Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА'

ИДЕОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РОДИНА / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / НАСТАВНИК / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багрецов Дмитрий Николаевич

В статье делается акцент на принципиальной значимости патриотического воспитания студентов и говорится о роли преподавателя в этом процессе. Формирование позитивной аксиологии анализируется как необходимая доминанта воспитательного процесса патриотической культуры гражданина. Опираясь на накопленный за годы работы, опыт гражданско-патриотической, военно-шефской и ветеранской работы, авторы предлагают методы формирования патриотического мировоззрения у студентов с учётом цифровых характеристик современной эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGY OF THE FORMATION OF PATRIOTIC CULTURE AND WORLDVIEW IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE DIGITAL SOCIETY

The article focuses on the fundamental importance of the patriotic education of students and talks about the role of the teacher in this process. The formation of a positive axiology is analyzed as a necessary dominant of the educational process of a citizen's patriotic culture. Based on the experience of civil-patriotic, military patronage and veteran work accumulated over the years, the authors propose methods for the formation of a patriotic worldview among students, taking into account the digital characteristics of the modern era.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА»

подростков школьными психологами, социальными работниками, классными руководителями и другими задействованными в воспитании взрослыми.

Литература:

1. Колбасина, Л.В. Модель формирования семейных ценностей у подростков / Л.В. Колбасина, В.Н. Шульга, Р.Ф. Курмакаев // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - №1 (47). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/model-formirovaniya-semeynyh-tsennostey-u-podrostkov (дата обращения: 21.09.2022).

2. Леонтьев, Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности: автореф. дисс.. канд. психол. наук. 19.00.01. / Д.А. Леонтьев. - М., 1988. - 24 с.

3. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках) / Б.Т. Лихачев. - Самара: Издательство СИУ, 1997. - 85 с.

4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101).

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

6. Хижкина, Н.А. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков / Н.А. Хижкина // Вестник ТГУ. - 2007. - №10. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-semi-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-podrostkov (дата обращения: 12.10.2022).

7. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - Москва: Издательство «Канон-плюс», 2019. - 336 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Багрецов Дмитрий Николаевич

Уральский государственный юридический институт МВД РФ (г. Екатеринбург)

ИДЕОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье делается акцент на принципиальной значимости патриотического воспитания студентов и говорится о роли преподавателя в этом процессе. Формирование позитивной аксиологии анализируется как необходимая доминанта воспитательного процесса патриотической культуры гражданина. Опираясь на накопленный за годы работы, опыт гражданско-патриотической, военно-шефской и ветеранской работы, авторы предлагают методы формирования патриотического мировоззрения у студентов с учётом цифровых характеристик современной эпохи.

Ключевые слова: цифровизация; формирование патриотического мировоззрения; образовательно-воспитательный процесс; патриотическая культура; Родина; история Отечества; патриотизм; патриотическое мироощущение; преподаватель; наставник; патриотическое воспитание.

Annotation. The article focuses on the fundamental importance of the patriotic education of students and talks about the role of the teacher in this process. The formation of a positive axiology is analyzed as a necessary dominant of the educational process of a citizen's patriotic culture. Based on the experience of civil-patriotic, military patronage and veteran work accumulated over the years, the authors propose methods for the formation of a patriotic worldview among students, taking into account the digital characteristics of the modern era.

Key words: digitalization; the formation of a patriotic worldview; educational process; patriotic culture; Motherland; the history of homeland; patriotism; patriotic attitude; teacher; mentor; patriotic education.

Введение. С профессиональной и общегражданской точки зрения формирование патриотической культуры, базирующейся на позитивной аксиологии, является одной из ключевых задач педагога в современной высшей школе. Однако сегодня развитие патриотизма и формирование на этой основе гражданского общества невозможно без учёта цифровых характеристик современной эпохи. Зацифрованность как одна из самых значимых черт эпохи влияет на мышление подрастающего поколения. В силах педагогов, воспитателей, преподавателей использовать цифровые возможности во благо, для воспитания подрастающего поколения и формирования сильного, ответственного, патриотически настроенного гражданского общества.

В статье делается акцент на принципиальной значимости патриотического воспитания студентов с учётом цифровых характеристик времени. Формирование позитивной аксиологии анализируется как необходимая доминанта воспитательного процесса патриотической культуры гражданина. Опираясь на накопленный за годы работы, опыт гражданско-патриотической, военно-шефской и ветеранской работы, авторы предлагают методы формирования патриотического мировоззрения у студентов с учётом особенностей цифровой эпохи.

