Научная статья на тему 'Идеология евроислама: Тарик Рамадан и бассам Тиби'

Идеология евроислама: Тарик Рамадан и бассам Тиби Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
740
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОИСЛАМ / EURO-ISLAM / ТАРИК РАМАДАН / TARIQ RAMADAN / БАССАМ ТИБИ / BASSAM TIBI / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МУСУЛЬМАНЕ / ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ИСЛАМА / VALUES AND PRINCIPLES OF ISLAM / МUSLIMS / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ачкасов Валерий Алексеевич

Статья посвящена анализу двух вариантов евроислама, предлагаемых двумя учеными-мусульманами, постоянно проживающими и работающими в Европе: Тариком Рамаданом и Бассамом Тиби. Евроислам, который некоторые исследователи считают новой ветвью ислама, а другие идеологией, представляет собой попытку решить проблему органичного сочетания ценностей и принципов ислама с западными ценностями и принципами, такими как права человека, власть закона, либеральная демократия, гендерное равенство. Автор приходит к выводу, что оба варианта концепции евроислама оказываются неприемлемыми для большинства мусульман Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideology of Euro-Islam: Tariq Ramadan and Bassam Tibi

This article analyzes two versions of «Euro-Islam» offered by two scholars Muslim residents living and working in Europe: Tariq Ramadan and Bassam Tibi. Euro-Islam which some researchers consider as the new branch of Islam and the others as a mere ideology. Euro-Islam is an attempt to create the organic combination of values and principles of Islam with the Western values such as human rights, rule of law, liberal democracy, gender equality. Author concludes that both versions of Euro-Islam are unacceptable for the majority of Muslims in Europe.

Текст научной работы на тему «Идеология евроислама: Тарик Рамадан и бассам Тиби»

Этнополитология

В. А. Ачкасов

ИДЕОЛОГИЯ ЕВРОИСЛАМА: ТАРИК РАМАДАН И БАССАМ ТИБИ

Статья посвящена анализу двух вариантов евроислама, предлагаемых двумя учеными-мусульманами, постоянно проживающими и работающими в Европе: Тариком Рамаданом и Бассамом Тиби. Евроислам, который некоторые исследователи считают новой ветвью ислама, а другие — идеологией, представляет собой попытку решить проблему органичного сочетания ценностей и принципов ислама с западными ценностями и принципами, такими как права человека, власть закона, либеральная демократия, гендерное равенство. Автор приходит к выводу, что оба варианта концепции евроислама оказываются неприемлемыми для большинства мусульман Европы.

Ключевые слова: евроислам, Тарик Рамадан, Бассам Тиби, интеграция, мусульмане, ценности и принципы ислама.

Если десять лет назад, обсуждая проблемы мусульманского меньшинства в странах Западной Европы, «политики в основном спорили о том, на каких условиях представителям этого меньшинства предоставлять гражданство или выделять пособие, а ученые выясняли, как же лучше интегрировать мусульманских иммигрантов в социокультурный ландшафт... то теперь ученые чаще стали задаваться вопросом, а совместима ли идентичность мусульманина с гражданством, а политики уже обсуждают: как интегрировать ислам в государство» (см.: Пинюгина, 2010, с. 192). Мусульмане стали весьма заметным меньшинством практически во всех странах Западной Европы. В то же время социологические исследования подтверждают неприятие многими представителями новых иммигрантских этнических меньшинств господствующих в западном обществе принципов и норм либеральной демократии. Для значительной части «новых жителей» Европы соблюдение правил поведения, принятых в их этнических общинах, и приверженность традиционным для них религиозным ценностям важнее подчинения законам принявших их стран. Характерно, что даже вполне секуляризированные представители второго и третьего поколений выходцев из исламских стран выражают и рационализируют свое отличие от представителей принимающей стороны в идентификационных формулах, в

© А. В. Ачкасов, 2012

которых исламу принадлежит важное место, правда, скорее как культурному явлению, средству идентификации, чем истинной религии. 56% европейцев считают несовместимыми ценности ислама и ценности демократии (Transatlantic Trends..., 2006, p. 6).

