УДК 101.1: 316 DOI
К ЭКСПЛИКАЦИИ ПОНЯТИЯ «ИДЕОЛОГИЯ»
ON EXPLICATION OF THE CONCEPT OF IDEOLOGY
Ф.А. Папаяни F.A. Papayani
Донецкий национальный университет, Донецкая Народная Республика, 83001, г. Донецк, ул. Университетская, 24
Donetsk National University, 24 Universitetskaya St., Donetsk, 83001, Donetsk People's Republic
E-mail: f.papayani @mail.ru
Аннотация
Наблюдается рост исследовательского интереса к проблемам идеологии, однако за два последних столетия само понятие «идеология» так и не обрело строго фиксированный смысл и консенсус научного сообщества. В статье рассмотрены наиболее характерные попытки и подходы к экспликации этого понятия, которые так и не привели к искомой дефиниции. Цель исследования -всесторонняя и обоснованная экспликация понятия «идеология». В исследовании использованы метод научного обобщения и функциональный подход, что позволило исключить упрощение, сверх-обобщение, «групповой» (классовый) подход и аморфность известных дефиниций. Предложена авторская версия, раскрывающая универсальную полноту содержания понятия «идеология».
Abstract
In the recent three decades the interest of researchers in the issues of ideology has been growing. But even during the two past centuries the concept of ideology itself has never gained a strictly defined meaning and no consensus of academic community has been reached whereas ideology has been granted no scientific status. The paper looks into the most typical attempts and approaches of both domestic and international researchers to explication of this concept. The above attempts have however failed to yield the sought-for definition. The purpose of the research covered by the present paper is to refine the concept of ideology in a comprehensive and scientifically substantiated way with the help of logic tools. A scientific generalization method and a functional approach were also used in the research, which allowed to avoid simplification, overgeneralization, a 'group' (class) approach and amorphism of known definitions. An author's version is offered, which reveals a universal completeness of the ideology concept content and proves that ideology is an essential and therefore indispensable concomitant of each State formation during any historical period.
Ключевые слова: идеология, понятие, экспликация, мировоззрение, государство, общество, политика, информация, пропаганда, функциональный подход.
Keywords: ideology, concept, explication, world view, state, society, politics, information, propaganda, functional approach.
Сегодня мир вступил в эпоху идеологического кризиса [Щипков, 2016]. Эта проблема непосредственно касается каждого нашего современника в любой точке земного шара [Миловзорова, 2016]. Но несмотря на то, что в последние десятилетия растёт число исследований и публикаций, посвящённых проблемам идеологии, у самого понятия «идеология» (многозначного в своём толковании) очень сложное прошлое, неопределённое
настоящее и непредсказуемое будущее. В своей хрестоматии по теории идеологии А.А. Ко-корин [2009] отметил, что в настоящее время у разных авторов встречаются упрощения, неточности, противоречия в определении научно-теоретических, методологических и методических основ понимания идеологии как сложного социального явления, а также упрощения в выборе оснований для типизации идеологий
Принято считать, что сам термин «идеология» (от греч. iSsoXoyia, от греч. гбеа - прообраз, идея и Хоуо^, - слово, разум, учение) был введён в научный обиход в конце XVIII в. французским мыслителем А. Дестют де Траси для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Из этого факта - появления нового термина «идеология» - многие исследователи и публицисты делают тривиальный вывод о том, что и общественный феномен «идеология» также появился на рубеже XVIII-XIX вв., когда восторжествовала тенденция на секуляризацию государств Западной Европы. С таким положением согласиться нельзя. Скорее прав И.И. Кальной, утверждающий, что «феномен идеологии имеет собственную историю. Её истоки коренятся в идее Платона как претензии на модель желаемой действительности. Адаптировав идею Платона как своеобразную линию «горизонта», идеология обрела статус вектора (стратегии) общественного развития» [Кальной, 2015, с. 519].
Множественность толкования термина, как и множество новых идеологических концептов XIX-XXI вв., могут быть объяснены следующим образом. В Европе с IV века н.э. постепенно установилась единая христианская система духовно-нравственных ценностей, предполагающая единую основу Истины. Согласно К. Манхейму [Mannheim, 2018] «смысл, созданный магически-религиозным пониманием мира,... с чисто функциональной точки зрения помогал установить связь между фрагментами реальности как внутреннего психического, так и объективного внешнего опыта и привести их в соответствие с определенным типом поведения». Но эта единая ценностная система на Западе к концу XVIII века практически была разрушена. Сформировалась новая реальность - мировоззренческая многовек-торность и отсутствие консенсуса научного сообщества по единой системе ценностей. Поэтому вполне естественно, что содержание понятия «идеология» не имеет общепризнанной версии, а смысловое поле понятия «идеология» обширно [Чемшит, Тихомиров, 2015, с. 310]. По наблюдениям А.В. Жукоцкой [1998], существует множество попыток определить понятие «идеология», есть даже «теория идеологии», и, тем не менее, так и нет ответов на самые насущные вопросы. Хотя попыток экспликации этого понятия было множество в зависимости, например, от сущностной интерпретации или понимания генезиса.