Изложение основного материала статьи. Статус преподавателя представляет собой необходимое условие для достижения поставленной цели: это уникальный исторически сложившийся емкий интегрированный феномен, представляющий в целом его правовое положение как работника и педагога и как центральной фигуры вузовской среды в целом. Преподаватель является членом трудового (педагогического) коллектива, заключающим договор с работодателем. Он защищен нормами трудового законодательства. В целом же статус преподавателя вуза как гражданина РФ защищен Основным законом нашей страны - Конституцией, ФЗ «Об образовании» и локальными нормативно-правовыми актами Минобрнауки и самого образовательного учреждения, где педагог исполняет свои прямые обязанности и реализуется в профессиональном и личностном плане [1]. Говоря о статусе педагога вуза и самой высшей школы следует вспомнить исключительно точную и емкую характеристику, данную основателем нашего государства В.И. Лениным в его труде «Письмо ученикам Каприйской школы», где он говорит, что престиж любой школы и уровень подготовки ее воспитанников всецело зависит от авторитета педагогов. Этот постулат и сегодня имеет непреходящее, фундаментальное значение. Однако падение статуса педагога отмечается еще с 90-х. Особенно это актуально для высшей школы. Сходные процессы коснулись армии и медицины, охватив таким образом все три социальные опоры государства. Подобных процессов не отмечалось ни в дореволюционный, ни в советский период. Отсюда напрашивается другой ленинский вопрос - Что делать? - а точнее, какие статусные требования должны быть сегодня выдвинуты к педагогу высшей школы с тем, чтобы закрепить его статус в некоторых нормативных документах вплоть до федерального уровня [2].

В виду информационной перенасыщенности общества исключительно академической составляющей сегодня недостаточно. Однако исторически статус Учителя и наставника был на Руси недосягаемо высок, наравне со статусом Защитника Родины.

Каждый из них был носителем и распространителем патриотической идеи, высказывать и проповедовать которую имели право далеко не все члены общества.

С кризисом патриотического мировоззрения в 80-е - 90-е годы эта доминанта была утрачена, как и идея интернационализма, служившая цементирующей в советском обществе.

Сегодня мы видим возвращение этих идей в повестку дня: Президент России не только поставил вопрос о национальной идее современной России (при существовавшем на тот момент законодательном запрете на идеологию), но и предложил рассматривать в этом качестве патриотизм как квинтэссенцию национальной идеи России на любом историческом этапе. Патриотизм присутствовал и в «русской триаде» К.П. Победоносцева, и в лозунгах «за Веру, Царя и Отечество» или «За Родину, за Сталина!». Таким образом, многократное повторение главой государства мысли, что «у нас нет и не может быть другой идеи, кроме патриотизма» и что «патриотизм и любовь к своему Отечеству является сердцевиной будущего России» служат несомненным свидетельством наличия долгосрочной идеологической программы [4, 5]. Дополнительным свидетельством этого процесса служит активизация пропагандистской машины Запада, чьи усилия по развенчанию патриотической идеологии сегодня направлены главным образом на российскую молодежь, студентов и даже школьников, то есть лиц без социального опыта и внятной гражданской позиции [3].

Сегодня в российском обществе назрела острая необходимость патриотического воспитания в средней и высшей школе, и одна из главных ролей в этом воспитании отводится преподавателю, педагогу. Начиная с десятых годов XXI века, правительство нашей страны вкладывает в развитие патриотической концепции государства особые усилия. В одной из программных речей, посвящённых патриотизму, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что патриотизм должен лечь в основу укрепления государственного строя в самом широком смысле [Пресс-конференция Президента Российской Федерации В.В. Путина 20 декабря 2018 года].

Безусловная актуальность данного вектора воспитательной и социальной работы обусловлена несколькими причинами. Одна из причин уходит корнями в период развала страны в 90-х годах XX века, когда некогда сильное государство потеряло свою целостность - географическую, социальную, политическую и, конечно, идеологическую. Формирование патриотически настроенного гражданского общества будет способствовать восстановлению идеологической целостности и развитию страны на новых фундаментальных принципах и ценностях.

Другая причина актуальности патриотического воспитания связана с цифровизацией общества и с теми проблемами, которые она несёт. Речь идёт прежде всего о молодом поколении, которое, начиная с совсем юного возраста, погружено в масштабный цифровой контент, практически без цензуры, без каких-то отборочных мер. Всё это формирует общество, которому не всегда хватает критического мышления, которое не имеет идеологической опоры и которым легко управлять и манипулировать.