Казалось бы, выход из этой патовой ситуации предложила в середине 1990-х годов группа интеллектуалов - выходцев из мусульманских стран (Т. Рамадан, А. Баят, Б. Тиби, Т. Модуд и др.), которые создали концепцию «европейского ислама». Однако в понятие «евроислам» даже они вкладывают разный смысл. Для одних это — форма приспособления и интеграции мусульман в западное общество с принципиально иными ценностями и традициями, чем в мире ислама (Б. Тиби, Т. Модуд), для других это — способ активного «приспособления» европейского общества к ценностям и потребностям мусульман (Т. Рамадан, А. Баят). Так, египтянин, внук основателя фундаменталистской организации «Братья-мусульмане» Ха-сана ал-Банны, профессор философии и исламоведения в Женевском колледже и университете Фрибурга (Швейцария) Тарик Рамадан следующим образом формулирует свое кредо: «Я египтянин по происхождению, мусульманин по вероисповеданию, однако родился, вырос и получил образование в Швейцарии. Считаю себя приверженцем европейской культуры... я решил посвятить свою жизнь построению мостов между людьми... Проблема... заключается в неумении слушать друг друга. Очень важно, чтобы люди пришли к пониманию того, насколько это важно — уметь слушать друг друга, понять само значение слова "слушать", научиться внимать тому, что другие люди хотят до вас донести» (Лекция проф. Тарика Рамадана..., http://rus.worldtopthinkers.com/docs/lek_tarik_Ramadan.doc). Он утверждает, что если мусульмане хотят жить в Европе и избавиться от комплекса «гонимого меньшинства», то они должны приобрести способность отвечать определенным требованиям, предъявляемым им европейским обществом: осознавать себя гражданами общества, заключив общественный и нравственный договор со страной, в которой они проживают, признавать и уважать существующие в ней законы.Для достижения этого исламу нужны перемены. «Старые определения "Дома войны" и "Дома мира", — утверждает он, — которых нет в Коране и которые не являются частью откровений Пророка, устарели». Вместо этих определений Рамадан предлагает ввести новое — «Дом клятвы/территория исповедания ислама» (dar ash-shahada), так как оно может успешно содействовать укоренению мусульман в Европе. Это новое определение включает в себя как мусульманский символ веры, так и гражданскую обязанность подчинения общественным законам (Ramadan, http://www.hgdoe.de/pol/ ramadan04-00.htm).

_ 191

ПОЛИТЭКС. 2012. Том 8. № 1

По мнению Рамадана, необходимо четко обрисовать специфическое выражение европейской исламской культуры, адекватное европейской среде и не вступающее в противоречие с основополагающими принципами исламского вероучения. Пока мусульмане вынуждены либо «жить на Западе вне Запада», либо «стать мусульманами без ислама». Поэтому перед мусульманами в Европе, утверждает Рамадан, стоят три фундаментальных вопроса: «Где мы находимся?» «Кто мы?» «Какого образа жизни хотим придерживаться?»