По определению В.Б. Маркова [2015], идеология - это конструкт, в основе которого лежит некий первичный миф. По мере того, как ширится число людей, увлечённых и воодушевлённых речами нового рассказчика, миф становится реальностью. Согласно Дж. Шварцмантелю [Schwarzmantel, 2009], в современном «постидеологическом обществе» XXI века вообще состоялась замена идеологий идентичностью.
А.В. Жукоцкая [1998] в своём фундаментальном исследовании «Проблема идеологии» рассматривает экспликацию понятия «идеология» в терминах марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), знания (К. Манхейм, П. Тепе, М. Шелер), действия (И. Горовиц, Ю. Хабермас), иррационального (Э. Топич, К. Саламун, Э. Шилс, Е. Лемберг) и аксиологии (Г. Альберт, Т. Гейгер, Х. Зайферт). Особенно интересен функциональный подход, который использован А.В. Жукоцкой с целью исследования процесса «захвата» идеологической доктриной власти над людьми. Функциональный подход демонстирирует также А.А. Коко-рин, заявляя, что «набор» функций «обеспечивает соединение их (идеологий, - ред.) содержаний с практической деятельностью людей» [Кокорин, 2009, с. 23-27].
Разделяя взгляды А.В. Жукоцкой и А.А. Кокорина, в частности, функционально-гоый подхода в решении поставленных задач (соответственно исследование процесса «захвата» идеями власти и исследование пути соединения идей с практикой), нами была ре-
шено так углубить функциональный подход в заявленном исследовании, чтобы сделать акценты исключительно на содержательных свойствах и дефиниции понятия «идеология», обозначив не только сущность (природу), но также её роль и место в социальной жизни. Приведём важнейшие функции идеологии исходя из поставленной цели:
- морально-нормирующая (или нравственно-дисциплинирующая) функция. Она реализуется контролем морально-нравственного состояния общества, в том числе, настроений, нравов. Согласно Б.В. Маркову [2015, с. 43], первоосновы бытия всегда ориентируют на такую идеологию, которая не только выражает «волю к власти», но и соответствует порядку мира;
- мировоззренческая функция. По А.А. Кокорину [2009], идеология формирует взгляды человека на мир, развивает и изменяет их. Эта функция присуща всем без исключения идеологиям, существующим в современном обществе. Согласно А.В. Жукоцкой [1998], идеология выступает концептуальным и мировоззренческим ядром, вокруг которого группируются все социально-политические науки. Д.Е. Муза [2017] справедливо рассматривает идеологию, прежде всего, как мировоззренчески-смысловую матрицу;
- социализирующая функция, под которой понимается процесс интеграции личности в общество. Под этим процессом понимается вхождение личности в социальную среду через овладение индивидом моралью, нормами поведения, нравственными установками, базовым набором знаний, включая исторические и культурные;
- интегрирующая функция, в которой идеология в государстве является социально, интеллектуально и нравственно организующей системой, интегрирующей (сплачивающей) в единое целое (политическую нацию) народы и народности, разные социальные и религиозные слои населения;
- информационная и пропагандистская функция. Её суть, по А.А. Кокорину [2009], - в соединении идей с сознанием людей и интенсивное распространение в нём;
- политическая функция. Идеология легитимирует существующую власть, форму правления, форму государственного устройства и политический режим, создавая предпосылки для преемственности власти как основы стабильности государства. Если человек обладает системным взглядом, то для него представляет безусловный интерес механизм обеспечения единства общества, в который без знания идеологических основ проникнуть невозможно [Жукоцкая, 1998].
Функциональный подход позволяет получить максимально полное представление об идеологии и её месте в социуме. По А.А. Кокорину [2009, с. 12-13], «идеология как общественный феномен не является продуктом субъективных желаний или нежеланий людей. Ее возникновение детерминировано реальными обстоятельствами, не учитывать действие которых вряд ли возможно».
