подростков школьными психологами, социальными работниками, классными руководителями и другими задействованными в воспитании взрослыми.
Литература:
1. Колбасина, Л.В. Модель формирования семейных ценностей у подростков / Л.В. Колбасина, В.Н. Шульга, Р.Ф. Курмакаев // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - №1 (47). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/model-formirovaniya-semeynyh-tsennostey-u-podrostkov (дата обращения: 21.09.2022).
2. Леонтьев, Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности: автореф. дисс.. канд. психол. наук. 19.00.01. / Д.А. Леонтьев. - М., 1988. - 24 с.
3. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках) / Б.Т. Лихачев. - Самара: Издательство СИУ, 1997. - 85 с.
4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101).
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
6. Хижкина, Н.А. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков / Н.А. Хижкина // Вестник ТГУ. - 2007. - №10. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-semi-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-podrostkov (дата обращения: 12.10.2022).
7. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - Москва: Издательство «Канон-плюс», 2019. - 336 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Багрецов Дмитрий Николаевич
Уральский государственный юридический институт МВД РФ (г. Екатеринбург)
ИДЕОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье делается акцент на принципиальной значимости патриотического воспитания студентов и говорится о роли преподавателя в этом процессе. Формирование позитивной аксиологии анализируется как необходимая доминанта воспитательного процесса патриотической культуры гражданина. Опираясь на накопленный за годы работы, опыт гражданско-патриотической, военно-шефской и ветеранской работы, авторы предлагают методы формирования патриотического мировоззрения у студентов с учётом цифровых характеристик современной эпохи.
Ключевые слова: цифровизация; формирование патриотического мировоззрения; образовательно-воспитательный процесс; патриотическая культура; Родина; история Отечества; патриотизм; патриотическое мироощущение; преподаватель; наставник; патриотическое воспитание.
Annotation. The article focuses on the fundamental importance of the patriotic education of students and talks about the role of the teacher in this process. The formation of a positive axiology is analyzed as a necessary dominant of the educational process of a citizen's patriotic culture. Based on the experience of civil-patriotic, military patronage and veteran work accumulated over the years, the authors propose methods for the formation of a patriotic worldview among students, taking into account the digital characteristics of the modern era.
Key words: digitalization; the formation of a patriotic worldview; educational process; patriotic culture; Motherland; the history of homeland; patriotism; patriotic attitude; teacher; mentor; patriotic education.
Введение. С профессиональной и общегражданской точки зрения формирование патриотической культуры, базирующейся на позитивной аксиологии, является одной из ключевых задач педагога в современной высшей школе. Однако сегодня развитие патриотизма и формирование на этой основе гражданского общества невозможно без учёта цифровых характеристик современной эпохи. Зацифрованность как одна из самых значимых черт эпохи влияет на мышление подрастающего поколения. В силах педагогов, воспитателей, преподавателей использовать цифровые возможности во благо, для воспитания подрастающего поколения и формирования сильного, ответственного, патриотически настроенного гражданского общества.
В статье делается акцент на принципиальной значимости патриотического воспитания студентов с учётом цифровых характеристик времени. Формирование позитивной аксиологии анализируется как необходимая доминанта воспитательного процесса патриотической культуры гражданина. Опираясь на накопленный за годы работы, опыт гражданско-патриотической, военно-шефской и ветеранской работы, авторы предлагают методы формирования патриотического мировоззрения у студентов с учётом особенностей цифровой эпохи.