Ответ самого Рамадана на первый вопрос страны Запада — это dar ash-shahada. Однако рассмотрение Европы как территории исповедания ислама позволяет прийти к выводу о том, что европейский континент фактически стал исламской территорией, частью «дар ал-ислам», на которой могут действовать и законы шариата. Второй вопрос «Кто мы?» касается ключевой проблемы — мусульманской идентичности. Главным ее элементом, согласно Рамадану, является вера, которая находит выражение во втором элементе идентичности — в религиозной практике; третий ее элемент — духовность. К ним следует добавить еще два — понимание, основанное на знании, и свобода выбора, которые определяют ответственность поведения. Вера и основанное на знании ответственное поведение составляют ядро мусульманской этики и должны направлять все действия верующего. Следовательно, мусульманские ученые и общественные лидеры должны снабдить европейских мусульман знаниями и наставлениями, которые помогут им защитить свою исламскую идентичность в Европе. В связи с этим Рамадан поднимает ключевой для правоверного мусульманина вопрос: что важнее для мусульманина — членство в мусульманской общине (умме) или принадлежность к стране пребывания (европейское гражданство)? Отвечая на этот вопрос, автор с уверенность констатирует, что принадлежность к умме для мусульман крайне важна, поэтому они должны объединяться в различные организации и отстаивать свои интересы. При этом мусульманские объединения в Европе и их руководители, считает Рамадан, должны приложить активные усилия к тому, чтобы защитить свою независимость в политическом и финансовом отношении как от попыток их контроля со стороны ряда исламских стран, посредством финансирования строительства мечетей и создания фондов, так и со стороны некоторых европейских государств, стремящихся оказывать влияние на деятельность мусульман на континенте (Рамадан, 2005, с. 155-158).

Ответ на третий вопрос «Какого образа жизни мы хотим придерживаться?» Рамадан формулирует следующим образом: проживая в Европе, необходимо придерживаться основополагающих

принципов ислама. Все проблемы, возникающие в повседневной деятельности, способны решить фикх и фатва1, которые, собственно, и появились для того, чтобы приспосабливать ислам к изменениям внешней среды (Ramadan, 2004, р. 63-99). Таким образом, Рамадан имеет в виду «законодательную интеграцию» ислама в принимающее общество, формирование свода мусульманских законов, европейского фикха.

Однако, по мнению ряда исследователей, «европейский ислам (Тарика Рамадана) близок к "универсальному исламу", несущему в себе радикальный импульс» (см.: Roy, 2003, p. 63). Носители этого варианта «евроислама», рассуждая о проблемах «шариата для меньшинства», выражают одновременно уверенность в том, что рано или поздно шариат станет правовой системой для европейского большинства. Так, французская исследовательница творчества Рамадана Каролин Фуре, тщательно проанализировав его тексты, пришла к заключению, что Рамадан является политическим наследником своего деда, Хасана ал-Банны, что его высказывания зачастую есть повторы речей ал-Банны, которые тот произносил в Египте в начале ХХ в.

Некоторые отечественные авторы делают в связи с этим самые радикальные выводы, в частности бывший посол РФ в Султанате Оман В. Носенко утверждает: «В последнее время исламизм все глубже внедряется в Европу, прокладывая дорогу своему боевому отряду «Аль-Каиде», которая чувствует себя здесь вольготно благодаря «цивилизованности» европейского сопротивления исламским экстремистам» (Носенко, 2007, с. 31). Несмотря на явное преувеличение опасности и явный алармизм такой позиции, ясно, что многие мусульмане - иммигранты второго и третьего поколений уже не готовы довольствоваться декларациями идеи равенства вероисповеданий, они требуют реального признания статуса ислама в Европе. Примером таких требований может служить манифест Гент-ского центра, опубликованный в 1999 г. В документе утверждается, что «европейская идея в конце ХХ в. остается националистической идеологией века XIX», создающей образ Европы исключительно белой и «светско-христианской». Сегодня в результате массовой иммиграции ислам вновь укрепил свои европейские позиции, что

1 Фикх (глубокое знание, понимание) — исламская доктрина о правилах поведения мусульман, исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле). Фатва (разъяснение) — богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкование какого-либо казуса с позиций шариата (Ислам. Энциклопедический словарь, 1991).

_ 193

делает социально необходимым «реинкорпорирование ислама в европейскую культуру» (см.: Четверикова, 2005, с. 114-117)2. В свою очередь, профессор Лейденского университета в Нидерландах иранец Асеф Баят говорит: «Я верю, что любой мусульманин в Европе должен научиться жить в обществах, которые не являются исламскими, которые не такие, как в Египте, в Иране. А европейцы. должны признать, что Европа стала многоэтническим и многорелигиозным обществом, и должны с этим смириться» (Баят, 2006, с. 196).