Несмотря на вышеприведенную аргументацию, в мире, особенно с конца ХХ столетия, приумножается число критиков идеологии как феномена. Отчасти это связано с кризисом догматизированного марксизма-ленинизма, развалом СССР и социалистического лагеря. Этот развал сам по себе явился как бы доказательством наступления эры «конца идеологии» (эта знаменитая фраза о «конце идеологии» Д. Белла была введена в литературный оборот А. Камю). Однако «либеральный тезис о ''смерти идеологии'' реализовался совсем не так, как хотелось его авторам. На самом деле, произошёл своеобразный ''метапсихоз'', т.е. ''душа'' идеологии переместилась в другое тело - в массмедиа, рекламу, дизайн, в рынок потребления и развлечения... Её знаки уже не отсылают к идеям, а воздействуют прямо и непосредственно, захватывают человека как некая гиперреальность» [Марков, 2015, с. 5960]. Иначе говоря, современная идеология поменяла не свою сущность, но форму, которая от этого не утратила своих свойств и функций.
Кроме того, внимательное рассмотрение важнейших функций идеологии неизбежно приводит исследователя к выводу: идеология необходима ровно настолько, насколько человеку необходимы социум и государство. Деидеологизация невозможна (даже, если размечтаться о бесклассовом/бессословном обществе) в связи с невозможностью социальной
жизни вне государственных образований. Ни прежние, ни современные государства не могли существовать и не существовали без идеологии, формирующей у граждан морально-нравственные нормы, мировоззрение, целеполагание.
Может человек жить вне общества? - Нет. Может общество жить без моральных норм? - Тоже нет. Может ли современное общество существовать вне государственных образований? - Таких прецедентов современный мир тоже не знает. Даже если представить утопию, вроде марксистской, что весь мир когда-нибудь превратиться в единое коммунистическое государство, то и в нём должна будет торжествовать единая идеология (марксистская), которой предстоит борьба, как минимум, с идеологемами национализма и сепаратизма. Поэтому идеологии существуют столько, сколько существуют государства, даже если последние не пользуются термином «идеология» или её отрицают.
Другими словами, идеология является неотъемлемой частью государства, она не чужеродна государству, она не асоциальный феномен, наоборот, идеология естественна и необходима обществу (хотя в отдельных случаях, например, идеологии нацизма или фашизма, могут приводить к разрушению государства). Так, согласно Б.В. Маркову [2015, с. 44-45], «идеология лежала в основе любого жизнеспособного государства. Она играла роль символического защитного панциря, способствующего идентичности своих и оберегавшего от воздействия чужих. Идеологами государства были такие философы, как Платон, Макиавелли, Гоббс, Гегель, Ницше, К. Шмидт и др. А.В. Жукоцкая отмечает природную непредотвратимость государственной идеологии: «Подобно тому, как природа - необходимое условие нашей жизни, государство, власть и поддерживающая их идеология - выражение нашей социальной природы. Считаться с этим в наших же «эгоистических» интересах» [Жукоцкая, 1998, с. 82].
Человек - это существо общественно-государственное. Именно поэтому в большинстве государств идеологии не исчезают, а наоборот, укрепляются, причём в XXI веке усиливается их роль как в общественной жизни, так и на полях межгосударственной информационной войны. Это касается любых идеологических подходов или идеологем, с помощью которых интерпретируется социальное или внешнеполитическое бытие. Но человек - это ещё и «существо идеологическое» в том смысле, что нуждается в идейном толковании широкого спектра вопросов от нравственных и духовных до исторических и социально-политических. Нуждается, поскольку далеко не каждый сам может постичь политические и мировоззренческие смыслы и их влияние. Нуждается, даже если нет веры в идеологию или в её воздействие. По этому поводу М.К. Мамардашвили отмечал, что идеология - это «собирание социальной жизни в некое осмысленное целое» [1994, с. 30], что «люди могут не верить в идеологию, но если они вынуждены быть только в заданном пространстве, окружённые некими вещественными символами, то они действительно не знают, что думают на самом деле» [1994, с. 37]. Но прежде попытки собственной экспликации содержания термина «идеология» заметим, что нами имеется в виду такая его обобщённость, которая делает понятие «политическая идеология» излишним. По А.А. Чемшиту и С.И. Тихомирову [2015, с. 313], «политическая идеология - это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или её использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий». Но государственной идеологии без политической функции не бывает, поэтому выделять особо термин «политическая идеология» вряд ли целесообразно: может сложиться ложное впечатление, что в государствах бывают идеологии без взаимодействия с политикой или можно встретить государство без групп влияния, стремящихся к власти.