Изложение основного материала статьи. Статус преподавателя представляет собой необходимое условие для достижения поставленной цели: это уникальный исторически сложившийся емкий интегрированный феномен, представляющий в целом его правовое положение как работника и педагога и как центральной фигуры вузовской среды в целом. Преподаватель является членом трудового (педагогического) коллектива, заключающим договор с работодателем. Он защищен нормами трудового законодательства. В целом же статус преподавателя вуза как гражданина РФ защищен Основным законом нашей страны - Конституцией, ФЗ «Об образовании» и локальными нормативно-правовыми актами Минобрнауки и самого образовательного учреждения, где педагог исполняет свои прямые обязанности и реализуется в профессиональном и личностном плане [1]. Говоря о статусе педагога вуза и самой высшей школы следует вспомнить исключительно точную и емкую характеристику, данную основателем нашего государства В.И. Лениным в его труде «Письмо ученикам Каприйской школы», где он говорит, что престиж любой школы и уровень подготовки ее воспитанников всецело зависит от авторитета педагогов. Этот постулат и сегодня имеет непреходящее, фундаментальное значение. Однако падение статуса педагога отмечается еще с 90-х. Особенно это актуально для высшей школы. Сходные процессы коснулись армии и медицины, охватив таким образом все три социальные опоры государства. Подобных процессов не отмечалось ни в дореволюционный, ни в советский период. Отсюда напрашивается другой ленинский вопрос - Что делать? - а точнее, какие статусные требования должны быть сегодня выдвинуты к педагогу высшей школы с тем, чтобы закрепить его статус в некоторых нормативных документах вплоть до федерального уровня [2].
В виду информационной перенасыщенности общества исключительно академической составляющей сегодня недостаточно. Однако исторически статус Учителя и наставника был на Руси недосягаемо высок, наравне со статусом Защитника Родины.
Каждый из них был носителем и распространителем патриотической идеи, высказывать и проповедовать которую имели право далеко не все члены общества.
С кризисом патриотического мировоззрения в 80-е - 90-е годы эта доминанта была утрачена, как и идея интернационализма, служившая цементирующей в советском обществе.
Сегодня мы видим возвращение этих идей в повестку дня: Президент России не только поставил вопрос о национальной идее современной России (при существовавшем на тот момент законодательном запрете на идеологию), но и предложил рассматривать в этом качестве патриотизм как квинтэссенцию национальной идеи России на любом историческом этапе. Патриотизм присутствовал и в «русской триаде» К.П. Победоносцева, и в лозунгах «за Веру, Царя и Отечество» или «За Родину, за Сталина!». Таким образом, многократное повторение главой государства мысли, что «у нас нет и не может быть другой идеи, кроме патриотизма» и что «патриотизм и любовь к своему Отечеству является сердцевиной будущего России» служат несомненным свидетельством наличия долгосрочной идеологической программы [4, 5]. Дополнительным свидетельством этого процесса служит активизация пропагандистской машины Запада, чьи усилия по развенчанию патриотической идеологии сегодня направлены главным образом на российскую молодежь, студентов и даже школьников, то есть лиц без социального опыта и внятной гражданской позиции [3].
Сегодня в российском обществе назрела острая необходимость патриотического воспитания в средней и высшей школе, и одна из главных ролей в этом воспитании отводится преподавателю, педагогу. Начиная с десятых годов XXI века, правительство нашей страны вкладывает в развитие патриотической концепции государства особые усилия. В одной из программных речей, посвящённых патриотизму, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что патриотизм должен лечь в основу укрепления государственного строя в самом широком смысле [Пресс-конференция Президента Российской Федерации В.В. Путина 20 декабря 2018 года].
Безусловная актуальность данного вектора воспитательной и социальной работы обусловлена несколькими причинами. Одна из причин уходит корнями в период развала страны в 90-х годах XX века, когда некогда сильное государство потеряло свою целостность - географическую, социальную, политическую и, конечно, идеологическую. Формирование патриотически настроенного гражданского общества будет способствовать восстановлению идеологической целостности и развитию страны на новых фундаментальных принципах и ценностях.
Другая причина актуальности патриотического воспитания связана с цифровизацией общества и с теми проблемами, которые она несёт. Речь идёт прежде всего о молодом поколении, которое, начиная с совсем юного возраста, погружено в масштабный цифровой контент, практически без цензуры, без каких-то отборочных мер. Всё это формирует общество, которому не всегда хватает критического мышления, которое не имеет идеологической опоры и которым легко управлять и манипулировать.
Формирование гражданско-патриотического воспитания в приоритетные направления социальной политики должно учитывать цифровой характер взаимодействия молодого поколения, и вырабатывать те методики, которые будут развивать цифровой контент с учётом новых задач гражданского общества, с учётом формирующейся гражданско-патриотической концепции воспитания.
Стоит отметить, что выведение гражданско-патриотического воспитания в приоритетные направления социальной политики связано с долгосрочной стратегией государства по созданию мощной государственной идеологии, в основе которой лежат идеи объединения граждан, любящих родную страну и делающих всё возможное в её интересах.