Формирование гражданско-патриотического воспитания в приоритетные направления социальной политики должно учитывать цифровой характер взаимодействия молодого поколения, и вырабатывать те методики, которые будут развивать цифровой контент с учётом новых задач гражданского общества, с учётом формирующейся гражданско-патриотической концепции воспитания.

Стоит отметить, что выведение гражданско-патриотического воспитания в приоритетные направления социальной политики связано с долгосрочной стратегией государства по созданию мощной государственной идеологии, в основе которой лежат идеи объединения граждан, любящих родную страну и делающих всё возможное в её интересах.

Также одной из главных причин выведения гражданско-патриотического воспитания в приоритетное направление является потребность страны в национальном самоопределении и идентификации.

Патриотизм - это позиция личности, которая соотносится с внутренними этическими ценностями и в то же время имеет определённый вектор, направленный вовне, на социум, на место, где живёт человек. Этот вектор определяется стремлением патриотически настроенного гражданина улучшать пространство вокруг себя, стремлением влиять на облик Отчизны и делать что-то полезное и нужное для своей страны и своего народа. Патриотическая позиция включает в себя переживание чувства любви к Родине, долга и ответственности перед страной, чувства причастности к истории своего народа, желание сохранить историческую память и передать её потомкам.

Патриотическое воспитание в тех или иных формах должно быть введено уже с раннего детского возраста. В детских дошкольных учреждениях, в школах, в учреждениях дополнительного образования реализуются занятия, посвящённые родному краю, родной истории, проводятся встречи с интересными людьми, чьи имена прославили нашу страну, организуются походы и экскурсии. Одной из основных площадок, которая должна обеспечивать полноценное патриотическое воспитание молодёжи, является высшее учебное заведение. В вузе обучаются студенты и аспиранты в возрасте, в среднем, от 18 до 25 лет, и в этом возрасте, как правило, закладываются основы гражданского самосознания. Это уже не подростковый период, когда мнение человека может быть сформировано «от противного», в противовес общепринятому, либо под влиянием референтной группы (сверстников или кумиров). Студенчество - возраст большей осмысленности и поиска для себя нравственных и гражданских ориентиров. Поэтому так важно именно в студенчестве предложить молодёжи тот гражданско-патриотический фундамент, на котором они будут строить свою профессиональную и общественную деятельность.

Высшему или среднему специальному учебному заведению необходимо разработать широкую программу гражданско-патриотического воспитания, которая будет включать разнообразные методы и форматы работы. Разные направления патриотического воспитания будут решать разные задачи, но преследовать одну цель - формирование у молодого поколения определённой идеологии, связанной с любовью к Родине и ответственностью перед своей страной.

Методов гражданско-патриотического воспитания очень много. Среди них - создание музеев при вузе, организация различных кружков - краеведческих, туристических, литературных и т.д., проведение тематических выставок, походов, занятий, экскурсий. Но все методы и инструменты должны учитывать цифровой характер современного общества.

К примеру, изучение истории в вузе необходимо современному гражданину для того, чтобы уверенно и эффективно строить современное общество, с учётом менталитета, геополитических особенностей страны, с учётом перспектив и целей государства. Изучение истории в непрофильном вузе в рамках патриотического воспитания можно выстраивать в форматах, которые будут отличаться от привычных пар и учебных занятий. И эти форматы могут учитывать цифровые особенности современного общества.

Изучение истории в вузе может и должно применять цифровые инструменты реализации образовательного контента. Это социальные сети и создания тематических групп в соцсетях, продвижение групп и поддержание активности в них. Это создание образовательных продуктов, доступных онлайн, что позволит охватить как можно большее число слушателей. Это

создание музея онлайн, с интерактивными площадками, с возможностью комментирования, обратной связи, общения молодёжи с представителями музея.

Выводы. В своем учителе и наставнике студент должен прежде всего видеть сторонника безусловно позитивных, исконно российских ценностей, патриота и педагога как созидателя и защитника своего Отечества, как субъекта актуального противодействия всем враждебным влияниям и интенциям современной информационной реальности. Идеология образовательного процесса с необходимостью должна включать создание и развитие патриотической культуры, без которой развитие общества представляется проблематичным. Однако сегодня формирование патриотической идеологии и воспитание гражданского общества на тех позициях, которые зиждутся на любви к Родине, на ответственности перед страной и обществом, не может не учитывать цифровизации социума и особенности мышления подрастающего поколения, связанные с их погружённостью в цифровую среду. Нет необходимости запрещать общение и нахождение молодёжи в интернете, однако необходимо вести социальную политику с учётом цифрового мировоззрения.