Уточнения требует и другое понятие: «государственная идеология». Например, по А.А. Кокорину [2009, с. 279-280], «государственная идеология - это система идей, выражающая главные интересы конкретного государства как политического института, служащая теоретическим основанием его функционирования, мобилизующая его народонаселение на реализацию названных интересов». Но навязанная США доминирующая идеологема русофобии Польши, Украины, Грузии, Прибалтики, и других стран не выражает интересы этих государств и их народов, но, тем не менее, носит вполне государственный характер. К тому
же, как отмечалось выше, не бывает государств без идеологий. То есть под термином «государственная идеология» целесообразно понимать конкретную идеологию, присущую рассматриваемому государству. И всё. Таким образом, под идеологией (абстрактной) мы будем понимать присущее абстрактному государству идеологическое построение, которое одновременно является и государственным, и политическим. Если же идеологический концепт (например, анархизм или феминизм) никогда не был реализован в статусе государственного, то он и идеологией не стал, оставаясь прожектом, теорией, построением или идеологическим концептом. По этой логике марксизм в XIX веке был идеологическим концептом (теорией), а с октября 1917 года - «заслужил» право называться идеологией.
Понятие «идеология» часто даётся в учебниках или исследованиях, затрагивающих тему идеологии. Выделим из них несколько, достаточно типичных. Аксиоматическое, хрестоматийное (по авторскому представлению) определение идеологии дано А.А. Кокориным [2009, с. 281]: «Идеология - это система идей, выражающая коренные интересы определенных социальных групп, ориентирующая людей на конкретные социальные действия». Недостатком подобного определения является сверх-обобщение, по которому получается, что любые (в т.ч. не проработанные или обоснованные), далёкие от своего государственного воплощения системы идей (в т.ч. прожекты) могут претендовать на статус идеологии (например, явно утопические, как «утопический социализм»).
Несколько более детализированное определение дано у В.А. Гребеня [2007]: «Идеология - это система идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых разрабатываются интегративные политико-экономические, социальные программы и проекты, определяющие цель деятельности, пути и средства ее достижения». Недостатком такого определения (впрочем, как и в первом случае) является «групповой» подход. Как только упоминается класс, социальная общность или группа - сразу формируется представление, как этот класс, общность или группа разрабатывает удобную идеологию для подчинения себе иных классов, общностей или групп. В марксизме, например, именно так дело и обстоит (там всё хорошо, что в интересах пролетариата). Но при рассмотрении идеологии национал-социализма выясняется, что тут речь идёт о такой мутации социализма, которая должна объединить все германские слои населения (все классы, социальные общности или группы) во имя интересов Германии («Германия превыше всего!») и расового господства немцев над иными народами (расовый подход). Но даже в определениях идеологии без групповых интересантов (классовых, национальных, религиозных или иных), определение зачастую остаётся аморфным, не выражающим её необходимость и значение. Так, в Большом энциклопедическом словаре [2000] говорится, что «идеология - это система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических, философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности». Однако, последнее упрощённое определение более соответствует термину «мировоззрение», чем «идеология». Поэтому, повторимся, мы подошли к экспликации понятия «идеология», сделав акцент на функциональный подход, во многом продолжая и развивая исследования А.А. Кокорина и А.А. Жукоцкой. Данный подход исключает упрощение, сверх-обобщение, «групповой» (классовый) подход и аморфность известных дефиниций, а в сочетании с обобщением всего вышесказанного, привел автора к нижеследующей итоговой экспликации.