Подход немецкого ученого-мусульманина сирийца Бассама Ти-би, автора термина «евроислам», серьезно отличается от концепции европейского ислама Т. Рамадана. Бассам Тиби начинает с определения политического ислама - исламизма и выяснения причин его формирования и распространения в Европе. Так, он определяет исламизм как политическое движение, которое делает религию орудием для достижения нерелигиозных интересов и злоупотребляет ею (Тиби, 2000). Причиной же его распространения, по мнению Тиби, является отсутствие грамотной, продуманной политики интеграции мусульман в западное общество. Постоянно сталкиваясь с проявлениями дискриминации, мусульмане замыкаются в кругу «своих» и становятся легкой добычей исламистов-радикалов, цель которых «освободить мир от Запада. через его исламизацию». Поэтому европейские политики, обращаясь к мусульманам, не должны путать понятия «толерантность» и «самоотречение», а правительства стран Запада должны искать варианты эффективной политики их интеграции в принимающие общества (Тиби, 2002).

По убеждению Б. Тиби, интеграция мусульманского населения в европейское общество будет успешной только в том случае, если оно откажется от прозелитизма, джихада и законов шариата и примет европейские ценностные ориентации и поведенческие установки. Смысловое ядро этой культуры составляют, по его мнению, демократические правила и демократическая ориентация политической жизни, которых должны придерживаться все европейцы вне зависимости от их происхождения, веры, этнической и расовой принадлежности. Соответственно, и линия раскола проходит не между западной и исламской цивилизациями, как утверждал С. Хантингтон, а между теми, кто принимает демократические ценности и идеалы, на которых строится современное европейское общество, и их решительными противниками. Как считает Б. Тиби, только

2 Исламские радикалы говорят даже о реванше за поражение мусульман в битве при Пу-атье 732 г., в которой франкская тяжелая конница майордома Франции Карла Мартелла нанесла поражение арабам, остановив их продвижение в Европу.

194 _

светское общество в состоянии успешно противостоять давлению исламистов и обеспечивать мирное сосуществование в Европе различных этнических и конфессиональных групп (Тиби, 2000). Мусульмане Европы должны отмежеваться от политического ислама — исламизма и радикалов-террористов, чтобы получить возможность интегрироваться в современное европейское общество, многообразное в религиозном и культурном отношениях. Мостом для взаимопонимания западной и мусульманской цивилизаций может послужить исламский рационализм, который в свое время дал импульс возрождению общества (Тиби, 2002). В работе «Права человека в исламской цивилизации и на Западе» Б. Тиби писал: «Именно исламская цивилизация передала эллинизм Европе в начале Ренессанса и сделала его возможным, изменив ориентацию Европы от Рима к Афинам, от власти Папы Римского к власти человеческого разума согласно учению Аристотеля. В то время мусульмане и европейцы-христиане разделяли идею примата разума и высоко ценили рационализм Аристотеля. Это наследство должно быть использовано сегодня» (Tibi, 1999, р. 51).

Британский сторонник концепции евроислама Тарик Модуд считает особенно важным, наделив этнокультурные общины правами, создать у новых граждан чувство принадлежности к государству, в котором они живут. Однако для этого необходимо широкое обсуждение того, что означает эта принадлежность. Невозможно просто предложить людям иной культуры перенять чуждую им идентичность, мотивируя это тем, что она является системообразующей для данного национального государства и существовала до появления иммигрантов на его территории. Иммигранты-мусульмане должны сами создать свою гражданскую идентичность, т. е. осознать, что значит для них быть британцем, французом и др. (Modood, 2007, p. 127).

В поисках точек соприкосновения западной и мусульманской цивилизаций Тиби приходит к мысли, что универсальные права человека, как основа международной морали, должны связать две цивилизации. Права человека базируются на принципах рационализма, а это и есть то общее, что может привести к их мирному сосуществованию (Tibi, 1999, p. 52). Таким образом, Б. Тиби верит и в возможность формирования особой единой идентичности всех мусульман Европы и существования секуляризованного «европейского ислама», занимающего то же место и имеющего тот же статус, что и европейское христианство, и в возможность дружественного сосуществование представителей двух цивилизаций.

