групп, распространенные на большинство населения страны. Значение идеологии в формировании доминирующей культуры повышается за счет реализации таких механизмов, как категоризация (формирование базовых категорий, описывающих социальную реальность), идентификация (формирование групповой идентичности), стереотипизация (формирование алгоритмов восприятия, классификации и оценки социальных объектов и событий) и атрибуция (приписывание объектам характеристик, не представленных в поле восприятия).
Ссылки:
1. Bell D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. N.Y., 1965.
2. Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М., 2000. 445 с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988. 574 с.
4. Манхейм К. Диагноз нашего времени : [сб. ; пер. с нем. и англ.]. М., 1994. 700 с.
5. Жовтун Д.Т. Социологический анализ идеологических процессов // Социология власти. 2007. № 2. С. 5-14.
6. Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: теоретическая возможность // Вестник МГУ. 1993. Сер. 12.
7. Кузнецов В.Н. Социология идеологии : учебное пособие. М., 2007. 403 с.
8. Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социологические исследования. 1997. № 8.
9. Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л., 1961. 234 с.
10. Жовтун Д.Т. Указ. соч.
11. Хорина Г.П. Идеология в системе культуры. М., 2007. 302 с.
12. Эфендиев А.Г. Идеология в современном обществе // Общая социология / под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000. 420 с.
13. Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Власть. 2007. № 3. С. 3-12.
14. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб. ; Екатеринбург, 2007.
15. Арин О.А. Россия в стратегическом капкане: Капитализм несет разрушение не только России, но и Западу. М., 2003. 350 с.
16. Зотов В., Боев Е. Информационная картина мира и информационно-коммуникативная среда: проблема взаимосвязи в современном обществе // Вопросы культурологи. 2008. № 11. С. 14-16.
17. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д., 2000. С. 55.
18. Кириленко Г., Шевцов Е. Философия : справочник студента. М., 2000. 670 с.
19. Аль-Дайни М.А. Манипулятивный характер идеологий в современной России: политико-психологический анализ : дис. ... канд. полит. наук: 19.00.12. М., 2012. 167 с.
20. Кириленко Г., Шевцов Е. Указ. соч.