Идеология - общественный феномен, во-первых, представляющий собой целостную систему мировоззренческих, религиозных, научных, нравственных, этических, эстетических, философских, правовых, политических и др. взглядов, идей или норм, во-вторых, являющийся жизненно необходимым и потому непреложным спутником каждого государственного образования любого исторического периода, и, в-третьих, раскрывающий своё содержание (а также роль и место в социальной жизни) в следующих выполняемых им функциях:
- морально-нормирующая (или нравственно-дисциплинирующая) функция. Она реализуется путём контроля и управления морально-нравственным состоянием общества
(настроениями, нравами) как психологической предпосылкой и поведенческой основой обеспечения общественного порядка;
- мировоззренческая функция, реализуемая формированием (развитием или изменением) взглядов людей на мир, на себя и на их взаимоотношение. B рамках этой функции можно выделить телеологическую подфункцию, формирующую групповое ценностно-ориентированное сознание, включающее ответы на смысложизненные вопросы, оценки прошлого и настоящего;
- социализирующая функция, понимаемая как процесс интеграции личности в общество, иначе, как вхождение личности в социальную среду через овладение индивидом базового набора знаний и нормами поведения;
- интегрирующая функция, в которой идеология в государстве выступает как социально, интеллектуально и нравственно организующая система, интегрирующая (сплачивающая) в единую политическую нацию разные национальные, социальные и религиозные слои населения;
- информационно-пропагандистская функция, соединяющая идеи с сознанием людей. Эта функция включает в себя логическую подфункцию (подача знаний, информации в определенном идейно-логическом ключе), подфункцию воспитания, а также подфункцию координации и взаимодействия со всеми без исключения сферами общественной жизни;
- политическая функция, формирующая политическое сознание граждан как ментальную основу стратегической безопасности (внутренней и внешней) государства, ориентированную на патриотизм и государственничество. Эта функция оправдывает и легитимирует существующую власть, форму правления, форму государственного устройства и политический режим, создавая предпосылки для преемственности власти как основе стабильности и процветания государства.
Особый вопрос: какая именно идеология в рассматриваемом государстве может быть «философским камнем» в значении «эликсира жизни»? Тут уместна поэтическая аналогия ЮА. Монковского [2GG7]: «Палач из камня выстроит тюрьму, поэт из камня высечет Bенеру». Идеология может быть разной - как созидающей, так и разрушающей. При рассмотрении конкретных идеологий, присущих государствам в те или иные времена, целесообразно использовать подобное общее определение термина «идеология», однозначно указывающее на её сущность, необходимость и непредотвратимость, но исключающее априорную (без анализа) аксиологическую оценку.
Список литературы References
1. Большой энциклопедический словарь. 2000. Электронное издание. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/136102/ИДEОЛОГИЯ (дата обращения: 22 января 2018).
Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' [Large Encyclopedic Dictionary]. 2GGG. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/1361G2/ИДEОЛОГИЯ (accessed 22 January 2G18). (in Russian)
2. Гребень B.A. 2007. Основы идеологии белорусского государства: учебно-методический комплекс. Минский институт управления. Мн., Изд-во МИУ: 424 с.
Greben' V.A. 2GG7. Osnovy ideologii belorusskogo gosudarstva: uchebno-metodicheskiy kom-pleks [Fundamentals of Ideology of the Belorussian State: Guidance Manual]. Minsk, Izdatel'stvo Minskiy institut upravleniya: 424 р. (in Russian).
3. Жукоцкая A.B. 1998. Проблема идеологии (социально-философский анализ). Дис. док. философ. наук: 09.00.11. М., МПГУ, 383.
Zhukotskaya A.V. 1998. Problema ideologii (sotsial'no-filosofskiy analiz) [Problems of Ideology (Social and Philosophical Analysis)]. Dis. Doctor of Philosophy Sciences: G9.GG.11. Moscow, Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet, 383. (in Russian)
4. Жукоцкая A.B. 2009. Феномен идеологии. URL: http://genskov.ru/nuda/jukockaya-a-v-fenomen-ideologii/main.html (дата обращения: 26 января 2018).
Zhukotskaya A.V. 2GG9. Fenomen ideologii [Phenomenon of Ideology]. Available at: http://genskov.ru/nuda/jukockaya-a-v-fenomen-ideologii/main.html (accessed 26 January 2G18). (in Russian)
5. Кальной И.И. 2015. Заключение. В кн.: Идеология: pro et contra. Гл. ред. Кальной И.И. Симферополь, ИТ Ареал: 518-522.
Kal'noy I.I. 2015. Zaklyuchenie. V kn.: Ideologiya: pro et contra. Gl. red. Kal'noj I.I. [Conclusion. In the book.: Ideology: pro et contra]. Simferopol', IT Areal: 518-522 (in Russian).
6. Кокорин А.А. 2009. Идеология: теория, методология, методика (хрестоматийные заметки). М., Изд-во МГОУ: 358 с.
Kokorin A.A. 2009. Ideologiya: teoriya, metodologiya, metodika (khrestomatiynye zametki) [Ideology: Theory, Methodology, Technique (Reader's Notes)]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet: 358 р. (in Russian).
7. Мамардашвили М.К. 1994. Из лекций по социальной философии. Публикация Ю.П. Се-нокосова. Социологический журнал, 3: 28-40.