Однако призыв к секуляризации ислама и приспособления его к европейским ценностям многими мусульманами Европы восприни-

_ 195

ПОЯИТЭ%£. 2012. Том 8. № 1

мается как призыв к ассимиляции и потому не принимается, поскольку, по их мнению, вариант евроислама, предлагаемый Б. Тиби, означает отказ «от базовых основ вероисповедания и, по сути, «выход из мировой мусульманской общины — уммы». В свою очередь, большинство мусульман, как показало недавнее исследование отношения мусульман к идее прав человека, не признают даже Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., так как для них она не «всеобщая», а «западная». Поэтому попытки распространить концепцию прав человека в мусульманских странах и среди мусульман Европы воспринимаются как «политика насаждения западных ценностей в качестве универсальных для всего мира» (см.: Сокар, 2008, с. 6).

Однако и это не все, есть еще одна проблема, возникающая в связи с трудностями интеграции иммигрантов из мусульманских стран. Заключается она в том, что ислам, несмотря на признание бытия «воображаемой» всемирной исламской уммы, как нечто единое не существует, в нем нет единой, жестко иерархической структуры, подобной иерархии католической или православной Церкви. Поэтому ислам всегда отличался религиозным и культурным многообразием, а потому сегодня в каждой европейской стране преобладает то или иное течение, то или иное толкование ислама, в зависимости от того, откуда вышло большинство иммигрантов-мусульман. В результате даже Б. Тиби, ратующий за евроислам, вынужден признать: «Мы не можем сказать, что существует нечто под названием "немецкий ислам". Это значило бы построить мусульманскую церковь, объединившую всех — суннитов, алавитов, шиитов, турок, арабов и боснийских мусульман. Это просто невозможно» (цит. по: Риппбергер, http:// www.dw-world.de). Среди мусульман, как и среди христиан разных конфессий, нет единства в понимании того, что значит «жить в соответствии со своей верой».

В результате оба варианта концепции евроислама оказываются неприемлемыми для большинства мусульман Европы. Как отмечает немецкий исследователь евроислама У. Штайнбах, если Б. Тиби говорит о необходимости интеграции мусульман и подчинении ислама системе базовых европейских ценностей, то Т. Рамадан выступает за более активное участие мусульман в общественной, государственной и международной жизни государств Европы, для защиты своих интересов. Его концепция находит поддержку со стороны молодого поколения мусульман-иммигрантов, однако идея Т. Рамадана подвергнуть ревизии толкования основных источников ислама Корана и Сунны кажется кощунственной правоверным мусульманам. Концепцию же Б. Тиби позитивно воспринимают и поддерживают в основном европейцы не мусульмане. В целом же «термин

"евроислам" у большинства мусульман вызывает раздражение. Мусульмане предпочитают прагматичное «соответствие европейскому образу жизни без отказа от основ ислама», как это... сформулировал председатель Центрального совета мусульман Германии На-деем Эльяс. Слишком силен дискомфорт от того, что «евроислам» может означать утрату базовых основ вероисповедания» (см.: Steinbach, http://www.qantara.de/webcom/show_artide.php/_c-469/_nr-325/кМт1).

Западноевропейский и американский опыт демонстрирует, что излишняя тематизация различия (права на различие) ведет к закреплению этнических и религиозных границ и идентичностей. Поэтому идея общеевропейской господствующей или «руководящей культуры», укорененной в демократическом сообществе, члены которого связаны друг с другом не религиозной или этнической идентичностью, а коллективной идентичностью граждан этого сообщества, поддерживается многими европейскими политиками и интеллектуалами (вспомним, например, идею «конституционного патриотизма» Ю. Хабермаса, который видит гражданство единственной альтернативой этнической идентичности). Предполагается, что подобная гражданская идентичность должна быть превыше любой этнической и религиозной идентичности: конечно, при этом никто не выступает против религии как частного дела каждого индивида, однако на публичном уровне только демократическая гражданская идентичность должна иметь решающее значение. Только на такой основе возможно, по мнению европейских интеллектуалов, успешное решение задачи интеграции не европейцев в европейское общество.