У цифровой эпохи есть и преимущества - огромные возможности для работы с информацией. И эти возможности, безусловно, надо использовать при формировании векторов патриотического воспитания, направлений работы с молодёжью. Среди этих возможностей - ведение социальных сетей и чатов, формирование и распространение образовательных продуктов, онлайн-встречи, вебинары, онлайн-обучение, и т.д.

Литература:

1. Мелешенко, Н.Т. О некоторых условиях реализации конституционных положений в сфере образования в Финляндии и России / Н.Т. Мелешенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. - №2. - 2016. - С. 20-22

2. Осинцев, Д.В. Административно-правовые средства служебной деонтологии в образовательных организациях системы МВД России / Д.В. Осинцев, С.А. Бараковских, С.Г. Сидоров // Российское право: образование, практика, наука. -2020. - № 5. - С. 82-89

3. Организация культурно-просветительской деятельности молодежи в Российской Федерации / О.Н. Брызгалова [и др.] // Молодежь и наука. - 2019. - № 12. - С. 8-10

4. Patriotic Education of Young People by Means of Internet Projects: Domestic and Foreign Experience / E.V. Luneva [etc.] // Advances in Social Science, Education and Humanities Research: materials of the 1st International Scientific Practical Conference "The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment" (ISMGE 2019). - 2019. - P. 338-341

Педагогика

УДК 371.487

старший преподаватель кафедры дефектологии Баженова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование проблемы воспитания доброжелательности у младших школьников. Доброжелательность рассматривается как нравственное качество. Предложены педагогические условия воспитания доброжелательности младших школьников.

Ключевые слова: доброжелательность, нравственные качества, нравственное воспитание, педагогические условия, младшие школьники.

Annotation. The article presents a theoretical substantiation of the problem of fostering benevolence in younger students. Benevolence is considered as a moral quality. Pedagogical conditions of benevolence upbringing for junior schoolchildren are offered.

Key words: goodwill, friendly relationship, moral qualities, pedagogical conditions, junior high school students.

Введение. Анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность образовательных организаций, показывает, что одной из тенденций государственной политики в сфере образования является воспитание нравственной личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования к числу планируемых личностных результатов освоения основной образовательной программы относят: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [1]. Достичь эти личностные результаты можно в процессе воспитания доброжелательности младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Анализ психологической и педагогической литературы свидетельствует о недостаточном количестве исследований по воспитанию доброжелательности младших школьников. Бесспорно, начиная с дошкольного возраста, организуется целенаправленный педагогический процесс по воспитанию доброжелательности и доброжелательных взаимоотношений. Важно продолжать эту работу в начальной школе. Исследованием проблемы воспитания доброжелательности у старших дошкольников занимались Т.И. Ерофеева [4], Т.И. Бабаева [2], М.Н. Сокольникова [6]; у подростков - Н.С. Нажалова [5]. Младший школьный возраст остался без внимания среди исследователей проблемы воспитания доброжелательности. Исследователи выделяют несколько подходов к определению понятия «доброжелательность», «доброжелательные отношения».

Значимым для нас является определение М.Н. Сокольниковой, которая под доброжелательными отношениями понимает «общую положительно-эмоциональную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние детей, готовности оказывать помощь и вступать во взаимодействие со сверстниками» [4].

Е.В. Дмитриева выделяет совокупность качеств, составляющих доброжелательность: добротворчество, милосердие, справедливость, доверительность [3].

В нашем исследовании под доброжелательностью мы понимаем интегративное личностное качество, которое формируется при усвоении моральных норм, принципов и правил, принятых в социуме, характеризующееся позитивной направленностью поведения человека в его взаимоотношениях с другими, проявляющееся в умении распознавать эмоции и чувства другого, в сочувствии, в готовности прийти на помощь.

Доброжелательность как нравственное качество личности - важнейший компонент в структуре нравственного взаимодействия младших школьников со сверстниками и взрослыми. Важно проводить целенаправленную работу по воспитанию доброжелательности у младших школьников.

Мы предлагаем организовать процесс воспитания доброжелательности младших школьников во внеурочной деятельности в соответствии с педагогической моделью, включающей целевой, методологический, содержательный,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.