Mamardashvili M.K. 1994. Iz lekcij po social'noj filosofii (Publikaciya YU.P. Senokosova) [From lectures in social philosophy]. Y.P. Senokosov's publication. Sotsiologicheskiy zhurnal, 3: 28-40 (in Russian).
8. Манхейм К. Идеология и утопия. Электронная книга. URL: http://modernlib.ru/books/mangeym_karl/ideologiya_i_utopiya/read (дата обращения: 9 февраля 2018).
Mannheim K. Ideologiya i utopiya [Ideology and Utopia]. Available at: http://modern-lib.ru/books/mangeym_karl/ideologiya_i_utopiya/read (accessed 9 February 2018) (in Russian).
9. Марков Б.В. 2015. Онтологический базис идеологии. В кн.: Идеология: pro et contra: Гл. ред. Кальной И.И. Симферополь, ИТ Ареал: 43-60.
Markov B.V. 2015. Ontologicheskij bazis ideologii. V kn.: Ideologiya: pro et contra. [Ontological Basis of Ideology. In: Ideologiya: pro et contra]: Gl. red. Kal'noj I.I. Simferopol', IT Areal: 43-60 (in Russian).
10. Миловзорова М.Н. 2016. Аксиологические основания русской цивилизации как диалектического отрицания глобализма. Автор. дисс. ... докт. философ. наук: 09.00.11. Ст.-П., БГТУ, 39.
Milovzorova M.N. 2016. Aksiologicheskie osnovaniya russkoy tsivilizatsii kak dialekticheskogo otritsaniya globalizma [Axiological Foundations of Russian Civilization as Dialectical Negation of Glob-alism]. Abstract. dis. ... Doctor of Philosophy Sciences: 09.00.11. St. Petersburg, Baltiyskiy gosudar-stvennyy tekhnicheskiy universitet, 39 (in Russian).
11. Монковский Ю.А. Камень. URL: http://www.kirshin.ru/about/rmsp/146_1.html (дата обращения: 2 февраля 2018).
Monkovskij Ju.A. Kamen' [Stone]. Available at: http://www.kirshin.ru/about/rmsp/146_1.html (accessed 2 February 2018) (in Russian).
12. Муза Д.Е. 2017. Идеология как основа стратегической безопасности русской цивилизации. Геополитика и безопасность, 4 (40): 84-89.
Muza D.E. 2017. Ideologiya kak osnova strategicheskoj bezopasnosti russkoj civilizacii [Ideology as Basis of Strategic Security of Russian Civilization]. Geopolitika i bezopasnost', 4 (40): 84-89 (in Russian).
13. Папаяни Ф.А. 2016. Об идеологических заблуждениях Ростислава Ищенко. URL: http://rusnext.ru/recent_opinions/1470645658 (дата обращения: 2 февраля 2018).
Papajani F.A. 2016. Ob ideologicheskih zabluzhdenijah Rostislava Ishhenko [On Ideological Delusions of Rostislav Ishchenko]. Available at: http://rusnext.ru/recent_opinions/1470645658 (accessed 2 February 2018) (in Russian).
14. ЧемшитА.А., Тихомиров С.И. 2015. Феномен политической идеологии. В кн.: Идеология: pro et contra. Гл. ред. проф. И.И. Кальной. Симферополь, ИТ Ареал: 310-348.
Chemshit A.A., Tihomirov S.I. 2015. [Phenomenon of Political ideology. In: Ideologiya: pro et contra]. Gl. red. Kal'noj I.I. Simferopol', IT Areal: 310-348 (in Russian).
15. Шварцмантель Дж. 2009. Идеология и политика. Пер. с англ. Харьков, Гуманитарный центр: 312 с. (John J Schwarzmantel. 2008. Ideology and Politics. London, Sage Publications Ltd.).
Schwarzmantel J. 2009. Ideologija i politika [Ideology and Politics]. Kharkov, Gumanitarnyj centr: 312 p. (John J Schwarzmantel. 2008. Ideology and Politics. London, Sage Publications Ltd.).
16. Щипков А.В. 2016. Либерализм и социал-консерватизм в современном идеологическом дискурсе. Дис. ... док. полит. наук: 23.00.03. М., МГУ им. М.В. Ломоносова: 412 с.
Shhipkov A.V. 2016. Liberalizm i social-konservatizm v sovremennom ideologicheskom diskurse [Liberalism and Social Conservatism in Present-Day Ideological Discourse]. Dis. ... Doctor of Political Sciences: 23.00.03. Moscow, Moskovskij Gosudarsitvennyj Universitet im. M.V. Lomonosova: 412 р. (in Russian).