На наш взгляд, европейские демократии попали сегодня в своеобразную ловушку толерантности, предлагая быть толерантными к тем процессам и явлениям, которые несут в себе интолерантность. Во имя этого манифестация ценностей одних общественных групп (иммигрантских общин мусульман) стала более значимой, чем выражение интересов других. Таким образом, страны Европы оказались в целом неготовыми к тому, что иммигрантские сообщества не только потребуют для себя гражданских прав, но и начнут весьма агрессивно претендовать на изменение самой системы социокультурных координат европейских обществ. Возникли вполне обоснованные опасения: смогут ли демократические институты справиться с противоречиями, возникшими в этой сфере? Тем не менее сенсацией стало заявление германского канцлера А. Меркель о том, что попытки ее страны построить мультикультурное общество потерпели поражение. По ее мнению, данная концепция, подразумевающая, что люди, представляющие разные культурные традиции, могут мирно сосуществовать друг с другом, не работает в Германии

_ 197

ПОЯИТЭКС. 2012. Том 8. № 1

(Меркель считает., 2010). Вслед за Меркель высказал разочарование политикой мультикультурализма и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. На Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2011 г. он предложил перейти от политики невмешательства к «мускулистому», более агрессивному либерализму. Демократия, равные права, свобода слова и главенство закона должны, по его мнению, помочь формированию национальной идентичности. К своим коллегам присоединился и президент Франции Николя Саркози, который также признал провал политики мультикультурализма. В телевизионном интервью в феврале 2011 г. он посетовал, что долгое время слишком много внимания французские власти уделяли самим иммигрантам, но мало — принимающей стране.

Европейцы сегодня уже хорошо осознают, что только их собственной толерантности недостаточно для создания новой мульти-культурной и интегрированной европейской общности. «Должно быть ответное стремление субсообществ принять национальную идентичность. Они должны учить язык(и) доминирующей нации. Должны принимать политические ценности и культурные модели, соответствующие ценностям и моделям большинства, таким как религиозный плюрализм, гендерное равенство, свободные и состязательные выборы, свобода слова, верховенство гражданского права, — и отказываться от ценностей и моделей, которые всему этому противоречат, таких как законы шариата, клитерэктомия, принудительные браки, угнетение женщин, убийства ради чести» (см.: Сафран, 2011, с. 92-93). Нельзя прийти к обновленной национальной и тем более к европейской идентичности без готовности обеих сторон интегрироваться в европейский образ жизни.

Глобальный экономический кризис, охвативший мировую финансово-экономическую систему и приведший к падению производства, росту безработицы в развитых странах и экономическому банкротству ряда государств ЕС, усугубили ситуацию. В результате многие западноевропейцы винят сегодня в финансовом крахе 2008 г. евреев, а в перегрузке системы социального обеспечения — мусульман-иммигрантов.

Литература

Баят А. Ислам, исламизм и диалоги о культуре в Европе // Русские чтения. Вып. 3 (Сборник материалов программы Института общественного проектирования «Русские чтения» за январь-июнь 2006 г.). М., 2006. (Bayat A. Islam, Islamism, and Dialogues on Culture in Europe // The Russian Readings. Ser. 3 (Collection of Materials of the Program of the Institute of Social Designing « The Russian Readings». January - June, 2006). Moscow, 2006).

Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. (Islam. Encyclopedic Dictionary. Moscow: Science, 1991).

Лекция проф. Тарика Рамадана «Запад и "иная" цивилизация в XXI веке» //

198 _

ПОЯИТЭКГ. 2012. Том 8. № 1

http://rus.worldtopthinkers.com/docs/lek_tarik_Ramadan.doc (The Lecture of Prof. Tarik Ramadan «The West and "the Another" Civilization in XXI century» // http://rus.worldtopthinkers.com/docs/lek_tarik_Ramadan.doc).