Также одной из главных причин выведения гражданско-патриотического воспитания в приоритетное направление является потребность страны в национальном самоопределении и идентификации.
Патриотизм - это позиция личности, которая соотносится с внутренними этическими ценностями и в то же время имеет определённый вектор, направленный вовне, на социум, на место, где живёт человек. Этот вектор определяется стремлением патриотически настроенного гражданина улучшать пространство вокруг себя, стремлением влиять на облик Отчизны и делать что-то полезное и нужное для своей страны и своего народа. Патриотическая позиция включает в себя переживание чувства любви к Родине, долга и ответственности перед страной, чувства причастности к истории своего народа, желание сохранить историческую память и передать её потомкам.
Патриотическое воспитание в тех или иных формах должно быть введено уже с раннего детского возраста. В детских дошкольных учреждениях, в школах, в учреждениях дополнительного образования реализуются занятия, посвящённые родному краю, родной истории, проводятся встречи с интересными людьми, чьи имена прославили нашу страну, организуются походы и экскурсии. Одной из основных площадок, которая должна обеспечивать полноценное патриотическое воспитание молодёжи, является высшее учебное заведение. В вузе обучаются студенты и аспиранты в возрасте, в среднем, от 18 до 25 лет, и в этом возрасте, как правило, закладываются основы гражданского самосознания. Это уже не подростковый период, когда мнение человека может быть сформировано «от противного», в противовес общепринятому, либо под влиянием референтной группы (сверстников или кумиров). Студенчество - возраст большей осмысленности и поиска для себя нравственных и гражданских ориентиров. Поэтому так важно именно в студенчестве предложить молодёжи тот гражданско-патриотический фундамент, на котором они будут строить свою профессиональную и общественную деятельность.
Высшему или среднему специальному учебному заведению необходимо разработать широкую программу гражданско-патриотического воспитания, которая будет включать разнообразные методы и форматы работы. Разные направления патриотического воспитания будут решать разные задачи, но преследовать одну цель - формирование у молодого поколения определённой идеологии, связанной с любовью к Родине и ответственностью перед своей страной.
Методов гражданско-патриотического воспитания очень много. Среди них - создание музеев при вузе, организация различных кружков - краеведческих, туристических, литературных и т.д., проведение тематических выставок, походов, занятий, экскурсий. Но все методы и инструменты должны учитывать цифровой характер современного общества.
К примеру, изучение истории в вузе необходимо современному гражданину для того, чтобы уверенно и эффективно строить современное общество, с учётом менталитета, геополитических особенностей страны, с учётом перспектив и целей государства. Изучение истории в непрофильном вузе в рамках патриотического воспитания можно выстраивать в форматах, которые будут отличаться от привычных пар и учебных занятий. И эти форматы могут учитывать цифровые особенности современного общества.
Изучение истории в вузе может и должно применять цифровые инструменты реализации образовательного контента. Это социальные сети и создания тематических групп в соцсетях, продвижение групп и поддержание активности в них. Это создание образовательных продуктов, доступных онлайн, что позволит охватить как можно большее число слушателей. Это
создание музея онлайн, с интерактивными площадками, с возможностью комментирования, обратной связи, общения молодёжи с представителями музея.
Выводы. В своем учителе и наставнике студент должен прежде всего видеть сторонника безусловно позитивных, исконно российских ценностей, патриота и педагога как созидателя и защитника своего Отечества, как субъекта актуального противодействия всем враждебным влияниям и интенциям современной информационной реальности. Идеология образовательного процесса с необходимостью должна включать создание и развитие патриотической культуры, без которой развитие общества представляется проблематичным. Однако сегодня формирование патриотической идеологии и воспитание гражданского общества на тех позициях, которые зиждутся на любви к Родине, на ответственности перед страной и обществом, не может не учитывать цифровизации социума и особенности мышления подрастающего поколения, связанные с их погружённостью в цифровую среду. Нет необходимости запрещать общение и нахождение молодёжи в интернете, однако необходимо вести социальную политику с учётом цифрового мировоззрения.
У цифровой эпохи есть и преимущества - огромные возможности для работы с информацией. И эти возможности, безусловно, надо использовать при формировании векторов патриотического воспитания, направлений работы с молодёжью. Среди этих возможностей - ведение социальных сетей и чатов, формирование и распространение образовательных продуктов, онлайн-встречи, вебинары, онлайн-обучение, и т.д.
Литература:
1. Мелешенко, Н.Т. О некоторых условиях реализации конституционных положений в сфере образования в Финляндии и России / Н.Т. Мелешенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. - №2. - 2016. - С. 20-22
2. Осинцев, Д.В. Административно-правовые средства служебной деонтологии в образовательных организациях системы МВД России / Д.В. Осинцев, С.А. Бараковских, С.Г. Сидоров // Российское право: образование, практика, наука. -2020. - № 5. - С. 82-89
3. Организация культурно-просветительской деятельности молодежи в Российской Федерации / О.Н. Брызгалова [и др.] // Молодежь и наука. - 2019. - № 12. - С. 8-10
4. Patriotic Education of Young People by Means of Internet Projects: Domestic and Foreign Experience / E.V. Luneva [etc.] // Advances in Social Science, Education and Humanities Research: materials of the 1st International Scientific Practical Conference "The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment" (ISMGE 2019). - 2019. - P. 338-341
Педагогика
УДК 371.487
старший преподаватель кафедры дефектологии Баженова Юлия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование проблемы воспитания доброжелательности у младших школьников. Доброжелательность рассматривается как нравственное качество. Предложены педагогические условия воспитания доброжелательности младших школьников.
Ключевые слова: доброжелательность, нравственные качества, нравственное воспитание, педагогические условия, младшие школьники.
Annotation. The article presents a theoretical substantiation of the problem of fostering benevolence in younger students. Benevolence is considered as a moral quality. Pedagogical conditions of benevolence upbringing for junior schoolchildren are offered.
Key words: goodwill, friendly relationship, moral qualities, pedagogical conditions, junior high school students.
Введение. Анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность образовательных организаций, показывает, что одной из тенденций государственной политики в сфере образования является воспитание нравственной личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования к числу планируемых личностных результатов освоения основной образовательной программы относят: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [1]. Достичь эти личностные результаты можно в процессе воспитания доброжелательности младших школьников.
Изложение основного материала статьи. Анализ психологической и педагогической литературы свидетельствует о недостаточном количестве исследований по воспитанию доброжелательности младших школьников. Бесспорно, начиная с дошкольного возраста, организуется целенаправленный педагогический процесс по воспитанию доброжелательности и доброжелательных взаимоотношений. Важно продолжать эту работу в начальной школе. Исследованием проблемы воспитания доброжелательности у старших дошкольников занимались Т.И. Ерофеева [4], Т.И. Бабаева [2], М.Н. Сокольникова [6]; у подростков - Н.С. Нажалова [5]. Младший школьный возраст остался без внимания среди исследователей проблемы воспитания доброжелательности. Исследователи выделяют несколько подходов к определению понятия «доброжелательность», «доброжелательные отношения».
Значимым для нас является определение М.Н. Сокольниковой, которая под доброжелательными отношениями понимает «общую положительно-эмоциональную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние детей, готовности оказывать помощь и вступать во взаимодействие со сверстниками» [4].
Е.В. Дмитриева выделяет совокупность качеств, составляющих доброжелательность: добротворчество, милосердие, справедливость, доверительность [3].
В нашем исследовании под доброжелательностью мы понимаем интегративное личностное качество, которое формируется при усвоении моральных норм, принципов и правил, принятых в социуме, характеризующееся позитивной направленностью поведения человека в его взаимоотношениях с другими, проявляющееся в умении распознавать эмоции и чувства другого, в сочувствии, в готовности прийти на помощь.
Доброжелательность как нравственное качество личности - важнейший компонент в структуре нравственного взаимодействия младших школьников со сверстниками и взрослыми. Важно проводить целенаправленную работу по воспитанию доброжелательности у младших школьников.
Мы предлагаем организовать процесс воспитания доброжелательности младших школьников во внеурочной деятельности в соответствии с педагогической моделью, включающей целевой, методологический, содержательный,