Меркель считает, что концепция мультикультурализма не работает в Германии // http://www.gazeta.ru/news/lenta/2010/10/16/n_1560559.shtml (Merkel Considers the Conception of Multiculturalism Does Not Work in Germany // http://www.gazeta.ru/news/lenta/2010/10/16/n_ 1560559.shtml).

Носенко В. Толерантностью исламизм не одолеть. Варвары всегда побеждают там, где сопротивление выстраивается на фундаменте умиротворения // Московские новости. 2007. № 11. 19-25 апреля. (Nosenko V. Islamism Can Not Be Overcome by Tolerance. Barbarians Always Win Where Resistance is Built on the Base of Appeasement // Moscow News. 2007. N 11. 19-25 April).

Пинюгина Е. В. Мусульманское меньшинство как вызов современному европейскому государству (обзор актуальных исследований) // Политическая наука. 2010. № 1. (Piniugina E. V. Muslim Minority as Challenge to Modern European State (The Review of Actual Investigations) // Political Science. 2010. N 1: The Formation of State in Conditions of Ethnocultural Diversity).

Рамадан Т. Европа должна стать нашим домом. Участие в жизни общества вместо обособления: Европейские мусульмане должны учиться жить на Западе, не отрекаясь от своей веры // Intern. Politic. 2005. № 2. (Ramadan T. Europe Must Become Our House. Participation in the Life of Society Instead of Particularization: The European Muslims Must Learn to Live in the West Without Rejecting Their Faith // Intern. Politic. Moscow. 2005. N 2).

Риппбергер С. «Евроислам» — есть он или нет? // Немецкая волна // http://www.dw-world.de (Rippberger S. «Euroislam» — Does It Exist or Not? // The German Wave // www.dw-world.de).

Сафран У. Национальная идентичность во Франции, Германии и США: Современные споры // Политическая наука. 2011. № 1. (Safran U. National Identity in France, Germany and the United States: Modern Disputes // Political Science. 2011. N 1).

Сокар М. Ю. Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире: Автореф. дисс. канд. полит. наук. СПб., 2008. (Sokar M. Y. Politico-Juridical Specifity of Position of Condition of Women in Arabian World: Summary of Thesis of Cand. of Pol. Sc. Saint-Petersburg, 2008).

Тиби Б. Политизация религии // Intern. Politic. 2000. № 2 // http://ddm.iatr.az/ddm/tibru.html (Tibi B. Politization of Religion // Intern. Politic. 2000. N 2 // URL:http://ddm.iatr.az/ddm/tibru.html).

Тиби Б. Является ли ислам политической религией? // http://magazines.russ.ru/nz/2002/tib1.html (Tibi B. The Islam — Is It Political Religion? // http: //magazines.russ.ru/nz/2002/tib1 .html).

Четверикова О. Ислам в Бельгии и Нидерландах // Россия и мусульманский мир. 2005. № 7(157). (Chetverikova O. Islam in Belgium and Netherland // Russia and Muslim World. 2005. N 7 (157)).

Modood T. Multiculturalism: A civic idea. Cambridge, 2007.

Ramadan T. Jungen Muslime Europas befreien sich aus der Isolation // http://www.hgdoe.de/pol/ramadan04-00.htm

Ramadan T. Western Muslims and the Future of Islam. Oxford University Press, 2004.

Roy O. Euroislam: The Jihad Within? // The National Interest. 2003. Spring.

Steinbach U. Euro-Islam: Ein Wort, zwei Konzepte, viele Probleme // http://www.qantara.de/webcom/show_article.php/_c-469/_nr-325/i.html.

Tibi B. Human Rights in Islamic Civilisation and in the West // The West and Islam: Towards a Dialogue. Istambul, 1999.

Transatlantic Trends 2006. Marshall Fund. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.